Лия Ахеджакова: «Те, кто судит Серебренникова, никогда не были в хорошем театре. А где же тогда многочисленные сторонники власти
Лия Меджидовна Ахеджакова (род. 9 июля 1938, Днепропетровск, СССР) - советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1970), Народная артистка России (1994).
Имя этой актрисы невольно вызывает добрую улыбку, а перед глазами проходят ее необычные героини - трогательные, смешные, упрямые, этакие «железные кнопки», которых ничем не согнуть. В жизни актрисы тоже все происходило «вопреки».
Выросла в театральной семье в Майкопе. Отец Меджид Салехович Ахеджаков (15 мая 1914) был главным режиссёром, мать Юлия Александровна - актрисой Адыгейского драматического театра (1916-1990). Меджид Ахеджаков - не родной отец Лии, он удочерил Лию, когда ей было три года, в 1941 году, когда женился на её матери. В фильме «Старые клячи» Лия с отцом сыграли отца и дочь. В последние годы отец Лии ослеп. Мать Ахеджаковой Юлия Александровна (1916-1990) страдала открытой формой туберкулёза, умерла от рака в 1990 г.
Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как "борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили.Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…"
Из воспоминаний отца актрисы- " Мы с женой дома просто умирали. И вдруг к нам приходят люди, принесли какой-то ящик, спрашивают, где наша дочь. Дождались Лию из школы. Говорят ей, что ее письмо Сталину дошло, и Иосиф Виссарионович прислал препарат против туберкулеза, который невозможно было достать. Мы и не знали, что Лия написала про нас Сталину! Она вообще отличается незаурядным мышлением и нестандартными поступками... Очень целеустремленная. Я объяснял ей, что с ее внешностью она будет играть только травести и ей придется очень тяжело в профессии. Но Лия была настроена решительно. И тогда я ей сказал: «Будет сложно, не ПИЩИ!» И она эти слова до сих пор мне припоминает. Никогда не жалуется на судьбу, не пищит, хотя натерпелась».
Школу Лия закончила с золотой медалью. В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп. Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.
Театральная карьера Ахеджаковой началась с роли... поросенка в спектакле Театра юного зрителя. «Я играла эту роль третьим составом, пока исполнительница роли Наф-Нафа была беременной. Потом переиграла всех трех поросят, пока все актрисы рожали. Кого я только не играла! Даже Ноги курицы, когда мы с подругой изображали избушку Бабы Яги», - вспоминала актриса. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в "Винни Пухе".
В МТЮЗе познакомилась с первым мужем - актером Валерием Носиком. Но жизнь с ним не сложилась - Носик стал выпивать, потом завел роман на съемках с актрисой Терниковой. И Лия ушла от мужа, оставив ему квартиру, купленную на деньги своего отца.
В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила ее судьбу.
С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" - была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.
Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.
В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием.
Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации за лучшую женскую роль второго плана.
Мало кто знает про второй брак актрисы с художником-графиком Борисом Кочейшвили. Этот союз тоже не принес счастья.
«В их паре она была лидером, - говорит отец Ахеджаковой. - Она участвовала в его судьбе. За себя никогда не просила, а ради Бориса впервые пошла к работнику МИДа и добилась, чтобы его картины отправили за границу и выставили в художественном салоне Голландии и в Париже. После этого его начали активно покупать. Она старалась ему помогать. И при этом на ней был дом, готовка. Но он не ценил. Правда, Лию трудно подавить. Однажды мы поехали в лес. Борис чего-то бурчал про Лию. Я ему: «Ты не мне, а ей говори об этом!» И вдруг он повернулся ко мне: «А вы думаете, с ней легко разговаривать?! Попробуй что-то скажи!»
Она зарабатывала больше него. Но, когда он стал продавать картины, почувствовал себя при деньгах. И, может быть, это повлияло на их разрыв. Дочь меня берегла. Не сразу рассказала, что они расстались. Я как-то ее спросил, почему Борис к нам не заходит. Она мне: «А Бориса нет. Папа, я его вычеркнула из своей жизни. Не будем на эту тему разговаривать». Сказала, что в один день все решила. Не стала ни тянуть, ни объясняться. Он тогда получил мастерскую. Она собрала его вещи, отвезла в мастерскую и попросила больше в нашей жизни не появляться. Видимо, он ее очень сильно обидел. Для нее это больная тема. Разрыв с мужем к тому же совпал с периодом смертельной болезни ее мамы».
После двух неудачных браков Ахеджакова думала больше не выходить замуж. И больше десяти лет жила одна. Однако в 2001 году в 63 года (!) к удивлению многих пошла под венец! С третьим по счету супругом познакомилась на одной вечеринке. Владимир Персиянинов - фоторепортер. Владимир и сейчас занят фотовыставками, но основная его забота - жена.
Фактически он стал ее личным агентом, менеджером и внимательным помощником в ее многочисленных общественных делах. Он наконец смог дать актрисе то, о чем она давно мечтала, - уют в доме, гармонию, ощущение защищенности.
Рядом с Владимиром Ахеджакова расцвела, похорошела и помолодела. Выглядит она великолепно: глаза горят, энергична, подтянута, живет просто в бешеном темпе: съемки в кино, спектакли в театре, поездки с антрепризой по стране.
А она еще сама водит машину. Ее приятельница Нина Дорошина называет Лию «железной водительницей» - настолько та уверенно чувствует себя на дороге, любит менять марки машин.
И не устает всем помогать - к ней обращаются, когда нужно достать лекарство, подсобить с квартирой, больницей и многим другим. Рассказывают, помогает от заслуженных артисток до монахинь! И всегда в гуще событий. Всегда - как моторчик. Весела, бодра, иронична, язвительна. Стала страстной дачницей. Выращивает в саду цветы, овощи. На даче с подругой Аллой Будницкой приютили кучу собак. А по выходным Лия и Алла готовят вкусные яства и с друзьями устраивают посиделки «для души».
На гастролях в Австралии произошел необычный случай. Ахеджакову пригласил потанцевать в кафе молодой человек из русской диаспоры. Во время танца он весь трясся, у него были мокрые руки. «Чего вы волнуетесь? Вы же красивый молодой человек?!.», - «Вы знаете, у меня такое ощущение, что я танцую с родиной!»
«Все, о чем я мечтала, не сбылось, но то, о чем даже не думала, получилось», - призналась актриса, добавив, что считает себя при этом «вполне состоявшимся человеком».
Известная актриса Лия Ахеджакова рассказала про анонимные угрозы в ее адрес. Также она пожаловалась на фейковые аккаунты в соцсети Twitter.
Лия Ахеджакова рассказала, что недавно она обнаружила в социальной сети Facebook новости о своей смерти. Там было написано, что она лежит в одной из Московских больниц, и вскоре может умереть. После этого ей начали звонить ее друзья и знакомые, потому что переживали за здоровье актрисы. Ахеджакова их успокоила, и сказала, что с ней все в порядке.
Также она заметила несколько ее фейковых аккаунтов в Twitter. По ее словам, там про нее писали всякую гадость. Позже она наняла юриста, чтобы тот разобрался с этим. Потом актриса добавила, что это бессмысленно, ведь потом могут создать еще такие аккаунты. Накануне Ахеджаковой пришло письмо с угрозой, где неизвестный обещал, что актриса умрет не своей смертью, а в каком-нибудь подъезде. Под этими словами был нарисован крест. Стоит напомнить, что Лию Ахеджакову многие презирают, называя «русофобкой». Она сказала, что много видела плохого про себя в интернете и по телевизору, но на улицах никто и никогда не говорил ей ничего плохого.
Вконтакте
Едва узнав о том, что под ее именем зарегистрировано несколько страничек в Twitter, Лия Ахеджакова немедленно обратилась к юристу. "Слава богу, сейчас этим занимается очень хороший адвокат, который сумел разобраться с ситуацией. Но ведь завтра появится четвертый и пятый твиттер под моим именем!" – уверена Ахеджакова.
ПО ТЕМЕ
А в другой соцсети – Facebook – Лия обнаружила информацию о своем инсульте. "Недавно мне начали звонить друзья со всего мира, узнавшие через ФБ, что якобы я умираю с инсультом в московской городской больнице №2. Да, звонят и плачут подруги. Не знаю, что это такое!" – цитирует легендарную актрису "Радио Свобода".
Возможно, слухи, разговоры и прочая ложная информация преследуют Лию Ахеджакову потому, что артистка до сих пор невероятно востребована и популярна. Ее сделал звездой режиссер Эльдар Рязанов, сняв в своих картинах "Гараж", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Служебный роман". Сама Лия не перестает признаваться режиссеру в любви, хоть и не отрицает, что с ним не всегда было легко работать.
Да и сама Ахеджакова не скрывает, что у нее непростой характер. Так, она не могла смотреть на себя на экране, была постоянно недовольна. "Помню, на "Служебном романе" я плакала, что завалила роль, и даже убежала, рыдая, с озвучания. И уже только позже сумела как-то себя принять. Помню, когда-то мы снимались вместе с Арменом Джигарханяном, и я спросила его: "Скажите, когда вы видите себя на экране, как себя воспринимаете?" Он ответил: "Ну как? Прежде всего думаю: голова большая!" Вот и я, глядя на себя на экране, думаю: плохо играет, плохо выглядит и "голова большая"!У меня это неприятие возникает все время! Только потом я привыкла к тому, что играть нужно хорошо, а изменить внешность уже нельзя", – констатировала Ахеджакова.
Впрочем, актриса не исключила, что есть операторы, которые стараются преподнести актера во всем блеске. "Эльдар Александрович, кстати, очень за этим следил. Меня по сто раз вызывали на съемочную площадку, чтобы оператор как-то ко мне "приладился". Со стороны Рязанова это было так трогательно. Ведь я жутко нефотогенична. Куда мне в кино сниматься? Это даже смешно!" – заключила актриса.
О своих принципах актриса Лия Ахеджакова говорит с корреспондентом Радио Свобода Светланой Конеген. Полностью всю беседу можно прочесть на сайте РС .- Вы были нормальным советским ребенком, верившим во все мифы о коммунизме?
Да, а как мы любили Сталина! Папа даже умер с этой любовью. Он был и до конца оставался коммунистом. Вообще на Кавказе имя Сталина по-прежнему весомо. Мое "отрезвление" и "просвещение" пришло только тогда, когда я приехала в Москву поступать в институт и поселилась у людей, только что вернувшихся из лагерей. Папа договорился, что, поступив в Московский институт цветных металлов и золота, я поживу у прекрасных людей, с которыми он познакомился еще в Майкопе. Хозяйку звали Светлана Леопольдовна (фамилию, к сожалению, сейчас позабыла), бывшая прима Московской оперетты. Жила она в квартире с сестрой. Квартира была большая, и в свое время донесли на Светлану Леопольдовну ее соседи. Пока она отбывала срок, они забрали почти всю жилплощадь себе. Так что когда она вернулась, ей досталась лишь маленькая комнатка, где она проживала с сестрой. Какое-то время жила с ними и я. Именно они стали источником моего "прозрения" относительно времени, в котором мы жили.
А про мой институтский период рассказывать не люблю. Считаю, что время это давно прошло и ничего в нем нет интересного. Все по-настоящему интересное началось, когда я оказалась в Московском ТЮЗе. Тогда же в моей жизни появились необыкновенные дома и семьи, в которые я неожиданно попала, люди, с которыми вроде бы случайно сводила судьба. Чего стоит одно лишь знакомство с Виктором Ефимовичем Ардовым и его семьей. В этот дом захаживал Иосиф Бродский, подолгу жила Анна Андреевна Ахматова. На этом фоне все бледные факты моей тогдашней собственной биографии становятся не столь важными. Ардов был потрясающим человеком, ярким писателем-сатириком. Не менее интересными были его сыновья Боря и Михаил, пасынок Леша Баталов. Саму Анну Андреевну я, правда, лично так и не увидела в их доме, но зато столько про нее слышала! Знала, что вот в той комнате она всегда ночует.
Важен был и сам ТЮЗ, актеры, с которыми свела судьба. Но потом вдруг все это было развалено. В наш театр из Екатеринбурга приехал какой-то режиссер, заявивший, что нужно ставить спектакль "про ХрИста"! Так он, оказывается, называл Христа. Странный человек, из-за которого мы все побежали из театра... Я не знала, куда уходить. Инна Чурикова, моя подруга по ТЮЗу, позвонила Анатолию Васильевичу Эфросу. Тогда мы, две девочки, были страшные его поклонницы, ходившие на все генеральные репетиции! Это все было буквально незабываемо... Инна, позвонив Эфросу, пожаловалась, что "Лийка совершенно без работы, не знает, что делать". Анатолий Васильевич сначала пообещал поговорить с Дунаевым, главным режиссером театра на Бронной, но тот мне категорически заявил: "Вы с ума сошли! Вы - травести и должны держаться за это ваше амплуа". Тогда Анатолий Васильевич посоветовал пойти к Гале Волчек в "Современник", у нее там очень хорошие актеры, и я им подхожу. Велел передать Гале, что Эфрос меня ей очень рекомендует. И та меня взяла.
Одним из ярчайших ваших дебютов в "Современнике" стала работа в спектакле "Квартира Коломбины" по пьесам Людмилы Петрушевской в постановке Романа Виктюка. Там он вам дал сыграть сразу четыре главные роли. Как сложился ваш с ним роман? Он в вас влюбился?
Так я с ним дружила еще со времен ТЮЗа, он приходил ко мне в гости. И когда он пришел в "Современник", то сначала скрыл, что все четыре пьесы Петрушевской, объединенные в "Квартире", буду играть я одна, его подружка. В театре такие вещи вообще не делают, там были исполнительницы и покруче меня. А он это сделал, за что я, конечно, ему бесконечно благодарна. Он представил меня как актрису, способную играть не только курочек, пионеров, мальчиков и девочек, Тараса Бобунова и весь мой прочий детский репертуар, доказав, что я могу работать и во взрослом серьезном театре, играя там не только бабушек. Кстати, первую свою бабушку я сыграла еще в ТЮЗе в спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион". Потом вторую - уже в спектакле Иосифа Райхельгауза по пьесе Константина Симонова. И мой друг Валентин Гафт, с которым я когда-то озвучивала уроки русского языка для народов Зимбабве, был моим партнером. Кстати, именно Валечка - мой первый партнер в "Современнике", и он же - последний. Я и по сей день играю с ним в том же театре в спектакле "Игра в джин". Правда, сейчас он приболел, и временно моим партнером стал потрясающий актер Вася Бочкарев из труппы Малого театра. Вообще, какие у меня были блистательные партнеры! Богдан Ступка, Игорь Кваша, Михаил Жигалов, Валя Гафт, Гарик Леонтьев - все, как на подбор, самые сильные, лучшие!
Давайте поговорим о вашей кинематографической биографии. Она началась очень удачно, с фильма 1973 года "Ищу человека" режиссера Михаила Богина. За него вы получили призы на фестивалях в Локарно и Варне.
Вот после него-то меня и подобрал Эльдар Рязанов.
Расскажите о своей первой встрече с ним. Она явно не могла не запомниться, тем более что кинобиографию вам сделал именно он.
Когда мне впервые позвонил Эльдар Александрович, сказала: "Я вас обожаю! Но в вашем сценарии у меня такая маленькая роль, что в ней и играть-то нечего!"
- Речь шла об "Иронии судьбы, или С легким паром"?
Да, о ней. На мои претензии он ответил довольно жестко: "Запомни: лучше сняться в маленькой роли у хорошего режиссера, чем в большой у плохого". С тех пор я демонстрирую это всей своей жизнью.
Но ведь именно за эти ваши роли второго плана - к примеру, смешной училки с несложившейся личной жизнью из "Иронии судьбы" или секретарши Верочки из "Служебного романа" - вас во многом и любит зритель. Все они очень запоминающиеся.
Но какие еще есть роли в "Старых клячах" и "Небесах обетованных"! Нет, у меня были и большие роли, но зачастую в таком дерьме, что и вспоминать не хочется. Правда, постепенно мои мечты как-то реализовывались. К примеру, я всегда очень любила Островского, и наконец известный ленинградский режиссер Игорь Федорович Масленников, поставивший потрясающий сериал про Шерлока Холмса и "Зимнюю вишню", пригласил меня на роль свахи в "Банкроте". Мне так было сладко работать с этим текстом! К сожалению, продюсеры на тот момент у него были плохие, и сама картина канула в лету. Но работа над ней была страшно интересной.
Возвратимся к Рязанову, с которым и ваша жизнь в целом, и творческая биография связаны так сильно. Как складывались ваши отношения на съемочной площадке? Ведь у вас обоих очень непростые характеры.
Характеры у нас непростые, но видимо, всегда существовала какая-то биологическая и человеческая совместимость. Была и еще одна черта, нас связывающая, мы оба - инакомыслящие. Он меня сильно подтолкнул именно в эту сторону. К концу его жизни мы стали очень близкими людьми. Если шла речь о подписи в чью-то защиту, Эльдар Александрович - единственный человек, чей телефон я могла дать организаторам, зная, что он непременно подпишет. Он, в свою очередь, ни разу не сказал мне: "Ты чего тут мною торгуешь?!" Некоторые люди давно убедили никогда и никому не давать их телефоны, им принципиально не нужно ничего подписывать. Телефоны этих людей я не давала никому, зная: от любого такого "открытого письма" у людей может рухнуть вся биография. Сама-то я - актриса, человек маленький, со мной ничего особенного не случится. Но Эльдар Александрович - фигура очень заметная. И он, ничего не боясь, подписывал подобные письма даже тогда, когда еще снимал свое кино. В этом он был настоящий ас, его нельзя было сбить с толку. Даже когда потом всех нас обозвали "пятой колонной" и "врагами народа".
- Неужели за столько лет у вас никогда не было никаких конфликтов, моментов непонимания?
С Эльдаром Александровичем? Не помню такого. Он меня любил, а я - его. Один раз я "залупилась" на съемках "Клячей", сказав, что меня слишком хорошо одели. Что же это, мол, такое? Люди в тюрьме сидят в таком виде. Ох, как же он тогда на меня "вызверился"! А потом Света Крючкова стала настаивать на том, чтобы ее получше переодели, мотивируя это тем, что такое "ей не идет". И тогда он сказал: "Я никогда не будут ничего снимать про женщину, которая вот так шикарно одета!"
Как вам кажется, в чем секрет такого долголетия рязановских фильмов? Почему народ продолжает смотреть их до сих пор, хотя все они построены на давно ушедших вроде советских реалиях?
Когда хоронили Эльдара Александровича, к микрофону рвались и горько оплакивали его даже те, кого, я точно знаю, он даже не пустил бы на свой порог. Но они так горько по нему рыдали, так скорбели, что это не могло быть враньем, дежурным притворством. Хотя, конечно же, там было и очень много хороших людей. Я расскажу сейчас о нем с другой стороны. Знаю, что нет людей, которые бы не любили фильмы Рязанова. Может, они и есть, но просто где-то прячутся. Помню, после выхода на экраны его фильма "Гараж" вся протестная Россия тех лет бросилась ко мне. Где б я ни оказывалась, где бы меня не встречали, все сразу начинали говорить на темы "Гаража", о тех "смыслах", которые он туда вложил. Кстати, помню, на "Служебном романе" я плакала, что завалила роль, и даже убежала, рыдая, с озвучания. И уже только позже сумела как-то себя принять. Помню, когда-то мы снимались вместе с Арменом Джигарханяном, и я спросила его: "Скажите, когда вы видите себя на экране, как себя воспринимаете?" Он ответил: "Ну как? Прежде всего думаю: голова большая!" Вот и я, глядя на себя на экране, думаю: плохо играет, плохо выглядит и "голова большая"!
- Иными словами, хороший актер, воспринимая себя со стороны, должен начинать с реакции неприятия?
У меня это неприятие возникает все время! Только потом я привыкла к тому, что играть нужно хорошо, а изменить внешность уже нельзя. Но есть операторы (их очень мало), которые знают, как хорошо ставится свет, делающий человека по-настоящему обаятельным. Такие операторы есть, но мне они не всегда попадались, поэтому я очень тяжело переживала свою нефотогеничность. Эльдар Александрович, кстати, очень за этим следил. Меня по сто раз вызывали на съемочную площадку, чтобы оператор как-то ко мне "приладился". Со стороны Рязанова это было так трогательно. Ведь я жутко нефотогенична. Куда мне в кино сниматься? Это даже смешно!
И все же с Рязановым вас связывал очень долгоиграющий роман. Он, конечно, был главным режиссером в вашей жизни?
Да, конечно. Я должна сказать, что несколько встреч, людей в моей жизни сильно поменяли меня как актрису и человека.
- Какие именно?
В кино прежде всего, конечно, Эльдар Александрович. Я совершенно уверена в том, что только благодаря ему меня взяли в театр "Современник". Хотя еще Лидия Михайловна Толмачева, основатель "Современника", которую я обожала, ходила в ТЮЗ меня отсматривать. Потом появление в моей жизни Виктюка в значительной степени решило мою судьбу. Как и то, что я сыграла большие роли у Галины Борисовны Волчек. "Современник" в период, когда я пришла в него, очень сильно "звучал" в стране, и значительная часть моей жизни пришлась именно на этот "хороший" его период. Хотя тогда там уже не было Олега Ефремова. Конечно же, сыграла большую роль и моя встреча с молодыми режиссерами Кириллом Серебренниковым и Андреем Могучим. Игорь Федорович Масленников - еще один важный для меня режиссер. Я прямо упивалась данной им мне ролью. Так жаль, что фильм буквально канул в небытие. Таким же образом в 1990-е куда-то канули еще несколько очень неплохих фильмов.
- Сейчас ваша жизнь по сути связана с "Современником".
Да, и то, что там до сих пор в репертуаре остался "Крутой маршрут", очень важно. Мне кажется, для этой страны и самого театра он будет практически "вечным" спектаклем. Мы играем его уже 26 лет, а его актуальность только возрастает. Актуальность того, что столько лет назад было написано мамой Василия Аксенова, Евгенией Семеновной Гинзбург, сегодня ничуть не стирается. Все 26 лет ее потрясающе играет Марина Неелова. За эти годы мы все состарились, на какие-то роли уже пришли молодые актеры, но сам спектакль не стареет. Все его "смыслы" сейчас становятся гораздо более важными, чем тогда, когда спектакль ставился и надо было людям открыть глаза. Оказалось, сегодня им приходится открывать их заново.
Вы надеетесь на то, что мы когда-нибудь преодолеем весь этот кошмар и нам еще повезет жить в стране, сумевшей переосмыслить, пережить сталинизм?
Нет, я в это не верю. И не потому, что сама пессимист. Я видела хороших молодых ребят, так называемое "непоротое поколение". Да, они потрясающие. Но ведь их так мало! Российская молодежь далеко не вся такая. Многим среди них тоже хочется ринуться в объятья "отца народов". Им искренне кажется, что в том мифическом для них советском прошлом жить было гораздо лучше. Им нужен именно лидер, готовый гнобить, расстреливать, для которого совершенно не важно, Есенин ты, Мандельштам, Лермонтов или Мейерхольд. "Перед законом все равны". А для этого "равенства" вам запросто, к примеру, подсунут наркотики. Вот у меня появилось три ложных твиттера, в которых я якобы такое писала! Слава богу, сейчас этим занимается очень хороший адвокат, который сумел разобраться с ситуацией. Но ведь завтра появится четвертый и пятый твиттер под моим именем! Недавно мне начали звонить друзья со всего мира, узнавшие через ФБ, что якобы я умираю с инсультом в московской городской больнице №2.
- Я тоже слышала этот бред.
Да, звонят и плачут подруги. Не знаю, что это такое!
- Типичные попытки "сломать" человека.
Но ведь они понимают, что я уже "стреляная". Опять же недавно "грохнули" мой сайт, который, правда, я сама не вела, но у меня была помощница Таня, гениально с этим справлявшаяся. Но Роскомнадзору было доложено, что я - экстремист. Хотя о политике я там практически вообще не высказывалась, исключительно о культуре. Мне много писала молодежь, ожидавшая от меня каких-то рецептов, открытий, объяснений, анализа. С ними было интересно. Тем более что вопросы подчас попадались очень неожиданные и интересные. Но там же писалось обо мне и немало отвратительных вещей, мол, "эта гнусная актрисулька", "бездарная и уродливая"... Сами понимаете, читать о себе подобное, всю жизнь проработав в театре, тяжеловато.
Многие сейчас переживают происходящее в стране не менее драматично, чем вы. Некоторые в итоге уезжают. Вы не думали об этом?
Нет, никогда.
- Это связано с театром, с вашей профессией?
Я намертво связана с русским языком. И - все, на этом кончено. Иногда я встречаю русских актеров, сумевших преодолеть это страшное препятствие. Но я не столь талантлива, чтобы блестяще выучить язык на старости лет. Петь я не могу, танцевать, увы, тоже.
А если вдруг случится так, что те немногие серьезные, талантливые режиссеры, с которыми вы привыкли работать (тот же Кирилл Серебренников), исчезнут из страны, окажутся в вынужденной эмиграции?
Нет, я на такое не способна. Во-первых, для меня важен привычный московский круг общения. Без него не могу. Во-вторых, мне здесь страшно, но очень интересно. Я не отношусь к людям, способным видеть вокруг себя только черное. Если не сижу за рулем, а просто хожу по улицам, ко мне все время подходят чудесные люди, цепляют меня, мы разговариваем. Вот только сейчас вернулась с кинофестиваля из Одессы. Как меня там обласкали! Как эта "улица" меня любила! И ведь все - в конце жизни, когда как киноактриса я уже никуда не гожусь. Но в какую б страну я ни приехала, там обязательно находятся люди, говорящие мне "спасибо" и цепляющие на темы инакомыслия, которым живу и я.
Да, в России есть города, отказывающиеся принять спектакли, где я занята. Боятся, отказывают в аренде зала. К примеру, я очень опасалась ехать в Тюмень. Звоню Люсе Улицкой, говорю: "Не могу ехать в Тюмень! Там уже и народ, и местное телевидение заявило, что я якобы приеду, чтоб устроить там "новый майдан". Но ни до какого "майдана" я даже не доползу, у меня коленки больные!". А там как раз должен был идти ее спектакль "Мой внук Вениамин", она автор. Люся в ответ меня спрашивает: "Чего ты боишься?" Отвечаю: "Во-первых, могут в тот же день отказать от аренды. Во-вторых, начать яйцами в морду кидать". Она: "Кинут яйцо - вытрешься!" И я поехала. Да, в Тюмени были листовки, порхавшие по всему фойе. Люди, пришедшие на спектакль, их в урны выбрасывали. Одну из них я сохранила. Что там было написано?! "Русофобка, ненавидит русский народ, 5-я колонна, они хотят Майдана, оранжевая революция", словом, какая-то непроходимая чушь! Весь набор про "печеньки от ЦРУ".
- Словом, ничего нового?! Все те же штампы?
Да. Но при всем том, когда я иду по любой улице в России, знаю: она состоит из моих единомышленников. Все говорят мне "спасибо". Так что где эти "86%" поклонников власти, понять не могу. Ни разу их не встречала вживую. Встречаю только тех, кто говорит со мною на моем языке.
- Но это ведь счастье!
Счастье. И у меня такое впечатление, что все русскоязычное население земного шара тоже говорит на моем языке, я от этого плачу.
- Тогда хочется спросить: кто же жертва той самой пропаганды, на которую вы сетуете?
Я не знаю, вижу их только по телевизору. Клянусь! А в жизни - ни разу. Может быть, когда-нибудь встречу, и это станет последним днем в моей жизни. Вот письма пишут: "Ты сдохнешь не своей смертью, в грязном подъезде!" А в конце письма стоит крест.
Народная артистка России Лия Ахеджакова , которая сыграла в нескольких фильмах Серебренникова, рассказала в интервью Тихону Дзядко, как весь этот год поддерживала режиссера, почему уверена, что дело «Седьмой студии» сфабриковано, и что это уголовное преследование значит для всего театрального сообщества.
Дело сфабриковано, и это очевидно. Не надо много посещать суды. Это совершенно банальная вещь, которую я вижу во всех сериалах на НТВ. У меня сейчас отпуск, и я смотрю всю эту муру. Тем не менее в каждом сериале кто-то заказал, а кто-то исполняет этот заказ. Заказывают повыше, а исполняют чуть-чуть ниже. Исполнители еще ниже стоят. Это абсолютная неправда в каждый свой момент. Сейчас выяснилось, что эти подсудимые пять человек знакомятся с материалами дела. Это такое количество там напухло, где они только это брали. Сейчас я говорила с адвокатом Малобродского, и вдруг при подробном рассмотрении выясняется, что протоколы допроса подсудимых не совпадают с материалами дела. В протоколах допроса написано другое.
Я тоже по радио слышала и сейчас проверила у [адвоката Алексея Малобродского] Ксюши Карпинской. Слава богу, наркотики не подложили, как Оюбу Титиеву. Слава богу, не нашлась какая-нибудь девочка Наташа, которую привернули бы, как Дмитриеву, опозорили и унизили перед нашим народом, который не очень вдается, кто, где, когда и что. Могут поверить и что наркоман, и что педофил, и что вор, и что хотите. Есть огромная часть нашего населения, которая подвержена этой пропаганде. Тому, что выдают наверх.
Экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский в Басманном суде
Фотография:
Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»
«Товарищи! Граждане! Смотрите, у нас Дмитриев, величайший историк, краевед, который открыл столько имен, - педофил. Замечательный правозащитник Оюб Титиев - у нас наркоман. А вот один из самых интересных реформаторов нашего русского театра, молодой и полный сил трудоголик с колоссальной работоспособностью Кирилл Серебренников у нас вор, товарищи». Есть люди, которые в это верят.
Теперь дальше выясняется: почему домашний арест? Прошлый день рождения Кирилла, кажется, шестого или седьмого сентября, в сентябре будет год, а дело закончится еще позже. Тогда было заявление чудовищной бухгалтерши Масляевой о том, что за ее дочками следят Алексей Малобродский и Кирилл Серебренников. Два интеллигента, образованных интеллектуала. Она еще ответит за то, что доносила, провокаторша.
У меня был шок. Я была и на суде Ходорковского, и по Болотной. Тут пришла на суд, и главное мое впечатление, что эти две девочки, которые оказались прокурором и следователем, никогда не были в театре. Это очевидно. Я вижу, что судья, может, в детстве в ТЮЗе и была, я не знаю, но эти люди не знают настоящего театра. Сказать, что не было «Сна в летнюю ночь», не поставил и украл деньги. Человек, который любит и знает театр, не может так позорно, ничтожно, мерзко провоцировать. Спектакль шел и идет.
«Не воруй», наркотики - что угодно можно сказать. Эта мерзость все равно никогда не пристанет к этим людям: ни к [директору РАМТ] Соне Апфельбаум, ни к [продюсеру Юрию] Итину, ни к Малобродскому. Сейчас очень модно говорить об интеллигенции в уничижительных тонах. Прошли те времена, когда интеллигенция была духовной защитой России. Сейчас считается, что это какие-то либерасты. Вот эта мерзость прилипает и говорит об очень плохих временах.
Меня совершенно потрясают люди, которые работают в «Гоголь-центре». Они сохранили театр. Представляете, Тихон, я же подписывала дипломы тем актерам, которые были единственным актерским курсом во МХАТе под руководством Кирилла. Это были мальчики и девочки. Когда сейчас я прихожу на эти спектакли, я вижу, как возмужали эти люди, как они оформились по-человечески и повзрослели. Какими матерыми актерами они стали. Как они сохраняют спектакли.
Режиссер Кирилл Серебренников и актриса Лия Ахеджакова в суде
Фотография:
Alexander Zemlianichenko / AP
Последнее время я была на якобы незаконченных его «Маленьких трагедиях» Пушкина. Я была на «Кафке», это такой сложный спектакль. Я думаю, каждый раз, когда он должен идти, его надо репетировать, проверять. Я не знаю, как они работают. Ни одной накладки. Для меня самое главное, что они сохраняют смыслы творчества Кирилла. Я не была на «Нуриеве», но то, что мне рассказала Чурикова, то, что мне рассказывают люди, которые попали на этот спектакль, это очень важное явление в русском театре. И что? Люди, которые его судят, идут похлопать и посмотреть, что там такое. В то же время меня попросил Кирилл, и я снимаюсь в этом фильме «Лето», который не был закончен. Его заканчивают те люди, которые работали с Кириллом.
Я не могу сказать «совместная работа», были три ночные съемки. Такие квартирники тех времен, которые, наверное, и сейчас где-то есть. Такого подъема уже нет. Тогда это было именно в Питере, там же был «Сайгон», там начинался настоящий русский рок. Просто мне позвонила Анечка Шалашова, на плечах которой весь «Гоголь-центр». Это такой товарищ для Кирилла. Юля Ауг, еще есть режиссеры, которые следят, выпускают новые спектакли. Идет работа на полную катушку.
Нет, это беспрецедентный случай. В моей жизни такого не было. Насколько я знаю историю нашего отечественного театра, такого не было никогда. Чтобы лидер был под домашним арестом, балет заканчивается в Большом театре, не в самодеятельном или маленьком провинциальном театре. Фильм заканчивается, друзья заканчиваются. Друзья по той матрице, которую предложил Кирилл, готовы и способны завершить его дело. Заканчивается спектакль в Штутгарте, закончились «Маленькие трагедии».
Скажите, а как вы понимаете движение в двух абсолютно разных направлениях - с одной стороны, бесконечные отказы во всех ходатайствах, просьбах защиты и прочем, что происходит в судах. С другой стороны, действительно, выходит «Нуриев». Почти вся политическая элита находится там. Выходит фильм «Лето» в широчайшем прокате по всей стране и собирает довольно хорошую кассу - на него ходят люди. В этом есть какой-то признак легкой или нелегкой шизофрении. Одна рука делает одно, а другая - другое.
Нет, рука другое не делает. Вообще, побеждает среда Кирилла. Та среда, в которой он возмужал и стал мощным режиссером, мощной личностью. То ли он себя окружил, то ли попал в эту среду, то ли сам ее сформировал. Среда мощной интеллигенции и деятелей культуры. Она оказывается сильнее провокации, пропаганды, ложных обвинений. Того, что с такой легкостью со своей дороги убирают ненужных людей любыми способами.
Я думаю, смыслы и текст спектаклей, которые делает Кирилл. Еще есть такая вещь - не высовываться. Среда, которая стоит за плечами Серебренникова, очень мощная. Я говорю «интеллигенция». Ведь папа кто? Папа - крупнейший профессор. Мы были со спектаклем Кирилла в Ростове, в котором я имела честь играть. До чего довели человека за этот год? Успела умереть мама, папе сделали страшную операцию. Меня попросил «Гоголь-центр» поздравить Семена Михайловича с его днем рождения, когда он лежал прикованным к больничной койке. Все это без сына, а это семья, где все поддерживают друг друга. Это интеллигенция, которой Россия всегда гордилась. Сейчас принято говорить, что это «гнилая интеллигенция». Не гнилая она, а очень мощная.
Я пессимист. Я вижу, куда все катится, что творится с этим делом Сенцова. Я вижу, что с Дмитриевым, когда приговор уже был отменен. Потом возвращают в еще худшем виде. Эта бабушка, которая засадила девочку в детский дом. Есть бабушка, и она свидетельствует против. Идет охота на волков, на очень мощные личности, которые не поют в общем хоре. Очень мощные индивидуальности со своим мировоззрением, человеческой порядочностью.
Идет охота на волков, и Кирилл - один из них, да и Соня Апфельбаум. Интеллигентный человек, умница, интеллектуал Леша Малобродский. Я была на суде, когда он был за решеткой, а остальные сидели в зале рядом с адвокатами. Он сидел за решеткой как наиболее ненадежный. Он уже лежал в больнице, сейчас под домашним арестом. Почему он не убегает в свой Израиль? Неужели, если за Кириллом запереть дверь его квартиры, он куда-то сбежит? Это не те люди, это другой народ, интеллигенция. Я не знаю, как еще объяснить. Я не очень разбираюсь в юридических терминах, но я видела, что те, кто судят, никогда в жизни не были в настоящем хорошем театре. Наверное, ни в каком не были.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны