Мастерская и человек в ней. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (Школьные сочинения)
«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением?
Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.
Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.
Но люди должны не только любоваться храмом природы, но и жить в нём. Поэтому природу можно назвать мастерской, а человека — мастером. Остальное зависит от того, каков мастер. Эта проблема всегда интересовала писателей и поэтов.
В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?
Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.
Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.
Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.
В тот же день и Базаров познакомился с Фенечкой. Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, почему иные деревца, особенно дубки, не принялись. Надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему. Вон беседка принялась хорошо, прибавил он, потому что акация да сирень ребята добрые, ухода не требуют. Ба, да тут кто-то есть. В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей. Базаров остановился, а Аркадий кивнул головою Фенечке, как старый знакомый. Кто это? спросил его Базаров, как только они прошли мимо. Какая хорошенькая! Да ты о ком говоришь? Известно о ком: одна только хорошенькая. Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка. Ага! промолвил Базаров, у твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, прибавил он и отправился назад к беседке. Евгений! с испугом крикнул ему вослед Аркадий, осторожней, ради Бога. Не волнуйся, проговорил Базаров, народ мы тертый, в городах живали. Приблизясь к Фенечке, он скинул картуз. Позвольте представиться, начал он с вежливым поклоном, Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный. Фенечка приподнялась со скамейки и глядела на него молча. Какой ребенок чудесный! продолжал Базаров. Не беспокойтесь, я еще никого не сглазил. Что это у него щеки такие красные? Зубки, что ли, прорезаются? Да-с, промолвила Фенечка, четверо зубков у него уже прорезались, а теперь вот десны опять припухли. Покажите-ка... да вы не бойтесь, я доктор. Базаров взял на руки ребенка, который, к удивлению и Фенечки и Дуняши, не оказал никакого сопротивления и не испугался. Вижу, вижу... Ничего, все в порядке: зубастый будет. Если что случится, скажите мне. А сами вы здоровы? Здорова, слава Богу. Слава Богу лучше всего. А вы? прибавил Базаров, обращаясь к Дуняше. Дуняша, девушка очень строгая в хоромах и хохотунья за воротами, только фыркнула ему в ответ. Ну и прекрасно. Вот вам ваш богатырь. Фенечка приняла ребенка к себе на руки. Как он у вас тихо сидел, промолвила она вполголоса. У меня все дети тихо сидят, отвечал Базаров, я такую штуку знаю. Дети чувствуют, кто их любит, заметила Дуняша. Это точно, подтвердила Фенечка. Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдет. А ко мне пойдет? спросил Аркадий, который, постояв некоторое время в отдалении, приблизился к беседке. Он поманил к себе Митю, но Митя откинул голову назад и запищал, что очень смутило Фенечку. В другой раз, когда привыкнуть успеет, снисходительно промолвил Аркадий, и оба приятеля удалились. Как бишь ее зовут? спросил Базаров. Фенечкой... Федосьей, ответил Аркадий. А по батюшке? Это тоже нужно знать. Николаевной. Bene . Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится? Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? чего конфузиться? Она мать ну и права. Она-то права, заметил Аркадий, но вот отец мой... И он прав, перебил Базаров. Ну, нет, я не нахожу. Видно, лишний наследничек нам не по нутру? Как тебе не стыдно предполагать во мне такие мысли! с жаром подхватил Аркадий. Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней. Эге-ге! спокойно проговорил Базаров. Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. Приятели сделали несколько шагов в молчанье. Видел я все заведения твоего отца, начал опять Базаров. Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько. Строг же ты сегодня, Евгений Васильевич. И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно. Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает». Я начинаю соглашаться с дядей, заметил Аркадий, ты решительно дурного мнения о русских. Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки. И природа пустяки? проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем. И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия. Это что? произнес с изумлением Базаров. Это отец. Твой отец играет на виолончели? Да. Да сколько твоему отцу лет? Сорок четыре. Базаров вдруг расхохотался. Чему же ты смеешься? Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias,«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818-1883). Слова Базарова.
С развитием общества расширяется господство человека над природой, идет постоянное увеличение дисгармонии между этими элементами. Автор поднимает проблему взаимодействия общества и природы, которая является актуальной в условиях обострения глобальных проблем современности. Мысль автора состоит в том, что человек воспринимает природу не как прекрасное, нерукотворное творение, а как «мастерскую», показывая тем самым свое потребительское отношение к ней.
Намой взгляд, автор совершенно точно отразил в своем высказывании сложившуюся в обществе ситуацию. Но согласиться с его мнением я не могу, потому что отношение к природе должно основываться на внимании и бережном отношении к природным ресурсам.
Люди перестали с уважением и любовью относиться к природе; остро стоит вопрос о конфликтной взаимосвязи человека и природы.
Рассмотрим высказывание с точки зрения обществоведческой терминологии. Общество в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира. Природа в широком смысле слова – это объективная реальность, окружающая человека. Вследствие этого только гармоничная взаимосвязь с природой позволит обществу прогрессивно развиваться, не нанося при этом вред окружающей среде. Это выражение затрагивает и нравственный аспект, показывая человеческий экологический эгоцентризм.
Человечество давно пытается «приручить» природу. Все дальше уходя от «первоначального замысла». Эти действия только обострили экологическую проблему. Выдающийся ученый В.И. Вернадский говорил, что воздействие человека на природу уже соизмеримо с геологическими процессами. Загрязнение атмосферы и воды, сокращение природных ресурсов, истребление флоры и фауны – вот к чему привело преобразование человеком природы.
Тесная связь человека и природы (эмоциональная связь) прослеживается в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Природа в ней не только помогает передать чувства героев, но и является одним из действующих лиц. Подобной аллегорией автор показывает неразрывную связь человека и природы, заложенную на эмоциональном уровне.
Именно глубокое единство природы и человека лежит в основе сбалансированных отношений общества и биосферы. В этой взаимосвязи и заключается основа единства мира.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -
Природа не храм а мастерская и человек в ней работник
У современной молодежи существует положительное отношение к сохранению и приумножению природных богатств, сформирована гражданская позиция, высокие духовно – нравственные ценности и социальные ориентиры, но все же в последние годы уровень состояния природных ресурсов, качество питьевой воды, сохранность водоемов с пресной водой неуклонно движется вниз. Основными причинами нарушения состояния рек, водоемов выступают как внешние факторы, так человеческое вмешательство в природу, расточительное использование своих ресурсов и достаточно неэффективное. Именно эта проблема легла в основу разработки моего эссе.
Природа - весь мир в разнообразии его форм - до сих пор является объектом изучения для людей. Человечество открыло множество законов, объясняющих устройство разнообразных природных процессов. Мы научились добывать огонь, выводить новые породы животных путем селекции, мы отправили человека в космос. Мы сажаем злаковые и овощные культуры там, где захотим. Пусть даже почва не подходит - мы наполним ее органическими и минеральными удобрениями - и ростки взойдут. Мы высаживаем декоративные цветы красивыми геометрическими конструкциями, создавая новые прекрасные сады своими руками. Мы пробуем и ошибаемся, рассчитываем вероятности, теоретическим или практическим путем в конце концов приходим к заданной цели. Мы мастерим.
Человек издревле пытается подстроить природу под себя, создать новые удобные формы Все дальше и дальше уходит он от "первоначального замысла". Человек не позволяет процессу самостоятельно развиваться.
Он контролирует его и называет этот контроль культурой.
Человек не дает природе диктовать ему свои условия. В крупных городах перед масштабными парадами даже разгоняют тучи, не позволяя запланированному природой дождю омрачить праздник.
Вполне вероятно, что в будущем люди научатся изменять климатические условия. Погода станет полностью подчиненной человеку. И все же человек – это часть природы.
Человеческий организм до сих пор изучен не до конца. Даже знакомые специалистам биохимические реакции могут дать непредсказуемый результат. Человек волен сам делать свой выбор, но очень трудно ему бывает идти против своей природы.
Человек может высадить сад, но может ли он вылепить себя по желаемому образу? Может ли он контролировать биохимические процессы своего организма? Задавать ритм сердца, заставлять кровь циркулировать быстрее? Не позволять гормональным всплескам влиять на свое настроение? Замедлять или ускорять рост волос? Может - с помощью химических веществ. С помощью определенных физических упражнений он может изменить свое тело, с помощью пластической хирургии - свое лицо. Человек сделал мастерскую даже из самого себя. Но за кем же останется последнее слово? Пока мы стареем и умираем, оно остается за природой, однако будущее сверкает радужными перспективами. Возможно, это лишь вопрос времени?
Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.
Человек равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.
Но как следует относиться к природе современному человеку?
Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай дерево, не делай больно животному, не оставляй мусор в лесу, не рви без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры -, всему этому мы учимся с детства и это должно стать законом для отдыхающих на природе. Это первые уроки по охране природы. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.
Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Но мы должны и обязаны использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму, поддерживать разумные отношения с природой и просчиывать их на многгоие годы вперед.
Наше поколение должно непремнно помнить о тех разрушениях, котроые нанесли люди природе, например о большой экологической беде которой стал Чернобыль, обязательно считаться с природой и тогда в дальнейшем она ответит нам тем же.
Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям.
Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно.
25 ноября студенты групп №№ 1 ТОРАТ 01-14 (куратор Андреева Н.А.), 1 СЭЗС 01-14 (куратор Жаркова Н.И.), 1 АМ 01-14 (куратор Семенова Е.Б), 1 ТЭМО 01-14 (куратор Илларионова Ю.А.) под руководством преподавателей русского языка и литературы Беляевой Е. Ю., Шихрановой С.Н. посетили Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М. Сеспеля и посмотрели спектакль «Отцы и дети».
Обратившись к роману «Отцы и дети», Станислав Васильев (режиссер) не прогадал, ведь тема, затронутая Иваном Тургеневым, по-прежнему остается актуальной. И если бы не точные временные привязки романа, мы могли бы сказать, что написан он совсем недавно. Все это дало режиссеру возможность перенести время действия на несколько десятилетий вперед.
Нигилистов, подобных Базарову, и сейчас хватает. Но нигилизм видоизменился, приспособился к современным условиям. Он стал жестче, лишившись известной доли романтического обаяния. Того обаяния молодости, того азарта, которыми полны речи и мысли Базарова, очутившегося волею судеб в доме братьев-консерваторов Кирсановых. Здесь он не встретит поддержки, не найдет сочувствия, но с жаром будет последовательно излагать свои воззрения на мироустройство. «Отцы» в глазах Базарова нелепы, смешны, лишены искренности. И, что самое печальное, у них нет своей правды.
Конфликт поколений неизбежен, равно как неизбежна драма человека, не умеющего слушать и прислушиваться к кому-либо, кроме себя.
Материал подготовили Беляева Е.Ю, Шихранова С.Н. преподаватели.