Необычное оружие второй мировой войны. Самое необычное оружие второй мировой войны
К огда по весне отрастала зеленая травка, овощные базы как-то скисали и наконец пропадали совсем. Однако им на смену уже шли гораздо более обременительные командировки в подшефный колхоз, престарелые обитатели которого вылезали из своих полусгнивших изб и приступали к весенним полевым работам. Пока шла пахота или сев яровых, большой помощи им обычно не требовалось. Однако с середины июня, когда в лугах разворачивался покос кормовых трав, и до самого октября - уборки позднего картофеля, капусты и корнеплодов - проектные институты буквально лихорадило от колхозных разнорядок. Тем более, что на осень приходился еще и самый пик работ на овощной базе.
Почти все колхозные выезды горожан так или иначе были связаны с уборкой урожая - сена, зерновых культур и особенно овощей. Случалось, что инженеров понуждали ухаживать за коровами и прочей живностью; однако горожане вовсе не умели с ними обращаться, во множестве получали травмы и даже увечья, а скотина, со своей стороны, начинала так интенсивно дохнуть, что власти сочли за лучшее впредь не сводить их вместе.
Самым легким и приятным считался однодневный выезд.
Ранним утром к дверям института подкатывала колонна автобусов с флажками. Несколько отделов в полном составе грузились туда и с песнями и шутками ехали за сто верст на отдаленное поле, где сквозь крапиву и лебеду матово белели упругие цилиндры кабачков. Шпарило солнце, трещали кузнечики, поблескивала роса, от влажной травы восходили и растекались душистые испарения. От группы амбаров на горизонте отделялась темная точка грузовика; то ныряя в ложбину, то вспыхивая стеклами на очередном склоне бугра, она с рычанием подкатывала к пестрой, почти курортной толпе горожан.
Из кабины выпрыгивал бригадир в сапогах и с бумагами; уполномоченный от института вступал в переговоры; наконец по его команде все кое-как разбирались цепью и, спотыкаясь и путаясь в траве, начинали наступление в сторону леса. Женщины шарили в бурьяне брезентовыми рукавицами, мужчины подбирали срезанные кабачки и несли их к дороге, где еще несколько человек грузили мешки и, завязав веревками, натужно закидывали в кузов. Из удалявшейся цепи потянулись пострадавшие: кто потерял в бурьяне нож, кто порезался, кто упал носом в крапиву. Шоферы, курившие в кружок у автобусов, охлопывали слепней. Гора мешков в кузове постепенно росла. Отдельные фигурки уже махали руками с опушки. Бригадир, расписавшись в бумаге и затоптав окурок, лез обратно в кабину, и грузовик с ревом удалялся.
По вытоптанному полю брели к автобусам усталые фигуры, иногда нагибаясь за пропущенным кабачком. Рассевшись группами на обочине, где почище, жевали бутерброды, запивая чаем из термосов. Погода между тем начинала портиться, водители проявляли нетерпение, и наконец вся колонна пускалась в обратный путь.
О днако подавляющая часть колхозных работ осуществлялась вахтовым методом.
Каждая московская организация была прикреплена к определенному колхозу, который чаще всего находился по тому же направлению от города, куда тяготела и сама организация. Заключался договор об оказании шефской помощи, на основании которого московское предприятие обязывалось высылать для работы определенное число сотрудников на известный срок, а колхоз предоставлял им жилье, питание, транспорт и, подобно овощной базе, оплату за трудодни.
Первая партия отправлялась в начале июня на заготовку сена, и после того их товарищи, сменяя друг друга, трудились в колхозе до середины ноября, когда заканчивалась уборка картошки и уже вовсю сыпал снег; таким образом, суммарно выходило как раз полгода. Дирекция института разверстывала повинность по отделам пропорционально их численности; там бранились, но деваться было некуда. Обыкновенно отъезжали сменами человек по пятнадцать-двадцать, причем колхоз, исходя из планируемых работ, оговаривал пропорцию мужчин и женщин. Смена уезжала на десять дней, чтобы работать и в выходные; за воскресенье каждому начисляли по три отгула, за субботу почему-то два, будни приравнивались к работе на своем месте.
Если овощные базы вызывали у всех сотрудников одинаковое отвращение, то поездки в колхоз расценивались очень по-разному. Одни приравнивали их к стихийному бедствию и едва удерживали слезы. Другие, напротив, радовались, что можно надолго вырваться из семьи, забросить постылые чертежи, работать руками на свежем воздухе, днем загорать, а вечером пьянствовать и строить амуры. Поэтому всегда находились колхозные завсегдатаи, которых даже приходилось удерживать, чтобы они не позабыли окончательно своей профессии. В любом случае никто не оставался на две смены подряд. Но несмотря на присутствие энтузиастов, прочим сотрудникам (за вычетом самых главных, самых старых и самых больных) ежегодно светила по крайней мере одна продолжительная поездка. Эти отлучки, накладываясь на сезон отпусков, настолько обескровливали проектные организации в летнее время, что работа там еле теплилась.
Иногда, как и в случае с базами, дирекция нанимала фиктивных работников, которые торчали в колхозе полный срок. Однако тамошнее начальство их не жаловало, потому что они быстро втягивались в беспробудную местную пьянку и уже ничего не хотели делать.
В назначенное утро группа сотрудников, одетых в старые куртки, потертые джинсы и сапоги, с рюкзаками и сумками переминалась у дверей института. Одни, собравшись в кружок, оживленно беседовали, то и дело откидываясь назад в порывах хохота; другие понуро бродили вокруг. Работники разных отделов знакомились между собой. Мужчины и женщины оценивающе оглядывали друг друга, прикидывая шансы. Подъезжал старенький потрепанный ПАЗик; старшой перекликал собравшихся по списку, и наконец автобус трогался в направлении родного колхоза.
Всякий колхоз состоял из целого конгломерата всевозможных угодий, беспорядочно раскинутых на огромных пространствах. В него входило по десятку сел, множество полей, ферм, хранилищ, машинно-тракторных станций (МТС), подсобных лесопилок, покосов, игрушечная электростанция на запруде и Бог весть что еще. В сущности, это было свое маленькое государство, которым безраздельно управлял председатель, гнездившийся в центральной усадьбе. Обычно для нее выбирали самое крупное в колхозе село, удобно расположенное вблизи железных или шоссейных дорог. Посередине на площади поднимался кирпичный корпус правления; перед ним среди тщательно выполотых клумб торчал памятник Ленину. Асфальтированные тротуары быстро обрывались в грязь, по которой шлепали пьяные трактористы в сапогах и осторожно семенили московские дачники.
Во все стороны от села растекались пыльные проселки, по мере удаления становившиеся еле заметными в траве колеями. Поля то сбегали к болотистым ложбинам, где звенели комары и одуряюще пахла таволга, то прерывались клиньями уцелевшего темного леса, создавая такую чересполосицу, в которой могли разобраться одни местные жители. Заезжий москвич, колеся по проселкам, не мог понять, видел ли он уже эту группу амбаров, или они только похожи. В этой заколдованной местности произрастали всевозможные плоды земные, коих и требовалось убирать.
Автобус, волоча за собой шлейф бурой пыли, вкатывал на тихую улицу почти заброшенной деревни, где колея терялась в гуще мелкой курчавой травы. За покосившимися заборами буйствовала нетронутая зелень, сквозь которую проглядывали остовы изб с просевшими до дыр скатами крыш и накрест забитыми окнами. Кое-где на лавочках отдыхали грязные старики с испитыми, коричневыми от солнца, морщинистыми лицами; по мягкой траве с криком носились их московские внуки. Аллея столетних дубов и широкие, заросшие ряской комариные пруды на другом краю деревни свидетельствовали о ее благородном происхождении. На середине длины улицы белел бетонный цилиндр колодца с изогнутой ржавой ручкой; возле него, оживленно гомоня, толпились отъезжающие сотрудники предыдущей смены.
За калиткой, в зарослях ничейной малины, поблескивали стекла веранды выделенного москвичам дома. Почти всю ее длину занимал грубо сбитый обеденный стол, заваленный стопками свежевымытой железной посуды армейского образца. Стол окружали узкие шатучие лавки. В углу белел пожертвованный институтом холодильник, напротив притулилась газовая плита.
В центре самой избы стояла бездействующая русская печь; от нее в разные стороны расходились перегородки, деля общий посторный объем на несколько комнат. Все перегородки не доставали до потолка, чем с удовольствием пользовались бесчисленные мыши, мухи и комары, непрестанно циркулировавшие по помещению. В комнатах стояли железные армейские кровати, накрытые пыльными одеялами, ломаные стулья и тумбочки. Вместо дверей с косяков свисали чумазые занавески. Пахло куревом, грязным бельем и какой-то канцелярщиной, как нередко бывает в сторожках.
Женщины и мужчины располагались в разных комнатах, занимали приглянувшиеся кровати и, разобрав свои вещи, отправлялись гулять по деревне. Избранный еще до отъезда кашевар приступал к изготовлению нехитрого солдатского обеда из жареной картошки с тушенкой. Он вообще не ходил на работу и целыми днями хозяйничал в избе со сменным помощником. Кашеварами нередко записывались самые любвеобильные сотрудницы и выбирали помощников по своему усмотрению.
Ч асов в семь утра на веранде поднимался металлический звон посуды. Дежурный помощник в насквозь промокших штанах, чертыхаясь, волок от колодца два плескавшихся полных ведра. Самые бодрые уже сидели на кроватях, производя возможно больше шума, чтобы разбудить остальных. Страдальчески морщась, из-под одеяла выползал интеллигент с распухшим от ночного укуса глазом и чесался. Другие предусмотрительно заматывали голову рубашкой и дышали неизвестно куда. На веранде пыхтел вскипяченный для бритья чайник. С крыльца на свежий утренний ветерок выползали полуголые фигуры с полотенцами и плескались у рукомойника. Кашевар гремел половником по кастрюле: пора завтракать. В мисках дымилась приятная с голодухи тюря; кто-то самый любезный разливал по кружкам черный крепчайший чай. Люди здоровались, садились, разбирали крупно нарезанные ломти хлеба и сосредоточенно звенели ложками. На дороге уже сигналил вчерашний автобус. Все занимали места и отправлялись через поля и перелески туда, где их ждал бригадир.
На просторном скошенном лугу ветерок шевелил разбросанные ряды золотого сохнущего сена. Неспешно ползущая машина подцепляла его длинными вилами и затаскивала внутрь себя, а из задней дверцы, будто навоз, комично вываливались большие, прямоугольные, перевязанные накрест двадцатикилограммовые брикеты. Мужчины, разбившись парами, шли следом и, поднатужившись, забрасывали их через борт ползущего рядом грузовика; некоторые ухитрялись проделывать это вилами в одиночку. Наверху дежурил вдрызг залепленный травяным мусором человек и растаскивал брикеты по кузову. Колючая сенная труха засоряла глаза, чесалась в носу, першила в горле, разъедала потную кожу. Люди, склонные к аллергии, уже через четверть часа окончательно выходили из строя и больше здесь не появлялись.
С середины июля стартовала уборка зерновых. Теперь главная работа смещалась на ток, куда пыльные самосвалы непрестанно сгружали обмолоченное комбайнами зерно. Длинные гряды этого зерна тянулись по поверхности бетонной площадки между двумя линиями крытых загонов. С одного конца гряды наползал огромный тарахтящий сундук и, вибрируя всеми частями, медленно поедал зерно. Золотые полоски струились внутри вверх и вниз и наконец по транспортеру высыпались далеко вбок, образуя сзади другую, параллельную гряду очищенного зерна, а в противоположную сторону под давлением выстреливались черно-зеленые семена сорняков. Чтобы не сгребать их по всей площадке, под струю подставляли ведро, которое наполнялось с пугающей быстротой. Тогда следовало сменить его на другое и поскорее тащить к забору, где уже вздымалась гора отходов.
Перед отправкой на хранение в городской элеватор зерно хорошенько высушивали, чтобы оно там не взопрело и не возгорелось. Для этой цели поодаль маячили громоздкие бункера сушилок, в которые засыпалось много зерна, а снизу подавался нагретый воздух. Однако то ли пропускная способность их была низка, то ли горючего жалко, но большую часть урожая приходилось сушить по старинке. Для этого очищенное накануне зерно перебрасывали лопатами в просторные крытые загоны, пока там не набиралось его с метр толщины, и ждали.
Дня через два из-под навеса уже тянуло влажным теплом. Тогда проектировщики, вооружившись совковыми лопатами, храбро лезли внутрь и начинали перелопачивать, т.е. перекидывали зерно из одного угла в противоположный, чтобы разогревшийся нижний слой остывал наверху. Главная проблема заключалось в том, что зерно накануне протравливали химикатами, и теперь людям приходилось работать в облаке ядовитой пыли. Их стандартно вооружали душными масками-респираторами, фильтровавшими при дыхании ядовитую пыль; однако в дневные часы, когда солнце накаляло крышу навеса, а разогретая пшеница обжигала сапоги, пользоваться ими было не так-то просто. Многие вообще забрасывали их в сторону и работали так. Иногда в загон затаскивали длинную трубу, внутри которой вращался винт. Тогда работа сильно ускорялась. С одной стороны в трубу подгребали зерно, и она послушно выплевывала его с другого конца.
С середины августа разворачивалась наиболее трудоемкая картофельная страда и тянулась без перерыва до самых морозов. На грязных, сплошь покрытых сорняками полях желтели увядшие, обглоданные жуками стебли картошки. Вдоль окученных гребней, глубоко увязая в размокшей глине, тащился картофелеуборочный комбайн - странное горбатое сооружение, окрашенное суриком в ржаво-коричневый цвет. На спине его, словно мухи, сидели проектировщики, уставясь на ползущую мимо их носа черную резиновую ленту. Комбайн ковырял усами в земле, сдирая верхний слой, и затаскивал его наверх путаными звеньями транспортеров. По дороге осыпалось все лишнее, а клубни вместе с похожими на них камнями и комьями глины доползали до дежуривших наверху людей, и те едва поспевали выбрасывать мусор за борт. От комбайнов тянулись самосвалы, груженые россыпью.
Однако гораздо чаще по полю просто ехал трактор с плугом и неряшливо выворачивал клубни на поверхность. Следом брели фигуры с пустыми мешками и, наполнив их на три четверти, оставляли стоять, а сами шли дальше. Другие волоком стаскивали мешки в группы, где самые умелые скручивали их горловины и накрепко обвязывали веревкой. Подходил грузовик с безобразно высокими бортами; двое мужчин ухватывали мешок с обеих сторон, раскачивали и ловко забрасывали наверх. Те, которые так не умели, надсадно корячились у самых колес, поднимая мешки над головой и переваливая через борт. Сверху у них принимали еще несколько человек, громоздя мешки выпирающим к небу горбом.
Грузовики чередой уходили в сторону гигантской сортировки, которая гремела и тряслась, распределяя клубни по степени крупности. Некоторые оставались в колхозе на семенной материал, самые мелкие скармливались скоту, прочие ждали отправки на овощные базы города. Тем не менее все они сыпались с транспортеров в мешки, которые теперь приходилось кидать в кузова целыми часами без передышки. Сперва это казалось невозможным; руки отваливались, поясницу саднило, липкий пот застилал глаза. Однако изо дня в день работа шла все сноровистее, так что со временем никто уже не считал количество перебросанных тонн.
Иногда горожанам раздавали ржавые штыковые лопаты, и они, перепачкавшись до ушей, выковыривали из глины длинную оранжевую морковь. Другие пихали ее в мешки и тем же порядком грузили в кузов. Свеклу и редьку примитивно дергали за ботву.
В сентябре созревал кормовой турнепс - гигантские сочные корнеплоды с грубым вкусом, которые обожал скот. Иные вырастали длиной чуть не в метр и сантиметров двадцати в диаметре; они целиком торчали на поверхности, словно пни или кактусы, с дурацкими клочьями листьев наверху, которые легко отрывались. В землю, будто якорь, уходил мощный стержневой корень. Забавно было смотреть, как городские интеллигенты, разъезжаясь в глине ногами, тщетно дергают и толкают упрямый цилиндр, пока не полетят вместе с ним носом в грязь. Более умелые ловко поддавали его ногой под низ, словно футбольный мяч. Женщины, вооружась устрашающими ножами, отсекали корни и листья, и потерявший свою солидность корнеплод гулко бухался на дно самосвала.
Но веселее всего проходила уборка капусты. По всему полю рядами стояли лохматые зелено-голубые кочны на длинных чешуйчатых кочерыжках. Женщины ножами срубали их чуть ниже кочна, мужчины подхватывали и с большого расстояния метали в кузов самосвала, словно баскетбольные мячи. Тут начиналось соревнование: женщины старались нарубить как можно больше, чтобы мужчины не успели, а те кидались, словно автоматы, и не давали женщинам разогнуться. Когда кузов почти наполнялся, иной скользкий кочан, пролетев по касательной, шлепался на головы работавших с той стороны. Оттуда принимались кидаться уже нарочно; кто-нибудь выдергивал хилый кочан и, ухватив за кочерыгу, размахивал им, словно гранатой. Это называлось "капуста с ручкой"; запущенная в неприятеля, она смешно кувыркалась в воздухе, растопырив дряблые листья; кто-нибудь на лету подхватывал ее и посылал обратно. Наконец грузовик уезжал, и раскрасневшаяся бригада усаживалась отдыхать на обочине.
В середине дня появлялся автобус и отвозил всех к избе, где счастливая дама-кашевар с ухмыляющимся помощником уже накрывали на стол. Пообедав, одни лежали плашмя на кроватях, другие ополаскивались под рукомойником. За окном гудел автобус, и начиналась вторая половина дня. Когда к половине шестого все окончательно возвращались назад, их ожидал ужин.
Дальше до самой ночи тянулось свободное время, которое каждый использовал по своему вкусу. Одни группами бродили по окрестностям, болтая о пустяках; другие в одиночку обследовали прилегающий лес на предмет грибов; третьи дома слушали радио; кто-то лез купаться в грязный пруд. Добровольцы с ведрами тащились на ближайшую ферму за парным молоком. Вдоль берега прогуливались трепетные пары, созерцая лунную дорожку на глади воды и отгоняя комаров веточкой. На веранде светила тусклая лампа, и желающим разливали молоко. По комнате пролетал ботинок и ударял в перегородку чуть ниже крысы. Иногда в дверь вваливался пьяный абориген с гармошкой; мужчины спешили со своими бутылками, и начинался концерт. Под окном сегодняшний помощник со смехом объяснял завтрашнему его обязанности.
Любая война — это ужасно. А тем более, когда война обретает такие масштабы, как это случилось со Второй мировой. Но при всех своих ужасах, эта война дала огромный толчок в развитии оружия и военных технологий. И все они начинались с прототипов и образцов, которые иногда оказывались весьма странными, если не сказать большего. О самых необычных вариантах оружия Второй мировой войны — в этой подборке.
Кривоствольное оружие.
Идеи огнестрельного оружия с изогнутым стволом для стрельбы из укрытий начали появляться ещё в XIX веке. Однако, их практическая реализация состоялась лишь в конце первой половины ХХ века. В СССР первое кривоствольное оружие появилось в 1940-х годах. Тогда в ходе экспериментов стволы искривляли у пулемётов Горюнова и Калашникова. Но дальше опытных образцов дело тогда не пошло. В Германии в 1943 году приспособления для стрельбы из укрытий были даже официально приняты на вооружение и применялись в реальных боевых условиях. Интересно, что в советской пропаганде тех времён такое оружие называлось «предательским» и «для трусливой стрельбы из-за угла».
Станковый противотанковый гранатомёт калибра 105 мм.
Практически под самый занавес войны, зимой 1945 года, немецкий концерн Rheinmetall-Borsig представил опытный образец нового противотанкового гранатомёта Hammer и кумулятивной гранаты для него. Габариты нового орудия получились весьма внушительными, да и вес за 40 кг, говорил о том, что использовать его можно только на станке. Впрочем, боевые характеристики были весьма неплохими: при стрельбе на дальность до 500 метров, 100% снарядов попадали в цель размером 1х1 метр. Вот только технические трудности, связанные с производством нового оружия, позволили полностью завершить работу над образцами лишь к маю 1945 года. А тогда было уже слишком поздно.
Суборбитальный бомбардировщик.
Проект гиперзвукового суборбитального бомбардировщика-космолёта под названием «Silbervogel» (Серебряная птица) — детище австрийского учёного доктора Ойгена Зенгера. Основным назначением этого самолёта была бомбардировка территории США, в частности Нью-Йорка, а также дальних промышленных регионов СССР — Урала и Сибири. Вес бомбовой нагрузки зависел от расстояния полёта. Так, например до Нью-Йорка за 6500 км «Серебряная птица» могла донести 6 тонн бомб. Максимальная же грузоподъёмность составляла 30 тонн бомб. В 1941 году этот проект был временно заморожен, поскольку не предполагал немедленной отдачи. О нём вспомнили лишь в 1944, пытаясь сделать из него «оружие возмездия». Однако, не смотря на успешные испытания прототипов в аэродинамических трубах, даже немецкому командованию было очевидно, что в тогдашней ситуации проект не удастся реализовать. В результате он так и остался чертежами на бумаге. И правильно, потому что более поздние послевоенные расчёты показали, что подобный аппарат даже в теории не мог функционировать так, как задумывал его создатель и просто развалился бы при входе в атмосферу.
От бумажных прототипов к реальному оружию. «Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Его создавали как бы «назло». Всё дело в том, что после Первой мировой войны, согласно Версальскому договору Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа. Всего было построено два 807 мм орудия. Первое получило имя «Дора», а второе — «Толстый Густав». В 1942 году орудие было применено при штурме Севастополя. Скорострельность орудия составляла всего два выстрела в час. Но снаряды были действительно ужасающими: вес 7 тонн, из них от 250 до 700 килограммов (в зависимости от типа) приходилось на взрывчатое вещество, прицельная дальность — 39 километров. Снаряд мог пробить 1 метр цельной стальной брони или 7 метров железобетона.
Ампуломёт.
Как гласит легенда, ампуломёт — детище блокадных ленинградцев, которые настолько обессилили от голода, что не могли самостоятельно бросать в противника бутылки с зажигательной смесью. В действительности же ампуломёт был придуман в московском КБ завода №145 имени Кирова. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что это оружие не только с успехом применялось, но даже и производилось в блокадном Ленинграде. Технически ампуломёт представляет собой небольшую мортиру, стреляющую стеклянными или тонкостенными металлическими ампулами с самовоспламеняющейся огнесмесью. Предназначался ампуломёт для поражения вражеской техники, а также пехоты в окопах и закрытых сооружениях. Использовался в основном для ближнего боя в виду своей небольшой дальности стрельбы — около 250 метров.
Миномёт-лопата.
Реальное оружие, принятое на вооружение и успешно выполнявшее свои задачи. Представлял из себя, как нетрудно догадаться из названия, гибрид малой пехотной лопаты и миномёта калибра 37 мм. Миномёт состоял из ствола, лопаты (она же являлась опорной плитой) и сошки с пробкой. Труба ствола соединена наглухо с казенником, в нём запрессован боек, на который накалывался капсюль вышибного патрона мины. По мере совершенствования средств вооружения, миномёт-лопата потерял свою актуальность в следствии недостаточной дальности огня и малой мощности мины, и в конце-концов был снят с вооружения.
Самоходная мортира «Карл».
Одна из самых мощных САУ своего времени, калибром 600 мм. Не смотря на то, что всего в боевых действиях участвовали только шесть установок, применялись они достаточно широко вплоть до окончания войны в 1945 году. Огневая мощь орудия была действительно впечатляющей: 2-тонный бетонобойный снаряд выстреливался с начальной скоростью 220 м/с пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Максимальная дальность полёта такого снаряда составлял 4,5 километра.
Однозарядный пистолет FP-45 Liberator.
Предельно простой конструктивно и очень дешёвый в производстве FP-45 Liberator планировалось забрасывать за линию фронта для использованиями партизанскими войсками и бойцами сопротивления. Пистолет состоял всего из 23 частей, получаемых в результате штамповки или прессования, а потому его себестоимость составляла 2,4 доллара. Силами 300 рабочих завода в Андерсоне за 11 недель было изготовлено около миллиона таких пистолетов. Однако, документальных подтверждений массовой заброски пистолетов нет. Лишь только около 25 тысяч единиц было передано в Великобританию для снабжения французского Сопротивления.
Телетанки.
Телетанками в Советском Союзе называли танки без экипажа, управляемые на расстоянии с помощью телеуправления по радиоканалу. Первым телетанком, принявшем участие в реальных боевых действиях, стал ТТ-26. Рычаги приводились в действие пневматикой: компрессор накачивал воздух в баллон, откуда он под давлением подавался на поршни манипуляторов. С помощью специального пульта, оснащённого по меньшей мере 20-ю кнопками, оператор мог заставить танк выполнить до 16 различных команд. При этом сам оператор находился в другом танке, следующем позади управляемого на расстоянии 500—1500 метров. Вооружение телетанка состояло из пулемета ДТ и огнеметной установки. Также иногда использовались 200—700-кг бомбы замедленного действия в бронированной коробке, которую танк сбрасывал около укреплений врага, что позволяло разрушать бункеры до четырёх уровней под землёй. Телетанки также были способны к использованию химического оружия, хотя оно не использовалось в боевых действиях.
Носитель зарядов «Goliath».
У немецкой стороны тоже были дистанционно управляемые машины. Наибольшую известность из них получил легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, который очень широко применялся гитлеровцами для уничтожения техники противника. Он был надёжен и достаточно дёшев в производстве, что позволяло использовать его в качестве робота-камикадзе. Имея собственный вес менее 400 кг, Goliath мог нести до 100 кг взрывчатки. Правда, в отличие от советских танков, управление производилось не через радиоканал, а с помощью кабеля. А его длина составляла максимум 700 метров. К тому же кабель был никак не защищён и легко перерубался осколками снарядов или сапёрной лопаткой.
Орудие Фау-3
Многокамерное артиллерийское орудие было также известно под названиями «многоножка», «трудолюбивая Лизхен» и «английская пушка». Орудие было разработано летом 1944 года и предназначалось для стрельбы ежечасно залпами из 300 снарядов в форме дротиков длиной 2,7 метра. «Дуло» орудия имело в длину 125 метров и теоретически, по крайней мере, могло достать Лондон из французской деревни Мимойек, находящейся в 8 километрах от Ла-Манша. Однако первые же испытания показали, что скорость снаряда достигала всего лишь 1 км/сек, т.е. была вдвое меньше скорости, необходимой для преодоления 160 км, отделявших Мимойек от Лондона.
Гитлер распорядился сделать 50 Фау-3, однако союзники успели разбомбить прототип орудия, который прятали в стогах сена, еще до запуска Фау-3 в производство.
В итоге были сделаны только два уменьшенных (длиной 45 метров) варианта Фау-3. Из них было произведено всего лишь несколько залпов. Поскольку никаких сведений о результатах стрельбы не сохранилось, можно утверждать, что они оказались не самыми удачными.
Их называли "Wunderwaffe" , что в переводе с немецкого означает "чудо-оружие" . Министерство пропаганды нацистской Германии ввело этот термин для обозначения новейшего военного оружия, которое превосходило боевые арсеналы других стран в технологическом плане. Большинство этих самых оружий не выходили из фазы прототипа. Они либо были придуманы слишком поздно, либо не оказали бы значительного влияния на ход войны.
Когда затянувшаяся война начала уже разорять Германию, министерство пропаганды в целях повышения боевого духа постоянно упоминала об этих самых "чудесах германской науки ". Но на самом деле, создать подобного типа вооружение потребовало бы долгих лет проектировки и тестирования. И потому почти не было надежды, что Третий Рейх успеет использовать это в бою до конца военных действий.
15. Гусеничные самоходки "Голиаф"
Союзники называли их "плавучими золотомойками
". Они стали использоваться в 1942 году на всех фронтах. Шахты были на дистанционном управлении, и к ним были прикреплены бомбы. Они были малы и тащили на себе 70 килограмм взрывчатых веществ со скоростью 9 км/час. Это не плохой показатель, если учитывать тяжесть груза. Вся их слабость состояла в том, что они управлялись джойстиками, соединёнными длинным кабелем.
Британские солдаты поняли, что нужно всего лишь перерезать провода. После этого "Голиаф " уже не использовался на вооружении. Около 4600 экземпляров было произведено за время войны. Данное изобретение оказалось слишком медленным и неудобным для войны. Сейчас их можно встретить в военных музеях Европы и Соединённых Штатов.
Как и предшественник, крылатые ракеты V-1 и V-2 были "оружием мести
" нацистской Германии. Они использовались для нанесения урона по целям в Великобритании и строились на склонах. Пушка V-3 была основана на многозарядной теории, во время тестирования пушек в мае 1944 выявилась дальность стрельбы - около 88 километров. Последующие тесты подтвердили способность снарядов долетать до точек на расстоянии 95 километров.
Но всего лишь две пушки этого типа были произведены. В 1945 году оставшиеся пушки применяли для бомбардировки освобождённого Люксембурга. Этот вид оружия доказал свою неэффективность, из 183 выстрелов лишь 142 приземлились, убив только 10 человек и ранив 35. "Дубликат " пушки в Лондоне не сделал ни одного выстрела.
13. Радиоуправляемый самолёт-снаряд "Henschel HS 293"
Эта противокорабельная ракета была, наверно, самым эффективным оружием войны. Она уничтожила множество военных эсминцев и торговых судов. В длину 4 метра и весом почти в тонну, они были выпущены "тиражом
" около 1000 образцов для немецкой военной авиации Люфтваффе. Такой самолёт представлял собой планер с прикреплённой внизу ракетой и 300 килограммами взрывчатки в боеголовке.
Основными их целями были небронированные военные корабли. Затем модель под названием "Frit X " была выпущена уже для бронированных судов. После запуска бомбы, спустя несколько секунд ракета разгоралась и медленно летела к намеченной цели, оставляя за собой след так, что пулемётчик мог наблюдать за процессом. Серьёзным недостатком являлось то, что бомбардировщику нужно было сохранять прямую траекторию движения вместе со стабильной скоростью, лететь на высоте параллельной цели для сохранения дистанционной линии с ракетой. И это означало то, что бомбардировщик не сможет уйти от преследования вражеских бомбардировщиков, если те попытаются перехватить его. Для уклонения от преследования пришлось бы остановить атаку.
Такие ракеты были впервые использованы в августе 1943 и одна из них даже потопила британский сторожевой корабль . Через некоторое время армии стран антигитлеровской коалиции нашли способ использования радиочастот ракеты для того, чтобы мешать ими управлять. Разумеется, это существенно снизило их эффективность на всю оставшуюся часть войны.
Разработанный в конце 1930-х, Сильбервогель, имевший прозвище "Серебряная птичка
", являлся суб-орбитальным бомбардировщиком на жидкостном питании. Говоря проще, это был межконтинентальный самолёт, способный поражать дальние цели. Он способен "носить
" бомбы весом до 3500 килограмм. Для того времени он был слишком продвинутым и инженеры столкнулись с многочисленными техническими проблемами. И в 1942 году проект отложили, а отведённые для него средства были перераспределены другим проектам.
Немецкую "" часто считают первой штурмовой винтовкой. Её дизайн был настолько успешен, что современные винтовки М-16 и АК-47 позаимствовали свой дизайн у неё. Поговаривают, что сам Гитлер под впечатлением дал ей такое название. Это была уникальная задумка, которая воплотила в себе характеристики карабина, автоматической винтовки и пулемёта. Это было одним из самых новаторских аксессуаров того времени. На первом месте был "Zielgerat 1229
", оснащенный системой ночного видения под кодовым названием "Вампир
".
Он весил около 5 килограмм и был связан с аккумулятором в портфеле на спине стрелка. Затем следовал так называемый "Krummlauf " с изогнутым стволом, позволяющим стрелять по сторонам. Нацистская Германия первой реализовала эту давно существовавшую идею. Эти винтовки имели несколько версий, в зависимости от угла наклона. Но как бы то ни было, они не были удачны, после серии выстрелов винтовка переставала работать из-за оказанного давления. И несмотря на реализованный замысел, всё-таки StG 44 появилось слишком поздно, чтобы как-то повлиять на ход боевых действий.
"Великий Густав
" был самой большой и мощной пушкой в истории! Он был разработан компанией ""Krupp Industries
"" и, наряду с "Дорой
", был самым тяжёлым железнодорожным оружием. "Густав
" весил 1350 тонн и мог метать заряд на расстояние в 45 километров. Вы представляете как выглядит 7-тонный заряд? Он очень большой!
Так почему же союзники не сдались сразу как только увидели эту огромную машину? Ну теперь подумайте : железнодорожное . Для управления им требовалось 2500 солдат, для поставки его на рельсы нужно было 2 дня. Его можно было перевозить лишь в разобранном виде, а потом собирать снова. И для простой перезарядки требовалось полчаса! Также "Густав" сопровождался несколькими самолетами Люфтваффе для его защиты.
Единственный раз, когда эта махина действительно помогла немцам, была осада Севастополя в 1942. Этот бегемот был чудом техники, но совершенно непрактичен. "Густав " и "Дора " dpjhdfkb в 1945 для предотвращения их попадания в руки союзников. Но советские вооружённые силы смогли восстановить его и гигантское отправилось в Советский Союз.
9. Радиоконтролируемая бомба Ruhustahl SD 1400 ""Fritz X""
Её звали "Fritx X
", радиоуправляемая бомба воздушного базирования. Как и вышеупомянутая HS 293, эта ракета тоже предназначена для бомбардировки кораблей, но только хорошо бронированных. У неё была превосходная аэродинамика, четыре маленьких крыла и хвост. Fritx X выглядел очень грозно в глазах противников. Предок современных бомбардировщиков выдерживал 317 килограмм взрывчатки и основывался на радио-командной сигнальной системе, что делало его одним из самых высокоточных оружий в мире.
Эти бомбардировщики были размещены на Мальте и Сицилии в 1943 году, и были высокоэффективны. 9 сентября 1943 нацистское командование отправило самолёты для обороны осаждённого Рима. Бомбардировщики потопили несколько британских и американских военных судов. Лишь 200 бомб из имевшихся 2000 сбросили в цель. Вся сложность заключалась в невозможности бомб менять направление. И потому для атаки целей самолетам приходилось летать прямо над ними, что делало их уязвимыми перед вражескими налётами.
Этот танк под кодовым названием "Мышка
" был самым тяжёлым из когда-либо существовавших! Такой супертанк весил 188 тонн. И именно его огромная масса стала причиной того, что его так и не запустили в производство. Предполагаемая скорость данного танка оставляла желать лучшего. Также его вес не мог позволить ему даже переехать мост, но в определённых обстоятельствах танк мог бы проплывать под водой. Главным его предназначением было продавить оборону противника без каких-либо потерь и повреждений. В конце концов, "Maus
" оказался слишком дорогостоящим для производства и крайне неудобным.
Создали всего два прототипа танка, но перед самым концом войны немцы их уничтожили, опять же из-за боязни попадания в руки союзников. Русским удалось собрать обломки и перевезти их в СССР, где все они были собраны в единый танк. Сейчас он находится в танковом музее на западе от Москвы.
Предыдущий танк показался вам большим? По сравнению с этой моделью он просто маленькая игрушка. Этот супер-мега-танк был самым огромным и тяжёлым танком фашистской Германии. По всем планам он должен был весить 1000 метрических тонн и оборудован артиллерией, которая есть только на военных эсминцах. Просто представьте машину 35 метров длиной, 14 метров шириной и 10 метров в высоту! Для управления таким танком требовалось 20 человек персонала. Такие размеры были настоящей головной болью для инженеров, ведь из-за такой массы не только мосты, но и дорога начала бы крошиться на глазах.
Инженер Альберт Спир, занимавшийся разработкой машины, считал задуманный дизайн нелепым. Его постройка была бы абсолютно невыгодна. Тем не менее, несмотря на жаркие дискуссии и отговорки, Спир отменил проект в 1943 году. Даже прототип танка не был до конца разработан. Но, к тому моменту, командование ВС уже взялось за разработку другого танка Landkreuzer P.1500 Monster .
Ho 229
известен как первый в мире невидимый бомбардировщик. Данный самолёт мог перевозить с собой груз в 1000 килограмм на скорости 1000 километров/час. Двое немецких энтузиастов стали его изобретателями. Братья Хортен заявили, что для поглощения электромагнитных волн они смешивали клей для дерева с пылью. Таким образом, братья-инженеры сделали большой прорыв в стелс-технологии.
Аппарат был успешно протестирован в 1944 и было заказано 20 самолётов для производства. Но к концу войны союзники смогли обнаружить лишь его прототип и незаконченную модель. Реймар Хортен после войны бежал в Аргентину, где продолжал свою работу до самой своей смерти в 1994 году.
Уолтер Хортен стал генералом немецких войск и скончался в 1998. стал примером для производства новых бомбардировщиков ВВС США, ныне сам оригинал находится в Национальном Музее Авиации в Вашингтоне.
Германские учёные долго думали над разработкой звуковых пушек, звук которых был бы способен разорвать человека изнутри. Наибольшую лепту в этот проект внёс учёный Ричард Валаушек. Пушка состояла из метановой камеры сгорания, ведущей к двум параболическим отражателям диаметром 3 метра. Эти самые отражатели детонировали вокруг с частотой 44 Гц, и были также связаны с огневой трубой. Труба, при помощи метана и кислорода, издавала оглушающий звук, способный вызывать головокружение и тошноту на расстоянии в 270 метров. Оказываемое звуковой волной давление могло быть смертельным в радиусе 50 метров от пушки!
Я не учёный и не понимаю, как это всё работает. По-видимому, этот вид оружия был протестирован только на лабораторных животных. Разумеется, такой большой аппарат стал бы лёгкой мишенью для вражеской авиации. К тому же, из-за поломки одних только рефлекторов, перестала бы работать вся машина, что также являлось существенным недостатком. Не трудно догадаться, что пушка так и не была использована на практике.
Исследователь аэродинамики, член Националистической Партии Австрии, доктор Марио Зиппермайр, долгое время работал над созданием зенитного оружия для армии Рейха. В конце он пришёл к выводу, что сильные вихри могут сбивать вражеские самолёты. Такая пушка работала, производя взрывы в камере сгорания, выпускаемые через сопла и направляемые в сторону мишени. Он построил масштабную модель этого оружия и протестировал его на 4-дюймовой деревянной доске на расстоянии 180 метров. было успешно, и учёный начал полномасштабную работу над созданием пушек, способных сбивать самолёты союзников.
Всего было построено лишь две пушки. На практике эти изобретения оказались не столь эффективны, вихри не могли достичь необходимой высоты для попадания по самолётам. Зиппермайр попытался увеличить диапазон пушки, но война уже успела завершиться. Американцы обнаружили первую пушку уже заржавевшей и брошенной на военном складе в Хиллерслебене. Вторая же была уничтожена в конце войны. После окончания Второй Мировой доктор остался жить в Австрии, отказавшись работать ни на американцев, ни на русских, как многие его современники.
Вы уже слышали про звуковую и вихревую пушку, и теперь настало самое время для солнечного оружия. Это была одна из самых успешных задумок нацистских учёных
. Теоретически, это должно было быть орбитальное , способное концентрировать солнечный свет в определённой точке Земли. Впервые идея создать такой вид оружия посетила в 1929 немецкого физика Германа Оберта. Его задумка представляла собой космическую станцию со 100-метровым вогнутым зеркалом, используемых для "собирания
" солнечного света и отражения его на Землю в качестве оружия.
С началом войны группа учёных начала реализацию этого проекта. Они считали, что генерируемого тепла будет достаточно для того, чтобы вскипятить океан и превратить города в пепел. Экспериментальная модель солнечного оружия была найдена надвигающейся армией США в 1945 году. Отвечая на вопросы следователей, немецкие учёные заявили, что проект обречён на провал.
Может эта ракета не настолько футуристична или фантастична как предыдущие пункты этого рейтинга, но она заслуживает попадания в данный список. Являясь одним из оружий серии "Орудия мести
". Кстати, этот вид ракет был успешно применён при бомбардировке Англии. Дизайн был придуман в 1930, но "доведён до ума
" только в 1942. Что удивительно, Гитлера ракета совершенно не впечатлила. Про неё он сказал лишь следующее: "Обычный артиллерийский снаряд с большей дальностью полёта, и значительно большей стоимостью
". На самом же деле, V-2 была одной из первых дальноуправляемых баллистических ракет в мире.
Используя экстремально мощное жидкое топливо, эта ракета могла подняться вертикально вверх на 9 километров, затем самостоятельно изменить курс, регулируя топливо по мере необходимости. И перехватить её было практически невозможно. Впервые эта ракета была применена для бомбардировки Лондона в 1944 и показала очень хорошие результаты. Эти ракеты производились на военно-исследовательских полигонах под контролем фон Брауна.
При сборке использовался труд заключённых концлагеря. После войны, СССР и США поставили цель захватить как можно больше этих самых ракет V-2. Доктор фон Браун стал работать на США и развивать их космическую программу. Так, его ракеты V-2 положили начало космической эре.
1. Нацистские колокола "Die Glocke"
Их называли "Die Glocke
", что по-немецки означало "колокола
". По сей день не существует доказательств того, что этот проект действительно разрабатывался фашистскими учёными. Он представлял собой гигантский металлический колокол, почти 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Колокол был сделан из неизвестного металла и состоял из вращающихся цилиндров с металлической жидкостью Zerum-525
.
При "запуске" этого оружия (механизм его использования не известен), колокол создавал зону влияния радиусом 200 метров. В пределах этой зоны, ткани животных кристаллизировались, кровь свертывалась и растения увядали. Согласно неким источникам, несколько учёных погибли во время первого тестирования. Ещё было способно подняться над землёй и детонировать в цель, выпуская струей смертоносные радиоизотопы и вызывая смерть миллионов людей.
Основным источником для этого утверждения является польский журналист Игорь Витковски, который узнал о данном проекте из секретных документов КГБ, содержащих допрос офицера СС Якоба Спорренберга. Спорренберг говорил, что проект находился под руководством генерала СС Ганса Каммлера, исчезнувшего после войны инженера. Говорят, что он был увезён в Америку вместе с прототипом колокола. Единственные возможные вещдоки существования проекта - руины арок, прозванные "The Henge " и найденные в 3 километрах от военной фабрики. Возможно, это было специальное приспособление для проведения лабораторных испытаний оружия. И скорее всего, мы уже никогда не узнаем, существовал ли этот проект на самом деле.
Интересное , разработанное немецкими учеными для Третьего рейха. Некоторые модели оружия были непригодны для практического применения, или выявлялось большое количество недостатков при испытаниях. Но идеи учёных несомненно продвинули вперед научный прогресс.
Вторая мировая война была плацдармом для реализации самых фантастических проектов военных конструкторов. Гонка вооружений привела к созданию громадных пушек, радиоуправляемых бомб и субмарин-авианосцев.
Воздушные авианосцы
С начала 1930-х годов в СССР инженером Владимиром Вахмистровым разрабатывался проект «Звено», который предполагал использование самолета-носителя для заброски на дальние расстояния от 1 до 5 истребителей. Кроме расширения радиуса действия одномоторных самолетов, важнейшей задачей было применение истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для прицельного бомбометания крупными снарядами.
В качестве авианосцев использовались самолеты семейства Туполевых (ТБ-1, ТБ-3), в качестве истребителей – машины КБ Поликарпова (И-3, И-4, И-16). При использовании ТБ-5 и И-16 дальность полета истребителя увеличивалась на 80%, а бомбовая нагрузка – в 5 раз!
Во время одного из испытаний по ошибке истребитель был отсоединен от авианосца до готовности пилота, однако все обошлось. Любопытно, что «аварийный» самолет пилотировал сам Чкалов. Благодаря инциденту удалось выяснить, что образовавшаяся таким образом большая асимметрия никак не повлияла на управляемость авианосцем: истребители могли «отрываться» от самолета-носителя независимо друг от друга.
Боевое крещение «Звена» произошло 26 июля 1941 года. После ряда неудачных попыток бомбардировщиков взорвать Мост Карла I на Дунае в дальнейшем было решено использовать авианосцы. Тестовое задание заключалось в том, чтобы разбомбить нефтехранилище в румынской Констанце. В ходе авиаудара истребители с грузом бомб отсоединились от носителей на расстоянии 40 км от нефтехранилища и после успешного поражения цели вернулись на аэродром Одессы.
«B-4» и «Голиаф»
Гусеничная самоходная мина «Голиаф» использовалась Германией на протяжении всей войны и предназначалась для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и разрушения зданий. Радиоуправляемая машина имела небольшие размеры – 150 х 85 х 56 см и несла от 75 до 100 кг взрывчатых веществ.
В общей сложности в Германии было произведено 7564 «Голиафа», однако успешным этот проект назвать сложно, в первую очередь, из-за его дороговизны, а также из-за низкой скорости танкетки (9,5 км/ч), слабой проходимости, уязвимости провода и тонкой брони.
Самоходная установка «B-4» была гораздо крупнее «Голиафа». В отличие от последнего она была рассчитана на многоразовое применение, так как не врезалась в цель, а выбрасывала мину. Впрочем, и ее эффективность была низкой – очень часто выведенная из строя машина так и оставалась на поле боя.
«Дора» и «Густав»
Две немецкие сверхтяжелые пушки 800-мм калибра «Густав» и «Дора» были выпущены на концерне «Крупп» во второй половине 1930-х годов. В требованиях, предъявляемых к этим орудиям значилось, что они должны были пробить бетон толщиной 7 м, броню – 1 м, твердый грунт – 30 м. Максимальная дальнобойность орудия должна составлять 45 км и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.
Испытания «Доры» и «Густава» были закончены лишь в конце 1942 года. Орудия были поставлены в войска вместе с сотней снарядов 800-мм калибра, каждый из которых достигал 4 метров в длину.
«Густав» так и не был использован в сражениях, а «Дора» поучаствовала в войне лишь два раза. Орудие произвело 42 выстрела во время осады Севастополя и около 30 выстрелов при подавления Варшавского восстания. По мнению оружейного эксперта Александра Людеке, в итоге, эти технологические шедевры, оказались «пустой тратой рабочей силы и материалов».
Субмарина-авианосец
В 1943 году Япония приступила к разработке субмарины I-400, которая должна была стать самой большой подлодкой Второй мировой. Всего было построено три субмарины из запланированных 18-ти. Первая спустилась на воду 30 декабря 1944 года, следом за ней вторая, третья очень долго достраивались, но так и не вышла в плавание.
Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».
Для того чтобы освободить место под самолеты топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов расположили над корпусом в центральной части лодки. Длина подлодки достигала 122 метров, водоизмещение составляло 3530 тонн, а состав команды насчитывал 144 человека.
Две субмарины I-400 и I-401 решили использовать в августе 1945 года при проведении операции «Хикари» по уничтожению американских авианосцев возле атолла Улити. Однако к моменту начала операции Япония объявила о капитуляции и подлодки бесславно сдались американским войскам.
Цепные тралы
Впервые идея использовать цепи для подрыва мин по ходу движения техники пришла в голову инженеру из ЮАР Александру дю Тойту, который предложил установить впереди бронетехники специальный вращающийся барабан с массивными металлическими цепями.
Американцы своими испытаниями подтвердили действенность идеи южноафриканского инженера и в 1942 году первые серийные тралы были установлены на танках «Матильда». Опыт американцев адаптировали и британцы, которые приспособили тралы, названные ими «Крабами», на танки «Шерман».
Суть действия трала заключалась во вращаемом от привода двигателя танка барабане, на котором были закреплены 43 металлические цепи. По краям барабана были установлены острые диски, которые, вращаясь, разрезали колючую проволоку. Переднюю часть танка от пыли и грязи предохранял специальный щит.
Британские и американские войска с большим успехом использовали подобные тралы во время операций на северо-западе Европы. Более того, танки оснащенные тралами отнюдь не лишались возможности полноценно использовать свою огневую мощь.
Радиоуправляемые бомбы
Основным предназначением немецкой радиоуправляемой бомбы «Fritz-X» было уничтожение тяжело бронированных морских целей. Она являлась модификацией стандартной бронебойной бомбы «SD-1400», но с улучшенной аэродинамикой – четырьмя маленькими крыльями и хвостовым оперением.
С помощью бомбы «Fritz-X» были потоплены итальянский броненосец «Рома» и британский крейсер «Спартан». Впрочем, такие бомбы не могли резко менять направление: их нужно было сбрасывать, пролетая непосредственно над целью, что делало весьма уязвимыми немецкие бомбардировщики.
Другая радиоуправляемая бомба вермахта «Henschel Hs 293» была гораздо эффективнее предыдущей. После сброса бомбы ракетный ускоритель разгонял ее в течение 10 секунд, после чего наступал этап планирования смертоносной боеголовки. На хвосте бомбы был установлен маячок, что позволяло наводчику следить за ее полетом ночью.
Впервые «Henschel Hs 293» была применена в августе 1943 года, потопив британский корабль «Erget». Однако ближе к концу войны союзные войска научились перехватывать частоты радиоуправляемых бомб, что позволило им сбивать направление их полета.
Колыбелью практически всех военных технологий второй половины XX столетия, включая ракетное и ядерное оружие, стала Вторая мировая война стала. Вот лишь некоторые удивительные оружейные разработки Второй мировой
Специально для сайта «Секреты мира». При использовании материала, активная ссылка на сайт обязательна.
Удивительное оружие Второй мировой войны: противокорабельная бомба Glide Bomb
Противокорабельную бомбу Glide Bomb разработали в США. Она была оснащена активной радиолокационной системой самонаведения. С помощью этого оружия в конце войны американцы уничтожили несколько японских кораблей. В американской армии эти планирующие бомбы получили прозвище «Грейпфрут».
Бомба крепилась к небольшому планеру, который крепился под крыльями тяжелого бомбардировщика Б-17.
Идея была в том, чтобы нанести удар по вражеским целям издалека не подвергая опасности сами бомбардировщики.
После отрыва от B-17 «Грейпфрут» разгонялся до скорости 250 миль в час и мог пролететь 20 миль.
Оружие Второй мировой войны: бактериологические разработки
На фото: Ландсберг, Германия, 28 мая 1946 года. Казнь 74-летнего бактериолога доктора Клауса Карла Шиллинга. Шиллинг был осужден за военные преступления.
В концлагере Дахау он проводил над узниками эксперименты, заражая их тропическими болезнями (в большей степени малярией). Участниками бесчеловечных опытов стали свыше 1200 узников концлагеря. Из которых тридцать умерли непосредственно от прививок и 400 позднее от осложнений. Свои эксперименты над заключенными Шиллинг начал в 1942 году. До войны доктор Клаус Шиллинг был одним из ведущих мировых экспертов по тропическим заболеваниям. До выхода на пенсию, доктор Шиллинг работал в престижном Институт Роберта Коха в Берлине. В 1942 году Генрих Гиммлер попросил его продолжить свои исследования по лечению малярии, т.к. немецкие солдаты начали умирать от этой болезни в Северной Африке. В качестве лекарства от малярии Шиллинг использовал различные виды наркотиков. Большинство инфицированных в Дахау были молодые польские священники, которых доктор Шиллинг заразил с помощью комаров обитавших в болотах Италии и в Крыму. Священники были выбраны для экспериментов, потому что они не работали, как обычные заключенные в Дахау.
74-летний Шиллинг был осужден и повешен. В своем последнем слове на суде, доктор Шиллинг попросил опубликовать после его смерти результаты своих экспериментов и сказал, что все его опыты были на благо человечества. По его словам он совершил настоящий прорыв в науке.
После войны доктор Шиллинг был арестован, обвинен в преступлениях против человечности и повешен.
Оружие Второй мировой войны: ядерное оружие
Япония, 11 марта 1946 года. Новостройки (справа) поднимаются из руин Хиросимы. Слева видны здания фундамент которых пережил атомную бомбардировку.
Очередное испытание США атомной бомбы было проведено на атолле Бикини (Маршалловы острова) 25 июля 1946 года. Ядерной взрыв проходил под кодовым названием «Бейкер». Атомная бомба мощностью 40 килотонн была взорвана на глубине 27 метров ниже поверхности океана в 3,5 милях от атолла Бикини. Целью испытаний было изучение влияния ядерных взрывов на суда и электронику. В районе атолла были собраны 73 корабля. Как устаревшие американские, так и захваченных суда, в том числе и японской линкор «Нагато». Участие последнего в испытаниях в качестве мишени было символичным. В 1941 году «Нагато» был флагманом японского флота. С него осуществлялось руководство знаменитой атакой японцев на Перл-Харбор. Во время взрыва «Бейкер» линкор «Нагато», и так находившийся в очень плохом состоянии получил сильные повреждения и спустя 4 дня затонул. В настоящее время остов линкора «Нагато», находится на дне лагуны атолла Бикини. Он стал туристической достопримечательностью и привлекает многочисленных дайверов со всего мира.
Удивительное оружие Второй мировой войны: акустические устройства
Одно из гигантских подслушивающих акустических устройств, которые были расставлены вокруг Берлина и улавливали даже малейший шум авиационного двигателя.
Устройство Bundesarchiv Bild 183-E12007 для обнаружения самолетов было разработано немецкими инженерами еще в годы Первой мировой войны. Это был своего рода акустический радар. Он состоял из четырех акустических преобразователей: двух вертикальных и двух горизонтальных. Все они были соединены резиновыми трубками по типу стетоскопа. Звук выводился на стерео-наушники, которые использовали техники, чтобы определить направление и высоту самолета.
Аналоги акустических устройств были и на вооружении советской армии.
Удивительное оружие Второй мировой войны: первый компьютер
На этой фотографии 1946 года изображение ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer) — первый электронный компьютер общего назначения. Его разработали и создали ученые из университета Пенсильвании по заказу американской лаборатории баллистики. Главной задачей этого компьютера был расчет баллистических траекторий полетов снарядов. ENIAC был тайно запущен в 1943 году.
Аппарат весил 30 тонн. Секретность с ENIAC была снята только в 1946 году. Именно тогда и были сделаны эти фотографии. После того, как проект рассекретили конструкторы ENIAC разработали механику строительства электронных цифровых компьютеров. Эта система стала прорывом в разработке новых компьютерных технологий.
Удивительное оружие Второй мировой войны: реактивная авиация
Гайд-парк, Лондон, 14 сентября 1945 года. На выставке в Лондоне была показана захваченная у немцев новая, экспериментальная техника. В частности здесь можно было увидеть немецкий реактивный самолет Хейнкель He-162 (Volksjaeger). Над фюзеляжем самолета установлен турбореактивный двигатель ВМW-003 «Штурм».
В течение 1944 года фирма «Хейнкель» интенсивно занималась разработкой реактивных истребителей. Проработав не менее 20 проектов одноместных самолетов с разными двигателями и компоновкой, конструкторы остановились на наиболее простых решениях. Спроектированный, как турбореактивный перехватчик, He-162 строился в основном из дерева — для облегчения и удешевления производства. Турбореактивный блок устанавливался прямо на фюзеляж, за кабиной пилота «на спине» самолета.
После капитуляции Германии британцам досталось одиннадцать Не-162, американцам — четыре, французам — семь. В Советский Союз попало две машины. Абсолютным откровением для советских конструкторов явилась катапульта летчика, действующая от пиропатрона.
Удивительное оружие Второй мировой войны: летающее крыло
Northrop (летающее крыло). Этот экспериментальный тяжелый бомбардировщик разработан для ВВС США американскими конструкторами во время Второй мировой войны. Известен как XB-35. Самолеты использовали, как турбовинтовые, так и реактивные двигатели. Снимок сделан в 1946 году.
Проект был закрыт вскоре после войны, из-за его технических трудностей. Однако многие разработки внедренные при создании XB-35 были использованы для создания самолета-невидимки Стелс.
Оружие Второй мировой войны: химическое оружие
28 июня 1946 года, Санкт-Георгене (Зальцбург, Германия). Немецкие рабочие дезактивируют токсичные бомбы содержащие горчичный газ. На заводе были утилизированы 65 000 тонн боеголовок химического оружия. Газ сжигали, а пустые снаряды и бомбы затем были затоплены в Северном море.
Начатое в годы Второй мировой войны изучение природных ядов и токсинов привело к появлению так называемого токсинного оружия — разновидности химического оружия, основанного на использовании поражающих свойств ядовитых веществ белкового строения, продуцируемых микроорганизмами, некоторыми видами животных и растений. В ходе исследований были выделены и охарактеризованы различные типы ботулинического токсина, стафилококкового энтеротоксина, а также рицин.
Затопление контейнеров с химвеществом в Северном море.
После Второй мировой войны в США в области химических и биологических средств массового уничтожения наибольшее внимание уделялось фосфорорганическим ОВ нервно-паралитического действия типа зарин и зоман, намного превосходившим по токсичности все известные ранее вещества.
В послевоенные годы в армии США на смену старых веществ раздражающего действия были приняты новые вещества — СS и СR. Оба вещества явились результатом совместных англо-американских исследований. Известны факты применения химического оружия армией США против КНДР (1951-1952 гг.) и Вьетнама (60-е годы).
Удивительное оружие Второй мировой войны: реактивные установки «Катюша»
Кстати, химическая война могла начаться на советско-германском фронте.
В конце 1941 года под Керчью немцы обстреляли советские позиции химическими снарядами из реактивных минометов Nebelwerfer-41. Это было сделано в ответ на применение советскими войсками ракетно-зажигательных снарядов РЗС-132. Этот боеприпас снаряжался термитом и предназначался для стрельбы из «Катюш».
За один залп «Катюша» выстреливала 1500 таких зажигательных элементов. При воздушном подрыве РЗС-132 на позициях противника создавались множество очагов пожара, потушить которые было невозможно. Температура горения термита достигала 4000°С. Попадая в снег горящий термит разлагал воду на кислород и водород, образуя «гремучую смесь» газов, увеличивая и без того сильное горение. При попадании термита на броню танков и стволы орудий, легированная сталь меняла свои свойства и боевая техника уже не могла использоваться.
Осуществив обстрел химическими снарядами позиций советских войск под Керчью, немцы продемонстрировали советскому командованию готовность пойти на нарушение Женевского протокола 1925 года, если продолжится применение снарядов РЗС-132.
Больше до конца войны советские войска этот тип снарядов не использовали.
Известно, что немцы охотились за «Катюшами» в надежде получить хоть какую-то информацию о новом советском оружии. В фашистских войсках были собственные реактивные минометные установки, обладавшие большой кучностью стрельбы, но они были эффективны только в ближнем бою, тогда как «Катюши» могли эффективно применяться на дальностях свыше 8 километров. Секрет заключался в порохе, который разработали советские оружейники.
Оружие Второй мировой войны: реактивные снаряды
Активно-реактивные снаряды (АРС) обычно считаются изобретением 60-х годов ХХ века. Но это не так. В частности Германия вступила в войну против СССР имея на вооружении небольшие ракеты — боеприпасы реактивной артиллерии калибров 150, 280 и 320 мм. Наиболее удачной разработкой немецких конструкторов была осколочно-фугасная ракета Wurfgranate 42 Spreng.
По своей форме ракета была схожа с артиллерийским снарядом и имела очень удачную баллистическую форму. В камеру сгорания было уложено 18 кг горючего — пороха. Горловина камеры завинчивалась днищем с 22 наклонными соплами и небольшим центральным отверстием, в которое вкладывался электрический запал. К передней части боеголовки крепился футляр с капсюлем воспламенителем. Требуемая баллистическая форма обеспечивалась кожухом, надевавшимся на переднюю часть боеголовки.
Направляющие реактивных снарядов монтировались на шасси бронетранспортера Sd Kfz 251 по три с каждого борта. Пуск снарядов производился с помощью электрического дистанционного запала из кабины установки. Как правило, огонь велся залпами с чередованием в каждом осколочно-фугасных снарядов и зажигательных снарядов. В жаргоне немецких солдат эта установка получила названия «Мычащая корова».
Так 280-мм фугасная ракета Wurfkorper Spreng снаряжалась 45.4 кг взрывчатки. Эффективная зона поражения осколками этой ракеты составляла 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 кг зажигательной смеси. При ведении огня по сухому лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух-трех метров.
Эти мины также называли турбореактивными, так-как они вращались в полете за счет специальной конструкции сопла реактивного двигателя.
Оружие Второй мировой войны: радиоуправляемые самоходки
12 апреля 1944 года. Британский солдат осматривает захваченный у немцев радиоуправляемую гусеничную платформу, которая снаряжалась бомбой и использовалась для подрыва защитных сооружений противника.
Покатушки американского солдата на немецкой радиоуправляемой самоходной платформе.