Немецкое холодное оружие средневековья. Для всех и обо всем
Архитектура - это всегда высокое искусство, однако мы давно об этом забыли, поскольку большинство зданий на нашей планете очень похожи друг на друга. Унылые коробки жилых строений давно не радуют взгляды, однако находятся мастера, создающие уникальные дома. Те проекты, которые воплотились в жизнь, становятся известными на весь мир, и сотни тысяч туристов спешат в отдаленные уголки нашей планеты, чтобы увидеть современные здания, удивляющие своим внешним обликом.
Сегодня рассмотрим самые необычные дома в мире, которые часто становятся визитными карточками городов.
Kubuswoning в Нидерландах
Так, символом Роттердама являются удивительные дома-кубы, установленные под углом 45 градусов. Оригинально выглядящие, они вмонтированы в шестигранные основания и подняты над землей. Любопытно, что идея создания авангардного сооружения принадлежит администрации, которая задумала построить жилые помещения над мостом.
Местный архитектор Блом, получивший заказ в 80-е годы прошлого века, объединил их в воздушный поселок и повернул под углом. Он дал волю своей фантазии, создав уникальный "город в городе", ставший хорошо известным благодаря своеобразному дизайну. Креативный зодчий воплотил в жизнь идею о том, что в мегаполисах должны быть уютные деревушки - тихие оазисы для жильцов, где есть собственный дворик, детская площадка и магазины.
Авангардный архитектурный комплекс
Кубический дом, выполненный из цемента и дерева, стоит на высокой опоре и развернут под углом таким образом, что три его стороны обращены к небу, а остальные три - к земле. Крыши 38 сооружений покрасили в серый и белоснежный цвета, чтобы здания издалека напоминали горные вершины. С высоты птичьего полета эта конструкция выглядит как огромная детская головоломка.
Внутри авангардных домов расположены такие же уникальные квартиры в форме которых составляет около 100 метров 2 , однако все пространство использовать под жилье нельзя из-за угла между полом и стенами. Кубический дом в Роттердаме - это очень популярное среди туристов местечко. За отдельную плату можно посмотреть, что же находится внутри него, и оценить причудливость жизни в столь странном комплексе.
Дом, где сложно провести много времени
Когда речь заходит про самые необычные дома, то нельзя не упомянуть так называемые здания-"перевертыши", мода на которые пришла из США. В основном это увлекательные аттракционы, созданные для привлечения туристов. Побывать в столь странном помещении и сделать интересные фото можно за несколько сотен рублей. Однако заядлые путешественники уже видели в разных странах глядящий в небо необычный дом, который архитекторы возвели как символ нашего мира, сходящего с ума.
В Польше бизнесмен Чапевски 10 лет назад заказал проект такого "перевертыша" с лежащей на земле крышей, который стал настоящей приманкой для туристов. В маленьком Шимбарке, расположенном недалеко от Гданьска, находится перевернутый дом, в котором сложно провести много времени, поскольку начинает кружиться голова, а мозг не принимает новую реальность. Именно по этой причине он строился не несколько недель, а более трех месяцев.
Посетители входят в деревянный дом, перевернутый на 180 градусов, через небольшое окошко чердака, а потом, аккуратно лавируя среди люстр, отправляются гулять по комнатам. Кстати, ходит легенда, что заказчик проекта хотел использовать перевернутый дом в качестве собственного жилья, а сейчас местная достопримечательность привлекает иностранных гостей со всего мира, желающих беспрепятственно походить по потолку.
Сказочный домик в Сопоте
Именно в Польше находится знаменитое сооружение, признанное лучшим В 2004 году в Сопоте появился популярный "кривой" домик, ставший частью торгового центра. Оригинальное здание было спроектировано по иллюстрациям к сказкам и сюрреалистическим картинам.
Кажется, что "скрюченный" домик в Польше расплавился на солнце и потерял былые очертания. А некоторые туристы поначалу искренне верят в оптическую иллюзию и специальное зеркало, в котором отражается оригинальный шедевр архитектуры. Однако это сооружение, построенное для привлечения туристов в город, на самом деле не имеет ни одного прямого угла. Архитекторы воплотили в жизнь самые оригинальные идеи, благодаря которым вызывающий восторг дом получил мировую известность.
Самое фотографируемое здание
Окна и двери здания, построенного из самых разных материалов, причудливо изгибаются, а крыша, выполненная из блестящих пластинок, похожа на спину волшебного дракона. Вызывают восторг и разноцветные стеклянные входы, которые подсвечиваются в ночное время суток красочными огоньками. Без преувеличения можно сказать, что это самое фотографируемое здание Польши.
Посетители торгового центра увидят на первом этаже исписанную стену, являющуюся аналогом звездной аллеи в Голливуде, где медийные персоны выражают свое восхищение.
Дом в экологическом стиле
Когда архитекторы проектируют самые необычные дома, отличающиеся от остальных оригинальными формами, они часто заботятся только о прибыли, поскольку такие сооружения сразу же становятся объектами пристального внимания туристов. Однако есть и такие мастера, которые думают не о коммерции, а о гармонии с природой. был приверженцем экологического стиля, и все его шедевры прекрасно вписываются в природный ландшафт. Он говорил, что жить в одинаковых постройках очень вредно для психического и физического здоровья человека.
Улиткообразный комплекс Waldspirale
Так, в немецком Дармштадте находится потрясающий жилой комплекс, состоящий из 12 этажей. Огромное здание, выполненное в форме подковы, рассчитано на 105 квартир, и каждая из них имеет свои особенности. Сейчас этот дом, на крыше которого растут деревья, а во дворе располагается небольшой пруд с рыбками, позволяет ощутить всю прелесть единения с природой в самом центре шумного города.
"Лесная спираль" в Дармштадте представляет собой улиткообразное сооружение, в котором отсутствуют прямые линии и острые углы. В здании тысячи окон неповторяющихся форм и размеров, и каждое украшено миниатюрной короной, чтобы люди чувствовали себя настоящими королями своей жилплощади. Отказ архитектора от привычных форм сказался и на интерьере, и здесь никто не найдет прямых углов между стеной и полом, а все линии закруглены.
Nautilus в Наукальпан-де-Хуарес
В здании, которое появилось в Мексике, также отсутствует привычная геометрия современных построек. Похожий на гигантскую раковину улитки "дом-наутилус", где мебель вырастает прямо из стен, часто сравнивают с шедеврами, созданными великим Гауди. Очень яркое и красочное сооружение с цветными витражами появилось 11 лет назад, и за это время получило признание иностранных гостей, спешащих насладиться удивительным зрелищем.
Причудливый шедевр архитектуры они принимают за футуристический памятник или необычный аттракцион, хотя на самом деле это жилое здание, где проживает мексиканская семья. Мечтавшие слиться с природой супруги заказали проект уникального сооружения и позаботились не только об эстетическом внешнем виде, но и о безопасности. Сегодня дизайнеры относят к уникальным памятникам так называемой биоорганической архитектуры этот необычный дом. Чудо зодческой мысли, вполне приспособленное к жизни, чудесно вписывается в окружающий ландшафт.
Безопасность и красота
Благодаря каркасу из армированной проволоки обтекаемое здание устоит даже в случае сильного землетрясения. А материал, из которого построена "раковина моллюска", представляет собой вид огнеупорной керамики, способной противостоять неблагоприятным погодным условиям.
Солнечные лучи, освещая украшенный мозаикой фасад, проникают внутрь помещения, на стенах которого сверкают разноцветные блики. А войдя в дом, посетители увидят не обычный пол, а травяной ковер, по которому петляют тропинки, проложенные в комнаты хозяев. Многочисленные зеленые насаждения являются органичной составляющей интерьера. Округлые окна создают впечатление, будто это настоящая раковина, лежащая на дне океана. Кажется, что это какое-то иное измерение, подлинное волшебство, погружающее жильцов и гостей в другую реальность. Спальни и кухня располагаются в задней части сооружения, подальше от любопытных глаз посетителей.
Описать все известные шедевры архитектурного мастерства невозможно. Пока жив человек, будут появляться самые необычные дома, которые вдохновляют, удивляют и вызывают чувство гордости. Радует, что многие непредсказуемые конструкции используются по своему прямому назначению.
Малкус или малхус (итал. malchus) - так иногда называют Фальчион с сильным скосом обуха, скос необходим был для придания этому мечу колющего свойства. Интересно происхождение этого названия. А происходит оно от имени Малкуса - персонажа Нового Завета, раба первосвященника, участвовавшего в аресте Иисуса Христа в Гефсиманском саду. О рабе первосвященника и отсечении ему уха апостолом Петром, сообщают все евангелисты, но только Иоанн Богослов называет его по имени Малх (по латыни Malchus). Об исцелении раба сообщает только Лука. Этот эпизод изображали средневековые художники и часто (но не всегда) вкладывали в руку Петра фальчион со скошенным обухом.
Деталь картины "Арест Христа", 1520 год, Бургундия. Хранится в Musée des Beaux-Arts в Дижоне, Франция. Один из витражей в Королевском колледже в Кембридже. Верхняя деталь алтаря церкви Девы Марии в Кракове. 1477-89 годы. Здесь у св. Петра фальчион без скоса, обух просто на четверть заточен. Интерес взывает сабля у Малкуса.
Мизерикорд (франц. misericorde – нож милосердия) - так называют кинжал с узким ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов. Известен в Западной Европе с 13 века, и на самом деле не является каким бы то ни было особым видом кинжалов. Для пробивания готических доспехов подходят лучше всего кинжалы типа Рондель и чуть меньше Баллок.
В учебниках по фехтованию показано несколько приемов эффективного применения кинжала, как оружие убийства он дает фору даже двуручным мечам.
раручный меч (англ. Greatsword, Longsword или Bastard, нем. Langschwert или Anderthalbhänder, франц. L"épée batarde) – главной отличительной особенностью данного типа мечей является длинный черенок рукоятки 15-25 см, для двух рук. И клинок – длиной 80-110 см. Ширина клинка 4,1-3,1 – сужается к острию. Вес 1,2 - 2,4 кг (большинство 1,5 кг.). Появился в связи с необходимость увеличить боевые качества меча, которая привела к удлинению и утяжелению клинка. Период наибольшего распространения – примерно 1350 до 1550 (но самый ранний и поздний период использования в 13-м и 17-м веках). Ножны на перевязи обязательны. В англоязычной литературе часто встречается название Бастард (незаконнорожденный), которое говорит о том что многие мечи трудно определить полутораручные они или двуручные.
Длинным клинком легко нанести более серьезную рану, особенно если рубить с коня. Длинные мечи используются для рубящего, режущего и колющего удара. Для более конкретных целей применения полуторных мечей приходится менять их форму. Все части меча используются для наступательных целей, в том числе навершие и крестовина. Навершие, находящиеся на значительном расстоянии от пятки клинка, лучше уравновешивает меч – поэтому фехтование даже одной рукой не представляет ни каких трудностей.
В упоминаются мечи подтипов XIIa и XIIIa 1250-1350 г., как предшественники поздним полутораручным мечам. Названием этих двух подтипов служат слова "great sword" "великий меч". Окшотт выделяет их полутораручный ухват и относительно большой клинок, примерно 90см (36 дюймов), которые были больше и шире чем современные им мечи. Позднее, в позднем средневековье, c. 1350-1550 возникают самые различные подтипы мечей:
Длина клинка ≈ 81 см (32 дюйма), подтип XVIa (начало 14 века).
Клинок около 86 см (34 дюйма): подтипа XVIII в (середина 15 до начала 16 век).
С длиной клинка в среднем 86 (34 дюйма), варьируется от 75 до 100 см (30 до 38 дюймов): Тип ХХ (14 и 15 век), подтипы XXa (14 и 15 век).
С длиной клинка около 89 см (35 дюймов): подтипа XVa (конец 13 до начало 16 века), XVIIa (середина 14 до начала 15века).
Самый длинный. Клинок в среднем 100 см (39 дюймов) с в среднем около 92-110 см (36 до 42 дюймов): подтипы XVIIIa (середина 14в до начала 15в), XVIIIb (начало 15 до середины 16 в), XVIIId (середина 15 до начала 16 в), XVIIIe (середина 15в до начала 16в).
Следует отметить, что последний XVIII подтип чаще всего причисляют к двуручным мечам. Окшотт однозначно не разделяет полутораручные и двуручные мечи.
Рукоять рыцарского меча 13 века. Вероятно меч принадлежал Магистру Конраду, ландграфу Тюрингийскому и Гессенскому. 1239-1241 гг. German Historic Museum (DHM). Берлин.
Мечи с лева на право: 1) втор. пол. 14в.; 2) около 1400г.; 3) пер. пол. 14в.; 4) 14 в.German Historic Museum (DHM). Берлин.
"Рыцарь с двумя сыновьями" 1518-1520. худ. Лукас Кранах I. Показан доспех рыцаря, шлем-арме, декоративный щит, и меч пригодный для использования двумя руками, виднеется навершие кинжала.
Этот меч хранился в здании суда Швейцарского города Sursee, датирован ок 1550. Клинок обоюдоострый длиной 100 см, ширина у пятки 5,2 см, без долов. Черенок рукояти покрыт деревом и оплетен кожей. Ножны деревянные, покрыты кожей, установлен небольшой латунный наконечник. Полная длина 136,5 см. Вес без ножен 2,535 г., с ножнами 2790 г. Не понятно двуручный он или полутораручный.
Паппенхеймер меч (англ. Pappenheimer sword) – разновидность боевой рапиры, характеризуется длинным толстым клинком и очень сложной рукоятью. Гарда состоит из чашки составленной из двух широких лепестков, закрывающих рикассо и крестовины, передний конец которой загнут вниз а задний вверх, и одной (а часто целой системы) дужки закрывающей пальцы. Одноручный черенок рукояти увенчан тяжелым яблоком зафиксированным
В Европе меч в Средние века получил широкое распространение, имел множество вариаций и активно эксплуатировался вплоть до Нового Времени. На протяжении Средневековья меч претерпевал весьма существенные изменения.
Раннее Средневековье было эпохой упадка военного искусства, забвения традиций классической древности. Численность армий резко сокращается, тактика сильно упрощается; бои ведутся на открытом пространстве, оборонительная тактика используется крайне редко. Доспехи в упадке - только наиболее знатные воины защищены кольчугой или, реже, металлической чешуёй. В таких условиях на первый план выходят индивидуальные качества бойца и его вооружения, из-за чего роль меча в комплексе вооружения значительно повышается. При этом из-за упадка ремесла меч из массового рядового оружия, каковым он был в эпоху расцвета империи, превращается в вооружение элиты.
От эпохи Великого переселения народов до примерно VIII-IX века в Европе господствует так называемый меровингский меч (принятое в современном оружиеведении условное название, от династии Меровингов), который является по сути дальнейшим развитием позднеримской спаты.
Это рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет, дол достаточно широкий и неглубокий, масса меча не превышает 2 кг.
Наряду с мечами, германцы широко применгяли однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами (большие ножи или тесаки), такие, как скрамасакс. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения, зато много сражались на кораблях.
Около VIII - начала IX века получает распространение каролингский меч, или меч эпохи викингов (также условные современные обозначения). На самом деле мечи данного типа делались во Франкской империи, а к викингам попадали как добыча или товар, однако наибольшее количество находок связано именно со Скандинавией, где сохранялся языческий обряд помещения в могилу погребального инвентаря, включая оружие.
Каролингские мечи очень похожи на меровингские, но более изящны по форме и отделке, имеют более узкие и сильнее сужающиеся клинки с лучшим балансом, что делало их более быстрыми, удобными и гибкими в применении, появляется заточенное остриё.
Сталь для них использовалась лучшего качества, благодаря чему практически выходит из употребления техника сваривания клинка из нескольких заготовок с различным содержанием углерода. Меч всё ещё оставался очень дорогим и сравнительно редким оружием - так, согласно капитуляриям Карла Великого иметь его считалось обязательным только для кавалериста, способного позволить себе содержать боевого коня, пешие бойцы же часто обходились более дешевым вооружением.
Каролингские мечи типа А производились в одном из ремесленных центров Древней Руси.
В Высокое Средневековье (XI-XIV века) происходит рост городов и ремесел, повышается уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. Улучшаются и получают большее распространение доспехи, возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры, дуэли и бугурты. Бои часто проходят в стеснённых условиях (замки, дома, узкие улицы). Всё это накладывает отпечаток на меч.
Мечи этого периода принято называть романскими (фр. epеe romane), или рыцарскими (англ. knightly sword, arming sword), именно они по внешнему виду в наибольшей степени соответствуют представлению о европейском мече, укоренившемуся в массовом сознании, наиболее часто встречаются на средневековых миниатюрах и скульптурных изображениях. Их лезвие становится более длинным, толстым и узким, дол - узкий и глубокий. Клинок заметно сужается к острию, удлиняется рукоять, а навершие, напротив, становится небольшим, и при этом разнообразным по форме. Крестовина расширяется, обеспечивая лучшую защиту для руки - признак развития искусства фехтования.
В Позднее Средневековье (XV-XVI века) идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится всё более изощрённой. Появляются доспехи с высокой степенью защиты. Всё это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей - колоссально. Помимо одноручных мечей появляются полутораручные и двуручные мечи. Встречаются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно применяться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина». Многообразие европейских мечей:
- бастард;
- кацбальгер;
- цвайхандэр;
- фламберг;
- эспадон;
- клеймор;
- эсток;
- скьявона;
- шотландский корзинчатый меч;
- хаудеген;
- меч палача
Меч с широким лезвием и закруглённым концом.