Мста 152 мм самоходная. Интеллектуальная сау «мста-с
Мста-С
Мста-С
ВСЕГДА ГОТОВА К БОЮ (Самоходная 152-мм "Мста")
С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();
4 июля 1967 года вышло постановление СМ СССР № 609-201, открывшее новые страницы в истории отечественной самоходной артиллерии. В соответствии с ним началось создание четырех образцов САУ. Два из них- 152-мм самоходная гаубица 2СЗ "Акация" и 240-мм самоходный миномет 2С4 "Тюльпан" -должны были разрабатываться на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске. Это предприятие имело давнюю "самоходную" историю. Во время Великой Отечественной войны здесь проектировались и производились все самоходные артиллерийские установки (САУ) на базе танка Т-34. После войны в стенах КБ УЗТМ под руководством Л.И.Горлицкого родилась целая серия самоходных орудий различного назначения. Однако все они так и остались опытными и сейчас украшают коллекцию Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А до вышеупомянутого постановления было непонятное затишье - в 50-60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной САУ с орудием калибра свыше 100 мм.
И вот в 70-х годах машинам практически периода ВОВ появилась достойная замена. При разработке новых образцов сказался опыт, накопленный в КБ УЗТМ за предыдущие годы. В частности, все новые САУ проектировались на основе удачной ходовой части опытных образцов, не пошедших в серию. Это были уже упомянутые 2СЗ и 2С4, а также 152-мм самоходная 2С5 "Гиацинт". Однако когда "цветы" начали выпускаться серийно, Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) выдало разработчикам новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм. Артчасть предполагалась универсальной - для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.
Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ПО "Уралтрансмаш") - головной разработчик шасси "Объект 316" и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО "Точность") - разработчик боевого отделения, КБ завода № 9 в Свердловске - качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В.Томашева.
В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение под обозначением 2С19 "Мста-С" (С - самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 "Мста-Б", принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на "Уралтрансмаше" создали специальный тренажер 2Х51 "Бункеровка" для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе "Уралтрансмаш". Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г.Стерлитамаке (Башкирия).
"Мста-С" предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях (подъем орудия до +50°). При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.
Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка. Поскольку оно должно обеспечивать защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования только от бронебойных пуль и осколков, лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы , трансмиссия, приводы управления и подвеска.
Двигатель-марки В-84А. Это У-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его имеет семь передач переднего хода и одну заднего. (Может быть установлен также двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.) Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В.
Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.
Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта - 13 500 кг.
Вооружение установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами (ОФС) ЗОФ45 (на дальность 24 700 м) в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФ73 и активно-реактивными снарядами (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28 900 м) в составе выстрела ЗВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26 000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22 300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов Д-20 и 2СЗ, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой ЗОФ39 "Краснополь" в составе выстрела ЗВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.
Наличие полуавтоматической системы заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает до 7 - 8 выстрелов в минуту при использовании внутреннего боезапаса и до 6 - 7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Это означает, что батарея из восьми гаубиц посылает в минуту на цель до трех тонн снарядов. При стрельбе на максимальную дальность в воздухе одновременно будет находиться до 70 снарядов, прежде чем первый достигнет цели.
Весь расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор - 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.
Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов - полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.
САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1 П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1 П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.
Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали - автоматически, по горизонтали - от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию - удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. "Мста-С" оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1 В 122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем - командирской или старшего офицера.
Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 "Утес" (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700 - 800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.
Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д - мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы - 8 часов.
Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1 В116 на семь абонентов. Внешняя связь- УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км.
К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое противопожарное (ППО) 3-кратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; термодымовая аппаратура (ТДА), работающая от основного двигателя; система 902В "Туча" для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).
Самоходки 2С19 организационно объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы (ОБАК) "Капустник", в состав которых обычно входят: командира батареи 1В 152 "Капустник-Б" (на базе унифицированного шасси УНШ), машина старшего офицера батареи 1В 153 (на базе "Урал-43201" с универсальным кузовом К.43210) и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.
Впервые "Мста-С" была представлена широкой общественности на авиасалоне в г.Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами "Краснополь" оказались пораженными 38 целей.
Самоходная гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм, которая может вести стрельбу снарядами "Краснополь-М", а также западными боеприпасами того же калибра. При этом стоимость одной САУ оценивается в 1,6 млн. долларов.
2С19 «Мста-С»
Мощная «самоходка» для тактических побед
В ближайшие три года российская армия получит 42 модернизированные самоходные артиллерийские установки «Мста-С» – это один из крупнейших контрактов прошедшего форума «Армия-2016». Речь идет о версии 2С19М2, усовершенствованной самоходной гаубице нового поколения.
САУ или танк?
Самоходная артиллерийская установка (САУ, в народе «самоходка») – это артиллерийское орудие на самоходном шасси. САУ могут быть бронированными или нет, на гусеничном или колесном шасси, иметь поворотную башенную или рубочную установку орудия. Некоторые САУ с башенной установкой орудия по виду напоминают танки, но на деле это принципиально разные машины. Главное отличие заключается в основном назначении: танки предназначены для непосредственного участия в боях, в том числе ближних, а самоходные установки осуществляют артиллерийскую поддержку с дальних позиций.
Славная история «самоходок»
Современные САУ – это в основном самоходные гаубицы и зенитные артиллерийские установки. Все они являются «потомками» советских самоходок, которые внесли немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Осенью 1942 года немецкие войска на подступах к Ленинграду впервые испытали в бою свой тяжёлый танк «Тигр» – именно он, по мнению Гитлера, должен был завершить затянувшийся блицкриг. Главным противником немецкого «Тигра» стала советская самоходная артиллерийская установка СУ-122 – опытный образец был изготовлен всего за месяц, а в конце декабря 1942-го первые машины уже ушли на фронт.
Самая первая СУ-76, созданная на основе Т-70, более мощная СУ-85 на базе танка Т-34, легендарная СУ-100 с улучшенной защитой, «героиня» битвы на Курской дуге СУ-152 – советские «самоходки» массово использовались на всех фронтах Великой Отечественной для истребления вражеских танков.
Комсомольцы передают самоходные установки экипажу, прибывшему на завод с фронта, сентябрь 1942 года
Самоходные артиллерийские установки выдвигаются на передовую, проходя мимо Нарвских ворот, ноябрь 1942 года
Солдат в самоходной артиллерийской установке, март 1943 года
Экипажи получают боевое задание. Подразделение легких артиллерийских самоходных установок перед выходом на огневые позиции. 3-й Белорусский фронт (Восточная Пруссия), 15 марта 1945 года
Самоходная артиллерийская установка прокладывает путь штурмовым группам советских войск в городе Данциге (Гданьске), 24 марта 1945 года
Немецкие самоходные артиллерийские установки – трофеи советских войск, 10 мая 1945 года
Самоходные артиллерийские установки движутся к Красной площади для участия в параде Победы, 26 июня 1945 года
Вместо «цветочной династии»
После войны, с развитием технологий, штурмовые и противотанковые САУ на время уступили место более совершенным ракетным системам. Но ракетное оружие не смогло полностью вытеснить ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, претерпев значительную модернизацию, вернулись в строй. Основное развитие шло в направлении увеличения максимальной дальности стрельбы, повышения скорострельности и точности поражения цели.
В 1989 году на вооружение была принята 2С19 «Мста-С» – дивизионная самоходная гаубица калибра 152 мм. К началу ее разработки границы СССР уже охраняли самоходки с красивыми «цветочными» названия – «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан», но «гонка вооружений» между Советским Союзом и НАТО требовала дальнейшего наращивания боевых характеристик.
Новая машина «Мста-С» получила менее поэтическое наименование. Разрабатывать «самоходку» поручили ОКБ-3 «Свердловского завода транспортного машиностроения». 2С19 создавалась с применением узлов моторно-трансмиссионной установки Т-72 и ходовой части Т-80. «Мста-С» превосходила «Акацию» по ряду технических характеристик, в частности, по дальности стрельбы – 29,06 против 20,3 километров. Впервые на практике были решены несколько важных задач: обеспечена высокая скорострельность, создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную, реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения.
Главные особенности
1 «Мста-С» может выполнять огневой налёт одним орудием, когда несколько снарядов выстреливаются последовательно по разным траекториям и достигают цели почти одновременно.
2 «Мста-С» может вести огонь по видимым целям прямой наводкой, в том числе в горах.
Типы целей: тактические ядерные средства, артиллерийские и минометные батареи, танки и другая бронированная техника, живая сила, средства ПВО и ПРО, пункты управления.
3 «Мста-С» начинает стрельбу без дополнительной подготовки, а после залпа быстро покидает огневую позицию.
указаны максимальные значения
4 «Мста-С» может вести огонь возимым боекомплектом из боеукладки, расположенной в башне, и с подачей выстрелов с грунта.
Система подачи снарядов автоматизирована, переход к другому способу ведения огня происходит без потери скорострельности, которая составляет 8 выстрелов в минуту.
Инновации в деле
«Мста-С» оснащена всеми необходимыми современными электронными бортовыми системами, позволяющими быстро и эффективно решать навигационные, коммуникационные, огневые задачи, что делает её современным высокоэффективным образцом артиллерийского вооружения.
Самоходная гаубица «Мста-С» 2С19М1 оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнем, которая может сохранять 10 огневых задач одновременно.
Боевая машина весит 42 тонны, ее экипаж – 5 человек, вооружение – гаубица 2А64 калибра 152 мм и пулемет калибра 12,7 мм
При отсутствии точки наводки «Мста-С» может стрелять по «бесприцельной схеме».
Маскировочный комплект «Накидка» снижает заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах
«Мста-С» работает при температуре от – 40 до +40 °C, в дождь, снег и при ветре до 40 м/с
Стальная броня защищает гаубицу от пуль калибра 7,62 мм с любого направления
Аликина Светлана
Жуков Сергей
Костомарова Алена
Волков Александр
Емцев Константин
Кузнецов Владимир
Елена Контузова-Вантула
Караулов Павел
Шорох Павел
Проект подготовлен на основе материалов, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»
Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости В проекте использован фрагмент видео, предоставленного Минобороны.
Музыка: «Dangerous» Kevin MacLeod
Licensed under Creative Commons:
Несмотря на возросшую роль авиации в военных конфликтах, которую мы видим на протяжении последних десятилетий, артиллерия остается весьма важным фактором, очень часто решающим исход боевых действий. Особенно это справедливо для самоходных артиллерийских установок, они действительно оправдывают титул «бога войны».
В настоящее время во многих странах мира идут работы по созданию новых самоходных артиллерийских установок (САУ) и модернизации старых. Еще одним популярным направлением является разработка новых видов боеприпасов, создание управляемых снарядов, повышение их мощности и дальности стрельбы. Прогресс в разработке систем заряжания, увеличение точности и мобильности, делают САУ очень эффективным средством, которому под силу решать множество задач.
Самоходная артиллерийская установка – это орудие (часто большого калибра), установленное на гусеничное или колесное шасси, используемое для непосредственной поддержки пехоты и бронетехники.
История
История самоходок начинается на заре XX столетия. Особенно бурно развивался этот вид бронетехники во время мировых войн. От танка САУ отличается характером задач, ими решаемых, а также своей конструкцией – балансом огневой мощи, подвижности и защищенности.
По сравнению с танком, у самоходных установок слабее защита и гораздо выше огневая мощь.
В Советском Союзе после войны работы над созданием новых самоходных установок были приостановлены. В то время больше внимания уделялось различным ракетным системам и авиации. Только в конце 60-х годов началась разработка сразу нескольких самоходных артиллерийских систем. Некоторые из них используются и поныне («Акация », «Тюльпан », «Гиацинт »).
САУ «Акация», которая имела калибр 152 мм, до середины 70-х годов ничем не уступала аналогичным образцам вооружений вероятного противника, но затем страны НАТО начали разработку новой 155-мм гаубицы, что имела дальность стрельбы выше, чем у советских орудий. Артиллерия противника получала возможность безнаказанно вести огонь по второму эшелону войск, уничтожать боевую технику, которая еще не добралась до линии фронта.
В СССР запускаются работы по созданию САУ следующего поколения, с характеристиками, которые бы не уступали западным аналогам. Работы по созданию новой, 152-мм гаубицы, начинаются сразу в нескольких конструкторских бюро.
Официальное задание на создание новой 152-мм САУ конструкторы получили в 1980 году. Новая машина получила название «Мста-С», она должна была заменить устаревшую на тот момент, 152-мм САУ «Акация».
В 1983 году был готов опытный образец, который в следующем году его отправили на испытания. Первоначально машина была сделана на базе основного танка Т-72, но испытания выявили существенные недостатки такого решения, и самым главным из них была сильная раскачка орудия во время стрельбы. Было принято решения заменить часть элементов ходовой части артиллерийской установки на те, которые применялись на танке Т-80. Такое решение позволило в значительной степени избавиться от этой проблемы.
В 1986 году начался этап государственных испытаний. Гаубица «Мста-С» в 1989 году была взята на вооружение. В 1986 году на вооружение также было принято буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б», которое имело сходную качающуюся часть. В следующем году началось серийное производство 2А65 на Мотовилихинских заводах. 2А65 «Мста-Б» до сих пор используется армиями бывших советских республик, этих пушек было выпущено более 1200 единиц.
В 1985 году была попытка поставить это самоходное орудие на колесное шасси. Основой для САУ должен был стать грузовой автомобиль КрАЗ-6316. Однако, испытания показали множество недостатков подобного решения и от дальнейших работ отказались.
Был создан специальный тренажер для обучения расчетов новой самоходной пушки.
Для производства САУ был создан новый завод в Стерлитамаке, ее выпуск начался в 1988 году, то есть еще до официального принятия на вооружение. После распада СССР производство было перенесено на Уральский завод транспортного машиностроения. В 1998 году одна САУ стоила 1,6 миллиона долларов.
Позже была проведена модернизация артиллерийской установки, планировали существенно увеличить дальности ее стрельбы. Новая модификация получила название «Мста-СМ». Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась до тридцати километров, а активно-реактивным превысила сорок километров. Скорострельность орудия выросла в 1,4 раза.
Многие наработки и конструкторские решения, которые были созданы во время работы над САУ «Мста-СМ», нашли свое применение при проектировании самоходки нового поколения – «Коалиции ».
Одновременно шли работы по модернизации гаубиц «Мста-С». Эти орудия активно применялись во время операций на Северном Кавказе. Стало понятно, что система управления огнем гаубицы не соответствует требованиям времени. В 1998 году на машину была установлена автоматизированная система управления огнем, к 2002 году закончилась разработка специального программного обеспечения, которое могло бы корректировать стрельбу прямо в режиме реального времени. Стоимость новой САУ «Мста-С» выросла до трех миллионов долларов. Также были попытки создать новую машину с пушкой калибром 155 мм, которые используются в странах блока НАТО.
Еще одна модернизация машины была предпринята ЦКБ «Титан» в 2012 году. «Мста-С» получила новую систему управления огнем, навигационные приборы, скорострельность была повышена до 10 выстрелов в минуту. Самоходка получила новую важную возможность – «огненный шквал». Цель накрывается одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям. В 2012 году завершились государственные испытания этой модификации и уже в следующем году 35 единиц поступили в войска.
В настоящее время «Мста-С» находится на вооружении семи стран. Больше всего этих машин сегодня в российской армии. На втором месте идет Венесуэла, а на третьем – Украина. В России 2014 году насчитывалось около 600 таких машин, 150 из которых находились на консервации.
Самоходная гаубица «Мста-С» существенно превосходит орудия предыдущего поколения («Акация»), она имеет большую дальность стрельбы, скорострельность, более мощные боеприпасы. Но стоит отметить, что «Мста-С» является более сложной в управлении и обслуживании и поэтому подготовить артиллерийский расчет довольно сложно.
Описание Савушки
Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.
САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.
«Мста-С» - это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.
В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления : панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).
На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.
В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.
«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.
Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.
Технические характеристики
Ниже указаны основные ТТХ САУ «Мста-С».
Характеристики | 2С19 «Мста-С» |
Длина с пушкой, мм | 11917 |
Длина корпуса, мм | 6040 |
Ширина, мм | 3584 |
Высота, мм | 2985 |
Колея, мм | 2800 |
Клиренс, мм | 435 |
Вооружение | 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50), пулемет НСВТ (300) |
Максимальная дальность стрельбы, км | 24,7 |
Минимальная дальность стрельбы, км | 6,5 |
Скорострельность, выстрелов в минуту | 7-8 |
Угол возвышения/склонения, град | +68/-4 |
Угол горизонтального наведения, град | 360 |
Начальная скорость, м/с | 828 |
Масса, кг | 43,56 |
Масса установки, т | 42 ± 2,5% |
Экипаж, чел | 5 |
Двигатель (тип) | В-84А |
Мощность двигателя, л. с. | 840 |
Максимальная скорость движения, км/час | 60 |
Запас хода, км | 500 |
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Самоходная установка – это мощная артиллерийская система, способная поражать цели на большом расстоянии, из укрытия. Это орудие на гусеничном ходу может постоянно менять местоположение и вести прицельный огонь, избегая ответного удара. Одна из таких систем САУ «Мста-С», создана еще в Советское время.
В настоящее время ведутся дальнейшее разработки в области самоходных установок, в том числе и на базе вышеуказанной. Созданы новые системы например « ».
История создания
У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу .
В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.
В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.
Всего буксируемых гаубиц этого типа было создано 1200, они и сегодня стоят на вооружении некоторых стран СНГ.
Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.
Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:
- Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
- Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.
Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.
Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.
Конструкция
Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.
Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.
Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.
Стандартный боекомплект – 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.
Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.
12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.
На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.
С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б – прибор ночного видения.
Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.
САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.
Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.
Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.
Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.
ТТХ в сравнении с аналогами
Технические характеристики выглядят наиболее эффектно, если их сравнивать с зарубежными аналогами.
ТТХ | «Мста-С» | AS-90 | M109«Палладин» | PLZ05 | Type99 | K9Thunder | PzH2000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Масса, т | 42 | 45 | 23 | 35 | 40 | 47 | 55 |
Скорость, км/ч | 60 | 55 | 67 | 55 | 50 | 67 | 67 |
Длина со стволом, мм | 11917 | 9900 | 6614 | 11600 | 11300 | 12000 | 11670 |
Ширина, мм | 3380 | 3400 | 3150 | 3380 | 3200 | 3400 | 3480 |
Высота, мм | 3350 | 3000 | 3280 | 3550 | 4300 | 2730 | 3400 |
Калибр, мм | 152 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 |
Кол-во боеприпасов | 50 | 48 | 28 | 30 | 30 | 40 | 60 |
Дальность стрельбы, км | 29 | 24 | 22 | 40 | 30 | 56 | 50 |
Экипаж, чел | 5 | 4-5 | 6 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Двигателя Мощность, л.с. | 780 | 660 | 675 | 520 | 600 | 1000 | 1000 |
Как видно из таблицы выглядит «Мста-С» во всяком случае ничуть не хуже зарубежных образцов.
Машины на базе «Мста-С» и модификации
Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.
Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:
- «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
- 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.
И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.
Применение в бою
Эта установка получила боевое крещение в нескольких локальных конфликтах последних двух десятилетий.
Применение артиллерийской установки во время Чеченских войн, как первой, так и второй, показали положительные стороны – высокую маневренность и точность стрельбы, но и отрицательные моменты также были обнаружены, последовавшие доработки привели к созданию модернизированной версии 2С19.
Во время эфиопо-эритрейской войны 1998 – 2000 гг. эфиопская сторона очень эффективно использовала системы для поражения сил противника на дальних дистанциях.
В период конфликта в Южной Осетии 2008 года 70 самоходок находились в составе 58-й армии.
Украина 2014 – 2015 гг., конфликт на юго-востоке страны во время которого украинские войска иногда использовали самоходные установки «Мста-С» в ходе ведения боевых действий.
Интересные факты или историческое наследие
На первых же зарубежных показах «Мста» продемонстрировала свои уникальные возможности. На выставке вооружений, проходившей в 1993 году в Абу-Даби, на расстоянии в 15 км данная установка из 40 целей поразила 38.
На сегодняшний день «Мста-С» является основной самоходной системой Российской армии. Но дальность стрельбы этих самоходных гаубиц не отвечает современным требованиям. Поэтому уже разработаны и созданы опытные образцы 2С35 «Коалиция-СВ», которая должна заменить «Мста-С» примерно к 2020 году.
Видео
Изменившаяся к началу 1980-х гг. концепция действий артиллерии на поле боя потребовала не только «повышения её могущества, дальнобойности, манёвренности». Были заложены основы комплексной автоматизации процессов ведения огня посредством объединения средств разведки и систем передачи и обработки данных; начались проектирование и создание «интеллектуальных» артиллерийских образцов.
В этот период коллектив Центрального конструкторского бюро Уральского завода транспортного машиностроения (ЦКБ «Уралтрансмаш») в Свердловске (после 1991 г. – Екатеринбург) приступил к выполнению задания Главного ракетноартиллерийского управления (ГРАУ) по созданию самоходной артиллерийской установки с гаубицей калибра 152-мм для дивизионного звена. В задании содержалась сложная задача совмещения шасси, унифицированного с танками, находившимися на вооружении армейских частей, с универсальным орудием, которое возможно было бы использовать также и в качестве буксируемого. Проект получил индекс 2С19 и название «Мста-С» («Объект 316»). Одновременно Волгоградским ОКБ-2 завода «Баррикады» создавалась буксируемая гаубица 2А65 (позднее «Мста-Б»).
Роли разработчиков установки распределились тогда следующим образом:
– головной организацией по машине в целом и шасси назначили «Уралтрансмаш»;
– боевое отделение разрабатывало Тульское КБ приборостроения (НПО «Точность»);
– качающуюся часть орудия проектировало КБ свердловского артиллерийского «Завода № 9».
Первый опытный образец установки был собран в 1983 г. и весь следующий год испытывался на Ржевском полигоне под Ленинградом. В 1986 г. изготовили ещё шесть единиц САУ для последующих государственных и войсковых испытаний. И только через три года «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии.
Серийное производство машин наладили вначале в башкирском городе Стер-литамак, на специально построенном для этого заводе, а впоследствии перенесли обратно на «Уралтрансмаш».
Официально САУ 2С19 «Мста-С» предъявили военным специалистам и широкой публике в 1992 г. на Международном форуме «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском, а в следующем году показали на Выставке вооружений IDEX-93 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
Основное вооружение установки -152,4-мм гаубица 2А64, качающаяся часть которой полностью идентична буксируемой 2А65, как и требовалось по техническому заданию ГРАУ. Длина её нарезного ствола-моноблока составляет 6130 мм, или 47 клб; ствол имеет дульный тормоз и эжектор. В казённике -полуавтоматический клиновой затвор, открывающийся самостоятельно после выстрела за счёт наката. Имеются электромеханический досылатель снаряда и заряда, механизмы удаления стреляной гильзы и блокировки спуска, а также пневматический уравновешивающий механизм. Тормоз отката закреплён в казённике, пневматический накатник заполнен азотом.
Дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», вооружённая орудием 2А64 калибра 152,4 мм. Масса САУ – 42 т, длина с орудием вперёд – 11,92 м
Масса «сухой» башни САУ-13,5 т, масса боезапасов – 2,5 т. На корме башни закреплён лоток конвейера механизма автоматической подачи снарядов и зарядов непосредственно с грунта
Максимальный вертикальный угол наведения орудия – 68°
Стрельба может вестись как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций с диапазоном углов вертикального наведения в пределах от -4° до +68°. Дальность поражения целей – до 30 км.
В боекомплект САУ, состоящий из 50 выстрелов, входят несколько типов раздельногильзовых боеприпасов. Это осколочно-фугасные снаряды ЗОФ45 (ОФС), имеющие улучшенную аэродинамическую форму; их масса – 43,56 кг, масса взрывчатого вещества – 7,65 кг, начальная скорость – 810 м/с. При дальнобойном метательном заряде с массой пороха 11,4 кг дальность их стрельбы достигает 24,7 км, при полном переменном заряде с 8,3 – 7,8 кг пороха дальность полёта равна 19,4 км, при уменьшенном переменном заряде с 4,2 кг пороха – 14,37 км.
Снаряды ЗОФ61 массой 42,86 кг могут поражать цели на максимальной дальности около 29 км – для этого они снабжены газогенератором донного вдува. Здесь применён способ снижения донного сопротивления снаряда в полёте за счёт сгорания пороховых шашек в донной его части. При этом происходит выброс в спутную струю горячей газообразной смеси; догорая в ней, она повышает давление за боеприпасом, способствуя увеличению дальности полёта.
Кассетные снаряды ЗО13 (КС) имеют в своей боевой части восемь поражающих осколочных боевых элементов (БЭ), в кассетном снаряде ЗО23 содержится сорок кумулятивно-осколочных элементов. При срабатывании дистанционного или ударно-дистанционного взрывателя вышибной заряд снаряда выбрасывает БЭ из корпуса, под действием центробежной силы они разлетаются в радиальном направлении.
Каждый из разбросанных кумулятивных элементов снаряда 3023 при ударе о преграду создаёт свою кумулятивную струю, способную пробивать броневой лист. Имеются сведения, что аналогичный БЭ американского кассетного 155-мм боеприпаса М483А1 может поразить бронетехнику, защищённую бронёй толщиной до 70 мм.
Снаряды ЗНСЗО используются для постановки активных радиолокационных помех. Такой снаряд снабжается головной частью с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей, уложенных внутри дисковых модулей. Они имеют механизмы выброса с пороховыми зарядами, способными при возгорании разрушать в определённые моменты стенки корпуса головной части. При этом модули мгновенно разбрасываются на значительное расстояние от снаряда как в радиальном направлении, так и впереди него, и отражатели образуют облако помех с большой эффективной областью рассеяния.
В боекомплекте САУ 2С19 могут находиться также управляемые снаряды 30Ф39М «Краснополь-М» и корректируемые ЗОФ75М «Сантиметр-М».
Снаряды «Краснополь» (2К25 – индекс ГРАУ) разработаны в знаменитом тульском «Конструкторском бюро приборостроения» (КПБ) под руководством А. Шипунова и приняты на вооружение в 1986 г. Они являются многофункциональными средствами поражения, «предназначенными для поражения первым выстрелом – без пристрелки»; их целями считаются бронетехника, в том числе и танки, артиллерийские орудия и пусковые установки тактических ракет, а также мосты, переправы, командные пункты, фортификационные сооружения. Огонь ведётся на дальностях от 3-х км до 20 км, причём и по движущимся целям со скоростью до 36 км/ч.
Эти снаряды, длиной 1305 мм, имеют массу 50,8 кг, осколочно-фугасную боевую часть массой – 20,5 кг, снаряжённую 6,5 кг взрывчатого вещества. Практически состоят из двух отделений: снарядного – боевая часть, донный газогенератор, блок стабилизаторов – и управления – отсек автопилота и носовой кожух, головка самонаведения (ГСН).
Отсек автопилота сконструирован на основе инерциального гироскопа, блоков питания и преобразования, приводов; носовой кожух – обтекатель – служит «для защиты оптики головки от повреждений и загрязнений и отделяется в полёте». Автопилот (индекс 9Б838) предназначен для коррекции траектории полёта снаряда.
ГСН «Краснополя» (индекс 9Э421) – лазерная полуактивная – выдаёт команды автопилоту на наведение снаряда на обнаруженную цель. Управление в полёте – с помощью четырёх выдвигаемых аэродинамических рулей.
1 – дульный тормоз; 2 – ресивер; 3 – 152-мм гаубица; 4 – откатное устройство (2 шт.); 5 – пулемёт НСВТ-12,7 «Утёс»; 6 – осветитель; 7 – панорамный прицел 1П22; 8 – воздуховод системы воздухоочистки; 9 – бортовой люк наводчика; 10 – конвейер подачи снарядов с грунта; И – задний ящик ЗИП (2 шт.); 12 – бревно для самовытаскивания; 13 – бак для масла; 14 – ведущее колесо; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – опорный каток; 17 – бортовой резинотканевый экран; 18 – гидроамортизатор; 19 – самоокапыватель; 20 – направляющее колесо; 21 – передний ящик ЗИП (2 шт.); 22 – кронштейн крепления ствола по-походному; 23 – петли для швартовки машины в самолёте; 24 – лючок выброса стреляных гильз; 25 – 81-мм дымовые фанаты системы 902В «Туча»; 26 – крюки для снятия башни; 27 – окно прицела прямой наводки; 28 – защитная шторка прицела 1П22; 29 – прицел установки ПЗУ-5; 30 – антенный ввод; 31 – патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 32 – прицел ТКН-ЗВ; 33 – запасной патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 34 – пила в чехле; 35 – люк доступа к трансмиссии; 36 – оборудование ОПВТ; 37 – люк подачи снарядов с фунта; 38 – патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22; 39 – мерный штырь; 40 – люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ; 41 – рифлёные дорожки для хождения; 42 – люк заряжающего; 43 – люк командира; 44 – фара ФГ-125 с ИК-фильтром; 45 – фара ФГ-127 со СМУ
Головка самонаведения снаряда действует соответственно получаемым отражённым от цели сигналам. Это означает, что цель должна быть подсвечена лазерным лучом, что пока делает корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем (ЛДЦ). Он должен подобраться к ней на расстояние менее 7 км, если цель – танк; при менее габаритных объектах это расстояние должно соответственно сокращаться. Необходимо находиться на прямой видимости цели, что весьма проблематично, например, на европейском театре военных действий, в отличие от пустынных районов Средней Азии или Ближнего Востока. Но там возникает другая сложность – проблема надёжного укрытия и маскировки разведчика.
Используемые дальномеры 1Д15 имеют массу 60 кг, более современный 1Д20 – 30 кг, ЛДЦ-4 – 27 кг. Кроме того, для связи у корректировщика есть армейская радиостанция типа Р-159М массой 15 кг.
Обнаружив цель, корректировщик определяет её координаты, рассчитывает установки для стрельбы и передаёт данные на артиллерийскую батарею, где расчёт обязан на ГСН снаряда выставить определённую частоту импульсов. Такую же частоту должен иметь и ЛДЦ, чтобы снаряд по его отражённому лучу «вышел» на указанный им объект.
После производства выстрела – при подлёте снаряда – на некоторое время, обычно 5 – 12 с, включается дальномер-целеуказатель, подсвечивая цель. ГСН «Краснополя» на расстоянии 2,5 км до цели переходит в режим самонаведения – снаряд самостоятельно наводится на цель, перехватывая отражённый от неё сигнал.
Считается, что вероятность попадания ЗОФ39 «Краснополя» в цель одним снарядом равна 0,8 – 0,9. Рассчитано также, что, например, для подавления широко распространённой в войсках НАТО батареи САУ М109 (6 установок) на расстоянии 16 км необходимо использовать 9 снарядов «Краснополь», когда обычных осколочно-фугасных потребовалось бы более 900.
Корректируемые снаряды типа «Сантиметр» калибра 152 мм разработаны в московском Научно-техническом комплексе «Автоматизация и механизация технологий» под руководством генерального конструктора В. Вишневского. Эти снаряды также предназначены «для поражения бронированных целей и инженерных сооружений» и имеют лазерную полуактивную головку самонаведения.
Могут использоваться снаряды ЗОФ38 «Сантиметр» и более позднего выпуска -ЗОФ75 «Сантиметр-М». Они отличаются массой – 49,5 кг и 45 кг, соответственно, размерами – длина 1195 мм и 861 мм -и величиной заряда – 8,5 кг и 10 кг.
Стрельба этими снарядами может вестись на дальностях до 18 км, причём прицельная в диапазоне 0,8 – 12 км с вероятностью попадания в цель одним снарядом до 0,97. Время подсветки цели для получения отражённого сигнала головкой самонаведения сокращено до 3 с и коррекция траектории по отражённому сигналу производится лишь на последних 20 – 600 м от цели. Поэтому установки для стрельбы должны рассчитываться более точно или должна вестись залповая стрельба из нескольких орудий, а также допускаться пристрелочные выстрелы.
Для управления полётом более поздние снаряды «Сантиметр-М» снабжены четырьмя импульсными твёрдотопливными двигателями (вместо аэродинамических рулей).
Кроме того, САУ «Мста-С» может вести огонь штатными боеприпасами 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20 обр. 1947 г. и САУ 2СЗ «Акация».
Все снаряды боекомплекта размещаются в башенной укладке установки. Общая масса возимых выстрелов доходит до 2,5 т. При загрузке снарядов и зарядов используется автоматическая система их подачи с грунта с помощью двух конвейеров; она же может применяться и при позиционном ведении огня – без растрачивания уложенного боекомплекта. Механизм заряжания орудия обеспечивает автоматическую подачу снарядов и полуавтоматическую -зарядов, за счёт чего скорострельность САУ составляет 7-8 выстр./мин и даже более. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк за борт.
В качестве вспомогательного вооружения «Мста-С» имеет на командирской башенке пулемётно-зенитную установку ПЗУ-5 с 12,7-мм пулемётом НСВТ «Утёс», управляемую командиром машины из башни дистанционно. Пулемёт может вести огонь на дальность до 2 км, поражая лёгкую бронетехнику, вертолёты и самолёты.
При необходимости комплексом «Туча», состоящим из шести 81-мм гранатомётов 902В и термодымовой аппаратурой могут ставиться дымовые завесы, обеспечивающие маскировку на поле боя.
Выстрел 152,4-мм орудия установки. Дальность стрельбы – до 29 км, скорострельность – 7 – 8 выстр./мин
Колонна САУ на марше. Запас хода установок – 500 км
1 – САУ «Мста-С»; 2 – траектория полёта снаряда; 3 – корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем; 4 – броневая цель
Снаряд «Краснополь-М» и лазерный даль-номер-целеуказатель ЛДЦ-4 с тепловизионным прицелом. Дальность распознавания и лазерного подсвета цели типа «танк» днём -5-7 км, ночью – 3 – 4 км
1 – лазерная головка самонаведения; 2 – блок автоматического демпфирования; 3 – блок автопилота; 4 – осколочно-фугасная боевая часть; 5 – донный газогенератор; 6 – блок стабилизаторов
«Мста-С» оборудована бортовой ЭВМ с дисплеем, системой автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивает автоматический ввод углов прицела, горизонтальную стабилизацию, возможность восстановления наводки в вертикальной плоскости после каждого выстрела. Аппаратура приёма и передачи данных позволяет трансформировать информацию об установках для стрельбы, переданных от вышестоящего командира, на расстоянии до 500 м.
Для ведения стрельбы из орудия с закрытых позиций на самоходке используются автоматизированный прицельный комплекс с панорамным прицелом 1П22, установленным в бронеколпаке на крыше башни. Для огня прямой наводкой имеется прицел 1П23, размещённый на лобовом листе башни. Наблюдение за местностью может вестись комбинированным прицелом ТКН-ЗВ как днём, так и в ночное время с подсветкой прожектором ОУ-ЗГКУМ.
Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км, внутренняя связь -по аппаратуре 1В116, рассчитанной на семь абонентов.
Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» сконструирована «на специальном гусеничном шасси, во многом унифицированном с танками Т-80. На шасси размещён сварной корпус из катаных броневых листов, башня с 152-мм орудием, системами наведения, прицеливания, автоматом заряжания, укладкой боеприпасов. Лобовая часть выполнена из гомогенной стали, борта выдерживают попадания осколков, малокалиберных снарядов и бронебойных пуль. Масса башни без боекомплекта -13,5 т, масса установки – 42 т.
Моторное отделение расположено в кормовой части. Здесь находится 12-цилиндровый четырёхтактный высокоскоростной дизельный двигатель В-84-1 (или В-84А) Челябинского тракторного завода. Он представляет собой модернизацию дизелей типа В-2 (В-46) и состоит из двух блоков цилиндров, расположенных V-образно, имеет наддув от приводного центробежного нагнетателя, жидкостное охлаждение.
Двигатель В-84-1 – многотопливный, кроме основного топлива Л-40 он может работать на керосине ТС-1, Т-1, Т-2, а также на бензине А-72. Мощность двигателя – 840 л.с.(780 л.с.), литраж – 38,88 л; масса сухого двигателя – 1020 кг, габаритные размеры -1480x900x902 мм. Удельная мощность САУ – более 19 л.с./т.
Ёмкость топливных баков машины составляет 1300 л, что обеспечивает ей запас хода около 500 км.
Трансмиссия – механическая, с планетарным механизмом поворота, коробка перемены передач имеет семь передних и одну заднюю скорость. В ходовой части шесть опорных катков на борт, ведущие колёса – в корме. Подвеска -независимая на длинных торсионах, что определило смещение катков на обоих бортах на 110 мм относительно друг друга. На 1-м, 2-м и 6-м катках стоят телескопические гидропневматические амортизаторы, что позволило обойтись при стрельбе без использования опорных плит или сошников. Поэтому время перевода установки из походного положения в боевое занимает всего около двух-трёх минут.
САУ оборудовано высокоэффективной системой кондиционирования, имеет фильтровентиляционную установку. Автономный агрегат питания, представляющий собой газовую турбину мощностью 16 кВт, обеспечивает непрерывную работу приборов до 8 ч без включения основного двигателя.
Резинометаллическая гусеница шириной 580 мм имеет 86 траков массой по 15,6 кг.
САУ 2С19 «Мста-С» состоят на вооружении батарей артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск; в каждой может числиться до восьми единиц. Батареи объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы ОБАК «Капустник», в состав которых, кроме САУ, входят командно-наблюдательная машина командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» на базе БТР-80, машина старшего офицера 1В 153 «Капустник-Б» на базе автомобиля «Урал-43201» с универсальным кузовом.
В настоящее время ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию САУ. Так, САУ 2С19М и 2С19М1 оборудовали новой системой управления огнём и наведением орудия «Успех-С». С 2014 г. стали выпускать установки 2С19М2, в которых значительно повысили скорострельность, увеличили эффективность огня, оборудовали модифицированной аппаратурой и ЭВМ.
По состоянию на 2014 г. в нашей армии числилось 600 единиц «Мста-С». В армиях других стран также есть установки 2С19. Например, на 2013 – 2014 гг. их имелось в Белоруссии – 12 единиц, в Венесуэле – 48 ед., на Украине – 40 ед., в Эфиопии – 10 ед. Кроме того, начата поставка установок в Азербайджан, потенциальным покупателем является Индия.
Военные специалисты считают САУ 2С19 наиболее совершенной «машиной» из всех созданных к настоящему времени систем в своём классе. Участвуя в военном параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве 9 мая 2015 г. установки «Мста-С» получили заслуженные аплодисменты гостей на трибунах, в том числе иностранных наблюдателей и военных атташе.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «МСТА-С»
Принятие на вооружение, год………….1989
Масса установки, кг……………………..42000
Экипаж, чел…………………………………………5
Длина корпуса, мм………………………….6040
Ширина корпуса, мм……………………….3380
Высота корпуса, мм………………………..3350
Длина с пушкой, мм……………………..11917
Клиренс, мм……………………………………..435
База, мм………………………………………….4520
Колея, мм……………………………………….2800
Двигатель…………………….многотопливный
12-цилиндровый четырёхтактный дизель В-84-1 жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с………….840 (780)
Удельная мощность, л.с./т…………………..19
Максимальная скорость, км/ч……………..60
Емкость топливных баков, л……………1300
Запас хода по шоссе, км……………………500
Удельное давление на грунт, кг/см 2 ….0,87
Марка орудия…………………………………2А64
Калибр орудия, мм…………………………152,4
Длина ствола, клб……………………………….47
Вертикальные углы наведения,
град…………………………………………- 4 – + 68
Горизонтальные углы наведения,
град………………………………………………….360
Боевая скорострельность,
выстр./мин……………………………………..7– 8
Боезапас, шт……………………………………….50
Максимальная дальность
стрельбы ОФС, км……………………………..29
Масса снаряда ОФС, кг……………………43,5
снарядом «Сантиметр-М», км……………..18
Масса снаряда «Сантиметр-М», кг 48
Максимальная дальность стрельбы
снарядом «Краснополь-М», км……………25
Масса снаряда «Краснополь-М», кг 43
Калибр и марка пулемёта…………..12,7-мм
Преодолеваемые препятствия, м:
– высота стенки………………………………..0,5
– ширина рва………………………………..до2,8
– брод……………………………………………….1,2
– подъём, град……………………………………25
– крен, град……………………………………….20
Время готовности к стрельбе, мин:
– с неподготовленных позиций
с марша…………………………………………..6– 8
– с подготовленных позиций…………..2– 3
В. ТАЛАНОВ
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны