Кобудо: что это такое, стиль и правила, приемы и оружие, история возникновения. Рфсоо "московская федерация кобудо и ближнего боя"
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Кобудо" в других словарях:
Тадаси Ямасита (яп. 山下 正 Ямасита Тадаси?, род. 1942) мастер окинавского карате (9 й дан Кобаяси Сёрин рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы … Википедия
Тадаси Ямасита (Tadashi Yamashita, род.1942) мастер окинавского каратэ (9 й дан Кобаяси Сёрин Рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы Суйкэндо. Биография Тадаси Ямасита родился в 1942 году в Японии на главном… … Википедия
Тадаси Ямасита (Tadashi Yamashita, род.1942) мастер окинавского каратэ (9 й дан Кобаяси Сёрин Рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы Суйкэндо. Биография Тадаси Ямасита родился в 1942 году в Японии на главном… … Википедия
Тадаси Ямасита (Tadashi Yamashita, род.1942) мастер окинавского каратэ (9 й дан Кобаяси Сёрин Рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы Суйкэндо. Биография Тадаси Ямасита родился в 1942 году в Японии на главном… … Википедия
Разновидность японские Нунчаки с двумя палками. Нунчаку до общее название техники использования нунчаку, сводиться к комбинации ударной техники нунчаку, захватов с использованием нунчаку, бросков с использованием нунчаку, блоков, удушений и т.д.… … Википедия
- (剛速流) стиль каратэ, основанный Сокэ Кубота Такаюки. Gosoku Ryu жёсткий и быстрый стиль, сочетающий в себе как технику быстрого и динамичного стиля Сётокан, так и мощного стиля Годзю Рю. Содержание 1 Сокэ Кубота Такаюки … Википедия
Разновидность японские Нунчаки с двумя палками. Нунчаку до общее название техники использования нунчаку, сводится к комбинации ударной техники нунчаку, захватов с использованием нунчаку, бросков с использованием нунчаку, блоков, удушений… … Википедия
Олимпиада боевых искусств международный проект, начавшийся в Санкт Петербурге (Россия) в июне 1993 года. Тогда, впервые был проведён Международный фестиваль боевых искусств «Свободная Россия». В рамках фестиваля проходили соревнования по… … Википедия
- 剛速流 Девиз: Правила Додзё: Each seek perfection of character! Each be faithful! Each endeavor! Each respect others! Each refrain from violent behavior! Страна … Википедия
Книги
- Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина КОБУДО. Примерные программы спортивной подг , Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна, Валентик В. Г.. Настоящая программа предназначена для подготовки спортсменов кобудо в группах начальной подготовки (нп) и учебно-тренировочных (ут) группах, группах спортивного совершенствования (сс) и…
- Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина "КОБУДО" . Примерные программы спортивной подг , Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна, Валентик В. Г.. Программа подготовлена авторским коллективом в составе: Валентик Владимир Геннадьевич - обладатель черного пояса, 4 дан по кобудо, каратэ, джиу-джитсу, главный судья Федерации кобудо России…
Искусство Кобу-дзюцу всегда развивалось параллельно с другими видами единоборств, например, такими как Карате, Дзю-дзюцу, Айки-дзюцу; и мастера этих видов боевых искусств являлись одновременно и мастерами Кобу-дзюцу, но, к сожалению, с развитием спортивной направленности боевых искусств и погоней за медалями, некогда грозные боевые системы стали терять свое прикладное назначение, а вместе с ним и искусство самозащиты с традиционным оружием и подручными средствами, то есть искусство Кобу-дзюцу.
В современном мире Кобу-дзюцу в основном развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь Кобу-дзюцу с самого начала было представлено для реальной, более надежной и эффективной защиты от агрессора. В Кобу-дзюцу можно встретить не только стальное, острое оружие такое, как катана, вакидзаси, танто, нагинато и т.п., но и деревянные, сельскохозяйственные орудия ставшие в последствии боевым оружием. Каждое японское сословие пыталось себя защитить путем подручных средств. У самураев это оружие было благородное, дорогое, требующее тщательную и долгую подготовку перед применением в бою, у крестьян оружие было универсальным, им можно было, как защищаться, так и собирать урожай, заниматься земледелием. Из-за этого Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям обычному снаряжению война. Тем интереснее рассматривать те несколько случаев, когда бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств, таковы сельскохозяйственные инструменты Окинавских крестьян – БО, САЙ, НУНЧАКУ ТОНФА и др.
Бо БО обыкновенный шест, вечный спутник странников и монахов. Своими корнями техника работы с палкой уходит в древний Китай - к легендарным монахам Шаолиньского монастыря. Для фехтования используются шесты примерно длиной в 180 см. , но бывают и более длинные, и более короткие виды этого оружия. В опытных руках мастера Бо - простая палка может превратиться в грозное оружие.
Тонфа
Рычаг для вращения ручного жернова. Мастерством, а также сложными методиками тренировок с этим видом оружия славились районы Цукэ и Ситахару на Окинаве, а также о.Хамахиго у окинавского побережья. Благодаря виртуозности и замысловатости движений, соперник до последнего момента не знает, когда будет нанесен последний решающий удар. В совершенстве владеющие тонфа люди, могли противостоять в поединке против вооруженного до зубов самураю. Благодаря своим высоким функциональным возможностям тонфа взята на вооружение полицейскими многих стран мира.
Сай
Кинжал в виде металлического трезубца. Иногда мастера носили сразу 3 сай, один из которых служил метательным оружием, а 2 других служили для фехтования. Прообраз сай - священный символ тантризма - трезубец Ваджра.
Ходзё-дзюцу
С незапамятных времен существует искусство быстрого связывания ходзюцу. Ловкими и молниеносными движениями мастер, как паук, оплетает свою жертву, которая в один миг лишается возможности двигаться. Основным критерием мастерства является скорость связывания.
Дзе (трость)
Дзе - дзюцу - это искусство фехтования на коротких дубинках. Оно оформилось в начале 17 века в Японии. Основателем самой первой школы считается некий Мусо Гоноскэ. Техника Дзе - Дзюцу достаточно близка к технике Бо - дзюцу, но благодаря малым размерам палки, более богата, функциональных возможностей больше. Техника современного Дзе обогащена бросками, болевыми и удушающими приемами.
Меч
Для воина был надежным спутником и преданным другом. Мастеров фехтования знали и любили, о них складывали легенды. По технике применения меч далеко не прост; меч-оружие профессионального, хорошо обученного война, требующее для эффективного применения длительной подготовки.
Нунчаку
Первоначально это был ручной сцеп для обмолота риса. Сейчас разработаны целые комплексы приемов с применением нунчаку. Их освоение считается обязательным для мастеров каратэ, и требует особой подготовки. Соревнования проводятся как по классическим ката, так и в стиле фристайл, где мастерам предоставляется возможность продемонстрировать всю красоту и сложность данного оружия.
Тройной сцеп
Это древнее оружие. Родина тройного сцепа Китай, где оно известно под названием Сань дзе гун. Тройной сцеп преставлен в виде трех палок около 40-60см., связанные между собой веревкой или цепью. При полном использовании размер оружия достигает около 2-2,5 метров в длину.
Эку
Это деревянное весло. Оно относится к древним видам восточного оружия. Экзотичность и красота Эку позволяет соприкоснуться с древними традициями о. Окинава.
Кама - Восточные металлические топорики. В древности использовались окинавскими крестьянами в качестве сельскохозяйственного орудия труда для обработки земли и сбора урожая. Со временем топорики Кама легко превратились в грозное оружие.
Кобудо – это боевое искусство родом из Окинавы. Данный стиль основан на традициях самураев и предполагает активное использование окинавских и японских традиционных видов оружия. Поскольку в средние века жителям Окинавы запрещалось применять оружие против самураев, то это побудило местных бойцов разработать особый вид боевых искусств. Современное кобудо может практиковаться как с различными видами оружия, так и без него.
Наиболее характерными видами используемого оружия в кобудо являются: бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй
Данное боевое искусство является одним из ответвлений традиционного японского каратэ. Кобудо считается эффективным методом противостояния как одному вооруженному противнику, так и группе неприятелей. Успех в ведении боя заключается в умении быстро манипулировать различными предметами. Считается, что мастер никогда не остается безоружным – если у него под рукой не оказывается стандартного оружия, то он может использовать в бою другие предметы.
Особенности стиля
Кобудо в значительной степени отличается от прочих японских единоборств. Отличия в данном случае заключаются в следующем:
- Широкое использование различных видов оружия и подручных предметов. Истинный воин кобудо должен владеть широчайшим спектром оружия, а при необходимости уметь быстро адаптировать попавшийся под руку предмет для успешного ведения боя.
Изначально простолюдины, практикующие кобудо, использовали в бою повседневные инструменты, в том числе рыбацкий и сельскохозяйственный инвентарь. Это привело к появлению универсальной боевой школы, использующей в качестве оружия подручные средства.
- В правилах кобудо внимание уделяется противостоянию вооруженному противнику. Причем сам боец кобудо при этом остается безоружным. Такой подход свидетельствует о высокой эффективности данного боевого искусства.
Используемое оружие
Нунчаку – самое известное оружие, используемое в кобудо, благодаря популярным в СССР фильмам
Классические виды оружия, используемые в кобудо, чаще всего представляют собой орудия труда, которые были умышленно изменены для боевого применения. Наиболее популярными в данном случае являются:
- Бо. Также называется рокусяку бо, кун или кон. Это самое распространенное и наиболее универсальное оружие данной боевой школы. Представляет собой деревянный шест, который составляет в длину чуть более 180 см. В умелых руках является грозным оружием.
- Сай. Металлический трезубец, который появился вследствие доработки ваджры – символа буддизма. По другой версии, сай использовался для рыхления почвы. Данное оружие является парным.
- Тонфа. 40-сантиметровая палка, имеющая поперечную рукоять. Изначально использовалась в качестве рычага для вращения жернова ручной мельницы. Также является парным оружием.
- Нунчаку. Из всех орудий, используемых в кобудо, нунчаку наиболее известны в поп-культуре. Представляет собой палки, имеющие длину 30 см, которые соединяются друг с другом веревкой длиной 7-10 см. Считается, что прообразом данного оружия являлся цеп для обмолота риса или конские удила.
- Еку – обычное весло, которое в руках мастера становилось грозным оружием. Использовалось в бою наподобие бо, но с дополнительными приемами.
- Кама. Это серп для сбора риса. Может применяться как для одной, так и для обеих рук. Парный вариант называют нитёгама.
- Суручин. Цепь или веревка, на концах которой закреплены каменные или металлические грузила. Первоначально использовалась для крепления суден к пристани. В зависимости от длины веревки, возможно два вида оружия: тан суручин, длиной 1,5 метра, и нага суручин, являющаяся вдвое длиннее.
- Нунтибо. Представляет собой длинный шест-острогу.
- Тинбэ-рочин – крышка от большой кастрюли, которая использовалась одновременно с лопаткой, предназначенной для перемешивания риса. Такой набор применялся в качестве дубинки и щита.
- Сансецу кон. Это оружие – деревянный цеп, состоящий из трех звеньев, длиной около 65 см каждое. Они соединялись между собой небольшой цепью или веревкой.
Пояса и кимоно
Коричневый пояс в кобудо выдается спортсменам старше 14 лет
Кобудо отличается сложной организацией системы поясов. Классификация бойцов включает в себя следующие степени:
- Муданса (10-2 кю). Разделяется на нижнюю и верхнюю ступени с собственной системой поясов, присваиваемых начинающим бойцам.
- Юданса. Присваивается бойцам 1-4 дана.
- Коданса. Свидетельствует о высшей степени владением боевого искусства. Объединяет бойцов 5-10 дана.
Пояса кобудо для новичков выдаются по следующей системе:
- Белый пояс выдается с 4 лет.
- Желтый пояс – может быть завоеван бойцом, начиная с 6-тилетнего возраста.
- Зеленый пояс – с 9 лет.
- Синий пояс может быть получен, начиная с 12 лет.
- Коричневый пояс. Символизирует достижение верхней ступени среди начинающих и выдается спортсменам старше 14 лет.
Поскольку кобудо является одним из ответвлений традиционного каратэ-до, то в качестве одежды для занятий здесь используется стандартное кимоно.
История возникновения
Поскольку кобудо возникло около 1500 века нашей эры, то многие сведения о возникновении данного вида единоборств подверглись переосмыслению, и на данный момент сложно однозначно сказать, что послужило толчком к развитию этого боевого искусства. Существует две гипотезы относительно происхождения кобудо:
- Наиболее популярной является легенда о том, что искусство возникло в связи с необходимостью простых людей, населяющих остров Окинава, обороняться от самураев. В те времена местные жители острова считались людьми второго сорта, и самураи могли творить на их землях настоящие бесчинства. К тому же, по указу императора, все оружие островитян было изъято. Данная гипотеза находит подтверждение в том, что все виды оружия, используемого в кобудо, произошли от предметов общего назначения.
- По мере своего развития, каратэ получило несколько ответвлений. Одним из них и стало кобудо, использующее базовые техники каратэ-до, но с применением подручных средств в качестве оружия.
Кобудо в России
По инициативе федерации Кобу-Дзюцу в 2007 году учреждена и открыта федерация кобудо России, которая как спортивная дисциплина входит в вид спорта «Восточное боевое единоборство»
Данный вид единоборств развивается в РФ с 1997 года. Отправной точкой в создании русской боевой школы стало основание столичной федерации Кобу-Дзюцу, занимающейся активной популяризацией техники кобудо. На данный момент кобудо не рассматривается как один из видов каратэ, являясь самостоятельным видом единоборств с собственной философией и набором уникальных техник и приемов.
Выбор тренера и стоимость занятий
Несмотря на двадцатилетнюю историю развития на просторах России, кобудо остается в нашей стране сравнительно экзотическим видом единоборств. Поэтому и к выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью.
Лучше всего отдать предпочтение тренерам из вышеупомянутой федерации Кобу-Дзюцу, поскольку в таком случае вы получите гарантию того, что с вами будет заниматься истинный профессионал своего дела. Средняя стоимость занятий варьируется от 3 до 4 тысяч рублей. Рекомендуемое посещение секции – 2 раза в неделю.
Кобудо отлично подходит для обучения детей. Первый пояс выдается уже с 4-летнего возраста, позволяя ребенку не только научиться постоять за себя, но и познакомиться с культурой Японии, став сдержаннее и увереннее в себе.
Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает - «старинный воинский путь». Первоначальное название - «кобудзюцу» - «старинные
воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.
В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:
1. Нихон-кобудо - направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) - направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.
Федерация кобудо России ориентирована на распространение кобудо, в основном, окинавского происхождения.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОБУДО.
С некоторой натяжкой можно сказать, что первый человек, начавший использовать наряду с первобытным оружием и различные подручные предметы для противодействия себе подобным, был основателем кобудо. Но, если говорить о кобудо в современном смысле слова, то вышеуказанное утверждение будет верным только отчасти. Понятно одно, что самые первые сведения о происхождении кобудо теряются в глубине веков.
Сегодня существуют две версии появления и развития кобудо на Окинаве: легендарная и современная, более реалистичная, основанная на последних исторических сведениях.
Следует иметь ввиду, что история кобудо (кобудзюцу) неразрывно связана с историей каратэ-до, так как разделение окинавских систем рукопашного боя на безоружные и использующие оружие, произошло сравнительно недавно - на рубеже 19-20 в.в.
К слову сказать, и сейчас ряд школ каратэ на Окинаве имеет в своих аттестационных программах требования по знанию не только каратэ, но и кобудо одновременно. Но, мы отвлеклись.
Итак, история каратэ и кобудо гласит, что эти виды рукопашного боя начали развиваться на островах Рюкю с незапамятных времен и первоначально были объединены в рамках некоей системы «Тэ» или «Окинава-тэ», что означало соответственно «Рука» и «Рука Окинавы».
Указанная система на протяжении своего существования неоднократно дополнялась и расширялась. Так, в XII в. (эпоха Тайра-Минамото) потерпевший поражение клан Тайра откатился из Японии на юг и, частично, осел на Рюкю. Он принес на острова большой багаж военных знаний, в том числе и в области боевых искусств.
В 1350 году, с установлением официальных отношений с Китаем, на Окинаву прибыло посольство с целью распространения на острове китайской культуры. В число передаваемых знаний вошли и боевые искусства, отлично разработанные к тому времени в Китае. Китайские боевые искусства смешались с более ранними окинавскими разработками, дав новый толчок для развития боевых систем на острове.
К началу 15 века остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге), - известные как «Три Королевства». В 1429 году они были объединены под властью одного правителя - Сё Хаси, со столицей в городе Сюри. Его потомок Сё Син (1477-1526) окончательно ликвидировал феодальную раздробленность, основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства, и собрал всех феодальных князей Окинавы (андзи) в Сюри. Одновременно был наложен запрет на ношение мечей и владение оружием. Это государство, известное как Королевство Рюкю жило и процветало благодаря торговле с Китаем, Кореей, Японией и другими государствами Юго-Восточной Азии.
В 1609 году на Окинаву вторглись самураи японского клана Сацума с острова Южный Кюсю и захватили ее. Новые правители ужесточили действие «Указов об оружии» введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого оружия.
Далее, легендарная версия гласит, что в это время гнет достиг такого уровня, что на целую деревню выдавался один нож для хозяйственных нужд. Вот тогда-то искусство каратэ (безоружного боя) и кобудо (боя с применением предметов обихода, не являвшихся на тот момент оружием) достиг своего пика.
В целях борьбы с оккупантами из клана Сацума крестьяне и рыбаки стали создавать тайные сообщества, целью которых было изгнание японцев с острова. Для этой благородной цели члены сообществ изучали каратэ и кобудо, упражняясь днем и ночью. И через некоторое время в боях с вооруженными самураями островитяне убедительно и не раз доказывали высочайшую эффективность каратэ и кобудо.
Более современная историческая версия излагает, что в 1724 году по различным причинам в Сюри сконцентрировалось большое количество представителей дворянского сословия Рюкю (сидзоку). Чтобы освободить от них столицу, было принято решение разрешить сидзоку заниматься торговлей, ремеслами, рыболовством и сельским хозяйством на отдаленных островах и вдали от городов Окинавы. В новые поселения дворяне привносили свою культуру, в том числе и знания в области кобудо. Однако, местное население, особенно крестьяне, загруженные работой почти круглосуточно, пребывали в состоянии, близком к рабскому. Поэтому развитие кобудо происходило крайне медленно и, в основном, в среде выходцев из дворянства.
После реставрации Мэйдзи (1848) острова были аннексированы новым правительством Японии. В 1879 году последний король Рюкю Сё Тай был сослан в Токио. Правительство Японии создало новую префектуру - Окинава. Начался процесс японизации коренного населения и искоренения традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским, который закончился только по окончанию II Мировой войны.
В период конца 19 - начала 20 веков кобудо Окинавы было практически забыто, им владел очень небольшой круг мастеров, зачастую обладавших разрозненными знаниями по отдельным видам оружия.
В современном мире распространено небольшое количество традиционных школ окинавского кобудо. Основными из них являются различные версии Рюкю-кобудо мастера Тайра Синкэн (1897-1970), Матаёси-кобудо мастеров Матаёси Синко (1888-1947) и его сына Матаёси Синпо (1923-1997) и Ямани-рю кобудо мастера Тинэн Массами (1898-1976).
ОРУЖИЕ КОБУДО.
Существует большое количество различных видов оружия (в основном китайского происхождения) и предметов, изначально оружием не являющихся, которые представляют собой орудия труда измененные для боевого использования или без каких-либо изменений. Ниже перечислены основные виды оружия кобудо:
- бо (другие названия: рокусякубо, кон, кун) - наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року) сяку. Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. Т.е. длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун»;
- сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение сай к вилам для рыхления почвы. Парное оружие. К родственным видам сай относятся: мандзи-но сай (сай в форме свастики) и нунти (навершие остроги, похожее по форме на мандзи-но сай);
- тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тунфуа, тонфуа, тойфуа, тонкуа, тункуа, таофуа) - палка длиной около 40 см. с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.
- нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса;
- дзё (цуэ, сутику, сансякудзё, ёнсякудзё, ханбо) - палка (посох) длиной 90-120 см.
- кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа);
- эку (уэку, иэку, кай) - весло;
- сурутин - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага-сурутин (длиной 3 м.) и тан-сурутин (1,5 м.);
- куэ (кува) - мотыга, кетмень;
- нунтибо - острога, шест длиной около 210 см. с нунти на одном конце;
- тэкко - металлический шипастый кастет, прообразом могло служить седельное стремя. Парное оружие;
- сансэцу-кон - деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см. соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.
- тинбэ-ротин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то-хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса - хэра. То-хай использовали как щит, хэра - как дубинку. Однако, приемы с то-хай и хэра не были своевременно канонизированы и поэтому впоследствии были утрачены. В настоящее время то-хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи. Вместо хэра используют ротин или сэйрюто. Ротин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы;-
-танбо (тамбо, нитётанбо) - две толстые неровные палки длиной по 60-70 см. Парное оружие;
- тэттю (титтю) - спицы, короткие металлические пруты, заостренные с двух сторон с кольцами в средней части или без таковых, с поперечными выступами или без них. Парное оружие кастетного типа;
Другие виды;
В ФКР в перечень оружия, кроме перечисленных видов входит боккэн, деревянный макет самурайского меча.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время кобудо переживает своеобразный период ренессанса. Большое количество школ каратэ и других боевых искусств без оружия, из разного рода соображений (часто коммерческих), вводит в свой арсенал работу с оружием, заимствуя информацию из всех доступных источников. В ряде случаев оружейная традиция перенимается целиком от одной из известных направлений кобудо, но чаще школы каратэ вырабатывают свой оружейный арсенал, компилируя его по своему усмотрению.