Начало и устье реки кума. Кума (река, впадает в Каспийское море)
Журналист - одна из самых известных и популярных профессий. Ведь именно они создают информационный фон: пишут статьи в газеты, делают передачи, показывают новости.
Средняя заработная плата: 32400 рублей в месяц
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Перспективы
Журналист - это специалист в сфере сбора и обработки информации для размещения ее в СМИ: в газетах, журналах, на радио и телевидении, а также в интернете.
История
Своими корнями профессия уходит далеко в прошлое. Археологи датируют первые записи информационного характера эпохой Древнего Рима, когда по указанию Юлия Цезаря в людных местах вывешивались глиняные таблички двух видов: с сообщениями о решениях сената и с пересказом городских новостей. К части названия второй - «Acta diurna populi romani», и восходит слово «журналист».
Но говорить о журналистике как отдельной сфере деятельности можно только с XVII века. Практически сразу она разделилась на несколько направлений, почти одновременно став инструментом влияния на общество. Именно газеты сыграли ключевую роль в пропаганде революционных идей в Европе, а затем и в России.
Первым успешным опытом ежедневного издания стала английская газета The Daily Courant, выходившая 33 года, начиная с 1702. В России в этом же году появляется первая официальная газета «Ведомости». Хотя выходила она сначала не так регулярно, как британская, но зато просуществовала до 1917 года. Во времена Советского Союза пресса начинает использоваться в пропагандистских целях для прославления и возвеличивания коммунистического строя.
Современные СМИ - это не просто и не только источник информации: это средство формирования общественного мнения, а иногда и манипуляции им. Поэтому роль журналиста многократно возросла: зачастую от его личных качеств и убеждений зависит интерпретация события.
Описание
Профессия журналиста позволяет охватить огромные объемы информации. В зависимости от типа работы, квалификации и отраслевого предназначения, она имеет свою структуру и классификацию:
- Гонзо-журналист. Он создает субъективные повествования о событиях, пропущенных через призму собственного «я» корреспондента. Статьи пишутся от первого лица. В них уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Для подчеркивания деталей используется юмор, издевки и даже бранная речь. Гонзо-журналистика - один из лучших методов пропаганды.
- Репортер. Это специалист в сфере написания статей о событиях, в которых он принимал непосредственное участие или был их свидетелем. Репортерам часто доводится работать в горячих точках и рисковать собственной жизнью ради хорошего материала.
- Комментатор. Обычно он выступает как закадровый голос, отражающий собственное мнение о динамике события. Чаще всего комментаторами являются представители спортивной журналистики: они детально описывают каждое действие участников какого-либо спортивного мероприятия, упоминая о личных впечатлениях и открыто выражая эмоции.
- Ведущий программ. Одна из самых сложных специальностей, требующая выдержки и ораторского искусства. Действовать необходимо в строго оговоренных тематиках, задавая обдуманные вопросы участникам событий и руководя общей дискуссией.
- Обозреватель. Это специалист, детально описывающий происшествия в стране и мире от третьего лица и без эмоционального подтекста.
- Фотокорреспондент. Название говорит само за себя. Если раньше фотографии просто сопровождали текст, то благодаря фотокорреспондентам изображения теперь стали самостоятельными сюжетами, требующими минимальных пояснений.
- Интернет-журналист. Пожалуй, его можно назвать специалистом широкого профиля: один человек совмещает функции самых разных журналистов.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Для того чтобы стать журналистом, следует выбрать одну из таких специальностей:
Существует ряд филологических специальностей (обучение по ), которые учат воспринимать и обрабатывать информацию. Самое главное - это любить свою профессию и уметь преподносить увиденное объективно и насыщенно.
Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны. Самыми престижными считаются:
- Институт УНИК.
- Самарская Гуманитарная Академия.
Образование журналиста предлагают многие другие высшие учебные заведения страны. Выбор вуза не столь важен, ведь в данной профессии главным является талант.
Но все же чтобы поступить на бюджет придется приложить немало усердий в подготовке к ЕГЭ. Советуем налечь на профильные русский язык и литературу, т.к. к ним максимально пристальное внимание со стороны приемных комиссий. Но при этом не завалите экзамен по обязательной математике, он тоже важен.
Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.
Профессиональные обязанности
Каждый рабочий день журналиста наполнен событиями и абсолютно непредсказуем, ведь жизнь часто преподносит сюрпризы, превращая обычный выезд в сенсацию. Стандартно каждый рабочий день мастера пера предполагает ряд обязательных процессов.
- Поиск интересных тем и событий для описания. Для этого журналист постоянно мониторит пресс-службы, социальные сети и интернет. Важно найти интересные события, точную дату и место их происшествия.
- Выезд на место события с целью сбора информации. Журналист не просто присутствует, но и задает интересующие его вопросы участникам. Это необходимо для выяснения их мотивации и пожеланий - цели, которую они преследуют. Данная часть работы довольно опасна, ведь участники событий не всегда рады прессе.
- Анализ собранного материала, выявление ключевых моментов и цитат.
- Написание текста о событии. Статья должна быть максимально объективной и нести информационный характер. В зависимости от типа журналиста, возможна эмоциональная составляющая текста.
- Подготовка и комментирование репортажа. Это составляющая телевидения. Журналист изучает отснятый материал, описывает его и принимает непосредственное участие в монтаже, подчеркивая важные моменты.
- Фотофиксация событий - также составляющая журналистики. Важно не просто описать, но и предоставить фотоотчет с места событий.
Профессия журналиста характеризуется динамичностью. Каждый день насыщен множеством событий, и даже самое незаметное из них журналист может превратить в интересное и заслуживающее широкого обсуждения. Поэтому мастер пера должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума.
Кому подходит
Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие:
- коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст;
- любознательность: журналиста интересует все - только так он сможет создавать актуальные материалы;
- креативность: написание статей - это творческий процесс;
- находчивость и сообразительность: эти качества - лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований;
- эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях.
- этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована;
- усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство.
- аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному.
Профессия журналиста считается высоко востребованной. Средства массовой информации развиваются и сулят неплохой доход, ведь в них размещается львиная доля рекламы, поэтому журналисты нужны постоянно.
Доходы представителей профессии журналиста
Средний заработок журналиста колеблется в пределах 25-36 тысяч рублей в месяц. В столице доходы стартуют от 28 000 рублей.
Легко ли устроиться на работу
Устроиться на работу без опыта можно исключительно внештатным корреспондентом. Так вы сможете проявить себя и получить заветные публикации.
Опытному же журналисту найти работу довольно просто. Для этого достаточно представить работодателю хорошее портфолио.
Как обычно строится карьера
Карьера журналиста заключается в увеличении объема работы, которое приведёт к узнаваемости имени. Фамилии многих журналистов - сами по себе бренд, способный принести прибыль. В печатных изданиях - это получение собственной рубрики, колонки или странички, в телевидении - выделение авторской передачи.
Пиком карьеры любого журналиста является .
Перспективы
Профессия предполагает интересную и насыщенную жизнь и считается скорее призванием, а не полученной в вузе специальностью.
Главная перспектива - возможность открыть собственное дело в масс-медиа. Это может быть печатное издание, телепроект, информационный сайт или портал.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Музыка́льная журнали́стика (англ. Music journalism ) - отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения . Музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс . Фрэнку Заппе приписывается фраза :
Впрочем, впоследствии выяснилось , что автор этой фразы - американский актер-комик, музыкант и стендап-артист Мартин Малл. Однако именно Заппа описал т. н. рок-журналистов как «людей, которые не умеют писать, берущие интервью у людей, которые не умеют говорить для людей, которые не умеют читать»
Отечественная музыкальная журналистика
До становления периодической печати как таковой, музыкально-критическая мысль была представлена в философских трактатах: только в XVIII веке музыкальная критика оформилась как отдельно-позиционированная сфера деятельности, музыкально-критические мысли и музыкальное просветительство анализировались с помощью такого инструментария как журналистика.
Субъект журналистики - это настоящее время, процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Рецензирование нового, переоценка былого - объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это интересно потребителю (то есть читателю). Необходимо «держать руку на пульсе». И быть при этом компетентным. Непростое сочетание.
У истоков отечественной музыкальной критики стояли профессионалы в музыке и просвещенные деятели, такие как Борис Асафьев , Вячеслав Каратыгин , Цезарь Кюи , Юрий Арнольд , Александр Серов .
Музыкальная журналистика дореволюционной России
Музыкальная периодика России начала XX века обильна и разнообразна:
- «Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов» (Тюмень);
- «Баян» музыкально-литературный журнал (Тамбов);
- «Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний»;
- «Музыка, еженедельное издание» (Москва);
- «Русская музыкальная газета » (Санкт-Петербург);
- «Русская музыкальная грамота» (Москва)
- «Сцена и музыка» (Москва);
- «Тульский гармонист» - ежемесячный иллюстрированный журнал.
- «Балет»;
- "Музон"
- «Музыка и быт»;
- «Музыка и Октябрь»;
- «Музыка и революция»;
- «Музыкальная жизнь» (Москва, «Советский композитор»);
- «Советская музыка» (Москва, Муз-гиз);
- «Советская эстрада и цирк» (Москва. «Искусство»);
- «Радио и ТВ»;
- «Театр»;
- «Театральная жизнь».
Музыкальная журналистика современной России
Музыкальными критиками в нашей стране могут именоваться считанные единицы среди тех, кто пишет про музыку: прочим достаточно понятия «музыкальный журналист»
На сегодняшний день, данная тема не особо популярна, и как следствие, тщательно не изучена . У отечественных музыкальных критиков любой творческий коллектив может считаться «рок-группой» только исходя из субъективной оценки, а не в силу принадлежности к стилю. Это приводит к тому, что публика лишена возможности адекватно судить о ситуации из-за некомпетентности журналистов. Если нет познаний в данной сфере, должен быть хотя бы энтузиазм. Николай Фоменко , рассуждая о музкритике в «Московском комсомольце» отмечал, что был (!!!), дескать, некий
Стоит заметить, что качество работы этих журналистов отмечали многие профессионалы шоу-бизнеса, такие, например, как Иосиф Пригожин .
Увы, так и есть. Те, кто когда-то писал о советском роке в «Звуковой дорожке», не были сугубо профессиональными критиками, но им «было что сказать». Сейчас отечественной музыкальной критике помимо китча необходим профессионализм, но его не хватает даже у журналистов «профильной» прессы.
Критика - это залог нормального функционирования филармонической концертной жизни. Если бы это было не так, то жанр критики благополучно бы угас, а не просуществовал многие столетия (ведь, как известно, критика зародилась еще в эпоху романтиков, Ф.Шумана). Это некая рефлексия музыкального процесса на самое себя. Нынче в России стало модно говорить, что критика - никчемная вещь. Но такое отношение, во-первых, показатель недостаточного понимания предмета, о котором идет речь, а во-вторых, еще одно доказательство того, что в этом вопросе Россия пока отстает от Запада. К сожалению, мы не доросли до понимания того, что музыкальная критика необходима"
Академические издания
Подавляющее большинство статей в печатных СМИ этой группы являются чисто научными, а не журналистскими: лексические нормы не коррелируют с требованиям журналистики, в основе которой - доходчивость, констатирующая необходимость общения с потребителем на его языке. Не стоит игнорировать и т. н. индивидуальность подхода: субъективный взгляд (журналистика - профессия творческая). Научное «мы» даже не будучи явно прописано, всегда подразумевается. А это не совместимо с авторским «я», непременным условием современной журналистики. Восприятие академических изданий доступно только профессионалам.
- «Музыкальная жизнь » издается с 1957 (статьи об академической музыке изложены более научным языком);
- «Музыкальное обозрение » - газета с мизерным тиражом. Статьи напоминают материалы газеты «Культура».
- «Музон » - газета с тиражом в 4000 экз. Выходит с 09.10.1995 года и по настоящее время.
- «Российский музыкант » (консерваторская многотиражка) выходит ежемесячно в течение учебного года (9 выпусков в год).
- «Советская музыка» издается с 1933 года (с 1992 года под названием «Музыкальная академия»). Издание было ежемесячным (с 1949 года с нотным приложением), с 1992 года стало ежекартальным.
Академическую музыку освещают и другие издания: публикуются репортажи о том или ином событии, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают скромную долю газетной площади, хотя события эстрадной музыки анонсируются на фронтальных полосах и обложках.
Популярные издания
Издания, как отечественные, так и лицензионные, освещают масскульт и шоу-бизнес. По мнению экспертов - освещают не до́лжным образом :
Практически во всех печатных изданиях есть разделы, посвященные эстрадной музыке. Одна из самых известных таких колонок - «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», - «полоса о модной и популярной музыке», как указано в газете. Здесь публикуют хит-парады по опросу читателей - хиты отечественные и зарубежные, российские видеоклипы, зарубежные видеоклипы. Немного новостей, интервью и материалы о том или ином событии в эстрадной музыке составляют основное содержание «ЗД». Если бы колонка ограничивалась информационной функцией, упреки в непрофессионализме обозревателей были бы неуместны, но претензии на рецензирование делают её с этой точки зрения уязвимой. Проанализировав прессу, посвященную эстраде, можно достаточно определенно ответить на вопрос, есть ли музыкальная журналистика в нашей стране. На сегодняшний день её не существует. Есть жалкие потуги отдельных творческих единиц, которые, при всей своей неуклюжести и безграмотности, выдаются за критическую деятельность.
Закрытые журналы
Наиболее заметные (в силу эпатажа прежде всего) журналы о музыке не выдержали конкуренции с лицензионными продуктами типа Rolling Stone и канули в Лету.
- «Музобоз» (не путать с одноименной газетой и ТВ-передачей) апеллировал к подросткам;
- Бюллетень для поклонников рэйв-культуры «Птюч »;
- Лучшим по мнению экспертов был «Ом» , в котором самоуверенное невежество рядилось в экстравагантную оригинальность.
- «Стас» не столько регулярно информировал, сколько резюмировал.
Музыкальные приложения
- «Джокер» (выходит с 1992 года) - «газета для тех, кто смотрит кино и слушает музыку»; отдельное приложение к «Вечернему клубу» (с 1997 по 2008 год - воскресный «Московский комсомолец»). Достаточно самобытный и колоритный образец т. н.