Ненужный гезалов. Александр Гезалов: Почему я не собираюсь усыновлять сироту Александр гезалов биография
Говорят, что ребенок, выросший в детском доме или в неполной семье, с большой вероятностью не сможет создать свою и навряд ли станет хорошим папой. Известный общественный деятель Александр Гезалов о своем детдомовском детстве написал книгу, стал международным экспертом по вопросам социального сиротства и отцом четверых детей – дочерей Александры (1996 г.р.) и Аграфены (2013 г.р.) , сыновей Федора (2009 г.р.) и Тихона (2011 г.р.). Александр рассказал «Бате» о своем долгом пути от детдома до семьи, о счастье быть папой и о благодарности отцу, имени которого он даже не знает.
Дело в том, что подсмотреть опыт жизни в семье очень сложно. А когда у тебя нет этого опыта, когда ты не обладаешь этим информационным ресурсом, не знаешь, за что отвечает мама, за что отвечает папа, конечно, сложно это в себе вырастить. И у меня первое соприкосновение с семьей не получилось. Были трудности и в общении с родственниками девушки, были проблемы с жильем, работой, пропиской, статусом… Как сейчас я понимаю, я пытался решить напором некие вопросы, которые напором как раз не решаются.
Для того чтобы придти к осознанию необходимости семьи и как-то устроиться, мне потребовалось 40 лет. Как 40 лет ходил по пустыне Моисей, вот и я 40 лет ходил по российской пустыне, набираясь каких-то важных для себя знаний.
Мне очень хорошо тогда помогало советское кино. Мне нравились фильмы «Цыган», «Пацаны», «Мужики». То есть, когда где-то подсматриваешь чужую жизнь, какая-то прокачка происходит. Потом ты сталкиваешься с реальностью и понимаешь, что какие-то представления у тебя все-таки есть.
И вот второй мой опыт семейной жизни — с Анной Владимировной, он как-то состоялся.
У меня был настрой на семью. И, может быть, еще образования помогли, в том числе актерское, которое дает умение надевать маску, жить в предлагаемых обстоятельствах. Но перенос на себя персонажа возможен, только если ты знаешь, что есть некая задача, сверхзадача, когда тебе понятен лейтмотив. И вот мой лейтмотив – что я ответственный отец. Я вжился в эту роль – где-то, может быть, искусственно изначально… Но в итоге пришел к тому, что я многодетный отец и у меня есть все вот эти товарищи.
Старшей дочери сейчас уже 20 лет. Мы всегда общались, но только благодаря второй семье я понял, как ей тяжело без меня. Потому что теперь я вижу, как, например, сын Федя пишет мне смски, плачет, грустит, когда я уезжаю в командировки.
Дочка приезжает к нам, помогает, играет и гуляет с младшими, дети дружат, в скайпе общаются. С дочкой мы встречаемся, я, как могу, участвую в ее судьбе, мы говорим о ее будущем. Я чувствую за нее ответственность, поэтому у нас контакт был, есть и будет.
Детский дом не учит ответственности. Он учит как раз обратному. И не всем удается пересилить в себе эту инфантильность, заложенное там восприятие мира, желание делегировать решение всех своих проблем кому-то другому. Мне жизнь розовые очки содрала быстро: я когда попал в одну ситуацию, в другой переплет, в третий, понял, что, блин, надо держать кулаки, надо быть все время в тонусе, оценивать последствия своих действий.
Наклонная простая – из детдома скатиться в тюрьму. Большинство из тех, с кем я был в учреждениях, пошли по этому пути. Легко с детдомовских харчей перейти на тюремную баланду, которую тебе подготовила система. Сложнее – научиться самому готовить и картошку, и суп, мыть посуду, трудиться.
И немногие представляют, насколько надо подняться над обстоятельствами, как много всего надо не замечать и как плевать на мнения других людей, которые желают тебе вовсе не того, чего бы ты сам себе пожелал (все воспитатели в детдоме прочили мне тюрьму!), чтобы сделать свой выбор и пойти по пути наибольшего сопротивления и состояться.
Я так скажу: сейчас очень много не тех «успешных» людей. У меня непрестижная работа, достаточно скромная квартира, и я считаю, что вот они – мои ценности ушастые. Ценность – это когда они тебе говорят «папа».
Общая тенденция сейчас: отцы либо в поле, либо в танке. На заработках, в решении глобальных политических вопросов – где угодно, но не с детьми. Они не успевают детям отдавать. А надо быть и тут, и там.
Наверное, я неплохой отец. Нельзя сказать, что какой-то прям идеальный, потому что у меня большая общественная нагрузка, много поездок… Но я считаю, что главное – создать у детей образ отца для будущего, чтобы они понимали, что это иногда и непросто, но ответственно и важно.
Сейчас все хотят лайта и лайков. А отцовство – это труд. Когда человек играет на фортепиано, у него каждое полушарие начинает работать на свое развитие, и год занятий на фортепиано увеличивает количество мозговых извилин на 25 процентов. Вот то же самое и отцовство – трудно, ремонты, рваные штаны, заботы, хлопоты…
Мы периодически что-то вместе делаем, и я обязательно даю им поучаствовать, если мы что-то чиним, готовим. У нас есть такой листочек, на котором написано, у кого какие обязанности, у каждого своя зона ответственности. Дети видят: папа зарабатывает деньги, пылесосит, моет посуду, дарит маме цветы; мама готовит, убирает, читает им книжки, разговаривает с бабушкой по телефону… Обычная жизнь – но у них откладываются в памяти эти картинки. Ребенок, повзрослев, будет оборачиваться и вспоминать.
Сейчас я чувствую, что как отец вырос. Детей надо кормить, поить, одевать, воспитывать, участвовать в их жизни — и это отдание для меня ценно. Мне 47 лет, и я понимаю, что мы все не вечны, и надо успеть как-то вложиться в детей, передать им знания, опыт, ориентиры. Потому что именно отец и мать закладывают в них жизненный огонь, будущее желание созидать.
С матерью мы общаемся иногда, я сам ее нашел, но, к сожалению, я ничего не знаю о своем отце – она не говорит. И я догадываюсь, почему. Он азербайджанец, и если бы узнал, что она бросила детей, он мог бы очень резко на это отреагировать.
Я хотел бы понять, кто мой прародитель – не сличить внешне, а именно увидеть корни. Во мне есть эта норма почитания родителей, поэтому для меня это всегда было важно.
Я считаю, что состоялся благодаря отцу, я чувствую в себе задатки, заложенные именно им. Это и самооценка, и критическое восприятие, и аналитика. Я чувствую, что через стены детского дома, связь с отцом несмотря ни на что пробилась. И я благодарен отцу. И дети мои будут благодарить, дедушек, бабушек, хоть даже имени деда не знают.
А обиды нет. Когда ты живешь в детдоме, ты не понимаешь эту историю, живешь в своих каких-то иллюзиях. А когда выходишь, понимаешь – ты один. И единственный путь чего-то достичь – прощение всех. Ведь это самая главная проблема: когда человек огорчен, обозлен – это поражение личности. Вот эта горечь приводит к различным страшным последствиям…
Я не знаю, жив отец или нет. И я не представляю нашу встречу, не хочу никаких санта-барбар, не мечтаю что-то эмоционально пережить. Я живу и об этом не думаю, только где-то в крайнем уголочке сознания присутствует мысль, что было бы хорошо… Есть нацеленность на свою жизнь. Потому что я сам уже древо, а он, к сожалению, уже нет. Корень оторвался, появилась новая веточка привитая…
В жизни всякое может быть, жизнь сложная, связи разрываются, люди ошибаются… У Высоцкого есть такая песня: «Материнство не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она затаилась от горя». Вот у нас все время что-то затаивается: наши корни, наше родство, наше прошлое. Но вне зависимости от обстоятельств, мы можем, как птица феникс, возрождаться. И я реально ощущаю на себе, что, пройдя все эти непростые пути, я возродился и сам народил.
Говорят: «то, что нас не убивает, делает нас крепче». Я все время проходил по тоненькой грани, удерживал баланс между черным и белым. У меня были внутренние фильтры, где сказать нет, а где да. Но вот насколько какой-то конкретный человек готов принимать жизненно важные решения, это всегда большой вопрос. Я бы, честно говоря, такую судьбу, как у меня, никому не пожелал. С точки зрения пережитых моментов. А с точки зрения отцовства – да, я счастливый родитель!
Записала и подготовила Александра Оболонкова.
Александр Гезалов. Фото: Павел Смертин
Как обычно, в нем участвовали не только лица без определенного места жительства, но и люди, оказывающие им помощь – волонтеры, благотворители.
На этот раз Гезалов не бегал по полю с остальными игроками, а стоял на трибуне у микрофона, комментируя матчи турнира. По полю бегали два его сына – Федор и Тихон, играющие за команду Донского монастыря.
– Александр, почему ваши дети играют именно за эту команду?
– Потому что я теперь работаю в Донском монастыре, возглавляю там Социальный центр Святителя Тихона. Мы помогаем бездомным людям, многодетным и приемным семьям, малоимущим гражданам, осужденным женщинам и подросткам, находящимся в исправительных учреждениях.
Сегодня, например: наш футбольный клуб «Донской» принимает участие в турнире, организованном вашей службой помощи «Милосердие». Ну а в остальное время мы бездомных людей кормим, одеваем, поддерживаем…
Каждую субботу в нашем центре раздают одежду – женскую, мужскую, детскую. Мы даем нуждающимся игрушки, какую-то мебель, а бывает, если подарят жертвователи, и технику. Сегодня, кстати, у нас как раз состоялась раздача одежды. Каждый год мы собираем примерно 60 тонн одежды. Собираем и сразу раздаем ее людям. Стараемся не накапливать ее на складах.
– А как вы помогаете осужденным женщинам?
– Возьмем, к примеру, дома ребенка при исправительных колониях, где живут дети, рожденные от мам в этих учреждениях. Этим домам ребенка нужно помочь, оборудовать их. Покрасили мы там забор яркими красками. Вроде и колючая проволока уже не так страшна. Там же мы открыли единственную в России сенсорную комнату для детей, растущих за колючей проволокой…
– Это где?
– Владимирская область, поселок Головино. На днях отвезли туда мебель, коляски, игрушки и памперсы. Следующим шагом станут проекты по социализации и ресоциализации женщин, которые выходят из исправительных учреждений. Сейчас мы собираем психологов, которые будут учить их, готовить к жизни на воле. Наша главная цель, чтобы после освобождения женщины забирали своих детей, а не оставляли их в сиротской системе.
– Подросткам в колониях тоже помогаете?
– Да. Вот недавно ездили в Алексинскую колонию для несовершеннолетних. Это в Тульской области. Провели там мастер-класс по кулинарии, потом организовали кулинарный конкурс. Специально для этого привезли оборудование, которое осталось в колонии. Так что ребята, заинтересовавшиеся кулинарным искусством, смогут осваивать эту науку и дальше.
– А с сиротами продолжаете работать?
– Конечно. Недавно я вернулся из большой поездки, очень трудной. Был в Екатеринбурге, Кургане, в Чебоксарах, Йошкар-Оле… Буквально за неделю я объездил все эти города, работал и с детскими домами, с самими воспитанниками, с выпускниками детских домов. Объяснял ребятам, что их ждет за забором, в завтрашнем дне. К сожалению, они не совсем это себе представляют. А сложности у детей, конечно, возникают. Это и жилье, и вопросы образования, проблемы с коммуникацией, общение с родителями… В общем-то, то же, что и у домашних детей. Просто сиротам иногда сложнее, потому что есть определенная привычка – жить в системе детских домов.
В этой поездке я общался и с волонтерами, добровольцами, которые работают с детьми-сиротами, они должны работать правильно, а не просто устраивать праздники, песни и пляски в детдомах. Просвещение – тоже очень важная вещь. Последние 20 лет я только этим и занимаюсь.
По сути, сироты – это основная линия, но работая с иными социальными группами, я понял, что технологии, в принципе, одни и те же.
Нужно понимать проблему, искать ресурсы, поддержку, делать правильный проект, чтобы он помогал реально – и социализироваться, и состояться, исправиться в жизни. Для этого требуются, конечно, знания. Недостаточно просто одной какой-то нашей идеи, нашей приплясочки…
– В свое время вы активно занимались проектом социализации выпускников детских домов «Ступеньки». Он жив?
– Да, «Ступеньки» продолжают работать, причем в разных регионах, не только в Москве. Мы сейчас активно сотрудничаем с большими крупными компаниями, которые помогают и финансируют проекты по подготовке детей через вот эти вот тренинговые квартиры. Потому что, конечно, не хватает им знаний о самостоятельной жизни, не хватает опыта.
Человек должен погружаться в новые обстоятельства, предлагаемые ему за порогом детского дома, и, соответственно, научаться жить в новых условиях взаимодействия с обществом, с государством, различными службами.
Выпускник должен уметь платить за услуги ЖКХ, разумно расходовать деньги, общаться с соседями, наконец. В общем, ему есть чему поучиться. И я рад, что такие учебные квартиры сейчас появились во многих регионах.
– В каких именно?
– Томская область, Ульяновск, Владимирская область, Калуга, Карелия, Тюмень… Сейчас это стало трендом.
– А московская квартира? Она осталась? Работает?
– Да, проект продолжает работать. Правда, уже не в той квартире, а в других местах. Кстати, сейчас государство тоже подхватило нашу идею тренировать сирот жить: стали выкупать квартиры, и на этих квартирах готовить детей к испытаниям жизни. То есть мы этот тренд задали…
– Раскрутили…
– Раскрутили его, да, показали эффективность, и государство уже подхватило нашу идею. Мне кажется, это самое главное. То есть не только тыкать пальцем в проблему, а создать какой-то эффективный инструмент, предложить его государству как тренд.
Ну, например, нынешний тренд – вот эти адаптационные лагеря, тренинговые… У нас есть такой лагерь, «Прокачка» называется. Когда-то был лагерь «Желтая подводная лодка». Названия разные, содержание остается то же самое. Просто все движется вперед.
Мы меняемся, мы взрослеем, а технологии, методологии остаются. И появляется уже новый продукт, который принимает в том числе государство. И дети, самое главное, начинают в новых условиях жить по-другому.
Сейчас передо мной еще такая задача стоит: весь свой опыт по работе с социальными группами передавать и молодым ребятам.
У нас есть Школа общественного действия при Донском монастыре, которую организует фонд Андрея Первозванного. Это – территория обучения и сотрудничества для молодых общественных лидеров из разных регионов России и других стран. А еще – платформа развития для социальных проектов и практик, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
– К вопросу об отцовстве и материнстве. Знаю, что у вас четверо детей. И все – кровные. Но вы, кажется, собирались взять приемного ребенка?
– Да, жена собиралась. У меня есть определенная жесткая позиция по этому поводу. Я понимаю, насколько это сложно и трудно в формате моей жизни – меня практически не бывает дома. Кто будет заниматься приемным ребенком, когда меня нет? Поэтому я жене сказал: если есть желание, проходи этот путь, я тебе буду помогать, насколько смогу. Но в конце уже пути она поняла, что… ну не готова.
Ни территория не готова, ни она сама, ни ребенок. Однако с нашей помощью этот ребенок – ну, потому что мы его показали, его увидели – ушел в семью. Да, он нашел семью, но не нашу.
– То есть конечная цель все-таки достигнута?
– А ради этого все и делалось на самом деле. Я понимал, что, возможно, мы как-то этот этап пройдем. Ну вот так его прошли: смогли и ребенка устроить, и сами понять, что мы можем, чего не можем.
Мы не можем – это честно, объективно. По крайней мере, мы никого не травмировали, не обманули, не вернули. Вот я считаю, что это правильно. Опять же, учитывая мой объем работы и то, что я недавно повалялся в больнице с инсультом…
– Да, я слышала.
– Это говорит о том, что наши ресурсы не безграничны. Мы все люди. Это раз. А второе – благодаря этому я сейчас в Донском монастыре создаю службу милосердия. В больнице имени Буянова, где я лежал, не хватает людей, памперсов, оборудования, простой человеческой поддержки… Вот я и подумал, что женщины наши, прихожанки, должны туда ходить и помогать.
– Еще вопрос про вашу фирменную шапку, которую вы не снимали нигде и никогда. Почему теперь без нее?
– Шапка кончилась. То есть она уже совсем порвалась, да. Я теперь хожу без шапки. Очень сожалею.
– А другую – нет, не хотите?
– Другой такой нет, увы. Она именно прямо вот вписывалась, и было очень хорошо.
– Спасибо. Может, остался вопрос, который я вам не задала?
– Да, остался. Вы меня не спросили, будем ли мы с Ольгой Синяевой делать проект по преодолению социального сиротства. Фонд по борьбе с сиротством.
– Да. Будете вы делать этот проект?
– Ну, мы сейчас работаем над этим. Я, на самом деле, понял, что социальные сети порой гораздо мощнее, чем сами организации. Потому что вокруг – тысячи людей. И ты можешь их ресурсы направлять, поддерживать, сопровождать. Поэтому мы решили пока оставить это в виртуальном пространстве, когда люди могут подключаться к решению вопросов приемных родителей, одиноких мамочек.
Ну, например, за тот год, вместе с Синяевой и Прохорычевым мы отправили в семьи благодаря социальным сетям 47 детей. Причем семь из них – с синдромом Дауна.
Мне кажется, что вот этот формат, наверное, и надо оставить. Потому что всякая жесткая юридическая ситуация может снова отправить меня, например, в больницу Буянова. Что-то я больше не хочу пока туда. Вот. Поэтому будем работать пока так.
Эксперт по социальному сиротству и отец четверых детей Александр Гезалов ответил на частый вопрос – почему он не собирается брать в свою семью ребенка-сироту.
Александр Гезалов отвечает на вопрос
Есть люди, которые считают, что если ты занимаешься общественной работой, сам из детдома, то ты просто обязан взять ребенка-сироту.
Я так не считаю.
Я считаю, что если есть для этого все необходимые условия – в семье, в голове – то это вопрос уместен. А так как это становится моментом хамского поведения в мой адрес, то я решил ответить.
Мне говорят: «Вот вы занимаетесь сиротами, а сами сироту не берете». Я – сапожник без сапог – это раз. Во-вторых, мне самому надо поднять своих четверых детей, у меня жена, родителей у нас фактически нет. Мы располагаем только своими личными возможностями. Для меня это вопрос разума. Я разумный человек, я понимаю, что одной жалости к ребенку недостаточно, нужны многие возможности, ключи. В нашей семье для сироты места нет, и это объективно.
Поэтому я считаю, что об этом надо честно говорить. У нас принято так: если ты говоришь «нет», значит ты мерзавец. Я не считаю, что я мерзавец, я ценю свою жену и хочу, чтобы она дольше жила. Я понимаю, что у меня новорожденный младенец, маленькие дети.
Бесплодные пары должны повернуться к сиротам
Количество возвратов по Москве возросло в несколько раз. Связано это с тем, что люди берут ребенка-сироту либо из жалости, либо флагом помахать. Но флаг быстро истрепывается на тех проблемах, которые возникают. Поэтому я считаю, что все же больше трезвости и ответственности должно быть в этих вопросах. Надо, чтобы человек понимал ресурсы семьи, нужна помощь специалистов.
Важный момент: в России 8 млн. бесплодных пар, которые лечатся, отдают огромные деньги, чтобы зачать ребенка. У многих это не получается – Господь не дает. И есть 128 тысяч детей, которые нуждаются в родителях. Поэтому я считаю, что надо этим людям повернуться к детям. Да, они рождены другими людьми, но они дети Божьи.
Я считаю, что в таком контексте надо рассматривать сегодня идеи усыновления. Чтобы у нас не было транспарантов, кампаний, при которых берут детей и потом возвращают. Пусть это будет неспешное размышление, пересмотр личного белья, но чтобы ребенок, пришедший в семью, получил то, что ему необходимо.
Главное жилье для ребенка – родительское сердце
Многие терпят, чтобы ребенок дожил в семье до 18 лет. Чтобы не сдавать, не показывать свою слабость. Но кем вырастет этот ребенок – вопрос. И таких детей достаточно.
Сейчас я много консультирую по этим вопросам и собираюсь создать консультационный центр, предвосхищающий само усыновление. С человеком нужно поговорить, чтобы иллюзии его отбросились, чтобы у него не было фантазий на эту тему. Чтобы он осознал, что на его территорию, в его дом придет ребенок, который не умеет жить в семье, не знает семейных ценностей, и главный вопрос – как жить с этим дальше.
У меня была на консультации женщина, которая написала, что готова взять сироту, потому что у нее 400 метров жилья. Я сказал: «Главное жилье, которое вы сможете ребенку предложить – ваше сердце. Пока оно слишком маленькое». И она не взяла.
В Самарской области есть девочка, которую 7 раз брали в семью. Она сейчас уже выпустилась – так ее никто и не взял. Потому что брали вот так: поиграть, в кафе сводить, в кино.
Многие у нас заканчивают школу приемных родителей и даже после этого бросают детей. Это говорит о том, что игра закончилась, наступила реальность.
Для своего ребенка я хочу быть отцом, а не общественником
Хотя моя жена не против. Она просматривает фотографии и видео детей – конечно, ей жалко. Но у меня-то жалости нет. У меня трезвый и профессиональный взгляд. Я могу по картинке, по видео рассказать о ребенке много чего, потому что сам в этой системе был и наблюдал этот процесс. Поэтому и жене я объясняю, что для этого действительно многое требуется, это действительно большие ресурсы. Это не просто наше желание дать кровать. Это отношения, общение, переобучение, подтягивание по учебе. Это и возврат к родовым корням. Ведь сегодня все хотят, чтобы ребенок отринул прошлое и называл нас папой и мамой. Никогда! Только уважая своих родителей, он будет уважать вас.
Когда Аграфена родилась, участились драки между пацанами – ну, такие разборки. Они сестру любят, целуют, соску суют, накрывают одеялом. Но иногда вопрос распределения родительской любви возникает. Раньше она была одному-двум, а теперь трем. Значит, возникает дефицит. То есть требуется какое-то родительское понимание.
Мы вечером читаем сказки. В основном, мама, а я рассказываю какие-то придуманные истории. Сначала читаем Тихону, потом Феде, потом все вместе. Потом все ложатся спать. Понятно, что у всех разный возраст, разное восприятие. Тихону надо с картинками, Феде больше со словами, он ребенок фантазирующий, рисует, знает сказки Пушкина и т.д.
Поэтому, конечно, ребенку, который прошел систему детского дома, требуется особое внимание, особенно если в семье разновозрастная история. Поэтому я ощущаю, что наших ресурсов недостаточно, при всей моей харизматичности и умении выстроить отношения, я понимаю, что это будет очень индивидуальная работа. А мои дети тоже хотят отца.
Не должно быть так, что я буду для них отцом, а для этого ребенка – общественником. Я хотел бы, чтобы он чувствовал себя равным.
Беседовала Ирина Якушева
Александр Гезалов занимается проблемами сирот и другой социально значимой деятельностью. В этом году ему исполнилось 48 лет, у него семья: жена, четверо детей и собака. Он один из руководителей социального центра в Донском монастыре. По его нынешней жизни и не скажешь, что все его детство прошло в детдоме. Но это на первый взгляд. Недавно у Александра вышла книга «Соленое детство», в которой он рассказал о том, как расти в системе. Об этой книге, сиротах и семье наш разговор с Александром.
– Честно говоря, я в небольшой растерянности, поскольку обычно мы начинаем интервью с родителей, говорим о том, что они дали человеку в жизни. Однако вместо родителей у вас был детдом.
– Я даю много интервью. И самый частый вопрос: почему я не стал тем, кем становится большинство выпускников детдома?
Ответ, возможно, покажется не вполне логичным. Однако, прежде всего, причина в повышенном внимании к внешней среде. Умении замечать не только крупные мазки, но и мелкие детали. Все потому, что для ребенка в детдоме это основной метод обучения. Сейчас это очень помогает в работе. Приезжая в какую-нибудь колонию, с которой мы работаем, я замечаю, сколько лампочек не горит, что необходимо поменять, что поправить. Уже после беглого осмотра я могу выдать точные цифры того, что необходимо. Но основные детали, которые я на-учился подмечать, – в людях.
Через детдом их проходят тысячи. Ты учишься определять, какой человек перед тобой, какие у него глаза, как он себя ведет, что у него с семьей. Это черта свойственна многим детдомовцам. Домашнего ребенка постоянно переключают с одной активности на другую, вовлекают его в этот процесс. Здесь ты постоянно общаешься со своими «сокамерниками» и посторонними людьми. Ты постоянно включен в процесс «некачественного взаимодействия», от которого, кроме наблюдения, ничего получить не можешь.
Я даже описал это в своей книжке. Наклоняется к тебе незнакомый дядя с вопросом: «Ну, как тебе тут?» Хочется ответить: «А ты-то сам как думаешь?» Огромное количество нетактичных, не-этичных вопросов, нарушающих личные границы. Спрашивают про фамилию, язык, маму… И до сих пор это очень распространенная ситуация. Остается только наблюдать и делать выводы. Тысячи людей, десятки тысяч наблюдений – четкие выводы. Я читал американское исследование о том, что сироты по уровню знаний выше любого психолога, потому что их психологические изыскания и аналитика выше практики любого психолога.
Но если ты используешь эти наблюдения для получения каких-то навыков, как, скажем актеры, – это одно. Когда же тебе в принципе эти знания не нужны ни для чего конкретного, это изменяет твою картину мира.
– Возможно, психологи могли бы помочь изменить что-то в этой картине?
– Чем может помочь психолог? Его задача «вскрыть» проблему. А что тут вскрывать?
Александр Самедович Гезалов (родился 3 декабря 1968, в пос. Тума Рязанской области, СССР) - русский православный общественный деятель, эксперт Общественной палаты России, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан), публицист, выпускник советского детского дома, автор книги «Солёное детство», руководитель социальных проектов в Москве.
Личность Александра Гезалова уникальна тем, что он не только смог выжить, пройдя бесчеловечную систему воспитания советского детского дома (из 13-ти выпускников его года на настоящий момент в живых остался он один), но и состояться как видный общественный деятель. Его опыт неоценим для выпускников детских домов, покидающих порог сиротских заведений в наше время. Его автобиографическое эссе «Солёное детство» стоит в одном ряду с романом Рубена Гальего «Белое на чёрном». Деятельность Александра Гезалова широко освещена в прессе и отмечена патриаршей и президентской наградами, он является постоянным участником теле и радио-программ. О нём снято три фильма, один из которых - «Онежская быль» - стал лауреатом международного конкурса «Радонеж» и неоднократно транслировался по всероссийским телевизионным каналам.
[править]Биография
Александр Гезалов родился 3 декабря 1968г в посёлке Тума Рязанской области и с момента рождения был отдан в детский дом. Он прошёл суровую школу воспитания советских детских домов Владимирской области (г. Суздаль, г. Гусь-Хрустальный, г. Собинка, г. Судогда). После выпуска из детского дома в 1984г учился в ПТУ и в 1987 г. был призван на флот. С 1987 г. по 1990 г. служил на атомной подводной лодке торпедистом. В 1990 г. по пути из Мурманска в Москву сошёл с поезда в Петрозаводске по объявлению в газете о приёме в училище культуры с наличием общежития. С 1990г по 1994г учился в Петрозаводском училище культуры по специальности актёр и режиссёр народных театров. В 2007г закончил Петрозаводский государственный университет по специальности "социальная работа".
Поворотным событием в жизни Александра Гезалова стала встреча в 1995г с народной артисткой СССР Кларой Лучко. По настоянию Клары Степановны Александр создал в 1999г общественную организацию «Равновесие», которая по сей день оказывает помощь детям-сиротам, бездомным, осуждённым, многодетным. В 2000г он начал строительство в Петрозаводске храма Иоанна Богослова для духовного окормления детей с нарушением речи школы-интерната No 22 . В 2004г храм был освящён. Также, принимал участие в строительстве храма Серафима Саровского в деревне Машезеро, часовни свв. Иулии и Анны на кладбище в посёлке Сулажгора, часовни Всех Скорбящих Радость в СИЗО No 1, часовни Георгия Победоносца в деревне Педасельга. За свою деятельность по строительству храмов Александр был награждён патриархом Алексием II в 2006г орденом Сергия Радонежского III степени.
С 2000 по 2009 годы Александр Гезалов возглавлял попечительский совет исправительных учреждений Карелии. Под его руководством попечительский совет был признан одним из лучших в России и отмечен несколькими ведомственными наградами. За деятельную поддержку осуждённых, подследственных и сотрудников исправительных учреждений Александр был награждён несколькими ведомственными наградами в том числе серебряной медалью за укрепление уголовно-исполнительной системы России.
Под руководством Александра Гезалова были воплощены сотни замыслов поддержки детей-сирот, бездомных, заключённых, в их числе: общественная столовая для бездомных Москвы и Петрозаводска, проект по усыновлению детей-сирот «Ищу маму», проекты по адаптации воспитанников и выпускников детских домов, ремонт камер в исправительных учреждениях, открытие учебных классов для подследственных подростков. В 2008г за деятельное участие в жизни социально незащищённых слоев населения России Александр награждён указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
К последним проектам Александра Гезалова относятся: проведение тренингов и семинаров по социальной работе в регионах России, издание образовательных адаптационных комиксов для детей-сирот, детский адаптационный лагерь «Жёлтая подводная лодка», издание методической литературы по острым социальным проблемам.
В 2002г вышло в свет эссе Александра Гезалова Солёное детство, в котором он рассказывает о своей жизни в детском доме. Кроме того Александр постоянно выступает на федеральных радио и телепрограммах, является автором многих статей и публикаций, в 2005г о нём был снят документальный фильм «Онежская быль» режиссёром Сергеем Левашовым. Фильм стал лауреатом всероссийского и международного конкурсов православных фильмов. В 2008г телеканал «РТР» снял фильм «Обретая корни» о деятельности общественной организации «Равновесие». В 2009г телеканал «Мир» снял фильм «Все мы родом из детства» о судьбе выпускника детского дома, главным героем которого стал Александр Гезалов.
Александр Гезалов является шеф-редактором нескольких известных интернет-ресурсов, таких как sirotinka.ru, gezalov.net, uspeshnye-siroty.ru, klara-luchko.ru
В настоящее время Александр живёт и работает в Москве. Он женат, у него есть 2 сына и 2 дочери.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны