Когда миг 41 стал на службу. Пентагон отказался от перехватчиков, но для России они по-прежнему актуальны
Запланированный к разработке перспективный российский перехватчик будет способен бороться с гиперзвуковыми ракетами и станет самым скоростным в мире самолетом данного класса. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев . Предполагается, что боевой радиус перехватчика будет находиться в пределах от 700 до 1500 километров. Он должен быть вооружен принципиально новыми ракетами класса «воздух-воздух», а также самой дальней в мире ракетой Р-73, улетающей на 300 км. В то же время на подходе и ракета КС-172, имеющая дальность 400 км.
Предполагается, что разработка перехватчика начнется в 2018 году. А в строевые части он может начать поступать в 2025 году - за три года до того, как будет исчерпан технический ресурс нынешнего перехватчика МиГ-31.
Об этом самолете начали говорить два года назад. Его называют МиГ-41, правда, это не вполне корректно, поскольку в настоящий момент завершается лишь стадия эскизного проектирования. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОСК) проект получил название Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата - ПАК ДП. Основную работу по его созданию предстоит выполнить Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ». Однако к разработке предполагается привлечь и другие компании, входящие в ОСК. Несомненно, без ОКБ Сухого дело не обойдется.
Планы амбициозные. И сроки очень ограниченные. Разумеется, и денег будет потрачено немало. Но при этом возникает вопрос - а нужен ли ВКС новый перехватчик? Дело в том, что последняя модификация эксплуатирующегося перехватчика - МиГ-31БМ - является лучшим самолетом данного класса в мире. Более того, он имеет огромное превосходство. Обладает самой высокой скоростью, равной 3000 км/ч. Выше него никто не поднимается - практический потолок равен 20600 метров, а динамический - 30000 метров. Имеет самую дальнюю в мире ракету «воздух-воздух» Р-73. А вскоре дальность стрельбы возрастет до 400 километров.
Принятый на вооружение в 1981 году МиГ-31 на несколько десятилетий опередил время. На нем впервые в истории авиации была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой, что позволило отклонять луч не механическим поворотом антенны, а электронным способом, то есть практически мгновенно. Высочайшего качества и другая авионика.
Этот технологический прорыв был необходим в связи с появлением в США разведчика SR-71 «Черный дрозд», который обладал феноменальными характеристиками. Максимальная скорость - 3200 км/ч, практический потолок - 24000 м, динамический - 29000 м. Эксплуатировавшийся в то время в войсках ПВО СССР перехватчик МиГ-25 не мог реально препятствовать разведывательным полетам «Дрозда» над северной частью территории страны. Хоть летные характеристики у МиГ-25 были и вполне достойными, но авионика третьего поколения не справлялась с охотой на «Дрозда».
Поставил на место американского разведчика именно МиГ-31, с появлением которого полеты «Черного дрозда» были перенаправлены в воздушное пространство других стран.
Использование в МиГ-31 принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 - сопровождаемых. Возросла дальность обнаружения - до 250 км для бомбардировщиков и 170 км для истребителей. Появилась новая ракета с дальностью в 170 км. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км. Для начала 80-х годов это были прекрасные результаты.
Что же касается соперничества с самолетами такого де класса, то лучшим американским перехватчиком был палубный самолет с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat. Он эксплуатировался в составе авианесущих групп до 2006 года. Авиаконструкторы компании «Грумман» при помощи ряда модернизаций пытались подтянуть его до уровня МиГ-31, но сделать этого так и не смогли.
Но при этом, конечно, следует учитывать, что перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.
Именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g. У F-14 в полтора раза выше - 7,5g. Однако, и 7,5g - это, как говорится, не два и не полтора, поскольку у истребителей перегрузочная способность достигает 9g.
Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.
Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная - 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью - 5 М против 4,5 М.
В настоящий момент конкуренция нашему перехватчику еще больше снизилась. F-14 заменил палубный многоцелевой самолет F/A-18E/F Super Hornet. Он обладает еще большей универсальностью - буква «А» в индексе означает, что он еще и штурмовик. Вооружен ракетой, дальность которой составляет лишь 40 км. Такое урезание возможностей авиационного перехвата вполне понятно, потому что противовоздушная оборона авианесущих групп возложена на ракетное вооружение.
Ну а российский перехватчик к настоящему моменту существенно повысил свои боевые возможности в связи с появлением модификации МиГ-31БМ . На нем заменена практически вся авионика. Так, новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении до 400 км, а истребители - до 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели, а обстреливаются 8.
Есть перехватчики и в других странах. Но они не совсем «чистые». То есть какой-либо серийно выпускающийся истребитель дополнительно оснащается специальным оборудованием и становится таким образом перехватчиком .
Во Франции это Mirage 2000С, эксплуатирующийся с 1984 года. Его максимальная скорость - 2500 км/ч, потолок - 16500 м. Самая дальняя ракета «воздух-воздух» - Super R 530, развивающая скорость до 5 М и улетающая на 40 км. Боевой радиус самолета - 700 км.
Британский перехватчик Tornado ADV (1985 год) имеет солидный боевой радиус в 1400 км. Но максимальная скорость и потолок невелики - 2340 км/ч и 15000 м. Американская ракета AIM-120 в зависимости от модификации имеет дальность 120 км или 180 км. РЛС обнаруживает бомбардировщики на расстоянии до 185 км, истребители - до 80 км. Одновременно сопровождает до 12 целей.
Не достигают российского уровня и китайские машины. Правда, впечатляет не их качество, а количество. В ВВС КНР эксплуатируется триста J-8 Finback, которые во многом позаимствовали конструкцию нашего МиГ-21. Есть и более свежие самолеты - Shenyang J-11. Их «срисовали» с Су-27. Это универсальный истребитель, который среди всех прочих боевых задач может и перехватывать самолеты противника.
Так что с нашим существующим на данный момент перехватчиком нам как будто бы опасаться нечего. Однако время не стоит на месте. ПАК ДП замыслен, как и МиГ-31, с расчетом лет на 40 или даже больше. За это время у США вполне могут появиться гиперзвуковые летающие платформы с ракетным оружием. Вот их-то и предстоит перехватывать.
О технических характеристиках ПАК ДП говорить пока рано. Тут высказываются самые разнообразные фантазии, которые в принципе реализуемы. Тут и скорость до 5 М, о которой говорят руководители РСК «МиГ», и беспилотные модификации, и гиперзвуковое вооружение. Поживем - увидим. Правда, думается, что появятся новые самолеты в ВКС все же позже 2025 года.
На международном форуме « » гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Илья Тарасенко заявил о том, что российский перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе.
Пока чего-то хотя бы отдаленно похожего на прототип МиГ-41 не существует в природе. Однако слухи о том, что работы над созданием этой неведомой воздушно-космической машины то ли уже ведутся, то ли вот-вот начнутся, ходят с завидным постоянством. Попробуем разобраться, о чем идет речь.
На смену легенде
МиГ-41, по замыслу руководства МиГ, должен прийти на смену истребителю-перехватчику МиГ-31, доставшемуся современной России в наследство от СССР. Эти созданные в период расцвета МиГа машины обладали уникальными для своего времени характеристиками.
Их основной задачей было патрулирование огромного воздушного пространства самой большой в мире страны, у которой при самой современной системе раннего предупреждения о ракетном нападении сохранялись проблемы с радиоэлектронным покрытием собственных границ.
Истребители МиГ-31 выполняли функцию летающих систем ПВО - их передовые (для самолетных) РЛС эффективно обнаруживали цели, а мощные двигатели позволяли быстро выходить на рубеж атаки.
Благодаря модернизации этой машины ее возможности актуальны и по сей день - она может патрулировать районы там, куда не достают системы ПВО, а также выполнять роль самолетов дальнего обнаружения и управления (ДРЛО), которых не хватает Российской армии. Так, к примеру, МиГ-31 использовался в Сирии.
На этом уникальность МиГ-31 заканчивается. Стоит отметить, что, кроме скорости и динамического потолка полета, преимуществ у этой машины над современными модификациями истребителей четвертого поколения нет. Именно поэтому в мире, стремящемся к сокращению расходов путем унификации, истребители-перехватчики остались только у России.
С прицелом на космос
Одним из преимуществ нового самолета, которые будут отличать его от уже имеющихся на вооружении российских военных, Тарасенко назвал возможность работы в космосе.
Прежде всего стоит понимать, что под «космосом» глава МиГа, скорее всего, имел в виду стратосферу. Это обусловлено тем, что теоретический предел высоты для работы прямоточного турбореактивного двигателя составляет 45 км. На данный момент рекорд высоты полета принадлежит предшественнику МиГ-31 - МиГ-25М - и составляет 37,8 км.
Кроме того, именно сама Россия активно выступает против размещения вооружений в космосе (так как это нанесло бы сильный удар по возможностям ядерного сдерживания США): по международным нормам космическое пространство начинается за линией Кармана - выше 100 км.
Но зачем самолету подниматься так высоко?
Ответов напрашивается всего два: уничтожение спутников и баллистических ракет, а также, возможно, оперативный вывод спутников на орбиту. Попытки применять МиГ-31 для этих целей уже предпринимались и, вероятно, предпринимаются до сих пор. Судить об эффективности этой работы по открытым источникам ввиду крайней деликатности темы не представляется возможным.
Космические войны
Известно, что с МиГ-31Д испытывали тяжелые ракеты, которые в СМИ называли «30П6 Контакт» и «Ишим». Их дальность выведения, по имеющейся в СМИ информации, составляет приблизительно 500−600 км. То есть на пределе дальности такие ракеты теоретически могут поражать некоторые разведывательные спутники США, к примеру системы радиоэлектронного наблюдения Lacrosse, которые, как считается, используются для отслеживания районов боевого дежурства российских мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, под угрозу также могут попасть американские низкоорбитальные спутники связи системы Iridium.
Еще одной крайне полезной функцией, которая могла бы оправдать высокие затраты на ПАК ДП, является перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). При входе боевых блоков в атмосферу их скорость составляет более 6 км/с, и их перехват путем прямого попадания представляет собой крайне сложную задачу.
При этом МБР практически беззащитна на космическом этапе полета. Считается, что апогей траектории американских ракет Minuteman составляет около 1000 км. То есть поражение ракеты еще до отделения боевых блоков является вполне реалистичной задачей.
Вопросов больше, чем ответов
Для практической реализации этих сценариев ПАК ДП (МиГ-41) будет необходима высокая грузоподъемность. Фактически самолет используется в этом случае как первая ступень ракеты-носителя, совместить это в полной мере с возможностями, присущими истребителю, вряд ли реально.
В США действуют в этом направлении более предметно. Для оперативного выведения грузов в космос здесь разрабатывается аппарат XS-1. Согласно предварительной информации, которую распространило Агентство перспективных исследований Минобороны США (DARPA), XS-1 сможет выводить на низкую опорную орбиту грузы массой до 2300 килограммов. То есть до 10 раз больше, чем сможет перспективный российский ПАК ДП, который будет совмещать функции малого самолета ДРЛО, истребителя и средства космического выведения.
Все это оставляет много вопросов. Насколько целесообразно создавать такой самолет? Потянет ли российский бюджет создание и закупку сразу трех очень дорогих самолетов - , ПАК ДА и ПАК ДП? Нужен ли России скоростной перехватчик, если военные планируют закупать способный поддерживать крейсерскую сверхзвуковую скорость Су-57? И главное - способен ли МиГ, находящийся не в самом лучшем финансовом и организационном состоянии (отсутствие заказов не только за рубежом, но и в России, затянувшиеся работы по МиГ-35, многочисленные нарекания на качество продукции со стороны иностранных заказчиков), эффективно освоить выделяемые на НИОКР средства или страна получит еще один очень дорогой распиаренный долгострой?
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ» , но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ . То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.
Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.
Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».
А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.
МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.
Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.
При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске . Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 - 160 км.
Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 - сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.
Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.
До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.
Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.
В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g. У F-14 в полтора раза выше - 7,5g.
Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8М рубежи такие: 1250 и 800 км.
Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная - 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью - 5М против 4,5М.
В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.
Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО . США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.
А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители - на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.
Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.
В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.
Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М - 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.
В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.
Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.
В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.
В августе СМИ бурно отреагировали на известия о работах по созданию перспективного перехватчика МиГ-41. Самолет, который будет относиться к поколению 5+, а то и 6, должен иметь совершенно фантастическую скорость порядка 4−4,4 М. Существенно возрастет и его потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. То есть он будет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе. Не самолет, а мечта, никто в мире такие самолеты пока не делал. Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.
И вдруг портал Avia.pro со ссылкой на своего источника сообщает, что Министерство обороны осталось недовольно представленными на рассмотрение документами по проекту истребителя-перехватчика. Источник поясняет, что проект признан «сырым», в нем недостаточно учтены требования, предъявляемые к самолету военными. Еще одна причина сомнения относительно качества перспективного самолета заключается в том, что Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» занимается им уже четверть века. В связи с чем он не может считаться перспективным.
Относительно первой причины недовольства, то тут ничего определенного не сообщается. Вторая же причина абсолютно надуманная. Дело в том, что РСК «МиГ» проводит работы в инициативном порядке с громадным перерывом на период безденежья и разрухи. Так что предлагаемый эскизный проект совсем «свежий». Хотя бы потому, что объявленные руководством корпорации такие качества как малозаметность, рекордная скорость и наличие развитого искусственного интеллекта в системах управления четверть века назад вряд ли можно было планировать.
Куда более серьезная причина раздумий Минобороны, несомненно, финансового характера. Объединенная самолетостроительная корпорация (ОСК) в настоящий момент реализует целый ряд очень дорогостоящих программ. К ним относятся запуск производства, по сути, новых стратегических ракетоносцев Ту-160М2, разработка Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, а также перспективного транспортного самолета. Происходит доводка истребителя пятого поколения Су-57 с новым двигателем. И МиГ-41, который официально называется Перспективным авиационным комплексом Дальнего перехвата, - это очень серьезная нагрузка на оборонный бюджет.
Однако МиГ-41 необходим, поскольку, как бы ни был хорош МиГ-31 и, в частности, его последняя модификация МиГ-31БМ, но его в обозримом будущем придется менять. Его самые последние машины сошли с конвейера в начале 90-х годов. А принят на вооружение он был в 1981 году. Истребительная авиация это не транспортная, где самолеты могут эксплуатироваться более полувека.
Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в отношении готовности перспективного самолета настроен в высшей степени оптимистично, утверждая, что в строевые части ПАК ДП начнет поступать в середине следующего десятилетия. И это при том, что он же говорил в этом году, что проект находится на стадии «опытно-научных работ». Надо понимать, что близится к завершению НИР.
То есть РСК «МиГ» обещает установить абсолютный рекорд по временным затратам на разработку нового самолета. За оставшиеся 7 лет надо будет провести ОКР, построить минимум пару прототипов, довести их до надлежащего качества, заданного в тактико-техническом задании, провести госипытания и наладить серийное производство самолета. Правда, в военный период самолеты создавались быстрее. Однако сложность современных самолетов несоизмеримо выше.
Более реалистичен в прогнозах бывший главком ВКС, а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев . Он считает, что ОКР может начаться в 2019 году, а годный к эксплуатации перехватчик будет получен в конце следующего десятилетия. Или чуть позже.
Бондарев более откровенен, чем гендиректор РСК «МиГ», по части как характеристик МиГ-41, так и возлагаемых на него задач. Он называет его предполагаемый боевой радиус, который может достигать 1500 км. Говорит и о сведении заметности самолета в различных спектрах к возможному минимуму.
Также сенатор предполагает, что главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км. Бондарев считает, что ПАК ДП будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.
Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.
Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика - американский F-14 Tomcat - был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.
На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика - высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже - 1,8 М.
Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.
Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей - дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…
При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность - 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.
Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.
Определенная логика в этом есть. Но она не учитывает разницу между США и Россией. США, по сути, нет нужды защищать свою территорию от налетов авиации. На севере и на юге нет необходимости отбиваться от канадских и латиноамериканских самолетов. С запада и востока страна прекрасно защищена двумя океанами. Американцы на материке развивают только противоракетную оборону от межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому ПВО для них актуальна в отношении их авианосцев.
У России же граница громадной протяженности, которую необходимо защищать не только силами ПРО, но и ПВО. Зенитные дивизионы вряд ли способны держать под контролем при значительной плотности такого контроля всю государственную границу. Существенную помощь им оказывают эскадрильи перехватчиков. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту более тысячи километров. При использовании МиГ-41 протяженность контролируемой границы должно возрасти.
Военные новости: СМИ США: У страны нет защиты от российских ядерных ракет
Военные технологии: Истребитель будущего уткнулся носом в землю
На просторах Сети все чаще появляется информация о МиГ-41 - загадочном российском истребителе-перехватчике, который пока что существует только в умах людей. Давайте рассмотрим, насколько эта концепция реальна.
Что такое перехватчик?
Дабы понять идею МиГ-41, нужно обратиться к разработкам прошлых лет. Ближайший его аналог - знаменитый МиГ-31, совершивший полет в далеком 1975 году. Сейчас это чуть ли не единственный пример отечественной военной техники, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов» и впрямь не лишено оснований. Одна из главных особенностей машины - это крейсерская скорость, составляющая почти 2,5 тыс. км/ч. Перехватчик МиГ-31 - самолет уникальный и… совершенно ненужный большинству стран. Перед нами узкоспециализированная машина, предназначенная для борьбы с маломаневренными целями. В других странах ее роль выполняют многофункциональные истребители четвертого поколения и комплексы ПВО. Но вот для России, с ее необъятными территориями и гигантской протяженностью границ, тяжелый перехватчик, действительно, неплохое решение. Ракеты Р-33 - его «главный калибр» - имеют ограничения по перегрузке 4g. Следовательно, против высокоманевренных истребителей использоваться они не могут. Однако вполне пригодятся для борьбы с неповоротливыми бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Собственно, именно поэтому и ценят 31-й.
Сейчас в распоряжении ВКС примерно 130 таких самолетов. Часть из них прошли модернизацию до уровня МиГ-31БМ. Была обновлена бортовая электроника, а кроме того, в арсенал планируется включить новые ракеты. Речь идет прежде всего о ракете Р-37, концептуально близкой к Р-33 и имеющей дальность пуска около 300 км. Подобные изделия превосходят по этому показателю ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности, в частности, американскую AMRAAM и российскую РВВ-АЕ/СД. Однако, как уже отмечалось, они «неповоротливые», к тому же цена таких изделий достаточно высока. Выше цены обычных ракет класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ хотели научить поражать цели на земле управляемым вооружением класса «воздух-поверхность». Но пока что от их реализации отказались. Возможно, это верное решение. Все-таки между перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком разница довольно большая.
МиГ-31 / Focus
Замена МиГ-31
Самолет МиГ-31 прочно занимает свою нишу, однако даже на фоне таких «ветеранов», как Су-27 и МиГ-29, он кажется «стариком». Именно поэтому в последнее время заговорили про новый самолет-перехватчик. В 2014 году о МиГ-41 (это предполагаемое название) рассказал летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет двадцать тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха», - заявил летчик. Бросается в глаза просто гигантская скорость крылатой машины. МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. Для сравнения, максимальная скорость МиГ-31 составляет 2,83 М (3000 км/ч). При этом он всегда входил в число самых быстрых боевых самолетов. Квочур отметил, что перехватчик будет создан на основе МиГ-31. Вероятно, имеется в виду опыт, учтенный при создании советского перехватчика. Маловероятно, что новый самолет будут делать на базе уже очень старого советского МиГ-31. Технологии все же не стоят на месте. Да и фактор малозаметности при разработке новых боевых машин также стоит учитывать.
В прессе тема про МиГ-41 то появляется, то затухает вновь. Масла в огонь уже в 2016 году подлил член комитета Госдумы РФ по обороне Александр Тарнаев. «Руководством страны принято решение включить проект создания перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружения со сроками реализации в 2020 году. Машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, который на десятилетия опередил время. Мы не исключаем, что разработка нового самолета может начаться и ранее 2020 года, так как он очень нужен нашим Вооруженным силам», - рассказал он. Еще раньше главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017-го должны начаться ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Напрямую про МиГ-41 главнокомандующий не говорил, но здесь, насколько можно судить, подразумевается именно новый перехватчик. Вообще, он может получить и совсем другое обозначение после поступления в войска.
Военные чаще всего предпочитают хранить молчание по этому поводу. Очевидно, что окончательный облик новой машины будет определен не скоро. Возможно, первые эскизы мы сможем увидеть ближе в 2020 году, когда работы над проектом будут (если будут) идти более плотно. Скорее всего, если проводить параллель с МиГ-31, внешний вид истребителя изменится в сторону большей малозаметности. Вооружение, возможно, разместят внутри. Сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, имеющей двухрежимный РДТТ (ракетный двигатель твердого топлива). Именно эти ракеты может получить МиГ-41 в случае своего рождения. Хотя ко времени его принятия на вооружение появится и принципиально новое вооружение, начиная от новых, сделанных «с нуля» ракет класса «воздух-воздух» и заканчивая лазерными боевыми системами, способными уничтожить самолет (нечто подобное сейчас разрабатывают американцы). Что же касается боевого радиуса действия, то он, очевидно, будет составлять 700-1200 км. Эксперты говорят, что новый самолет можно будет использовать для вывода на околоземную орбиту малых спутников.
Главной задачей МиГ-41 может стать противостояние американской угрозе. Речь идет, в частности, о новых гиперзвуковых летательных аппаратах, разрабатываемых в США. Невольно вспоминается проект гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, максимальная скорость которой может достигать 6200 км/ч.
Интересно то, что «МиГ» в 90-е годы уже разрабатывал новый перехватчик. Он получил название «проект 701»: дальность полета 62-тонного «монстра» должна была составлять 7 тыс. км, а максимальная скорость - 2500 км/ч. Однако от проекта отказались, и новый перехватчик, очевидно, в идейном плане будет ближе именно к МиГ-31. Отличительной особенностью МиГ-41 может стать его «беспилотность»: живому летчику пришлось бы переносить просто гигантские перегрузки в этом случае. Здесь, правда, есть одно «но»: российские беспилотные технологии до сих пор далеки от западных. РФ, например, пока не смогла создать полноценный ударный БПЛА.
Но как быть со сроками? Если мы и увидим новый самолет, то это произойдет не раньше второй половины 2020-х. До этого времени МиГ-31 будут верой и правдой служить ВКС РФ. «Пару» этой машине составит и Т-50 ПАК ФА, который к тому времени превратится из прототипа в серийное изделие. Предполагается, что он тоже сможет нести ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности.
Возможный облик "проекта 701" / Ussrairs
Есть ли будущее у МиГ-41?
Истребитель-перехватчик МиГ-41 остается полумифической машиной, и шансы на его реализацию относительно невелики. Все упирается в финансирование. Сейчас разработка новых истребителей вообще стоит невероятно дорого. Так, цена программы разработки американского истребителя пятого поколения F-22 составила без малого 66,7 млрд долларов. России будет проще потратиться на создание легкого истребителя пятого поколения - аналога (с некоторыми оговорками) американского F-35. Многофункциональная машина, в конце концов, намного лучшее вложение средств, нежели узкоспециализированный перехватчик.
Но как быть с задачами, лежащими на плечах МиГ-31? Очевидно, часть из них возьмет на себя истребитель, созданный на базе ПАК ФА. А часть будут выполнять истребители поколения 4+. Добавим, что в мире почти не осталось узкоспециализированных перехватчиков. Исключение составляют только российские МиГ-31 и небольшое количество старых МиГ-25, поставленных в другие страны. Все это, конечно, снижает вероятность появления МиГ-41. Другое дело - массовая культура, которой название «МиГ-41» пришлось по душе. У этого самолета есть все шансы стать «городской легендой», подобно тому как американцы создали миф о таинственной «Авроре» - сверхбыстром боевом самолете, якобы существующем в реальности.
Ракета РВВ-БД / Vitaly Kuzmin
В России продолжаются работы по созданию МиГ-41 (высотный перехватчик нового поколения). Известно, что работы ведутся не только в РСК «МиГ».
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде