Коллонтай фотографии. Александра михайловна коллонтай биография
Загадки славянского прошлого тревожат не только наших современников. Они были предметом значительных научных споров на протяжении всего 20 века. В изысканиях участвовали учёные всех стран славянского и не славянского миров, споря о славянском историческом наследии и критикуя оппонентов.
Фото 1. Славянские находки на месте летописного Червеня
Учёные определённым образом соперничали в результатах поисков, как и в оценках принадлежности археологических культур к славянам или другим народам.
И хотя оценки таких поисков часто не совпадают, у них есть одно рациональное зерно, то, которое в науке является бесспорным.
Фото 2. Прародина славян 3-2 вв. до.н.э. и раннее славянство начала 1 тыс.н.э. по данным науки
В своих выводах исследователи всех стран неизменно указывали на базовые земли древнего славянства, центральную их часть, собственно на то место, которое было для славян местом наиболее святым и важным.
Фото 3. Прародина славян глазами европейцев
Если наложить карты археологических культур, славянских захоронений, карты исторической гидрологии, исторической топонимики (с конца 1 тыс. до н.э. до конца 1 тыс. н.э.), то очевидными становятся контуры такого исторического центра, расположенного в Волынско-Карпатском регионе.
Фото 4. Раннеславянские археологические культуры конца 1 в. до. н.э. /из книги Кобычева В.П./
В этом регионе, от Припяти до Карпат, от Вислы и до Днепра, на протяжении 1 тыс.до.н.э. - 1 тыс. н.э. никогда не исчезали признаки славянства, не пропадала живая связь праславянских и древнеславянских культур, ведущая историю славян к нашим временам.
Тут, собственно и зародилось славянство, как некая общность, которая явилась миру со своей особенной культурой и человеколюбивым виденьем мироздания.
Фото 5. Прародина славян по Б. Рыбакову (конец 1 тыс. до н.э. - начало 1 тыс.н.э.)
Изучением древнеславянской истории в Европе, зарождением славянства, археологической и исторической трактовкой процесса славянообразования занимались многие известные историки, археологи, языковеды, этнографы, философы из разных стран Европы, среди которых: Рыбаков, Седов, Кобычев, Артамонов, Шахматов, Петров, Шафарик, Нидерле, Фасмер, Топоров, Трубачёв, Третьяков, Даниленко, Русанова, Баран, Лер-Славинский, Костшевский, Ловмянский, Вернер, Годловський, Щукин, Филин, Козак, Терпиловский, Брайчевский, Винокур, Смиленко, Живка, Щимански, Хенси, Брайчевский, Ляпушкин, Попович, Сухобоков, Фёдоров и многие другие.
Фото 6. Ранние славяне по Л. Нидерле /из книги под редакцией Б. Рыбакова/
Карты, созданные многоми учёными, чётко говорят об одном - Волыно-Карпатский регион сыграл наиважнейшую роль в зарождении европейского славянства. Он был центром становления и развития славянства.
Но камнем преткновения для большинства исследователей оставался, и остается, вопрос индефикации той силы, которая стимулировала процесс славянообразования, которая давала ему внутренние силы и мировоззренческое направление.
Фото 7. Ранние славяне по Седову /из книги под редакцией Б. Рыбакова/
Отсутствие понимания природы такой силы приводит научный мир к довольно упрощённым трактовкам процесса славянообразования.
Пояснения сводятся к обывательскому уровню некой материальной заинтересованности ранних славян накопительством, желанием власти, к трактовке процесса расширения славянского ареала, как цепи поседовательных захватнических воен.
Но так ли это было? И кто, собственно, эти загадочные ранние славяне?
Фото 8. Раннее славянство по Седову (3-4 вв.н.э.)
С момента индефикации наукой праславянских культур Европы 3-1 вв. до н.э., пятно славянского расселения (ареал) на картах многих учёных постоянно увеличивается, вплоть до исторически знаковых 7-8 вв.н.э., когда этот, ещё единый и неразделённый ареал, максимально вырос в размерах.
Странным тут есть то, что некоторые славянские очаги возникают на дальних, оторванных от главного ядра, территориях - на Балканах, на острове Рюген-Руян, на Волхове, и значительно раньше, чем туда проникает общая волна «расселения» славян.
Но почему так? Как такое может происходить вообще?
Фото 9. Славянские археологические культуры 3-4 вв.н.э. по данным науки
Удивительным фактом является и то, что ход славянизации на громадных просторах идёт довольно мирно. Почти отсутствуют следы затяжных воен и признаки уничтожения местного населения.
Венеды, фракийцы, балты, народы между Вислой и Одером, под воздействием каких-то странных факторов, довольно быстро (через 100-200 лет) становятся славянами.
Всё указывает на то, что славянизация - это не результат массового переселения народов, не следствие захватнических воен, а что-то другое. Но что?
Фото 10. Славяне по Иордану /готский историк 6 в.н.э./
Ответ может быть очень простым, если принять к сведению, что процесс славянизации мог быть последовательным распостранением новых жизненных установок, движением нового способа жизни, переустройством местных общин по славянскому типу.
Речь идёт о мировоззренческой трансформации, приобщении местного населения к иному миропониманию в следствии воздействия внешнего (древнеславянского) фактора!
Но почему местные народы захотели стать славянами, к тому же определённо добровольно, без насилия и воен? Что стимулировало их к этому?
Фото 11. Славянские культуры и расселение славян /Рыбаков, Нидерле, Фасмер, Баран/
Обьяснения даёт «Велесова книга» - древнеславянская летопись-волховник 9 в.н.э.
Она указывает, для каждого славянина самым важным являлась исконная земная вера, мировоззрение земных первопредков утвердивших светлую жизнь на Земле по вселенским законам.
Эти законы, переданные древнейшими Праотцами человечеству, древние славяне бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
И так десятками тысячилетий!!!
Знания позволяли славянским духовным Отцам иметь постоянный контакт с Творцом Вселенной, Светлым Ирием (управляющей силой в мироздании), а славянам жить светлой жизнью, без агрессии и воен, рабства и унижения, жадности и стяжательства, болезней и недугов.
Фото 12. Славянские культуры в 300 - 660 гг.н.э. /из зборника карт о мировых культурах/
Древнейшие праотцы человечества говорили - светлый человек должен верить в Творца-Сварога, Светлый Ирий, светлые силы, среди которых души древнейших земных предков.
Он должен жить в Прави, ведать Правь, славить Правь (тоесть быть православным).
Светлый душой человек (славянин) тот, кто почитает праотца Славу (Славьяня, Слав-Яня), тот кто заботиться о своём просветлении, занимается распространением знаний законов Прави, Яви, Нави (духовного, явного и после явного миров), кто почитает земных духовных предков.
Фото 13. Славяне в 5-7 вв.н.э. по данным российской науки. Археология
Славянин должен противостоять всему тёмному, оккультному, жестокому, одинскому и магическому, связанному с насилием над светлым и праведным (отвечающим закону Прави).
Он должен различать свет и тьму, даже если тьма прячется за белыми покрывалами (как магия, одинство, яхветизм, псевдославянство).
Он должен быть вольным от тёмного.
Это даёт ответ на то, почему древние славяне, никогда не пытались строить государств (союзов) на основе рабства и жестокости. Почему они не соблазнялись незаслуженным социальным возвышением, бессмысленным материальным накоплением, жадностью и хвастовством.
Приоритеты славянских предков в материальном мире (в яве) - скромность во всем, разумная самодостаточность, уважение к светлым душой, внимание к личному духовному росту, тяга к защите всего живого, отказ от материально чрезмерного, выполнение законов Творца-Сварога.
Фото 14. Славянская археология 5-8 вв.н.э. /согласно Седову/
К тому же, славянину, как человеку, была важна духовная перспектива, которая регулировалась во Вселенной законами Прави, Яви, Нави.
Именно закон Прави определял возможность неоднократного воплощения светлой человеческой души в явном мире.
Это необходимая для светлых душ реинкарнация (реанкернация, последовательное возрождение в яве, пакибытие) – дорога к вселенской вечности души.
Такая дорога требовала от тех, кто хотел по ней идти, духовного возрастания, понимания сути славянства, достижения высоких ирийных уровней, своего совершенствования, заботы о духовном образовании детей и внуков, которые потом будут нести это следующим поколениям.
Фото 15. Славянские культуры в 7 в.н.э. /по материалам Николаева В.В./
Именно по этому славяне никого и никогда не захватывали, не порабощали, насильно не переселяли и не истребляли ростков светлого.
Они учили законам Творца, защищая мировоззрение земных первопредков – Первоотцов-ариев и их окружения.
Они распостраняли светлое мировоззрение во имя духовного братства, посылая к соседям особые групы духовников, знатаков Прави, Яви, Нави, тех, кто был готов нести знания мироздания, учить контакту с Творцом и высшими светлыми силами.
Они искали общий с соседними народами язык – язык законов Прави, Нави, Яви, законов Творца-Сварога, язык духовного взаимопонимания, язык земных первопредков.
Славяне делились высшими духовными знаниями со всеми светлыми народами, даже если те, временно (под воздействинм оккультизма и магии), теряли связь с Правью и Творцом-Сварогом.
Просветление помагало соседям победить влияние тёмных сил и стать на путь духовного очищения и роста, путь к вечной душе.
Фото 16. Славянские памятники археологии 5-7 вв.н.э.
Духовные труды славянских посланцов, Старотцов-Рахманов и волхвов, постепенно меняли понимание мира у многих народов Европы.
Это знание постепенно становилось родным и близким в славянском окружении, у всех удущих путём просветления.
Духовные Отцы славянства вкладывали в свою деятельность любовь, душу и умение общаться со светлыми силами.
Они располагали к себе целительством, лечением недугов, наукой духовной гигиены, умением разрушать козни оккультизма и чёрной магии.
Люди верили духовным Отцам и шли за ними. Они хотели знать больше о своих истоках и быть ближе к знаниям Первоотцов человечества, к пониманию вселенской роли человека. Они хотели заслужить посвящения в славяне.
Фото 17. Славянские памятники археологии 7-8 вв.н.э.
Деятельность славянских духовников в то время имела постоянный характер и базировалась на системе духовных центров, которые они создавали в различных регионах Европы.
Каркасом всей системы стала созданная в 3-8 вв.н.э. система духовных центров: рахманских и волхвовских обителей.
Главнейшым центром в этой системе была скромная Пересопница на Волыни, действовавшая в связке с духовной столицей славян - Соуренжом (Суренжом).
Вокруг Пересопницы и других центров Европы в 5-8 веках н.э. возникло около трёх сотен волхвовских обителей!
Создатели таких обителей собственно и были теми загадочными духовниками (росами) о которых шла речь ранее. Именно они небольшими группами селились в среде венедов, балтов, фракийцев и других народов, создавая условия для процесса просветительства и славянообразования.
Созданная ими система духовных центров и была той загадочной силой которая всколыхнула Европу 5-8 вв.н.э. быстрым ростом славянского ареала.
Фото 18. Образование рахманских центров в Европе и направления их деятельности в 3-11 вв.н.э. (карта ИЦ "Ровно-Суренж")
Выше представлена выборка карт, которые присутствуют в трудах известных советских учёных (Рыбакова, Седова и других), а также многочисленных работах учёных других стран.
Дополнительно, для удобства чтения, на них цветом выделено простаранство славянского ареала, или зон славянского влияния (голубым, жёлтым или синим).
Красным овалом показана центральная часть Волыно-Карпатського региона, собственно святые места, где концентрация духовников (росов) была наивысшая (Роксолань, Росколань).
Фото 19. Область духовного воздействия рахманов и волхвов в 3-9 вв.н.э. (желтый цвет) и внешнее противодействие славянскому миру в 7-9 вв.н.э. (коричневые стрелки)
Последние две карты (середина-конец 1 тыс. н.э.) отображают время, когда славянство достигло своих максимальных границ, но ещё не начало делится на части (княжества и страны) под прессом идеологических ударов непримиримых к законам Творца адептов оккультизма и магии.
Возврат части европейских народов в состояние непросветлённости стало возможным вследствии активной борьбы внешних и внутренних сил против центров рахмано-волхвовской системы, сначала на границах славянского мира, а далее и в его середине.
Такие акции исходили от враждебных славянству идеологических сил, враждебно настроенных к славянскому мировоззрению, Византии, Хазарии, франко-германцев, викингов, яхов-ягов, варягов и других, особенно в период 8-13 веков н.э.
Выводы, которые можна сделать из представленного материала, следующие:
1. Славянообразование - это процесс духовного просветления, обучения, познания светлых законов Прави, Яви, Нави, светлых обрядов, древними европейскими народами, утратившими это знание в результате агрессивого проникновения в Европу 3-1 тыс. до н.э. адептов чёрной магии, носителей египетского и одинского, а далее, в 1 тыс. н.э., и яховского оккультизма.
2. Просветление носило мирный характер и осуществлялось носителями знаний Прави, Старотцами-Рахманами, волхвами, священниками и духовниками (росами), в виде целительства, духовной помощи, постоянного обучения народов знаниям вселенского закона, светлым духовным обрядам, почитания Светлого Ирия и его иерархии.
3. Проведением процеса европейского просветления занималась рахмано-волхвовская системадуховных центров и подцентров, обладавшая разветвлённой структурой и своей системой подготовки духовных кадров.
Фото 20. Старотец-Рахман славянского прошлого
Ныне мы слишком мало знаем о Великих славянских предках, которые своими трудами создавали величайшую духовную общность Европы, именуемую славянами.
Как результат, понятие славянин утратило свой первоначальный духовный смысл и перестало отображать состояние светлого человека, прошедшего путь просветления и посвящения, ведающего законы Прави, Яви, Нави, отторгающего оккультность и магию, борющегося за светлость души, готового служить Творцу-Сварогу и Светлому Ирию.
Исходя из этого, славянства, как духовной общности устроенной на законах Прави, после разрушения рахмано-волхвовской системы, более триста лет уже не существует.
Утратила силу и система духовного просветления, которую так старались беречь все славянские народы (Арии – высшие духовные отцы славян).
Так нужно ли нам ныне познание духовного величия славянских предков? Готовы ли мы принять как эстафету все заветы Праотцов?
Территория России хранит много тайн. Но особенно на загадки богата Сибирь – место, где смешивались народы, где возникали и исчезали огромные древние цивилизации.
Куда исчезли саргаты?
Сибирские археологи ищут ответ на вопрос: куда исчезли древние саргаты, чье царство простиралось от Урала до Барабинских степей и от Тюмени до степей Казахстана?
Есть предположение, что Саргатия была частью древней Сарматии и существовала более 1000 лет, а потом исчезла, оставив после себя только курганы.
Ученые считают, что на территории Омской области находится особый район Саргатии – «Могилы предков». Еще в начале XX века был открыт целый комплекс, получивший название Новооблонского.
Курганы саргатов имели до 100 метров в диаметре и достигали в высоту 8 метров. В могилах знати была найдена одежда из китайского шелка с золотыми украшениями, на шее саргаты носили золотые гривны. Исследования ДНК выявили их схожесть с венграми и уграми. Куда саргаты исчезли – никто не знает.
К сожалению, многие могилы были разграблены «старателями» еще в XVIII веке. Знаменитая Сибирская коллекция Петра I была составлена из золота саргатов.
Денисовский человек – предок австралийских аборигенов?
В 2010 году при раскопках в Денисовской пещере на Алтае археологи нашли фалангу пальца семилетней девочки, которая жила 40 000 лет назад. Половину кости отослали в Институт антропологии в Лейпциге. Помимо кости, в пещере были найдены орудия труда и украшения.
Результаты исследования генома потрясли ученых. Оказалось, кость принадлежит неизвестному виду человека, который назвали Homo altaiensis – «алтайский человек». Анализы ДНК показали, что геном алтайца отклоняется от генома современного человека на 11,7%, в то время как для неандертальца отклонение составляет 12,2%.
В геномах современных евразийцев алтайских вкраплений не обнаружено, зато гены «алтайца» найдены в геномах меланезийцев, живущих на островах Тихого океана; от 4 до 6% генома присутствует в геноме австралийских аборигенов.
Салбыкская пирамида
Салбыкский курган находится в знаменитой долине Царей в Хакасии и датируется XIV веком до н.э. Основание кургана представляет собой квадрат со стороной в 70 метров. В 1950-х годах экспедиция ученых нашла внутри кургана целый комплекс, напоминающий Стоунхендж. Огромные мегалиты весом от 50 до 70 тонн были привезены в долину с берега Енисея. Затем древние люди обложили их глиной и построили пирамиду, не уступающую египетским.
Внутри были найдены останки трех воинов. Археологи относят курган к Тагарской культуре и до сих пор не могут ответить, каким образом камни были доставлены в долину.
Мамонтовая Курья и Янская стоянка
Много вопросов вызывают стоянки древнего человека, обнаруженные в арктической России. Это стоянка Мамонтова Курья в Коми, возраст которой 40 000 лет.
Здесь археологи нашли кости убитых древними охотниками животных: оленей, волков и мамонтов, скребки и другие орудия труда. Человеческих останков найдено не было.
В 300 километрах от Курьи были найдены стоянки возрастом в 26 000- 29 000 лет.
Самой северной стоянкой стала Янская стоянка, найденная на террасах реки Яны. Датируется возрастом в 32,5 тысяч лет.
Самый главный вопрос, который возникает после открытия стоянок – кто здесь мог жить, если в это время была эпоха оледенения? Ранее считалось, что люди достигли этих земель 13000 - 14 000 лет назад.
Загадка омских «пришельцев»
10 лет назад в Омской области на берегу реки Тара в урочище Мурлы археологи нашли 8 могил гуннов, живших 1,5 тысячи лет назад.
Черепа оказались удлиненной формы, напоминавшей гуманоидов-пришельцев. Известно, что для придания черепу определенной формы древние люди носили повязки. Ученые гадают, что побудило гуннов так изменять форму черепа?
Есть предположение, что черепа принадлежат женщинам-шаманкам. Поскольку находка вызывает много вопросов, черепа не выставлены напоказ, а хранятся в запасниках. Остается добавить, что такие же черепа были найдены в Перу и в Мексике.
Загадка пызырыкской медицины
Погребения пызырыкской культуры в Горном Алтае были открыты в 1865 году археологом Василием Радловым. Культура была названа в честь урочища Пызырык Улаганского района, где в 1929 году нашли усыпальницы знати.
Одной из представительниц культуры считают «Принцессу Укока» – женщину европеоидного типа, чья мумия была найдена на плато Укок.
Недавно выяснилось, что пызырыкцы уже 2300-2500 лет тому назад имели навыки проведения трепанации черепа. Сейчас черепа со следами операций изучают нейрохирурги. Трепанации были проведены в полном соответствии с рекомендациями «Корпуса Гиппократа» - медицинского трактата, который был написан в это же самое время в Древней Греции.
В одном из случаев молодая женщина, по-видимому, погибла во время операции, в другом – мужчина с травмой головы после трепанации жил еще несколько лет. Ученые говорят, что древние использовали самую безопасную методику выскабливания кости и использовали бронзовые ножи.
Аркаим – сердце Синташты?
Древний город Аркаим давно стал культовым местом для мистиков и националистов. Находится на Урале, открыт в 1987 году и датируется рубежом III – II тысячелетий до н.э. Относится к синташской культуре. Город отличается сохранностью сооружений и могильников. Был назван в честь горы, название которой происходит от тюркского «арка», что означает «хребет», «основа».
Крепость Аркаима была построена по радиальной схеме из бревен и кирпичей, жили здесь люди европеоидного типа, были дома, мастерские и даже ливневая канализация. Также здесь были найдены изделия из кости и камня, орудия из металла, литейные формы. Считается, что в городе могли жить до 25 000 человек.
Поселения похожего типа были найдены в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане, и поэтому археологи назвали местность «Страной городов». Синташская культура просуществовала всего 150 лет. Куда потом делся этот народ, неизвестно.
Споры о происхождении города ведутся учеными до сих пор. Националисты и мистики считают Аркаим городом древних ариев и «местом силы».
8 346
Территория России хранит много тайн. Но особенно на загадки богата Сибирь – место, где смешивались народы, где возникали и исчезали огромные древние цивилизации.
Куда исчезли саргаты?
Сибирские археологи ищут ответ на вопрос: куда исчезли древние саргаты, чье царство простиралось от Урала до Барабинских степей и от Тюмени до степей Казахстана? Есть предположение, что Саргатия была частью древней Сарматии и существовала более 1000 лет, а потом исчезла, оставив после себя только курганы. Ученые считают, что на территории Омской области находится особый район Саргатии – «Могилы предков».
Еще в начале XX века был открыт целый комплекс, получивший название
Новооблонского. Курганы саргатов имели до 100 метров в диаметре и достигали в высоту 8 метров. В могилах знати была найдена одежда из китайского шелка с золотыми украшениями, на шее саргаты носили золотые гривны.
Исследования ДНК выявили их схожесть с венграми и уграми. Куда саргаты исчезли – никто не знает. К сожалению, многие могилы были разграблены «старателями» еще в XVIII веке. Знаменитая Сибирская коллекция Петра I была составлена из золота саргатов.
Денисовский человек – предок австралийских аборигенов?
В 2010 году при раскопках в Денисовской пещере на Алтае археологи нашли фалангу пальца семилетней девочки, которая жила 40 000 лет назад. Половину кости отослали в Институт антропологии в Лейпциге. Помимо кости, в пещере были найдены орудия труда и украшения. Результаты исследования генома потрясли ученых. Оказалось, кость принадлежит неизвестному виду человека, который назвали Homo altaiensis – «алтайский человек».
Анализы ДНК показали, что геном алтайца отклоняется от генома современного человека на 11,7%, в то время как для неандертальца отклонение составляет 12,2%. В геномах современных евразийцев алтайских вкраплений не обнаружено, зато гены «алтайца» найдены в геномах меланезийцев, живущих на островах Тихого океана; от 4 до 6% генома присутствует в геноме австралийских аборигенов.
Салбыкская пирамида
Салбыкский курган находится в знаменитой долине Царей в Хакасии и датируется XIV веком до н.э. Основание кургана представляет собой квадрат со стороной в 70 метров. В 1950-х годах экспедиция ученых нашла внутри кургана целый комплекс, напоминающий Стоунхендж.
Огромные мегалиты весом от 50 до 70 тонн были привезены в долину с берега Енисея. Затем древние люди обложили их глиной и построили пирамиду, не уступающую египетским. Внутри были найдены останки трех воинов. Археологи относят курган к Тагарской культуре и до сих пор не могут ответить, каким образом камни были доставлены в долину.
Мамонтовая Курья и Янская стоянка
Много вопросов вызывают стоянки древнего человека, обнаруженные в арктической России. Это стоянка Мамонтова Курья в Коми, возраст которой 40 000 лет. Здесь археологи нашли кости убитых древними охотниками животных: оленей, волков и мамонтов, скребки и другие орудия труда. Человеческих останков найдено не было.
В 300 километрах от Курьи были найдены стоянки возрастом в 26 000- 29 000 лет. Самой северной стоянкой стала Янская стоянка, найденная на террасах реки Яны. Датируется возрастом в 32,5 тысяч лет.
Самый главный вопрос, который возникает после открытия стоянок – кто здесь мог жить, если в это время была эпоха оледенения? Ранее считалось, что люди достигли этих земель 13000 — 14 000 лет назад.
Загадка омских «пришельцев»
10 лет назад в Омской области на берегу реки Тара в урочище Мурлы археологи нашли 8 могил гуннов, живших 1,5 тысячи лет назад. Черепа оказались удлиненной формы, напоминавшей гуманоидов-пришельцев.
Известно, что для придания черепу определенной формы древние люди носили повязки. Ученые гадают, что побудило гуннов так изменять форму черепа? Есть предположение, что черепа принадлежат женщинам-шаманкам. Поскольку находка вызывает много вопросов, черепа не выставлены напоказ, а хранятся в запасниках. Остается добавить, что такие же черепа были найдены в Перу и в Мексике.
Загадка пызырыкской медицины
Погребения пызырыкской культуры в Горном Алтае были открыты в 1865 году археологом Василием Радловым. Культура была названа в честь урочища Пызырык Улаганского района, где в 1929 году нашли усыпальницы знати. Одной из представительниц культуры считают «Принцессу Укока» – женщину европеоидного типа, чья мумия была найдена на плато Укок.
Недавно выяснилось, что пызырыкцы уже 2300-2500 лет тому назад имели навыки проведения трепанации черепа. Сейчас черепа со следами операций изучают нейрохирурги. Трепанации были проведены в полном соответствии с рекомендациями «Корпуса Гиппократа» - медицинского трактата, который был написан в это же самое время в Древней Греции.
В одном из случаев молодая женщина, по-видимому, погибла во время операции, в другом – мужчина с травмой головы после трепанации жил еще несколько лет. Ученые говорят, что древние использовали самую безопасную методику выскабливания кости и использовали бронзовые ножи.
Аркаим – сердце Синташты?
Древний город Аркаим давно стал культовым местом для мистиков и националистов. Находится на Урале, открыт в 1987 году и датируется рубежом III – II тысячелетий до н.э. Относится к синташской культуре.
Город отличается сохранностью сооружений и могильников. Был назван в честь горы, название которой происходит от тюркского «арка», что означает «хребет», «основа». Крепость Аркаима была построена по радиальной схеме из бревен и кирпичей, жили здесь люди европеоидного типа, были дома, мастерские и даже ливневая канализация.
Также здесь были найдены изделия из кости и камня, орудия из металла, литейные формы. Считается, что в городе могли жить до 25 000 человек. Поселения похожего типа были найдены в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане, и поэтому археологи назвали местность «Страной городов».
Синташская культура просуществовала всего 150 лет. Куда потом делся этот народ, неизвестно. Споры о происхождении города ведутся учеными до сих пор. Националисты и мистики считают Аркаим городом древних ариев и «местом силы».
Народный комиссар государственного призрения РСФСР | ||
---|---|---|
29 октября (11 ноября) - 23 февраля 1918 |
как министр Временного правительства -
Николай Михайлович Кишкин
Санкт-Петербург ,
Российская империя
Москва , СССР
- Новодевичье кладбище
- РСДРП
- КПСС
- Цюрихский университет
Ранние годы
Александра Михайловна Домонтович родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье . Отец Александры Михайловны, высокопоставленный генерал Михаил Домонтович , принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и был Тырновским губернатором в Болгарии в -1879 годах ; мать, Александра Массалин-Мравинская, была дочерью финского фабриканта, торговавшего лесоматериалами.
В молодости Александра Домонтович выступила против решения родителей выдать её за адъютанта императора и вышла за дальнего родственника, выпускника Военно-инженерной академии, бедного офицера Владимира Коллонтая () . Через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении: «Я хотела быть свободной. Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина » .
К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Еленой Стасовой . Дружба связывала её с Татьяной Щепкиной-Куперник , в доме которой Коллонтай скрывалась от полиции.
В 1898 году, оставив мужа и сына, уехала в Швейцарию, где поступила в Цюрихский университет к профессору Геркнеру. По совету профессора в 1899 году отправилась в Англию изучать английское рабочее движение. В Англии познакомилась с Сиднеем Веббом и Беатрисой Вебб . После этого в 1899 году возвратилась в Россию.
В 1901 году отправилась за границу, в Женеве познакомилась с Георгием Плехановым .
В европейском революционном движении
Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с г.) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи. Женотдел был распущен в году. Одновременно с руководством Женотдела Коллонтай читала лекции в университете имени Я. Свердлова и работала в секциях Коминтерна .
Дискуссия о профсоюзах
В марте во время дискуссии о профсоюзах , развернувшейся после выступления Троцкого относительно необходимости расширения прав профсоюзов, Коллонтай совместно с А. Г. Шляпниковым возглавила «рабочую оппозицию». «Рабочая оппозиция » предлагала передать управление всем народным хозяйством Всероссийскому съезду производителей, объединённых в профсоюзы , считающиеся высшей формой организации рабочего класса. Программа «рабочей оппозиции» была представлена в выпущенной к X съезду РКП(б) брошюре Коллонтай «Рабочая оппозиция», осуждённой в ленинской резолюции «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии». Несмотря на постановление X съезда партии о единстве партии, продолжала защищать идеи «рабочей оппозиции» . После последнего предупреждения, вынесенного на XI съезде РКП(б) в 1922, и окончательного разгрома группы, Коллонтай была вынуждена отказаться от платформы «рабочей оппозиции». Резкое ухудшение отношений с Лениным явилось тяжёлым ударом для Коллонтай.
Дипломатическая служба
СССР. Когда в ходе «зимней» в Москве. Сын, Михаил Владимирович Коллонтай (1894-1957), работник МИД СССР, похоронен там же.ордена Святого Олафа Новая женщина стремится стать полноправным членом общества и руководствуется следующими принципами:- Победа над эмоциями, выработка самодисциплины.
- Отказ от ревности, уважение свободы мужчины.
- Требует от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности.
- Новая женщина - самостоятельная личность, её интересы не сводятся к дому, семье и любви.
- Подчинение разуму любовных переживаний.
- Отказ от фетиша «двойной морали» в любовных отношениях. Новая женщина не скрывает своей сексуальности .
Развитию концепции новой женщины Коллонтай посвятила также свою беллетристику, например повесть «Большая любовь». Повесть рассказывает о любви молодой незамужней революционерки Наташи и женатого революционера Семёна. Хотя Семён и марксист, он не может расстаться со старыми взглядами на женщину как лишь объект любовных утех. Наташа ему подчиняется, но в финале повести всё же сбрасывает с себя оковы такой связи и обретает свободу. Далее Коллонтай развивала эти идеи в повести «Василиса Малыгина» () и рассказе «Любовь трёх поколений» (1923), в которых она описывает раскрепощённых женщин, не желающих связывать себя семьёй.
К традиционному институту семьи Коллонтай вообще относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».
Подобные свободные взгляды Коллонтай привели к тому, что её объявили автором теории стакана воды . На самом деле отношение Коллонтай к этой теории не установлено. В отличие от примитивных представлений этой теории, Коллонтай всё же писала о необходимости любви во взаимоотношении полов.
Представления о будущем коммунистическом обществе
В 1922 г. Коллонтай написала небольшой фантастический рассказ о функционировании общества будущего . Действие происходит 7 января 1970 г. Ячейкой нового общества является «коммуна». Семья уничтожена, а жилищный вопрос разрешается по казарменному типу: «…живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети - в „Дворцах ребёнка“, юноши и девочки-подростки - в весёлых домиках, окружённых садами, взрослые - в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики - в „Доме отдыхновения“». Вопрос о том, откуда берутся дети, остаётся за рамками рассказа. Обмен межпоколенческим опытом осуществляется на праздниках в Доме ветеранов революции, где молодёжь получает возможность слушать рассказы стариков. В школе что-то рассказывают о «великих годах революции», но по ходу действия выясняется, что познания учащихся крайне скудны. Положение высшего образования неясно (о самом его существовании можно лишь догадываться, поскольку упомянуты мимоходом преподавание, наука и техника). Молодёжь коммуны ведёт упорную борьбу «с единственным оставшимся у человечества врагом - с природой»; в чём сущность этой борьбы, не поясняется. При этом игнорируется существование болезней: вся молодёжь коммуны пышет здоровьем, о существовании какой-либо системы здравоохранения умалчивается.
Денег и торговли уже нет. Действует распределительный механизм удовлетворения элементарных потребностей населения: таким путём достигнуто всеобщее равенство. «В коммунах нет ни богатых, ни бедных; эти слова - забытые слова. Они ничего собою не выражают. У членов коммуны имеется всё, что надо для того, чтобы не думать о насущном, о материальном. Одежду, пищу, книгу, развлечения - всё доставляет члену коммуна. За это член коммуны отдает коммуне свои рабочие руки на два часа в день и свое творчество, пытливое искание своего ума - во всё остальное время своей жизни». Таким образом, после двух часов добровольно-принудительных работ человек отправляется на другую работу, но теперь уже совершенно добровольную, по зову сердца. «У всякого своя специальность и своё любимое дело. „Специальностью“ называется та работа, которую член коммуны выполняет в те два часа в день, когда его силы используются для коммунального хозяйства. Остальное время каждый отдаёт свои силы любимому роду работы: науке, технике, искусству, усовершенствованному полеводству, преподаванию». Каким образом согласуются общественная потребность в этих видах деятельности с индивидуальными склонностями людей - не поясняется. В то же время настойчиво декларируется, что коммуна - общество «счастья всеобщей организованности и радости свободного, творческого труда».
«У коммуны нет врагов, так как все соседние народы и нации уже давно устроили у себя такие же коммуны и весь мир представляет собою федерацию коммун. Молодое поколение уже не знает, что такое война…»
Когда будущая знаменитая революционерка Александра Коллонтай собралась идти под венец, обнаружилось, что в церковную книгу невеста при крещении была записана как «младенец Александр». В отношении большинства дам ленинской гвардии этот факт вряд ли явился бы столь досадным недоразумением - почти все они в вопросах личной жизни были крайне аскетичны и нетребовательны. Но вот к Коллонтай это было неприменимо. Она до последней возможности продолжала быть той Женщиной, расположения которой необходимо добиваться, Женщиной, готовой броситься с головой в омут страсти. И даже Революция, которой она была предана абсолютно, со всем ее хаосом, кровью и ненавистью, не смогла укротить это сердце.
Не исключено, что на Средней Подъяческой в Петербурге до сих пор стоит трехэтажный особняк, где 31 марта (по новому стилю) 1872 года увидела свет Шурочка Домонтович - дитя любви и непростых обстоятельств, соединивших ее родителей. К этому моменту Александра Мравинская, мать девочки, после долгих мытарств наконец получила развод у первого мужа и успела соединить свою судьбу с полковником (а вскоре и генералом) Генштаба Михаилом Домонтовичем.
Семья Михаила Домонтовича, происходившего из старинного дворянского рода, жила в большом достатке, прежде всего благодаря его богатому родовому имению, находившемуся в Малороссии. Доходы от этих лесов и полей в будущем весьма исправно кормили и Шурочку, метавшуюся по белу свету с революционной пропагандой. Впрочем, покоя ее родителям не предвиделось уже задолго до начала этих вояжей.
На домашних учителей отец не скупился. Русскую словесность ей преподавал Виктор Петрович Острогорский, известный по тем временам литератор и педагог. Именно под его руководством Шурочка делала первые свои шаги в сочинительстве. Помимо этого, она овладела четырьмя языками, а также получила прекрасную подготовку в прочих гуманитарных дисциплинах. Экзамен на аттестат зрелости был сдан ею в 16-летнем возрасте более чем успешно, открыв счет ее жизненным победам, а вкус к успеху и славе у нее был особенный. К этому необходимо прибавить и целый хоровод воздыхателей, окружавших ее повсеместно, и - головокружение от успехов было обеспечено. Правда, вскоре оно было на какой-то момент прервано роковым выстрелом одного из Шурочкиных обожателей, ее сверстником, партнером по танцам и верным рыцарем Иваном Драгомировым. Сын известного генерала, не выдержав «жестокостей» взбалмошной девчонки, пустил себе пулю в сердце. Так был открыт счет и ее жертвам...
Она еще толком не научилась искусно раскидывать сети, а желающие в них попасть сами отыскивали для себя лазейки. В Ялте, куда Домонтович-отец услал от переживаний по поводу бедного Ванечки своих прекрасных дам, Александра на одном из балов была представлена адъютанту императора Александра III Тутомлину. В вальсах и мазурках, а также в разговорах о высоком незаметно пролетел вечер, в финале которого 40-летний красавец увлек очаровательную девицу на террасу, увитую плющом, и попросил ее руки. Последовавший отказ Шурочки поверг ее родителей в уныние.
Но это было бы еще полбеды. Спустя некоторое время Александра неожиданно твердо объявила им о том, что влюблена она в своего троюродного брата Владимира Коллонтая (они познакомились в Тифлисе в 1891 году), а посему замуж выйдет только за него. Восторга эта новость ни у отца, ни у матери не вызвала. Молодой человек только лишь начинал свою военную карьеру, а потому для такого беспокойного сокровища, коим являлась их дочь, явно не мог считаться надежной опорой. С присущей ему прямотой генерал, призвав родственника для объяснений, безо всяких обиняков заявил: «Простите и забудьте. Вы Александре Михайловне не пара».
Но эта самая Александра Михайловна не была бы собой, если бы беспрекословно подчинилась отцовской воле. По ее собственному признанию, именно запрет родителей даже думать о возможности союза с Коллонтаем и решил дело, причем в ее пользу. Свадьба все-таки состоялась, пусть и по прошествии двух лет. А накануне этого торжественного события вышеупомянутый, теперь уже бывший Шурочкин учитель-словесник, давно и тайно в нее влюбленный, в порыве отчаяния попытался свести счеты с жизнью. И хотя он оказался удачливее молодого Драгомирова - его с трудом, но спасли, Шурочка стояла под венцом несчастная и зареванная.
В сущности, это был счастливый брак (хотя осознание этого пришло к Коллонтай лишь на склоне дней) - муж был благороден, добр, нетребователен, а главное, безоглядно в нее влюблен. Генерал Домонтович ежемесячно ссужал дочь значительной суммой, позволявшей молодым жить вполне комфортно и совершенно не заботиться о хлебе насущном. Вскоре на свет появился их первенец, названный в честь дедушки Михаилом.
Разумеется, даже такой уютный и хорошо налаженный мир нуждался в женской руке, требуя - куда от этого денешься - каждодневных, пусть даже самых обыкновенных усилий и действий. Но то, что бесчисленные поколения женщин называли обычной семейной жизнью, черпая в ней душевные силы и уверенность в себе, для Александры Коллонтай было скучнейшей рутиной. День проходил за днем, а она не видела ничего, что можно было бы счесть хоть каким-то итогом подобного существования - все те же мелкие и крупные Мишины капризы да недомогания, все те же ежедневные муки по поводу того, что заказать на обед, все те же ежевечерние мужнины бдения над чертежами и какими-то расчетами. Он, правда, готов был для жены на все, и с радостью отправился бы с ней в театр или на концерт, но она к удовольствиям подобного рода была абсолютно и навсегда глуха. Странное дело, воспитанная в дворянской среде, где занятие искусством являлось одним из обязательных атрибутов существования, она никогда не видела в нем ни малейшего толка. Единственное, к чему она относилась хоть с какой-то терпимостью, это музыка, но и ей для того, чтобы понравиться Александре Михайловне, нужно было обладать совершенно определенными свойствами. «А будут ли будущие поколения любить Шопена? Люди воли, борьбы, действия, смогут ли они наслаждаться размагничивающей лирикой Шопена, этим томлением души интеллигентов конца XIX и начала XX века? Полюбят ли 17-ю прелюдию и 4-й вальс те, кто победит капитализм и культуру эксцентричного буржуазного мира? Едва ли... Мне не жалко Шопена, пусть его забудут, лишь бы дать трудовому человечеству возможность жить, как подобает человеку с большой буквы».
Так что ни бедняга-лирик Шопен, ни подобные ему авторы никак не могли ни утешить, ни развлечь разочарованную женщину. Она нестерпимо страдала от того, что ее единственная, неповторимая жизнь уходит в никуда. Это жуткое ощущение не прошло и тогда, когда один из товарищей ее мужа, Александр Саткевич, сделался ее любовником и поверенным душевных терзаний. Женщина, одержимая такой жаждой самореализации и наделенная столь неуемной энергией, просто не могла не найти выхода из сложившегося тупика.
В один из счастливых дней Коллонтай познакомилась с Еленой Дмитриевной Стасовой, молодой, но также очень энергичной особой из семьи, принадлежавшей к интеллектуальной элите России. Отец Елены, один из крупнейших адвокатов Петербурга, выступавший в качестве защитника на громких политических процессах, не просто ничего не имел против того, что в его доме собираются нелегалы-марксисты, а впоследствии всячески помогал своей дочери. Приобщившись к их кружку, Коллонтай поняла, что нашла наконец то, что искала, а еще и то, что такая истинно глобальная проблема, как избавление человечества от социального зла, стоит того, чтобы жить и бороться.
Теперь, обретя в жизни смысл, а вместе с ним и целый мир совершенно новых, возбуждающих разум понятий, таких как «профсоюзы», «Коммунистический манифест», «социальная революция» и им подобные, Коллонтай принялась мечтать о стратегическом просторе для будущих свершений. Она называла себя «мятежной» и гордилась этим крайне.
Прекрасно понимала она и то, что супружество в ее грандиозные планы никак не вписывалось. Как могла, постаралась объяснить мужу, что в данный момент не способна быть ему ни женой, ни хозяйкой их дома. По крайней мере, это было честно, и Владимир сделал вид, что понял. Затем, найдя квартиру, Александра переехала туда, взяв сына и няню. Ей казалось, что так будет гораздо легче заниматься литературным творчеством и в условиях личной свободы укреплять и расширять свои связи с представителями революционно настроенных кругов.
Но задуманные статьи не ладились - ей не хватало ни материала, ни знаний, да и сын так или иначе постоянно требовал материнского внимания. Новые ее друзья-марксисты периодически дразнили ее воображение рассуждениями о неизмеримо больших возможностях для личного роста за границей. В итоге Александра убедила родителей в необходимости продолжения образования и осенью 1898 года, оставив на их попечение сына, собралась в Европу. Ей было 26, а впереди - вся жизнь. И все же, когда она, перед тем как попрощаться с родными на вокзале, запечатывала письмо, адресованное мужу, сердце ее дрогнуло. «Ночью, - вспоминала она позже, - я горько плакала, обливая слезами твердую вагонную подушку, и мысленно звала мужа. За что я наношу ему такую обиду и такой удар!.. Я знала, что еду не на время и что мой отъезд означает действительно конец нашего брака».
Переход на «европейское время» прошел для Коллонтай безболезненно. Ей помогло, во-первых, блестящее знание языков, а во-вторых, черниговское имение - для нее не существовало ни материальных проблем, ни языковых барьеров. Ее самостоятельная жизнь быстро входила в желаемое русло. В Цюрихе она стала посещать семинары профессора Геркнера - известного в то время экономиста, и это дало ей возможность обратиться к серьезным темам. И вскоре статьи Коллонтай стали брать весьма солидные и влиятельные журналы. Молодая, эффектная, общительная Коллонтай активно обзаводилась новыми, полезными для нее связями. В Берлине она познакомилась с Розой Люксембург, Карлом Либкнехтом и Карлом Каутским, в Париже - с супругами Лафарг, а также с Георгием Плехановым.
Впрочем, в Петербург, хоть и изредка, она тоже наезжала. Сообразуясь с общими расчетами, именно там предполагалось воплотить в действительность то, что было предметом многолетних усилий ее товарищей-марксистов. К тому же именно там находилась та золотая жила, которую можно было разрабатывать практически бесконечно: кто же не знал, что в России положение женщины более чем плачевно, что там она угнетена как нигде и религией, и буржуазными понятиями о нравственности, и семьей, и браком, и материнством. Иными словами, именно в соединении «женского» вопроса с социальными проблемами Коллонтай видела никем еще глобально не освещенную, причем с революционных позиций, тему для своих книг.
Коллонтай находила крайне важным «революционизировать» семью. По ее убеждению, у женщины, не стесненной обязанностями по отношению к мужу и детям, высвободилась бы огромная сила, годная для ниспровержения старой и строительства новой России. В том, что слабая половина человечества мечтает об этом денно и нощно, Коллонтай не сомневалась: «Не думайте, что женщина так крепко держится за свои ложки, плошки и горшки». Была она уверена и в том, что о рожденных в «свободной любви» детях должно заботиться государство победившего пролетариата в нужном для него русле. Выступая на VIII съезде РКП(б), Коллонтай, почувствовав явный скепсис присутствующих в зале, убеждала: «Не бойтесь, будто мы насильно разрушаем дом и семью... Если мы разъясняем значение социалистического воспитания, говоря, что такое детские колонии, трудовые коммуны, матери спешат к нам с детьми, несут их к нам в таком количестве, что мы не знаем, куда их поместить...». Радикализм подобных взглядов озадачивал даже Ленина. Именно по его настоянию поправка Коллонтай к новой программе партии о борьбе «за исчезновение замкнутой формы семьи» не была принята.
В 1905 году у нее начался роман с экономистом-аграрником Петром Масловым, выступавшим в то время против ленинской программы национализации земли. Маслов был умным и крайне интересным собеседником и остервенело, несмотря на наличие семьи, влюбленным в Коллонтай. Их связь была достаточно долгой и прервалась самою Александрой Михайловной, которая в один прекрасный момент - именно момент - предпочла поменять эту поднадоевшую ученую голову на пролетарскую.
Любовь к Александру Шляпникову, будущему члену ВЦИК партии большевиков, настигла ее 1911-м на похоронах супругов Лафарг, покончивших жизнь самоубийством. Этот зловещий лейтмотив никак не повлиял на чувство, охватившее 26-летнего мужчину. Александре было на 13 лет больше, но в расчет это не бралось ни им, ни ею. Судя по тем восторженным впечатлениям от нового возлюбленного, которыми Коллонтай делилась с подругой, выходило, что Шляпников сумел разбудить в ней весьма страстную натуру, чего не смогли сделать ни вечно боявшийся опоздать к ревнивой супруге Маслов, ни тем более законный супруг, вообще называвший свою жену «рыбой».
Что касается последнего, то он, давно понявший всю тщету ожидания своей не в меру целеустремленной супруги, в конечном итоге явился к ней в Париж с просьбой дать ему развод. Женщина, с которой он был связан уже не первый год и которая после смерти Домонтовичей растила Мишу, крайне тяготилась этими, не освященными церковью, отношениями. Александра Михайловна не глядя подписала все необходимые бумаги, взяв всю вину на себя и составив таким образом счастье абсолютно неведомой ей Маше с ее мелкобуржуазными предрассудками.
Бывший теперь уже муж, давно живущий своей жизнью, сын, росший под присмотром совершенно чужой ей женщины, тихий уход незаметно постаревших родителей - все это скользило по ее сознанию, как капли дождя по стеклу, не внося в жизнь сколько-нибудь сильных эмоций и переживаний. Вот только с деньгами после смерти отца стало не так чтобы уж вольно - имение потихоньку разворовывалось и в конце концов было ею продано. Теперь Коллонтай приходилось уповать только на свои литературные способности и ораторский талант, проявившийся как раз вовремя и начавший приносить ей немалые доходы. За лекции в Европе платили очень хорошо. В Америке она, объехав с ними 123 города, произвела настоящий фурор: блестящее знание языка, эффектная внешность впечатляли слушателей. Она, кого восхищая, а кого и возмущая своей агитацией, не оставляла равнодушным никого. Из Швеции, например, русскую пифию за призывы к социальной борьбе выслали без права возвращения.
Тем временем началась мировая война. На фронтах шли тяжелейшие бои. Военные неудачи русских войск отзывались бесчисленными похоронками, разговорами о бессилии генералитета и даже о предательстве. После произошедшего в 1917 году отречения царя ленинцы, почувствовав наступление подходящего «момента», резко активизировали свою деятельность.
Ленин незамедлительно известил Коллонтай о целесообразности прибытия в Россию. Для нее же это было выходом еще и из сложившегося личного положения. К тому времени Шляпников уже изрядно утомил ее необходимостью хотя бы небольшой, но заботы о нем, что, принимая во внимание ее постоянную занятость, усугубленную явственным предощущением революционного оживления в России, вызывало у Коллонтай жгучее раздражение. «...Меня прямо пугает мысль о физической близости. Старость, что ли? Но мне просто тяжела эта обязанность жены. Я так радуюсь своей постели, одиночеству, покою. Если бы еще эти объятия являлись завершением гаммы сердечных переживаний... Но у нас это теперь чисто супружеское, холодное, деловое... если бы он мог жить тут как товарищ!.. Но не супружество! Это тяжело». И тут же совершенно неожиданный поворот мысли - запись для себя: «17 мая 1917 года (4 мая по русскому стилю). 26 лет назад в этот день я пережила первое горе. В этот день застрелился Ваня Драгомиров».
Большевики-эмигранты слетались в воюющую Россию, подобно воронью, почуявшему добычу. В одной из написанных ею пропагандистских брошюр Коллонтай открыто декларировала их главную цель: «Надо вырвать власть...». Но тогда, в июле 17-го, этого осуществить не удалось. Несмотря на все старания большевиков представить беспорядки, охватившие Петербург, протестом «голодных и униженных масс», Временное правительство именно их обвинило в подстрекательстве к свержению власти, повлекшей за собой человеческие жертвы. Демонстрация рабочих и примкнувших к ним солдат и матросов была расстреляна. Получили огласку и документы, свидетельствовавшие о причастности большевиков к крупным денежным махинациям, спекуляциям на военных поставках и прямому шпионажу в пользу Германии. И если версия о том, что именно Коллонтай привезла в Россию Ленину чемоданчик с деньгами, необходимыми для подготовки революционного мятежа, не получила права абсолютной истины, то ее причастность ко всему вышеперечисленному была доказана неопровержимо. Ей в компании с еще 27 большевиками предъявили обвинение в государственной измене и шпионаже в пользу враждебных государств. Все они, кроме Ленина, предусмотрительно покинувшего пределы столицы и укрывшегося в Разливе, оказались в тюрьме.
В «Крестах», месте в высшей степени некомфортном, Коллонтай вынуждена была провести несколько дней, а затем еще немного отсидеть в Выборгской женской тюрьме. Выпущенная вскорости под залог, она совершенно небезосновательно почувствовала себя настоящей героиней. К тому же эти ее «мытарства» помогли ей сделать колоссальный рывок в карьере - Коллонтай была избрана членом ЦК партии большевиков.
Через 30 с лишним лет после описываемых событий Александра Михайловна сетовала: «Мы все грешим тем, что не оставляем для истории даже переписку между членами партии нашего времени... Через сто лет ее будут читать с увлечением и по-новому и поймут наши трудности и наши победы и достижения». Потомство вопреки предположениям оказалось даже любопытнее. Ста лет не прошло, а 21-й том уголовного дела о шпионаже, засекреченного большевиками сразу по приходу к власти, пусть и частично, но был обнародован и прочитан действительно «с увлечением и по-новому».
Но пока вслед за июльскими событиями 1917-го пришли октябрьские. «Заря новой жизни» совпала для Коллонтай с ошеломляющим по накалу страстей романом с предводителем балтийских «братишек» Павлом Дыбенко. Наконец-то она нашла истинно революционную натуру. Нет, не занудливого функционера-партийца, не худосочного теоретика социальных реформ с истрепанными нервами и язвой желудка - Дыбенко являл собой саму стихию, вольную, неукротимую, олицетворявшую мужскую силу и внутреннюю прочность. «Он - Орел!» - писала о нем Коллонтай.
Этот богатырь с голубыми глазами ребенка был скульптурно красив, что для Коллонтай являлось очень немаловажным фактором.
Возможно, совершенно безотчетно ее взгляд, а потом и сердце безудержно потянулись к тому, с кем она сама составляла в высшей степени привлекательную пару. Кроме того, ей, дьявольски тщеславной, необходим был такой мужчина, который не просто отдавал бы ей должное как эффектной женщине и пламенному трибуну, но считал бы ее явлением высшего порядка.
Все это Александра Михайловна нашла в Дыбенко. Спасибо Исполкому Петроградского совета, по чьему поручению Коллонтай была послана на агитацию матросов Балтийского флота. Дыбенко, бывший тогда председателем Центробалта и признанным кумиром несговорчивой матросской братии, был сражен буквально наповал. А главное, умел это убедительно, пусть и с ошибками, изложить на бумаге. Но какое значение имели орфографические погрешности, если его письмо было наполнено избытком восторга и нескрываемой страсти: «Как бы мне хотелось видеть тебя в эти минуты, увидеть твои милые очи, упасть на грудь твою и хотя бы одну минуту жить только-только тобой». Захватившее чувство заставляло «жестокого, страстного Дыбенко» извлекать из глубин сознания совсем несвойственные ему слова. «Мой Ангел! - так, причем с большой буквы, обращался он, гроза Балтики, к своей «милой, дорогой Шурочке». «Я никогда не подходил к тебе как к женщине, а к чему-то более высокому, более недоступному...». Это было то, чего Коллонтай желала больше всего на свете.
В марте 1918-го на IV съезде Советов на повестке дня стояло обсуждение «поведения члена РКП(б), наркома по морским делам товарища Дыбенко Павла Ефимовича, беспричинно сдавшего Нарву». Далее последовал арест. Дыбенко грозил расстрел. Что же сделала та, для которой общественное всегда доминировало над личным? Не обращая внимания на увещевания товарищей, а главное - на угрозу своей, как политической, так и государственной, карьере, Коллонтай бросилась спасать своего Орла. Она написала заявление об отставке с поста Наркома государственного призрения, что, было, разумеется, очевидным протестом. Ей этого не простили и не забыли.
«Счастье мое! Безумно, нежно люблю тебя! Я с тобой, с тобой, почувствуй это! Я горжусь тобою и верю в твое будущее. То, что произошло, до отвращения подло, самое возмутительное - несправедливость. Но ты будь покоен, уверен в себе, и ты победишь темные силы, что оторвали тебя от дела, от меня. Как я страдаю, этого не скажешь словами. Но страдает лишь твоя маленькая Шура, а товарищ Коллонтай гордится тобою, мой борец, мой стойкий и верный делу революции товарищ...». Заметим, что это письмо писалось «государственному преступнику», «врагу рабоче-крестьянской России».
В своем любовном запале Коллонтай была неукротима. Ей удалось добиться разрешения о свидании с Дыбенко. А придя к нему в тюрьму, она выразила немыслимое для нее, такой вольной птицы, желание стать его женой. Об этом событии стало известно из утренних газет. На самом деле никакой отметки о рождении новой семьи в Книге записи актов гражданского состояния не значилось. И тем не менее расчет Коллонтай был верен - она сумела привлечь внимание к судьбе несправедливо очерненного узника. Более того, ей на правах законной жены удалось взять его на поруки. В итоге на состоявшемся в Гатчине суде Дыбенко был оправдан.
Вся Балтика, которая до этих пор явно ревновала Коллонтай к их незабвенному вождю, бурно праздновала победу восторжествовавшей справедливости. В условиях этого подъема Коллонтай с присущей ей патетикой писала, что, не мысля жизни без любимого, действительно была намерена вместе с ним «взойти на эшафот».
Правда, настоящим эшафотом этой любви оказалась их дальнейшая жизнь: с долгими разлуками, противоречивыми характерами, не знавшими компромисса, бытовой неустроенностью, крайней усталостью и полной неизвестностью впереди. «Дан приказ ему на Запад, ей - в другую сторону» - это можно было сказать и о них. Коллонтай ехала выступать на митинг к орехово-зуевским текстильщикам, Дыбенко - в Крым организовывать партизанское движение. Далеко не регулярно, через чужие руки, она получала от своего Орла помятые «цыдульки»: «Дорогой мой голуб, милый мой мальчигашка...» - писал он, не замечая того, что она на 17 лет старше его. Их свидания - в вагонах, в чужих квартирах, в отведенных на одну ночь разномастных помещениях - были коротки. Не только часы, каждая минута, проведенная вместе, была на вес золота.
Между тем именно в это, непростое для них и для всех остальных, время появилась очередная статья Коллонтай, прославившая ее имя больше, чем все брошюры о светлом завтра, вместе взятые. Суть теории «стакана воды», изложенной в ней, состояла в том, что в свободном от буржуазной морали обществе человек имеет полное право удовлетворять свои половые потребности с той же легкостью, с какой он способен выпить стакан воды. Впрочем, судя по всему, теорию эту Коллонтай распространяла на всех, кроме своего Павла. Однажды она обнаружила в кармане его гимнастерки любовные записки к нему сразу от двух женщин. Ревность, чувство, которое, как мы помним, ей было неведомо, острым ножом подступило к горлу. Банальная эскапада бдительной жены дорого обошлась их союзу. Объяснения и оправдания убивали ее своей прозой и элементарной пошлостью. Финал был до смешного мелодраматичен: «Не лги. Мне все равно, где ты был. Между нами все кончено». Сколько раз она натыкалась на эти слова в читанных ею в молодости отвратительных, по ее мнению, любовных романах!
И все же первым не выдержал Павел. Не желая затягивать решение вопроса, он воспользовался «помощью» своего испытанного товарища, неизменно находящегося на его поясе в кобуре. Коллонтай нашла Дыбенко, лежащим на полу в луже крови: «Павел был еще жив, Орден Красного Знамени отклонил пулю, и она прошла мимо сердца». Списку ее невольных жертв не суждено было увеличиться. Если, конечно, не считать одного, знакомого еще по бальным залам, офицера, пустившего себе пулю в висок, после того, как он узнал, что божественная Шурочка «спуталась с матросней», да тихо отошедшего в иной мир бывшего мужа, на похороны которого ей выбраться из-за своей крайней занятости так и не удалось. Павла она выходила. Ему нестерпимо было видеть в ней свидетельницу своей слабости, и все же узы, связавшие их, рвались мучительно. Ей, все-таки ушедшей от него, вдогонку летело: «Переживаю трагедию моей жизни». Но она не вернулась...
Просьба Коллонтай к Сталину направить ее на работу за границу была не случайной. Она прекрасно понимала, что в ее умении агитировать больше никто не нуждался, а ее скандально известная теория «стакана воды» не находила ожидаемого отклика даже в рядах освобожденного пролетариата, не говоря о сильно поредевшей интеллигенции. Сын Миша вырос. Иногда он с ней общался, но особых чувств не демонстрировал.
С 1922-го вплоть до победного 45-го Коллонтай - с редкими интервалами на дипломатической службе. Норвегия, Мексика, Швеция - слава первой в мире женщины-посла, почет и уважение сильных мира сего, комфорт старой доброй Европы, красивые, добротные туалеты - все эти, столь ценимые ею составляющие жизни помогали сохранять душевное равновесие. А это было нелегко - в Советской России бушевал террор. Ее друзей и знакомых выкашивали не старость и болезни, а лагеря и «вышки». В 1938-м она узнала о том, что «враг народа» Дыбенко расстрелян. В годы войны она получила похоронку на сына.
Коллонтай умерла, не дожив до своего 80-летия пяти дней. На краю ухода в небытие ей суждено было испытать неведомый еще род любви - горячее бабушкино чувство к внуку Володе. Это имя воскрешало молодость и любовь... Какие еще, даже самые высокие идеи могут стоить этих двух слов?!.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде