Межнациональные отношения сотрудничество и конфликты кратко. Понятие национальных отношений
Социальные отношения.
Социальная структура.
Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.
2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.
Социальные группы.
Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)
По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.
К социальным группам относятся:
· семья, школьный класс, компания сверстников;
· рабочие, крестьяне, интеллигенция;
· дети, молодежь, ветераны;
· городские и сельские жители.
4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.
Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)
Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.
Социальные роли.
Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:
· предконфликтную (накапливаются противоречия)
· конфликтную (столкновение сторон)
· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)
Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.
Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).
Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.
Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.
Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.
Семья.
Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:
· репродуктивную (биологическое продолжение рода);
· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);
· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);
· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);
· досуговую (организация нормального досуга);
· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).
Правовые основы брака и семьи.
Семейное право.
Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.
Основным источником семейного права является
Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).
Цели семейного законодательства.
Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.
4). Основные принципы правового регулирования (СК):
1. Добровольность брачного союза.
2. Равенство прав супругов в семье.
3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.
4. Приоритет семейного воспитания.
5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).
5). Препятствия для вступления в брак:
1. Не расторгнутый брак.
2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.
3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).
4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)
6). Личные права супругов:
· право на свободный выбор рода занятий, профессии,
· места пребывания и жительства.
· выбор фамилии;
· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей
7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:
· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
· заботится о благополучии и укреплении семьи;
· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.
Супружеская собственность.
Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).
Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.
Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.
По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.
9). Личные права ребенка.
1. Право на имя и гражданство.
2. Право жить и воспитываться в семье.
3. Право на общение с родителями и др. родственниками.
4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)
5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.
6. Право на содержание.
7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.
Обязанность детей.
Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.
До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу
Этнос.
ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.
Нация.
1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.
Межнациональное сотрудничество.
Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:
· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;
· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.
Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.
Социальная политика.
Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.
Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.
Межнациональное сотрудничество и конфликты
Цели:
повторить и обобщить изученный материал; развивать умения осуществлять поиск и
систематизацию информации по теме; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы,
решать познавательные и проблемные задачи;
уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах; уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в
группах;
способствовать формированию чувства толерантности,
национализма, расизма, антисемитизма.
неприятия проявления
Оборудование: учебники, словарь
Ход урока:
1. Организационная часть урока
2. Введение в тему
Эпиграф урока: «Когда могущество государства и нации объявляется большей
ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже
подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» (Н.А.
Бердяев)
В. В чем
Ц.
государства может привести к конфликтам, как внутри государства, так и между ними).
смысл высказывания Бердяева?(Неправильная, ошибочная политика
Сегодня на уроке мы на конкретных примерах попробуем разобраться в проблемах
межэтнических отношений, выяснить причины межнациональных конфликтов и пути их
урегулирования.
В. Почему так важно для нас изучение данной темы? (3000 народов составляют
современное человечество, они живут приблизительно в 200 государствах, следовательно,
существует множество многонациональных государств, в том числе и наша страна, в
которой проживает более 100 этносов, 30 наций. От того, каковы отношения между
нациями зависит и развитие страны, и обстановка в мире).
В. Что такое межэтнические отношения? (отношения между этносами, охватывающие все
сферы общественной жизни)
В. Назовите 2 уровня отношений и раскройте их сущность. (1 уровеньвзаимодействие
народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке,
искусстве; 2 уровеньмежличностные отношения людей различных национальностей в
разных формах общения – в трудовом, семейнобытовом, образовательном, неформальном
видах взаимоотношений)
В. Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете? (интеграция и
дифференциация)
Вывод: межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными,
либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
3. Повторение и обобщение изученного материала
Тема нашего урока «Межнациональное сотрудничество и конфликты». Мы с вами будем
работать в группах. Каждая группа получает задание. После самостоятельной работы с
учебником, дополнительными материалами, группы представляют выполненные задания.
1группазадание: составить кластер « Тенденции в развитии межэтнических отношений»
Вывод: межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях,
которые могут либо объединять народы, либо привести к конфликтам.
В. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
В. В чем оно проявляется?
В. Какие интеграционные тенденции проявились в течение 20 века?
В.Создание и деятельность ЕС позитивное или негативное явление?
В. В чем проявляется участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к
созданию СНГ?
Межнациональное сотрудничество предполагает не только интеграцию, но и
дифференциацию, которая принимает не только мирные формы, но и выражается в форме
конфликтов.
2 группасоставление схемы «Фишбоун» по теме «Межнациональные конфликты»
В. Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
В. Назовите основные причины межнациональных конфликтов.
В. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма?
В. Что такое ксенофобия?
Вывод: Игнорирование проблем в национальных отношениях может привести к серьезным
последствиям.
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической
составляющей?
3 группасоставление таблицы
Лист для решения проблем
1.Какова главная проблема в предотвращении межэтнических конфликтов?
2.Каковы пути урегулирования межнациональных конфликтов?
3.Какой из выбранных путей самых наилучший? Почему?
Вывод: Нельзя выделить какойлибо один путь урегулирования конфликтов на
национальной почве. Все они взаимосвязаны. Главное, чтобы при решении национальных
проблем использовался гуманистический подход:
признание и уважение многообразия культур, неприятия насилия между народами;
развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и
свобод личности, этнических сообществ;
нацеленность государства на формирование у граждан культуры межэтнического
общения.
В. Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?
В. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения.
Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
В отношениях с другими народами каждый человек должен следовать следующим
установкам:
природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
нет наций плохих и хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее плохие или хорошие
поступки;
национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто
игра случая, судьбы.
4.Физкультминута
5.Проверка усвоенного материала.
Проводится на основе решений заданий части В6, С5 и С8.
В. Дать определение понятию «межнациональные отношения» и составьте два
предложения, содержащие информацию о межнациональных отношениях.
В. Составьте сложный план по теме «Нации и межнациональные отношения»
В. Вставьте предлагаемые в списке слова на место пропусков.
Возникновение такой социальной общности как _________(А) связано с развитием
капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком
этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой
является национальное _______(Б). Основным направлением в развитии межнациональных
отношений являются_______(В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество
может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______(Г),
духовной.
Причинами межнациональных________(Д) могут являться: бытовые
предрассудки, территориальные споры, ________(Е) на расовой и религиозной почве.
Одним из принципов регулирования межнациональных конфликтов является уважение
культурных________(Ж) и интересов все национальных групп, осуждение насилия в
решении национальных проблем.
1.интеграция 6.гуманизация
Межнациональное сотрудничество. Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. Современное разделение труда имеет и национальные оттенки. (Так, одни народы лучше преуспевают в торговых делах, другие - в производстве высокотехнологичной продукции.) Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но в определенных ситуациях это провоцирует межнациональные конфликты. Например, в охваченной экономическим кризисом Индонезии жители Джакарты поджигали и грабили магазины китайцев, которые монополизировали торговую среду в этой стране. В то же время идет процесс взаимопроникновения и взаимообога- щения культур разных народов. Однако конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание чужих культур и традиций, этноцентристские установки. Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного цивилизованного межнационального сотрудничества. Исследователи проблемы межнациональных контактов выработали кодекс этики, способствующий коммуникации различных культур. 1. Относись к чужой культуре с тем же уважением, к каким относишься к собственной. 2. Не суди о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет собственную систему ценностей, а одинаковые ценности представляют различную степень важности (см. табл. 5.2). Это необходимо не просто знать, а учитывать в общении с людьми другой национальности. 3. Никогда не исходи из превосходства своей религии над чужой. 4. Общаясь с представителями другой религии, пытайся ее понимать и уважать. 5. Стремись понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов. 6. Уважай способы одеваться, принятые в других культурах. 7. Не демонстрируй отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур. 8. Помни, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые имели бы монополию на все аспекты. 9. Всегда помни, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой. Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Индивидуальность 3 Ч В М Материнство ч,в М,3 - - Иерархия 3, В, М,А Ч - - Мужественность Ч, М, В, 3, А - - - Мощь В, А м,ч 3 - Мир В ч 3,А м Деньги 3, А, Ч м В - Скромность В Ч, А, М - 3 Пунктуальность 3 Ч м, В А Спасение 3 М - В,Ч, М Карма В - - М, 3,4, А Первенство 3 ч - В, А, М Агрессивность 3,4 м А, В - Коллективная ответственность В, А, М ч - 3 Уважение к старшим В, А, М ч - 3 Уважение к молодежи 3 М, А, Ч, В - - Гостеприимство В, А Ч - 3 Наследуемое имущество В - М, А, Ч, В - Сохранение среды В Ч, А 3 м Цвет кожи В, 3,4 М - А Святость пахотной земли В А - 4, М,3 Равенство женщин 3 в,ч А м Человеческое достоинство 3,4 В, А, М - - Эффективность 3 Ч В, М - Патриотизм Ч, М, А, В 3 - - Таблица 5.2 Продолжение табл. 5.2 Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Религия 3, Ч, М,А, В - - - Авторитаризм В, М, А з,ч - - Образование 3,4 В, А, М - - Непосредственность 3 Ч, В, М, А - - Источник: См.: Ситарам, К., Когделл, Г. Указ. соч. С. 116. В табл. 5.2 обозначены: 3 - западные культуры; В - восточные культуры; Ч - черные культуры Америки; А - африканские культуры; М - мусульманские культуры. Межнациональные конфликты. Социальные, в том числе национальные, противоречия являются неустранимой чертой нашего бытия. Неизбежными становятся и межнациональные конфликты. Субъектами межнациональных конфликтов являются: этносы, национальные общности (в их числе коренные народы и национальные меньшинства), интернациональные образования, национальные государства, различные национальные организации. Реально участвуют в конфликте национальные движения - организованные группы, объединенные национальной идеей и мобилизующие своих сторонников на борьбу за отстаивание своих интересов. Национализм участников этих движений зачастую вызван ущемлением прав их народов, что делает его понятным. В этом случае межнациональный конфликт может восстановить справедливость. Разрушительным конфликт становится в случаях, когда национальные движения перерастают в националистические, ставящие своей целью утверждение превосходства одной нации над другой. Границей этого превосходства является стремление к удовлетворению своих национальных интересов за счет других наций. Крайней формой национализма является фашизм, в котором интересы «неполноценных» рас приносятся в жертву интересам одной высшей расы. Практика и результаты деяний фашистов печально известны. Практически все уголки мира охвачены межнациональными конфликтами - Африка, Европа (например, Северная Ирландия, Испания, Сербия, Кипр), Северная Америка (Канада), Азия (Китай, Индонезия, Индия) и т.д. Немало очагов межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР и нынешней России (Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др.). Причины межнациональных конфликтов обусловлены социально-экономическими проблемами развития наций. Процесс регулирования и разрешения конкретного межнационального конфликта является, как правило, сложным, длительным, напряженным, многоэтапным и неповторимым. Межнациональные конфликты на бытовой почве «не имеют четких этапов развития и разрешения; они носят стихийный характер, и процесс их может регулироваться общей деятельностью по интернациональному воспитанию населения и демократизации общества»1. Важным направлением предотвращения разрушительных межнациональных конфликтов является профилактика националистических настроений путем придания национальным притязаниям и устремлениям черт, приемлемых для окружающих наций. Ключевые слова и понятия Межнациональное сотрудничество. Кодекс этики. Межнациональные конфликты. Субъекты межнациональных конфликтов. Регулирование межнациональных конфликтов. Контрольные вопросы и задания 1. Что мешает конструктивному межнациональному сотрудничеству в современном мире? 2. Какую роль играет кодекс этики в организации межнационального сотрудничества? 3. Какие существуют типы межнациональных конфликтов? 4. Сравните национальные и националистические движения. 5. Докажите, что понимание чужой культуры и уважение культурных различий является основой межнационального сотрудничества. 9.
Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…
В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.
Межнациональные отношения. Определение понятия
Межнациональные отношения - это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных Данное понятие изучается сразу двумя общей психологией и этнопсихологией.
Как же возникают данные отношения?
Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.
В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.
Межнациональные отношения. Их разновидности и формы
Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.
Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:
этнический или национальный конфликт;
мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:
Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.
Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.
Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.
Способы решения конфликтов
По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:
Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.
На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.
Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.
Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.
Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.
Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.
Лекция:
Межнациональные отношенияМежнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.
Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.
Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:
национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;
сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;
геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;
сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;
этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.
Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).
Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.
Причины этнических конфликтов и пути их разрешения
Причинами этнических конфликтов могут быть:
территориальные притязания;
борьба за политическую власть или политическую независимость;
неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;
ущемление прав, ценностей, интересов этноса;
этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;
ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.
Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.
Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:
обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;
создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;
организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;
профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде