Клише аргументов егэ по русскому языку. Клише для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку (Изучение русского языка)
Картина Константина Федоровича Юона «Волшебница-зима» написана в 1912 году. В эти годы художник часто обращается к теме родной природы, жизни русской деревни. На картине «Волшебница-зима» также изображена окраина села. На заднем плане видны дома, а за ними заснеженный лес. Морозное утро разодело деревья в наряд удивительной красоты. Вдалеке, на пригорке, виднеется церковь. И деревья, и церковь, и снег сливаются в одно белоснежное раздолье, в легкую дымку. Лишь справа чернеет хвойный лес, оттеняя окружающую белизну.
День солнечный, погожий. Снег сверкает настолько ярко, что режет глаза, как будто находишься там, среди гуляющих людей. Народу на сельской улице много. Художник изобразил праздничный или воскресный день. Вот прогуливаются по деревенской улице девушки. Парни решили дать коням возможность размяться в неспешной скачке по морозному воздуху. На другой стороне крестьяне едут по своим делам. Встретились две приятельницы у саней да задержались, увлеченные разговором. Лошади, воспользовавшись передышкой, обнюхивают снег. Вдруг там найдется какая-нибудь травинка или клок сена.
На замерзшем пруду лед гладкий и ровный. Деревенские ребятишки приспособили его под каток и теперь с удовольствием катаются на коньках. А на берегу собрались зрители. Старые крестьяне наблюдают, как легко катятся ребята по льду и вспоминают, как и сами скользили непринужденно, привлекая внимание молодых крестьянок. К катку спешит молодая женщина с ребенком. С ними идет и бабушка. Ребенок еще мал и не сможет кататься на коньках. Но он с удовольствием будет наблюдать, как летят на быстрых коньках по гладкой ледяной поверхности другие ребята. Не у всех детей есть коньки. Кто-то просто смотрит на катающихся.
Но зима - это еще и игры, различные зимние развлечения. У пруда мальчишки играют в снежки. Весело перекидываются они, стараясь засыпать один другого. А двое других ребят устроили борьбу и пытаются повалить на снег один другого. Много народа собралось у пруда. Кто разговаривает, кто смотрит на забавы детей. Но никому не хочется уходить домой в этот прекрасный день, когда легкий морозец посеребрил деревья, яркое солнце освещает все вокруг, заставляя окрестности сверкать, как будто многочисленные драгоценные камни разбросаны по земле и на деревьях.
Полотно К.Ф. Юона будоражит воображение зрителя. Хочется отправиться туда, на каток, прокатиться с ветерком, чтобы легкий морозец зажег щеки ярким огнем. Хочется пройти по скрипучему снегу, вдохнуть свежего воздуха с неповторимым запахом, который есть только у русской зимы. Великолепная картина!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов».
Урок с использованием ИКТ
русский язык
тема: Сочинение по картине
К. Юона «Волшебница зима»
4 класс
Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна
(учитель начальных классов)
г. Каменск – Уральский
Тема. Сочинение по картине К. Юона «Волшебница зима».
Цель. Познакомить с творчеством К. Юона.
Развивать умения использовать выразительные средства языка для
передачи своих мыслей и впечатлений; развивать чувство прекрасного.
Формировать умение строить текст, умение определять основную мысль
произведения.
Оборудование. Детские ноутбуки,
Презентация
«Картина К. Юона «Волшебница зима»
Портрет художника
Музыка П.И. Чайковского
Ход урока.
II. (слайд 1)
Нравится вам эта картина?
Знаете ли вы, кто её написал?
Написал картину Константин Фёдорович Юон
Константин Фёдорович Юон
Сегодня мы познакомимся немного с творчеством этого художника; будем учиться передавать свои мысли и впечатления, строить правильные предло- жения и тексты; будем учиться видеть красивое.
Константин Фёдорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Полдень».
Рисовать начал с 8 лет. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан. К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме».
Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.
«Волшебница зима»
Его картину «Волшебница зима» можно смело назвать песней русской зиме.
III. Подготовительная работа. Работа по картине.
Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её ласковы- ми именами.
Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить?
Зима красавица, гостья,
рукодельница, чародейка
Вспомните строчки стихотворений о зиме. Выберите из них наиболее образ- ные выражения, которые характеризуют русскую зиму.
Внимательно ещё раз посмотрите на картину.
Перечислите то, что вы видите на ней.
(Окраина деревни, речка; по берегам деревья, причудливо разукрашенные,
принаряженные снегом.)
Что вы видите на переднем плане?
(Берег реки, деревья на берегу; детей, которые катаются на коньках.)
Этот вид очень напоминает строки А.С. Пушкина:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
Можно ли сказать, что больше всего нравится художнику на картине?
(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение оттого, что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим; но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)
Природа для Юона – это прежде всего среда, в которой живёт человек. Художник оживляет природу.
Что особенно вы заметили в изображении среднего плана?
(Красочно показаны деревья; они очень большие; их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато - сероватого неба.)
Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник?
(Снег серебристый, синеватый, белый; снег пушистым ковром устилает
землю; снег осыпал, украсил ветки деревьев; снег лежит на крышах домов)
И это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным.
Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас в том, что зима – волшебница.
Что ещё создаёт образ волшебницы зимы?
(Большие сугробы, разубранные инеем деревья, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега.)
Попробуйте, используя олицетворения, описать, какие превращения соверши- ла зима.
(Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмах- нула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов. Где серебристым инеем их накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила,
украсила всё вокруг.)
Каково ваше впечатление от картины?
Какие чувства она у вас вызывает?
(радость, лёгкость, очарование)
IV. Составление плана.
Волшебница – зима.
Зимние забавы.
Сказочные деревья.
Чувства и настроения, навеянные картиной.
V. Орфографическая подготовка.
VI. Составление рассказа по плану. Звучит музыка П.И. Чайковского.
VII. Прослушивание некоторых рассказов. Ребята вместе с учителем работают редакторами.
VIII. Письменная работа над сочинением.
Картина «Волшебница – зима» написана известным художником-пейзажистом Константином Федоровичем Юоном в 1912 г. В эти годы живописец часто обращает свое внимание на деревенскую жизнь и российскую природу.
Юон изображает окраину села. За домами виден заснеженный лес. Деревья, словно в красивых кружевных нарядах, благодаря морозному инею на их ветвях. Вдали, на небольшом пригорке, в легкой дымке виднеется церквушка. Бескрайнее раздолье белого снега нарушает лишь густой темно-зеленый бор.
Денек выдался на редкость погожий и солнечный. Обилие снега буквально ослепляет. И в этот воскресный день за деревенской околицей собралось много народа и не хочется возвращаться домой, ведь еще неизвестно, когда вновь погода будет такой замечательной, солнце вот также ярко осветит всю округу, а легкий морозец укутает деревья в серебряные искрящиеся накидки, украшенные драгоценными камнями.
Молодые девушки достали свои лучшие наряды. Да и когда еще покрасоваться, как не сейчас, когда еще не наступил сезон полевых работ. Кажется, они вышли за околицу не зря. Невдалеке мы видим ведущих неспешные разговоры деревенских парней, которые искоса поглядывают на раскрасневшихся от легкого морозца сельских красавиц.
Ближе к домам другая группа парней устроила легкую разминку своим, застоявшимся в стойлах, лошадям. Из села выезжает повозка, на которой по делам едут крестьяне. Две соседки оживленно обсуждают домашние дела, а их лошади степенно стоят наготове, ожидая, когда закончится эта неторопливая беседа.
Небольшой пруд покрывает еще не растаявший гладкий лед, превратив его в отличный каток. Ребятишки с большим удовольствием катаются здесь на коньках. За ними наблюдают пожилые жители, немного огорчаясь, что так быстро летит время. Ведь вроде совсем недавно они сами катались здесь, а матери с трудом загоняли их домой, когда уже темнело, и в домах зажигали свет.
К катку приближается женщина с ребенком, который, не отрывая глаз, смотрит на весело катающихся детей. Коньки, конечно, есть не у всех ребят и многие с легкой завистью наблюдают за счастливчиками. Другие играют в снежный бой, закидывая команду соперников. Некоторые начали борьбу, чтобы показать свою силу и удаль.
Картина Юона «Волшебница – зима» развивает наше воображение. Кажется, что мы и сами скоро очутимся на этой деревенской окраине и прокатимся на санях или на коньках с ветерком, а мороз слегка пощиплет нам щеки. Так хочется вдохнуть неповторимый запах свежего зимнего воздуха, пройтись по скрипучему снегу.
Художник писал картину, когда был молодым и это его состояние от красоты русской зимы он выразил в своем произведении. Зима, словно волшебница, вызывает удивительное преображение окружающего нас мира. Все становится светлым, поэтичным и радостным.
Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»
Что такое «комментарий к проблеме»?
Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.
Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.
Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.
Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
Требования к комментарию:
1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .
2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.
3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .
4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .
Чего нельзя делать при написании комментария?
1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .
2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.
3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.
1. Собственный жизненный опыт, наблюдения
2. Исторические факты
3. Афоризмы, пословицы, поговорки
5. Статистические данные
6. Литературные источники и т.п.
Комментарий выстраивается по определённой схеме:
Композиция комментария |
Примеры типовых конструкций (клише) |
1. Зачин |
|
2. Развитие |
В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п. |
3. Вывод (концовка) |
Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме
Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)
Вопросы |
Образец рассуждения |
Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения. |
|
Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими. |
|
4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?) |
Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека. |
Вариант 2 (по тексту художественного стиля)
Вопросы |
Образец рассуждения |
Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь. |
|
С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь. |
|
3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом? |
|
4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение? |
«Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. |
Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).
Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.
Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:
1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?
2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?
3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?
4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?
5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?
6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?
2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:
1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)
2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?
3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы |
||
Текстовый комментарий (художественный текст) |
Текстовый комментарий (публицистический текст) |
Концептуальный комментарий (публицистический текст) |
Не случайно писатель изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что … Слова (мысли) героя показывают, что … |
Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). |
|
отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п. |
Введение цитат в текст сочинения.
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.
Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
Используемые материалы:
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012