Митрополит зиновий саранский и мордовский. Рождественское послание митрополита саранского и мордовского зиновия к пастырям, диаконам, монашествующим и всем мирянам мордовской митрополии
Сегодня, 19 июня, исполнилось 69 лет митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. Как сообщили «ИМ» в информационно-издательском отделе Саранской епархии, клирики и прихожане поздравили владыку с Днем рождения накануне
Сегодня, 19 июня, исполнилось 69 лет митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. Как сообщили «ИМ» в информационно-издательском отделе Саранской епархии, клирики и прихожане поздравили владыку с Днем рождения накануне - на божественной литургии в Свято-Феодоровском кафедральном соборе. Как заметил в ответ на поздравления сам митрополит Зиновий, человеку в земной жизни надлежит родиться дважды: телом и духом, - и в Церкви принято праздновать рождение духом - день Ангела, но архипастырь рад принять поздравления уже ради того, что все присутствующие собрались у единой Чаши для причастия Святых Христовых Тайн.
Будущий владыка Зиновий - Анатолий Алексеевич Корзинкин - родился 19 июня 1948 г. в городе Славянске Донецкой области, в семье художника-реставратора. После окончания общеобразовательной школы и Донецкого музыкального училища в 1967-1972 гг. обучался по классу скрипки в Донецком государственном музыкально-педагогическом институте и параллельно стажировался в Московской государственной консерватории, по окончании которых стал преподавателем в музыкальном училище Запорожья. В 1972-1973 гг. служил в рядах Советской армии.
В 1978 г. будущий владыка переехал в Курск с переходом на работу в Сергиево-Казанский кафедральный собор. В Курской области началось его церковное служение в сане диакона, а затем священника (пресвитера). В 1984 г. он был пострижен в монашество с именем Зиновий в честь священномученика Зиновия, епископа Егейского. В 1988 г. был возведен в сан игумена, в 1999 г. - в сан архимандрита.
Служение пастыря владыка всегда совмещал работой ученого. С сентября 1998 г. он занимал должность декана факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета, участвовал в разработке целевых региональных программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в разработке комплекта учебно-методических пособий по основам православной культуры. Владыка защитил диссертацию «Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, имеет ученые звания доцента по кафедре религиоведения, звание члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. владыка был избран епископом Элистинским и Калмыцким. В 2014 г. возведен в сан архиепископа. С 2014 г. владыка Зиновий - глава Мордовской митрополии.
Сегодня, 19 июня, исполнилось 69 лет митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. Как сообщили «ИМ» в информационно-издательском отделе Саранской епархии, клирики и прихожане поздравили владыку с Днем рождения накануне
Сегодня, 19 июня, исполнилось 69 лет митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. Как сообщили «ИМ» в информационно-издательском отделе Саранской епархии, клирики и прихожане поздравили владыку с Днем рождения накануне - на божественной литургии в Свято-Феодоровском кафедральном соборе. Как заметил в ответ на поздравления сам митрополит Зиновий, человеку в земной жизни надлежит родиться дважды: телом и духом, - и в Церкви принято праздновать рождение духом - день Ангела, но архипастырь рад принять поздравления уже ради того, что все присутствующие собрались у единой Чаши для причастия Святых Христовых Тайн.
Будущий владыка Зиновий - Анатолий Алексеевич Корзинкин - родился 19 июня 1948 г. в городе Славянске Донецкой области, в семье художника-реставратора. После окончания общеобразовательной школы и Донецкого музыкального училища в 1967-1972 гг. обучался по классу скрипки в Донецком государственном музыкально-педагогическом институте и параллельно стажировался в Московской государственной консерватории, по окончании которых стал преподавателем в музыкальном училище Запорожья. В 1972-1973 гг. служил в рядах Советской армии.
В 1978 г. будущий владыка переехал в Курск с переходом на работу в Сергиево-Казанский кафедральный собор. В Курской области началось его церковное служение в сане диакона, а затем священника (пресвитера). В 1984 г. он был пострижен в монашество с именем Зиновий в честь священномученика Зиновия, епископа Егейского. В 1988 г. был возведен в сан игумена, в 1999 г. - в сан архимандрита.
Служение пастыря владыка всегда совмещал работой ученого. С сентября 1998 г. он занимал должность декана факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета, участвовал в разработке целевых региональных программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в разработке комплекта учебно-методических пособий по основам православной культуры. Владыка защитил диссертацию «Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, имеет ученые звания доцента по кафедре религиоведения, звание члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. владыка был избран епископом Элистинским и Калмыцким. В 2014 г. возведен в сан архиепископа. С 2014 г. владыка Зиновий - глава Мордовской митрополии.
Ваши Высокопреподобия и Преподобия, всечестные отцы, матушки игумении, дорогие братья и сестры! Дорогие жители Мордовии! Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова и новым 2017 годом!
Около двух тысяч лет назад в Вифлееме от Девы Марии рождается Младенец, Спаситель мира – одновременно и Сын Человеческий и Сын Божий. Его рождения ожидало все человечество того времени. Он пришел в мир для того, чтобы вернуть человечеству утраченное достоинство полноты общения человека и Бога, чтобы по благодати духовно преобразить людей, вернуть им возможность уподобиться своему Творцу и тем самым усыновить человека, чтобы люди
вновь называли Бога своим Отцом.
Его пришествие в мир было провозвещено многими пророками. Но их голос в различные исторические периоды был едва слышен в общем гуле греховной жизни и распущенности. Бог изначально наделил человека свободой, без которой невозможно действие любви в человеческом сердце, поэтому для восстановления людей в Боге необходимо было проявление стремления человека ко спасению. Бог не спасает человека без его изволения. Но своих собственных сил вернуть «утраченный рай» у человека не хватало, и он погряз на многие тысячелетия в своей самости и грехах.
В какой-то момент своей истории человечество начало испытывать великую жажду в восстановлении утраченного союза со своим Создателем. Во многих народах великие мудрецы и философы рассуждали о всеобщности нравственной жизни, о первопричинах бытия, задавали вопросы – кто есть человек в этом мире и для чего? Но найти ответы на эти вопросы без помощи Божией было невозможно. К моменту пришествия Христа – Мессии в мир ожидание Его было всеобщим, особенно в еврейском народе, где почти каждая женщина мечтала стать той, через которую это произойдёт.
И вот, наконец, происходит величайший акт любви Божией к своему творению! В мир приходит Воплощённый Сын Божий, который Своей безграничной любовью приносит людям долгожданное спасение! Рождество Христово являет миру неизреченную Божественную любовь от тихой Вифлеемской ночи, от всецело мессианской земной жизни Иисуса Христа, до полной Его победы над злом на Кресте, до возвращения человеку гражданства в Царствии Небесном! Жизнь Иисуса Христа, Бога явленного во плоти во всей полноте явила человеку откровение о том, что «Бог есть любовь» (Ин. 4, 8). А это означает, что полностью изменяется вся концепция жизни человечества, потому что на любовь можно отвечать только благодарной любовью. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов о Воплощении Сына Божия сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Безграничная любовь Иисуса Христа ярко проявлялась ко всем без исключения – и к больным страдальцам, и ко грешникам, которых Он пришел спасти, и к гонителям, и к тем, кто Его истязал и распинал. Он Своей неизреченной любовью призвал всё человечество победить всякую вражду и внутри сердца и в окружающей жизни. Ибо всякая вражда от зла происходит, а зло побеждается только любовью. Христос Своей всепобеждающей любовью принёс понимание того, что каждый человек, пусть и обезображенный грехом, есть чадо Божие, а значит, мы перед Ним все являемся братьями и сестрами.
Это новая философия жизни. И если кто-то в этом мире несёт зло и смерть, то необходимо не отвечать подобным злом, но стойко противостоять ему, защищая добро.
Праздник Рождества Христова, который мы с вами сегодня встречаем, это начало всех благ и подаяние милостей Божиих в деле спасения человеческого рода. Спаситель приходит в этот мир,
в пучину зла и страданий беспомощным Младенцем, чтобы затем возвестить человечеству о возвращении в Отчий Дом, где вечно царствуют добро и правда. Там у нашего Отца Небесного приготовлены «обители многи» (Иоан., 14:2) для тех, кто пожелает войти и обитать в них.
Таким образом, праздник Рождества Христова — начало и основа всех праздников христиан. Суть христианской веры и заключается в том, что Бог явился к нам во плоти для того, чтобы нас спасти. Спасение же человека осуществляется в преображении по Образу Создавшего его.
«Для этого Он создаёт Церковь Свою святую, в которой святыми таинствами освящается всякий человек, приходящий к Нему. О Ней Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), пообещав: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20)». Господь вошел в мир, стал жить жизнью Своего высшего творения-человека, ради спасения этого человека от насилия диавольского – через соединение с Самим Собой, Богом-Творцом, через Свою жертву, через «истинные пищу и питие» (ср. Иоан., 6:55) – Свои Тело и Кровь. Ветхозаветный период давал лишь туманные очертания, тени Откровения Нового Завета – только в свете Евангелия Христова «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф., 4:16). Этот свет, изводящий из тени смерти в радость вечной жизни, воссиял для всех — для живых и мертвых, для древних и новых, ибо «у Бога все живы» (ср. Лук., 20:38), в Боге нет смерти. Поэтому и тянутся наше сердце, наша душа и наш ум к Источнику нашего спасения и жизнеподателю Богу, Который как солнце обогревает и добрых, и злых Своих чад.
Дорогие отцы, братья и сестры! Ныне радость Рождественской ночи наполняет наши сердца! Я вновь и вновь поздравляю всех вас с Праздником Рождества Христова и Новолетием благости Божией! Пусть в Новом году возгорится в сердце каждого из вас пламенеющая «яко огнь» любовь к Богу и нашим ближним, дабы всем нам единомысленно, достойно и праведно славить Бога и каждодневно приносить достойные добрые плоды!
Призываю на ваши труды, на дальнейшую вашу жизнь благословение Божие, которое да пребывает со всеми вами! Да хранит вас Господь!
С любовью во Христе Родившемся,
Глава Мордовской Митрополии
Зиновий
Митрополит Саранский и Мордовский
Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский
(Корзинкин Анатолий Алексеевич)
8 февраля 1991 г. – архиерейская хиротония первого правящего архиерея Мордовии – епископа (ныне митрополита) Саранского и Мордовского Варсонофия.
Создание Саранской и Мордовской епархии было утверждено решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года.
17 февраля 1999 года , как религиозный орган, была перерегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации, свидетельство № 422.
Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской АССР.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Св. Синода от 30 января 1991 года архимандриту Варсонофию (Судакову), клирику Пензенской епархии было определено быть епископом Саранским и Мордовским .
В Богоявленском патриаршем соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями 7 февраля 1991 года было совершено наречение, а 8 февраля хиротония архимандрита Варсонофия в первого епископа вновь образованной епархии.
Несмотря на многочисленные трудности, епархия с первых месяцев постаралась наладить полноценную жизнь.
С апреля 1991 г. стала выходить газета «Саранские епархиальные ведомости».
7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова . Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей – Чуфаровскую Свято-Троицкую, Краснослободскую Спасо-Преображенскую, Макаровскую Иоанно-Богословскую.
К пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей: к первым мужским присоединились Казанская Ключевская пустынь, Кимляйский Александро-Невский монастырь и две женские обители – Пайгармская Параскево-Вознесенская и Куриловская Свято-Тихвинская. В следующее пятилетие открылись еще несколько монастырей: женские – Инсарский Свято-Ольгинский, Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский, Ковыляевский Свято-Троицкий и два мужских – Дракинский Покровский и Журавкинский «Живоносного источника».
Появились первые опыты храмоздательства.
Значительно вырос и клир. К 2000 г. в епархии уже числилось 325 священно- и церковнослужителей, из которых русских – 223 чел., мокши и эрзи – 83 чел.
В 1998 г. состоялся первый выпуск Саранского Духовного Училища, организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. Многие воспитанники училища успешно продолжили свое образование в семинариях или уже приняли священный сан.
30 мая 2011 г. решением Священного Синода в пределах Атюрьевского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Краснослободского, Старошайговского, Темниковского, Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия образована Краснослободская епархия .
Правящий архиерей – епископ Краснослободский и Темниковский Климент.
В пределах Ардатовского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Дубенского и Чамзинского районов Республики Мордовия, образована Ардатовская епархия. Правящий архиерей – епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин .
В состав Саранской епархии входят Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Лямбирский, Рузаевский и Ромодановский районы, Саранский городской округ.
С 19 марта 2014 г. правящий архиерей – Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны