Миг сергею рыбникову. Люди и поступки
5 декабря в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского скончался летчик-испытатель Сергей Рыбников, бывший курсант Барнаульского летного училища. Днем ранее он с напарником выполнял испытательный полет самолета МиГ-29КУБ в Подмосковье, во время которого машина потерпела крушение. Сергей катапультировался слишком поздно - до последнего уводил самолет от жилых домов…
«Серёга был идейный»
Самолет упал в нескольких метрах от школы и соседнего дома, никто на земле не пострадал. Коллега Сергея благополучно приземлился, а вот самому Сереже не повезло.
О Сергее Рыбникове и Вадиме Селиванове писали в Интернете, показывали в новостях по телевидению. А между тем Сергей с 1995 по 1998 год учился в Барнаульском высшем авиационном училище летчиков. А его жена Юлия - рубцовчанка. В Барнауле они и познакомились 17 лет назад.
«Он был такой обаятельный, такой умный, такой классный, в него невозможно было не влюбиться, - рассказывает Юлия. - Мы встретились случайно на дискотеке в училище, потом он нашел меня, пригласил погулять, мы прошли пешком полгорода, проболтали часа три или четыре. Я всегда думала, что ни в коем случае не пойду замуж за военного, но с судьбой не поспоришь».
Молодые люди поженились и… расстались на два года: Юля оканчивала филфак АлтГУ, а Сергей после расформирования училища в Барнауле уехал продолжать учебу в Армавирский военный авиационный институт.
Сокурсники Сергея в Барнауле вспоминают:
Серёга был идейный. В училище тогда поступали по разным причинам: кто армию отслужить и перевестись в какой-нибудь политех, кто из армии сбежал и думал, что здесь будет легче, кто-то совсем случайно. А Серёга всегда знал, что хочет.
«На курсе были отличники кроме Серёги, но вот я лично никогда не видел, чтобы он готовился к занятиям. Остальные учили, зубрили, а Серёга на лекциях послушал, на практике закрепил, и все, - рассказывает близкий друг Сережи Евгений Ленчик. - Бывало, конечно, и хулиганили, - с улыбкой вспоминает Евгений. - Помню один случай. В 1996 году за нашим курсом была закреплена центральная дорога - от КПП вдоль учебного отдела к плацу. Дело было зимой, снега было много. И надо же было такому случиться, на этой дороге один из батальонных командиров оставил свой старенький гэдээровский микроавтобус. Мы вышли на уборку территории, а в это время мимо проходил генерал-майор Максимов, начальник училища. Увидев автомобиль, он поинтересовался, что здесь делает это аэродинамическое убожество, и приказал убрать. Приказы не обсуждаются. И мы закопали автомобиль в снег, выровняли кантики - в общем, получился из этого микроавтобуса отличный армейский гробик. Так этот взводный потерял свое авто, а потом сам его раскапывал. И Серега в этом безобразии принимал непосредственное участие».
После учебы в Армавире отличника Рыбникова назначили на службу в боевой авиаполк в Ленинградской области, а в 2002 году он стал летчиком-испытателем Российской самолётостроительной корпорации «МиГ».
Нескончаемая энергия била ключом, напоминая ураган, который и сам стремительно куда-то несся, и закруживал всех вокруг. Казалось, что Сергей торопится жить. Юлина мама, Валентина Николаевна Шмелева, вспоминает: «Практически никогда мы его не видели лежащим на диване у телевизора. Когда приезжали с Юлей и детьми к нам в Рубцовск в гости, разработали очень плотный график, за две недели посетили Саввушку, Белое озеро, озеро Горькое, Яровое, Колыванское, взобрались на гору Синюху с двумя дочками, которых Сережа периодически нес на руках. Мы с мужем ежегодно гостили в Луховицах и Раменском. Сережа не мог сидеть на месте, его жажда жизни и деятельности была неисчерпаема. Сильный, надежный, ответственный, с чувством юмора. Его друг удивлялся: «Надо же, как ты свою тещу любишь - на море ее возишь, а я свою только в поликлинику!»
С горящим двигателем
«Он заботился обо мне, скрывал, насколько опасной была его работа, как часто ему приходилось рисковать жизнью. Мне говорил, что не делает ничего особенного, что просто полеты, просто рутина. В 2004 году в городе Луховицы они с коллегой приземлились с горящим двигателем, об этом случае я узнала лишь через год или два, когда его представили к награде, - рассказывает Юлия. - Коллеги его любили и ценили, он всегда стремился делать все на «отлично». В полетах добывал всю необходимую информацию, потом вместе с инженерами разбирал ее в подробностях, у него постоянно были вопросы и замечания, он стремился учиться, с огромным уважением относился к профессионалам, к тем, кто горел своим делом так же, как он.
Я всегда надеялась, что с ним ничего не случится. В тот день он, как обычно, ушел на работу, вечером собирался в бассейн, на выходные было много планов… Но, зная его, я все же не сомневалась, что в критической ситуации он будет думать сначала о тех, кто на земле, потом о машине, а уж в последнюю очередь о себе».
Так и вышло. В ходе выполнения задания на заключительном этапе полета что-то не заладилось, самолету не хватало высоты для выхода. Командир экипажа Рыбников принял решение катапультироваться. Первым покинул самолет напарник, а Сергей, уводя самолет, выбросился вторым…
Уберёг сотни жизней
4 декабря в состоянии клинической смерти с тяжелейшими травмами его доставили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, где на следующий день он скончался, так и не приходя в сознание. Его жена была на месте крушения в деревне Чемодурово Воскресенского района Московской области, разговаривала с очевидцами. «У меня волосы на голове шевелились от ужаса, казалось, что он просто не мог уйти от судьбы, - говорит Юля. - Со слов местных жителей, Сергей буквально уложил самолет между школьным двором и соседним домом. Так аккуратно упал, что вообще ничего не задел, ни один забор не завалился. Множество людей писали мне в соцсетях слова поддержки и благодарности. И на страничке мужа тоже:
«Эта ужасная трагедия произошла в моей деревне. Ваш муж - Герой с большой буквы! Ценой своей жизни он спас и уберег жизни сотни жителей и детей…»
«Спасибо Сергею! Ценой своей жизни он спас детей в нашей школе. Настоящий русский офицер! Вытянул машину до конца! Родные и близкие, примите искренние соболезнования».
Сергея Рыбникова похоронили 8 декабря на мемориальном кладбище в городе Жуковском с почестями, как героя.
Об этом когда-нибудь мама расскажет младшей дочери Пелагее, которой сейчас нет еще и полугода. А также о том, каким папа был честным, энергичным, увлеченным человеком, волшебным образом совмещал работу, дом, детей, хобби. «Очень грустно, что младшая не вспомнит папу, а он ее так ждал, так любил», - говорит Юля.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ Рыбников Юрий Степанович с коллегами. Дружеская беседа 31.05.2015
Субтитры
Биография
Родился 15 июля 1978 года, в семье военного лётчика, в городе Шверин (нем. Schwerin ), ГДР, в военном гарнизоне Западной группы войск.
В 1995 году, после окончания Возжаевской cредней школы, поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков (БВВАУЛ), а после его расформирования продолжил обучение в Армавирском военном авиационном институте (АВАИ, бывш. АВВАКУЛ ПВО имени маршала авиации П. С. Кутахова).
С отличием окончил училище в 2000 году по специальности «Командная тактическая авиации; эксплуатация воздушного транспорта», присуждена квалификация "инженер-пилот".
После окончания училища был направлен для прохождения службы в 67-й бомбардировочный авиаполк (фронтовые бомбардировщики Су-24М) 6-й армии ВВС и ПВО (аэродром базирования Сиверский Ленинградской области).
29 августа 2012 года выполнил первую посадку на палубу. Действуя в обстановке требующей от лётчика максимальной концентрации, принятия грамотного и обдуманного решения, произвёл всего 42 посадки на корабль, из них 7 ночных, проявив при этом профессионализм, мастерство, безупречную выдержку и силу характера. Испытания проходили в сложных метеорологических и гидрологических условиях Баренцева моря без предварительной лётной подготовки на наземном комплексе «НИТКА».
В 2014 году Сергей Викторович в качестве лётчика-инструктора активно участвовал в обучении строевых лётчиков ВМС Индии, выполнив более 20 посадок и взлётов на авианосец «Викрамадитья». Принимал участие в создании 303-й морской эскадрильи «Чёрные пантеры» (INAS 303 Black Panthers) на авиабазе «Ханса», Гоа , военно-морских сил Индии . 19 января 2014 года первый из индийских лётчиков осуществил первую самостоятельную посадку на палубу.
Гибель
4 декабря 2014 года, в 6 км севернее Воскресенска, в районе деревни Чемодурово , Воскресенского района Московской области, при выполнении испытательного полёта потерпел крушение самолёт МиГ-29КУБ , «Изделие 9-47», бортовой номер 204, принадлежавший РСК «МиГ».
Командиру экипажа, лётчику-испытателю Сергею Рыбникову и второму пилоту, лётчику-испытателю Вадиму Селиванову удалось катапультироваться, однако оба лётчика были травмированы и в тяжёлом состоянии госпитализированы.
5 декабря 2014 года, в реанимационном отделении НИИ имени Склифосовского, Сергей Рыбников скончался не приходя в сознание. Состояние Вадима Селиванова оценивалось как стабильно тяжёлое, без угрозы для жизни.
8 декабря 2014 года, состоялась церемония прощания. Лётчик-испытатель 1 класса Сергей Викторович Рыбников похоронен на Аллее Героев Быковского мемориального кладбища в подмосковном Жуковском .
«Потеря замечательного человека и талантливого лётчика-испытателя Сергея Рыбникова - это невосполнимая утрата для всей корпорации. Я выражаю самые глубокие соболезнования родным, близким и друзьям Сергея. Он прожил короткую, но достойную жизнь. Его имя навсегда останется в истории авиации и в нашей памяти».
Обстоятельства катастрофы
Целью полёта учебно-боевого самолёта МиГ-29КУБ с бортовым номером 204 была проверка машины на ограничения по параметрам.
В 11.53, во время заключительного этапа полёта, перед возвратом на точку с командиром воздушного судна была потеряна связь. Через три минуты самолёт вошёл в землю со скоростью примерно 900 км/час.
До этого момента всё шло в штатном режиме, согласно заданию. Аварийная ситуация развивалась стремительно. Экипаж не успел доложить руководителю полётов о её возникновении и о возможности покидания самолёта. Решение катапультироваться было принято без команды с земли.
По словам второго пилота, Вадима Селиванова, «Самолёт проверялся на ограничение по параметрам. Есть такая автоматическая система ОПР , вышли на нужные параметры и поняли, что высоты не хватает. Это был двадцатый, крайний, пункт выполнения задания. Выполнили и увидели, что не хватает высоты, чтобы выйти. Невписывание в режим. То есть самолёт выйти не сможет с этой высоты». Катапультирование не было автоматическим. Решение принял командир экипажа. Первым покинул самолёт Вадим Селиванов, Сергей Рыбников из передней кабины катапультировался вторым. «Возможно, именно поэтому Сергей пострадал больше, ему не хватило высоты», пояснил Вадим Селиванов. На вопрос, уводили ли самолёт от жилых домов, он ответил уверенно «Да, уводили».
По сообщениям очевидцев, машина шла в горизонте со снижением. Перед падением исчез гул двигателей, над деревьями был виден только один купол. После катапультирования машина сразу пошла носом вниз. Взрыва при столкновении с землёй не было, однако сила удара была такова, что на месте падения образовалась воронка, диаметром более 15 и глубиной около 5 метров.
Богдан Сергей Леонидович
Герой Российской Федерации (2011), Заслуженный лётчик-испытатель РФ.
Родился в городе Вольске Саратовской области. В том же году семья переехала в Воскресенск. После окончания средней школы Сергей поступил в Борисоглебское ВВАУЛ, которое окончил с отличием в 1983 году. До 1987 года служил в Ленинградском военном округе на самолётах Су-17, затем, до 1990 года – в Монголии. С выводом войск из этой страны, полк был передан в ВМФ и перебазирован в п. Гвардейское близ Симферополя (п/о-в Крым).
Ващук Юрий Михайлович
Герой Российской Федерации (2003 г.), заслуженный летчик-испытатель (2010 г.), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу.
Родился 12 июня 1963 года в г. Барнаул Алтайского края. Детские и школьные годы прошли в г. Нижневартовск Тюменской области, где в 1977 году закончил клуб юных летчиков. В 1982 году окончил Кинель-Черкасский авиационный центр ДОСААФ в звании «младший лейтенант».
Вотинцев Игорь Викторович
заместитель начальника лётной службы ОКБ Сухого, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации (1998). Заслуженный летчик-испытатель (1996). Мастер спорта РФ международного класса по самолетному спорту, начальник летной службы ОАО «ОКБ Сухого» (1997). Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1974).
Фролов Евгений Иванович
заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации (1994). Заслуженный летчик – испытатель РФ (1999). Мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту. В 1968 г. поступил в Белорусский политехнический институт и одновременно летал в Минском аэроклубе ДОСААФ. По окончании института в 1973-1982 гг. летчик-инструктор Минского аэроклуба, член сборной команды СССР по высшему пилотажу. Неоднократный призер и победитель чемпионатов СССР, Европы и Мира.
Арцебарский Тарас Анатольевич
лётчик-испытатель 1-го класса
Родился 3 декабря 1978 года в пгт. Покровское, Днепропетровской области. В 1995 году окончил среднюю школу им. Комарова Звёздного городка Московской области и поступил в Качинское ВВАУЛ (г. Волгоград). В связи с расформированием училища, был переведён в Армавирский ВАИ, диплом которого получил в 2000 году. С 2000 по 2005 год служил в 611 иап ВВС РФ (г. Бежецк, Тверской области). В октябре 2005 года уволился из рядов ВС с должности заместителя командира авиационной эскадрильи (Су-27). Военный лётчик 2-го класса, капитан.
Кондратьев Роман Валерьевич
заслуженный лётчик-испытатель
Родился в городе Ейске Краснодарского края.
В 1987 году после окончания Свердловского СВУ поступил в Ейское ВВАУЛ им. В.Комарова.
Выпускник ЕВВАУЛ по профилю ИБА 1991 года.
Костин Сергей Владимирович
Заслуженный летчик-испытатель РФ
Заслуженный летчик-испытатель РФ, мастер спорта РФ по высшему пилотажу.
Родился 8 марта 1971 года. В 1991 г. окончил Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР.
Чернышёв Сергей Александрович
лётчик-испытатель 1-го класса
Летчик - испытатель 1-го класса
Родился 6 февраля 1975 года в г. Камышин, Волгоградской области. Проходил обучение в общеобразовательных школах городов Ахтубинска и Ростова-на-Дону.
Шендрик Андрей Владимирович
лётчик-испытатель 1-го класса
Родился 14.05.81 в г. Львов, в семье военного штурмана, с 1984 по 1997 г. проживал в г. Ахтубинск, в 1996 г. семья переехала в Москву, после окончания средней школы в 1998 г. поступил в Качинское ВВАУЛ, которое впоследствии было переформировано в Краснодарский ВАИ.
Шендрик Владимир Георгиевич
заслуженный штурман-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации, заслуженный штурман – испытатель РФ.
Родился 1-го января 1954 года в городе Миассе, Челябинской области. Там же окончил 10 классов средней школы № 17. В 1971 году поступил в Челябинское Высшее Военное Авиационное Краснознаменное училище штурманов и в 1975 году, после окончания училища был направлен в Прикарпатский Военный Округ.
Маловечко Павел Николаевич
заслуженный штурман-испытатель
Родился в городе Моздок Северо-Осетинской ССР. После окончания средней школы №123 в городе Челябинске поступил в Челябинское ВВАУШ, которое окончил с отличием в 1981 году.
Поташов Валерий Серпионович
заместитель начальника летно-испытательной станции по летной службе, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель
Родился в поселке Урожайном Заводоуковского района Тюменской области. В 1966 году окончил среднюю школу. Занимался в Тюменском авиационном спортивном клубе, прыгал с парашютом, летал на планерах. 1967-1971 гг. - Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.
Шевчук Сергей Александрович
старший летчик-испытатель, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель
Родился в г. Татарске Новосибирской области. С 1973 года проживал в г. Новосибирске. В 1982 году после окончания средней школы поступил в Барнаульское ВВАУЛ. После окончания училища в 1986 году был направлен в строевую часть истребительно-бомбардировочной авиации в Дальневосточный военный округ. Летал на самолетах Су-17УМ3, Су-17М4, Су-24М.
Чукланов Дмитрий Игоревич
летчик-испытатель 1-го класса
Родился в поселке Баранчинский Свердловской области. В 1989 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца, которое окончил в 1989 году.
Золотарев Владимир Аркадьевич
помощник начальника летно-испытательной станции по штурманской службе, штурман-испытатель 1-го класса, заслуженный штурман-испытатель
Родился в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В 1974 году, окончив среднюю школу, стал курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. 1978-1983 гг. - старший штурман авиационного звена 164 отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка воздушной армии Верховного главного командования в Польше, г. Бжег.
Жаринов Вячеслав Алексеевич
старший штурман-испытатель 1-го класса
Родился в районном поселке Чаны Новосибирской области. С 1985 году проживал в городе Новосибирске. После окончания средней школы поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, с 1990 года по 1995 год был курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.
Колесников Николай Александрович
штурман-испытатель 2-го класса
Родился в г. Кирове Калужской области. В 1985 году закончил учебу в средней школе города Стрый Львовской области (семья переменила место жительства). В этом же году поступил в Челябинское высшее военное Краснознаменное училище штурманов имени 50-тилетия ВЛКСМ. В 1989 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Полтаву, в полк Дальней авиации на самолет Ту-22М3. В 1992 году, после отделения Украины, перевелся в гарнизон Шайковка Калужской области, где продолжал службу на должностях: штурман-оператор, штурман корабля, штурман отряда, и выполнял полеты на самолете Ту-22М3.
МиГ-29КУБ ВВС России / Фото: russianplanes.net
Погибший пилот рухнувшего в Подмосковье МиГ-29КУБ Сергей Рыбников будет похоронен 8 декабря в подмосковном Жуковском, сообщила пресс-служба "РСК "МиГ" в воскресенье. В четверг днем в районе населенного пункта Чемодурово Воскресенского района упал учебно-тренировочный истребитель МиГ-29.
Один из пилотов, Сергей Рыбников, скончался в экстренной реанимации из-за травм, полученных при катапультировании. "Прощание с летчиком-испытателем Сергеем Рыбниковым состоится 8 декабря в 12.30 в Доме культуры города Жуковского", - говорится в сообщении.
Биографическая справка
Сергей Рыбников родился 15 июля 1978 года в ГДР. С золотой медалью окончил Армавирский военный авиационный институт по специальности инженер-пилот и был направлен для прохождения службы в боевой полк Ленинградской области. В 2002 году он становится летчиком - испытателем РСК "МиГ".
В ноябре этого же года С. Рыбников поступил в Школу летчиков-испытателей имени А.В. Федотова. После окончания ШЛИ в октябре 2003 года С. Рыбникову был присвоен 3-й класс летчика-испытателя.
Ведущие инженеры по летным испытаниям отмечали упорство Сергея в освоении новой техники, его стремление владеть профессией в совершенстве, знать больше и много летать. Он пользовался глубоким уважением, был авторитетом в ОКБ, ВВС и у смежников.
Для него были характерны целеустремленность, принципиальность, преданность делу, стремление к новым знаниям. "Потеря замечательного человека и талантливого летчика-испытателя Сергея Рыбникова - это невосполнимая утрата для всей корпорации. Я выражаю самые глубокие соболезнования родным, близким и друзьям Сергея. Он прожил короткую, но достойную жизнь. Его имя навсегда останется в истории авиации и в нашей памяти", - сказал генеральный директор АО РСК "МиГ" Сергей Коротков.
Техническая справка
МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.
Описание
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
Первый полет опытного истребителя МиГ-29КУБ состоялся в январе 2007 года / Фото: bastion-karpenko.ru
Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
МиГ-29КУБ на борту авианосца "Викрамадитья" / Фото: rg.ru
Тактико-технические показатели
Технические характеристики: | |
Экипаж, чел. | 1 (2 для МиГ-29КУБ) |
Длина, м | 17,37 |
Размах крыла, м | 11,99 (со сложенным крылом: 7,80) |
Высота, м | 5,175 |
Площадь крыла, м² | 42 |
Масса: пустого, кг
-нормальная взлётная -максимальная взлетная: | ~12700
17770 22400 |
Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/м3), кг
-внутренний -с 3 ПТБ -с 5 ПТБ |
4550
|
Двигатель: | |
тип двигателя: | турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой |
модель: | «РД-33МК» |
тяга,
кгс
-максимальная: -на форсаже: -на взлетном режиме: |
2 × 5500 2 × 8800 2 × 9400 |
масса двигателя, кг | 1055 |
Лётные характеристики: | |
Максимальная скорость:
км/ч
-у земли: -на высоте: |
1400 (М=1,17) 2300 (М=2,17) |
Перегоночная дальность: на большой высоте: км
-без ПТБ: -с 3 ПТБ: -с 5 ПТБ: -с 5 ПТБ и одной дозаправкой |
2000
|
Боевой радиус: км
-без ПТБ: -с 1 ПТБ: -с 3 ПТБ: |
850 1050 1300 |
Практический потолок, м | 17500 |
Скороподъёмность, м/мин | 18000 (300 м/с) |
Длина разбега, м (с трамплином) | 110-195 |
Длина пробега, м (с аэрофинишером) | 90-150 |
Тяговооружённость:
-с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77 |
1,06 0,84 1,20 |
кг/м²
-при нормальной взлётной массе: -при максимальной взлётной массе: |
423 533 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка: | +8,5 g |
Вооружение: | |
Пушечное: | 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов |
4500 (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500) | |
Точки подвески: | 8 (9) |
www.сайт
12
Родился 21 июля 1915 года в селе Полтавка (ныне посёлок Полтавский Мартукского района Актюбинской области Казахстана). Окончив среднюю школу, работал шофёром. Летать учился в аэроклубе города Оренбурге. Затем работал инструктором-лётчиком в аэроклубах Оренбурга и Алма-Аты. В 1937 году окончил Высшую лётно-планерную школу. С сентября 1938 года в рядах Военно-Морского Флота. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в частях ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант А. Г. Батурин на фронтах Великой Отечественной войны в составе 71-го ИАП КБФ (31 мая 1943 года преобразован в 10-й Гвардейский ИАП КБФ). 4 апреля 1944 года подбит в воздушном бою, получил осколочное ранение в голову. Летал на И-153, И-16, Ла-5.
К июлю 1942 года заместитель командира 2-й эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) старший лейтенант А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, провёл 81 воздушный бой (из них 24 - ночью), сбил лично 6 и в составе группы 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 751).
К маю 1945 года командир 2-й эскадрильи, он же штурман 10-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии капитан А. Г. Батурин совершил 543 боевых вылета, провёл 84 воздушных боя, в которых сбил лично 9 и в составе группы 13 самолётов противника.
После окончания войны продолжал службу в ВМФ. С 1948 года Гвардии майор А. Г. Батурин - в отставке (по состоянию здоровья). Жил в городе Актюбинске (Казахстан), работал в Аэрофлоте и ДОСААФ. С 1979 года жил в Первомайском районе Оренбургской области: посёлках Малый Зайкин и Первомайский. Умер 29 ноября 1985 года. Похоронен на кладбище посёлка Володарский. Имя Героя носила улица в бывшей столице Казахстана - городе Алма-Ате (Алматы).
Награждён орденами: Ленина (23.10.1942), Красного Знамени (13.11.1941, 16.12.1941, 30.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); медалями.
* * *
Список известных воздушных побед А. Г. Батурина:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
21.08.1941 | 1 Ю-88 | аэродром Лагсберг | И-153 |
21.09.1941 | 1 Ме-109 | Саблино - Ям-Ижора | |
22.09.1941 | 2 Ю-88 (в гр. 2/6) | Петергоф | |
23.09.1941 | 1 Ю-87 | Новый Петергоф | |
27.09.1941 | 1 Ю-87 | Петергоф | |
03.04.1942 | 1 "Фоккер" Д-21 (в паре) | восточнее остров Сейскар | |
2 "Фоккер" Д-21 (в гр. 2/8) | юго-восточнее остров Сейскар | ||
24.04.1942 | 2 Ю-88 (в гр. 2/7) | Кронштадт | |
03.06.1942 | 1 Хе-111 | озеро Копенское (ночью) | |
05.06.1942 | 1 Хе-111 | Кронштадт (ночью) | |
11.06.1942 | 1 Хе-111 (в гр. 1/3) | остров Котлин (ночью) | |
1 Хе-111 (в паре) | северо-западнее остров Котлин (ночью) | ||
14.06.1942 | 1 Хе-111 (в паре) | мыс Иннониеми (ночью) | |
27.05.1943 | 1 ФВ-190 (в гр. 1/4) | Пенисаари | |
09.06.1943 | 1 ФВ-190 (в гр. 1/4) | восточнее остров Сейскар | |
23.03.1944 | 1 ФВ-190 (в паре) | северо-западнее остров Вайндло | Ла-5 |
02.04.1944 | 1 ФВ-190 | губа Кунда - Азери | |
1 ФВ-190 | севернее Тойла | ||
04.04.1944 | 1 ФВ-190 | Вайвара | |
Всего сбитых самолётов - 9 + 13; боевых вылетов - 543; воздушных боёв - 84. |
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: