Неформальные молодежные объединения. Молодёжные неформальные группы в России Типы неформальных молодежных групп
Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.
Музыкальные неформальные молодёжные организации.
Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.
Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.
Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ.break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно- акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает “изломанный танец” или “танец на мостовой”.
Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
В тот же раздел попадают и битломаны -течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.
Неформальные организации в спорте.
Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.
Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.
Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно- транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.
Философствующие неформальные организации.
Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.
Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поляны навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан».
Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».
Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя “системой” (системные ребята, пиплз, пиплы). “Система” - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели “обновления человеческих отношений” через добро, терпимость, любовь к ближнему.
Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом. Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека.
Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация -чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.
Политические неформальные организации.
В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхэды), панки и другие.
Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.
Панки - относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки-преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.
Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе».
Неофашисты (скинхэды).
В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей
Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу - фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.
Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.
«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов.
Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках. К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!» С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”).
Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:
Россия - для русских! Москва - для москвичей!
Adolph Hitler. Mein Kampf.
У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.
Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита - люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.
Функции молодежных организаций.
Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.
Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром.
Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.
Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.
Важнейшая функция молодёжного движения - стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма.
Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально- экономическими и политическими структурами.
Влияние молодёжных группировок на личность подростка.
Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
Ради чего они стали неформалами? ј - т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна.1/5 - т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.
Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, - именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.
Ниже приведены признаки, которые видно "невооруженным" глазом, с точки зрения дилетанта:
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Причины возникновения:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:
* преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо-популистского движения и партийных структур более позднего времени);
* приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, “конструктивному утопизму”;
* органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней анти авторитарности, “коллективному руководству”;
* слабая артикулированность, “прописанность” формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и “общественную деятельность”);
* отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);
* отсутствие четких идеологических “рамок” при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);
* стремление “мыслить глобально, а действовать локально”, иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.
Существует множество классификаций неформальных групп молодежи:
По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы:
1. Про социальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям.
2. К ним относятся:
· клубы социальной помощи,
· экологические, этнические, историко-патриотические объединения.
3. Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях.
К ним относятся:
· рокоббили - это поклонники рок-н-ролла
К ним относят:
· пред-криминальные,
· неустойчиво криминальные
· собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т. п.).
По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:
1. Группы культурно-досуговой ориентации:
· современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.);
· спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;
· технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).
2. Группы альтернативного образа жизни:
· Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);
· все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники « Битлз».
3. Группы социальной инициативы:
· экологисты (защитники природы, «зеленые»...);
· глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);
· охраны и защиты памятников истории и культуры;
· фонды социальной инициативы широкого спектра действий;
· творческие союзы.
4. Социально-политические группы:
· группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;
· народные фронты и движения;
· политические клубы и объединения.
Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.
Так же неформальные молодежные объединения можно разделить по базовым субкультурам.
По базовым субкультурам неформальные молодежные объединения делятся на:
1. Ролевое сообщество - все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.
Базовый принцип объединения: эскапизм - (англ. escape -- убежать, спастись) -- стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.
· группы хиппи
· индеанисты - люди, занимающиеся изучением культуры индейцев Северной и Южной Америки. Реконструируя их быт и проповедуя индейские нравы, индеанисты продолжают в действительности вести привычный городскому человеку образ жизни.
· растаманы - называют последователей растафарианства. Обычно их опознают по ряду характерных атрибутов: курению марихуаны, почитанию Боба Марли и бога Джа, использованию комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный» и другим.
Базовый принцип объединения: социально ориентированная деятельность.
3. Панки - (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат.
«Алисоман» - поклонники группы «Алиса».
Киши - поклонники группы «Король и шут».
4. Националисты-ксенофобы:
· бонхеды - неофашистское крыло неформального течения скинхедов, слушают тяжелый металл.
· неоязычники - последователи древних языческих учений и духовных практик.
· скино-хулсы - нацисты-хулиганы.
Базовый принцип объединения: агрессивное поведение.
5. Некрофетишисты:
· металлисты - люди, слушающие тяжёлый и лёгкий рок. Носят одежду с изображением или надписью любимой рок-группы, также носят цепи, напульсники, пирсинг.
· сатанисты - ученые определяют сатанизм как мистически-религиозную субкультуру, чьи корни уходят в сравнительно отдаленное прошлое; все они носят длинные волосы, короткие бородки, кожаные брюки и куртки, массивную обувь, серебряные или металлические цепи, брелки (часто в форме перевернутой пентаграммы и черепа).
· готы - представитель готической субкультуры, вдохновлённый эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящий себя к готик-сцене.
Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Базовый принцип объединения: чрезмерное увлечение оккультизмом.
Также неформальные молодежные объединения классифицируют на:
1. Неэкстремистские неформальные молодежные объединения:
· Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид -- ранимый и депрессивный человек; во внешнем виде преобладают черно-розовый цвет, рваные челки, множество значков.
· Ролевое сообщество - моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.
· Алисоманы
· Киноманы
· Анархисты - борются за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель - изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность само развиваться. Ещё одна черта анархизма - это анти государственность.
· Антифашисты
· Сатанисты
2. Экстремистские неформальные объединения, представляющие наибольшую опасность:
· WhitePower ("Белая сила" - главенство белой расы)
· Национал-большевистская партия - общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и анти буржуазная партия.
· Дьяволопоклонники - стихийно возникшие и плохо организованные компании подростков и молодых людей, которые поклоняются дьяволу и совершают ритуальные убийства.
Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой, не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.
Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
За последние годы в нашей речи укоренилось слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Музыкальные Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. Наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Другая известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры.
Спортивные Ведущими представителями являются знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений.
Философские Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Среди них выделяются хиппи.
Политические К данной группе относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию. Среди них выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), панки и другие. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью. Панки – относятся к достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску.
Влияние молодёжных группировок на личность подростка Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
Наряду с официально оформленными (зарегистри-рованными) общественными молодежными объедине-ниями в современном обществе широко распростране-ны неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объе-динений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (пер-воначально); стихийное (основанное на желании и вза-имном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.
НМО следует отличать от таких смежных образова-ний, как неформальная группа и неформальная груп-пировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассни-ки) получило название неформальная группа .
Для нефор-мальной группы характерны дружеские взаимоотноше-ния между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной дея-тельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асо-циальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (упот-ребить спиртное, выяснить отношения с соседней груп-пировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.).
Неформальное молодежное объединение — своеобраз-ное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протя-жении нескольких десятилетий, часто имеющее меж-дународный характер. Направленность НМО представ-лена широким спектром: от явно асоциальных группи-ровок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).
Различные НМО имеют свою идеологию, спе-цифику типичных видов деятельности, символику одеж-ды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объедине-ния как своеобразные элементы культурной среды об-щества (так называемая субкультура) — явление, воз-никшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи , модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкуль-тура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема.
Это первые пос-левоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с не-законченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должно-сти или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведе-ния и одежды молодежи высших слоев общества. Ти-пичный тэд носил пиджак свободного покроя с бар-хатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на ре-зиновой платформе и галстук-шнурок.
Чуть позже, в конце 60-70-х гг., возникают движе-ния рокеров, панков и др. Данные молодежные течения являлись своеобразными контркультурными обра-зованиями, противостоящими официальной государ-ственной системе норм и ценностей. Наряду с асоци-альными образованиями в этот же исторический пери-од достаточно активно развивались и просоциальные молодежные объединения (Greenpease , различные ре-лигиозные течения и т.п.).
В течение последнего десятилетия XX в. возникла и постепенно развивается новая тенденция в сфере не-формальных молодежных объединений. Она заключает-ся в следующем. Если НМО «классического» периода (хиппи, панки и т.п.) представляли из себя группы, достаточно четко сформированные по идеологическому принципу, определявшему все параметры их жизнеде-ятельности: от специфики одежды до особенностей межличностного общения, сленга и т.п., то в после-дние десятилетия наблюдается постепенный переход «неформальной принадлежности» от базовой формы жизнедеятельности к форме досуга, хобби, способа ус-тановления коммуникации со сверстниками. Для боль-шинства современных неформалов их принадлежность к той или иной группировке — вовсе не образ жизни, а всего лишь в той или иной степени глобальное увле-чение, часто не влияющее на основную жизнь.
Это легко проследить, анализируя основные неформальные группы (группировки) молодежи, распрост-раненные в настоящее время в обществе. «Рейверы», «Гранжи», «Металлисты» часто — уже не конкретные сообщества молодежи, а скорее прослойки в молодеж-ной среде, вся неформальность которых часто ограни-чивается лишь яркой одеждой и атрибутикой (колеч-ки, цепочки, значки и т.п.).
Для современного состояния неформальной молодеж-ной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей опре-деленное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так на-зываемых «гопников» — подростков, ничем особым в жиз-ни не занимающихся, ничем не выделяющихся из об-щей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятель-ности.
Принадлежность к той или иной неформальной груп-пе — практически обязательный элемент процесса со-циализации в подростковом возрасте.
Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели меж-личностного общения, «примерять» на себя разнооб-разные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имев-шие возможности постоянного общения со сверстни-ками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испыты-вают трудности в создании семьи, в отношениях с со-служивцами, внутриличностные проблемы и т.д.
Психологическим основанием возникновения подро-стково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастно-го периода — реакция группирования со сверстниками.
Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс пос-ледовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).
Следует особо отметить тот факт, что неформаль-ная среда общения порой является для подростка (осо-бенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимо-отношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), ав-томатически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положитель-ной.
Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превос-ходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясня-ется низкая эффективность воспитательных мер воздей-ствия на трудного подростка: в его сознании совершен-ное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зре ния референтной группы (например, грубость по от-ношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «ге-роический подвиг», поддерживаемый сверстниками).
Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основ-ных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольно-го клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно пробле-матичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические уч-реждения.
Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столе-тия так называемой уличной социальной работы, ко-торая в настоящее время является одной из самых ши-роко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными груп-пировками. Street workers — уличные работники осуще-ствляют социально-педагогическую деятельность непос-редственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевре-менную помощь и поддержку.
В нашей стране деятель-ность уличных социальных работников началась со вто-рой половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего време-ни начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикры-тием. Социальный педагог входит в молодежную «ту-совку» на правах законного члена, участвует в ее жиз-ни, параллельно пытаясь собрать необходимую для ра-боты информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло.
Одним из ведущих направлений работы с нефор-мальными группами (группировками) учреждений до-суговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в моло-дежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с дру-гой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлече-ние молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).
Широко распространенной формой работы с нефор-мальной средой общения ребят в последнее время ста-ли так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного обще-ния и становящиеся достаточно быстро для большин-ства основным местом тусовки.
Большое значение в социально-педагогической дея-тельности, проводимой с молодежными группами, яв-ляется процесс постоянного отслеживания так назы-ваемой групповой динамики, т.е. своевременное выяв-ление факта возникновения группы, установление наи-более частых мест «тусовок» ребят, численного и де-мографического состава (небольшая группа — 3-5 че-ловек либо группировка 10-12 и более), характера на-правленности группы (асоциальная/просоциальная).
До-вольно часто принципиальным для определения стра-тегии дальнейшей работы с группой является опреде-ление типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокуп-ности основных нравственно-моральных, идеологичес-ких и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.
Основными направлениями социально-педагогичес-кой деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:
Профилактика расширения чис-ленности неформальных групп асоциальной, кримино-генной направленности за счет исключения возможно-сти создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного ха-рактера (например, вернувшегося из мест лишения сво-боды), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (созда-ние временных рабочих мест, смена неформального ли-дера группы и т.п.);
Изыскание возможностей для обес-печения (материального и пр.)
существования нефор-мальной группы положительной направленности (пред-ложение различных вариантов занятости, обществен-но-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкально-го коллектива группы, выступающей на официальной основе.
Вопросы и задания
1. К вам за консультацией обратились родители подростка. Выяснилось, что их сын уже около шести месяцев свя-зан с сектой «сатанистов». Это их беспокоит. Предложите возможные пути решения данной проблемы.
2. К вам обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых послед-ствий, отбирают деньги и пр.). Ваши действия?
3. К вам обратился за помощью подросток. Принимая учас-тие в азартных играх, он проиграл крупную сумму денег. Мать воспитывает сына одна (заплатить сумму долга из семейного бюджета фактически невозможно). Подросток поставлен «на счетчик», сумма долга увеличивается. Име-ют место угрозы физической расправы и причинения материального ущерба. Что вы решите?
Ситуативная этика
1. Молодежная субкультура: моральные проблемы
2. Типы и виды неформальных молодёжных группировок.
3. Этические проблемы виртуальной реальности
Ситуативная этика – совокупность нравственных проблем, возникающих в тех или иных жизненных ситуациях, а также возможные варианты норм и правил их решения, не претендует на однозначные ответы, тем более что их, возможно, и не существует. Ситуативная этика «приоткрывает» эти проблемы, оставляя их «открытыми». Проблемы могут носить самый разный характер, определяемый, временными параметрами, например, современные моральные проблемы, возникшие недавно в связи с широким использованием компьютеров; или нравственные проблемы той или иной возрастной группы - например, в рамках молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура: моральные проблемы
В середине ХХ века появился такой феномен, как молодёжная субкультура, основные черты которой – замкнутость и альтернативность . Молодёжная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодёжи примерно от 10 до 20 лет.
Сам термин «субкультура» существует для того, чтобы выделить в системе материальных и духовных ценностей - то есть в общей, «большой» культуре - устойчивые совокупности моральных норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность. Определяющий признак субкультуры - не количество приверженцев, а установка на создание собственных ценностей, отличающихся и отличающих «своих» от «чужих» по внешним, формальным признакам: по покрою штанов, прическе, «фенечкам», любимой музыке.
Субкультура молодежи получила развитие в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом. Сегодня она является одним из институтов, факторов социализации школьников. Молодёжная субкультура представляет собой сложное противоречивое социальное явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей «большой» культуры, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том ценности и интересы молодёжи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями. Поэтому и её культура носит в основном развлекательный, рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченным варианте, массовую культуру, а не на ценности высокой, мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения молодёжи часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами массовой информации: телевидением, радио, и печатью. Культуру молодежи отличает также наличие молодёжного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков. Он помогает молодёжи осваивать мир, выражать себя и одновременно создаёт барьер между ними и взрослыми. Внутри молодёжной субкультуры активно развивается ещё один феномен современного общества – неформальные молодёжные объединения и организации.
И хоть зарождается молодежная субкультура как самостоятельный феномен еще в конце 1940-х годов (с появлением битничества), но ее легализация и культивирование на Западе ведет отсчет со студенческой революции 1968 года, главным лозунгом которой была борьба за права молодежи. На ее гребне оказались некоторые культурные феномены и даже целый вид музыкального искусства - рок-музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодежной среде.
А ведь именно в молодежной среде закладываются и формируются основы того отношения к жизни и к другим людям, которое впоследствии определит лицо мира. Поэтому целесообразно специально остановиться на рассмотрении моральных норм и ценностей, характеризующих поведение и отношение молодежи к миру и друг к другу во второй половине XX века.
Известно, что каждое поколение стремится к самоидентификации, стараясь придумать термин, определяющий его (поколения) суть, чтобы как-то выделиться из ряда предшественников и последователей. В XX веке это стремление приобрело характер эпидемии: «потерянное поколение» (о судьбах этих молодых людей, переживших первую мировую войну, писали Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон, Э.Хемингуэй), «сердитые молодые люди» (об их пессимизме, отчаянии, потере идеологических и нравственных ориентиров читайте в книгах Дж. Уэйна «Спеши вниз», Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Дж. Апдайка «Кролик, беги» и др.), «разбитое поколение» - «битники», «дети цветов» - хиппи, диско-поколение, поколение X, поколение «пепси»...
Типы и виды неформальных молодёжных группировок.
Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
Каждая такая группа или организация имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. На сегодня существует более 30 типов неформальных молодёжных течений и организаций. За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения. Назовём и охарактеризуем наиболее известные из них.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде