Международное рабочее движение во второй половине XIX — начале XX века. Организация делопроизводства в учреждениях России в XIX веке
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции - народничество. Название оно получило от своей основной идеи - сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничества
Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община - это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
Россия должна идти по своему пути.
Капитализм чужд развитию России.
Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничества
Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничества
Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Деятельность народников
В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация - разгромлена, многие ее члены - арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора - в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничества
Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров - социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.
Необходимо было не только строить и открывать новые школы, обустраивать уже существующие, но и готовить для них педагогические кадры. По мере развития просветительской деятельности земств усиливается правительственное противодействие этой деятельности, стремление контролировать ее. В 1874 году было издано «Положение о начальных народны училищах», которое имело целью ограничить участие общественности в деле народного образования, сократить административные функции земств и уменьшить их влияние на учебную работу, в то же время сохраняя за ними обязанность по содержанию училищ и учителей. Введение должностей инспекторов народных училищ призвано было укрепить эту тенденцию. Учебники и книги, допускаемые в народные училища, подвергались строгой цензуре ученого комитета министерства народного просвещения. Земская школа к тому времени уже достаточно развилась и окрепла, пользовалась достаточно сильной общественной поддержкой. Это позволило ей быть до конца XIX века лучшим образцом народной школы и сыграть значительную роль в просвещении масс крестьянства. Таким образом, система начальной школы включала разные типы учебных заведений: школы земские, начальные училища министерства просвещения, частные школы; церковно-приходские, переданные в 1862 году в ведение Синода; различные ведомственные училища; школы грамотности, национальные школы, где преподавание велось на языке местной народности.
Во второй половине XIX века в связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан. По «Городовому положению» 1870 года обязанность создания таких школ возлагалась на органы городского самоуправления. «Положение о начальных народных училищах» 1874 года определило их структуру, учебный план и уровень преподавания. По характеру руководства и внутренней структуре городские начальные школы мало отличались от земских, созданных этим же документом.
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий - реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.
Развитие буржуазных отношений в России второй половины XIX века предъявило особые требования к высшему образованию - в связи с реформами этого периода необходимо было повысить образовательный ценз многочисленной армии чиновников. Остро встал вопрос о подготовке специалистов с техническим образованием, расширении научно-исследовательской работы университетов, создании новых высших учебных заведений. Университеты, помимо сугубо научного профилирования, давали и прикладные знания. На соответствующих факультетах изучалась медицина, механика и т. п. При университетах создавались клиники, лаборатории, научные библиотеки. Согласно уставу 1863 года, университеты признавались как самоуправляющиеся учреждения. Правительственный контроль был ослаблен. Университетские советы получали право решать все методические вопросы, определять учебную программу, распределять средства на учебные пособия, назначать стипендии студентам, рекомендовать к изданию научные работы, присуждать награды и медали. Устав 1863 года установил выборность ректора и деканов с последующим утверждением их попечителем учебного округа или министром просвещения. Устав 1863 года закрепил стабильную структуру университетов. Устав 1884 года и последующие правительственные мероприятия отрицательно сказались и на материальном положении студенчества. Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно.
К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего - химии, физики, естествознания и математики. Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но и прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу.
В XIX в. в России обостряется общественно-политическая борьба.
После 1815 г. происходит зарождение движения декабристов, что было связано с внутренними процессами, происходившими в России в это время. Основными причинами возникновения революционной идеологии и тайных революционных организаций явилось понимание того, что сохранение самодержавия и крепостничества гибельно для дальнейшего развития России, невозможна эффективная общественная деятельность на благо страны, не вызывала удовлетворения аракчеевская реакция. Идеология европейских революционеров и декабристов, их стратегия и тактика во многом совпадали. Выступление декабристов в 1825 г. стоит в одном ряду с европейскими революционными процессами. Характер их движения можно определить как буржуазный.
В общественном движении России существовала своя специфика. В стране фактически не было буржуазии, способной бороться за осуществление демократических преобразований. Народ был необразован, в большинстве своем сохранял монархические иллюзии. Его политическая инертность накладывала отпечаток на всю политическую историю России до кон. XIX в.
Революционная идеология, требование более глубокой модернизации страны в нач. XIX в. было принадлежностью исключительно передовой части дворянства, которая по существу выступала против интересов своего класса. Круг революционеров был крайне ограничен: в основном, представители высшего дворянства и офицерского корпуса. Оторванные от всех классов и сословий России, они вынуждены были придерживаться узко заговорщицкой тактики, что обусловило слабость дворянских революционеров и их поражение.
Первой политической организацией в России считается «Союз спасения», возникший в 1816 г. В нем впервые появились революционная программа и устав, получившие общее название «Статут». Численность общества не превышала 30 чел., что делало недостижимой поставленную цель: принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию. В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 чел. Вскоре после роспуска «Союза» в 1821 г. создаются новые декабристские организации – Северное и Южное общества. Оба общества собирались действовать совместно. Это были довольно крупные революционные политические организации. Их руководители создали несколько хорошо теоретически разработанных проектов будущего устройства России. Основными документами декабристов стали «Конституция» Н.М. Муравьева (1795–1843) и «Русская Правда» П.И. Пестеля (1793–1826). «Конституция» отражала взгляды умеренной части революционеров, «Русская Правда» – радикальной.
После смерти Александра I в ноябре 1825 г. руководители Северного общества, решив воспользоваться ситуацией междуцарствия, разработали план восстания в Петербурге. Оно было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю (1796- 1855). Но декабристы избрали бессмысленную тактику выжидания, что и привело их к поражению. Несмотря на поражение, движение декабристов и их выступление были значительными явлениями истории России. Впервые была совершена попытка изменить социальную и политическую систему, разработаны программы революционного преобразования и планы будущего устройства страны. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на весь дальнейший ход русской истории.
Сер. 20-х гг. XIX в. явилась гранью в истории русского общественного движения, в котором выделились 3 основных направления: консервативное, либеральное и революционное.
Консервативное (охранительное) направление стремилось сохранить существующий строй и его «незыблемые основы» – самодержавие и крепостное право. «Теория, официальной народности», выдвинутая С.С. Уваровым (1786–1855), противопоставляла правительственную идеологию идеям и программам декабристов.
Представители либерального направления проповедовали необходимость умеренных преобразований эволюционным путем, т.е. путем реформ и просвещения. Отвергая революцию, либералы боролись за углубление реформ, расширение прав местного самоуправления, соблюдение законности, созыв общероссийского представительства. Видными теоретиками либерализма были ученые-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. С либеральными требованиями в России выступала в основном не буржуазия, а депутаты дворянских собраний и земств, представители высшей школы, адвокатуры и печати. При всех различиях взглядов консерваторов и либералов оба направления объединяло одно: решительное неприятие революции.
Целью революционного направления в общественном движении был качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Социальной базой революционного движения являлась разночинская интеллигенция (выходцы из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства), численность и общественная роль которой значительно выросли в результате реформ 1860 – 1870-х гг. Основы «русского социализма» были разработаны А.И. Герценом. Опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Леворадикальные деятели: А.И. Герцен (1812–1870), В.Г. Белинский (1811–1848), Н.П. Огарев (1813–1877) склонялись к революционным методам борьбы. Подобные взгляды имели члены кружка В.М. Буташевича-Петрашевского (1821–1866) и Кирилло-Мефодиевского общества.
В своем развитии революционное движение 2-ой пол. XIX в. прошло ряд этапов. 1860-е гг. отмечены деятельностью разрозненных интеллигентских кружков (наиболее крупная группа – «Земля и воля»), пытавшихся вести революционную пропаганду и в отдельных случаях прибегавших к политическому террору (рис. 72). На рубеже 1860–1870-х гг. складывается идеология народничества, в которой выделяются «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров) и «заговорщическое» (П.Н. Ткачев) направления. Потерпев неудачу во время «хождения в народ», революционное народничество переходит к террору (группа «Народная воля») и к сер. 1880-х гг. гибнет под ударами полиции. Традиционную тактику пропаганды пыталась продолжить группа «Черный передел», также разгромленная полицией. В 1880-е – нач. 90-х гг. в народничестве доминирует либеральное крыло, стремившееся воплотить в жизнь социалистические идеалы мирным путем. В те же годы в России началось распространение марксизма (группа «Освобождение труда»), рассматривавшего промышленный пролетариат в качестве главной силы социалистической революции.
Особую позицию в общественном движении занимали консерваторы (журналисты М.Н. Катков и В.П. Мещерский, публицист К.Н. Леонтьев, ученый-правовед и государственный деятель К.П. Победоносцев), выступавшие и против революционеров и против либералов. По мысли консерваторов, начала всесословности и политической демократии ослабляли государственную власть и подрывали общественную стабильность в России. К консерваторам нередко примыкали сторонники самобытного развития России – поздние славянофилы (Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) и почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов).
К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда.
Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.
На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность.
Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.
«Консервативная модернизация» Александра III.
Протекционистская политика ужесточилась в конце 80-х гг., и особенно после 1892 г., когда министром финансов стал Сергей Юльевич Витте . С его приходом, государство стало более активно участвовать в создании российской промышленности и транспорта. Так, в 80-е гг. государство само стало строить ЖД. В 1880-1890 гг. продукция крупной промышленности России выросла на 36%. В 80-е годы промышленности, создаваемой по последнему слову западной техники. Т.о., западный капитализм сумел вооружить царское самодержавие орудиями и средствами, достаточными для осовременивания страны. Но стоило воздержаться от неправомерной идеализации свершившегося обновления. Капиталистическое производство оказалось не в состоянии охватить, а главное, преобразовать общественное хозяйство всем его объеме, не удалось и внедрить культуру.
Оформление марксистского течения в русском общественном движении.
Марксистское течение получило оформление с момента создания Плехановым группы "Освобождение труда " (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии.
Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП (процесс формирования партии, охвативший 1898-1903гг, завершился на II съезде РСДРП). Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную - в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества.
Однако с самого начала в РСДРП возникли две фракции - крайне левых радикалов (большевиков ), изначально нацеленных на захват власти, и умеренных марксистов (меньшевиков ), ориентировавшихся на опыт западных социалистических партий.
Хаякава (Япония), 705 год
Японский отель (онсэн) у горячего источника. Гравюра Тоёхары Тиканобу. 1890-е годы The Museum of Fine Arts, Houston
Общий вид отеля «Нисияма онсэн кэйункан» в наши дни © pop-picture.blogspot.com
Приватная ванна под открытым небом отеля «Нисияма онсэн кэйункан» в наши дни © Keiunkan Inn
Одна из ванн отеля «Нисияма онсэн кэйункан» с водой из горячего источника в наши дни © pop-picture.blogspot.com
До 2011 года старейшим отелем мира (и старейшей компанией вообще) счи-тал-ся японский традиционный отель-рёкан Рёкан — тип постоялого двора, а позднее оте-ля, который отличают простые комнаты с татами вместо кроватей и наличие горячего источника, при котором имеется баня для гостей. «Хоси». Он был открыт в городе Ко-мацу в 717 году и на протяжении 13 веков предлагал посетителям прожи-вание рядом с горячими источниками. Титул старейшего был присвоен ему в 1994 го-ду Книгой рекордов Гиннесса, после чего «Хоси» даже вступил в так назы-вае-мый клуб «Енох» Клуб «Енох» — неофициальная организация, возникшая во Франции в 1981 году и получи-вшая свое название в честь ветхозаветного патриарха Еноха, прожившего, согласно Биб-лии, 365 лет. , объединяющий компании, возраст которых насчи-тывает более 200 лет. Однако в 2011 году представители Книги рекордов Гин-не-сса пе-ресмотрели свое решение и отдали титул старейшего отеля рёкану Nishiyama Onsen Keiunkan («Ни-сияма онсэн кэйункан») в поселке Хая-кава в цент-раль-ной части Японии. С момента основания этого отеля в 705 году им владеет уже 53-е поколение одной семьи, а сам отель до сих пор остается клас--сическим рёканом, предлагающим традиционное обслуживание и мебли-ровку, а также ванны с во-дой из горячих источников.
Старейший банк
Сиена (Италия), 1477 год
Финансы муниципалитета в мирное и в военное время. Картина Бенвенуто ди Джованни. 1468 год Archivio di Stato di Siena, Museo delle tavolette di Biccherna / Wikimedia Commons
Главный вход палаццо Салимбени, где располагается банк Monte dei Paschi di Siena. 2006 год © Vyacheslav Argenberg / CC BY 2.0
Банк Monte dei Paschi di Siena («Монте дей Паски ди Сиена») был основан в 1477 го--ду. Это почти на 120 лет раньше, чем его ближайший сосед по списку старейших банков мира — немецкий Berenberg. Банк был основан в Сиенской республике — итальянском городе-государстве, которое существовало в XII-XVI ве--ках и считалось одним из крупнейших финансовых центров италь-янских земель. Банковское дело там бурно развивалось с XII века, и банкирские дома гóрода действовали на территории всей Западной Европы, кредитуя Вати-кан, императоров Священной Римской империи и королевский двор Франции. Банк Monte dei Paschi di Siena был создан уже на закате Сиенской республики и пер-вое время функционировал как монте-ди-пьета — так в средневековой Италии называли особый «благотворительный» ломбард, где человек мог взять деньги, оставив в залог имущество, покрывающее третью часть займа. В случае если заемщик не отдавал средства в срок, на аукционе продавалась лишь эта часть его имущества и никакие другие меры не применялись. Долгое время церковь поддерживала подобные монте-ди-пьета: она не одобряла ро-стов-щи-че-ство и поощряла финансовую помощь малоимущим. Однако к XVII ве-ку Monte dei Paschi di Siena превратился в полноценный банк, после чего был множество раз реорганизован. Сейчас у него отделения в 20 городах Италии, и, помимо прочего, он известен обширной коллекцией итальянской живописи, которая собиралась на протяжении всей истории банка.
Старейшая аптека
Таллин (Эстония), ок. 1420 года
Ратушная аптека. Таллин, 1966 год © Roman Valdre / Kultuurimälestiste riiklik register
Интерьер Ратушной аптеки. Таллин, 2011 год © Tom Wright / CC BY-NC-ND 2.0
Медицинские препараты в Ратушной аптеке. Таллин, 2013 год Wikimedia Commons
Ратушная аптека. Таллин, 2008 год Wikimedia Commons
Ратушная аптека (эст. Raeapteek) находится на Ратушной площади Таллина как ми-нимум с 1422 года. За шесть веков существования она сменила десятки вла-дельцев, самым известным среди которых был выходец из венгерских зе-мель Иоганн Бурхарт Белавари де Секава. Будучи химиком и врачом, он пере-ехал в Таллин в 1580-х, а в 1583 году городской совет назначил Бурхарта глав-ным аптекарем Таллина, сдав ему в аренду Ратушную аптеку. Больше ста лет его потомки арендовали аптеку у города, и лишь в 1688 году Иоганну Бурхар-ту IV удалось выкупить ее у города. В дальнейшем предприятие передавалось по на-следству до середины XIX века, однако в 1890-х Иоганн Бурхард X скон-чал-ся, не оставив наследника по мужской линии, и его сестры вынуждены бы-ли в 1911 го-ду продать бизнес. После этого аптека сменила нескольких владель-цев, побывала в собственности у государства, а в 2003 году, после длитель-ной реконструкции, вновь открылась на прежнем месте.
Старейшие часовщики
Женева (Швейцария), 1466 год
Часовая фабрика Галле. Швейцария. 1900-е годы galletwatch.com
Часовщики Ла-Шо-де-Фона за работой. Конец XIX века Wikimedia Commons
Про Хумбертуса Галле (фр. Humbertus Gallet), считающегося основателем Gallet & Co., известно немногое. В 1466 году он получил право жить в Женеве, где за-нялся часовым ремеслом, которое впоследствии передал по наследству сыну. Несколько поколений семьи Галле занимались изготовлением часов, и в 1826 го---ду прямой потомок Хумбертуса Галле, Жюльен Галле, офици-аль-но зарегистри-ровал торговую марку и перевез предприятие из Женевы в швей-царский город Ла-Шо-де-Фон, известный сегодня как город-фабри-ка по произ-водству ча-сов, где около трети трудоспособного населения заня-то в часовой промышлен-но-сти. Благодаря этому обстоятельству Ла-Шо-де-Фон даже попал в «Капи-тал» Маркса, где тот анализировал разделение труда на ча-совых фабри-ках го-рода. С конца XIX века Gallet & Co. начала рассматривать США как основ-ной рынок для своей продукции. Самая знаменитая модель фаб-ри-ки — Flying Officer Chronograph — была создана в 1939 году по заказу Гарри Трумэна (на тот мо-мент — сенатора от штата Миссури) для боевых пилотов: одной из ее осо-бен-но-стей был вращающийся циферблат с названиями городов, который позво-лял пилотам легко рассчитывать смену часовых поясов. Сам Трумэн, ко-торый в 1945 году стал президентом США, также носил эти часы; сейчас они находятся в его музее.
Старейшая газета
Стокгольм (Швеция), 1645 год
Выпуск газеты «Регулярные почтовые известия», № 15, за 9 апреля 1645 года flickr.com / elcromaticom / CC BY 2.0
Два выпуска газеты Post- och Inrikes Tidningar - 1835 и 2006 года Centro de Documentación Publicitaria
Газета Ordinari Post Tijdender (то есть «Регулярные почтовые известия») была основана по приказу шведской королевы Кристины в 1645 году — спустя девять лет после создания Королевского почтового управления, также существующего по сей день. Первое время газета являлась главным поставщиком новостей в Шве-ции, и сбор этих новостей был во многом возложен на местных почт-мей-стеров, которым предписывалось собирать все новости, попадавшие в поле их вни-ма-ния, и переда-вать их в редакцию. Распростране-нием газеты занима-лись все те же почтовые отделения: они были обязаны вывешивать свежие номера в публичных местах. В 1821 году газету объединили со швед-ской же Inrikes Tidningar («Местные известия»), дав новое издание — Post- och Inrikes Tidningar («Почтовые и местные известия»). После этого газета пережила еще два важ-ных события: в 1922 году, не выдер-жав конкуренции со стороны ком-мерческих газет, она стала публиковать лишь государственные указы и су-деб-ные реше-ния, а с 2007 года выходит только в электронном виде.
Старейшие кораблестроители
Ираклион (Греция), 1438 год
Стоянка лодок в Кьодже у рыбного рынка. Венеция, 1890–1900-е годы Library of Congress
Строительство лодки Camuffo в наши дни bisiacivan.blogspot.com
Camuffo, старейшая из ныне действующих кораблестроительных компаний, была основана в 1438 году на острове Крит, который тогда принадлежал Ве-не-цианской республике. После падения Константинополя в 1453-м и усиления Османской империи в Эгейском море сын основателя перенес производство судов в итальянскую Кьоджу вблизи Венеции. На тот момент этот город был крупнейшим торговым портом в Адриатическом море, и мастера Camuffo на не-сколько сотен лет обеспечили себя заказами на постройку рыбацких лодок, барж, прогулочных, торговых и транспорт-ных лодок в венецианском стиле. В настоящий момент компания, которой владели 18 поколений одной семьи, производит лишь три модели моторных яхт от 18 до 20 метров длиной. До сих пор в их изготовлении используется много ценных пород дерева, за что во второй половине XX века Camuffo получила от профильных журналов прозви-ще «Страдивари на море», которое использует в своих рекламных материалах.
Старейший перевозчик
Абердин (Шотландия), 1498 год
Док Святой Катерины. Иллюстрация Гюстава Доре к книге Дугласа Джерролда «Лондон». 1872 год The Victorian Web
Машина The Shore Porters Society в середине XX века hiveminer.com
The Shore Porters Society («Общество портовых грузчиков») из шотландского Абер--дина было основано через шесть лет после первого плавания Колумба в Аме--рику — и с тех пор не меняло своего названия. Долгое время компания была простым объединением работников Абердинской гавани, однако уже к 1666 го-ду она настолько разрослась, что было создано два подразде-ления: управление перевозок, которому принадлежали лошади и повозки, и департа-мент имуще-ства и складирования. Вплоть до середины XIX века «Общество портовых груз-чиков» принадлежало городскому совету Абердина, однако затем компания стала частным товариществом, после чего ее профиль несколько изме---нился. Сейчас, помимо перевозок по Великобритании, услуг груз-чиков и сервиса домашних переездов, компания также занимается экс-пертной пере-возкой антиквариата и предметов искусства. Ее услугами поль-зуются как ча-стные покупатели, так и аукционные дома.
Старейшие оружейники
Гардоне (Италия), 1526 год
Венецианский аркебузер. Иллюстрация из книги Чезаре Вечеллио «Костюмы древние и современные со всего мира». XVI век greatestbattles.iblogger.org
Оружейники компании Beretta. 1880-е годы © Beretta
На оружейном заводе Beretta. 1960-е годы © Beretta
История компании Beretta началась в 1526 году, когда оружейник Бартоломео Беретта из итальянского Гардоне получил от Венеции заказ на 185 стволов для арке-буз — фитильных гладкоствольных ружей. На этом он заработал 296 золо-тых венецианских дукатов, и скрепивший сделку договор до сих пор хранится в архиве компании. Впоследствии, в 1571-м, оружейники вновь оказа-ли услугу Венеции, отлив пушки для Венецианского флота, который принял участие в зна-менитой битве при Лепанто. Сражение в Ионическом море между Свяще-нной лигой Священная лига — коалиция католических государств, которая была создана в 1571 году по инициативе папы римского Пия V для борь--бы с Османской империей и просу-ще-ствовала до 1573 года. и Османской империей закончилось разгромным пораже-нием турок, и венецианцы проявили себя в нем героически. В последующие пять веков компания, собственниками которой оставались члены семьи Берет-та, бурно развивалась. Сегодняшний руководитель Beretta, Уго Гуссалли Берет-та, является прямым потомком основателя Бартоломео Беретты, и кто-то из двух его сыновей, как считается, унаследует управление компанией в буду-щем.
Старейший издательский дом
Кембридж (Англия), 1534
Изобретение книгопечатания. Гравюра Яна Колларта I. Конец XVI века The Metropolitan Museum of Art
Cambridge University Press. 1900–1916 годы danielcaruanalupi2.blogspot.com
Издательство при Кембриджском универ-ситете было основано по приказу ко-ро-ля Генриха VIII в 1534 году: монарх выдал университету патентную гра-моту на право «печатать все сорта книг». Однако первые печатные книги появи-лись полвека спустя — после того, как печатником Кембриджа стал ученый Томас Томас. В мае 1582 года он получил должность, а первая книга — «Диалектика» французского философа Пьера де ла Раме — была напечатана им в 1585-м. В 1591 году последователь Томаса, Джон Ле-гейт, напечатал Кембриджскую Биб-лию, с которой началась многовековая традиция издания Библии универ-си-те-том. С тех пор Кембридж ежегодно издавал десятки и сот-ни книг, среди ко-то-рых были, например, произведения Джона Мильтона и Исаака Ньютона, а также научная периодика, монографии, справочники и учеб-ники английского языка, которые сейчас распространяются по всему миру. Однако лишь в 1992 го-ду Кембриджский университет открыл свой соб-ственный магазин в исто-рическом центре города, по адресу Тринити-стрит, дом 1. Известно, что на этом самом месте разные продавцы торговали книгами с 1581 года, что по-зволяет некоторым исследователям считать этот магазин старейшим книжным Великобритании.
Zil , означаю-щего «кимвалы», и аффикса dji со значением «тот, кто делает», к которым султан при-бавил характерный для армян-ских фамилий суффикс «ян». Вскоре после того, как Аве-дис занялся изготовле-нием кимвалов, Осман II был убит взбунто-вав-шими-ся янычарами. После этого более двух столетий потомки Зилджяна дела-ли раз-лич--ные ударные музыкаль-ные инструменты, включая боевые ким-валы, в ко-торые били для устрашения врага. Лишь в XIX веке компания цели-ком пере-ключилась на музыкальные тарелки, а в начале XX века потомки Аве-диса пере-брались в США. Здесь в сен-тя-бре 1929-го и была зарегистри-рована компания под ее современным назва-нием — Avedis Zildjian Company, или про-сто Zildjian. С тех пор она приобрела мировую известность, а в США стала заметной частью музыкальной культуры. Во время Второй мировой, когда медь считалась важ-ным стратегическим ресурсом и ее покупка компаниями была ограничена, пра-вительство США выдало Zildjian особое разрешение на приобретение сырья.
Материал подготовлен при поддержке «Промсвязьбанка», надежного партнера бизнеса, который планирует существовать веками.
Комфортная среда для развития, помощь во внешнеэкономической деятельности и банковские гарантии дают клиентам «Промсвязьбанка» возможность написать свою историю успеха.
Изображения: Аптека. Иллюстрация из манускрипта Маттея Платеария. Амьен, 1300–1325 годы. British Library
В главную движущую силу революции разночинцы определили крестьян
В ХIX веке были не редки поездки в Европу образованных русских людей. Возвращались они с убеждением в более высокой степени цивилизованности Запада по сравнению с Россией. Горестные мысли об этом всегда присутствовали в умах передовой части русской интеллигенции, но с особенной силой они проявились после поражения в Крымской войне, смены образа правления страной с жёстко авторитарного — Николая I на относительно либеральный — его сына императора Александра II, проведённых им , как казалось многим — недостаточных, половинчатыхБрожению умов способствовало и вступление на общественную сцену новой прослойки — разночинцев (от сочетания слов»разные чины»). Сумевшие получить образование и тем самым «выбиться в люди» дети дьячков, сельских священников, купцов, мелких чиновников лучше дворян знали жизнь простого народа, потому необходимость переустройства российской действительности была для них очевидна. Однако чёткого, реалистичного плана преобразований они не имели
Общественные движения послереформенной России
Консервативное
— церковь, вера, монархия, патриархальность, национализм — основы государства.
: М. Н. Катков — публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», Д. А. Толстой — с мая 1882 года министр внутренних дел и шеф жандармов, К. П. Победоносцев — юрист, публицист, обер-прокурор Синода
Либеральное
— конституционная монархия, гласность, верховенство закона, независимость церкви и государства, права личности
: Б. Н. Чичерин — юрист, философ, историк; К. Д. Кавелин — правовед, психолог, социолог, публицист; С. А. Муромцев — правовед, один из основоположников конституционного права в России, социолог, публицист
Революционное
— построение в России социализма, минуя капитализм; революция с опорой на крестьянство, возглавляемое революционной партией; свержение самодержавия; полное наделение крестьян землёй.
: А. И. Герцен — писатель, публицист, философ; Н. Г. Чернышевский — писатель, философ, публицист; братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, В. С. Курочкин — поэт, журналист, переводчик
Революционные организации России конца 60-х – начала 80-х лет XIX века
- «Великорусс» (прокламация) — в Петербурге в июне, сентябре и октябре 1861 года вышло три номера и еще один номер в 1863 году. В них требовались передача крестьянам без выкупа всей земли, которой они пользовались при крепостном праве, полное отделение Польши, конституция, свобода личности. Надежда на проведение реформ в жизнь возлагалась на царя. Автор прокламаций остался неизвестным
- «Земля и воля» (1861-1864) . задачи: полностью передать крестьянам землю, свержение самодержавия, созыв Земского собора для определения формы народовластия. Самоликвидировалась от того, что надежды на всероссийский крестьянский бунт в 1863 году не оправдались
- Революционный кружок Н. А. Ишутина (1863-1866) . Задачи: организацией на артельных началах различных мастерских попытка убедить народ в преимуществах социалистического производства; требования правительственных реформ, ведущих к социализму, а при отсутствии реформ — народная революция. После того, как член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 года покушение на Александра II, кружок был разгромлен
- «Сморгонская академия» (1867–1868) во главе с П. Н. Ткачевым. Задачи: создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации, захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства». С арестом Ткачева общество прекратило существование
- «Рублёвое общество» (1867-1868) во главе с Г. А. Лопатиным и Ф, В. Волховским. Задачи: революционная пропаганда среди крестьян. В 1868 большая часть членов общества была арестована.
- «Народная расправа» (1869-1870) во главе с С. Г. Нечаевым. Задачи: объединение локальных крестьянских выступлений в общероссийское восстание с целью абсолютного разрушения государственного строя России. Разгромлена после убийства Нечаевым одного из рядовых членов общества, заподозренного в предательстве
- Общество «чайковцев» (1869-1874) , по фамилии одного из членов общества Н. В. Чайковского. Задачи — пропагандистские, просветительские: распространение в народе легально издаваемых книг передовых авторов и печатание запрещенных книг и брошюр. В 1874 году полиция арестовала многих членов общества
По утверждению В. И. Ленина — 1861 — 1895 годы — второй период освободительного движения в России, названный разночинским или революционно-демократическим. В борьбу вступили более широкие круги образованных людей — интеллигенции, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин «Памяти Герцена»)