Научиться писать надо писать. Как научиться писать интересно на скучные темы
Два способа, которые помогут каждому освоить грамматику языка и научиться правильно писать
Умение грамотно писать – это важная часть жизни человека. Ведь согласитесь, куда приятнее общаться с тем, кто всегда правильно излагает свои мысли. Вроде есть масса книг по грамматике, интернет, да и в школе дают элементарные основы русского языка. Информации много, но почему-то освоить все правила многие просто не способны. С чем это связано? Возможно с тем, что русский язык — один из самых сложных языков в мире.
Хотя тем, кто все же не в силах понять грамматику отчаиваться не стоит, потому что альтернатива простому заучиванию правил есть, и она куда легче, чем мы можем ее себе представить, иначе бы мы все не владели элементарными правилами грамотного письма. Итак, что же это за способ такой, который позволит научиться писать правильно, не заучивая правила. На самом деле способ не один, а несколько, как научиться писать грамотно . В данной статье рассмотрим два из них.
Способ №1. Чтение книг.
Всем известно, что в любом деле практика позволяет добиться, куда больших результатов, нежели теория. Вот и приступая непосредственно к чтению, вы занимаетесь практикой. Суть такого метода состоит в том, что постоянно читая книги и встречая одни и те же слова, вы запоминаете их написание, но при условии конечно, если вы обладаете хорошей зрительной памятью, в противном случае правила все-таки придется учить, хотя есть и такой вариант: прослушивать или смотреть видео-уроки по грамматике русского языка, если зрительная память вас подводит, то наверняка слуховая присутствует.
Способ №2. Тесты.
Основан на таком формате обучения: возьмите сборник тестов по русскому или украинскому языку (если вы из Украины), благо сейчас приобрести их проще простого, все благодаря ЕГЭ или в Украине - ВНО. И решайте тесты для подготовки к ВНО, опираясь в непонятных вопросах на правила. В чем суть такого способа? Так вы объединяете теорию с практикой. И результат освоения материала намного лучше, ведь теоретические вопросы вы подкрепляете разными примерами в тестах.
И напоследок такой совет: в связи с появлением социальных сетей неграмотное написание вошло можно сказать в моду. Молодежь пишет сообщения коряво, совсем не обращая внимания на грамотность, и в результате такая привычка укореняется, поэтому пишите правильно всегда и везде.
Приветствую, уважаемые читатели! Сегодня поговорим о том, как научиться писать статьи с нуля. Если вы решили , то здесь я дам вам простой алгоритм, который поможет вам начать наполнять блог статьями.
Написать статью для блога не так уж сложно, как может показаться. Конечно, если до этого вы никогда даже не пробовали что-то написать, то поначалу вам сложно будет начать. Но я дам вам простую пошаговую систему, которая сильно облегчит эту задачу.
Если вы думаете, что для того, чтобы начать писать статьи, вам необходимо уметь очень быстро печатать или обладать идеальной грамотностью, то это не так. На самом деле это даже вовсе не препятствия в написании статей. Высокую скорость печати вы сможете наработать со временем. Грамотность, конечно, не помешает, но сейчас много сервисов, в которых вы легко проверите текст на ошибки.
Бывает, садишься писать статью, а мысли не складываются в слова, попробуйте сначала писать на бумаге, потом напечатаете готовую статью. Я часто делаю именно так, и дело тогда идет намного легче.
Как научиться писать статьи с нуля? Чтобы облегчить себе эту работу, следуйте этому алгоритму:
- Выберите тему статьи
О чем вы будете писать? Если нет мыслей совсем, откройте https://wordstat.yandex.ru и посмотрите, что ищут люди по вашей теме. - Определите цель
Что вы хотите донести до читателя в статье? Например, помочь с выбором коврика для личной практики йоги или научить, как выращивать фикусы в домашних условиях. Важно как можно более полно раскрыть выбранную тему и выполнить поставленную задачу во время написания статьи. - Соберите информацию
Чтобы статья получилась полной, возможно вам понадобится дополнительная информация по выбранной теме. Когда будете искать информацию, сделайте краткий ее конспект. Например, вы пишете о том, как выращивать фикусы в домашних условиях. Составьте конспект того, о чем вам нужно написать – виды фикусов, условия выращивания, выбор грунта и емкости для посадки, условия полива и уход за растением, удобрение и т.д. - Составьте план статьи
Определите, каким будет вступление статьи, о чем вы будете писать в основной ее части – например, о об условиях выращивания фикусов, о выборе грунта, освещение, полив и удобрения. Подумайте, к каким выводам вы хотели бы подвести читателя в заключении. - Напишите заголовок
Вы определились с темой для статьи, теперь нужно придумать заголовок. Он должен быть настолько интересным, чтобы цеплял внимание и вызывал желание прочитать статью. - Напишите вступление для своей статьи
Это может быть всего несколько предложений, из которых читателю станет понятно, о чем говорится в самой статье. - Напишите основную часть
В этом вам поможет конспект, который вы составили в п.3 - Напишите заключительную часть
В ней должны быть основные выводы, к которым вы хотели бы подвести читателя. - Проверьте статью на уникальность и грамотность
Это можно сделать, например, с помощью такого сервиса, как text.ru Исправьте все ошибки. - Осталось только оформить статью
Когда вы напечатали текст, перечитайте его внимательно еще раз от начала до конца, уберите все лишнее, тавтологию и неудачные фразы, исправьте опечатки, если есть. Бывает необходимо где-то что-то добавить, дополнить, я что-то убрать совсем, возможно добавить подзаголовки.
Помните, что статья должна быть структурирована, в ней должны быть не очень большие абзацы и подзаголовки, чтобы ее удобнее было читать.
Теперь, имея под рукой эту простую схему, вопрос как написать статью с нуля, больше не будет для вас проблемой.
Если у вас остались вопросы или нужна помощь, пишите в комментариях, я постараюсь помочь.
А если вы еще только задумываетесь о создании своего блога или сайта, , обращайтесь.
Хотите научиться копирайтингу и стать успешным профессиональным копирайтером? Рекомендую очень грамотный . Подходит даже для новичков. если вы хотите преуспеть в копирайтинге и хорошо на этом зарабатывать, не тратьте время — учитесь у лучших:
Статья вам понравилась? Тогда , чтобы узнавать о выходе свежих статей первым.
Если школьные уроки русского языка в своё время не помогли, а такая компетенция, как грамотное письмо, оказалась необходимой, можно научиться грамотно писать уже во взрослом возрасте. Если перед вами стоит задача максимально быстро приобрести такую компетенцию, вы зашли по адресу.Научиться грамотно писать взрослому можно за несколько месяцев
- 50 автоматизированных уроков по русскому языку для самостоятельной работы
- 2 - 3 вебинара в неделю по орфографии и пунктуации. Живое участие!
- Рекомендуемый режим занятий (комфортный и достаточный) - 2 - 3 раза в неделю. Обучение займёт 4 - 5 месяцев.
- Интенсивный режим занятий (если надо было вчера) - ежедневно. Обучение займёт 2 месяца.
- Максимально возможный срок, на который можно растянуть курс - 3 года.
Вебинар длится 50 минут. С сентября по май вы вы сможете участвовать в 2 - 3 вебинарах в неделю. Кроме того, для вас всегда будут доступны записи прошедших вебинаров.
В тренинг для взрослых включены следующие задания:
- Интерактивные диктанты (весь курс)
- Отдельные упражнения курса Орфография без правил
- Диктанты и упражнения для взрослых из курса Орфография по правилам
- Большая часть слайд-лекций и заданий курса Синтаксис и пунктуация
- Тексты и задания к ним, специально разработанные для этого тренинга.
- Тесты на повторение всех пройденных правил, специально разработанные для этого тренинга.
Полный список изучаемых тем |
---|
Орфография Гласные после шипящих (ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ, ЩУ, ЧУ, ЧА, ЩА, ЩЕ. ЩИ). Выражение на письме звука [Щ]. Выражение на письме звука [Ц]. Выражение на письме [ЦА]. Выражение на письме [ЖЖ]. Употребление прописной буквы. Употребление буквы Й. Употребление буквы Ь для обозначения мягкости. Буквосочетания без Ь. Употребление буквы Э. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередование гласных в корне. Непроизносимые гласные. Ложнопроизносимые гласные. Соединительные гласные. Буквосочетания ОРО, ОЛО, АРА, АЛА, ЕРЕ. О и Ё после шипящих. Все случаи. И, Е и Ы после Ц. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Ложнопроизносимые согласные. Удвоенные согласные в иноязычных словах. Мягкий знак после шипящих. Разделительные Ь и Ъ. Ы и И после приставок. Неизменяемые приставки. Приставки ПРЕ и ПРИ. Приставки, заканчивающиеся на З и С. Суффиксы существительных. Окончания и суффиксы глаголов. Н и НН во всех частях речи. Правописание отрицательных местоимений. Правописание неопределённых местоимений. Слитное и раздельное написание наречий. Гласные на конце наречий. Правописание числительных. Употребление частицы НИ. Частица НЕ с разными частями речи. Предлоги со словами. Производные предлоги и похожие на них сочетания. Союзы и похожие на них сочетания. Все случаи употребления дефиса. Синтаксис и пунктуация Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки в конце предложения (+знаки в рекламных текстах и заголовках). Разделительные знаки при однородных члена предложения. Знаки, разделяющие части сложного предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой). Случаи отсутствия знаком между частями сложного предложения. Схема сложного предложения. Конструкции, грамматически не связанные с предложением (вводные слова, вставные конструкции, обращения). Обособленные определения, дополнения, обстоятельства. Приложение. Сравнительный оборот. Запятая перед КАК. Прямая речь и знаки диалога. Все случаи употребления тире. Употребление кавычек. Правила оформления цитат. Пунктуация в устойчивых оборотах. Знаки при междометиях. Употребление многоточия. Сочетание запятой, тире и двоеточия. |
- новые правила (правила изложены в письменном виде со ссылками на записи вебинаров; предлагается скачать конспекты правил, удобные таблицы, различные карточки и списки для запоминания слов; материал раздела "Синтаксис и пунктуация" дан в виде слайд-лекций с интерактивными тестами),
- упражнения:
опережение - задание на темы следующих занятий (списывание),
освоение - интерактивные упражнения на текущие правила,
повторение - интерактивные упражнения на изученные правила,
- автоматизированный зрительный диктант из 50 фраз,
- интерактивное упражнение на зрительное запоминание 50 слов,
- интерактивное упражнение на автоматизацию навыка подбора проверочных слов,
- предложения для синтаксического разбора с ключами и (или) интерактивные упражнения на пунктуацию,
- текст для зрительного запоминания сложных слов и объяснения орфограмм,
- комплексная контрольная работа на орфографию и пунктуацию с автоматической проверкой.
- Тренинг по орфографии (по средам)
- Тренинг по пунктуации (по вторникам)
- Модули "Грамотность для взрослых" (по воскресеньям иногда дополнительно)
Дополнительно:
- Записи вебинаров с объяснением правил орфографии и пунктуации за предыдущие 2 года.
- Купив тренинг, вы автоматически получаете доступ к вебинарному курсу
Почему наш курс гарантированно научит грамотно писать на русском языке
- При составлении программы курса были выявлены основные орфографические и пунктуационные ошибки, которые допускают именно взрослые. Исследования проводились на менеджерах среднего звена крупного предприятия. Мы даём возможность пройти все основные правила русского языка (несколько шире школьной программы), но акцент делается на словах и правилах, выявленных в результате исследования.
- Правила рассказываются популярно, без лишней теории, но по-взрослому. Даётся много слов и выражений, которые не предлагаются школьными учебниками русского.
- Теоретический материал и карточки со словами можно распечатать. Вы получите файлы, готовые к печати.
- При составлении упражнений и диктантов (даже на детские правила) использована лексика взрослых людей (общественно-политическая, научная, медицинская и т.д.)
- Скорость чтения диктантов соответствует средней скорости набора взрослого человека, так что вам не придётся отвлекаться, чтобы ставить запись на паузу.
- Чтобы лишние шумы не мешали восприятию, упражнения и диктанты озвучены профессиональными дикторами в студии.
- В курсе сочетаются логические и сенсорно-моторные методы обучения. Иными словами, вы поймёте логику правила и, кроме того, будете запоминать слова на это правило зрительно, моторно, на слух, ассоциативно.
Специальное предложение для организаций
Возможно обучение персонала в группе . При групповой заявке мы предложим вам существенные скидки и проверку текстов, которые пишут ваши сотрудники, на грамотность. Возможны дополнительные консультации по скайпу специально для вашего коллектива.По вашей заявке мы выставим счёт. Все закрывающие документы будут высланы после оплаты бумажной почтой.
Свяжитесь с нами:
И ещё один плюс
Слушатели курса "Тренинг грамотности для взрослых" могут купить курссо скидкой 20%Как готовиться к тотальному диктанту?
Если вы хотите проверить себя или показать другим, что пишете грамотно, можно поучаствовать в тотальном диктанте. Некоторые люди специально берутся за учебники и учатся писать грамотно, чтобы поучаствовать в тотальном диктанте. Если вы из их числа, мы гордимся вами и постараемся приложить все усилия, чтобы вы получили максимальный балл. Для того чтобы поднять грамотность в сжатые сроки, занимаясь самостоятельно, действуйте так: занимайтесь русским языком раз в день или через день. Выполняйте все упражнения одного урока. В конце урока обязательно вносите слова, в которых ошибались в этот день, в электронный словарик, который найдёте в личном кабинете сайта. Каждый день тратьте по 15 минут на упражнения раздела Тренинг . В упражнения попадут как раз слова из вашего словарика. При повторении ошибок они будут попадаться в заданиях чаще. Словарик можно будет пополнить и другими словами из нашей базы. Постарайтесь попасть на большее число наших вебинаров по орфографии и пунктуации или посмотреть записи. И успех будет вам обеспечен.Тотальный диктант можно расценивать и как независимую экспертизу ваших знаний по русскому языку. Поучаствуйте в тотальном диктанте 2 - 4 раза во время прохождения курса и убедитесь, что от обучения есть толк. Если будете следовать нашим рекомендациям, на каждом следующем диктанте вы будете делать всё меньше ошибок.
Как учиться писать грамотно в дороге или на даче?
Для тех, кто не желает терять драгоценное время, стоя в пробках, сидя в очередях, в метро или находясь на природе, мы разработали сборник упражнений, которые пойдут на любом устройстве. Дорожный вариант сборника упражнений по русскому языку прекрасно сочетается с предлагаемым тренингом грамотности. Вам встретятся те же слова, но ни одно упражнение не совпадёт с упражнениями тренинга. Рекомендуем использовать этот сборник как дополнение к большому курсу. Так вы сможете быстрее научиться писать без ошибок.Часто задаваемые вопросы по курсу "Тренинг грамотности для взрослых"
Цена в описании товара - это цена за весь курс (50 автоматизированных уроков + вебинары) или речь идет о ежемесячной оплате?Это цена всего курса за 3 года.
После оплаты я сразу получу доступ ко всем урокам или они будут выкладываться по мере прохождения предыдущих упражнений?
Доступ ко всем материалам откроется сразу, но мы настоятельно рекомендуем проходить всё по порядку, т.к. даже на "детские" правила есть очень сложные слова, которые в школе просто не предлагаются.
Автоматизированные уроки - это слайды с теорией и заданиями или также лекции преподавателя?
Автоматизированные уроки включают в себя упражнения, которые динамически формируются на страницах. Задания и диктанты проверяются компьютерной программой. Правила объясняются в слайд-лекциях или в тексте (надо читать), а работа с живым преподавателем идёт на вебинарах. В записях прошедших вебинаров лекции по разным темам. Можно выбирать и смотреть, если текста оказалось недостаточно.
Будет ли обратная связь, как будут проверяться выполненные задания?
Проверка частично по ключам, частично автоматическая. На вебинарах можно задавать преподавателям вопросы, если что-то непонятно. Но куратора, который даёт задания и следит за выполнением, нет.
Когда можно присоединиться к курсу? Есть ли конкретная дата начала или это можно сделать в любой момент?
Доступ даётся автоматически через несколько минут после оплаты. Упражнения будут доступны во вкладке "Учебники", записи вебинаров во вкладке "Вебинары". На текущие вебинары можно будет заходить по расписанию.
Удобно ли начинать курс в середине учебного года? Семинары подходят для любого уровня или поступательно усложняется информация?
Мы специально всё устроили так, чтобы включиться в занятия можно было с любого момента. Похоже на групповые тренировки в фитнесе: на одну тренировку могут зайти люди с разным уровнем подготовки, каждому найдётся задание по силам.
Что происходит на вебинарах "Тренинг по орфографии"?
Это практикумы. На каждом вебинаре повторяем 5 - 7 правил орфографии. К каждому правилу возвращаемся несколько раз каждые 2-3 месяца (правила ходят по кругу). Участники вебинара выполняют упражнения разного типа под контролем ведущего. Ведущий может коротко объяснить правило или отослать к записи лекции.
Важно!
Для просмотра части уроков вам понадобится Adobe Flash Player не ниже 10 версии! Скачать его последнюю версию можно вот здесь Скачать Adobe Flash Player
Интерактивные упражнения не высылаются и не скачиваются. Выполнять их можно только на сайте "Могу писать".
Согласно статистическим данным, поколение, рожденное в 1960-80-х годах, намного грамотнее нынешней молодежи. Все дело в том, что жизнь современных детей и подростков уверенно заполонила новая техника - компьютеры, ноутбуки, планшеты, айфоны и т. д. Такие гаджеты не только отнимают львиную долю времени, необходимого детям для качественного образования, но, увы, и способствуют деградации.
Сегодняшние ребята учатся печатать раньше, чем писать ручкой, очень мало читают, ну а учителя, в свою очередь, в большинстве своем предпочитают закрывать глаза на уровень грамотности подопечных. Но тем не менее умение писать грамотно, без ошибок, никогда не утратит своей актуальности, потому как знания так же, как и классическая музыка, ценятся во все времена.
Для чего необходимо умение писать правильно?
Многие люди скептически относятся к этому вопросу: мол, какая разница, как именно написан текст, если оппонент меня и так понимает.
Веским аргументом может стать небезызвестная историческая фраза «Казнить нельзя помиловать» , в которой от месторасположения запятой зависела жизнь человека. Умение писать грамотно, без ошибок необходимо, прежде всего, для того чтобы мы могли понимать друг друга правильно, а не двояко. Орфографические и пунктуационные нормы русского языка для общения важны не менее чем правила дорожного движения на автомагистрали - подумать только, ведь если каждый водитель нарушит хотя бы одно правило, на дороге образуется сплошной хаос.
Кроме того, умение правильно писать имеет следующие преимущества:
- грамотный человек всегда производит хорошее впечатление при знакомстве, особенно это важно для деловых людей, по работе общающихся с потенциальными клиентами в эпистолярном жанре;
- знания - это мощное оружие, с помощью которого можно управлять другими людьми;
- родителю, хорошо знающему русский язык, не придется краснеть перед ребенком-школьником, подносящим домашнее задание на проверку;
- умеющим писать без ошибок не составит труда написать заявление, резюме, объяснительную или просто записку;
- безграмотность ВСЕГДА производит неприятное впечатление на других людей, даже если они не подают на то вида;
- ни одна компьютерная программа не в состоянии корректно отредактировать введенный текст, это может сделать только человек!
Именно по этим причинам необходимо уделять особое внимание своему образованию.
Стоит отметить, что начать заниматься этим никогда не поздно. Многие взрослые люди считают, что научиться писать без орфографических ошибок им уже не удастся. На самом деле это не так. Конечно же, научить ребенка гораздо проще, чем взрослого человека, но и это вполне возможно.
Сегодня мы расскажем, как можно научиться правильно, без ошибок писать на русском языке и при помощи каких нехитрых способов можно без труда повысить уровень своего интеллекта.
Как научиться правильно писать – без ошибок?
- Читайте! Наиболее верный путь к умению писать правильно - чтение художественной литературы. Зрительная память даже помимо вашей воли будет фиксировать правописание сложных слов, речевых оборотов, и впоследствии вы сможете без труда вспомнить, как правильно написать то или иное слово.
Однако подходить к выбору литературы следует избирательно.
Отдавайте предпочтение классической художественной литературе - работам Льва Толстого, Максима Горького, Антона Чехова, Михаила Булгакова, Федора Достоевского и т. д.
Подбирайте книги для чтения по своим интересам - благо, литературных направлений существует множество.
А вот от бульварных романов и периодической литературы (газет, журналов, буклетов) лучше отказаться, поскольку уровень грамотности журналистов часто оставляет желать лучшего. Студентам филологических факультетов, например, даже дают такое задание - найти в свежих газетах орфографические и пунктуационные ошибки и продемонстрировать их на семинаре.
Чтение классики, ко всему прочему, позволит расширить кругозор - вы выучите значения новых слов, обогатите свою речь красивыми метафорами, сравнениями и прочими речевыми оборотами;
- Пишите диктанты. По твердому убеждению филологов, это сложный, но наиболее эффективный способ научиться писать без ошибок как для ребенка, так и для взрослого человека. Если ваш ребенок учится в школе или университете, вы можете читать друг другу диктанты по очереди. После написания и проверки каждого диктанта очень важно проводить работу над ошибками.
Выбирать тексты для написания диктантов следует избирательно - любой отрывок из литературы, даже художественной, для этих целей не годится. Приобретите специальный сборник диктантов, утвержденный Министерством образования и науки. Идеально, если после текста авторы сборника предлагают обзор орфограмм и пунктограмм - это поможет сделать правильные выводы касательно допущенных ошибок;
- Изучайте учебники русского языка . На досуге читайте правила, выполняйте упражнения, пишите словарные диктанты. Необязательно для этих целей использовать школьные учебники, поскольку они адаптированы специально для детей. Взрослый человек может воспользоваться справочниками русского языка. Закрепляйте полученные знания, выполняя упражнения, приведенные после каждого правила;
- Учите наизусть тексты . Это могут быть и стихи, и проза. Такой способ поможет не только повысить уровень грамотности, но и улучшить память. Кроме того, произнесенная в нужное время и в нужном месте цитата классика существенно возвысит вас в глазах друзей, знакомых, а то и начальства. После того как вы прочитаете наизусть выученный отрывок, напишите его вручную на бумаге - так вы сможете укрепить еще и зрительную память;
- Не бойтесь заглядывать в словарь! Даже профессиональные корректоры, имеющие за плечами десятки лет практики, всегда держат на рабочем столе орфографический словарь, чтобы быть иметь возможность всякий раз удостовериться в правильности написания того или иного слова;
- Занимайтесь в паре. Если вы хотите научиться писать грамотно, без ошибок, привлеките к работе другого человека, например, собственного ребенка, потому как заниматься вдвоем намного проще и интереснее. Диктуйте друг другу диктанты, декламируйте стихи, договоритесь исправлять устную речь при необходимости. Такие занятия, ко всему прочему, еще и сблизят вас с сыном или дочерью;
- Ведите собственный словарь трудных слов . Человеческая память, к сожалению (а может, и счастью), несовершенна, и каждый из нас со временем забывает полученные знания. Приобретите блокнот и записывайте в него слова, правописание которых вы постоянно забываете, сложные для запоминания орфографические, пунктуационные и лексические правила и регулярно его просматривайте;
- Просто переписывайте тексты художественной литературы . Откройте любой сборник диктантов или возьмите произведение русского классика и переписывайте по 5-10 страниц в день. Это поможет повысить грамотность и эрудицию. Такой метод часто советуют школьные учителя своим подопечным, которые, зная правила в теории, никак не могут продемонстрировать их в практике.
Если вам удобнее печатать, пройдите курс «Соло на клавиатуре» Владимира Шахиджаняна. Эта обучающая программа поможет вам освоить слепой десятипальцевый набор на клавиатуре и обязательно положительно отразится на уровне вашей грамотности.
- Tutorial
На моем пути встречались самые разные люди пишущих профессий: от редакторов, копирайтеров, райтеров просто до настоящих писателей. Приставал ко всем с просьбой научить писать, и вразумительного ответа, как жеж таки писать? - я не услышал, но все ответы можно как-то ранжировать.
«Это не всем дано…»
Вот этот ответ самый ужасный. Причин этому две (на выбор): а) осознанно или нет человек видит в тебе конкурента б) человек не владеет технологией, а использует приемы на уровне интуиции.«Ну, это ж искусство…»
Любое творчество или искусство, называйте как хотите, можно назвать процессом, и как процесс можно назвать технологией. Именно технологией писательства мало кто владеет, и о ней мало кто говорит и рассказывает. Нет это не искусство, у художника есть краски, техника, не рисует же он воздухом?«Ну почитай что-нибудь для примера…»
Можно всю жизнь читать, а писать когда? Да и если почитать «Фауста» - как можно что-то писать после этого? Чувствуешь себя мошкой безгласной, которой нужно только молчать и слушать, то есть читать. Есть масса примеров когда человек никак не связанный с писательством становился писателем.По счастливой случайности мне встретился писатель, который зарабатывал на жизнь чем писал. Он направил меня в правильное русло, что писательство является такой же профессией или, точнее, ремеслом.
С чего начинается мастерство?
С упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Например открываем Ремарка «На западном фронте без перемен» - сидят в окопе – эссе на полстраницы, полстраницы – эссе о воспоминании о доме, затем полстраницы о бомбежке – из таких эссе у Ремарка получались толстенные романы. Темой для эссе может что угодно – столб, мысли бездомного пса, да хоть прожитый день – эссе будет записью в дневнике. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта.Я попытаюсь изложить несколько принципов, которые мне помогли в освоении ремесла:
1. Не врать. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. Здесь необходим навык не врать хотя бы себе, а не окружающим. Есть 2 крайности: а) стриптиз (сюда же входит негативное подсознательное) б)страх вообще говорить что-то, ведь мы врем часто не задумываясь. Нет, пишите максимально искренне, даже если вы искренне заблуждаетесь, это будет вашей правдой. Но если вы будете предавать правду, которая внутри вас – это чревато не только для ваших текстов, но и для вашей головы.
2. Благозвучие. Писать благозвучно. Созвучия должны быть приятны для внешнего и внутреннего слуха. «Игра или дело – ешь Марс смело» - сочетание глухих и шипящих – не самое приятное в русском языке. Таких сочетаний лучше избегать: «Дизайн – красота в функциональности» - эта фраза не функциональна, из-за чудовищного сочетания звуков. Значит нужно искать другие варианты – они есть, нужно только искать. Проверить благозвучность легко – прочитать то, что написал – если режет слух – переписывай.
3. Семь слов в предложении. Да-да, я знаю, набежит сейчас куча народу – дескать, у нас, есть багатый и могучий, что есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Спасибо, я в курсе – сложные предложения прекрасны, я не спорю, но мы говорим о начале. Сразу писать/играть симфонии, сразу мыслить/писать сложными конструкциями, и удобочитаемыми, более того – чтобы их было приятно читать – за это никто не берется – не получится. Нужно вначале научиться кирпичи обжигать, а потом уже браться за что-то посложнее. Писать длинными предложениями – высший пилотаж, не каждый писатель это умеет. Вспомнить километровые предложения у Толстого в «Войне и мире», не уверен что всех эти фразы вдохновляют. Советую еще раз послушать и посчитать слова: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» и т.д.
4. Никакого вдохновения. Это слово настолько изнасиловано, что просто уже стыдно его использовать. Есть объективная реальность, и думать что нам что-то «свыше» будет падать в голову, или на голову – наивно. У нас есть огромная и мощная машина – подсознание, его нужно правильно загрузить, и оно будет выдавать качественные и нужные вещи. Я имею в виду вот что: какими вопросами вы задаетесь? Над чем раздумываете? О чем читаете? О чем мечтаете? Как смотрите на окружающих, на мир? Что у вас «варится» в голове? – От этого зависит то, что и как вы будете выдавать на бумаге. Человек «под вдохновением» все равно что «под кайфом» - ничего не соображает, захвачен своим состоянием и не видит ничего вокруг – можно, долго гнать велосипед, а можно спокойно ехать на грузовике. Вдохновение – это шизофрения творческого человека, поменьше вдохновения.
Откройте любые воспоминания признанных классиков о том, как они писали. Вы там не найдете ни слова о «вдохновении». Вы найдете сведения о том, как они настраивали процесс. Именно технологический процесс: как записывали мысли, как работали с черновиками, как и когда возвращались к тексту, как находили темы для писания, как обрабатывали и дошлифовывали текст. Вот о чем речь идет, а не о вдохновении, которое никогда не дождёшься. Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли.
Обычно все то, что было записано, когда шел поток, требует суровой и жесткой проверки. После этого нужно успокоится, и выбрать все самое ценное тогда, когда вы уже не под «вдохновением». Вроде того, что «о! я такую классную штуку написал! Вау, какая круть!» Звонишь другу чтобы почитать ему свое творение, а он, как назло не берет трубку. Вот блин, да это же шедевр, вот с…, не берет трубку! Потом встаешь утром, идешь в туалет, попадается на глаза твое творение, и думаешь – как хорошо, что вчера не взяли трубку…
5. «Любая драка начинается с первого удара» - как говорил мой тренер, так и любой текст начинается с ударной фразы. Вложите в одно предложение все, что вы хотите сказать и даже больше. Сделайте это слоганом вашего текста. Ударной фразой вы ставите точку и ведете линию – вы иллюстрируете/раскрываете/расшифровываете ударную фразу. Например, в ударной фразе к этому тексту я уложил все то, что доказываю, показываю что ремесло писателя такое же земное, как и все остальные профессии. Ударная фраза может состоять из нескольких слов, так и из одного слова: «Москва. Сколь много в этом звуке, для сердца русского слилось». Ударная фраза – Москва. Если в разговоре вы нужной интонацией, чувством попытаетесь уложить все это в одном слове – то всем будет понятен тот смысл что вы вложили. А здесь только бумага и читатель, вас рядом нет чтоб прокомментировать – вот нужно так уложить все в первой фразе, чтобы задать нужный камертон читателю для чтения уже не вашего текста. Он уже принадлежит читателю, и он волен его читать как хочет.
Ударная фраза, кстати, решают вечную дилемму - «О чем написать?» и «С чего начать?». Придумайте ударную фразу – и все, дальше уже дело техники эту ударную фразу расписать в тексте.
6. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте.
7. Выход за пределы формы. Словами в тексте нужно пользоваться так, чтобы вы вышли за обыденное значение слов. Вроде как в поэзии – когда те же слова получают новый смысл и звучание. Этот пункт сложно объяснить, нужна работа в офлайне и примеры. Одним словом, это увязывается с предыдущим: нет открытия – значит, не вышли за пределы формы, не вышли за пределы формы – не будет открытия.
8. Ценить бумагу. В наш век терабайтов это сложно объяснить. Бумага стала не то что дешевой, а вообще бесплатной. А вы представьте что бумагу на которой вы хотите что-то написать выделывали из шкуры антилопы целый месяц. Вот один или несколько человек целый месяц трудились чтобы вы могли там что-то написать, или еще лучше вы сами долго вкалывали чтобы эту бумагу сделать? После этого вы фигню писать не будете, и много-много раз подумаете, потренируетесь на песочке, прежде чем на такую бумагу что-то написать. А так! Сел! Обрушился на клавиатуру – и вуаля! Бац! Слабал, да что ты, вот держи, все готово. Слово обесценивается вместе с бумагой. Так вот для тренировки лучше писать на бумаге, а не на компе – будете больше бумагу ценить, и слова, соответственно. Хабр, в этом отношении тоже очень хорошая штука – написал что-то не то, уже права пересдачи не будет, или нужно очень стараться.
Прошу не удивляться примитивности этих принципов – но они работают. Это только начало, только старт, для пишущего человека, чтобы он знал с чего начать, чтобы у него в руках была технология для делания чего-то. Понятно, что стать большим мастером соблюдая только эти принципы нельзя, но начать осваивать ремесло вполне можно.
Упражнения для мозга
Еще одним важным упражнением для писателя является перевод абстрактных вещей в конкретные и наоборот. Т.е. если у вас хорошее настроение – вы должны написать в чем конкретном это выражается (учащенное серцебиение или в чем-то другом), или у вас что-то случилось, вы что-то сделали – вы должны высказать для самого себя вывести абстрактные выводы, обобщения по этому поводу. Говоря языком интернета – онлайн (мысли) нужно переводить в офлайн (конкретику), и офлайн переводить в онлайн.
Кстати о философии. Хотите вы или нет, но когда вы пишите будет видна ваша философия. Поэтому чаще всего писательство – это дисциплина ума. Если не будет стройных суждений в вашей голове, то не питайте иллюзий – их не будет и на бумаге. Если буду провалы где-то, то на бумаге они будут так ярко видны, что самому тошно становится от этих ошибок. Но тогда есть большой плюс – мы можем с этим работать.
Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге о чем вы думаете – сразу все станет ясно.
Какие ошибки у начинающих писателей?
Самая первая и главная: быть писателем. Я имею в виду – будет ошибкой постоянно помнить «что я писатель» и делать вид. Нет, нужно просто писать. Иначе это позерство очень быстро читается и надоедает. Если спросить у ныне действующих писателей – кем они себя ощущают, многие просто скажут – я пишу и все, и мне за это платят.
Хороший способ проверить свои писания – пойти с ними по редакциям, если заплатят хоть 10 дол – значит оно того стоит. Если нет – все равно нужно продолжать.
Еще раз скажу – эти рекомендации не панацея, это то, что мне лично помогло начать писать, и я искренне считаю, что если человек хочет научиться писать, он должен относится к писательству как ремеслу. Конечно, не все ремесленники становятся мастерами, но не став ремесленником, у тебя не будет ни одного шанса стать мастером.
Я не хочу выдавать себя за умного, и говорить что это все мои идеи – это будет неправдой. приведены книги и источники откуда взяты некоторые идеи для этой заметки. Но точных ссылок я привести не могу – уже не помню, где мое, а что переосмыслил и выдаю за свое. Поэтому просто ссылки:
Айн Рэнд. Искусство беллетристики
Густав Водичка. Курсы писательского мастерства
Нора Галь. Слово живое и мертвое
Дитмар Эльяшевич Розенталь. Практическая стилистика русского языка
UPD от комментаторов (сам не читал):
Марио Варгас Льоса. Письма молодому романисту
Юрий Никитин. Как стать писателем
Леонид Каганов.