Летчики миг 21. Авиация россии
Многофункциональные истребители семейства Су-30 — несомненные лидеры среди современных российских боевых самолетов, как по количеству выпущенных машин, так и по многообразию модификаций. Кроме того, «Сушки» достигли поистине выдающегося успеха на мировом рынке — самолеты закуплены девятью странами, включая Индию, от которой поступили крупнейшие заказы. В том, как развивалось семейство Су-30 и какие машины стоят на вооружении в самой России, разобрался Александр Ермаков.
Несмотря на то, что все крупносерийные модификации Су-30 созданы уже в России, родился самолет еще во времена СССР. В 1988 году начались работы над двухместным перехватчиком на базе учебно-боевого Су-27УБ, и 4 октября доработанный самолет (борт 10ПУ-5) совершил свой первый полет. Машина, оснащенная системой дозаправки в воздухе, усовершенствованными системами навигации и управления вооружением, предназначалась для длительного патрулирования в целях обеспечения ПВО. За исключением перечисленного, эта модификация, не имевшая своего буквенного индекса, не отличалась от обычных «спарок». Первый серийный Су-30 взлетел 14 апреля 1992 года.
Массовому производству помешал распад СССР — таких машин было выпущено всего девять, из них для нужд авиации ПВО министерство обороны выкупило только пять.
Остальные использовались на заводе и ОКБ Сухого как самолеты-демонстраторы, участвовали в международных авиасалонах, потом дорабатывались как прототипы для будущих модификаций.
Причиной прекращения выпуска «оригинальных» Су-30 стала и явно неполная реализация заложенного в самолете потенциала. В первую очередь в области расширения возможностей поражения наземных целей: самолет с двумя членами экипажа, с большими боевой нагрузкой и дальностью полета мог превратиться в первоклассную ударную машину.
Однако базовые Су-27УБ и первые Су-30 были способны применять только неуправляемое оружие «воздух-земля» , что в 90-е было уже совершенно неудовлетворительно.
Главное, с таким самолетом в то время зарубежных покупателей было не найти. В 1992 году начались работы над Су-30 МК («Модернизированный Коммерческий»). В 1996 был достигнут первый успех — с Индией подписали контракт на поставку 40 Су-30 МКИ (И — «Индийский»). Су-30 МКИ уже значительно отличались от «спарок»: на них появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО), по опыту палубного Су-33 ; самолеты оснащались значительно усовершенствованным БРЭО (в том числе и возможностью интеграции зарубежных систем) и двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).
В итоге получилась машина с уникальной маневренностью и способностью поражать наземные цели высокоточным оружием — образцовый представитель современного класса многофункциональных истребителей.
Первый полет прототип Су-30 МКИ совершил 1 июля 1997 года. Поскольку создание самолета заняло несколько лет, первые 18 машин Индия закупила в версии Су-30К — «оригинальных» Су-30 начала 90-х, оснащенных системой GPS-навигации. В дальнейшем эти самолеты были заменены на Су-30 МКИ, прошли модернизацию в Белоруссии и в 2013 году были проданы в Анголу. Поставки «настоящих» Су-30 МКИ в Индию начались в 2002-м. С тех пор индусы многократно заказывали дополнительные партии и освоили лицензионное производство. Су-30 МКИ является основой индийских ВВС. На данный момент общий объем заказов составляет 272 самолета!
В конце 90-х произошло разделение рождающегося семейства Су-30 на две ветви. Первые Су-30 и Су-30 МКИ выпускались на Иркутском авиапромышленном объединении (ИАПО). Однако второй крупнейший авиазавод страны, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), также производил «Сухие» — на тот момент большей частью для Китая. Когда КНР запросила ударную модификацию Су-27 , было решено разработать ее на основе Су-30К и запустить в производство на КнААПО. Работы над Су-30 МКК (К — «Китайский») начались в 1998 году. В основном доработки по сравнению с «обычными» Су-27 касались БРЭО, самолет не оснащался ПГО или двигателями с УВТ. Визуально отличить Су-30 МКК от Су-27УБ проще всего по чуть более высоким килям с горизонтальной, а не скошенной к корме верхней кромкой. Первый Су-30 МКК совершил полет 20 мая 1999 года. Работы велись с большой скоростью и первые самолеты передали заказчику уже в конце 2000 года. На основе Су-30 МКК, тоже первоначально для Китая, в 2002 году создали модификацию с еще более продвинутым БРЭО — Су-30 МК2. Китай закупил в общей сложности 76 Су-30 МКК и 24 Су-30 МК2.
Индийский и китайский контракты стали отправной точкой для двух ветвей развития, но ими дело не ограничилось.
«Иркутские» машины закупил Алжир (44 Су-30 МКИ (А)) и Малайзия (18 Су-30 МКМ). «Комсомольские» — Венесуэла (24 Су-30 МК2V), Вьетнам (60 Су-30 МК2В), Индонезия (2 Су-30 МК и 9 Су-30 МК2), Уганда (6 Су-30 МК2). Таким образом, общий объем зарубежных заказов самолетов семейства Су-30 превышает пятьсот самолетов и это всего за полтора десятилетия!
Су-30МКК. Фото: Сергей Чайковский/russianplanes.net
Однако венцом развития обоих семейств являются самолеты для ВВС России.
После долгих лет «на безрыбье» отечественные ВВС начали обновлять свой парк и, естественно, выбор пал на «мастера на все руки», способного бороться за господство в воздухе, эффективно поражать наземные цели и даже служить учебной машиной.
Важно, что самолет был полностью готов, отработан в производстве и лишен детских болезней (причем за деньги иностранцев).
В качестве основного многофункционального истребителя был выбран более продвинутый «иркутский» вариант под индексом Су-30 СМ («Серийный модернизированный»). Производство Су-30 СМ для ВВС России ведется с 2012 года, закуплены первые машины и для возрождающейся морской авиации, общий объем уже заключенных контрактов составляет 72 машины, и продолжение, без сомнения, последует. «Комсомольский» вариант также нашел свое место в отечественных ВВС — самолет под индексом Су-30 М2 закупается для замены выработавших ресурс спарок Су-27УБ. В общей сложности заказано 20 Су-30 М2, первые были переданы в 2010 году.
Конструктивно самолеты семейства Су-30 представляют собой развитие Су-27УБ с различной долей отличий от оригинала в плане конструкции (максимальная — у машин семейства Су-30 МКИ/СМ с ПГО и двигателями АЛ-31ФП с УВТ) и значительно усовершенствованным БРЭО. Самолеты оснащены модернизированной БРЛС — на части модификаций с фазированной антенной решеткой (ФАР), в планах — оснащение БРЛС с активной ФАР, предусмотрена возможность подвески прицельно-навигационных контейнеров.
В совокупности это не только значительно повышает возможности по ведению воздушного боя, но и позволяет применять практически всю отечественную номенклатуру управляемых средств поражения класса «воздух-земля» — от корректируемых авиабомб различных калибров до сверхзвуковых противокорабельных и противорадиолокационных ракет семейства Х-31 .
Масса боевой нагрузки — 8 тонн. Встроенное вооружение традиционно для современных отечественных истребителей — 30 мм одноствольная пушка ГШ-301 .
Летные характеристики в целом близки к Су-27 , однако самолеты семейства Су-30 МКИ/СМ значительно превосходят их по маневренности, а за счет оснащения системой дозаправки в воздухе все Су-30 потенциально имеют возможность выполнять полеты на в разы большую дальность.
Александр Ермаков
По кодификации НАТО: Flanker-C
Советский/российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, спроектированный на базе Су-27УБ.
Описание
Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У) путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 может выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.
На Су-30 оборудована система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была модернизирована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.
Модификации
Современные модификации Су-30 производства КНААПО Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.
Современные модификации Су-30 производства «Иркут» Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ
-Су-30К (коммерческий)
Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на оснорве Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт состоялся в 1993 году. Двигатели - АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оборудован катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30 град.. По своим боевым характеристикам Су-30К способен дополнительно использовать по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно использовать высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
-Су-30МК (модернизированный, коммерческий)
Двухместный ударный самолёт, предназначенный для продажи другим странам. Первый полёт произошёл в 1993 году. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.
-Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H)
Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
-Су-30КН (коммерческий, новый)
Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
-Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G)
Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.
-Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира)
Версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт - 2007 год. БРЛС Н011М.
-Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский)
Версия Су-30МК для Малайзии. Базируется на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.
-Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский)
Версия для Вьетнама.
-Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)
Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.
-Су-30МК2-V
Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году окончены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.
-Су-30СМ (серийный модернизированный)
Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт состоялся 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016-2017 годах.
На экспортных модификациях Су-30 широко используется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.
Характеристики Су-30
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
-Длина: 21,9 м
-Размах крыла: 14,7 м
-Высота: 6,36 м
-Площадь крыла: 62 м2
-Масса:
-пустого: 18800 кг
-нормальная взлётная: 24900 кг
-максимальная взлётная: 34500 кг
-предельная взлетная: 38800 кг
-топлива: 9640 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
-Тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 7770 кгс
-на форсаже: 2 х 12500 кгс
-углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): +...-16 град. в любом направлении, +...-20 град. в плоскости
-скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60 град./с
-масса: 1520 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
-у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
-на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
-Дальность полёта:
-у земли: 1270 км
-на высоте: 3000 км
-боевой радиус: 1500 км
-Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
-Практический потолок: 17300 м
-Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
-Длина разбега: 550 м
-Длина пробега: 750 м
-Тяговооружённость:
-при нормальной взлётной массе: 1,00
-при максимальной взлётной массе: 0,84
-при предельной взлётной массе: 0,76
-Нагрузка на крыло:
-при нормальной взлётной массе: 398 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 532 кг/м2
Вооружение
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Точки подвески: 12
-Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
-Подвесное вооружение:
-6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
-Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
-Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
-Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
Сравнение с зарубежными аналогами
2005 Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
-2015 В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») произошли учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС разгромили ВВС Британии со счётом 12:0.
Состоит на вооружении
Россия
-ВВС России: 3 Су-30, 16 Су-30М2, 39 Су-30СМ;
-ВМФ России: 8 Су-30СМ на ЧФ по состоянию на август 2015 года.
-Ангола - Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997-1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007-2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
-Алжир - 16 (ИАПО). Контракт был заключён в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре - в 2007 году, по два самолёта - в марте и июне 2008 года). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКИ(А) до 2012 года. Ожидается заключение контракта на поставку ещё 14 Су-30МКИ(А) в 2016-2017 гг.
-Венесуэла - КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля - начале августа 2008 года.Венесуэла приобретёт 12 самолётов на сумму 480 миллионов долларов. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
-Вьетнам - 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам приобрёл 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был подписан ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было заявлено, что Вьетнам покупает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о подписании контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн.
Индия - 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оборудованных новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия приобрела лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997-1999 первые 8 Су-30К, в 2002-2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997-1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 - собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). Во время эксплуатации были потеряны 6 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015).
Индонезия - 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 - Су-30МК 2003 г. и 3 - Су-30МК2 2007 г.) (6 - Су-30МК2 2013 г.) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года заключено соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.
-Казахстан -4 Су-30СМ. 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны. Казахстан подписал в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на покупку четырёх Су-30СМ. Сообщалось, что самолеты должны «не позднее начала мая» 2015 года поступить в состав 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане (сейчас на вооружении этой авиабазы находятся истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27). Также сообщалось, что министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года купить ещё 32 самолета Су-30СМ. Самолеты, уже получившие окраску СВО Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля), и были переданы казахстанской стороне в апреле. 7 мая 2015 года все 4 единицы принимали участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.
-КНР - 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000-2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
-Малайзия - 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был заключён 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
-Уганда - 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
-Ирак - 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии.
Боевое применение
4 самолета Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка с 30 сентября 2015 года участвуют в военной операции в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии.
Катастрофы и авиационные проишествия
Дата |
Страна,бортовой номер |
Место катастрофы |
Жертвы |
Краткое описание |
12.06.1999 | Россия | Париж | 0/2 | Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью |
30.04.2009 | Индия | Индия | 1/2 | |
30.11.2009 | Индия | Индия, Джайсалмер | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. |
13.12.2011 | Индия | Индия, Пуна | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте |
2012 | Уганда | Уганда | 0/2 | Посадка с невыпущенным шасси |
28.02.2012. | Россия | Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре | 0/2 | В ходе приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево. |
19.02.2013 | Индия | Индия, Раджастхан | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться. |
14.10.2014 | Индия, SB050 | Индия, Пуна | 0/2 | Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлета. |
19.05.2015 | Индия | Индия, Ассам | 0/2 | Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности,пилоты катапультировались.Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения. |
17.09.2015 | Венесуэла, AMB-0460 | Венесуэла | 2/2 | Cу-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы. |
Что российский истребитель Су-30СМ при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим (Сирия) потерпел катастрофу над акваторией Средиземного моря.
По информации российского военного ведомства, оба летчика погибли. По предварительным данным, причиной катастрофы могло стать попадание в двигатель птицы.
Это первый потерянный Су-30 ВКС России.
Основные сведения
Су-30 (по классификации НАТО - Flanker-C) - российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ "Сухого" в конце 1980-х годов на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 при решении задач завоевания господства в воздухе, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
От базового самолета его отличают расширенная номенклатура вооружений, модернизированное оборудование, наличие системы дозаправки в полете. Первый полет предсерийный вариант совершил 31 декабря 1989 года. Принят на вооружение в 1992 году, однако в Военно-воздушные силы (ВВС) РФ было поставлено всего три экземпляра базовой модификации.
Самолеты семейства выпускаются в России на Иркутском авиационном заводе (Корпорация "Иркут") и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited.
Модификации и поставки
В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя - Су-30К ("коммерческий"), эта модель первоначально поставлялись Индии, но затем была заменена на модифицированный и адаптированный для этой страны вариант Су-30МКИ (в настоящее время также находятся на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.
Впоследствии экспортные версии Су-30 стали наиболее востребованными за рубежом: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись Китаю (Су-30МКК), Вьетнаму (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэле (Су-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжиру (Су-30МКИ2). В 2017 году заключен контракт на поставку Су-30СМ Белоруссии. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о покупке этим государством шести экземпляров Су-30.
В Военно-воздушные силы и Морскую авиацию ВМФ РФ поставки модификаций Су-30 начались в 2010 году; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента РФ Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ был принят на вооружение ВВС России.
Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.
Конструкция и летно-технические характеристики
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с форсажными камерами размещены в мотогондолах, установленных под несущим корпусом. Хвостовое оперение - двухкилевое, шасси - трехточечное, убирающееся, с носовым колесом.
Летно-технические характеристики для версии Су-30МК:
- Длина самолета - 21,9 м;
- размах крыла - 14,7 м;
- высота - 6,4 м.
- максимальная взлетная масса - 34,5 т;
- максимальная масса боевой нагрузки - 8 т;
- максимальная дальность полета без дозаправки - 3 тыс. км;
- максимальная скорость - 2 Маха;
- практический потолок - 17,3 тыс. м;
- экипаж - два человека.
Вооружение
На 12 точках подвески может нести широкую номенклатуру ракет воздух - воздух, ракет и бомб воздух - земля, оснащен встроенной пушечной установкой калибра 30 мм.
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать