Мир природы в средней группе занятие. По экологии
Программные задачи:
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Образовательные:
Учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы
(дождь, ветер, гром);
Дать элементарные сведения о профессии синоптика;
Учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-
Следственные связи;
Закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;
Продолжать знакомить детей с явлениями природы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательные способности детей;
Развивать наблюдательность, любознательность, мышление;
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь, умение правильно строить предложение,
Совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого
Произношения звуков и слов, правильной постановки ударений.
Работа со словарем:
Ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания: листопад,
Природные явления, народные приметы;
Ввести в пассивный словарь слова и словосочетания: метеоролог, синоптик
Гидрометцентра
Материалы и оборудование:
Тазики с водой, поролоновые губки;
Конфетти, барабан, мяч; игрушечное солнце;
Иллюстрации с явлениями природы;
DVD «Времена года».
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями;
Чтение художественных произведений;
Отгадывание загадок;
Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о чудесах, которые дарит
Нам природа. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна
Эти изменения погоды
Дарят нам ………………(явления природы).
Воспитатель: Правильно отгадали. Что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте.
(Дети берут конфетти и дуют на него).
Ответы детей: (конфетти разлетятся в разные стороны).
Воспитатель: Что это вам напоминает?
Ответы детей (как будто идет снег и ветер дует).
Воспитатель: (ударяет в барабан) Что напоминает вам этот звук?
Ответы детей: (раскаты грома).
Воспитатель: Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем.
Слышите звуки? С чем их можно сравнить?
Ответы детей: (с дождем).
Воспитатель: С чем можно сравнить все то, что мы только видели и слышали?
Ответы детей: (с явлениями природы).
Воспитатель: Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы, а кто отгадает, будет показывать иллюстрации с правильным ответом.
Загадки.
Меня ждали
Меня звали
Показался – убежали (дождь)
Не снег и не лед
А серебром деревья уберет (иней)
Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина (туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (роса)
На всех садится
Никого не боится (снег)
Цветное коромысло
Над рекою повисло (радуга)
Нашумела, нагремела
Все промыла и ушла
И сады и огороды
Всей округи полила (гроза)
Рассыпался горох
На тысячу дорог (град)
Звенит хрустальным бубенцом
Сбегая с крыши над крыльцом
Журчит, звенит, поет
Она ломает снег и лед (капель)
Без рук, без ног,
А двери отворяет (ветер)
Дети отгадывают загадки и показывают иллюстрации с явлениями природы.
Воспитатель: Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать росу, туман, радугу, град?
Ответы детей: (летом).
Воспитатель: А когда можно увидеть снег, вьюгу?
Ответы детей: (зимой).
Воспитатель: А капель когда бывает?
Ответы детей: (весной).
Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас у нас время года?
Ответ детей: (Осень)
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?
Ответы детей: (дождь, ветер, листопад).
Воспитатель: Молодцы, правильно отвечаете. Давайте мы с вами превратимся в дождик.
Проводится физкультминутка «Дождик».
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим фильм об одном из осенних явлений природы. Садитесь на стульчики и внимательно смотрите.
(Просмотр диска «Время года», «Листопад»).
Воспитатель: Внимательно смотрели? О каком осеннем явлении вы посмотрели фильм?
Ответы детей: (о листопаде).
Воспитатель: Почему деревья сбрасывают листву?
Ответы детей: Деревья перестают питать листья, они теряют свою окраску, и деревья сбрасывают листву, готовясь к зиме.
Воспитатель: Многие явления природы (дождь, ветер, град, вьюга и т.д.)
Влияют на состояние погоды. Дети, а вы знаете, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Ученых, которые изучают погодные явления, называют метеорологами. Для составления прогнозов погоды они пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды. По фотографиям метеорологи определяют, где будет холодно, а где тепло, какой ветер, где будет снег, дождь, и т.д. Скажите мне, а как можно еще предугадать погодные явления?
Ответы детей: (по народным приметам).
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Предскажи погоду».
Проводится игра – «Предскажи погоду».
Воспитатель называет примету, а дети предсказывают погоду.
Приметы:
Солнце садится за тучу – (жди ненастья)
Яркий закат солнца – (день будет жарким)
Ласточки низко летают – (к дождю)
Много мошкары вечером – (к теплой погоде)
Муравьи прячутся в муравейнике – (к дождю)
Одуванчики днем закрываются – (к дождю)
Ласточки летают высоко – (дождя не будет)
Много рябины – (осень дождливая)
Звездное небо – (к похолоданию)
Прыгает лягушка по земле – (к дождю)
Дым из трубы кверху поднимается – (мороз ожидается)
Много желудей на дубу – (к лютой зиме)
Собака по земле катается – (дождик ожидается)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа – фокусница. Она дарит нам свои чудеса. Это – солнце, дождь, снег, радуга, вьюга, капель, роса. А скажите, какие чудеса нам природа подарила сегодня?
Ответы детей: (дождь, ветер, и т.д.).
Воспитатель: Вы сегодня узнали, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Еще погоду можно определить, ориентируясь на народные приметы. Вы сегодня слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер. Вы так хорошо справились с заданиями, что выглянуло солнышко, которое принесло нам свой свет и тепло. Наше солнышко не простое, а с сюрпризом. Что у него внутри? Медальки – шоколадки! На что они похожи?
Ответы детей: (на маленькие солнышки).
Воспитатель: Какие замечательные подарки принесло солнышко!
Я желаю, чтобы оно всегда вам ярко светило, и вы были здоровыми и счастливыми.
Вера Головина
Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края»
Программное содержание :
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» ,
«Безопасность»
Расширить знания детей о природе родном крае .
Закрепить правилами поведения на природе .
Пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы , воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Развивать познавательный интерес к природе родного края .
Уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов.
Продолжать работу над формированием связной речи детей.
Закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Ход занятий:
Воспитатель : Посмотрите, к нам на занятие пришли гости .
Мы рады видеть вас на нашем занятии .
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнёмся.
(Ребята встают в круг, держась за руки)
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - в волшебный мир природы . В любое время года природа радует нас своей красотой.
Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.
Мы в этом жилище – гости. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Правила поведения :
Правило 1.
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни : в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.
Правило 2.
Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон. Помни : крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.
Правило3.
Не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой! Помни : сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян.
Правило 4.
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения .
Правило 5.
Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни : это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом .
Правило 6.
Не разжигай в лесу костер! Помни : на земле после костра пять лет не сможет расти трава.
Воспитатель :- Давайте же будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом! Беречь и любить всё живое!
Чтобы нам попасть с лес, мы должны перейти через речку.
А через речку лежит мостик.
Дети переходят через мостик и попадают в лес.
(Воспитатель находить письмо и читает его)
Здесь лежит приглашение :
Воспитатель :- Интересно, кто же это нам отправил?
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
Воспитатель :- Наш край богат озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья лиственные растут у нас?
Дети : черёмуха, рябина, берёза….
Воспитатель : Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.
Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Воспитатель : А ещё есть хвойные деревья.
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
(Дети : У хвойных деревьев - хвоя, у лиственных - листья.)
Воспитатель : Давайте вспомним. Какие хвойные деревья вы знаете?
(Ель, пихта, сосна)
Воспитатель : Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка шишки и называют с какого они дерева.
Воспитатель : Природа - наш настоящий верный друг.
- Природа - бесценный дар для человека. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с природой . А беречь и охранять природу - значит охранять Родину, свой родной край , в котором мы живём.
Физкультминутка.
Вы наверное устали,
Ну тогда все вместе встали,
Ножками потопали
Ручками похлопали
Глазки крепко закрываем, открываем
А потом вперед шагаем.
Ребята, за лесными дарами в лес приходят люди, а еще грибы и ягоды любят лесные звери и птицы. Какие животные живут в нашем лесу? (Дикие животные)
Назовите их и покажите.
(Звучит аудио - запись с пением птиц)
Сюрпризный момент.
Воспитатель : (Появляется воздушный шарик с письмом) Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Да здесь письмо! Оказывается дедушка - лесник приглашает нас к себе в гости. А вы знаете, кто такой лесник?
Дети : Нет
Воспитатель : Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы.
Воспитатель : А где он живет?
Дети : В домике.
Воспитатель : А как называется его домик? (сторожка)
(Из домика появляется лесник)
Лесник : Здравствуйте ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их.
А теперь, посмотрите. К нам прилетели птицы. Назовите, каких птиц вы знаете?
(Слайды) (Дети называют птиц) .
Лесник предлагает поиграть с детьми в игру " Голуби и ястреб".
На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас : "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей.
Лесник : Молодцы всё знаете, а я вас хочу угостить. Вот вам сундучек с угощением. А мне пора до свидания детвора.
(Воспитатель раздаёт подарки детям)
Итог занятия .
А сейчас наше занятия подошло к концу и нам всем пора возвращаться в детский сад.
Публикации по теме:
Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.
Игра-путешествие «Живая природа родного края» Цель: Закрепление знаний о живой природе: растениях, насекомых, животных, птицах Приморского края. Развитие наблюдательности, внимания,.
Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.
Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.
Тема: «Природа - наш общий дом!»
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей – с 4 до 5 лет.
Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03
Цель проекта.
Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта :
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
расширять представления детей о лесе и его обитателях;
учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Актуальность:
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Сроки реализации:
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Умение называть зимние природные явления,
Знания, как и где, зимуют животные и птицы.
Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;
Знания детей о лесе и его обитателях;
Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
Умение рассказывать по картине.
Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.
Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.
Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.
Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 этап – поисковый-
2 этап - аналитический: 16.01-22.01
Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
3 этап – практический : 23.01-28.02
Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.
4 этап–презентационный : Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании. 01.03
Организационные формы работы над проектом:
Взаимодействие с родителями
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Памятка «Природа и дети».
Совместное творчество детей и родителей.
- Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Калининградской области»
Продукт проектной деятельности
Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги Калининградской области»
Выпуск буклетов «Природа и мы»
Стенд «Природа нашего края зимой».
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.
Познавательное развитие
Наблюдение:
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Труд в природе:
Подкормка птиц.
Уборка мусора.
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Как снег становится водой.
Презентации:
«Дикие животные»
«Зимующие птицы »
«Домашние животные зимой»
«Животные и растения Красной книги».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.
Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные зимой».
Дидактические игры:
«Домашние животные»
«Времена года»
«Кто, что ест?»
«В мире животных»
«Что к чему и почему?»
«Кто, где живет?»
«Чей домик?»
«Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры : «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
: «Зимний лес», «В зимнем парке».
«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,
Успенский «Птицы»
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О природе.
О диких животных.
О птицах.
О домашних животных.
О деревьях и растениях.
Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».
Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха», «Кормушки для птиц».
Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие
Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Эстафета «Собери мусор».
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«По снежному лабиринту».
«Береза»
«На водопой»;
Пальчиковые игры:
«Сорока».
«Снежок»
«Падал снег на порог»
«Березка»
«Птички»;
«Медведь в берлоге»;
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
Этапы реализации проекта
I этап. Поисковый (подготовительный)
Разработка проекта «Природа – наш общий дом»
Изучить литературу по теме
Подобрать материал для развития творчества детей
II этап Аналитический
Составить план реализации проекта.
III Практический (основной)
Проектная карта
1 неделя «Природа - наш общий дом» 23.01-29.01
Познавательное развитие | Наблюдения: | |
Труд в природе: | Подкормка птиц. Уборка мусора. |
|
Экспериментальная деятельность: | Сравнение еловых и сосновых шишек |
|
«Значение воды в жизни всего живого» Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях. |
||
Презентации: | «Природа Калининградской области». |
|
Социально-коммуникативное развитие. | «Что такое природа», «Правила поведения в природе», |
|
Дидактические игры: | «Большие и маленькие» «Животные мира» |
|
Сюжетно-ролевые игры : | «Зоопарк», «Птичий двор» |
|
Речевое развитие | Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Зимняя сказка», |
Загадывание загадок: | о природе |
|
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Берегите природу» |
аппликация/конструирование | ||
Физическое развитие | Подвижные игры | Эстафета «Собери мусор» «Пустое место» |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». |
|
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» |
|
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; |
2 неделя «Зимний лес и его обитатели» 30.01-05.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Презентации: | «Дикие животные» |
|
Экспериментальная деятельность: | Сравнение веточек сосны и ели. |
|
Труд в природе: | Подкормка птиц. Уборка мусора. |
|
Презентации: | «Животные Калининградской области» |
|
Социально-коммуникативное развитие. | «Зимний лес и его обитатели», |
|
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» |
|
Сюжетно-ролевые игры: | «Зоопарк», «Птичий двор» |
|
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин | «Зимний лес», |
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». |
|
Загадывание загадок: | О диких животных. |
|
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Дикие животные», |
«Животные леса» |
||
Физическое развитие | Подвижные игры | |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». |
|
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» |
|
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», |
3 неделя «Зимующие птицы» 6-12.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Экспериментальная деятельность: | Как снег становится водой |
|
Труд в природе: | Подкормка птиц. Уборка мусора. |
|
Презентации: | «Зимующие птицы Калининградской области» |
|
Социально-коммуникативное развитие. | «Зимующие птицы» |
|
Дидактические игры: | «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» |
|
Сюжетно-ролевые игры: | «Зоопарк», «Птичий двор» |
|
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин | «В зимнем парке». |
Чтение сказок, рассказов, стихотворений | «Гуси-лебеди» Успенский «Птицы» А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Бианки «Лесной хор». |
|
Загадывание загадок: | ||
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Утка и лебедь» |
Аппликация/конструирование | «Кормушки для птиц». |
|
Физическое развитие | Подвижные игры | |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». |
|
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» |
|
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
4 неделя «Домашние животные зимой» 13-19.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Презентации: | «Домашние животные зимой» |
|
Труд в природе: | Подкормка птиц. Уборка мусора. |
|
Социально-коммуникативное развитие. | «Домашние животные зимой» |
|
Пальчиковые игры: | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
|
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» |
|
Сюжетно-ролевые игры : | «Зоопарк», «Птичий двор» |
|
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин | «Домашние животные» |
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Кот и лиса» В. Бианки «Лесной хор». |
|
Загадывание загадок: | О домашних животных. |
|
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Домашние животные», |
аппликация: | «Домашние животные», |
|
Физическое развитие | Подвижные игры | |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». |
|
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» |
|
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
5 неделя «Животные, птицы и растения, занесенные в Красную книгу» 20-28.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
НОД (Открытое занятие) | «Животные и растения Красной книги Калининградской области». |
|
Труд в природе: | Подкормка птиц. Уборка мусора. |
|
Презентации: | «Красная книга Калининградской области: животные, рыбы, растения» «Красная книга России» |
|
Социально-коммуникативное развитие. | «Что такое «Красная книга»» |
|
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» |
|
Сюжетно-ролевые игры: | «Как зовут тебя деревце?» |
|
Речевое развитие | Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Зимовье зверей», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата» |
Загадывание загадок: | О деревьях и растениях. |
|
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Берегите животных» |
аппликация: | «Черепаха», |
|
Физическое развитие | Подвижные игры | |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». |
|
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» |
|
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
IV этап презентационный
Мероприятие с детьми
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа- наш общий дом»;
2. Изготовление Красной книги.
3. Выпуск буклетов «Природа и мы»
4.Стенд «Мы и природа».
5. Картотека гимнастики для глаз «Животные и мы»
Приложение
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,
К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,
- Кто там? Нас по голосу узнает.
- ……..(Саша)
- Зачем пришёл?
- Побежали вперегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-
Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан. Да копыта быстрые.
Роет землю у реки, Головой качая, он
Точит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
Березка
Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»
Цели:
Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
Надо охранять и беречь природу.
Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Дидактическая игра экологического содержания
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»
Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
Почему надо подкармливать птиц зимой?
От чего птицам так тяжело приходится зимой?
Чем бы вы стали подкармливать птиц?
Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа :
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Проект для дошкольников 4-5 лет "Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста"
Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Тема проекта «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:Беседы на темы:
«Что такое природа?»
«Деревья нашего края».
По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
«О правилах поведения на природе».
«Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие животные».
С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О птицах.
О диких животных.
О деревьях.
О природе.
Словотворчество:
«Сказки о лесе».
«Небылицы о природе».
Дидактические игры:
«Природа – не природа».
«Кто в домике живет?».
«Найди перелетных и зимующих птиц».
«Найди по описанию».
«Найди, кого назову».
«Опиши, а мы отгадаем».
«Кого не стало?».
«Чьи следы».
«Назови ласково».
«Кто где?».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
«Воробьи»;
«Птички»;
«Кто спит зимой?»;
«Осенние листья»;
«Дикие животные»;
«Осень»;
«Зима».
«Зайка».
«Сорока».
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Елка»;
«Медвежонок»;
«Зайка».
«Дикие животные».
Игровые упражнения:
«Чему человек научился у птиц?».
«Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
«Лес шумит».
«Хочу быть птичкой».
«Кто живет в лесу?».
«Дикие животные».
«Птички».
Наблюдения:
За сезонными явлениями.
За деревьями.
За птицами.
«Чьи следы?».
Труд в природе:
Установка кормушек.
Подкормка птиц.
Уборка мусора.
Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?».
«На лесной опушке».
«Чудесное превращение».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы».
«Белка».
Эстафета «Собери мусор».
«Охотники и утки».
Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Творческая деятельность:
Конструирование «Кормушки для птиц».
Рисование «Берегите природу».
Рисование «Деревья нашего участка».
Конструирование «Хвойный лес».
Лепка «Животные в лесу».
Конструирование «Береза».
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Сравнение веточек сосны и ели.
Рассматривание семян деревьев.
Посадка семян сосны, ели, березы, клена.
Оформление экологического панно:
«Природа нашего края».
«В осеннем лесу».
Музыкальные презентации:
«Природа нашего края».
«А по берегам реки Агидель».
«Природа Башкортостана».
«Правила поведения на природе».
«Народные приметы».
Экологическое развлечение
«Лесная прогулка».
Взаимодействие с семьей:
Совместное изготовление родителей и детей макета «Природа».
Оформление выставки «Природа Башкортостана».
Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края.
Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что работая над проектом
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»
Цели:Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
- Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)
- Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
- Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)
- А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)
- По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.
- Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
- А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт (иней).
Трудовая деятельность.
Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Подвижная игра: «Листопад».
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель : привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Непосредственная образовательная деятельность по экологии в средней группе на тему: «КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»
Задачи:Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)
Дидактическая игра экологического содержания «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель игры:Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»
Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.
Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!
Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
Педагогический проект для детей средней группы в детском саду. В гостях у сказки
Елена Сонина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа) Тема: «Мы - друзья природы»
Программное содержание :
Закрепляющие задачи : закрепить знания детей о деревьях, диких животных; об овощах и фруктах. Формировать умение узнавать насекомых по некоторым признакам. Расширять кругозор детей.
Обучающие задачи : развивать психические процессы детей : внимание,память, мышление. Способствовать развитию связной речи. Учить отвечатьполным ответом на поставленный вопрос.
Воспитательные задачи : воспитывать чувство любви к окружающему миру , бережное отношение к обитателям живой природы . Создавать эмоционально положительное настроение.
Словарная работа : насекомые, дикие животные, домашние животные.
Ход занятия:
Собрались все дети тут
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбнемся и гостям
И конечно всем друзьям !
1) И с хорошим настроением начнём наше задание. Отгадайте – ка загадку!
А какие деревья вы знаете?)
А это что за дерево (Береза)
Чем оно отличается от других деревьев? (Белый, гладкий с черными черточками)
Для чего нужны черточки? (Она через них дышит)
А как они называются? (Чечевички)
Ветки тонкие, есть листочки сережки. Сережки – это семена, они созревают осенью.
2)А теперь на полянку мы пойдем.
И зверей мы там найдем.
Вы в руки их возьмите,
Внимательно на них поглядите
И по своим местам разложите.
(Дикие и Домашние животные)
3) Около дома сад и огород.
Что же в них у нас растет?
(Разделить овощи и фрукты)
4) –А когда мы все сажаем? (весной)
А когда все созревает? (летом)
А когда все собираем (осенью)
А на что все запасаем? (на зиму)
(показать картинки с временами года)
5) А сейчас игра на внимание «Найди лишнее»
Стол, стул,кровать, мяч;
Пальто, шапка, кофта, конфета;
Роза, тюльпан, ромашка, дерево;
Морковь, картошка, лук,банан;
Заяц, медведь, лиса, пчела;
А почему пчела лишняя? (насекомое)
6) В пчелок быстро превратились
И на полянке покружились ,
Покружились , полетели
И на стульчики все сели (Все сели)
Пчелка полетела и в свой домик села.
Как называется он? (улей)
Чем полезна пчела для человека? (медом)
Где она собирает мед?
А каких насекомых вы знаете еще? (комар, муха, таракан и др)
А это что? (Божья коровка)
Посмотрите, как их много. Возьмите их к себе на ручки и загадайте желание. Вот и я возьму и расскажу всем свое желание. Я хочу, чтобы вы все росли здоровыми, послушными.
3) Итог :
Понравилось всем занятие ?
Чем понравилось?
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Прогулка в лес» (средняя группа) Тема: «Прогулка в лес.» Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе,его разнообразии. Задачи: - образовательные - расширять.
Конспект занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Тайны природы» «Тайны природы» Цель: воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. Образовательные.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Искусственный мир вокруг нас» (Средняя группа) Цель: Ознакомление детей с разнообразием материалов, из которых выполнены предметы окружающего мира. Задачи: 1. Расширить представление.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повар-кондитер» (средняя группа) Цель: познакомить детей с профессией повара -кондитера. с его профессиональными действиями. Задачи образовательные: расширить представления.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы нашего края» (средняя группа) Программные задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь, дятел,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в лес» (средняя группа) Тема: «Прогулка в лес» Цель: Воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей, к животному и растительному миру. Закреплять знания.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Быт и традиции ненецкого народа» (средняя группа) Программное содержание: 1. Познакомить детей с традициями ненецкого народа. Уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме. Познакомить.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны