Метательные орудия древности. Арсенал: Арсенал
На протяжении всей истории человечества люди изобретали и усовершенствовали способы убивать друг друга. В нашем обзоре 15 образцов самого эффективного средневекового оружия, которое можно было бы назвать оружием массового поражения.
1. Бронещит
Бронещит использовался предположительно охраной Генриха VIII в период с 1544 по 1547 годы. В щите была предусмотрена смотровая щель и отверстие, через которое можно было стрелять из пистолета.
2. Мечелом
Этот необычный меч с зубцами по сторонам предназначался для того, чтобы захватить меч противника. Было достаточно одного взмаха руки, чтобы вырвать меч из рук врага.
3. Подпружиненный кинжал
Подпружиненный кинжал с тремя клинками использовали в средневековых поединках. Достаточно было одного нажатия кнопки, чтобы кинжал «выбросил» два дополнительных лезвия.
Чаше всего оружие с романическим названием «Утренняя звезда», представлявшее собой булаву на цепи использовали крестьяне. Но были и дорогие образцы, выполненные мастерами.
5. Требушет
Требушеты, этакие суперкатапульты, позволяли запускать камни и прочие предметы для метания почти на километр. С появлением требушетов замки стали не таким надёжными фортификационными сооружениями.
6. Туши мёртвых животных
Туши мёртвых животных были самыми популярными боеприпасами для требушетов. Они использовались в качестве биологического оружия, поскольку способствовали распространению болезней за стенами замка.
7. Колесница с косами
Из каждого колеса колесницы торчала коса. Такая колесница была предназначена для вырезания вражеского войска.
8. Хунга-мунга
Оружие, названное в честь африканского племени, его использовавшего, использовалось, как бумеранг.
9. Кипящее масло
Кипящее масло выливали с стен замка на тех, кто пытался его захватить. Если масла не было для этих же целей использовалась вода.
10. Палаш
Палаш использовался рыцарями и кавалеристами. С его помощью воин без особых усилий обезглавливал противника или отсекал ему конечность.
11. Вархаммер
С появлением доспехов и кольчуг появилась необходимость вот в таких необычных молотках – тупом оружии, которым можно было наносить сильные удары.
12. Таран
Тараны и сегодня используются полицией, когда нужно открыть ворота. Использовали их в средневековье. Правда, тогда штурмующие замок рисковали получить на головы порцию кипящего масла.
13. Коготь Архимеда
Коготь Архимеда считаю супероружием древности. Его использовали для защиты Карфагена. Работа орудия заключалась в поднятии вражеского тарана с земли на максимальную высоту, откуда он неминуемо падал после раскрытия крюков. Иной раз коготь Архимеда мог работать и по другому принципу: поднимал огромные брёвна и бросал их на вражеские корабли. А мог и вовсе переворачивать корабли.
Сюрикэн с японского переводится как «лезвие, спрятанное в руке». В то время, как европейцы придумывали технологичное оружие, японцы предпочитали наносить смертельные раны исподтишка.
Огненные стрелы
Может показаться, что огненные стрелы в качестве оружия не очень эффективно. Но это не так. Десяток раскалённых стрел не прибавят оптимизма противнику.
Сегодня, похоже, началась новая эра, которая выведет гонку вооружения на новый уровень. могут стать тому подтверждением.
Не лучше, чем у турок, шло дело с новым оружием и у народов Европы. Казалось, огнестрельные орудия, такие непрочные и капризные, не выдержат соперничества со старыми.
Ведь безопасные в обращении машины с противовесом бросают камни ничуть не хуже, чем бомбарды.
Среди полководцев шли споры, какие орудия лучше: старые или новые. И большинство склонялось к тому, что лучше старые.
Скоро, однако, произошло событие, которое положило конец этим спорам, В 1494 году молодой французский король Карл VIII
готовился к походу в Италию, чтобы заявить свои наследственные права на Неаполь. Но права надо было подкрепить силой. И Карл
собрал при своем тридцатитысячном войске более сотни орудий. Тут были «фальконеты» – легкие орудия, стреляющие ядрами величиной
«с апельсин», и орудия «главного парка», стреляющие ядрами «с голову человека».
С этой артиллерией Карл VIII вступил
в Италию. Навстречу ему вышли войска местных феодалов. Их рыцари были закованы в железные латы (рис. 10). Но в первом же бою
фальконеты забросали гордых рыцарей своими железными «апельсинами», которые легко пробивали рыцарские латы.
Рыцари укрылись за каменными стенами «неприступных» замков. Но ядра орудий «главного парка» разрушали и эти замки (рис. 11).
Вскоре Флоренция, Рим и Неаполь были в руках завоевателя.
Всюду распространились вести о новом удивительном средстве, облегчающем победу. Забыты были прежние разговоры, будто огнестрельное орудие более опасно своим войскам, чем противнику. Каждый город, каждый король старался теперь завести побольше огнестрельных орудий, да таких, которые получше и посильнее. Артиллерия вскоре стала полноправным родом войск.
Рис. 10. Закованные в латы рыцари. Пятнадцатый век
* * *
С того самого времени, как появились огнестрельное орудия, европейские мастера стали работать над их усовершенствованием. Вначале они стремились делать их пострашнее на вид: для этого оплетали прутьями, словно корзину, осадную башню, приделывали ей крылья, раскрашивали ее, чтобы она была похожа на сказочное чудовище, и ставили в ней орудия. Таков был, например, «Аспид-дракон», показанный на рисунке 12.В то же время попытались сделать бомбарду не такой неуклюжей; для этого положили ее на станок и приделали к ней колеса. Наводить орудие стало гораздо удобнее: ему легко можно было придавать нужный наклон, легче было и передвигать его с места на место. Рис. 11. Тяжелые орудия «главного парка» стреляют ядрами «с голову человека»
Затем научились отливать орудия из бронзы, а не сваривать их из отдельных железных полос. Орудия стали гораздо прочнее. Разрывы орудий случались все реже и реже.
Отливая орудие, мастера заботились и о правильности его формы, о чистоте и даже о красоте работы. Посмотрите, например, как отлит ствол русской «гафуницы» семнадцатого века (рис. 13).
Мысль мастеров работала не только над тем, как поискуснее отлить орудие. Изобретатели старались усовершенствовать и конструкцию орудий. Очень неудобно было, например, заряжать орудия семнадцатого века: они не имели затвора и заряжались с дула; надо было встать перед орудием, спиной к неприятелю, заложить в орудие сперва заряд пороха, потом – снаряд.
И вот два русских мастера изобрели затворы к орудиям: один изготовил «пищаль» с выдвижным затвор ом в виде клина, а другой придумал ввинчивающийся затвор.
Орудия новой конструкции можно было заряжать сзади; так работать много быстрее и удобнее. Но слабая техника того времени не позволила освоить этих изобретений.
Орудия, изготовленные русскими мастерами в семнадцатом веке, хранятся в Артиллерийском музее в Ленинграде, как праотцы современных орудий с «клиновыми» и «поршневыми» затворами.
Только в конце девятнадцатого века – двести лет спустя – сумела техника освоить это изобретение, и орудия с подобными затворами применяются теперь во всех армиях.
Так смелая мысль русских изобретателей опередила свое время.
Шли века. На смену кустарным мастерским средневековых мастеров пришли мануфактуры. Собранные в одно место десятки, а иногда и сотни рабочих, делили между собой труд по изготовлению артиллерийских орудий, отливали эти орудия уже не по случайной прихоти мастера, а по установленным образцам. Затем, в связи с быстрым развитием капитализма, двинулась вперед гигантскими шагами промышленность, особенно металлургическая.
Появилось много больших заводов, оборудованных сложными машинами. Все это давало возможность вносить новые и новые улучшения в артиллерийское дело.
Возможности эти не могли быть и не были упущены. Капиталистические страны непрерывно боролись между собой за новые земли, за богатства. Эта борьба неминуемо вызывала войны. Каждая капиталистическая страна была заинтересована в том, чтобы ее артиллерийские орудия были наиболее прочными и могущественными, чтобы таких орудий было у нее как можно больше.
Это соперничество особенно обострилось в девятнадцатом и в начале двадцатого века. И именно в это время внесено было особенно много усовершенствований в артиллерийское дело.
Мощь артиллерии резко возросла.
Уже не из слабой бронзы, а из лучшей, крепчайшей стали отливают теперь орудия.
Не каменными ядрами, пугающими лошадей, а разрывными снарядами огромной силы стреляет нынешняя артиллерия.
Кратко о статье: Первым огнестрельным оружием были китайские пороховые ракеты. Монголы прикрепляли их к стрелам, чтобы те летели дальше. Впрочем, настоящее развитие артиллерии началось в новой эре. Мортиры и бомбарды, фальконеты и «тюфяки»... Пушки делали даже из дерева! Читайте о «детстве» артиллерии в нашем «Арсенале».
Трубы огня и грома
Ракеты и артиллерия - от древности до средневековья
Тяжелое металлическое ядро прорвалось сквозь магическую защиту Робийярда, уничтожив добрую часть такелажа.
У них есть орудие с дымящимся порошком! - крикнул Гаркл.
Что? - одновременно спросили Дзирт и Дюдермонт.
Гаркл никак не мог приступить к объяснению, но его испуганное лицо говорило о многом.
Роберт Сальваторе, «Путь к рассвету»
Поразительное зрелище: великие герои и мудрые маги трепещут. Забыв об атакующих заклинаниях и корабельных катапультах, они предпочитают искать спасения в бегстве. И виною этому не древний дракон, нет; с драконами они справляются легко и играючи. Всего лишь металлический цилиндр на палубе вражеского судна. «Большая аркебуза». Пушка.
Неужели «орудия с дымящимся порошком» действительно настолько страшнее метательных машин, драконов и волшебных молний? Двух мнений быть не может - несравненно страшнее. Разве при строительстве замков в мирах фэнтези когда-либо предпринимались специальные предосторожности на случай применения противником магии или нападения дракона? Нет. А появление огнестрельной артиллерии быстро привело к разительному изменению облика фортификаций и тактики полевых сражений.
Ракеты
Самыми примитивными огнестрельными орудиями были пороховые огнеметы, представлявшие собой медные или бамбуковые трубы, набитые смесью горючего и селитры. Появились такие устройства в Азии еще в незапамятные времена. В эти же самые времена было замечено, что струя раскаленных газов не только выбрасывает из ствола зажигательный состав, но и ощутимо толкает назад сам ствол. Так был открыт реактивный принцип движения.
Ныне считается, что бамбуковые ракеты появились в Индии еще за несколько веков до нашей эры. Упоминали о подобном оружии и вторгшиеся в Индию македонцы. Но распространение ракет в античности не могло быть сколько-нибудь значительным. В ту пору способ выращивания селитры еще не был открыт, и порох, которого для изготовления ракет требуется очень много, оставался слишком большой редкостью.
Описания древних ракет, к сожалению, либо слишком туманны, либо совершенно неправдоподобны. Более обширная информация сохранилась о реактивных снарядах средних веков. В военных целях ракеты систематически стали применяться в Китае с 10 века новой эры. В 13 веке могучий прилив монгольского нашествия занес это оружие на Ближний Восток, откуда уже в следующем столетии оно проникло в Европу.
Самый распространенный реактивный снаряд средневековья, особенно широко использовавшийся монголами и арабами, именовался «китайской стрелой » или «огненной стрелой». Это и в самом деле была обычная стрела, к древку которой ниже наконечника крепилась набитая порохом бумажная трубка. Выстреливалась она из лука вполне традиционным способом, но в полете короткий фитиль поджигал заряд, и стрела приобретала маленький реактивный двигатель.
Реактивные стрелы могли пролететь 300 метров, что вдвое превышало дальнобойность обычных зажигательных стрел. Но более весомыми их достоинствами в то время справедливо считались громкий свист и длинные хвосты цветного огня и дыма. «Китайские стрелы» служили преимущественно для подачи сигналов и указания целей обычным лучникам. Монголы однажды использовали их для того, чтобы обратить в бегство вражеских боевых слонов.
Более мощные ракеты («копья яростного огня ») весили от 1 до 10 килограммов и применялись как в качестве сигнальных, так и в качестве зажигательных снарядов. Для этого передняя часть корпуса ракеты наполнялась «греческим огнем». Когда пороховой заряд выгорал, зажигательная смесь воспламенялась, и струи пламени выбрасывались через специально проделанные для этой цели отверстия.
Стартовали «копья», естественно, уже не с тетивы лука, а с распорки. Длинное древко оставалось неотъемлемой частью конструкции реактивных снарядов до конца 19 века. При запуске конец шеста втыкался в землю и выполнял функцию направляющей, в воздухе он играл роль стабилизатора.
Дальность полета наиболее крупных ракет уже в средние века могла превышать 2 километра. Это было очень и очень неплохо. Тем не менее, масштабы применения реактивных снарядов долгое время оставались скромными. Причиной тому были дороговизна, низкая точность и недостаточная разрушительная сила ракет.
Ракеты с головной частью в виде чугунной гранаты появились только после Наполеоновских войн. Средневековые «огненные копья» взрываться не могли. Черный порох, заключенный в деревянную оболочку, производил много шума и дыма, но не создавал ни опасной ударной волны, ни осколков. Ракеты не вредили пехоте и не пробивали крыш зданий. Относительно точности достаточно сказать, что древним шутихам случалось даже разворачиваться в воздухе и устремляться обратно к точке пуска.
И кто бы мог подумать, что со временем ракеты станут высокоточным оружием? |
Ракеты на Руси | ||
По одной из наиболее смелых версий, реактивные снаряды на Руси были впервые применены еще в 10 веке княгиней Ольгой. Согласно легенде, эта правительница сожгла мятежное городище с помощью птиц, несущих горящие фитили. Птица, к лапке которой привязан тлеющий трут, обратно в гнездо не полетит, так что о буквальном понимании свидетельства летописи и речи нет. А вот ракеты в средние века «огненными птицами» именовались нередко. Чисто теоретически, в 10 веке Ольга уже могла получить партию «китайских стрел» - например, от византийцев или булгар. Но намного более вероятно, что ракеты на Руси начали применяться только в 15 - начале 16 века. В 1607 году Онисим Михайлов в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки » подробно описал способы изготовления и применения сигнальных и зажигательных ракет. Специальное «Ракетное заведение» было открыто в Москве в конце 17 века. Но изготовлялись на нем только сигнальные и предназначенные для фейерверков ракеты, известные как «шутихи». |
Появление артиллерии
Древнейшие орудия, изобретенные в 7 веке в Китае, а в 11 веке при посредничестве арабов попавшие в Европу, все еще не имели запального отверстия в казенной части. Воспламенение заряда производилось со ствола, с помощью пропущенного в зазор между ядром и стенкой ствола фитиля.
Самая удивительная особенность таких мортир заключалось в том, что канал их короткого ствола представлял собой не цилиндр, а конус. Конический ствол практически не направляет движение снаряда и запирает пороховые газы только до тех пор, пока ядро не начнет движение. Тем не менее, выбор именно конуса, а не цилиндра, не был случайным.
Дело в том, что первые пушки предназначались для навесной стрельбы, но еще не имели лафетов, и на позиции просто втыкались казенной частью в землю. Потому дальность выстрела могла регулироваться лишь таким способом, каким она регулировалась у старинных катапульт, - путем изменения веса снаряда. Конический ствол позволял использовать камни разных размеров.
Орудия 12-14 веков все еще оставались небольшими. Ствол весом 20-80 килограммов и калибром 70-90 миллиметров отливался из меди или бронзы, либо выковывался из мягкого железа. Высверливать изнутри массивные металлические болванки в то время еще не умели ни арабские, ни европейские мастера.
По этой причине медные и бронзовые стволы, подобно колоколам, отливались сразу с внутренней полостью. Железные пушки ковались из сваренных вдоль и скрепленных обручами полос металла. Изготовленные таким образом орудия оказывались очень непрочными. Это обстоятельство жестко ограничивало мощность артиллерии раннего периода.
Силой выстрела первые бомбарды примерно соответствовали мушкетам 16 века. Соответственно, и били из них не по крепостным стенам, а по рыцарским коням, с дистанции всего в несколько десятков метров. Арабы заряжали свои орудия гранеными, обмотанными веревкой железными пулями или свинцом. Европейцы предпочитали завернутый в тряпку камень весом 0,5-1 килограмм, а иногда и толстый деревянный болт с железным наконечником.
В Европе пушки перестали быть редкостью уже к середине 14 века. Так, во время битвы при Кресси англичане использовали около 20 маленьких бомбард. К концу века применение артиллерии в бою стало обычным делом; впрочем, пользы от пушек все еще было очень и очень мало. Трубы, выбрасывающие снаряды «с грохотом, свистом и силой, неведомой доселе » использовались преимущественно в расчете на моральный эффект.
Били маленькие бомбарды не только слабо, неточно и недостаточно громко, но еще и очень редко. И проблема заключалась даже не в том, что заряжать их было сложно - их просто некому было заряжать. Бомбарды 14 века взрывались так часто, что стрелять из пушки рисковал только сам изготовивший ее мастер. Поэтому на каждые 5-10 бомбард приходился всего один канонир. До начала сражения он устанавливал и заряжал пушки. Он же и стрелял из них, подбегая с факелом к орудию, на линии огня которого появлялся враг.
Пушки из дерева? | ||
Как бы парадоксально ни звучало словосочетание «деревянная пушка», в действительности значительная часть древнейших орудий изготовлялась не из металла. Коническое углубление могло быть выдолблено и в пне твердого дерева. Деревянная мортира служила недолго, зато и сделать новую было несложно. Орудия из дубовых пней использовались в Европе партизанами вплоть до 19 века. Из скрепленных обручами древесных стволов делались и бомбарды. Но значительно чаще при изготовлении «длинных» пушек дерево заменялось рулоном воловьей кожи. Кожаные пушки в средние века редкостью не были и встречались повсюду - от Чехии до Тибета. Даже в 17 веке на вооружении шведской (самой передовой в Европе) армии состояли легкие орудия подобного устройства. Скрученные из рулонов кожи пушки могли стрелять только картечью и оказались очень опасными в эксплуатации. Ствол стремительно прогорал, и орудие могло взорваться в любую минуту. |
Гигантские бомбарды
Попытки изготовить пушку, вес которой исчислялся бы не пудами, а тоннами, впервые были предприняты еще в конце 14 века. В большинстве случаев они оказывались неудачными. Огромные стволы, выкованные из железных полос и обручей, неизбежно разрывались при первом же выстреле. Так что первый успех осадной артиллерии - разрушение железной 790-миллиметровой пушкой замка Танненберг в 1399 году - справедливо был воспринят современниками как случайность. Чтобы не искушать судьбу, чудо-пушку бросили «на месте преступления».
Тем не менее, начало было положено. Огнестрельная артиллерия продемонстрировала способность решать задачи, для метательных машин неподъемные в принципе. До сих пор камнеметы лишь перебрасывали зажигательные снаряды через стену, либо (намного реже) пытались выбить ворота крепости.
Стену же - каменную, кирпичную и даже деревянную - приходилось либо подкапывать, либо расшатывать таранами. При этом тараны сначала необходимо было подтянуть в упор к стене, предварительно засыпав рвы. Да и после этого стенобойным машинам требовалось значительное время, чтобы сокрушить преграду.
Проблема отливки огромных стволов из бронзы была решена уже в начале 15 века. На смену железным гигантским бомбардам пришли бронзовые. Надежность их также оставляла желать лучшего. Ввиду отсутствия подходящих сверлильных станков, стволы продолжали отливаться с готовой внутренней полостью и выдерживали всего несколько выстрелов.
Заменить самую мощную из метательных машин средневековья вполне могла бы и пушка калибром 152 миллиметра. Но и 300-миллиметровые осадные орудия в 15 веке считались «несерьезными». Обычно для разрушения укреплений использовались 400-миллиметровые бомбарды. У самых мощных европейских пушек калибр достигал 630 миллиметров, а вес - 13,5 тонн. Но даже они выглядели жалкими карликами в сравнении со 100-тонными турецкими чудовищами калибром от 890 до 1220 миллиметров. Одно только ядро к такой пушке могло достигать 2 тонн веса.
Неудивительно, что уже к середине 15 века метательные машины и тараны окончательно отошли в историю. Достаточно большая пушка могла решить исход осады единственным выстрелом.
На позиции бомбарда устанавливалась в сооружение из бревен и кирпичной кладки. Несмотря на то, что дальность полета ядра могла достигать 2-2,5 километров, позиция оборудовалась всего в нескольких десятках метров от стены. Это позволяло максимально полно использовать энергию выстрела, но все работы, естественно, приходилось вести под прикрытием огромных деревянных щитов.
Тут же - под стенами осажденной крепости - изготавливались и каменные ядра. Для увеличения веса их оковывали железом, а также обматывали веревками, чтобы плотнее входили в ствол.
Затем наступала очередь зарядки. Сначала в ствол отправлялись слепленные из пороховой мякоти лепешки. Потом - ядро, которое укреплялось в стволе деревянными клиньями. Это, конечно, увеличивало вероятность взрыва, но в то же время позволяло существенно повысить силу выстрела. Порох в лепешках горел медленно, и неукрепленное ядро вылетело бы из короткого ствола прежде, чем выделяемой селитрой кислород успел полностью прореагировать с горючим.
Существенно сложнее оказывалась процедура подготовки к выстрелу бомбарды, заряжаемой с казенной части. А таких в 15 веке было подавляющее большинство, поскольку изготовить форму для отливки открытой с обоих концов трубы было намного проще. Казеннозарядная бомбарда состояла из двух частей: ствола и зарядной каморы. Камора являлась прообразом гильзы и представляла собой чашку, внешний диаметр которой соответствовал внутреннему диаметру ствола. Соответствие, впрочем, было весьма относительным - на практике в зазор нередко можно было просунуть палец. Перед выстрелом камора набивалась пороховой мякотью и вставлялась в казенную часть ствола. После этого зазор замазывался глиной, камора подпиралась кирпичной кладкой и замуровывалась. Толку от этого было немного: при выстреле значительная часть пороховых газов все равно вырывалась через щели между стволом и каморой, разбрасывая камни и снижая энергию выстрела. При таком способе зарядки снаряд, разумеется, вкладывался в ствол без клиньев. |
На установку гигантской бомбарды обычно требовалось несколько дней; зарядка занимала 2-4 часа. Но рано или поздно все трудности оказывались позади. Щит бомбарды начинал медленно подниматься. Увидев это, осажденные спешно покидали стену, а бывало, что и прилегающие к стене кварталы. Осаждающие, впрочем, тоже прятались, кто где мог. В укрытие отступал и сам канонир. Выстрел производился с помощью длинного фитиля.
Если стена не обрушивалась с одного выстрела, пушку можно было зарядить снова. Но на это требовался, как минимум, еще один день. «Лафет» из кирпича и бревен так сотрясался чудовищной отдачей орудия, что его приходилось ремонтировать.
Артиллерия средних веков
К середине 15 века огнестрельная артиллерия окончательно превратилась в неотъемлемый элемент вооружения крепостей и полевых армий. Пушки к этому времени усовершенствовались и стали разнообразнее.
Мортиры (от арабского слова «можжах», то есть «бабах») в 15 веке приобрели удлиненный ствол с запальным отверстием. Теперь он состоял из конической части, в которой помещался заряд, и цилиндрической части, направлявшей движение снаряда. Огонь, таким образом, мог вестись точнее и дальше - дистанция прицельной стрельбы возросла до 250-400 метров. Проблема наведения решалась благодаря появившимся в середине века лафетам, позволяющим изменять угол наклона ствола. Калибры мортир в этот период все еще оставались небольшими -152-173 миллиметров.
Снарядами к мортирам служили брандскугели («огненные шары») - каменные ядра, обернутые несколькими слоями пропитанной смолой и селитрой ткани.
Весьма распространенной разновидностью крепостной артиллерии средних веков являлись предназначенные для стрельбы по пехоте фальконеты (русское название - «тюфяки»). Странное название этих пушек происходило от тюркского слова «тюфенг», означавшего примерно то же, что и арабское «можжах».
Калибр «тюфяков» был меньше, чем у бомбард - от 50 до 80 миллиметров. Железная, медная или кожаная пушка крепилась к колоде и весила с нею от 80 до 150 килограммов. Эффективный выстрел картечью из рубленого свинца или гвоздей мог быть сделан на 100-150 метров.
Поражать пехоту полевая пушка 15 века могла каменной картечью или ядрами. Но картечь действовала на расстоянии не более 100 метров, причем камешки отскакивали от лат и щитов. Ядро же могло пролететь около 700 метров, и доспехи от его удара, естественно, не спасали. Но велика ли была вероятность, что ядро точно попадет в движущуюся цель?
Как оказалось, достаточно велика. В 15 веке полевые пушки стали стрелять рикошетами . Выпущенное параллельно земле ядро ударялось о грунт под малым углом, отскакивало и делало, таким образом, несколько прыжков, не поднимаясь выше человеческого роста. Рикошетами бомбарда могла стрелять только на треть максимальной дистанции, то есть на 200-250 метров. Тем не менее, с этого момента и до середины 19 века такой способ стрельбы стал для артиллерии главным. Попасть скачущими по земле ядрами в центр боя было нетрудно, и каждый выстрел вызывал многочисленные жертвы.
* * *
Период с 7 по 15 века можно охарактеризовать как «детство» артиллерии. Изучая технические характеристики орудий этой эпохи, остается только удивляться тому, что столь примитивные и неуклюжие трубы вообще могли наносить врагу какой-то урон. Но постепенно совершенствовались литейные печи и станки, улучшались технологии изготовления пороха. На смену 15 пришел 16 век, в течение которого артиллерия смогла завоевать себе право именоваться «богом войны».
Однако это уже совсем другая история.
Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня
Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.
Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.
Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.
1. Броню носили лишь рыцари
Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно - и с течением времени всё сильнее - поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.
Броня для рыцарского поединка, конец XVI века
Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считалось низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.
Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были - часто по закону и декретам - покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие - копьё, пика, лук или арбалет.
Индийская кольчуга XVII века
В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.
В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.
2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах
В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319-1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412-1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа
Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.
Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век
Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.
На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее - императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых момент, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.
4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем - от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.
Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366-1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.
В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.
5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов
Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.
6. Как люди в доспехах ходили в туалет?
Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала
Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.
Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».
Колдстримская гвардия
Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.
8. Кольчуга - «chain mail» или «mail»?
Немецкая кольчуга XV века
Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» - это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.
Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.
9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?
Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.
В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет - это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).
Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.
В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже - императором) Фердинандом I (1503-1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.
10. Детали брони — опора для копья и гульфик
Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.
История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.
11. Носили ли викинги рога на шлемах?
Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина - образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.
Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.
Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).
Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.
12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия
В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.Немецкая пищаль конца XIV века
Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.
13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше
Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.
Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.
Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515-47), или Генрих VIII, король Англии (1509-47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.
Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век
Броня императора Фердинанда I, XVI век
Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503-1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди - 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.
14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.
Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей - правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.
Заблуждения и вопросы по режущему оружию
Меч, начало XV века
Кинжал, XVI век
Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч - прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.
В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем - иногда даже и благородным - по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.
Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей - шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.
Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости - словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.
Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.
Турецкая сабля с ножнами, XVIII век
Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век
У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.
На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».
Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.