Обыкновенный ваххабизм. Обыкновенный ваххабизм – еретическое течение в исламе
Обыкновенный ваххабизм – еретическое течение в исламе
Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII веке аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, в настоящее время являющееся официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Как ваххабитское характеризуется все то, что имеет отношение к этому учению. Чаще всего слово «ваххабизм» употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом.
Если исследователь обнаруживает объект, процесс или идеи, в отношении которых может быть установлена связь с учением Ибн-Абд-аль-Ваххаба, то речь должна идти именно о ваххабизме, ваххабитских идеях, ваххабитских группах и т. п. Однако сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).
Главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, – в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтади(а), то есть людьми, которые следуют религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) .
В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав Предисловие к «Книге единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Поэтому ваххабиты именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, «последователями благодетельных предков» (салафийюн).
Исламская тр
Из книги Ислам автора Из книги Он призвал меня автора Мюллер Йорг Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич Из книги Путь ко спасению автора Феофан Затворник5. ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОРЯДОК СТЯЖАНИЯ ДАРА ВОЗБУДИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИ Замечено уже было, что в разнообразии действий благодатных возбуждений особенного достоин замечания тот образ действия ее (благодати - Ред.), какой употребляет она в отношении к грешнику, уже испытавшему
автора Кукушкин С. А. Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.Обыкновенный человек Кто-то спросил Мастера Судзуки о его Учителе Йено:- Что было особенного в нем? Судзуки ответил:- Единственная особенность, которую я никогда не забуду, это то, что я никогда не встречал человека, который думал бы о себе, как о совершенно обыкновенном
Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав АлексеевичЛаврюха обыкновенный Поздней осенью, когда выпал снег, а вода в реке сделалась непроглядно черной, Лаврюха погнал леспромхозовский катер на ремонтный завод для замены двигателя - старый едва тарахтел. Кое-как сплавившись по течению до устья, прибился к пристани -
Из книги Ваххабизм В России. Теория и практика террора автора Мюрид ЭльВаххабизм в России. Предыстория «Цивилизации… становятся жертвами самоубийств, а не убийств» А. Дж. Тойнби Вынесенная в эпиграф к этой части книги цитата на взгляд автора вполне применима к ситуации, в которой оказалось мусульманское сообщество России. Враждебное
Из книги Ислам автора Курганова У.Ваххабизм в России. Внутренний фактор. Миграция Угрозы, связанные с процессами миграции в России, выглядят действительно заслуживающими внимания. Но главное, чего они действительно требуют - это изучения. Люди и структуры, делающие себе имя на теме угроз, исходящих от
Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр АлександровичВаххабизм Усложнение социально-экономических и политических условий вызывало появление в исламе новых сект. Так, среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против
Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр АлександровичВаххабизм Одним из массовых религиозных движений на мусульманском Востоке в XVIII – ХХ веках было движение ваххабитов, которое сыграло большую роль в жизни мусульманского мира. Главной идей, вдохновлявшей это движение была идея возврата к «золотому веку раннего ислама».
Из книги Бог не хочет страдания людей автора Ларше Жан-Клод Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр Из книги автораВаххабизм в Индии Ваххабизм проник в Индию, где от имени первого руководителя и идеолога Валиуллы (умер в 1762 году) его последователи и сторонники называют себя валиуллахами. Наибольшую известность ваххабизм стал приобретать с 20-х годов XIX века. В это время проповедником и
Из книги автораБог - творец бед есть верование еретическое Святые отцы позаботились о доказательстве того, что Бог не является творцом бед. В частности, они были вынуждены опровергать учения, которые подвергали опасности христианскую веру, утверждая под различными предлогами
Из книги автораВаххабизм и российские законы Ваххабизм наряду с идеями и постулатами, до которых российскому закону нет дела, содержит в себе основополагающие для ваххабизма положения и нормы, которые находятся в противоречии с российским законом и в случае их реализации или даже
«Обыкновенный ваххабизм «- документальный фильм, в котором раскрывается идеология ваххабитов, их методы и корыстные цели, а также цели тех, кто стоит за ними. Кавказкую молодёжь снабжают ваххабитской литературой, потом они устраивают на Кавказе войну.
Следы ваххабитов ведут в США, Англию, Израиль. «Обыкновенный ваххабизм», автор которого — Абдулла Алишаев, очень подробно раскрыл истинную сущность экстремистов, прикрывающихся религией ислам. Фильм охватывает события последних 15 лет в республике, когда в Дагестан зачастили эмиссары ваххабизма. В своих передачах и фильмах Абдула Алишаев пропагандировал традиционный ислам и борьбу с ваххабизмом — экстремистским течением в исламе.
«Я не собирался показать конкретного ваххабита, моей задачей было показать суть идеологии ваххабизма», — говорил после премьеры Алишаев. 3 сентября 2008 года Абдула Алишаев скончался от полученных ран. Накануне он был обстрелян двумя преступниками возле своего дома.
История зарождения, основные принципы и постулаты, а также основные методы и направления использования ваххабизма в геополитических целях.
ДеЛонг-Ба Н. Дж. Реформы Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2010. – 376 с.
Издательство «Ладомир» открывает новую серию «Исламский мир в лицах» книгой об одном из самых одиозных мусульманских мыслителей – основателе ваххабитского течения в современном исламе. Что и говорить, дерзкий замысел, тем более что в указанном сочинении делается попытка оправдать учение аравийского богослова, одно имя которого уже вызывает нехорошие ассоциации с той волной насилия, что накрыла мир на пороге XXI века. Как-никак наиболее одиозное сочинение Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба «Книга единобожия» внесено в список экстремистской литературы Минюстом России. Автор же рассматриваемого нами труда не только обильно цитирует формально запрещенные в нашей стране тексты, но и пытается сделать это в комплиментарном по отношению к основателю ваххабизма ключе.
Немного успокаивает то, что книга выпущена под эгидой Института востоковедения РАН и снабжена отрезвляющим предисловием директора указанного научного учреждения Виталия Наумкина. Упреждая возможные недоразумения, автор предисловия отмечает, что в рассуждениях американской исследовательницы «сквозят нотки несколько наивного романтизма». Наивность и романтизм были бы простительны, если бы речь не шла о последователях самого кровожадного движения, объявившего войну во имя торжества религиозного фанатизма всем и вся в этом мире. Оригинальное название книги точнее перевести так: «Ваххабитский ислам от возрождения и реформ до глобального джихада». В этом вся суть принципиального противопоставления, которое делает американка, – сам аль-Ваххаб «возродил» чистоту ислама, а призывы к насилию – это извращение современных идеологов и деятелей террора, только по недоразумению причисленных к истинным ваххабитам.
Натана ДеЛонг-Ба изо всех сил пытается доказать, что представления о распространении правоверия у аль-Ваххаба и современных экстремистов радикально различаются. Богослов XVIII века говорит о преимуществах мирной проповеди, а священную войну признает только в случае необходимости локальной защиты той или иной мусульманской общины. Бен Ладен и другие современные апологеты террора, наоборот, выступают за тотальную войну со всем немусульманским миром ради насильственного принуждения человечества к принятию ислама. Аль-Ваххаб за мирное и взаимовыгодное сосуществование с иудеями и христианами, радикалы нашего времени убеждены во всемирном заговоре «сионистов и крестоносцев» против ислама.
Но где же идеологические корни нынешнего исламского терроризма, если не во взглядах аравийского проповедника чистого ислама? ДеЛонг-Ба обнаруживает их как в средневековой традиции, так и в радикальной мысли середины XX века. По мнению американки, на систему взглядов бен Ладена и «Аль-Каиды» в гораздо большей степени повлиял сирийский богослов XIII века Ибн Таймийя, разделивший мир на «земли ислама» и «земли неверия», между которыми возможно только противостояние. Эти идеи дошли до современных джихадистов в адаптированном виде через сочинения основателя «Братьев-мусульман» египтянина Сейида Кутба, всю жизнь боровшегося с «сионистско-христианским заговором» и правительством собственной страны.
Однако Натана ДеЛонг-Ба не может отрицать того заряда непримиримости, который присущ учению аль-Ваххаба о чистом единобожии. В книге он представлен чуть ли не первым в истории приверженцем прав человека, прежде всего женщин. Целый раздел монографии носит странное название «Женщины и ваххабиты: в защиту прав женщин». Но разве не аравийский «правозащитник» боролся с «недозволенными новшествами», выкорчевывал священные рощи, разрушал суфийские надгробия, обличал шиитов и призывал строго карать нарушивших строгие предписания ислама в области секса? С особым рвением аль-Ваххаб призывал уничтожать колдунов и ворожей – и вот в секторе Газы совсем недавно растерзали женщину за «колдовство». Исламская утопия – по аль-Ваххабу – в действии! Пусть на самом богослове не лежит очень уж тяжкая – хотя и тут можно поспорить – вина за личные проявления нетерпимости, но заряд радикального отношения к иному мнению и многовековой культурной традиции, наслоившейся на ислам, он дал многим поколениям своих последователей. Тому есть европейская аналогия. Пусть некоторые германские философы и поэты не запачкали своих рук в крови, но их все равно считают идейными вдохновителями Освенцима.
Почему же американская исследовательница взялась разбирать труды основателя ваххабизма с целью его реабилитации? Ответ можно найти в происхождении самой Натаны ДеЛонг-Ба: она родилась в семье протестантских пасторов, судя по всему, фундаменталистской ориентации. Отсюда симпатии к неистовому ригоризму ее мусульманского героя, приверженности его букве Священного Писания, пусть и не христианского. Такая аналогия проводится в самом тексте книги (с. 22). Кроме того, английский оригинал увидел свет в 2004 году, то есть еще при президентстве Джорджа Буша-младшего, чья семья тесно связана деловыми интересами с саудовской монархией. Стремление показать якобы непреодолимую пропасть между классическим ваххабизмом, который исповедуют жители и элита королевства, и идеологией бен Ладена могло стать основополагающей причиной для написания этой книги. Тем самым американцев призывали не бояться контактов правящих кланов США с Саудовской Аравией. Русское издание книги может преследовать ту же цель, но уже в отношении российско-аравийского сближения.