Кто был мужем надежды крупской. Надежда крупская и владимир ленин - история взаимоотношений двух революционеров
Надежда Крупская биография кратко изложенная в этой статье расскажет Вам о жизни российской революционерки, советского деятеля, организатора и главного идеолога коммунистического и советского образования, воспитания молодежи.
Крупская Надежда Константиновна краткая биография
Будущая жена вождя появилась на свет 14 (26) февраля 1869 года в семье юриста. У ее родителей не было больших денег, однако они отдали свою дочь в гимназию. Училась она прилежно и после окончания учебного заведения Надежда работала в ней учителем. Два месяца она посещала в Петербурге Бестужевские курсы, но предпочла заниматься марксистским кружком и преподаванием для рабочих в вечерней школе. Крупская Надежда Константиновна в молодости была целеустремленной, милой и решительной девушкой. Поэтому спокойная жизнь ее не устраивала, а марксизм позволял ей покорить весь мир. Здесь она и познакомилась с Владимиром Ульяновым.
В 1896 году за революционную деятельность ее арестовывают и отправляют в Сибирь. Туда позже выслали и Ульянова. Правда Надежда была в Уфе, а Владимир в Шушенском. Она покорила сердце будущего вождя, и он вместе с матерью Крупской просили у властей позволить отбывать ей ссылку в Шушенском, так как они решили пожениться. Они поженились в 1898 году церковным браком. Тогда же Крупская стала членом РСДРП.
После свадьбы начался ее рост как революционерки: работа с почтой, преподавание в партийной школе, редактор, переписчица статей. В Россию Надежда Константиновна вернулась в 1917 году и стала активно готовить Октябрьскую революцию.
В это же году Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1929 году она стала заместителем наркома просвещения и занялась созданием системы народного образования. Интересно, что она критиковала нынче популярную систему Макаренко и сказки Корнея Чуковского, считая фантазию и волшебство чепухой.
Жизнь Надежды Крупской изменилась после смерти мужа Владимира Ленина: она вынуждена была все время противостоять Сталину, но быстро сдавалась. В 30-тые годы ХХ века ее отстраняют от дел и отправляют на библиотечную работу. Она была инициатором открытия музеев. В 1937 году Надежда Константиновна стала доктором педагогических наук.
Она умерла в 1939 году. Смерть Надежды Крупской была странной: после ее дня рождения у жены Ленина открылся перитонит, а вот операции ей не сделали.
Где похоронена Надежда Крупская?
Прах революционерки поместили в Кремлевскую стену в Москве на Красной Площади. Если бы она знала заранее, где ее похоронят, то возмущалась бы. Ведь она была против того, что тело ее мужа выставили на всеобщее обозрение в Мавзолее.
Наконец, стоит отметить, что жена вождя сильно болела. Так чем болела Крупская Надежда Константиновна? Ее внешность испортила базедова болезнь: с возрастом она стала полноватой дамой с выпуклыми глазами. Возможно, из-за этого недуга женщина не могла иметь детей.
Все историки однозначно сходятся на том, что Надежда Крупская очень любила своего мужа, смолоду и до конца. Но любил ли её Ленин, или, вернее, насколько любил – вопрос неоднозначный.
Революционная молодость вождя
Ленин действительно был совершенно искренне «повёрнут» на революционной идеологии. В то же время он был пылким и эмоциональным человеком, восприимчивым ко всему яркому и необычному. Так же он относился и к женщинам. Первая из его симпатий, о которой сообщает история, была молодая активистка марксистского кружка Аполлинария Якубова. Чтобы поближе и ненавязчиво подобраться к предмету своего интереса, Владимир предпринял тактику общения втроём, и третьей стала подруга Аполлинарии Надежда Крупская.
Надежда сразу и без памяти влюбилась в обаятельного молодого революционера, но скрывала этот факт, понимая, что на фоне яркой красавицы подруги шансов у неё немного. Она взяла на себя роль посредницы в их отношениях и старалась приглашать Владимира Ильича к себе в гости. Её мама Елизавета Васильевна хорошо готовила и привлекала молодого марксиста вкусной домашней едой. Сама Надежда готовить так и не научилась, но она была умной и мудрой женщиной, мало зависимой от чужого мнения. Она вполне была способна в одиночку выстроить план по «захвату» Ильича.
История умалчивает о том, как именно Владимир сделал Якубовой предложение, но когда он в очередной раз был арестован, к окну его тюрьмы пришла одна Надежда: с Аполлинарией Якубовой отношения больше не возобновлялись.
Женитьба в Шушенском
Ленина отправили в ссылку в село Шушенское, и вслед за ним поехала Надежда. Об обстоятельствах этой поездки существуют различные версии, но сама Крупская рассказывала, что Ленин сделал ей предложение в переписке, и она согласилась: «Замуж так замуж».
Не исключено, что Ленин во-первых привык к постоянному присутствию в его жизни соратницы по партии, во-вторых осознал, что в его работе без такой умной советчицы, как Надежда, не обойтись. Глеб Кржижановский писал о Крупской: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…»
На свадьбу были приглашены крестьяне из деревни, а также друзья-ссыльные: Кржижановский, Старков и другие. Гости так шумели, что владельцы дома, где проводилось свадебное торжество, приходили с просьбой вести себя потише.
Ни на одной из сохранившихся фотографий Ленин и Крупская не выказывают симпатии друг к другу – они запечатлены бесстрастно и целеустремлённо: так, как подобает вождям революции. Но позднее Крупская писала в мемуарах: «Мы ведь молодожёны были, - и скрашивало это ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти...»
Будни революционно-супружеской жизни
Надежда стала верной помощницей своему мужу-революционеру. Она обрабатывала корреспонденцию, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Ленин нашёл в Надежде Константиновне не только соратника по революции. Он страстно любил бродить по лесам – за грибами или просто так, и жена составляла ему компанию. Впоследствии Крупская рассказывала, что они находили нетронутые уголки природы даже в Мюнхене и в Лондоне.
Вместе с супругами вплоть до своей смерти в 1915 году ездила тёща Елизавета Васильевна. Именно она брала на себя «обеспечение тыла» - все дела по кухне и по хозяйству. По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, коронным блюдом спутницы жизни вождя мирового пролетариата была яичница из 4-х яиц – Похлёбкин предполагает, что именно злоупотребление этим блюдом вызвало у Ленина впоследствии атеросклероз сосудов головного мозга.
Когда умерла Елизавета Васильевна, супруги предпочитали питаться в дешёвых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти её матери «ещё более студенческой стала наша семейная жизнь».
Брак Ульянова - Крупской оказался бездетным, и причина была в болезни Надежды. Владимир Ильич в одном из писем к матери сообщал: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашёл что её болезнь требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь». Владимир Ильич не жалел денег на её лечение, разыскивал лучших врачей. Позже, уже за границей, Крупская заболела базедовой болезнью, пришлось делать операцию. В письме матери Ульянов сообщал, что Надя «была очень плоха - сильнейший жар и бред, так что я перетрусил изрядно…».
Любовно-партийный треугольник
Отношения Владимира Ильича и Надежды были надёжными, логичными и спокойными, а Ленина по его натуре тянуло на приключения. После 11 лет брака, находясь в Париже, Владимир Ильич познакомился с Инессой Арманд – вдовой фабриканта, пылкой революционеркой и матерью пятерых детей. Это была очень красивая женщина авантюрного склада. Будучи гувернанткой в семье богатого промышленника Арманда, Инесса вышла замуж за его старшего сына Владимира, но родив ему четверых детей, сбежала с его 17-летним младшим братом, который впоследствии умер от туберкулёза.
Женщина-огонь – и между ней и Лениным вспыхнула страсть. Ей было 35, ему – 39. Но и от Надежды он не мог отказаться, хотя она пыталась уйти. Как рассказывала А. Коллонтай: «вообще Крупская была в курсе. Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти. Ленин удержал ее». На какое-то время образовался любовный треугольник, в котором, вопреки всем идеалам коммунизма, Владимиру Ильичу требовались для счастья обе столь контрастные женщины…
В доме Ульяновых Инесса Арманд стала незаменимой: домоправительница, переводчица, секретарь. Между двумя женщинами установились дружеские отношения.
В апреле 1917 года Арманд приехала в Россию в одном купе пломбированного вагона с Лениным и Крупской.
Инесса Арманд стала организатором первой международной конференции женщин-коммунисток, написала не один десяток статей, в которых называла традиционную семью пережитком старины.
В 2000-х в СМИ появилось интервью Александра Стеффена, родившегося в 1913 году и назвавшего себя сыном Владимира Ульянова и Арманд. Немецкий подданный утверждает, что спустя 7 месяцев после рождения Владимир Ульянов пристроил его в семью австрийских соратников.
Заложники революции
После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую. Пылкая француженка вернулась в Париж и писала оттуда письма, полные любви к Ленину и симпатии к его жене:
«Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провёл» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя. Много было хорошего в Париже и в отношениях с Н.К. В одной из наших последних бесед она мне сказала, что я ей стала особенно дорога и близка лишь недавно. А я её полюбила почти с первого знакомства»…
В 1920 году Инесса Арманд умерла от тифа, возвращаясь в Москву из Кисловодска, куда ездила поправить здоровье. Ленин лично встречал на Курском вокзале гроб с её телом.
Среди множества венков на свежей могиле выделялся один из белых цветов с черной лентой: "Тов. Инессе от В. И. Ленина".
Даже в этот период Владимир Ильич не утратил привязанности к жене. Он подкарауливал её тихие шаги и выходил встречать на лестницу. Когда Сталин, который уже считал себя главой государства, нагрубил Надежде Константиновне, Ленин вступился за супругу и так нервничал, что этот эксцесс ускорил его смерть.
Ленин пережил Инессу Арманд всего на 4 года. А Надежда пережила мужа на 15 лет. Своих детей у Ленина и Крупской не было, и Надежда Константиновна до конца жизни опекала чужих. В том числе, детей Инессы Арманд, а её дочь стала для Крупской самым близким человеком.
Надежда Константиновна умерла в 1939 году, на следующий день после дня рождения, отмеченного с размахом. Вдруг открылся аппендицит с перитонитом, а врач приехал только спустя три часа.
Крупская и Арманд даже похоронены рядом. На Красной площади у Кремлёвской стены.
А можно так же сказать о Надежде Константиновне?
Профессор Владимир Лавров: Да, гораздо больше оснований говорить о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась раньше, чем если бы это произошло естественным образом.
Дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие. Крупская готовила очень плохо, вернее, готовить не умела. В ее семье с Владимиром Ильичом готовила мама Крупской Елизавета Васильевна, а когда мама Крупской умерла, они ходили в столовую. Надежда Константиновна только яичницу могла пожарить.
Но на свое 70-летие она сделала пельмени, и принесли торт от . И в связи с этим тортом у старых большевиков стойкое убеждение, что Надежда Константиновна умерла от отравления.
Скажите, Владимир Михайлович, но она же не одна ела этот торт? Почему тогда говорят так? Или кто-то тоже умер?
Профессор Владимир Лавров
Профессор Владимир Лавров: Дело-то вот в чем. Съела она этот торт, и на следующий день ее не стало. Вообще, Сталин любил такие спектакли разыгрывать. Скажем, когда он приказал устроить обыск у Бухарина, то во время обыска Иосиф Виссарионович ему позвонил, Сталин хотел почувствовать смертельный ужас в голосе Бухарина. Почувствовал, якобы удивился, сыграл – сказал: «Какой обыск? Кто посмел?!» То есть как кошка с мышкой играл, оставил жить ненадолго.
Тут тоже очень похоже на спектакль, свойственный диктатору Сталину. Но когда глубже знакомишься с делом, с документами, то склоняешься к тому, что все-таки это было не отравление. То есть, действительно, торт ела не только она.
Конечно, можно так сделать, что она съест именно тот кусочек, который нужно, но это сложно. Когда же знакомишься с записями врачей, то открываются другие вещи.
Во-первых, очень долго не ехала скорая помощь. Как такое может быть? К жене Владимира Ильича… Даже к обычным людям скорая помощь приезжала достаточно быстро. Тут почему-то долго не ехала.
Затем, что у нее обнаружили? У нее обнаружили обыкновенный аппендицит. Всё. И, конечно, ее нужно было оперировать, но врачи этого делать не стали. Дождались, пока обыкновенный аппендицит перейдет в гнойный, затем дождались, пока гнойный аппендицит разорвется… И Надежда Константиновна умирала в страшных мучениях.
Как такое может быть? Написано, что 70 лет, набор болезней, но как у любого человека в таком возрасте. Ничего такого уж страшного у нее не было. Она оставалась на ногах, она ходила, она работала. Конечно, врачи были обязаны вырезать ей этот злосчастный аппендицит, обязательно.
Если не вырезать, то с аппендицитом можно умереть, что и произошло. Спрашивается, почему? Причем не делать то, что должно, это само по себе – большой риск. Вот ты не сделаешь операцию, а тебя обвинят, что убил супругу вождя революции. Значит, не сделать операцию, я думаю, могли, только если последовала команда не делать. Такую команду в Советском Союзе мог дать…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Мог дать только один человек, понятно.
Профессор Владимир Лавров: Да. То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину – ему тоже не окажут необходимую помощь.
Среди старых большевиков ходили слухи, что она собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. Это мало похоже на правду. В общем-то, это была уже сломленная, опустившаяся, даже выпивающая женщина. Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала, а иногда она не выдерживала.
Был случай, когда она пошла к Сталину, ее пропустили без очереди в приемной, и защищала Зиновьева и Каменева. Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа. Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву – для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были?
Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе. Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин – тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство.
В.И. Ленин и Н.К. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август-сентябрь 1922 года
Полупочести, полуопала
Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар.
Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться. И можно представить, в каком кошмаре она сама жила. Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести.
И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать. Он даже угрожал ей. Интересная такая угроза или шутка прозвучала, когда что-то Крупская попыталась по-своему сказать, он ответил, что «а мы назначим вдовой Ленина другую».
Протоиерей Александр Ильяшенко: Это как-то зафиксировано? Потрясающе…
Профессор Владимир Лавров: Это зафиксировано. То ли шутка, а с другой стороны, Сталин слова на ветер не бросал. Он взял бы и назначил другую или развел бы…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Посмертно.
Профессор Владимир Лавров: Понимаете, ей же все передавали. Вот так жить… Причем, вроде бы ей оказывали какие-то почести – в президиум сажали, разрешали перед пионерами выступать, делиться воспоминаниями. А с другой стороны, ее отстраняли, отстраняли и отстраняли от работы, позволили, в конце концов, только библиотечным делом заниматься, то есть третьестепенным все-таки. И она чувствовала, что она в эдакой полуопале. И те, кто рядом, тоже чувствовали.
Но она и сама сыграла, хотя и далеко не главную роль, но все-таки это была идея Надежды Константиновны, что школа должна не обучать, а воспитывать коммунистов, потрясающая идея. Это ее предложение закрыть исторические факультеты, филологические факультеты, философские факультеты…
Протоиерей Александр Ильяшенко: То есть гуманитарное образование просто было пресечено, в том числе, по ее идее.
Н.К. Крупская. 1936 год.
«Птенчиков не будет никогда»
Профессор Владимир Лавров: Погром был. Был погром гуманитарного образования в России. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. При этом Надежда Константиновна была все-таки лично несчастна. Она же очень переживала, особенно когда ей хотелось внуков понянчить, а она ведь даже детей не нянчила.
И здесь возникает вопрос: почему? Какие есть документы об этом? Есть два письма. Мама Ленина, Мария Александровна, написала ей, когда еще она была в ссылке: «Когда птенчики будут?» Сохранился ответ Надежды Константиновны, что «птенчиков не будет никогда».
Протоиерей Александр Ильяшенко: А почему, не объясняется?
Профессор Владимир Лавров: Нет, не написано, почему. Есть историческая статья, автор которой докопался до записи врача в Уфе, который осматривал Надежду Константиновну. И там диагноз – генитальный инфантилизм. Но насколько это соответствует действительности, не берусь судить.
Что можно сказать точно: сохранилось письмо Владимира Ильича своей маме, где он пишет, что из-за женской болезни Надежда Константиновна должна несколько недель лежать. Однако какая женская болезнь, не пишет.
В эмиграции у нее была базедова болезнь, о чем сохранились документы. Причем Надежда Константиновна очень мужественно боролась с этой болезнью, пошла даже на тяжелейшую операцию, без наркоза. Хотела побороть болезнь. А операция почти не принесла результата.
И, скажем, эта выпуклость глаз, и даже партийные клички… Какие муж давал ей партийные клички? Рыба, селедка… Эта выпуклость глаз – от базедовой болезни, а осложнение – бесплодие. Весьма возможно, что-то было еще, но, во всяком случае, от базедовой болезни тоже могло быть.
Владимир Ильич не был ей верен. Есть документ, что у него была интимная связь с одной француженкой. Точнее, представитель Института Маркса, Энгельса и Ленина был во Франции, видел интимные письма Ленина к одной француженке. Это в середине 30-х годов происходило, причем владелец писем отказался продать их в Советский Союз, сказав, что продаст только после смерти Крупской, а пока она не должна знать, что было. Однако письма так и не попали в руки историков. Где они – неизвестно.
Главная женщина, главная любовь в жизни Ленина – это была революция
В 1910-м году в Париже Владимир Ильич познакомился с Инессой Арманд, потрясающей женщиной с французской и отчасти английской кровью. Пятнадцатилетней она уехала в Россию, поскольку не на что было жить во Франции, и оказалась учительницей – молоденькой, очаровательной учительницей – в семье купцов Армандов, учила языкам, являлась носителем французского языка. И очаровала старшего сына Александра Арманда, вышла за него замуж, родила четверых детей. Всё замечательно: курорты, отдых, заводы Армандов.
Но она влюбляется в младшего брата – Владимира Арманда, который увлекался социалистической литературой, и уходит жить с ним, рожает и от него сына. Причем надо отметить, что ее муж (она оставалась в браке) дал этому ребенку от брата свое отчество, содержал и опекал его.
Дальше было так: Инессу Арманд сослали за революционно-социалистическую деятельность в Архангельск. Ее возлюбленный, младший брат Владимир Арманд, поехал за ней в Архангельск, но затем, поскольку у него открылся туберкулез, уехал за границу. А Арманд бежит за ним из ссылки, и возлюбленный умирает у нее на руках.
В 1910-м году она уже свободна, и тут встречается Владимир Ильич. Он был сразу потрясен этой женщиной – красивая, обворожительная, энергичная. И было о чем с ней говорить. Понимаете, Крупская поддакивала, восхищалась, поддерживала, а эта могла возразить, не отрывая влюбленных глаз. И он доказывал, и ему это нравилось, и ей нравилось. Такая парижская встреча.
Есть воспоминания Коллонтай (если Коллонтай можно верить) о том, что Надежда Константиновна предложила разойтись, но Владимир Ильич был против, сказал: останься. Судя по разным документам, в том числе по дневнику Арманд, причина была в том, что авторитет революционного вождя, интересы революции Ленин ставил выше своего чувства к Инессе Арманд.
А Крупская все-таки создавала быт. Она была прекрасным личным секретарем, вела весьма обширную переписку ЦК. Арманд же могла еще ребенка родить. Вот возись с этим ребенком, воспитывай, корми, няню и гувернантку содержи, лечи и образование дай. Инесса являлась совершенно другой женщиной, к тому же склонной к свободной любви. Причем есть ощущение, что Арманд даже не возражала бы жить втроем с Надеждой Константиновной. Но Ленин был против.
Он попросил Инессу Арманд прислать всю переписку. И в основном их переписка уничтожена Лениным. Но кое-что осталось. Завалялось письмо, где он пишет, что покрыл бы ее тысячей поцелуев. Есть дневник Арманд, где она пишет о горячем чувстве, о страсти к Владимиру Ильичу.
Кстати, в архиве из дневника Арманд несколько страниц вырезали. И изъятое – не политика, политически они были абсолютно близки. Значит, что-то интимное. Но когда грянула революция, Владимир Ильич отстранил любимую женщину. То есть главная любовь в жизни Ленина – это была революция. Вот так.
Именно поэтому он победил. Он сконцентрировался полностью, и отношения с Инессой возобновились только после ранения 30 августа 1918 года, когда было покушение на заводе Михельсона, когда Ленин взглянул в лицо смерти. И будучи раненным, – а сначала думали, что он может умереть, – он захотел увидеть Инессу. И она пришла, и она была рядом. И у них возобновились отношения…
Затем так получилось (Владимир Ильич это очень переживал), что он сам “помог” Инессе уйти из жизни. Она плохо себя чувствовала, очень устала и хотела поехать во Францию, но он отговорил ее ехать туда, сказал: “Тебя там могут арестовать, поезжай на Кавказ, я все организую”. И организовал, и сам звонил, и требовал создать особые условия, и всё сделали. Но холера. Холера…
Очевидно, в Беслане она заразилась. Когда ее останки привезли на Казанский вокзал, Владимир Ильич и Надежда Константиновна встречали, шли за катафалком до Дома Союзов. По воспоминаниям, Крупская вела своего мужа, он был в полубессознательном состоянии и не мог прийти в себя, взять себя в руки.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Владимир Михайлович, простите, а в каком году это было?
Профессор Владимир Лавров: В 20-м году. В 1920-м году умерла женщина, которую он, безусловно, любил, к которой было сильное чувство. И во всей этой ситуации Надежда Константиновна вела себя очень достойно. Не устраивала, во всяком случае, при людях никаких сцен, всё приняла, всё равно на себе везла всю секретарскую работу. Служила законному мужу и тихо его любила, что чувствуется по ее воспоминаниям.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Да, вот, собственно, вы и ответили на вопрос, как революционная деятельность сказывалась на семье Ленина. А в предыдущей передаче вы, собственно, ответили на вопрос, как сказывалась она на семье Сталина. То есть можно сказать, оглядываясь назад, насколько катастрофическими были эти воздействия. И человек, который встает на путь подчинения себе всей страны, теряет, наверное, самое дорогое – теряет нормальную, естественную, радостную семейную жизнь.
Профессор Владимир Лавров: Во всяком случае, и Ленин, и Сталин потеряли любимых женщин. Сталин умирал в одиночестве, никого рядом не было. А Ленин умирал фактически под домашним арестом, супруга его доживала в страхе.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Да, такой печальный итог. Спасибо, Владимир Михайлович.
Историческая миссия России
Цикл бесед об исторической миссии России – попытка с духовно-нравственных, православных позиций осмыслить важнейшие события Отечественной истории.
Ведущий – протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель Интернет-порталов «Православие и мир», «Непридуманные рассказы о войне», основатель постоянно действующего мобильного фестиваля «Семейный лекторий: Старое доброе кино», член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы.
Гость – историк Владимир Михайлович Лавров , доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, зав. кафедрой истории Николо-Угрешской православной духовной семинарии, академик Российской Академии Естественных Наук.
Подготовили Тамара Амелина, Виктор Аромштам
- Вопросы, замечания, пожелания присылайте на адрес электронной почты
Когда Инессу арестовали в Париже, он пригрозил расстрелять всех французских дипломатов!
О некогда «великом Ленине» и его верной жене Надежде Крупской написаны тома пропагандистских книг, сняты десятки фильмов. Однако правда давно известна тем, кто интересуется не политическими байками, а реальностью. И заключается она в том, что долгие годы третьей и совсем не лишней в этом браке была удивительная женщина, которую звали Инесса Арманд.
ПОХОРОНЫ ЛЮБВИ
…12 октября 1920 года Москва сотрясалась от траурной музыки и рыданий. В первом ряду, едва скрывая слезы, шел Ленин - вождь мирового пролетариата, жестокий диктатор, человек, перед которым в ужасе замерла вся покоренная им Россия.
Хоронили любовь всей его жизни. Владимир Ильич, пошатываясь от горя, шел за гробом своей любовницы Инессы Арманд, чтобы закопать ее тело возле Кремлевской стены. Рядом с Лениным плелась в толпе соратников и его законная жена Надежда Крупская.
Позже, уже после кончины Ленина, она даже предлагала похоронить мужа рядом с Арманд. Но большевистские вожди отвергли это скандальное предложение...
А в тот день соратница Ильича, революционерка Александра Коллонтай, в своем дневнике оставила следующую запись:
«Ленин был потрясен. Когда мы шли за гробом Инессы, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами, и, казалось, вот-вот упадет…»
Итак, умершая в возрасте 46 лет, далеко не самая первая из вождей революции, Инесса Арманд была торжественно похоронена, как великий государственный деятель…
…Вскоре после смерти Ильича в 1924 году товарищ Сталин начал лепить из Ленина нового бога для уцелевших после мировой и гражданской войн жителей страны. И, конечно, у бога не могло быть любовницы…
Да и насчет жены Сталин, по свидетельствам историков, однажды крепко выразился. Когда Надежда Крупская в очередной раз попыталась «наехать» на вождя всех народов, тот ей сказал в лицо: «Если что, мы подыщем товарищу Ленину другую вдову…» Ну, кого, кроме Инессы Арманд, он мог иметь в виду?..
ЗНАКОМСТВО И СТРАСТЬ
Тысячелетние устои России, страны великих князей, царей и императоров, Владимир Ульянов-Ленин за пять лет своего правления превратил в прах. Зачем? Только ли ради сомнительных идей философии марксизма или же в нем играло честолюбие мужчины, готового показать своим женщинам: я лучше и выше всех?..
Неудачливый адвокат Ульянов, решивший стать революционером, как известно, сначала по юношеской любви женился на Надежде Крупской. С миловидной Наденькой он встретился в 1893 году на нелегальной сходке подпольных революционеров.
Потом они оба по очереди немного посидели в уютной царской тюрьме, а в ссылке - в селе Шушенское, в 1898-м - обвенчались. Жили в мире и любви. Теща Ильича, приехавшая к ссыльным, готовила будущему вождю мирового пролетариата котлетки из зайчатины…
Примерно в эти же годы юная француженка Инесса д’Эрбанвилль (будущая Арманд) - дочь французского оперного певца и комической водевильной актрисы - начала блистать в Париже. Она прекрасно танцевала и пела, знала несколько языков, сводила с ума поклонников.
«Пышная прическа, грациозная фигура, маленькие уши, чистый лоб, резко очерченный рот, зеленоватые глаза», - мечтательно сообщал о ней один из кавалеров в своем дневнике.
Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году. Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков. И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело - социал-демократия…
Инессу влекла революция - как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой - одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции:
«После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой».
Ильин - это один из псевдонимов Ульянова-Ленина.
Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой. В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака!
Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели - революции!
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
…А Ленин все писал и писал возлюбленной Инессе нежные письма:
«Сегодня великолепный солнечный день со снежком. Мы с женой гуляли по той дороге, по которой - помните - мы так чудесно гуляли однажды втроем. Я все вспоминал и жалел, что Вас нет. Ваш Ленин».
Этих писем сохранилось множество. Иногда они говорили о размолвках между любовниками. Инесса, например, писала:
«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому не могло бы причинить боль. Зачем было меня этого лишать?..»
В те годы начала Первой мировой войны любовникам пришлось расстаться, потому что отношения, по неизвестным истории причинам, накалились. Крупская вдруг взбунтовалась и выкатила мужу классическую фразу: или она, или я. Что ответил Ленин, неясно, но в итоге на время уехала Инесса.
Однако эта размолвка в любовном «треугольнике» была скорее редким исключением. Свидетели семьи «на троих» отмечают удивительную для женщины терпимость Крупской. Она даже говорила, что «в доме становится светлее, когда приходит Инесса».
«К чести Крупской, - писал историк Дмитрий Волкогонов, - она не стала устраивать мещанских сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения. Та отвечала Крупской тем же...»
Надежда Константиновна видела, как преображается ее обычно желчный муж в обществе новой возлюбленной. Может быть, она признала первенство Арманд в сердце Владимира Ленина потому, что была честна перед собой и понимала, что не сможет соперничать с известной красавицей? Ведь Крупская миловидностью блистала только в ранней юности…
НЕ СМОГ БЕЗ НЕЕ ЖИТЬ
История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. Но к весне 1917 года скандальный «треугольник» уже был полностью оформившейся реальностью. Втроем они упали в бурные объятья революционных потрясений…
Тогда, как известно, воюющая с Россией Германия предоставила Ленину и его экстремистской группе специальный вагон, чтобы через охваченные войной территории проехать из Швейцарии в Россию.
Что интересно, опломбированный вагон был набит революционерами, но в отдельном купе ехали вождь с женой и… Инессой. Это историческое свидетельство.
И Арманд активничала в большевистском перевороте, даже участвовала в боях за Кремль. Потом была членом Московского окружного комитета большевистской партии, главой столичного совета народного хозяйства. Говоря современным языком, Ильич поставил любимую присматривать, чтобы все окончательно не разворовали в революционном хаосе…
В 1918 году Ленин направил свою фаворитку во Францию с дипломатической целью: попытаться вывезти оттуда тысячи русских солдат так называемого Французского экспедиционного корпуса. Но в Париже все понимали, Инессу арестовали…
Это известие привело Ленина в бешенство. Он передал правительству Франции, что если Инессу Арманд немедленно не отпустят, то он расстреляет всех французских дипломатов, а заодно и всех французов, которые найдутся на территории России. Угроза подействовала, Инессу отпустили.
Жить ей оставалось всего ничего. В 1920 году во время деловой поездки на юг России она умерла от холеры…
«Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина: он, любя Инессу, не смог пережить ее ухода», - писала Коллонтай.
И это очень похоже на правду…
Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова). Родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге - умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Русская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель. Жена В.И. Ленина.
Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье.
Отец - Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883), поручик, участвовал в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского восстания 1863 года.
Мать - Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915), гувернантка.
Дед - Игнатий Андреевич Крупский (1794-1848).
Дед - Василий Иванович Тистров (1799-1870), горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода, первый пристав Барнаульского краеведческого музея.
В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. А. А. Оболенской в Петербурге.
В 1889 году поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой.
Библиография Надежды Крупской:
Крупская Н. К. Вопросы народного образования. - М.; Петроград: Коммунист, 1918. - 286 с.;
Крупская Н. К. Народное образование и демократия. - М.; Петроград: Коммунист, 1919. - 132 с.;
Крупская Н. К. Народное образование и демократия. - Берлин: Гос. изд. РСФСР, 1921. - 121 с.;
Крупская Н. К. Заветы Ленина в области народного просвещения. - М.: Работник просвещения, 1924. - 31 с. То же. - М.: Работник просвещения, 1925. - 31 с.;
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании в деревне: (III Всеросс. конференция по дошкольному воспитанию). - М.: Дошкольн. отд. Главсоцвоса, 1926. - 15 с.;
Крупская Н. К. О школе крестьянской молодежи: (Речи и статьи). - М.: Долой неграмотность, 1926. - 40 с.;
Крупская Н. К. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. - М.; Л.: Госиздат, 1926. - 156 с.;
Крупская Н. К. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях.: Ч. 1: Социальное воспитание детей и подростков. - М.: Работник просвещения, 1927. - 156 с; Ч. 2: Политико-просветительная работа. - М.: Работник просвещения, 1927. - 126 с.;
Крупская Н. К. Единый план и новые методы культработы. - М.: Работник просвещения, 1930. - 18 с.;
Крупская Н. К. Политпросветработа. - М.; Л.: Учпедгиз, 1932. - 319 с.;
Крупская Н. К. Собрание сочинений. В 4 томах. (1930-1934);
Крупская Н. К. Клара Цеткин, М., 1933;
Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. - М.: Мол. гвардия, 1934. - 255 с.: портр.;
Крупская Н. К. Ленинские установки в области культуры: сборник статей. - М.: Партиздат, 1934. - 257 с.: ил.;
Крупская Н. К. Что писал и говорил Ленин о библиотеках. - М.: Партиздат, 1934. - 43 с. То же. - М.: б. и., 1955. - 84 с.;
Крупская Н. К. Биография В. И. Ленина, М.: Институт Марксизма-Ленинизма, 1935.;
Крупская Н. К. О самообразовании: сб. статей. - М.: Мол. гвардия, 1936. - 99 с.;
Крупская Н. К. Женщина равноправный гражданин СССР: Сб. ст. и речей. - М.: Партиздат, 1937. - 69 с.;
Крупская Н. К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин. - М.: Партиздат, 1938. - 165 с.: портр., ил.;
Крупская Н. К. Письма пионерам. - М.: Мол. гвардия, 1938. - 95 с. То же. - М.; Л.: Детгиз, 1940. - 55 с.;
Крупская Н. К. О преподавании в средних школах взрослых: Сборник статей и докладов - М.: Учпедгиз, 1939. - 112 с.: портр.;
Крупская Н. К. О молодежи. - М.; Л.: Мол. гвардия, 1940. - 222 с.;
Крупская Н. К. Советским детям: (сборник статей). - Калинин: Обл. лит. изд-во, 1940. - 96 с.;
Крупская Н. К. О воспитании и обучении: Сборник избранных педагогических произведений / Составили: Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. - М.: Учпедгиз, 1946. - 317 с.: портр.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 360 с.: портр.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения / Ред. коллег.: И. А. Каиров (гл. ред.), Н. К. Гончаров и Н. А. Константинов. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1955. - 868 с.: портр.;
Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи / Крупская Н. К. - М.: Мол. гвардия, 1956. - 424 с.: портр.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. - М.: Учпедгиз, 1957. - 715 с.: портр.;
Крупская Н. К. О культурно-просветительной работе: Избр. статьи и речи / [Сост., авт. вступит. статьи и примеч. канд. пед. наук Л. С. Фрид]. - М.: Сов. Россия, 1957. - 163 с.: портр.;
Крупская Н. К. Воспоминания о Ленине. - М.: Госполитиздат, 1957. - 439 с.: портр. То же. - М.: Политиздат, 1989. - 494 с.: ил.;
Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сборник. - М.: б. и., 1957. - 715 с.: ил., портр.;
Крупская Н. К. О юных пионерах. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1957. - 334 с.: портр.;
Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 11-ти томах (1957-1963);
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - М.: Учпедгиз, 1959. - 208 с.: портр.;
Крупская Н. К. Об учителе: Избр. статьи и речи. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959. - 327 с.: портр.;
Крупская Н. К. О самообразовании: Сборник. - М.: б. и., 1960. - 83 с.;
Крупская Н. К. Об учителе: Избр. статьи, речи и письма. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. - 360 с.: ил.;
Крупская Н. К. О вожатом и его работе с пионерами. - М.: Мол. гвардия, 1961. - 224 с.: ил. То же. - М.: Мол. гвардия, 1977. - 191 с.: ил.;
Крупская Н. К. О воспитании в семье: Избр. статьи и речи / [Сост. и предисл. Н. И. Стриевской]. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. - 208 с.: портр.;
Крупская Н. К. Трудовое и политехническое обучение / Вступит. статья, подгот. текста и примеч. И. В. Чувашева. - М.: б. и., 1962. - 151 с.;
Крупская Н. К. Об искусстве и литературе: Статьи, письма, высказывания / Подгот. текста, вступ. ст. и прим. И. С. Эвентова. - Л.; М.: Искусство, 1963. - 282 с.;
Крупская Н. К. Из атеистического наследия / Сост. и авт. вступит. статьи Г. С. Цовьянов. - М.: Наука, 1964. - 307 с.: портр.;
Крупская Н. К. О школьном самоуправлении: Сборник статей и выступлений / Сост. и авт. вступит. статьи В. М. Коротов. - М.: Просвещение, 1964. - 207 с.: портр.;
Крупская Н. К. Октябрьские дни: [Из книги «Воспоминания о Ленине»]. - М.: Политиздат, 1967. - 31 с.;
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - М.: Просвещение, 1967. - 367 с.: ил.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения: [Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей] / [Сост., авт. вступит. статьи и примеч. Ф. С. Озерская и Н. А. Сундуков]. - М.: Просвещение, 1968. - 695 с.;
Крупская Н. К. О Ленине: Сборник статей и выступлений. - М.: Политиздат, 1971. - 304 с.: ил. То же. - М.: Политиздат, 1979. - 382 с.: ил. То же. - М.: Политиздат, 1983. - 368 с.: ил.;
Крупская Н. К. О Владимире Ильиче: Из воспоминаний / [Рис. В. Коновалова]. - М.: Дет. лит., 1970. - 447 с.: ил.;
Крупская Н. К. О Владимире Ильиче Ленине: [Книга для чтения на англ. яз. для учащихся старших классов сред. школы] / [Пер. комментарий и словарь М. Е. Бирман]. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.: ил.;
Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену: Избр. статьи, речи, письма / Предисл. В. С. Дридзо. - М.: Политиздат, 1973. - 304 с.: ил., портр.;
Крупская Н. К. Дети - наше будущее: [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании]. - М.: Просвещение, 1975. - 302 с.: ил.;
Крупская Н. К. О библиотечном деле: Избранные работы / Вступит. статья О. С. Чубарьяна. - М.: Книга, 1976. - 224 с.;
Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти томах (1978-80);
Крупская Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф. С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.;
Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сборник трудов. В 6-ти томах (1982-87);
Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статьей, выступлений, писем / Сост. О. И. Грекова. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.;
Крупская Н. К. Избранные произведения / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М.: Политиздат, 1988. - 429 с.: портр.;
Крупская Н. К. Воспитание молодежи в ленинском духе. - М.: Педагогика, 1989. - 318 с.: портр.