Кристиан Диор: модное наследие великого кутюрье. Кристиан Диор – биография и история успеха
Биографии знаменитостей
21375
27.09.15 17:36
Имя нашего героя знает весь мир – это легенда, овеянная ароматом изысканных духов, рассказанная шепотом шелков элегантных нарядов, олицетворяющих истинную женственность. Но мало кто знает, что биография Кристиана Диора – это тернистый путь, что звезда его славы горела при жизни мастера лишь десяток лет: француз стал известным в 42, но рано и скоропостижно умер. Его дело продолжили ученики во главе с , и поэтому Модный дом «Christian Dior» и поныне процветает и остается синонимом слов «элегантность», «шик», «хороший вкус».
Биография Кристиана Диора
Из семьи нормандского коммерсанта
Он родился в многодетной семье коммерсанта Мориса Диора. Тогда они жили на севере Франции, в Нормандии – в портовом городке на Ла-Манше под названием Гранвиль. У матери росло пятеро детей (Кристиан, родившийся 21 января 1905-го, был вторым), которыми она и занималась, а отец торговал удобрениями и сумел заработать на этой «химии» немалые деньги. Поэтому семейство смогло переехать в столицу уже в 1911-м году.
Кристиан рос мечтательным пареньком, любил и понимал искусство, сам рисовал и подумывал о карьере живописца. Отец с матерью пытались «приземлить» непокорного юношу и, в конце концов, им это удалось: Диор стал студентом Свободной школы политических наук. Ему не нравилась учеба, однокурсники казались скучными и пресными, и Кристиан прогуливал лекции, вместо этого слоняясь по музейным залам и делая зарисовки.
Собственная галерея… и 33 несчастья
Он решил, что политика и дипломатия – не для него и в 23 года стал владельцем галереи – на паях с приятелем Жаном Бонжаком. В их скромной обители искусств были выставлены работы художников, которых сегодня знает весь мир (Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри Матисс). Увы, эта светлая полоса в биографии Кристиана Диора быстро закончилась: уже в 1931-м году на него навалились личные и последовавшие за ними финансовые проблемы. Никогда особенно не жаловавшаяся на здоровье жизнерадостная мама угасает от рака, недуг поражает и отца: его подвели компаньоны, Диор старший разорился, а переживания привели к туберкулезу.
Отец был главным спонсором сына, поэтому галерея приказала долго жить. Кристиан попробовал зарабатывать с помощью своего художественного таланта, но великого живописца из него не вышло. Правда, ему удалось пристроить эскизы и рисунки в престижный журнал «Le Figaro Illustre». Перспективы наметились, когда парижский кутюрье Робер Пиге пригласил 33-летнего Диора к сотрудничеству, но и эта ниточка оборвалась: началась Вторая мировая.
Помог счастливый случай
После нескольких лет службы в армии Кристиан вернулся в Париж. Некоторые его друзья успели добиться успехов: так, Пьер Бальмен открыл свой Модный дом и процветал. У Диора на это не было ни связей, ни денег. Но тут случай (в лице приятеля детства) свел будущего модельера с баснословно богатым фабрикантом Марселем Буссаком. Оказывается, ему, зарабатывавшему миллионы на текстиле, понадобился художник, дабы реанимировать один из модных домов. Что произошло между этими двумя – неизвестно, но Марсель проникся к Диору какими-то невероятными теплотой и доверием. Так неизвестный художник Кристиан Диор (которому на тот момент уже перевалило за 40 лет) обзавелся собственным брендом, а Буссак стал спонсором Дома моды «Christian Dior».
Новый взгляд
Открытие Дома было ознаменовано дебютным показом моделей восходящей звезды парижской моды. Кристиан стал настоящим революционером: желая, чтобы дамы поскорее забыли об ужасах войны и присущем этому суровому времени аскетизме, он создал волшебные наряды! Они напоминали о довоенном шике: женственные плечи, длинные юбки, талия затянута (словно на манекенщице – корсет эпохи ее бабушки), подчеркнуто пышный (или сильно обтягивающий грудь) верх. СМИ окрестили этот стиль «Новым взглядом» («New Look»). Француженки были в полном восторге.
Не всем пришлись по вкусу новации Диора. Так, его американские коллеги высказывались о коллекции весьма негативно: им казалось, что в стране, истощенной войной, роскоши не может быть места. Но это оказались единичные голоса недовольных пуритан, которые вскоре сдались под натиском растущей популярности кутюрье. И уже в 1947-м году в Далласе французу вручили престижную награду – своего рода «Оскар» в среде кутюрье высокой Моды.
Бурное десятилетие
Следующее десятилетие творческой биографии Кристиана Диора – это создание легендарных коллекций. Названия говорили сами за себя: «Циклон», «Тюльпан», «Венчик», «Вертикаль», а идеи модельер черпал в том, что так давно и преданно любил: в музеях, литературе, цветах или театре.
Кстати, театру (и кино) кутюрье тоже уделял внимание в своем творчестве: создавал сценические костюмы для спектаклей Ролана Пети, для фильмов Рене Клера, Марселя Ашара, Клода Отан-Лара, Альфреда Хичкока. Однако мастер часто отказывал режиссерам, поскольку считал это только данью моде, хобби, но не основным своим призванием. Хотя Оливия Де Хэвилленд, Ава Гарднер или Марлен Дитрих смотрелись в костюмах парижанина блестяще.
Ему рукоплескали монархи
Уже в 1950-м году Диор был удостоен ордена Почетного легиона, его роскошному искусству рукоплескали монархи Европы. А когда родилась фирма «Christian Dior Perfume», парижанки были поражены тонким ароматом дебютных духов от маэстро моды. Это были знаменитые «Miss Dior». Не меньший фурор вызывали и другие изысканные творения компании Кристиана: «Dior Eau Fraiche», «Diorama», «Diorissimo».
Кристиан Диор умел заметить талант в другом человеке, поэтому его ученики и последователи (в первую очередь, сменивший его после смерти в Модном доме Ив Сен-Лоран) стали кутюрье с мировыми именами.
Личная жизнь Кристиана Диора
Сердце, познавшее горечь разочарований
Даже когда к мастеру пришел успех, личная жизнь Кристиана Диора оставалась далеко не безоблачной. Как и многие модельеры-мужчины, он выбирал в качестве муз прекрасных женщин, но полюбить их не мог, так как был гомосексуалистом.
Говорят, еще в молодости Кристиан был увлечен неким итальянцем Перротино, но большинство его влюбленностей заканчивались очередной депрессией. В 51 год к Диору, казалось, пришла большая любовь, и на этот раз предмет его страсти (юный североафриканец Жак Бенита) ответил взаимностью. Модельер воспрянул духом, стал больше следить за внешностью, решился на строгую диету. Но сердце, настрадавшееся за годы лишений, не выдержало. 24 октября 1957-го года оно перестало биться. Приступ застал Диора в Тоскане – ему было всего пятьдесят два...
(фр. Christian Dior; 21 января 1905, Гранвиль, Нормандия - 24 октября 1957, Монтекатини Терме, Тоскана) – один из самых известных французских .
Диор являлся пионером активного синтеза («высокой моды») и сценографии: был художником по костюмам в нескольких спектаклях («Школа злословия» по Ричарду Шеридану в Театре де Матюрин; ряд постановок Ролана Пети (Rolan Petit), 1950-е годы) и кинофильмах (режиссеров Клода Отан-Лара, Альфреда Хичкока и др.). Создавал сценические туалеты для таких звезд эстрады и киноэкрана, как Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, The Beatles.
Биография Кристиана Диора
Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в Гранвилле (Франция) , бывшем рыбацком порту на берегу Ла-Манша. Через несколько лет семейство переехало в Париж и устроилось в районе Пасси, который Диор так никогда и не покинет. Кристиан рос в большой семье, где было пятеро детей. Несмотря на это, семья была довольно обеспеченной, так как отец Диора сделал целое состояние на торговле химическими удобрениями.
В юности Кристиан увлекся рисованием, у него открылся художественный дар и он мечтал стать великим художником, но родители прочили сыну карьеру дипломата. После просьб матери Кристиан сдался и поступил в Свободную школу политических наук. Однако на этом его «политическая деятельность» закончилась: вместо занятий по международному праву и географии будущий проводил время в музеях, учился живописи и музыкальной композиции. В 1925 году он все-таки окончил школу политических наук, но его призвание было совсем в другой области.
В 1928 году Диор вместе с Жаком Бонжаном, художником и актером, открыл частную Галерею искусств, в которой продавались картины Дерена, Матисса, Брака, Пикассо, а также работы малоизвестных художников. Галерея приобрела известность и солидную репутацию. Однако счастье не могло длиться вечно, и в жизни Кристиана Диора наступила черная полоса. В 1929 году из-за мошенничества и экономического кризиса обанкротился его отец, а в 1931 году его мать умерла от рака. Через несколько месяцев, вернувшись из поездки по Советскому Союзу, куда Диор ездил с группой молодых архитекторов, он оказался перед закрытой дверью обанкротившейся Галереи.
Лишь в 1935 году, после нескольких лет безработицы, полунищенского существования и апатии, переболевший туберкулезом Диор нашел приют у художника и актера Жана Озенна . Кристиан стал разрабатывать театральные костюмы. Вместе с этим по совету друзей он готовит рисунки для французских модных журналов и быстро завоевывает известность: эскизы шляпок и платьев печатают в журнале Le Figaro Illustre. Вскоре последовало сотрудничество с отделом мод популярной газеты Figaro.
Несмотря на то, что модели шляп пользовались гораздо большим успехом, Кристиан все же решает специализироваться на моделях одежды. В 1938 году его заметил известный модельер Робер Пиге , но Вторая мировая война помешала бурному развитию карьеры. Диор уходит в армию и служит на юге Франции, но уже в 1941 году он возвращается в Париж. Там он начинает работать в известном модельном доме Lucien Lelong . Пиге научил Кристиана элегантности и простоте, а у Лелонга он освоил ремесло и технологию, унаследовал чутье материала и любовь к ручной работе.
В 1946 году французский текстильный магнат Марсель Буссак профинансировал открытие собственного Дома моды Кристиана в Париже.
Довольно поздно, лишь в 42 года, слава нашла своего героя. Первая собственная коллекция Кристиана Диора была по-настоящему революционной и кричащей . Модная пресса назвала ее « », а сам окрестил ее «Венценосная Линия». Затянутые талии, пышный бюст, маленькие круглые плечи, до щиколотки, либо прямые, либо довольно широкие – вот основные черты его первой коллекции, которая смело отходит от традиционных канонов и стремится к простоте и функциональности. Казалось, что фасоны Диора испугают покупателя, привыкшего к коротким юбкам и квадратным пиджакам, но случилось наоборот. Уставшие от ограничений и нищеты парижанки с восторгом приняли коллекцию. Примечательно, что ее концепция имела поразительное сходство с французской модой 1860-х годов. Сам Диор говорил, что его вдохновили воспоминания о красивых элегантных нарядах, которые носила его мама в 1910-х.
Несмотря на то, что несколько других дизайнеров экспериментировали с новыми силуэтами, именно роскошная коллекция Кристиана Диора напомнила миру о состоятельности и важности парижской моды. Во время Второй мировой войны Париж потерял свою позицию, но Диор вновь провозгласил этот волшебный город столицей мировой моды.
Впрочем, первый успех не был окончательной победой: было и очень много критики в адрес «New look». Феминистки утверждали, что и – это попытка вернуть женщин к угнетенной «трудовой» роли. Другие был шокированы орнаментами и цветовой гаммой, так как в послевоенные годы использование таких ярких тканей казалось почти что кощунственным. Неожиданным протестом отозвалась и Америка: «Как он посмел вернуться к роскоши в стране, парализованной забастовками, где правительства сменяются одно за другим, где не хватает буквально всего?!» — американские кутюрье реагировали очень резко. Был даже создан клуб в защиту коротких юбок, а Диора обвиняли в том, что он обезобразил женщин . Однако несмотря ни на что «New look» стал настоящим «пост-военным культурным символом», как впоследствии описал его сам дизайнер.
После того, как первая коллекция произвела фурор, Диор стал широко известен. Он использовал самые роскошные ткани (сатин, костюмная ткань, тонкая шерсть, тафта) и продолжал шокировать публику прогрессивными силуэтами. Названия линий буквально резали слух: «Венчик», «Циклон», «Вертикаль», «Тюльпан». Это были сильные образы, публика с трепетом ждала их, но в то же время опасалась. Перед каждым показом зрители предвкушали появление чего-то грандиозного. Каждая модель имела свое название, а общий стиль коллекции отражал разнообразие мира, которым так дорожил кутюрье: театр, опера, литература, цветы, музеи, Париж.
В течение тех десяти лет, когда Кристиан Диор был по-настоящему знаменит, ни одна из его коллекций не провалилась – ни с коммерческой, ни с творческой точки зрения. Единственным опасным моментом для карьеры кутюрье стал 1954 год – неожиданное возвращение в модную индустрию. Философия легендарной Шанель – полная противоположность философии Диора. «Ужасы пятидесятых» — вот как она отозвалась о моделях Кристиана Диора, обвиняя его в том, что он затянул женские тела в нелепые формы. Реакция Диора последовала незамедлительно: он выпустил новую коллекцию «Лилия Долины». Смягченные линии, естественные силуэты, ненавязчивые жакеты, нежные плиссированные юбки, с морскими воротниками… Одежда Кристиана Диора стала легкой и красивой.
Вскоре имя Диора стало синонимом роскоши и хорошего вкуса. Товарооборот составлял примерно $20 миллионов ежегодно. Примечательно, что кутюрье организовал несколько крупных международных соглашений, и незадолго до его смерти Дом моды начал выпуск духов, драгоценностей, нижнего белья, и обуви.
Вдохновение Диора распространялось не только на Высокую моду, он активно работал и в киноиндустрии. Одежду Christian Dior можно увидеть в фильмах «Кровать с колонками» Тюаля, «Любовные письма» Клода Отан-Лара, «Молчание – золото» Рене Клера и многих других. В его платьях играли великие актрисы: Марлен Дитрих, Ава Гарднер и Оливия де Хевилленд. Однако, как признался Диор в своих мемуарах, это была скорее дань моде, нежели страсть. По его мнению, образ на экране всегда незакончен и слишком структурирован.
Кристиан Диор умер в 1957 году. Это была невосполнимая утрата для мира высокой моды.
Мадам Реймонд, личный помощник великого Кутюрье, отметила:
«Если бы Диор был жив, мода не оказалась бы в таком плачевном состоянии, в котором она находится теперь»
После смерти мэтра многократно менялись владельцы Модного дома, а фирменный стиль Christian Dior был почти потерян. За два десятка лет потерял много лицензий, его популярность и авторитет неуклонно «ползли» вниз. К счастью, в 1984 году Бернар Арно купил фирму у несостоятельного владельца и буквально восстановил модную империю.
Кристиан Диор – один из самых знаменитых модных дизайнеров XX века . Последователи легендарного кутюрье бережно хранят традиции мастера, никогда не забывая его взглядов на моду, его тягу ко всему новому и страсть экспериментировать. Если другие легендарные имена дизайнеров стали синонимами стиля, то имя Кристиана Диора – это выражение всей магии и волшебства высокой моды.
Официальный сайт : www.dior.com
Уже полвека имя Кристиана Диора является синонимом моды. Диор – это элегантность, женственность и совершенный вкус.
Кристиан Диор, второй ребенок из пятерых детей, родился 21 января 1905 года в Гранвилле, бывшем рыбацком порту на берегу Ла-Манша. Его отец сделал состояние на торговле химическими удобрениями, а мать превращала деньги в удовольствия. Будущий кутюрье уже в юности увлекся рисованием, мечтал стать великим художником, но родители прочили сыну карьеру дипломата.
После настоятельных просьб матери, Кристиан сдался и поступил в Свободную школу политических наук. Однако на этом его политическая деятельность и закончилась. Вместо занятий по международному праву и географии, будущий кутюрье проводил время в музеях, учился музыкальной композиции и живописи.
В итоге Кристиан Диор и его друг Жан Бонжак в 1928 году открыли художественную галерею, где выставлялись работы Дерена, Матисса, Брака, Пикассо. Но счастью не суждено было длиться вечно. В годы экономического кризиса отец Диора, финансировавший галерею, разорился, и предприятие пришлось закрыть.
Перелистывая страницы биографии теперь уже легендарного кутюрье, удивляешься его упорству, оптимизму и умению начинать сначала на пустом месте. После многочисленных неурядиц, только через 7 лет Кристиан Диор возвращается в художественный мир. По совету друзей он готовит рисунки для французских модных журналов и быстро завоевывает известность.
Вскоре будущий кутюрье знакомится с Пиге, у которого Кристиан год работает модельером. Но упрямая судьба вновь отнимает удачу. Диора призывают в армию. И в третий раз будущий мастер начинает с нуля: снова журналы, снова работа модельером... Только в 42 года Диору удается, наконец, показать свое истинное лицо.
Первый показ моделей прошел в особнячке на авеню Монтень на открытии дома моды Dior. Затянутые талии, высоко поднятый пышный бюст, маленькие круглые плечи, юбки до щиколотки, либо прямые, либо довольно широкие - вот основные черты его первой коллекции, которая смело рвет с наследием довоенной высокой моды, развивавшейся в сторону упрощенности и функциональности. Казалось, новый силуэт, названный new look, испугает покупателя, привыкшего за годы Второй мировой к коротким юбкам и квадратным пиджакам, но случилось наоборот. Уставшие от ограничений и нищеты парижанки с восторгом приняли коллекцию.
Но первый успех не был окончательной победой. Неожиданным протестом отозвалась пуританская в те времена Америка. «Как он посмел вернуться к роскоши в стране, парализованной забастовками, где правительства сменяются одно за другим, где не хватает буквально всего?» - привыкшие к независимости от Парижа за годы войны, американские кутюрье реагировали резко. Был создан клуб в защиту коротких юбок. Диора обвиняли в том, что он обезобразил женщин.
В последствии, когда имя Диор стало эталонном элегантности и красоты, мастера все еще продолжали обвинять во всех смертных грехах. Но кутюрье строго придерживался правила: «Лучше пусть тебя склоняют на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней». И этот принцип всегда оказывался верным. Так и в 1947 году газетная шумиха не смогла доказать, что новый силуэт плох, скорее, привлекла внимание к новому слову в мире Высокой моды. «Женщины почувствовали своим верным инстинктом, что я не только хотел их сделать более красивыми, но и более счастливыми», - объяснял позже свой успех Диор. Не удивительно, что в том же 1947 году Диору вручили Оскара Высокой моды.
Этот высокий знак отличия до сих пор присуждается тем, кто внес принципиальные новшества в свою профессию.
С 1947 по 1957 годы, придумывая две разные коллекции в год, Диор продолжал шокировать публику. Названия линий резали слух: «Венчик», «Циклон», «Вертикаль», «Тюльпан». Это были образы, которых публика ждала и опасалась. Перед каждым показом зрители трепетали. Какие изменения они принесут? Каждое платье коллекции имело свое название, сюжет «пьесы» был задан темой коллекции и отражал разнообразие мира, которым так дорожил кутюрье: театр, опера, литература, цветы, музеи, Париж. Иногда темой мог стать его интимный мир: тайны, карты.
Однако желание руководить небольшим Домом моды для элиты противоречило умению Диора вести дела. После недолгих раздумий, уже зарекомендовавший себя кутюрье принимает решение создать отдел мехов и открыть фирму «Духи Диор». «Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставляла за собой целый шлейф желаний. Духи - необходимое дополнение личности женщины, это завершающий аккорд для платья, это роза, которой Ланкре подписывал свои картины», - объяснял позже свой замысел Диор.
Первым открытием для парижских модниц стал аромат «Мисс Диор», за ними последовали «Диорама» и «Диориссимо». Но и это не удовлетворило модельера. Вскоре кутюрье становится настоящим промышленником. Его предприятия выпускают галстуки, корсеты, перчатки, сумки, драгоценности. В 1953 году у Диора появился обувщик Роже Вивье , уже известный в США. Обувь, необходимый «штрих» для завершения силуэта, доводит изысканный облик «Диор» до совершенства. Таким образом, к середине 50-х Диор возглавляет настоящую империю, ставшую признанным лидером в мире роскоши. «Я всегда рассматривал свое ремесло как борьбу против всего, что может быть средним и деморализующим», - признается в одном из интервью мастер. Наследники кутюрье считают эти слова выражением основной линии поведения Диора.
Одновременно с коммерческим успехом приходит общественное признание. В 1950 году благодарный народ награждает Диора орденом Почетного Легиона. Начинается настоящий парад по королевским домам Европы. Королева Англии приглашает знаменитость представить свою коллекцию в посольстве Франции в Лондоне. Такое же предложение поступает от правителей Греции. Но апофеозом оказывается показ моделей во Дворце Бленхейм перед аристократическими семействами Великобритании во главе с принцессой Маргарет и ее гостями - герцогом и герцогиней Мальборо.
Вдохновение Диора распространяется не только на Высокую моду, он активно работает и для кино. Его дом моделей шьет костюмы для главных героев фильмов «Кровать с колонками» Ролаиа Тюаля, «Любовные письма» Клода Отан-Лара, «Молчание золото» Рене Клера и многих других. В его платьях играли великие актрисы и друзья: Марлен Дитрих , Ава Гарднер и Оливия де Хевиленд. Однако, как признается кутюрье в своих мемуарах, работа в мире синематографа - скорее дань моде, чем страстное желание. По мнению виртуоза исторического костюма, образ на экране недостаточно закончен, структурирован. Несмотря на многочисленные просьбы, Диор зачастую отказывается от сотрудничества с кинокомпаниями под любыми предлогами. Однако работу в фильме Марселя Ашара «Парижский вальс» Диор называет удачной. Картина повествует об эпохе Наполеона III, моду которой мастер очень любил.
Еще одна грань личности Кристиана Диора - педагогический талант. Он с первого взгляда мог оценить работу молодого дизайнера и всеми силами привлекал новичков в свой дом моды. Здесь Пьер Карден кроил женские костюмы своей первой коллекции, учились тайнам профессии Жан Луи Шеррер, Фредерик Касте. Диор не только отыскивал талантов, но и помогал им восходить на Олимп Haute couture, черта отнюдь не свойственная этому миру. Так, Фредерик Касте уже в 24 года имел собственное ателье. Когда в 1955 году в Дом Диора пришел некий Ив Сен-Лоран, Диор быстро увидел даровитость новичка и вскоре назначил его своим преемником. Уже через год после смерти Диора (1957 год), первая коллекция Сен-Лорана «Трапеция» была принята с триумфом.
Незадолго до смерти, озабоченный будущим Высокой Моды, которая казалась Кристиану Диору в первую очередь лабораторией идей, он писал: «Возникновение Высокой Моды можно оправдать двумя причинами. Прежде всего, это - сокровище добросовестных ремесленников. Она опережает свое время, она совершенно новая, именно она будет определять завтра моду Парижа, моду мира. От кутюрье она перейдет в бутики, потом достигнет производителей готовой одежды, а оттуда захватит витрины и улицы. Пресса, радио, кино, телевидение постараются ускорить ее продвижение вперед. Через несколько месяцев великая миграция моды свершится. И тогда каждый в зависимости от своих средств «приспособится» или, если хотите, станет модным». Если другие славные имена Высокой моды синонимы стиля, то Диор - выражение всей магии моды и ее способности к возрождению. Удивительно, но, будучи самым роскошным из всех Домов моды, «Диор» стал популярен у миллионов женщин.
Последователи легендарного кутюрье и сейчас бережно сохраняют традиции мастера, его взгляд на моду, тягу ко всему новому и страсть экспериментировать. После Ив Сен-Лорана дом возглавил Марк Боан, которому удалось прекрасно сочетать свое творчество с верностью духу Кристиана Диора. В 1989 году Бернар Арно , ставший хозяином предприятия, поручил художественное руководство Джанфранко Ферре . Итальянский кутюрье с блеском продолжил дело в духе элегантности и стремления к совершенству.
Кристиан Диор – первооткрыватель французской моды, чьи творения были дико популярны в после военное время, а его наследие продолжает влиять на индустрию моды сегодня.
Легендарный модельер Кристиан Диор родился во Франции в 1905 году. В после военное время он появился в Парижской среде моды с конструкциями, которые отличались от ограничений военного времени и вновь женственность и акцент на роскошь стали популярны в моде. В результате его успеха, который был основан на инновации, его проекты и деловая практика сделали его самым успешным дизайнером в мире моды. Его шедевры носят звезды кино, а его компания продолжает работать на переднем крае индустрии моды. Свои последние дни он провел в итальянском городе Монтекатини, где умер в 1957 году, когда ему было 52 года.
Ранняя жизнь
Кристиан Диор родился 21.01.1905 года в Гранвиле, морской коммуне на севере Франции. Диор стал вторым ребенком в семье Александра Луи Морис Диор, владелец весьма успешного производителя удобрений, и его жены Изабель. Когда он был мальчиком, семья Диор переехала в Париж, где он провел свою молодость. Хотя Диор был увлечен творчеством и выразил заинтересованность в том, чтобы стать архитектором, он поддался на давление отца и в 1925 году поступил в институт политических наук, чтобы начать учится в области политической науки и в конечном итоге найти работу в качестве дипломата.
После его окончания в 1928 году, Диор открыл маленькую галерею искусства на деньги, которые он получил от своего отца. Он согласился одолжить его сыну некую долю денег взамен на то, что их фамилии не появятся над дверью галереи. Несколько лет его галерея была открыта. Она выставляла работы известных художников, как Жорж Брак, Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб. Он был вынужден закрыть галерею в 1931 году. В этом году умер его старший брат и мать, а бизнес его отца потерпел финансовый крах.
Ранняя работа в моде
После закрытия своей галереи, Диор стал сводить концы с концами, продавая свои модные эскизы. В 1935 году он устроился на работу в журнал “Фигаро Илюстри”. Несколько лет спустя Диор был нанят в роли помощника дизайнера Парижского кутюрье Робера Пиге. Однако, когда в следующем году началась Вторая Мировая Война, Диора отправили воевать на юг Франции в роли офицера французской армии.
После капитуляции Франции перед Германией в 1940 году Диор возвращается в Париж, где он вскоре был нанят кутюрье Люсьеном Лелонга. На протяжении всех оставшихся лет войны дизайн дома Лелонг постоянно одевал женщин, как нацистов, так и французских коллаборационистов. В это же время младшая сестра Диора, Екатерина, работала на французское сопротивление. (Она попала в плен и ее отправили в концлагерь, но в итоге выжила и была выпущена в 1945 году).
В 1946 году Марсель Буссак, успешный предприниматель, известный как самый богатый человек во Франции, предложил Диор стать дизайнером для Филиппа Гастона (Парижского дома моды, который открылся в 1925 году). Диор отказался, пожелав начать новую жизнь под своим собственным именем, а не возрождение старого бренда. 8 декабря 1946 года, с поддержки Буссака, Диор создал собственный дом моды. Название его первого показа, выпущенного 12 февраля 1947 года, было “Corolle” (венок из лепестков цветов на английском языке). В конструкциях Диора были более страстные, чем квадратные, ткани с сохранением формы в стиле от недавней мировой войны.
Последние годы жизни
Изначально девушки были против его одежды, потому что в его конструкции были закрыты их ноги. Однажды, когда проходила фотосессия на одном из местных рынков, модели были атакованы девушками-продавцами за эту расточительность, но в итоге оппозиция к его одежде прекратилась, ведь дефицит военных времен закончился. Этот “Свежий взгляд” в дизайне одежды для женщин и сделал столицу Франции центральным местом моды в после военное время.
В 1957 году, через несколько месяцев после появления на обложке журнала, Кристиан Диор отправился в Италию для отдыха в городе Монтекатини. В 23 октября 1957 года у него был третий сердечный приступ и он умер в возрасте 52 лет.
Марсель Буссак послал свой частный самолет в Монтекатини, чтобы тело Диора вернулось в Париж. На похоронах Диора приняли участие около 2500 человек, включая всех его сотрудников, и многие из его самых известных клиентов. Он был похоронен на кладбище “де Кальяне”, в городе Вар, Франция. На момент его смерти, дом Диора стал зарабатывать более 20 миллионов долларов ежегодно.
Кристиан Диор - великий французский кутюрье, имя которого золотыми буквами вписано в историю мировой моды, основатель одноименного модного дома, входящего в топ-5 люксовых брендов мира моды и красоты Christian Dior. Имя Диор стало синонимом роскоши, изящества и безупречного вкуса, а цитаты великого мастера о женской красоте и том, что такое мода и стиль, давно стали крылатыми.
Кристиан Диор был одним из пятерых детей, родившихся в семье успешного торговца химическими удобрениями. Под влиянием семьи Кристиан после окончания школы успешно заканчивает Школу политических наук, однако работать по специальности не стал - художник в душе, Диор тяготел к искусству. Кристиан вместе со своим приятелем Жаном Божаном открыл картинную галерею, где выставлялись работы импрессионистов и постмодернистов. Однако финансовый кризис 1929 года внес свои коррективы в судьбу будущего кутюрье: из-за нехватки финансирования галерею пришлось закрыть. Диор нашел способ обеспечивать себя и одновременно проявить свой талант: он стал рисовать и продавать эскизы в парижские дома мод, а также иллюстрировать журнал Le Figaro. Уже тогда он понял, что мода - его призвание.
Талант молодого художника не остался незамеченным: поверивший в великое будущее дизайнера Марсель Буссак, являясь текстильным магнатом, выделил ему финансирование на строительства дома моды и покупку необходимого оборудования и тканей. Первая же коллекция мастерской Christian Dior, вышедшая в 1947 году, оказала эффект разорвавшейся бомбы: платья с шикарными кринолинами и осиными талиями шли вразрез с политикой послевоенной экономии материала и унифицированных силуэтов.
Лучше всего идеи кутюрье объясняют его цитаты: «Я хотел, чтобы женщины вновь стали красивыми» и «Стиль, который все назвали новым, — лишь мое видение моды такой, какой она должна быть. Однако мое желание совпало с желанием общественности, и мода стала его лозунгом». Благодаря американской журналистке Кармел Сноу революционный стиль Christian Dior приобрел название new look. Платья, жакеты, юбки до щиколотки провозгласили эпоху возрождения истинной женской привлекательности.
Женственные силуэты
New look: возрождение женщины
Модный дом Christian Dior стал местом рождения новых фасонов, наиболее выигрышно обрисовывающих женскую фигуру.
Мода на платья, юбки и жакеты, созданные великим кутюрье, актуальна и по сей день.
Силуэты New look
Платья
Силуэт new look - это покатые плечи без подплечников, узкий лиф, подчеркнутая талия и широкая, расклешенная юбка, расходящаяся от бедер мягкими складками. Именно благодаря платьям такого кроя Кристиан Диор приобрел всемирную любовь и популярность, ведь в них любая женщина выглядит изящно и привлекательно. О любви мастера к платьям свидетельствуют его цитаты: «Платья для меня - вся жизнь» и «Я одержим ими, они проводят меня всеми кругами ада и рая».
Отделка и украшения модного дома
Зарождение направления new look
Юбка-карандаш
Ставшую настоящей классикой и неотъемлемым атрибутом , тоже придумал Кристиан Диор. Облегающая бедра, длиной до колена, такая юбка отлично смотрится как с топами и блузками, так и с жакетами и джемперами.
Жакет с баской
Мастер называл созданную им модель «барным жакетом». Отличали его приталенный покрой, узкий лиф и расходящаяся волнами от талии короткая баска - пеплум. Носить барный жакет Кристиан Диор предлагал с юбкой-карандаш или платьем. - прямого силуэта актуальны с подачи французского кутюрье.
Барные жакеты с баской
Пышная юбка
Придуманные дизайнером юбки на узком корсаже имели длину либо чуть ниже колен, либо до пола. На некоторые модели уходило по 40 метров ткани - ниспадающие волнующими складками творения весили несколько килограммов.
Кристиан Диор надолго завладел умами модниц по всему миру. Каждую коллекцию дизайнера ждали с особенным нетерпением и принимали практически безоговорочно. Однако не обходилось и без критиков, отношение Диора к которым можно понять из цитаты: «Пусть лучше ругают на первой полосе, чем посвящают похвале две строчки на последней странице».
Детали коллекций
За свою жизнь Диор удостоился множества наград, в том числе Ордена Почетного Легиона. Однако мода - не единственная сфера, на которую распространялся талант дизайнера: он создавал духи, аксессуары и очки, придумывал костюмы для актеров кино, а также искал и помогал развиваться молодым талантливым дизайнерам: с его благословения в мир моды вошли Пьер Карден, Фредерик Касте, Жан Луи Шеррер и другие кутюрье. Славился дизайнер и умением точно подобрать слова, его цитаты знает практически каждый: «Мода живет по своим законам, всем остальным законам она неподвластна».
Ручная работа в декоре элементов одежды
Наследие мастера — модный дом Christian Dior
Даже спустя более полувека со дня смерти кутюрье продолжатели его наследия бережно чтут традиции и сохраняют стиль: дом Christian Dior можно назвать одним из самых консервативных (в хорошем смысле) из модных домов Франции.
Приоритетом для современных арт-директоров дома остается женственность - на показах Dior haute-couture вы не увидите не андрогинных моделей, ни безликих нарядов .
Среди арт-директоров модного дома - Ив Сен-Лоран, Джанфранко Ферре, а также Джон Гальяно и Раф Симонс.
С показа Dior 2016
Парфюм
Сегодня Christian Dior - это не только ателье высокой моды, но и парфюмерный бренд, занимающий 4 место в списках мировых продаж. Значимость духов высоко оценивал сам Кристиан Диор, вот часть его известной цитаты: «Духи - это заключительный, финальный штрих образа». Самые популярные ароматы дома - J`adore и Miss Dior, в рекламных компаниях которых принимали участие такие звёзды, как Шарлиз Терон и Натали Портман (на следующем фото).
Платья для селебрити
Платья Christian Dior регулярно появляются на красных ковровых дорожках всевозможных кинофестивалей - актрисы и светские львицы ценят их за непревзойденную роскошь и подчеркнутую женственность. На следующем фото - любимица дома Диор, Шарлиз Терон в черном платье со шлейфом.
Селебрити в платьях Dior
Дженифер Лоуренс (на фото) известна не только своими эффектными выходами: платья дома Диор с завидной регулярностью подчеркивают необычную красоту актрисы.
На церемонию вручения Оскара Дженнифер надела платье классического силуэта нежно-жемчужного оттенка (на следующем фото):
Платья Dior на ковровой дорожке
Классические платья с узким лифом и пышной юбкой в пол выбирают такие иконы стиля, как Сара Джессика Паркер (на фото) и Диана Крюгер.
Dior выбор Сары Джессики Паркер
Диана Крюгер в платьях от Dior
Именитые модели очков
Помимо линий одежды, дом Christian Dior известен и своими аксессуарами: сумки и солнцезащитные очки, разработанные его дизайнерами, становятся маст-хэвами модниц всего мира.
В этом сезоне невероятно популярны очки модели So Real (на фото). Одной из первых очки примерила Рианна, ставшая недавно лицом бренда. Тренд подхватили модные блоггеры - фото девушек в очках So real то и дело появляются в сети.
Не менее популярна и модель Technologic (на фото) - современные, динамичные и легкие очки, подчеркивающие стиль обладательницы. Имеющие футуристическую оправу и выполненные в лаконичных тонах, очки Technologic стали хитом сезона - мода на них охватила весь мир.
Настоящей классикой дома Christian Dior стали очки Pilot и Millenium – плавные формы и яркие цвета оптики актуальны в любое время года.
Pilot и Millenium
Мода и стиль, созданные великим дизайнером, задают тон вот уже почти столетие. Современная мода немыслима без наследия Кристиана Диора - художника, позволившего женщине снова стать женщиной и оставаться ею навсегда, а цитаты дизайнера вполне могут стать кратким руководством по стилю: «Элегантность - это симбиоз простоты, естественности, индивидуальности и внимания к себе и своей одежде».