Между тем перед глазами. Классики о природе
2. Поверхность Ростовской области
"...Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов... Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Промелькнула пшеница, и опять тянутся выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо..." Так писал о донской степи великий русский писатель, наш земляк Антон Павлович Чехов.
Поверхность области представляет собой волнистую равнину. Низменности пересекаются небольшими возвышенностями, изрезанными многочисленными балками и оврагами. Самая высокая точка края находится на западе, вблизи поселка Зверево. Ее высота - 267 метров. Самая низкая впадина тянется по течению рек Дона и Маныча. Ученые доказали, что в далеком прошлом по Манычской впадине соединялись воды Азовского и Каспийского морей. Поэтому и сейчас расположенные здесь озера, а также подпочвенные воды соленые.
Поверхность нашей области благоприятна для развития сельского хозяйства. Плоские равнины - прекрасные пахотные земли. Речные долины и склоны балок используются под сады, огороды и виноградники. Равнина удобна и для строительства заводов, железных дорог, газопроводов и линий электропередач.
«Почему я люблю родную природу», мы подумали о том, что надо дать образцы описаний природы у классиков. И выбрали вот эти отрывки. При желании каждый из вас может пополнить эту подборку, а заодно посмотреть, какие писатели-классики обходятся вовсе без «природы».
«Бежин луг» И.Тургенев
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.
http://bookz.ru/authors/turgenev-ivan/turgen15/1-turgen15.html
«Степь» А.Чехов
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля -всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же небо, равнину, холмы… Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.
Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница…
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…
http://lib.rus.ec/b/10688/read
«Антоновские яблоки» И.Бунин
…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение — никогда мещанин не оборвет его…
http://lib.ru/BUNIN/b_antabl.txt
«Ёжик в тумане» С.Козлов
Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу.
«Ммм-у!..» — вздохнула корова за рекой. Залаяла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке.
Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь, и теперь казалось — большая белая утка плывет в тумане и, отфыркиваясь, опускает в него голову.
Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом. Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это.
http://ejik-land.ru/mist/page01.html
«Последний лист» Ю.Коваль
Все лето провалялся в чулане ящик с красками, паутиной оброс.
Но когда наступила осень — вспыхнула по опушкам рябина, и налился медью кленовый лист, — я этот ящик достал, закинул на плечо и побежал в лес.
На опушке остановился, глянул вокруг — и горячими показались гроздья рябин. Красный цвет бил в глаза. А дрозды, перелетавшие в рябинах, тоже казались тяжелыми, красными.
Так я и стал рисовать: рябины и в них перелетают красные тяжелые дрозды.
Но рисунок не заладился. Горел-полыхал осенний лес, багряные круги плыли перед глазами. Так было красно, будто выступила из земли кровь. А на рисунке все оставалось бледным и сумрачным.
— Ты что это? — услышал я за спиной. — Никак, сымаешь?
Оглянулся: дядя Зуй идет опушкой, в руках ведро с опятами.
— Снимают, Зуюшко, из фотоаппарата. А я рисую.
— Какой молодец-то! — сказал дядя Зуй. — Ну сымай, сымай!
Ушел дядя Зуй, а я дальше стал рисовать, но бледным и робким выходил мой рисунок. А вокруг рябины и дрозды полыхали!
«Нет, — думаю, — рисовать не мое дело. Возьму лучше завтра ружье — и…»
«Ррружжжье-о-о!..» — крикнул вдруг кто-то у меня над головой.
Я прямо оторопел. Гляжу — на рябине птица сидит. Хохлатая, грудь оранжевая, на крыльях голубые зеркала. Сойка! Распушила перья, кричит:
«Ррружжжье-о-о! Ррружжжье-о-о! Т-р-р…»
Поглядел я, как сойка на рябине сидит, на осенний лес как следует глянул и совсем расстроился.
Захлопнул ящик с красками, поднял с земли кленовый лист и сгоряча налепил его на рисунок.
— Ну ладно! Пойду завтра зайцев торопить…
http://lib.ru/KOWAL/dor.txt
Картинка с сайта http://luxtorrents.com/
Да степь...
Да степь,-
Куда-то
Убегающая вдаль!..
И душа на ней
Распята!..
И нельзя мне,
Как ни жаль,
Передать её живую
И мистическую суть...
Разве только,
Что могу я
В эту бездну
Заглянуть!..
26.07.2015.
Эта степь,
Что Чехова когда-то
Увлекла своею
Глубиной...
И земной...
И трепетно-крылатой!..
И застывшей точно...
И живой!..
И коль суть её постигнешь,
То не зря ты
Прожил на земле
Отрезок свой!..
03.08.2017.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается.. .Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски..(А.П.Чехов)
Рецензии
Надо же, совсем недавно перечитывала А.П.Чехова, "Степь" особенно по душе. И вдруг опять встреча. Спасибо, Вадим. Насколько богаче природа была в те времена, такая многоликость, нетронутость. А как написано! Тончайший художник Антон Павлович.По-моему, вполне Поэтом его можно назвать.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Вместе с распадом общего каменного Дракона, огромные каменные ворота, в которые он взялся медленно открыл. Впоследствии изначальное довольным голосом Лазурный Дракон пришел из накладных:
“Очень хорошо. Молодой человек, вы позволили мне увидеть шокирующий результат. В эти десять тысяч лет, что я останавливался на этом континенте, Вы не первый человек, чтобы пройти этот этап судебного разбирательства. В течение этих десяти тысяч лет ждать, я уже пожалела несколько раз о оставив след в моей душе и сила на этот кусок земли, потому что уровень силы в этот континент просто слишком низко; это заставило меня осознать, что испытание осталось позади то, что люди на этом континенте никогда не мог пройти... к счастью, я встретил тебя.”
“Вы уже прошли первый этап испытаний. Не только вы проходите два раза уровень сложности, вы сделали это, будучи привязанным, вы позволили мне увидеть величайшие надежды. Суд второй этап наземные ворота уже открыты. После внесения достаточной подготовки, заходим в открывшиеся каменные ворота, и Вы войдете испытательным полигоном, на втором этапе. Я желаю вам удачи”.
Открытые каменные ворота был второй суд по воротам.
Первый этап судебного разбирательства была настолько страшной, что второй и третий этап были обязаны быть еще более сложным... неизвестно как, до какой степени жестокости ждали.
Замороженный барьер души был еще так Юн че ликвидировала общее Каменный Дракон в течение пятнадцати минут.
“Наконец-то все хорошо.” Юн че пошел обратно в сторону Чу Yuechan и помог ей скорректировать в более удобное лежачее положение. Он протянул руку, медленно направлял свой глубокий энергии в ее тело, и помогли ей распространить ее внутренней энергии и крови.
Половина Чу Yuechan открыла глаза непонимающе уставились на него в течение долгого времени. Затем, она тихо спросила: “как вы оправиться от травмы и восстановить свои силы так быстро?”
Юн че не хочу ей врать, поэтому он ответил сразу: “глубокая арт и культивировать способен ускорить выздоровление моей травмы и восстановить силы”.
“Вы можете сказать мне имя это глубокое искусство?” Чу Yuechan тихо спросил. На ее уровне, глубокое искусство, что заинтересовало ее действительно не много. Она знала, что многие глубокие искусств, которые могли бы ускорить восстановление травмы и восстановление сил, как восстановление искусств, девять восстановления цикла искусство, Божественное искусство мимолетные цветы и Снежная Луна, и так далее. Но травмы Юн че получил были тяжелыми. Это было предельно ясно для нее, что он использовал слишком много силы, настолько много, что он был крайне перегружен до такой степени, что это повлияло на его продолжительность жизни... но прошло всего шесть часов, чтобы полностью восстановиться. Даже вместе взятые, все мощное восстановление глубоких искусств, которые, как она знала, были не в состоянии показывать такой шокирующий результат.
Юн че слабо колебался, но все-таки сказал это вслух: “Вы, наверное, никогда не слышали имя этого глубокого искусства. Это называется Великий путь Будды”.
“Великий путь Будды...” Чу Yuechan призадумался слегка, как в ее глазах мелькнуло замешательство. Она действительно никогда не слышал этого искусства.
“Глубокое силы в середине истинные глубокие сферы... в такой короткий промежуток времени... убиты тысячи противников такого же уровня... и даже легко выполняется врага, чей уровень намного превосходил его собственный, целое великое царство... даже если ваша глубинная сила соответствует вашему возрасту, и вы можете считаться только обычный гений, ваш врожденный талант, используя свои глубокие силы... возможно, даже ся Qingyue... уступает... Ваш мастер должен быть... очень неординарная личность.”
Это был первый раз, она сказала, что много слов, и Чу Yuechan уже запыхалась. Для нее, кто заветные слова дороже золота, вдруг так много говорят, также показал, насколько Юн че потрясло ее.
“Мн, у меня два мастера и они оба очень неординарные.” Юн че кивнула, он улыбнулся: “один из моих учителей учил меня медицине и как быть человеком. Другой мастер меня учил всех видов глубокого искусства. Оба они дали мне новый договор аренды в жизни; без них, тока мне бы не существовало.”
Чу Yuechan закрыла глаза и произнесла не больше. Она расслабилась, а затем чувство слабости и усталости пришли одновременно. Не долго после, она крепко заснул.
С полностью разрушенной глубоких вен и меридианы, которые были почти все сломанные, он, несомненно, сделал огромное количество упорства, что оставались в сознании так долго. И что сделал Юн че исключительно счастливым, был тот факт, что он больше не чувствовал желание умереть от ее тела.
Юн че не сразу вступают во вторую стадию ворота. Вместо этого, он спокойно наблюдал за Чу Yuechan на ее стороне. Вина дракон был все еще в его руках, и не исчезли вместе с общим каменным драконом, когда он умер.
Когда Чу Yuechan проснулся, было уже утро второго дня. Хотя ее тело было еще слабым после лечения на ночь глубоких энергетических потоков Юн че и теплом, ее кожа уже значительно улучшилось.
“Вот, выпей воды.” Юн че поднял верхнюю часть тела Чу Yuechan и позволил ей опереться на его груди. После прохождения воды через ее губы, он наблюдал за ее маленьким глотками. Возможно, он никогда не думал, что наступит день, в который он будет проводить эта маленькая Фея, кто был на саммите синий Империи ветра, и помогал ей пить воду, таким же образом можно было бы тщательно кормить младенца. Сама Чу Yuechan никогда бы не подумал, что это случится либо... и в этот момент, даже Чу Yuechan сама не понимает, что она не решительно отверг интимные прикосновения Юн че, но вместо этого было очень странное чувство безопасности. Но все это подытожил быть из-за нее полностью исковеркал тело; это было принципиально невозможно для нее, чтобы заботиться о себе, и у нее даже не было возможности сопротивляться.
В ее нынешнем состоянии, Чу Yuechan мог только едят простую водянистой еды. К счастью, Юн че купил несколько зерен в гостинице перед входом в долину смерти. Он сварил немного каши с помощью Феникса пламени, а затем помогали ее выпить. После того, как все приготовления были в порядке, он поднял Чу Yuechan и направился к воротам второго этапа исследования.
После медленно входя в каменные ворота, его зрение стало черным-черно. Затем он сделал еще два шага вперед и он вдруг выпрямился, как будто прошло всего два шага, чтобы полностью перешагнуть из одного мира в другой.
То, что предстало перед его глазами был огромный простор бесконечной равнины. Трава покрыла землю, и там тоже были деревья, дававшие тень, даже слабый звук льющейся воды не было слышно. Были небольшие холмы, которые поднимались и опускались. Иногда, крики всевозможных птиц и зверей не было слышно.
Освежающе восхитительный это место, атмосфера и запахи также были полностью отличается от предыдущего местоположения. Юн че-то обернулся и еще увидел бесконечную равнину; нет просто никаких признаков горной стены или каменные ворота. Он тут же понял, что ему не пройти через какие-то каменные ворота, а формирование транспорта.
“Это... следующим испытательным полигоном? Это не... иметь какого-либо намека на опасность”. Чу Yuechang негромко сказал.
“Молодой человек, Добро пожаловать. Это место, это второй Бог испытание Дракона испытательным полигоном. Этот испытательным полигоном не имеет предела, а также не имеет выхода. Вы можете только оставить это место после того, как вы успешно завершили испытания. Или, возможно, вы бы быть похоронен здесь до завершения судебного разбирательства”.
“Есть бесчисленное количество глубоких звери здесь, в этой бесконечной равнине. Уровень бездны звери были скорректированы с вашей силой в качестве ориентира. Кроме того, в результате два раза уровень сложности вам придется нести, каждый бездны зверя не меньше, чем дух глубокое Царство. Как для некоторых из более мощных глубоких зверей, их сила намного превосходит общее Каменный Дракон, который тебя убил.”
“В этих глубоких звери, это место представляет собой бесконечный рай. Но для вас, это место крайне опасно; это пропасть, наполненная бесчисленными тенями смерти. Это потому, что после глубокого здесь звери смысла вашей ауры, они бы все немедленно развязать бесконечный шквал атак. В то же время, под руководством моей души, глубокое звери рядом с вами будут водить в вашу сторону. Вы бы охотились во все времена глубокой зверей и никогда не смог бы спать спокойно или спокойно поесть”.
Юн Че: “...”
Юн че не имеет никаких явных реакций на все это, но изначальный Лазурного Дракона следующие слова почти Юн че выплюнул полный рот крови.
“И ваша цель в клиринге это второй этап судебного процесса тоже очень легко. Он убил девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять глубокое звери, в течение одного года!”
1.1.3. Сравните описание степи в приведенном фрагменте с изображением природы в повести А. П. Чехова «Степь». Чем похожи пейзажи?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А. А. Фета «Как беден наш язык! - Хочу и не могу...». К каким выводам вас привело это сопоставление?
Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.
Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
Наши путешественники только несколько минут останавливались для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Треща-ние кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался, из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе ку-лиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, кракаиье; все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.
Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра. Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что козаков было тринадцать человек. «А ну, дети, попробуйте догнать татарина!., и не пробуйте - вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Черта». Однако ж Бульба взял предосторожность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они прискакали к небольшой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней, чтобы скрыть след свой, и тогда уже, выбравшись на берег, они продолжали далее путь.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
****************************
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же- небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.
Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и - опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи...
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните заданиe 1.2.3.
Невыразимое Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья - Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, - Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать - И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам - сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката - Сии столь яркие черты - Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою, Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие Создателя в созданье - Какой для них язык?.. Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит. В. А. Жуковский | *** Как беден наш язык! - Хочу и не могу. - Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец, И клонит голову маститую мудрец Пред этой ложью роковою. И темный бред души, и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. А. Фет |
Пояснение.
1.1.3. В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова.
И у Гоголя, и у Чехова степь одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам, являет собой идеальный образ гармонии, противопоставленный миру людей. Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов миллионы! Вот где буйство красок! В чеховском описании больше глаголов, больше действия. И у Гоголя, и у Чехова большое место отводится в описании степи птицам. Именно они самые близкие человеку обитатели степи. И именно они напоминают и героям, и читателям о стремлении к свободе, развитию, полноте прекрасной жизни.
1.2.3. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, нужно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь. Эта же мысль звучит в стихотворении Фета «Как беден наш язык…»:
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах…