Калининградская региональная общественная организация федерация джиу-джитсу и киокушинкай карате. Кобудо: что это такое, стиль и правила, приемы и оружие, история возникновения
"Кобудо" – общее название для различных традиционных (старых) школ боевых искусств, как правило носящих комплексный характер. На основе общей идеи или задачи практикуется работа с разными видами оружия и без него (меч, нож, палка, шест, копье, серп, веревка, цепь, различные их модификации и др.). Первоначально кобудо изучалось чисто с практической точки зрения, но со временем акцент сместился на духовно-психологические аспекты
Современное кобудо - кладезь многовековой мудрости человека. Информация, заложенная в нем, используется для повышения духовного и психологического уровня, для решения задач, связанных с реалиями современной жизни.
Кобудо - работа с оружием
Самым классическим из всех классических видов оружия кобудо, является Бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое название Кон) является шестом длинной 1800 мм, чаще всего круглого сечения, выполненным из твердой породы древесины, которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится. Более всего для этого подходит бук и его разновидности.
Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием
Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием
В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.
Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.
1. Кихон
«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.
2. Ходзё-ундо
«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.
3. Ходзё-ундо-бункай
«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).
4. Ката
В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпанованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.
5. Ката-бункай
Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства и тактику преодоления нападения нескольких.
6. Якусоку-кумитэ
«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» - спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.
7. Дзию-кумитэ
«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.
8. Дзиссэн
А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.
Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов… Международная Ассоциация Кобудо пытается преодолеть проблемы, связанные с этим, производя специальное безопасное оружие, без защитных приспособлений. Вам нужен будет только лёгкий шлем. Лёгкими, но прочными делаются бо, нунтяку, тонфа, сансэцу-кун, сурутин, тимбэ и т.д.
Историческое развитие Кобудо
Изучение древних видов оружия, которые использовались в боевых искусствах, а также их техники происходило в течение нескольких столетий и закончились созданием различных школ и систем. Эти системы могут быть разделены на две основные группы по их отношению к практическому применению оружия в реальном бою - бугэй и будо. Система будо была создана на основе бугэй и дзюцу. Окинавцы называют эти системы "кобудо", что означает "древние искусства боя с оружием".
Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.
Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.
В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.
В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/
ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.
За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.
Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:
Боевые разделы
Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.
Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)
Нунчаку.
Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.
Демонстрационные разделы
Ката.
Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).
Тайхо-дзюцу.
Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .
Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.
Подробнее на сайте: www.okinawakarate.ru
Кобудо (古武道) также иногда называемое как Рюкю Кобудзюцу — традиционное окинавское боевое искусство.
Московский клуб Синдо (открыт в 1989г.) - одно из немногих мест в России где на профессиональном уровне изучают классическое окинавское Кобудо - работу с холодным оружием.
(На фото: Кусари гама кобудзюцу против катаны.)
В средние века жители Окинавы, лишенные возможности иметь какое-либо оружие, для борьбы с самураями стали использовать предметы и инструменты повседневного назначения (в основном сельскохозяйственные). Таким образом в течении нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционого карате стиль Кобудо - работа с оружием. Его эффективность определяется тем, что создавался он в условиях борьбы невооруженного человека с самураем, который в среднем делал мечом четыре движения за одну секунду.
В Кобудо используется пять основных предметов. Это: Бо (Рокусякубо) (棒: ぼう) - шест, Сай (釵) - тупой трезубец, Нунчаку (ヌンチャク) - малый цеп, Тонфа (トンファー) - ручка от мельничного жернова, Кама (鎌 или かま) - серп.
Все эти виды оружия являются неотъемлемой частью Окинава тэ, единым целым классического искусства боя.
Так же использовались следующие виды оружия, Эку (エーク) - весло, Тэкко (鉄甲) - вариант кастета, Сюручин (スルチン) - два небольших камня, соединенных между собой кожаным ремешком или металлической цепью, Тинбе - (ティンベ) щит из панциря черепахи.
Семинар по кобудо и кобудзюцу грандмастера Эйхачи Ота 9-й дан (Окинава) в Федерации боевых искусств г. Москвы.
|
"Таура Мусо Рю" - классическое "японское" кобудо ("кобудзюцу"). Это семейная школа, в которой вся основная информация передавалась от отца к сыну вплоть до нынешнего 16 главы школы - Икубо Мотому. Таура Мусо Рю имеет специфичный характер, так как члены семьи Икубо были профессиональными пограничниками, что наложило определенный отпечаток на технику школы.
История зарождения кобудзюцу берет начало с XII века, когда Ёритомо Минамото разбил своего противника Тайра, учредил Сегунат Камакура и назначил управляющим ("дзито") своего сына Симадзу-сё. Клан Иноуэ, сопровождавший нового правителя, сначала разместился в Сакамото-тё, а позже члены клана служили пограничниками.
Основателем школы, изначально называвшейся "Мусо Рю", является Хатироуэмон Иноуэ. Настоящий 16 глава школы Мотому Икубо (Дзуичо Инокубо) собрал воедино и организовал семейное будзюцу, которое было на грани умирания. Он также изменил название на "Таура Мусо Рю Кобудзюцу", добавив название его родного города как приставку, и открыл публике прежде секретную систему обучения, которая всегда передавалась только одному преемнику - обычно члену семьи.
Самураи клана, защищавшие границы области Симадзу между Осуми и Хюга усердно тренировались и передавали тем, кто приходил после них, комплексное будзюцу, включавшее помимо разных техник, изучение тактики и стратегии, а также использование подручных средств, например, дубовых палок и частей бамбука, которые легко можно было использовать в качестве оружия. Так, бамбук использовался для изготовления "доки" - вид лука в западном стиле.
Исторически главы школ искусств знали, что даже самая маленькая утечка информации школы могла привести к гибели их клана и других последователей. По этой причине, искусство преподавалось и сохранялось в тайне, и обучение на самом высоком уровне было доступно только одному преемнику - обычно члену семейства - в одно время. К сожалению, по этой причине нет ни одного "макимоно" (свиток) школы или другого вида доказательства ее подлинности. Однако, превосходство будзюцу этой школы, неоспоримо, и именно это превосходство позволяет философии системы подчеркивать принцип "выживания самых пригодных".
Вскоре после рождения Мотому Икубо стал жить у своего деда, 15-го "торе". Уже в возрасте 3 лет он впервые начал тренироваться в Мусо Рю Кобудзюцу. В тот год на Тихом океане вспыхнула война. Все молодые люди деревни были призваны на войну, в деревне остались только дети и старики. Старого Икубо волновало то, что его внук мог быть единственным кандидатом в преемники, и он тренировал мальчика очень строго. Среди бедности и трудностей, последовавших после войны, никто в Японии особо не заботился о такой "старомодной" вещи как будзюцу.
Именно в этот период, период Второй мировой войны и последующие годы американского контроля в Японии, погибло огромное количество старых боевых школ - многие мастера и лучшие ученики, призванные в армию, погибли, а после войны преподавание боевых искусств было под строжайшим запретом.
Молодой Икубо и его дедушка, однако, продолжали их довольно уникальные отношения "преподаватель - ученик». Обучение продолжалось 15 лет, пока молодой человек не вступил в японские наземные силы самообороны, которые стали великолепной средой для шлифовки полученных знаний будзюцу. В дополнение к упорной работе над искусством его семейства, Икубо также старательно практиковал каратэ, которое он начал изучать в возрасте 10 лет. В 1977 году Икубо-сенсей основал Федерацию Каратэ сил самообороны Хоккайдо.
В 1983 году Икубо был поставлен диагноз - рак печени. В это время будучи полностью уверенным, что он скоро умрет, Икубо-сенсей понял, что Мусо Рю Будзюцу, которое его дед преподавал ему, по существу, умрёт вместе с ним. Но он пережил свою болезнь и решил восстанавливать семейное искусство. Как мастер будзюцу и человек, который знает о том, что смерть стоит у него за плечом, Икубо-торе имеет свою собственную, уникальную точку зрения на жизнь и смерть.
С середины и до конца 1980-х гг. Икубо отдает все свое время систематизации и возрождению семейного будзюцу. Являясь 16 патриархом школы, Икубо-сенсей имеет, подобно его предшественникам, унаследованное имя Дзуичо Инокубо. Осев на северном японском острове Хоккайдо, он в память о своем родном городе добавил название города к названию фамильного искусства, назвав его "Taura Muso-ryu Kobujutsu", и представил секретное до сих пор искусство широкой публике.
— это традиционное единоборство Окинавы, обучающее работе с холодным оружием. Самыми используемыми видами оружия являются шест, нунчаки, серп, деревянная дубинка с поперечной рукоятью — тонфа, металлический трезубец, деревянное весло и тесак в паре с круглым щитом.
Кобудо применяется для сражения как с одним, так и с группой противников, как невооруженных, так и с оружием. Результат обучения заключается в выработке навыка применять и манипулировать с большой скоростью самыми различными предметами.
Захваченные японцами в средние века, жители острова Окинава для своей защиты и борьбы с захватчиками стали использовать самые разные повседневные инструменты, в основном сельскохозяйственные, которые в руках бойцов превратились в смертельно опасное оружие. Так стиль Кобудо стал составляющей частью карате при обучении работы с оружием.
В кобудо, как во всех единоборствах, выделяют 8 последовательно повышающих умения ступеней подготовки, которые важно преодолевать в нужном порядке. Каждый стиль имеет свою технику, но основная концепция и методы у всех одни.
1. Кихон — это базовая техника, основа всей техники, используемой в кобудо. Кихон включает разные варианты поклонов, упражнения для разминки, методики по укреплению организма, занятия для повышения координации, растяжки, способы удержания оружия, т.д. Не освоив этот начальный уровень, боец не сможет качественно обучаться далее, т.к. конечное умение прямо зависит от усвоения основных, базовых навыков. Безответственный подход к азам предмета показывает неуважение к дисциплине в целом.
2. Ходзё-ундо — ступень изучения вспомогательных упражнений. В этом разделе обучают простейшим движениям, основным действиям с оружием — стойки, удары и блоки.
3. Ходзё-ундо-бункай — на этой ступени происходит обучение в паре с партнером. Это учит вовремя и правильно реагировать на нападение, чувствовать дистанцию с противником.
4. Ката — обучает уже целым связкам защит и контратак в определенной последовательности. Это помогает бессознательно вспомнить необходимый набор движений в определенных ситуациях.
5. Ката-бункай — это усложненная четвертая ступень, связки в ней длиннее и сложнее, могут применяться против нескольких бойцов — идет обучение чувству пространства и дистанции, умению сражаться с несколькими противниками.
6. Якусоку-кумитэ — это уже подготовительный бой, но кто нападает, а кто защищается, какие удары будут применяться — известно заранее.
7. Дзию-кумитэ — бой между партнерами здесь ведется уже без заданных очередностей ударов, эту ступень редко практикуют из-за высокого риска ранений.
8. Дзиссэн — это настоящий, реальный бой — вершина мастерства, выпускной экзамен для занимающихся кобудо.
Чем выше уровень, тем больше существует опасности травмы, и необходимо максимально подготовиться для того, чтобы достойно перейти на следующую ступень. Важным элементом снижения риска является применение во время поединка защитных средств и специального безопасного оружия.