Им удалось выжить. Люди, которых похоронили заживо, но им удалось выжить
Путешественник рассказал нам о своих страхах, самых опасных ситуациях, а также о любимых местах на планете
Если бы сюжет фильма «Выживший» разворачивался в 21-м веке, его главным героем стал бы биолог, путешественник и инструктор по выживанию Хэйзен Одел. Ведущий программы «Сила племени» на телеканале National Geographic Channel, он отправляется к самым отдалённым племенам, чтобы узнать, как им удавалось выживать на протяжении тысячелетий в самых суровых уголках планеты. Он пожил в племенах в джунглях Эквадора, в пустыне Калахари в Намибии, на отдалённом острове в Тихом Океане, в горах западной Монголии, в заснеженном арктическом районе Канады и в экваториальной Гвинее и из первых уст услышал о навыках этих мастеров выживания. Редактор портала Chameleon.fm Екатерина Антонова поговорила с Оделом о его страхах, самых экстремальных ситуациях, в которые он попадал и о самых любимых местах на планете.
Путешествие для вас не увлечение, а образ жизни. Расскажите про самое яркое впечатление, которое случалось с вами за все годы путешествий?
Мне приходится много времени проводить в племенах, я нахожусь с ними не только когда включается камера, а всё время, поэтому многие интересные моменты не попадают в кадр. Часто именно они - одни из моих самых любимых. Мы думаем, что эти люди живут на краю земли, но для них - это обычные места, где стоят их дома, живут соседи. Просто невероятно наблюдать, как они живут, как понимают природу и умеют взять у неё всё, что им необходимо для выживания: будь то лекарство или пища. Вот это меня по-настоящему захватывает!
Может показаться, что трёх недель в племени хватит для понимания устройства их быта. На самом деле, мне иногда кажется, что я лишь, если можно так выразиться, только стёр верхний слой краски. А для полного проникновения мне не хватило бы и целой жизни.
- То есть вас больше впечатляют люди, а не красивые пейзажи?
Да, это то, что мне действительно интересно. Существует много шоу «о выживании», они учат тому, как выжить в экстремальной ситуации, например, как добыть еду, построить снежную пещеру. Главная задача героев таких шоу - выбраться из опасного места. А племена, о которых рассказываем мы, живут в этих «опасных» местах сотни, даже тысячи лет! И они не просто выживают, они процветают, воспитывают новые и новые поколения. Безусловно, мне интересно узнать, как им это удаётся.
В своих шоу вы предстаёте как бесстрашный человек, настоящий супермен. Вы оказываетесь среди снегов и пустынь, встречаетесь с опасными животными и дикими племенами… А есть ли у вас какие-то страхи?
Не думаю, что стоит многого бояться. Я просто довольно удачлив, поэтому мне удалось пережить столько приключений. К тому же, у меня есть очень чёткое понимание того, что я могу делать, а что не могу, что действительно опасно. В современном мире многие люди боятся чего-то просто потому, что ничего не знают об этих вещах.
Существа, у которых больше шести ног многих приводят в ужас, а я очарован ими. Во мне больше инетереса, чем страха. Что касается, например, высоты, не знаю, боюсь ли я её. Я могу влезть на очень высокое дерево, но если я вижу, что все ветви у него крепкие, я не боюсь. А если все его ветки гнилые, конечно, мне будет страшно!
Или, например, однажды мы были на реке Меконг в Китае. Местные жители там плавают через пороги, чтобы добраться до мест, подходящих для рыбалки. Так вот, когда я увидел, что так же плавают и дети, я очень испугался, что их унесёт течением и они утонут. Я знаю возможности своего тела, и, глядя на некоторые пороги, точно знаю, что не переплыву их, но некоторые преодолею, ведь я был инструктором по рафтингу и хорошо умею «читать» воду. Так или иначе, я всегда допускаю мысль, что-то может пойти не так, меня унесёт к водопаду и я разобьюсь. Так что я всегда стараюсь не переступать границу разумного.
- Попадали ли вы в по-настоящему опасные ситуации, когда ваша жизнь была на волоске?
Попадал, конечно… Как-то мы были в Дарьенском - участке неосвоенной территории на границе Центральной и Южной Америки, - там было действительно опасно. Велики были шансы подцепить малярию, кроме того, в этой части Панамы нередки случаи похищений, когда-то здесь шла кровавая партизанская война. Надо было остерегаться людей, спать в одежде, чтобы не укусил москит, жечь костёр и следить, чтобы никто не задохнулся от дыма ночью.
Там же со мной случился ещё один неприятный эпизод. Я переступал через бревно и не заметил змею Фер-де-Ланс, одну из самых ядовитых на планете. Из-за хорошей маскировки я даже не увидел, она была похожа на кучу листьев. К счастью, я вовремя отскочил в сторону, и она осталась лежать на месте, но если бы она решила напасть на меня, мне бы не поздоровилось.
В другой раз наша съёмочная группа оказалась в племени бушменов, вместе с ними мы пошли на охоту, к водоёму. Затаились в кустах и стали ждать. Вдруг вдали показалось огромное облако пыли. Мы и понятия не имели, что это могло быть! Думали, что это торнадо или пыльная буря. Оказалось, что на нас бежит огромное стадо слонов, их было около 80-ти! К счастью, бушмены помогли нам быстро выбраться из нашей засады, иначе бы нас просто затоптали.
Вы побывали в самых разных уголках планеты, а есть ли у вас любимое место, куда хочется возвращаться снова и снова?
У меня таких места два. Первое, это тропический лес в Эквадоре, в котором я побывал в 19 лет. Я впервые увидел экзотических животных, растения, которые так восхищали меня, впервые повстречался с людьми, которые живут практически в полной изоляции. Именно там я начал изучать туземцев кечуа и племя хуаорани, меня интересовало, как они уживаются со всеми этими опасными животными. Я прожил там ещё три года и до сих пор каждых год стараюсь туда возвращаться, этой привычке уже больше 20-ти лет! Местные племена стали для меня второй семьёй, поэтому это место занимает особое место в моём сердце.
А второе место - Ириан Джая, это область между Папуа-Новой Гвинеей и Индонезией. Я оказался там будучи ещё совсем молодым, работал там в качестве биолога, изучал кожистых морских черепах. Я заблудился в тех местах и застрял на одном пляже на целый месяц! Меня должны были забрать, но группа не приехала за мной. Еда закончилась через неделю и мне пришлось добывать пищу самому. Тогда у меня не было такого большого опыта выживания, поэтому мне было очень-очень тяжело. Я не только страдал от одиночества, но и подхватил стафилококковую инфекцию и почти не мог передвигаться. А мне ведь надо было рыбачить и охотиться! Я едва выбрался оттуда, конечно, ни о каком исследовании черепах не было и речи. Я часто думаю об этом месте, хочу вернуться туда снова, чтобы по-другому на него посмотреть.
Хейзен, а как насчёт практических советов. Что, по-вашему, необходимо брать с собой в путешествие или в поход?
Первое, что вы должны взять с собой - это любознательность. Если вы будете интересоваться окружающим миром, вы быстрее его изучите и поймёте, что вам пригодится. Чем больше вы знаете, тем меньше вещей в вашем чемодане. В магазинах продаётся столько приспособлений для выживания! Но на деле они часто не помогают.
Что касается меня, то я всегда беру с сбой фонарик. Я обожаю животных, а многие из них, особенно в тропиках, выходят из своих убежищ ночью. Если фонарика нет рядом, увидеть что-то интересное не получится.
Я не из тех, кто покупает дорогую одежду Gore-Tex , для меня важно, чтобы обувь была тёплой, а если я еду на юг, мне достаточно купить вьетнамки за три евро, а, если с ними что-то случится, я запросто буду ходить босиком.
Сейчас зима и многие наверняка отправятся в горы, какие советы вы можете дать этим путешественникам. Как себя вести в опасной ситуации?
Я вспомнил один эпизод во время своего путешествия по Арктике с эскимосами. Мы провалились под лёд. Это была, наверное, самая страшная ситуация, в которую я когда-либо попадал. Тонны льда могли упасть нам на голову, к тому же, у нас практически не было запасов еды. К счастью, нам удалось выбраться. В каждой ситуации нужно действовать по-разному, невозможно всё предусмотреть. Но главное в любом случае - не поддаваться панике.
- Вы хотели бы побывать в России?
О да, Россия давно стоит в моём списке желаний! Не так давно я был на севере Норвегии, жил в племени саамов. Мне бы хотелось узнать, как живут подобные северные племена в Сибири. Россия так огромна и разнообразна, что, думаю, мне потребуется ещё одна жизнь, чтобы исследовать её всю!
31.07.2016 0 5121
Мировая история знает немало случаев, когда люди, оказавшись в трудных условиях, успешно боролись со стихией и разрушительными силами природы. Однако авиакатастрофа рейса №571 в Андах занимает в череде таких случаев особое место.
Уцелевшим в крушении пассажирам удалось выжить и продержаться более семидесяти дней в холодных и безлюдных горах, пока к ним не пришла помощь. Правда, при этом им пришлось питаться мертвыми телами своих погибших товарищей, то есть встать на путь людоедства.
Гибельный циклон
12 октября 1972 года самолет уругвайских ВВС вылетел из аэропорта Карраско, направляясь в столицу Чили, город Сантьяго. Он совершал чартерный рейс, на борту лайнера находилась уругвайская юниорская команда по регби, летевшая на матч в Сантьяго.
Молодых спортсменов сопровождали родственники, тренеры и спонсоры. Всего на борту самолета вместе с экипажем находилось 45 человек. Из-за плохой погоды самолет приземлился в аргентинском аэропорту Мендоса и вынужден был остаться там на ночь. На следующий день полет продолжился, и 13 октября стало действительно несчастливым днем для пассажиров рейса №571.
Непогода усилилась, и пилоты стали совершать сложные маневры, чтобы преодолеть циклон. Но когда самолет вышел из циклона, прямо перед ним оказалась большая гора. В итоге лайнер зацепил вершину, рухнул на скалу, а затем на огромной скорости скатился вниз по склону. Двенадцать человек погибли во время аварии, на следующий день от полученных ран скончались еще шестеро пассажиров.
Уцелели двадцать семь человек, однако они находились на грани выживания. Полностью отсутствовали еда, вода, медикаменты, теплая одежда и обувь. А вокруг были суровые Анды.
К счастью, в составе регбийной команды оказалось два студента-первокурсника из медицинского колледжа. Они оказали раненым первую помощь, изготовили шины из обломков самолета и перевязали их подручными средствами.
Без всякой надежды
После исчезновения самолета власти трех стран -Уругвая, Аргентины и Чили - организовали поисковую операцию. Неделя интенсивных поисков ничего не дала, поэтому на восьмой день операция была прекращена. Официальные лица и специалисты решили, что самолет разбился в горах, и все пассажиры рейса №571 погибли.
Так случилось, что эту новость услышал по своему личному радиоприемнику, уцелевшему во время авиакатастрофы, один из выживших пассажиров, Рой Харли.
Люди, которые замерзали без пищи, теплой одежды и топлива на высоте 3600 метров, поняли, что больше их искать не будут. И им остается надеяться только на собственные силы. К этому моменту жертвы крушения израсходовали все имеющиеся у них продукты - несколько плиток шоколада, немного крекеров и несколько бутылок вина. Воду добывали из снега, который растапливали на солнце.
Вокруг не было ни растений, ни птиц, ни зверей. Добыть еду не представлялось возможным. Оставалось либо умереть с голоду, либо начать есть тела погибших людей. Первым это предложил сделать студент-медик Роберто Канесса. Поначалу такая идея вызвала ужас, но затем вопросы морали отошли на второй план.
Канесса отрезал кусочки мяса от трупа в снегу. Пришедшим в ужас своим товарищам по несчастью он объяснил, что их главная задача — выжить, а нормы морали сейчас не должны действовать. Нормальным цивилизованным людям поначалу сделать это было не так-то просто: рассудок противился. Однако голод оказался сильнее разума. Да к тому же Роберто Канесса их успокаивал: «Эта мертвая плоть абсолютно такая же, как говядина, которую мы едим каждый день».
Сначала в дело решили употребить тела пилотов, которые были малознакомы оставшимся в живых пассажирам. Мясо срезали осколками стекла, используя их как режущие инструменты.
"Когда речь идет о выживании, на многие вещи начинаешь смотреть иначе, - рассказывал позже Нандо Паррадо . - Мысль о том, что мы можем есть наших мертвых товарищей, возникла у многих из нас одновременно. Нас терзали одни и те же страхи, нам не на кого было надеяться, нас уже объявили мертвыми.
Я долго смотрел на свой кусок перед тем, как отправить его в рот. Один или два раза я пожевал его, не чувствуя вкуса. Потом сделал усилие и проглотил.
Нам больше неоткуда было ждать помощи, мы могли рассчитывать только на себя. В один и тот же день четверо или пятеро ребят заговорили об одном и том же. Я обсудил это с Карлито. Не помню, кто из нас начал этот разговор, но уже 5-6 часов спустя об этом говорили все.
Мы заключили соглашение. Каждый разрешил остальным в случае смерти съесть его тело, чтобы хотя бы один из нас мог выбраться отсюда. В жизни случаются вещи настолько ужасные, что нормальный человек просто не может себе такого представить".
Чудесное спасение
Но и это был временный выход. В связи с прекращением поисковой операции пассажирам требовалось самим предпринимать шаги для спасения. Примерно определив место авиакатастрофы, пассажиры поняли, что на западе от гор находится обитаемая местность. Туда надо было добраться и вызвать помощь для эвакуации остальных.
Идти в опасный поход вызвались студенты Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин. Роберто Канесса являлся лидером группы. Им отдали часть теплой одежды и запас человеческого мяса. Буквально на следующий день похода добровольцы наткнулись в горах на хвостовую часть самолета, в которой находился багаж. Вскрыв чемоданы, студенты нашли там много полезных вещей - продукты, шоколад, виски, чистую одежду, лекарства, сигареты.
Такая находка в немалой степени способствовала их успешному переходу через Анды. И все же по пути Визинтин ослабел. Поэтому его отправили обратно, смастерив самодельные санки, сделанные из обломков фюзеляжа. С их помощью он добрался до основной группы жертв крушения.
Паррадо и Канесса пешком продолжили путь к спасению. Им удалось без специального альпинистского снаряжения преодолеть ледник и спуститься в долину. После 9 дней пути по заснеженным Андам без снаряжения, карты и теплой одежды, преодолев по снегу 55 км, они вышли к горной речке. На другом берегу они заметили человека.
"Мы оба начали кричать, - вспоминает Нандо. - Он тоже нас увидел, но мы не могли друг друга услышать. Он был очень удивлен, явно не ожидал встретить людей так высоко в горах". Переправиться в этом месте не представлялось возможным.
Нандо и Роберто стали ждать утра. "Где-то в полшестого или в шесть мы увидели небольшой костерок на другом берегу реки, почти у самой воды, - рассказывает Нандо. - Роберто совсем обессилел, и я пошел к реке один. Вода так шумела, что тот парень меня не слышал.
Но он оказался очень сообразительным - он нашел камень и привязал к нему бумагу и маленький карандаш, потом размахнулся и перебросил камень на мою сторону. Тогда я написал эту записку:
"Наш самолет упал в горах, мы из Уругвая. Мы шли сюда пешком 10 дней, нас двое, я и мой друг. Он болен. Около самолета остались еще 14 человек, они все в тяжелом состоянии. Нам нужно как можно скорее отсюда выбраться, но мы не знаем, как это сделать. У нас нет еды, наши силы на исходе. Когда вы за нами вернетесь? Пожалуйста, поторопитесь. Где мы находимся?"
Самым важным для меня был этот последний вопрос. Мы ведь понятия не имели, где находимся. Мы знали, что мы где-то в Андах, но больше ничего не знали".
Местный житель, прочитав записку, умчался на лошади, перед этим бросив Нандо и Роберто небольшой кусок хлеба с сыром. Ничего подобного они не ели уже два с лишним месяца. Фермеру пришлось скакать на лошади 10 часов до ближайшего поселения. Там он разыскал военный гарнизон и привел 5 или 6 человек к тому месту, где оставались Роберто и Нандо.
Оставшиеся на месте крушения узнали по радио, что в Андах найдены живыми два пассажира рейса 571.
"Мы услышали выступление посла Уругвая по радио, - вспоминает один из выживших пассажиров Карлитос Паэс. - Он объявил, что в горах найдены живыми Канесса и Паррадо. Представьте, как мы себя чувствовали в тот момент, когда услышали по радио эти имена. Ведь это означало, что наша история подходит к концу, конец нашей боли, конец нашим страданиям, больше не нужно бороться за жизнь.
Это означало свободу, о которой мы так долго мечтали. Мы скакали вокруг приемника, как безумные. Даже сегодня у меня по коже бегут мурашки, когда я вспоминаю этот день, хотя я уже рассказывал об этом сотни раз за почти 40 лет, прошедшие после катастрофы".
22 декабря 1972 года к месту авиакатастрофы вылетели два вертолета, которые эвакуировали оставшихся в живых пассажиров. Вместе с Паррадо и Канессой спаслись шестнадцать человек. Всех их затем долго лечили от высотной болезни, обезвоживания, цинги, недоедания и обморожения.
При общении со спасателями, прессой и полицией Паррадо не стал скрывать, какой ценой им удалось выжить в горах без пищи.
Его сообщение о каннибализме подтвердилось, когда спасательные команды извлекли из снежных могил трупы погибших. Поэтому сообщение об авиакатастрофе и людоедстве в Андах стало мировой сенсацией.
Нандо Паррадо спустя годы
Впрочем, правоохранительные органы, большинство спасателей и профессиональных путешественников отнеслись к этой информации сдержанно, с пониманием. Было признано официально, что пассажиры действовали так под влиянием чрезвычайных обстоятельств.
В 1973 году американские кинематографисты сняли об этой потрясающей истории художественный фильм «Живые». И в ней на первом плане были не вынужденный каннибализм, а мужество, стойкость и взаимопомощь людей, выживших в чрезвычайных обстоятельствах.
Все 16 выживших в катастрофе живы до сих пор. Они встречаются каждый год в годовщину своего спасения.
"Я хотел бы почтить память всех тех, кто был с нами в том самолете, - говорит Нандо Паррадо. - Почему выжил я, а не они, я не знаю. Это звучит глупо, но я хотел бы, чтобы все они были здесь, со мной, чтобы мы никогда не садились в тот злополучный самолет. Я очень хотел бы обнять их всех. Пока я жив, они тоже будут жить в моем сердце".
Современная медицина порой может творить чудеса. У травм, болезней и различных расстройств всегда есть процент выживаемости, указывающий на вероятность того, выживет ли человек. Так, например, при падении с высоты 150 метров показатель смертности составляет 99,9 процентов. Вот небольшой процент случаев, когда людям удалось выжить несмотря ни на что. Такие случаи в медицине называют не иначе, как чудесами, и хотя они встречаются не так часто, они все же случаются.
1. Металлический прут проткнул насквозь голову мужчины
Случай выживания Финеаса Гейджа(Phineas Gage), который произошел еще в 19-м веке, до сих пор считается чудом. В те времена этот инцидент был не просто невероятным, но и помог медикам понять, как травмы мозга влияют на физическое и психическое здоровье.
В 1848 году Гейдж работал строителем на железной дороге, когда взрыв привел к тому, что металлический прут длиной больше 1 метра прошел сквозь его череп. Врачам удалось вытащить прут, но у мужчины возник паралич левой стороны лица и произошли определенные психические изменения.
2. Подросток прожила 4 месяца без сердца
У 14-летней Д’Жанны Симмонс (D’Zhana Simmons) было слабое и расширенное сердце, и ей требовалась пересадка.
К несчастью донорское сердце не прижилось, и его удалили. Это означало, что девочке пришлось жить без сердца в течение почти четырех месяцев. Вместо сердца, кровь качало два искусственных кровяных насоса. Тем не менее, она выжила, и через 118 дней ей провели вторую успешную пересадку сердца.
3. Тело девушки, которое держалось на шпильках
После многочисленных травм, полученных в автомобильной катастрофе в 2009 году, кости 17-летней Катрины Бургесс (Katrina Burgess) собрали с помощью 11 титановых шпилек, которые прикрепили к шее, позвоночнику, ноге, а также винта для поддержания шеи.
После пяти месяцев операций, она смогла практически полностью восстановиться и подписала контракт с модельным агентством.
4. Женщина выжила после обезглавливания
В январе 2007 года Шэннон Мэллой (Shannon Malloy) попала в автокатастрофу, в результате чего ее череп был отделен от позвоночника. К счастью сам позвоночник практически не пострадал, однако женщина помнит, как потеряла контроль над своей головой. Такая травма называется «внутренним обезглавливанием».
Женщину доставили в больницу, где к ее голове и шее закрутили 9 винтов. Аппарат, называемый «гало» был прикреплен для того, чтобы удерживать голову на месте. Хотя после этого Шэннон испытывала трудности с глотанием, и у нее повредился глазной нерв, она понемногу восстанавливалась.
5. Женщина воскресла из мертвых
Невероятный случай произошел с 59-летней женщиной из Западной Вирджинии в США. У Вал Томас (Val Thomas), которая пережила два инфаркта, в течение 17 часов отсуствовали волны электромагнитного излучения мозга, а также не было пульса, и началось трупное окоченение.
В то время, как ее органы поддерживал аппарат искусственного дыхания, а семья обсуждала донорство органов, Вал очнулась и начала говорить. Более того, когда врачи решили ее осмотреть, то выяснили, что у нее все в порядке.
6. Двое близнецов выжили после того, как родителям пришлось выбрать одного
Когда паре Шэннон и Майк Гимбел (Shannon, Mike Gimbel) сообщили, что им придется умертвить одного из близнецов, чтобы другой смог выжить, это стало настоящим кошмаром для родителей.
У близнецов было редкое расстройство, называемое синдром фето-фетальной трансфузии, при котором дети соединены кровеносными сосудами и один близнец буквально забирает жизнь у другого. Если оставить двоих близнецов, то у обоих риск смерти составляет 90 процентов.
Сначала Гимбелы решили расстаться со слабым близнецом, но появилась альтернатива. С помощью лазеров врачи пережгли кровеносные сосуды, соединяющие близнецов, разделив их. Обе девочки-близнеца выжили и через два месяца появились на свет.
7. Мужчина выжил, упав с высоты 150 метров
В 2007 году мойщик окон Алсиедес Морено (Alciedes Moreno) упал с 47-го этажа, когда был на работе. К несчастью, его брат, который тоже упал, не выжил.
Однако Морено, хотя и получил серьезные травмы, включая коллапс легких и тромбы в мозге, чудом остался в живых, зацепившись за алюминиевую платформу. Чтобы понять насколько редким является этот случай выживания, стоит знать, что половина людей, которые падают с 4-го этажа, умирают, а с 10-го этажа погибают практически все.
Морено перенес 16 операций, но уже через полгода смог ходить.
8. Зрение мужчины восстановили с помощью зуба
Строитель Мартин Джонс (Martin Jones) после несчастного случая оставался слепым в течение 12-ти лет.
Но, благодаря необычной операции он смог вновь обрести зрение. Процедура включала в себя удаление зуба мужчины и использование его в качестве держателя для линзы. Зуб вставили в глаз, и теперь у Джонса практически идеальное зрение в правом глазу.
Благодаря операции мужчина смог впервые увидеть свою жену Джилл, на которой он женился после несчастного случая.
9. Мозг девочки стабилизировали суперклеем
Девочка Элла-Грейс Ханимэн (Ella-Grace Honeyman) с рождения страдает от редкого заболевания кровеносных сосудов - аневризмы. При этом кровь могла просачиваться к ней в мозг из отверстий в сосудах.
Чтобы бороться с этим, врачи прибегли к процедуре, использовав своего рода медицинский суперклей, чтобы залатать эти отверстия. Хотя процедура полностью не решила проблему, девочка еще долго сможет жить нормальной жизнью.
10. Мужчина выжил после того, как ему отрезало половину тела
В 1995 году китайца Пенг Шулина (Peng Shulin) разрезало наполовину, когда он попал под грузовик. Рост оставшейся половины тела составил 66 см.
Он перенес несколько операций, в ходе которых кожу с лица пересадили на оставшуюся часть тела. Мужчина смог не только выжить, но начал ходить благодаря специально разработанным протезам с бионическими ногами. Пенг постоянно укрепляет верхнюю часть тела и с помощью протезов может ходить.
Выживание в экстремальных условиях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Представляем пять историй, героям которых удалось выйти победителями из сложнейших ситуаций.
Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить, - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннесса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернуться к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.
24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров их самолет столкнулся с Ту-16. Лариса Савицкая стала единственной из 38 человек, кто выжил.
На обломке самолета размером три на четыре метра она летела в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него. Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма «Чудеса еще случаются», где героиня выживает в схожих условиях. Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы.
Ларису Савицкую в итоге нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - сотрясение мозга, повреждения позвоночника, сломанные ребра и перелом руки, Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа. Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли ее за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.
Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).
23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль «Бен Ломонд». Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов. Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей робинзонады он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту, сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика - крючки; из металла от консервной банки - нож, которым разделывал пойманную рыбу.
Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту. Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о ее сохранности - вялил на веревках, растянутых над палубой его «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.
Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.
Только в апреле 1943 года он заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит, его шансы на успех многократно увеличились.
5 апреля его нашли бразильские рыбаки, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной робинзонады всего 9 килограммов. Рекомендации китайца вошли в инструкцию по выживанию для британского флота. История Линь Пэна отчасти была использована при создании фильма «Жизнь Пи».
Робинзонада - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой «дисциплине» стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года. В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна «Прекрасное блаженство». Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.
По примеру героя своей любимой книги Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил 88-летнего рекордсмена среди робинзонов и доставил его на родину.
24 декабря 1971 года самолет Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбулентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы. Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке.
В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что ее отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, оставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.
Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок. Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.
13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло еще 8 человек, еще трое умерли от ран. То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены и они признаны погибшими.
Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения приняли непростое решение - есть мясо погибших. Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы и лишь благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. За 11 дней без снаряжения и теплой одежды они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах