Над головой небосклон огни. Роберт Джордан «Огни небес
Читаю и с ужасом думаю, что впереди еще десяток таких же нудных книг. Про повторы автора уже написали, поэтому не буду углубляться. Это выводит из себя. Больше 30 страниц за раз читать невозможно. Я ожидала, что за 4 предыдущие книги автор «вырастет», как это бывает, но увы.
Удивительно, как интригующий и необычный сюжет цикла может переплетаться с такой дикой и нудной манерой повествования! Кажется, у автора какие-то ложные стереотипы о женщинах и мужчинах. Все мужчины твердолобы, все женщины истеричны и раздражительны. В итоге почти все мужские герои непроходимо тупят, а все женские герои постоянно на что-то злятся, причем это происходит с частотой 100 раз за главу. И как же выводят из себя все эти внутренние (и не только) диалоги «Ах они еще узнают мой гнев...», «Ах ты меня толкнул, как ты посмел...», «Ох она у меня получит...», «Ах у тебя голова набита шерстью..», вот эти все бабкины оханья. Да где автор видел таких женщин???? Автор довел меня до того, что мне неприятны практически все герои, кроме Ранда и пары других. Я считаю, что намного лучше, если бы Джордан уделял больше внимания тренировкам женщин и Ранда, рассказам, как они учатся овладевать Силой. Непонятно откуда берущиеся способности каждый раз меня обескураживают.
Я добью эту книгу, но если следующая окажется такой же, то буду искать краткий пересказ...
Оценка: 6
Предыдущая часть «Колеса Времени» ознаменовалась сразу несколькими крупными событиями, которые по сути и определили, что ожидает героев цикла в будущем. В этом томе Ранду и его сподвижникам предстоит разобраться с айильским кланом Шайдо, не признавшим его Кар"а"Карном и начавшим новую Айильскую войну, вторгшись в Кайриэн; Ранд же во главе верных ему кланов устремляется в погоню за отступниками. Второй главной линией стали последствия раскола в Белой башне: Элайда, пытаясь утвердиться на месте Амерлин, разрабатывает планы подчинения себе Возрождённого Дракона, а её противники собирают силы в далёкой деревне Салидар, куда держат путь и другие знакомые нам герои - Илэйн, Найнив, Мин. О третьей группе основных персонажей - Перрине и Фэйли - и о Двуречье речь в этой части цикла не заходит вообще, но это и не страшно: случившегося с остальными более чем достаточно. Пусть потрясений, подобных тем, что произошли раньше, здесь нет, но одних только их последствий вполне достаточно, чтоб всерьёз «занять» героев. Большей частью это, конечно, касается Ранда, причём в его сюжетной линии хватает и «внешних» событий (хотя бы только начало открытой войны с Шайдо и осада Кайриэна чего стоят), и внутренних изменений. В этой книге мы уже явно видим, пожалуй, необратимые изменения, происходящие с разумом, психикой, характером обычного, в общем-то, парня, на которого свалился этот тяжелейший груз. Разумеется, бесследно такое пройти не может, и, с одной стороны, Ранд, осознавая свой долг, который ни на кого не переложить, старается сделать из себя такого человека, который только и может его исполнить - сильного, сурового, даже жестокого, а с другой уже чувствуется, что он вполне может не выдержать этого испытания - явно в его поведении заметны ростки паранойи и других расстройств, чему способствует и все более пробуждающаяся в его сознании личность Льюса Терина. Наблюдать за этим довольно страшно даже сейчас, прекрасно зная, что его ждёт в будущем, по крайней мере на протяжении ещё целых шести книг.
Другие персонажи пока в целом следуют прежней дорогой, кардинальным образом изменился путь только у Мэта. Знаю, что у многих этот персонаж если не самый любимый, то один из любимых, но о себе я подобного сказать не могу. Нет, как герой он очень интересен, эпизоды с его участием я читаю с удовольствием, но сам Мэт как личность мне бывает даже неприятен, хоть и не часто.
Ещё одной из задач, которые, вероятно, ставил перед собой автор в этой книге, стало изображение мира, стоящего на грани пропасти - действие цикла захватывает всё больше и больше стран и народов, пусть даже побочными линиями, и тем самым непрерывно усиливается ощущение близящейся катастрофы, о которой мало кто знает что-то конкретное, но которая всё сильнее оказывает влияние на людей. В «Огнях небес» в этом смысле наиболее показательна линия Найнив и Илэйн, которые в своём путешествии проходят сразу через несколько стран, так или иначе охваченных происходящим; особенно запоминается, конечно, поездка по Гэалдану, где набирает силу Пророк Дракона, призывающий сторонников под знамёна Ранда, и куда собираются нанести свой удар Дети Света. Разумеется, в будущих книгах Джордан продолжил развитие этой темы, но и сейчас она впечатляет.
Оценка: 9
Не буду оригинален: надоело, но дочитать хочется. Надоело узнавать всю подноготную героев, на которую плевать я хотел. Надоело вечное нутье женщин о том какие же мужчины тупые, и нытье мужчин о том какие же женщины непонятные. Надоели повторения автора вроде «шерстоголовые» или «ее взглядом гвозди забивать». Один Ранд начинает радовать все больше, с каждой книгой становясь все злее и решительнее. Лично мне такие герои нравятся.
У Джордана есть особенность: начала и концовки книг он пишет очень мощно, высокопарно, эпично и красиво. Вот если бы выкинуть серые и нудные середины, то Колесо Времен была бы одной из лучших фентези-эпопей.
Оценка: 6
Ну-и-ну! Мне удалось себя удивить. С первого тома обещаю себе забросить это чудо эпистолярного монументализма, но продолжаю его читать. Дочитав очередной том, проплевавшись, зарекаюсь брать в руки следующий, а потом, отдохнув недельку, возвращаюсь к нему «как пес на свою...» Вы думаете это проявление выпирающего эго - начинать отзыв со своих чувств? - А ничего подобного, если при чтении основные переживания происходят не в плоскости сюжета, а в области личностной оценки качества и колличества текста. И текста традиционно много. Не информации, а именно текста. Безумно занудные диалоги-монологи, постоянные повторения, и совсем не краткие, всех предыдущих книг... Без этих повторов читалось бы на много легче и логичнее, но, была бы утрачена треть толщины книги. То, что автор, видимо, считал переживаниями и интригами всех женских линий тома достает до зубной боли. В этом плане Джордан стал слишком предсказуем и примитивен. Характеры и личности слишком шаблонны, плоские, что ли - в своей моногранности. Ну не могут все женщины романа быть как имбицилы - в любых, самых разных ситуациях реагировать совершенно однотипно. Найнив все время злая и вспыльчивая, не способная контролировать свой гнев и желание построить к ноге всех мужиков книги, другие - точно также, лишь в своей плоскости... Подобный приём бывает очень хорош, но в детской литературе, когда границы восприятия личности читателем очень четки, контрастны, чёрно-белые, без оттенков.
Фишки. В этой книге основной фишкой можно назвать машину времени с односторонней детерминацией, работающей на всесжигающем пламени. Опять автора качнуло в философию и теоретическую физику, издержки размышлений о свойствах темпорального континуума. Ну переиграл, ну перестарался, но как то же нужно было ввинтить пару задумок в сюжет.
Второстепенная фишка книги - карма, за которой так усердно охотятся аильцы. Ну и плюс вселенскаяя реинкарнация... Видимо Высоцкого в переводе наслушался - «удобную религию придумали индусы...». У некоторых даже серьёзные повреждения личности на этой почве (по народному - шиза). Это и Мэт, и Ранд, и оба вместе, и торговец-голлум, который уже несколько книг бегает и брызгает слюной над ножиком - «Моя преелееесть...».
В целом - книга очень утомляет, приходиться постоянно пролистывать целыми страницами повторы предыдущих частей, по несколько абзацев описания пространственных координат какого то рюшика на платье одной из героинь, регулярные кого то о чем то переживания и т.д.
К плюсам - динамичные сцены удались Джордану немного лучше, не сказать что шедевр, но, видимо ему и самому очевидно, что при описании боя жевать сопли на тему одежды или погоды не так уместно, как при описании душевных переживаний катания на лошади или любовных сцен.
Если подытожить - безумно растянутая серия, этот том ничем примечательным на фоне сборника не выделился, темп и уровень сохраняются на том же показателе, все в порядке - идём ко дну.
Оценка: 4
Первый роман «Колеса Времени», который меня несколько разочаровал и читая который я, откровенно говоря, чертыхался и плевался. Нет, ни одна из сюжетных линий в корне не изменилась. И смысл у эпопеи ничуть не поменялся и даже не испортился ни на грамм. Меня до невозможности поразила манера написания. Первые добрые две трети произведения события вообще, можно сказать, не развиваются. Вплоть до битвы у стен Кайриэна. Хотя, начало весьма многообещающее, описываются приключения Суан Санчей и её верных подруг после побега из Тар Валона.
Можно, конечно, написать: «Муха села на варенье - вот и всё стихотворение».
А можно: «На высоком дубовом столе, покрытым шёлковой скатертью, бежевого цвета, стояла глубокая фарфоровая пиала с голубой каёмкой. Внутри пиалы алым цветом красовалось вишнёвое варенье, аромат которого разносился по всей комнате, так как варенье было свежим и ещё тёплым. Яркие солнечные блики играли на нёи и придавали варенью завораживающий волшебный вид. Пиала была настолько глубокой, что вмещала в себя такое его количество, которым смог бы полакомиться не один человек. Форточка в комнате, где стоял стол, из-за сильного летнего зноя была открыта круглые сутки. Под воздействием температуры запах, исходящий от ещё тёплого варенья усиливался и стал выходить на улицу. Привлечённая этим сладким ароматом, муха, залетела в открытую форточку и поначалу стала зигзагами кружить по комнате. Обогнув её вдоль и поперёк муха сделала петлю из одного конца в другой. В конце концов она не выдержала и местом своей временной посадки выбрала наполненную вареньем пиалу.»
Разница конечно есть, но на развитие событий в глобальном масштабе, думаю, такое количество слов не влияет. Вот так и в «Огнях небес» получается, что большая часть романа - совершенно излишние описания уже и без того известных героев и что называется «много воды». Кому-то это нравится, а кому-то - нет. А идеальна, как всегда, золотая середина. Вот и получается, что именно по этой причине читатели бросают столь грандиозный и весьма стоящий цикл, так и не дочитав его до конца. А ведь чтобы разобраться в произведении, понять его суть, нужно для начала в него вчитаться. Теперь мне понятно почему за столь внушительную эпопею выставлены сравнительно невысокие оценки. Такая манера написания скорее отвлечёт читателя, чем привлечёт. Но это понятно, что Джордан, работавший над «Колесом Времени» выбрал между количественным фактором и качественным - первый. Однако, думаю, даже это не помешает истинному любителю фэнтези оценить произведение по достоинству и прочувствовать его. Поэтому если сократить объём романа втрое, то ничего от этого не поменяется.
Зато последняя треть романа весьма богата на события, влияющие на сюжет эпопеи в глобальном плане. Ранд одерживает победу под стенами Кайриэна; Найнив и Илэйн узнают о низвержении Суан Санчей и настраиваются против Элайды; общество разделяется на сторонников и противников Лорда Дракона. Да к тому же появляются те, кто на его имени начинают спекулировать. Особо меня позабавил эпизод с Масимой-Пророком, совсем как в жизни. Ну, и наконец-то Ранд и Авиенда решают все вопросы, касающиеся их отношений. В конце хочу добавить, что жалко Морейн и в какой-то степени даже Ланфир, так как сюжетная линия её любви к Льюсу Терину Теламону, похоже, продолжения иметь не будет. И самое главное - уничтожен ещё один из Отрёкшихся - Равин.
Оценка: 8
Мне не понятны отзывы типа «читаю только потому что начал» или «только ради того чтобы узнать конец»....
Я так понимаю - это отзывы людей, которые не прониклись миром Колеса.
Ни до ни после того, как я прочитал этот цикл, больше не всречал настолько масштабного и закрученного сюжета, с таким количеством линий и героев. Не говоря уже он новых идеях, воплощенных в жизнь Автором. Мне понятна некая затянутось каждой книги - ведь автор пытается показать нам, на сколько его мир велик, богат, и уникален. Ведь когда мы встречаем на страницах новую страну, город или деревушку так полноценно описанную (см. раскрытую) - для нас это не просто строчка в книге, а образ, который полностью сформировался и отложился в голове... таких ярких «картинок» я ни у одного автора не встречал... и этим примечателен Джордан.
Если читателю невмоготу осилить такой мир, то пусть читает бульварную фантастику в 100 страниц - ибо Джордан их разочарует...
Пятая же книга - одна из моих любимых в этом цикле... Очень мощная концовка, переломная для главного героя, сеющая множество новых зерен в и без того масштабном мире Колеса...
Оценка: 10
Честно говоря, я Джордана читаю не потому что нравится, а потому, что раз уже начал читать, то надо до конца. Его книги особого восторга не вызывают. Женщины у него (в колесе времени)считают мужчин уж на столько тупыми... Слава богу хоть в этой книге немного появился секс, а то я думал что Ранд умрет девственником, выбирая одну из трех! время идет... раньше щиколотку зазорно показать было, а сейчас чуть ли не голые... Линия айильцев очень хороша. но автор слишком гуманен. где хочется убить, описываются ненужные слёзы. Моя оценка 5... из 10. т.к. если начал читать, то дочитай, если нет, то подумай! 50 на 50.
Оценка: 5
В книге очень много политики, прибавляется жестокости, пружина сюжета закручивается, чтобы выстрелить в конце книги. У Джордана очень хороши концовки, и эта - не исключение. Сила повествования не в сумасшедшем драйве, а в размеренном, но всеохватном вращении Колеса Вре...то есть сюжета. И, признаюсь, второе нравится мне куда больше первого
Оценка: нет
«Огни небес» - это своеобразное продолжение тома предыдущего, то есть события начатые в «Восходящей тени» здесь получают свое завершение:
Спойлер (раскрытие сюжета)
Ранд завершает свое противостояние с Шайдо (пусть не до конца, но отныне Шайдо уже не на первом плане) и Ланфир, а Найнив и Илэйн
возвращаются из своей поездки в Танчико попутно решив дела с Могидин (опять же временно, мы ведь Колесо ВРЕМЕНИ читаем;))
Такая вот внутренняя дилогия.
Что можно сказать отдельно об этом томе? Описания мира и персонажей, а также авторский стиль все на том же высочайшем уровне, поэтому читается с огромным интересом, даже если герои мучаются таким «важнейшим» вопросом, что же им надеть. Что же касается сюжета, то он немного подкачал. Интересно, конечно, но после великолепной «Восходящей тени» первая половина глав Ранда кажется несколько затянутой. Тут я впервые обнаружил, что читаю линию Найнив с большим интересом, нежели любимые мною главы Возрожденного Дракона. Впрочим, во второй части Ранд исправляется и задает жару, взяв задел и на следующий том. Главы Найнив и Илэйн временами очень интересны (особенно эпизоды в Самаре), но местами провисают, особенно это касается времени пребывания со зверинцем. Венчает же все фирменная бурная концовка.
Итог: «Огни небес» оставляют очень приятное впечатление, но между великолепными «Восходящей тенью» и «Властелином хаоса» смотрятся все же не столь ярко, в первую очередь это касается сюжетной динамики. В остальном - все тот же высокий уровень.
Оценка: 9
Кажется, что к пятому роману Джордан уже выработал единую схему написания цикла. Все книги начинаются неспешно, как бы работая вширь, показывая персонажей в статике, их отношения друг с другом. Как ни странно, в который раз - для меня это самая скучная часть.
Ранд сидит в пустыне и ждёт. Ждёт он видимо, пока его что-то стукнет по голове, вразумит. Ой, нет. Он ждет, пока собирутся все кланы. Морейн и Эгвейн тем временем получают бесценный опыт. Мэт по-прежнему слоняется без дела, ища приключений (вот самый счастливый персонаж цикла, а!). Однако, беглянки, а именно мин и пара бывший Айз Седай, вот они-то двигаются. Удивительно, но Роберт Джордан вспомнил про Логайна и умело вплёл в повествование. Такого я нисколько не ожидал. Правда хотелось бы, чтобы ему больше внимания уделялось. Но, увы. До главных героев ему далеко. На фоне болтовни Ранда, Эгвейн и прочих, даже линия Найнив-Илейн кажется чем-то динамичным. Пожалуй, смотреть на раскол в Башне их глазами - это огромнейший плюс вкупе с взглядом усмиренных.
Хочу отметить, что «Огни небес» очень тонко подвязаны на политику. Немало времени удивляется противостоянию Башни и «отступниц». Здесь я бы остановился на Гарете Брине. Во-первых, этот персонаж интересен сам по себе. А во-вторых, ему отведена интересная роль - возглавить армию. к политике относится и Моргейз. Она вынуждена действовать чуть ли не одна против целого дворца противников. В итоге, эти два персонажа - Брин и Моргейз - придают политический оттенок всему роману. На мой взгляд, этого не хватало в предыдущих книгах. Более того, именно этот аспект приближает роман, а может быть и всю сагу (не знаю, что там будет дальше) к циклу ПЛиО, который написан другим американским автором - Джорджем Мартином. Однако, Джордан очень скоро «сворачивает» эту сторону книги. Не скажу, что я остался этим доволен.
Расстроило, что Асмодиану уделяется мало внимания. В перспективе он очень похож на Локи из дилогии «Тор». Но Роберт почему-то решил Отрекшегося изобразить в качестве беззаботного гусляра, который выглядит очень бледно и невзрачно.
Итог: вообще, если бы не такой удачный финал (уже второй из пяти романов, кстати), то я бы поставил 8. И то с натяжкой. Почему-то от «Огней небес» я устал. Это уже примерно треть цикла, интерес понемногу спадает. Плюс Ранду уделено мало внимания (ну не нравятся мне женские образы, которые пишет автор!). Но всё вывозит (именно так, на себе) финальная часть. Во-первых, она кровавая. Во-вторых, она нестандартная что ли. Ранд и иже с ним очень повзрослеют после таких событий, я думаю. И третья причина - финальная битва разделена как бы на несколько ступеней, которые всё же отличаются друг от друга. Удивительно, но Джордан умудряется собраться в кучу все разбросанные камни. Правда я не возьмусь сказать, что этот метод и дальше будет у него работать.
Оценка: 9
вот я не понимаю зачем было описывать буквально каждый вдох, каждую травинку, повествование слишком растянуто... там, где можно написать 2 слова, автор пишет 6. это, на мой взгляд, главный минус Джордана. Само по себе фэнтези хорошее, но недостает некой лаконичности Ротфусса, у которого я заглатывал каждую главу с жадностью.
Оценка: 8
One , 15 октября 2007 г.Согласна с тем, что одним из минусов данного цикла является излишне подробное описание одежды и внешности, причем не только у героев, но и эпизодических персонажей. Ясно, что таким образом автор хочет создать наиболее яркий образ, но от этого поневоле начинаешь уставать. Другой минус - наличие огромного количества героев, и к пятой книге их стало еще больше. Напоминает немного коллекционирование. GomerX , 28 мая 2018 г.
Простите уж, но без спойлеров писать отзывы на КВ нет смысла, так что
Спойлер (раскрытие сюжета)
(кликните по нему, чтобы увидеть)
Эта часть саги запомнилась мне прежде всего тем знаменательным событием, что Ранд наконец то стал мужчиной! Целых пять книг и около 5 000 страниц текста понадобилось мистеру Джордану, чтобы наконец то уложить будущего спасителя мира, сверх-человека, полу-бога и т.п. в постель к своей айильской блюстительнице. Особую пикантность данной ситуации добавляет то, что Авиедна должна была «уберечь» Возрожденного Дракона от посягательств на него третьих лиц женского пола, но получилось, все как обычно у людей и случается. Конечно, автор все изображает очень «порядочно» и без всяких грязных подробностей, столь любимых современными фэнтези-писателями, но фак остается фактом.
Вопросом «зачем читать Колесо Времени?», я уверен, задаются многие. Мне субъективно эта история интересна тем, как автор изображает внутренние преобразования основных героев, особенно Ранда, Мэта и Перина. Эти подростки, волей судьбы наделенные кармической задачей спасти мир ото Зла, проживают за 2-3 года сюжетной продолжительности цикла жизнь зрелых мужчин. Внутренне осознание этих изменений и неспособность как либо повлиять на свою судьбу, та-верен, делает этих образы этих героев довольно любопытными. В остальном же книги цикла переполнены второстепенными сюжетными линиями и огромным количеством героев 2-го и третьего плана.
Основная интрига для меня - чем же закончится история нового мессии в мире Колеса Времени и каким образом он сможет справиться со своим безумием. Уверен, большинство скажет, что вещи не сопоставимые, но пока что мне основной сюжетный стержень КВ немного напоминает сюжет «Второго Апокалипсиса» Р.С. Бэккера. Такое же внутренне осознание собственной обреченности главным героем; такие же божественные способности; такое же стремление объединить все известные государства под своим началом в преддверии финальной битвы со злом. До конца есть сомнения не склонят ли злые силы мессию на свою сторону. Ну и ещё много совпадений по мелочи, как, например случай с многоженством; стремление очистить магию от «порочности» или от проклятия тех, кто её использует. В общем, я бы с большим удовольствием прочитал историю КВ, если бы её написал Бэккер или Аберкромби, а так, как написано у Джордана, - приходится много пикантностей и сцен натурализма допридумывать самому, иначе это просто читать невозможно. Невозможно адекватно воспринимать все желания героев «потанцевать», «отшлепать» и т.п. так как это буквально значится в тексте. Естественно предположить, что там уместно использовать термины для более «взрослой» аудитории, как у вышеупомянутых авторов.
Огонь и ветер всё не утихают,
Глаза поэта смотря в небеса,
Стихия строчек, собираясь в стаю,
Сейчас начнёт над пламенем плясать.
***
Грудь пронзает огонь
Ветер в небо уносит крик,
Прячет усмешку в бронь,
Девы железной лик.
***
В небо как ветер несётся конь,
Шепчут поэта губы-
Слово - вода, сердце - огонь,
Слава - медные трубы.
***
Воин! Сегодня за маленьких сонь
Ты перед небом в ответе.
Пусть врага сметает огонь
Как ураганный ветер.
***
Хлебные крошки ветер принёс,
Неба щедра ладонь,
Летим на поэтический кросс
Как бабочки на огонь.
***
Молнии бьёт огонь,
В ужасе небо стонет,
Ветер - крылатый конь
Чёрных красавиц гонит.
***
Ты - огонь, я - ветер,
Соединим усилия,
О небо счастья где ты,
Мы расправляем крылья.
***
Небо и землю вскормит огонь,
Души людские грея...
Тянется через века ладонь
С даром от Прометея.
***
Пляска огня и пепел...
Чести горят посевы,
В небо уносит ветер
Дух Орлеанской девы.
(Не путать с железной)
***
Сердце - огонь, душа - ветер,
Крыша - шатёр небесный,
Катит табор по белу свету,
И не находит места...
***
Огонёк небесный светит,
Искры гаснут на ветру…
Собираются поэты,
В ЛитПричале точка ру.
***
Товарищ! Ветер, огонь и небо,
Вот наслаждение наше,
Забудь о хлебе, каши не требуй,
Пенятся рифмы в чаше.
***
Эльма святого мерцают огни,
Мачты как тлеющие лучины,
Дьяволу ветер и море сродни,
Небо, храни нас от чёрной пучины.
***
Огнями ада змеится жерло,
Ветер смерчем бичует землю,
В небе тучи как стая шершней,
Если женщине ты не внемлешь...
***
Не трогает огонь поэта,
Ветра ему не застят очи,
Зря в небе хвост зажгла комета,
Он в тесной келье рифмы точит.
***
Ветер из гнёздышка выдул звезду,
Небо ночное осталось без глаза,
Феи огня замелькали в саду,
Сыплют в траву голубые алмазы.
***
Ветер тучи нагоняет,
Из-за туч не видно неба,
Огненной стрелой сражённый
Фаэтон слетает в бездну...
***
Ветром сдуло милую,
Небо в огоньках,
Семь дней марта минуло,
Мужичок зачах.
***
По велению небес
За заначкой я полез...
Ветры марта дуют в хату,
Эх, гори огнём зарплата.
***
Небо в сером тумане, в целлофане свеча,
Март не ласков к тюльпанам продавца усача,
С ветром споря, плетутся мужички на базар,
Свит в букетике куцем огоньковый азарт.
***
Ураганный ветер в сердце
Мозг огнём любви пылает
Взгляд небесных глаз как вертел
Плоть мужскую истязает.
***
На ветру взмахнёт платочком
Огневушка-поскакушка,
Только небо знает точно
Где каменья у девчушки.
***.
С неба милка подмигнула,
Поднялась огня волна,
Пригляделся - ветром сдуло,
Не накрашена она
***
Горит огонь свечи, у неба вопрошаю
Что ветер судеб нынче принесёт...
В садах любви дождусь ли урожая,
И рву ромашку... нечет или чёт...
***
Галина Карташова [Кишинев]
По степным просторам ехать бы в карете,
Пусть скрипят рессоры, следом вьётся ветер.
Огненной помады след на сигарете,
В небе – звёздный атлас, песни… на кассете.
По степным просторам нынче в мерседесе,
Хорошо бы ехать с огненым повесой,
С неба рвать алмазы, обгоняя ветер,
В спутниковой связи рассылать приветы.
***
Гаснет огонь в поэтической кузне,
Ветер последний отдали меха,
Спать в небеса отправляются музы,
Ночь опустилась нежна и тиха.
***
Неба рисунок швырну в огонь,
Ветер в ладони ткнётся...
Душу художника зря не тронь,
Спрячет на дне колодца...
Только огня не унять никак,
Вынесет в небо ветер,
В облако кисть обмакну и мрак
Белым закрашу цветом.
Сини небесной в душу волью,
Ветер меня обнимет,
Огнём, тоски выжигаю тлю,
Солнцем пишу картину.
Небо - образ души, картина ее жизни.
Солнце в небе - центр жизни духа, твой разум.
В серое небо улетели шары - временный крах всех надежд.
Дневное небо - всегда символизирует такие явления в жизни души, которые ты можешь ясно осознать.
Видеть ясное, чистое небо или светлые облака без солнца - предстоят тихие часы и внутренняя собранность; можно использовать для духовного развития.
Красивые облака в небе, их медленное движение и игра форм - гармоническая жизнь души.
Видеть одно светлое облако в небе - нечто хорошее.
А над головой - честь.
Стремительно бегущие по небу облака - символ помех от внешнего мира твоему духовному развитию / неприятная и стремительная смена настроения, суета, житейские неприятности и заботы.
Перистые облака - тайные, возвышающие душу печали.
Громоздящиеся на горизонте и наступающие тучи - твои опасения/страхи; ощущение тревоги.
Мрачное, закрытое тучами небо - призыв к терпению / временные трудности.
Грозы, бури высоко в небе - дисгармонии в жизни души.
Небо неестественного цвета - странные, иногда опасные состояния в жизни души.
Красное небо - ссора, разногласия.
Желтое или зеленоватое - злоба, зависть и т.д.
Возноситься в небо - жить в непрестанных трудах.
Быть в облаках - новость / новая должность.
Ночное небо - символизирует такое явление жизни души, которое находится за пределами бодрствующего сознания, которое является для него тайной.
Ночное небо, мрачное и без звезд - наступает время испытаний, предстоит жить только «высшим миром», время, неблагоприятное для спокойной духовной работы.
Небо со звездами - исполнение заветных тайных желаний, радость, знак того, что твоя душа находится в руках твоего высшего я.
Ярко горящие звезды - счастливое будущее.
Затуманенные, подернутые легкой дымкой - тайная печаль.
Яркий млечный путь видеть - надежды не силы души и помощь свыше / неразрывная связь внешней жизни с потусторонним бытием.
Толкование снов из