Какое звание было у никулина. Клоун на все времена
21 августа 1997 года не стало великого актера и комика СССР
Юрия Владимировича Никулина. Народный клоун, с детства полюбивший цирк, но всю жизнь грезивший кино, часто цитировал Ежи Леца: "В природе ничего не пропадает, кроме исполнившихся надежд". Исполнившихся надежд в жизни артиста было немало. В конце жизни великий клоун признался: "По-настоящему я счастлив только тогда, когда люди вокруг меня смеются вместе со мной!"…
За свою карьеру он успел снятся в более чем 40 фильмах и был добрейшим души человеком. Сегодня мы покажем вам подборку известных цитат и истории об этом знаменитом советском актере.
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в Демидове, Смоленской области. "Больше всего из детства я помню, как отец впервые привел меня в цирк, мне было шесть лет. С тех пор я на всю жизнь полюбил этот волшебный мир," - вспоминал он.
На фото: Юрий Никулин участвует в школьной художественной самодеятельности.
Мечту сына стать клоуном родители Юры, Владимир Андреевич и Лидия Ивановна, отдавшие много лет театру и цирку, восприняли серьезно, сшили ему костюм и отправились в гости. Оказавшись на публике, юный клоун решил упасть, чтобы всех насмешить. После трех падений смех так и не раздался, а вот мама одной из девочек поинтересовалась: "Он что у вас, припадочный?" Так Никулин вспоминал свой первый клоунский опыт в книге "Почти серьезно...".
На фото: зенитчик Юрий Никулин (2 слева в 1-м ряду) во время войны.
В 18 лет Никулин пошел в армию. Военная служба растянулась на семь лет: он участвовал в Финской кампании и в Великой Отечественной войне, пережил блокаду Ленинграда, был контужен, горел в танке.
После войны Юрий Никулин решил поступать во ВГИК. "Я приехал в институт совершенно спокойный, будучи уверенным в своем поступлении. Я прочитал басню, стихотворение, а вот прозу прочитать мне не дали, в ответ я услышал: - Знаете, товарищ Никулин, в Вас что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у Вас профиль, который нам нужен," - вспоминал Юрий Владимирович.
Тогда-то начинающий артист вспомнил о другой своей страсти - цирке. Никулин рассказывал, что на семейном совете долго обсуждали: стоит или не стоит поступать в студию. "Мама склонялась к театру, считая, что рано или поздно, но мне повезет. Отец придерживался другого мнения. — Пусть Юра рискнет, — настаивал он. — В цирке экспериментировать можно".
На фото: Юрий Никулин на одном из своих первых выступлений в цирке изображает "человека из публики", который впервые сел на лошадь (1947 год).
В отличие от ВГИКа, в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре его приняли сразу, причем в стажеры его взял знаменитый Карандаш. Начинающий артист на всю жизнь запомнил завет своего учителя: "Клоун должен казаться глупее тех, кто над ним смеется... казаться, но не быть!"
Несколько лет ушло у молодого клоуна, чтобы найти свой образ, гармонирующий с характером. Со временем Никулин понял, что его персонажу особый грим не нужен: достаточно подчернить веки и подбелить кончик носа.
Много лет партнером Никулина по манежу был Михаил Шуйдин. Легендарный клоунский дуэт - наивный флегматик (Никулин) и его задиристый приятель (Шуйдин) - возник еще в стажерской группе Карандаша.
"Карандаш научил нас многому. Мы познали премудрости кочевой цирковой жизни. Мы научились серьезно и бережно относиться к каждому найденному смешному трюку, умению использовать его в нужный момент", - вспоминал Никулин.
Клоунская пародия на лихих джигитов исполнялась сразу же после номера наездников и потому имела особый успех. Кстати, трюковые лошадки были сделаны по эскизам Никулина.
Репризу "Насос" Юрий Никулин придумал, когда накачивал автомобильное колесо.
Идеи новых номеров Никулину и Шуйдину часто подсказывал сам реквизит. Так появились репризы "Змея", которую клоуны разглядели в обрезках резины, и "Бутылка", реквизит к которой был получен артистами в подарок от хозяина одного японского ресторана во время гастролей.
В цирке Никулин познакомился со своей будущей женой Татьяной Покровской. Студентку Тимирязевской академии начинающий артист пригласил посмотреть номер, в котором он должен был изображать человека из зала, желающего научиться ездить верхом. Однако в тот вечер номер не удался: Никулин оказался под копытами лошади. Девушка несколько месяцев посещала "лихого наездника" в больнице, а через полгода они поженились.
Татьяна, обожавшая цирк, стала для супруга настоящим помощником и советчиком в профессии,
Позже Никулин возглавил свой любимый цирк на Цветном бульваре, где проработал в общей сложности 50 лет.
Главный режиссёр московского цирка на Цветном бульваре, народный артист СССР Юрий Никулин, уходя из кабинета, оставляет своего "заместителя". 1 декабря 1984 года.
На фото: Юрий Никулин в роли Альберта Клячкина с партнерами Анатолием Грачкиным (слева) и Виктором Громобоевым (справа) в фильме "Неподдающиеся" режиссера Юрия Чулюкина, 1959 год.
Но и мечты о кино Юрий Никулин не оставил. "В детстве я считал, что сниматься в кино могут только гениальные люди, а я же обычный мальчик, где уж там мечтать о съемках", - вспоминал артист. Однако успех первых ролей в фильмах "Девушка с гитарой" и "Неподдающиеся" позволили начинающему киноактеру сказать себе: "Пожалуй, сниматься я могу".
Первый крупный успех Никулина в кино связан с именем Леонида Гайдая, который предложил актеру роль в комедии "Пес Барбос и необычный кросс".
Когда, отбирая актеров, режиссер впервые увидел Никулина, он сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно". Так возникла легендарная "тройка": Трус (Георгий Вицин), Бывалый (Евгений Моргунов) и Балбес (Юрий Никулин).
На фото: Ростислав Плятт (слева) и Юрий Никулин (справа) на съемках фильма "Деловые люди".
Через несколько лет Гайдай вновь предложил Никулину поработать вместе. На этот раз актеру досталась роль жулика в фильме "Деловые люди" по мотивам новелл О`Генри.
После фильма "Операция "Ы" или другие приключения Шурика" Гайдай решил, что больше отдельных фильмов про Балбеса, Труса и Бывалого снимать не будет. "Хватит. "Тройка" себя изживает", - признал режиссер.
И в "Кавказскую пленницу" Гайдай пригласил актеров лишь для "оживления фильма". "К сожалению, "тройка" стала до приторности популярной. Это был период нашего взлета и одновременно конец нашего совместного выступления на экране", - вспоминал Никулин.
Роль старшего экономиста Семена Семеновича Горбункова в фильме "Бриллиантовая рука" была написана специально для Никулина.
На фото: Инна Гулая в роли Наташи и Юрий Никулин в роли Кузьмы Кузьмича в фильме "Когда деревья были большими".
Свою первую драматическую роль Юрий Никулин сыграл в фильме Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими" - Кузьма Кузьмич Иорданов, опустившийся бывший слесарь, который притворяется отцом девушки Наташи. И хотя актер долго сомневался, сможет ли сыграть эту роль, ему удалось создать очень трогательный образ.
Работа над фильмом "Ко мне, Мухтар!", в котором Никулин сыграл милиционера Глазычева, еще раз доказала актеру: "Самое трудное — играть с детьми и животными, естественнее их нет".
На фото: Юрий Никулин в роли солдата Некрасова
Сергей Бондарчук несколько раз приглашал Никулина в свои картины, но поработать вместе актеру и режиссеру удалось лишь в 1976 году. Юрий Владимирович сыграл рядового Некрасова в фильме "Они сражались за Родину".
На фото: Юрий Никулин в роли Лопатина и Людмила Гурченко в роли Ники в фильме режиссера А. Германа "Двадцать дней без войны".
От предложения Алексея Германа сыграть Лопатина в симоновских "Двадцать дней без войны" Никулин тоже хотел отказаться: "Стар я, да и темперамент не тот". Однако Герману удалось его уговорить.
На фото: исполнительница главной роли Кристина Орбакайте и Юрий Никулин в сцене из фильма режиссера Ролана Быкова "Чучело".
Кристина Орбакайте, сыгравшая с Никулиным в фильме "Чучело", признавалась: "Я очень благодарна судьбе за то, что познакомилась с Юрием Владимировичем в очень важный период становления меня как человека. Я навсегда запомню его необыкновенно теплую интонацию и полный доброты взгляд".
- Рудольф Славский, Юрий Никулин, Олег Попов. «Искусство клоунады». - М.: «Искусство», 1969, 326 с., 35 000 экз.
- «Смешное, серьёзное, печальное» // журнал «Искусство кино», 1972, № 8
- «Почти серьёзно» // журнал «Молодая гвардия», 1976, № 4–9
- «Почти серьёзно…». - М.: Молодая гвардия, 1979, 576 с., 130 000 экз.
- То же. - М.: Искусство, 1987, 576 с., 50 000 экз., суперобложка
- То же. - М.: Терра, 1994, 1995; 576 с., 50 000 экз., суперобложка. ISBN 5-85255-603-3
- То же. - М.: Вагриус, 1998, 576 с., 10 000 экз., суперобложка (серия «Мой 20 век») ISBN 5-7027-0732-X
- То же. - М.: Вагриус, 2006, 608 с., 3000 экз., суперобложка (серия «Мой 20 век») ISBN 5-9697-0234-X
- «Почти серьёзно». - М.: АСТ – Зебра Е – ВКТ, 2008, 752 с., 5000 экз. (серия «Актёрская книга») ISBN 978-5-17-055586-4; ISBN 978-5-94663-684-1; ISBN 978-5-226-00742-2
- «10 троллейбусов клоунов». В 2 книгах. - Самара: Самарский Дом печати, 1993, 288+320 с., 50 000 экз. ISBN 5-7350-0004-7; ISBN 5-7350-0008-X
- Анекдоты от Никулина. - М.: Бином, 1997. - 414 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-7503-015-X (ошибоч.)
- «Анекдоты от Никулина. Выпуск 1». - «Респекс», 2001, 96 с., 10 000 экз. ISBN 5-7345-0245-6
- «Анекдоты от Никулина. Выпуск 2». - «Респекс», 2001, 96 с., 10 000 экз. ISBN 5-7345-0246-4
- «999 + 1001 анекдот от Никулина». - «Печатные Традиции», 2008, 512 с., 2000 экз. ISBN 978-5-91561-001-8; ISBN 978-5-91561-025-4
Дискография
- Юрий Никулин. Товарищ Цирк. Старый клоун. Песня из к/ф «Необыкновенный отель». Колыбельная. «Мелодия», 1971 (миньон)
- «Актёр и песня. Юрий Никулин». Серия: Актёр и песня. Audio CD. Дистрибьютор: Пролог-Мьюзик. 2002 г. Исполнитель. 20 треков.
- «Актёр и песни. День победы». Audio CD. Дистрибьюторы: РАО, НААП, Первое Музыкальное Издательство, Восток. 2003 г. Треки: 1. Теплушка, 7. Новобранцы, 14. Щегол.
- «Grand Collection. Юрий Никулин». Серия: Grand Collection. Audio CD. Дистрибьютор: Квадро-Диск. 2004 г. Исполнитель. 21 трек
- «Радионяня. Лучшие песни». Серия: Радионяня. Audio CD. Дистрибьютор: Два Жирафа. 2006 г. Трек 18. На манеже. (авторы: музыка Юрий Никулин, текст Т. Никулина)
- «Хиты 1960-1980-х. А нам всё равно». Audio CD. Дистрибьютор: Мелодия. 2010 г. Трек 11. А нам всё равно (песня из кинофильма «Бриллиантовая рука») Юрий Никулин
- «Хиты 1960-х. Если б я был султан». Audio CD. Дистрибьютор: Мелодия. Если б я был султан (песня из кинофильма «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика») Юрий Никулин.
- 1981 - «Происшествие в стране Мульти-Пульти» - Балбес
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1990)
- заслуженный артист РСФСР (1963)
- народный артист РСФСР (1969)
- народный артист СССР (1973)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970) - за ряд комедийных ролей в кино
- премия кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.12.1996)
- два ордена Ленина (14.02.1980, 27.12.1990)
- орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)
- орден Трудового Красного Знамени (1964)
- орден «Знак Почёта»
- медаль «За отвагу» (18.7.1945) - был представлен к ордену Славы III степени
- медаль «За трудовую доблесть» (9.10.1958)
- медаль «За оборону Ленинграда» № 4913 (1942)
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медали
- Полное изображение государственных наград Юрия Владимировича Никулина
Почётный гражданин города Демидова.
Память
Памятник на Новодевичьем кладбище
Памятник перед зданием Цирка на Цветном бульваре
Балбес, Бывалый и Трус. Скульптура в Хабаровске
- В память о Ю. Никулине названа малая планета (4434) Никулин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлёвой 8 сентября 1981 года.
- Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2016 года одной из новых улиц микрорайона Левашово присвоено имя актёра.
- В сентябре 2000 года напротив входа в цирк, в котором более 50 лет работал Ю.Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».
- У здания цирка в Тюмени арена с тремя клоунами Ю. Никулиным, Карандашом и Олегом Поповым.
- Московский цирк на Цветном бульваре с 1996 года носит имя Ю. В. Никулина.
- В 2010 году в Перми появился памятник «Гайдаевской тройке» напротив кинотеатра «Кристалл».
- В 2011 году на родине артиста в городе Демидове Смоленской области был открыт памятник.
- В ноябре 2011 года в Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.
- В 2011 в Сочи у здания морпорта установлена скульптурная экспозиция, изображающая кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (фильм частично снимался в Адлере и Сочи). В экспозиции представлены А.Миронов, А.Папанов, Ю.Никулин, актриса Нина Гребешкова, играющая роль жены в фильме и мальчик в роли сына.
- В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».
- Московская школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, циркового профиля с 2001 года носит имя Юрия Владимировича Никулина. 20 декабря 2006 года к 85-летию со дня рождения артиста и к 10-летию школы-интерната был открыт Мемориальный музей Ю. В. Никулина.
Никулин Юрий Владимирович - знаменитый артист, посвятивший цирку более пятидесяти лет. Фильмы с участием этого актера вошли в золотую коллекцию советского кинематографа. Своей яркой жизни и творчеству около десяти книг посвятил Юрий Никулин. Биография легендарного клоуна тема статьи.
Ранние годы
Юрий Никулин, биография которого будет представлена ниже, родился в 1921 году, в одном из провинциальных городов Саратовской области. Детство и юность провел в артистической атмосфере. Родители были актерами, играли на сцене местного театра. Отец, кроме этого, сам ставил спектакли. Владимир Никулин организовал передвижной театр, всю жизнь был человеком творческим и удивительно активным. Именно он привил сыну страстную любовь к искусству.
Первый раз в цирке
Когда будущему артисту было четыре года, семья перебралась в Москву. Юрий Никулин, биография которого тесно связана с цирком, запомнил на всю жизнь тот день, когда он впервые увидел клоунов. Отец взял его с собой на прогулку, ничего не говоря о своих планах. Каково же было восхищение будущего клоуна, когда он в первый раз оказался в московском цирке!
В памяти остались слоны. Эти огромные экзотические животные вызвали в душе маленького Юры необыкновенные эмоции. Что же касается других номеров, их он не запомнил. За исключением выступления клоунов. Вернувшись домой, мальчик объявил матери о своем твердом решении стать артистом цирка.
В 1939 году окончил десятилетнюю школу Юрий Никулин. Биография его после этого содержит семь лет, в течение которых он не снимал гимнастерки и солдатских сапог. После окончания школы герой сегодняшнего повествования не поступил в институт. Началась служба в армии. Так, за два года до начала Великой Отечественной войны он уже познал суровую школу жизни.
Армейская служба
Об этих годах Никулин немало рассказал в своих мемуарах. Прежде всего он познакомился со многими людьми и научился с ними сходиться, что впоследствии ему помогло и в жизни, и в работе. Юрий Никулин, биография которого включает семь лет армейской службы, прошел две войны - Великую Отечественную и финскую.
После уютной московской квартиры бывший школьник оказался в казарме. О том, как привыкают к армии, Никулин рассказал в книге «Почти серьезно». Сперва его пугало слово «подъем». Вставать ни свет ни заря, а затем одеваться в течение двух-трех минут молодому человеку, сыну любящих и заботливых родителей, было непросто. Но солдатскую науку, как и прочие призывники, он усвоил быстро.
И именно в первые дни службы он понял мудрую мысль: нужно уметь смеяться не только над другими, но и над самим собой. Над новобранцем Никулиным сперва потешались многие. Уж больно он был долговяз и неказист. Когда он маршировал, все покатывались со смеху. Будущего комика это задевало. Но он смеялся вместе со всеми. Умение с иронией относиться к собственным физическим недостаткам Юрий Никулин - клоун с большой буквы - приобрел еще в 1939 году, задолго до первого выхода на цирковую арену.
Война
Непроста была армейская служба. Но настоящие трудности, оказалось, впереди. Сначала была финская война. Затем - Великая Отечественная.
О том, что началась война, рядовой Никулин в воскресенье, 22 июня 1941 года, услышал впервые от мирных жителей. Эта страшная новость подтвердилось только к вечеру. Юрий Никулин о войне и ленинградской блокаде позже написал в одной из своих книг.
С неба падали немецкие листовки, содержащие призывы сдаваться. Противники писали, что жители Северной столицы обречены на смерть, единственный их выход - сдаться в плен. В одной из листовок говорилось, что сын Сталина давно перешел на сторону немцев. Никулин, как и его товарищи, не верил ни одному слову немецких захватчиков. И готов были сражаться, защищать свою родину до последнего. А затем начался голод. Солдатский паек с каждым днем становился все меньше.
Никулин на всю жизнь запомнил Ленинград во время блокады: застывшие трамваи, дома, покрытые снегом и наледью. И людей, медленно, осторожными шагами ступающих по маленьким тропинкам. Ленинградцы экономили силы. Шатаясь от голода, они с трудом тащили санки с водой и дровами.
Контузия
Однажды с Никулиным произошло следующее: он вышел подышать свежим воздухом из землянки и вдруг услышал звук летящего снаряда. Больше он ничего не помнил. А когда очнулся, оказалось, что получил тяжелую контузию. Никулина отправили в госпиталь, а после выписки он был назначен командиром отделения разведки.
Но на фронте невозможно думать только о войне. Юрий Никулин - клоун, звезда советской комедии. Артистом он был не только по профессии, но и по призванию. Именно в самые сложные годы своей жизни этот человек научился веселить других. Никулин на фронте впервые взял в руки гитару. Он научился всего лишь нескольким аккордам, но его исполнение имело невероятный успех. Никулин записал множество песен, которые слышал когда-то по радио или в кино и с удовольствием выступал перед солдатами, офицерами.
Самыми яркими воспоминаниям будущей звезды цирка стали те, что связаны с победой. Весной 1945 года Никулин получил письмо от отца. В нем шла речь о праздничных гуляниях на московских улицах, о том, как незнакомые люди обнимаются, о всеобщем счастье, вызванном победой, которую люди ждали четыре года. Никулин тосковал до дому. Но увидеть родителей смог лишь в 1946 году. Старший сержант Юрий Никулин был демобилизован спустя год после окончания войны.
Поступление во ВГИК
Когда Никулин наконец оказался дома, то решил поступать в театральный вуз. Он не сомневался в том, что его примут. Ведь он фронтовик, активный участник художественной самодеятельности. Сперва герой этого повествования решил попробовать свои силы в институте кинематографии.
Никулин начал тщательно готовиться к вступительным экзаменам, выбрав одну из басен Крылова и стихотворение Пушкина «Гусар». В 1946 году конкурс во ВГИК был огромный. Половина абитуриентов ходила в гимнастерках. Первый тур Никулин прошел удачно. Но уже на втором провалился. После того как Никулин прочитал стихи и прозу, его подозвал к столу председатель приемной комиссии - Сергей Юткевич. Педагог сказал незадачливому абитуриенту о том, что в нем что-то есть, однако он не годится для кино. Более того, Юткевич был уверен, что Никулина никогда не будут снимать в фильмах.
Не повезло абитуриенту и в училище им. Щепкина. И тогда Никулин узнал, что проводится набор в студию клоунады. Здесь будущему артисту наконец повезло. Более того, первое выступление состоялось уже спустя полтора года. Несколько лет Никулин проработал в качестве ассистента чрезвычайно популярного в те годы Карандаша.
Со знаменитым клоуном Никулин неоднократно ездил на гастроли, активно набирался циркового опыта. Но в 1950 году между ними произошел конфликт.
Цирк
Юрий Никулин - клоун, много лет проработавший в цирке на Цветном бульваре. В 1981 году он перестал выступать и занял должность главного режиссера. А в 1982-м - директора. Благодаря его усилиям для цирка было построено новое здание. Открытие состоялось в 1989 году.
Цирк Юрия Никулина сегодня является одним из старейших в стране. Великий клоун посвятил ему более полувека. Сегодня цирк Юрия Никулина лучший в России.
Фильмы
Удивительно, что талант этого артиста не смогли рассмотреть педагоги ВГИКа. Ведь одним из выдающихся актеров советского кино является Юрий Никулин. Фильмы с его участием стали классикой. Дебютировал в кино Никулин в 1958 году. Это была небольшая роль в киноленте «Девушка с гитарой».
Самые знаменитые фильмы, в которых сыграл Юрий Никулин:
- «Когда деревья были большими».
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
- «Бриллиантовая рука».
- «Кавказская пленница».
- «Они сражались за Родину».
- «Чучело».
Актер Юрий Никулин обладал редким талантом комика. Но ему блестяще давались и трагические роли.
«Когда деревья были большими»
В 1962 году состоялась премьера драмы Льва Кулиджанова, в которой Никулин сыграл свою первую драматическую роль. Главный герой картины - Кузьма Иорданов. Он, бывший фронтовик, потерявший в годы войны близких. Кузьма пьет, перебивается случайными заработками. Однажды узнает о том, что в далекой деревушке проживает девушка, которая потеряла родителей во время войны. Зовут ее Наташа.
Иорданову приходит в голову мысль поехать в деревню и выдать себя за родного отца девушки, что он вскоре и делает. Однако Наташа поражает своей доверчивостью, искренностью, чистотой. Иорданова начинает мучить совесть, и он открывает ей всю правду.
На главную роль изначально режиссер пригласил Василия Меркурьева. Но во время проб оказалось, что актер не подходит. Кулиджанов предложил роль Никулину. До 1961 года артист исполнял исключительно комедийные роли и сомневался в собственных способностях. Актер несколько дней бродил по городу, наблюдая за людьми, похожими на своего героя. Изучал их повадки, манеру вести себя.
Никулину удалось настолько вжиться в роль Иорданова, что директор мебельного магазина, в котором проходил первый день съемок, отказался его пускать, решив, что перед ним пьющий опустившийся человек.
Легендарная троица
Юрий Никулин, фильмы с которым стали достоянием отечественного кино, по-настоящему прославился в начале шестидесятых. Его комический талант раскрыл Леонид Гайдай. Все началось с короткометражной ленты «Пес Барбос и необычный кросс». На съемки этой картины Никулин попал благодаря Вицину. Актер однажды побывал в цирке и был восхищен талантом клоуна. Уже на следующий день после того, как Вицин увидел впервые выступление Никулина, о талантливом комике узнал Гайдай.
К тому времени на роль Балбеса режиссер рассматривал многих претендентов, в том числе и Сергея Филиппова. Когда же познакомился с Никулиным, понял, что лучшую кандидатуру не найдет. Моргунов и Вицин уже были утверждены. Так появилась легендарная троица.
«Андрей Рублев»
О комедийных ролях Никулина знает, пожалуй, каждый. Что же касается его трагических персонажей, то они менее известны. В 1966 году Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублев». Одну из ролей сыграл Никулин.
Фильм повествует о событиях начала пятнадцатого века и разделен на несколько новелл. Никулин сыграл монаха Патрикея. Согласно сюжету, этого героя жестоко пытают татары, желая узнать о местонахождении золота. Когда снимали сцену истязаний, артист, исполняющий роль татарина, подносил к лицу Никулина зажженный факел. Огонь до актера не дотягивался. Однако на экране создавалось впечатление, что лицо Патрикея действительно жгут.
Картина Тарковского вызвала противоречивые чувства в кинематографических кругах. Создателей картины обвинили в пропаганде жестокости и насилия. «Андрей Рублев» был перемонтирован и существенно сокращен. Картина, что называется, попала на полку. В прокат фильм вышел лишь в 1971 году. Однако большая премьера состоялась лишь спустя пятнадцать лет.
«Они сражались за Родину»
В этой картине Никулин сыграл еще рядового Некрасова. «Они сражались за Родину» - это третий фильм, на съемки которого Бондарчук пригласил Никулина. Ранее режиссер предлагал ему сыграть в фильме «Война и мир». Однако артисту не удалось принять участие в съемках экранизации романа Толстого из-за плотного гастрольного графика. Затем Бондарчук предложил Никулину роль офицера в киноленте «Ватерлоо». На этот раз актеру помешала болезнь.
«Чучело»
Одной из последних работ Никулина в кино стала роль провинциального коллекционера в фильме Ролана Быкова. Режиссер очень долго подбирал актеров. На роль Николая Николаевича Бессольцева рассматривалось несколько кандидатур. На какой-то момент режиссера понял, что так, как Юрий Никулин, этого героя сыграть не сможет никто. Но впереди были трудности. Когда в худсовете узнали, что главные роли будут исполнять Орбакайте и Никулин, фильм едва не закрыли. Чиновники решили, что в социальной драме клоуну и дочери певицы не место. Быкову с трудом удалось отстоять актеров. Съемки начались в октябре 1982 года.
Личная жизнь
Жена Юрия Никулина - Татьяна Покровская. С ней он познакомился в 1949 году. Покровская была артисткой цирка, снималась в кино, занималась переводами книг с английского языка. У Никулина и Покровской в 1956 году родился сын. Максим Никулин сегодня является художественным руководителем цирка на Цветном бульваре. Дело, которое когда-то начал отец, в будущем, возможно, продолжат и его дети.
Юрия Никулина коллеги и друзья помнят как человека доброго, открытого, обладающего редким чувством юмора. Близкими друзьями артиста были актер Олег Табаков, режиссер Леонид Гайдай.
Никулин Юрий Владимирович написал несколько автобиографических произведений. В книге «Почти серьезно» артист отразил воспоминания детства, юности. Одно из произведений полностью посвящено цирку. Также автором многочисленных анекдотов является Юрий Никулин. Книги его несколько раз переиздавались.
Великий клоун ушел из жизни в августе 1997 года. Памятник Юрию Никулину можно увидеть недалеко от цирка на Цветном бульваре. Монумент изображает героя из комедии «Кавказская пленница». В 2011 году памятник Юрию Никулину был открыт в его родном городе - Демидове. Имя знаменитого клоуна и актера носит один из московских интернатов. Скульптурные экспозиции, изображающие героев Никулина, установлены в Сочи, Перми, Курске.
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове. Его семья была тесно связана с театром: отец Владимир Андреевич учился на юриста, а по возвращению с армии устроился актером в театр, мать Лидия Ивановна тоже была актрисой театра. Примечательно, что родители Юрия были известны в городе именно как актеры-комедианты, что немало повлияло на дальнейшую судьбу мальчика.
Когда Юрию было четыре года, его семья переехала в Москву. Отец устроился корреспондентом в две местные газеты и стал сочинять репризы для театра и цирка. Владимир Андреевич часто брал сына с собой в цирк, где пятилетний Юра вдохновлялся атмосферой радости и веселья. Именно тогда будущий артист загорелся идеей веселить людей, вызывая на их лицах улыбки. Он вел жизнь обычного советского мальчишки, много времени проводил с друзьями, а иногда встревал в драки.
В школе, куда Юрия оправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам, он вел себя «словно клоун». Но для Никулина подобная характеристика была комплиментом. Учился парень средне, часто получая замечания на уроках. Он также не мог похвастаться хорошей памятью, заучивание наизусть давалось мальчику с трудом. Исключением были смешные истории и диалоги, которые Юрий разучивал, играя в местном драматическом кружке. Руководителем театрального кружка был его отец, который приложил немало усилий, чтобы раскрыть комедийный талант сына.
После седьмого класса многие дети ушли в разные спецшколы. Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, куда пошел его друг, но родители посчитали, что этот вариант не подходит сыну с его веселым и бесшабашным характером. Тем не менее, Юрию все же пришлось покинуть родную, образцовую школу и перейти в учебное заведение по соседству, которое он окончил в 1939 году.
Сразу после школы Никулина призвали в армию на долгих семь лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда. В 1943 году заболел воспалением легких и был направлен в госпиталь в городе на Неве, а после выписки был контужен во время одного из авианалетов. Затем Никулина направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Демобилизован в 1946 году в звании старшего сержанта.
Никулин награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В последний год службы артист занимался исключительно творческой самодеятельностью по приказу капитана: сначала он был тренером футбольной команды, однако после провальной игры был освобожден от этой работы, позже занялся постановками и концертами.
Никулин решил поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографа. Он сделал несколько фотографий и стал разучивать отрывки из произведений, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию. Однако на экзаменах Юрию сказали, что несмотря на его талант и артистичность, он не подходит для кино. Такая же участь постигла артиста и в театральных институтах. Тогда Никулин был вынужден подать документы в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.
Цирк
Впервые Юрий Никулин вышел на манеж цирка 25 октября 1948 года вместе с Борисом Романовым для исполнения репризы «Натурщик и халтурщик».
В 1949 году Никулин стал клоуном цирка. Первое время он выступал в качестве ассистента популярного клоуна Карандаша, а позже стал работать в паре с комедиантом и акробатом Михаилом Шуйдиным. Юрий выступал на арене цирка более тридцати лет, совмещая работу со съемками в кино. В 1981 году его повысили до главного режиссера, а год спустя он занял место директора. Под его руководством Московский цирк процветал, для него было построено новое, более современное здание. Всего в стенах родного развлекательного заведения артист проработал около пятидесяти лет.
С 1969 года артист стал публиковать свои произведения. Его дебютным произведением стала книга в соавторстве с Рудольфом Славским и «Искусство клоунады». Позже он издал автобиографию в виде многочисленных историй из жизни под названием «Почти серьезно...».
Юмористический талант Никулина пригодился ему и на телевидении, где с 1993 года по 1997 год он был ведущим телепрограммы «Белый попугай» на телеканале «ОРТ».
В 1996 году актер основал благотворительный фонд «Цирк и милосердие», целью которого была помощь молодым артистам цирка, а также артистам, которые посвятили всю свою жизнь развлечению людей.
Фильмы
В кино Юрий Никулин попал благодаря цирку. В 1958 году для съемок картины «Девушка с гитарой» режиссеру Александру Файнциммеру потребовался комедийный персонаж пиротехника, которого и сыграл талантливый цирковой артист. Несмотря на незначительность роли, актер пришелся зрителям по душе, они запомнили веселого и смешного парня. Это и стало решающим фактором в карьере Никулина. Ему предложили сыграть ещё несколько схожих ролей в фильмах «Неподдающиеся» и «Яша Топорков».
Талант актера заметили не только режиссеры кино, но и театральные руководители. Сам режиссер пригласил Юрия в свой «Малый Театр», но артист отказался, мотивируя тем, что начинать карьеру актера в сорок лет неразумно. Тем не менее, Никулин продолжал играть в кино небольшие роли.
Следующая картина с его участием, короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», стала для актера судьбоносной. Соглашаясь на съемки в образе Балбеса, Никулин и не подозревал, что эта роль сделает его знаменитым. Вышедшая в 1961 году лента была очень благосклонно принята зрителями и критиками, мгновенно став легендой. Картина получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Юрий стал звездой экрана, люди толпами шли в цирк, чтобы вновь насладиться игрой талантливого артиста. Подобный успех открыл двери в множество других кинопроектов: комедию «Человек ниоткуда», а позже - серьезную ленту «Когда деревья были большими», где актер смог показать свои драматические таланты, отойдя от образа комедийного персонажа.
Легендарная троица
Однако зрителю Юрий Никулин запомнился именно благодаря многочисленными комедийный ролям. В 1961 году вышел полнометражный фильм о приключениях полюбившегося зрителям трио , Балбеса и «Самогонщики». Лента пользовалась невероятным успехом у зрителей и вскоре стала культовой. и известность Никулина росла с каждым новым фильмом серии. В 1965 году свет увидел продолжение фильма - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где Юрий сыграл полюбившегося зрителям персонажа Балбеса.
Не менее популярными были образы драматических, серьезных героев, которых актер воплощал в кино. В 1964 году на экраны вышел культовый фильм «Ко мне, Мухтар!» с Никулиным в роли младшего лейтенанта Глазычева. Чтобы достоверно сыграть роль, актер несколько раз сопровождал реальную милицию и наблюдал за их работой, он также часто бывал в питомнике, чтобы собаки, исполняющие роль Мухтара, могли привыкнуть к нему. Сразу же после выхода картина стала культовой, а кличка для пса «Мухтар» стала одной из самых популярных на территории Советского Союза.
В 1968 году свет увидела картина «Бриллиантовая рука» режиссера , благодаря которому Никулин стал живой легендой советского кино. Сценарий и образ Семена Горбункова писали специально под Юрия, в съемках также задействовали его жену и сына. И несмотря на довольно прохладные отзывы советских критиков, фильм был более чем радушно принят зрителями, став одной из успешнейших картин советского проката.
В 1971 году Юрий Никулин сыграл с , и в еще одной всенародно любимой комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова. По сюжету ленты не желающие уходить на пенсию друзья затевают «преступление века», чтобы сохранить работу.
Из последних серьезных работ следует отметить драму "Чучело", где Никулин сыграл дедушку главной героини в исполнении юной . В кино Никулин снимался вплоть до 1983 года. Одной из последних его комических ролей стал персонаж юмористического киножурнала «Ералаш» дядя Юра.
Особняком стоят роли Никулина в фильмах о войне. Юрий Никулин снялся в фильме «Они сражались на родину» . Также Никулин сыграл военного журналиста Лопатина в картине «Двадцать дней без войны» режиссера -старшего. Изначально руководство Госкино не желало приглашать на эту роль Юрия Никулина, что привело в ярость автора одноименной книги Константина Симонова, слово которого было значимым. Симонов заявил, что видит в этой роли только Никулина. Так Юрий Владимирович был утвержден.
Юрий Никулин в последние годы
В 2016 году на Первом канале вышел документальный фильм, посвященный любимому многими поколениями актеру «Великий смешной». В нем сын Юрия Владимировича Максим рассказал о многих событиях в биографии отца, о которых неизвестно широкой публике. Максим Юрьевич, в частности, поведал о том, что многих смешных эпизодов из любимых комедий могло бы не быть, если бы не придуманные на ходу шутки отца. Таким образом родилась сцена «Ты что, глухонемой что ли?» - «Да» из всеми любимой комедии «Бриллиантовая рука».
Кстати, по словам сына, отношения в знаменитой троице – Юрий Никулин, – не были идеальными, поскольку более популярному Никулину немного завидовали. Подтверждением большей популярности Никулина служит тот факт, что Леонид Гайдай лишь его одного взял в «Бриллиантовую руку». В фильме Никулин сыграл с другими великими советскими актерами – Андреем Мироновым и . Более того, роль Семена Семеновича Горбункова писалась специально под Никулина, а сам режиссер ценил актера за потрясающие импровизации и рождение шуток прямо во время съемок.
Юрий Владимирович запомнился не только ролями в кино, но и песнями. Можно без преувеличения утверждать, что «Песню про зайцев», «Если б я был султан» и «Постой, паровоз..» знает вся страна. Также не утихают страсти по поводу того, какой национальности был Юрий Никулин. Существует точка зрения, что Юрий Владимирович по причине своей внешности может быть евреем. В одном из своих интервью он даже обмолвился, что однажды «отказался уезжать в Израиль».
Личная жизнь
Со своей будущей женой Татьяной Покровской Юрий познакомился в 1949 году во время цирковых репетиций. Никулин пригласил девушку на свое выступление, во время которого был травмирован. Татьяна очень переживала за самочувствие артиста и навещала его в больнице каждый день. Спустя полгода они сыграли свадьбу. Девушка также стала работать в цирке вместе со своим супругом.
Юрий Никулин с женой и сыном
В 1956 году у них родился . Вместе семья Никулиных снималась в нескольких фильмах, а со временем сын продолжил дело родителей и стал работать в цирке. В семье единственного сына Юрия Никулина Максима – трое детей. Всех своих внуков великий актер и клоун застал при жизни – Марию (1981), Юрия (1986) и Максима (1988). В 2009 году у тезки деда родился правнук Станислав.
Со своей супругой Татьяной Никулиной Юрий Владимирович прожил вплоть до своей смерти.
Смерть
В 1997 году у Юрия проявились проблемы с сердцем, из-за чего было принято решение сделать операцию. Однако после хирургического вмешательства у актера начались осложнения, а уже 21 августа того же года великий артист Советского Союза скончался.
Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище столицы. Никулин Юрий Владимирович похоронен с воинскими почестями. В память о великом артисте на его могиле, а также в разных российских городах установлены памятники и мемориальные доски. Их можно встретить по всей стране – в Иркутске, Курске, Сочи, Хабаровске, и, конечно, в родном Демидове.
В честь великого клоуна назван цирк на Цветном бульваре, в котором значительную часть жизни проработал Юрий Владимирович.
Фильмография
- Девушка с гитарой
- Неподдающиеся
- Пёс Барбос и необычный кросс
- Когда деревья были большими
- Самогонщики
- Ко мне, Мухтар!
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- Бриллиантовая рука
- 12 стульев
- Чучело
Он был тем редким человеком, которого любили все - от мала до велика. За его артистический талант, за его доброту и порядочность, за его великолепное чувство юмора. Его знают и помнят многие поколения людей и в нашей стране, и за рубежом, и будут помнить ещё очень долго.
Юрий Никулин обладал врожденным чувством юмора. В этом переставал сомневаться всякий, кто хотя бы раз слышал, с каким непревзойденным блеском Никулин рассказывал анекдоты, причем на любую тему. Да и говорил он сплошь афоризмами. Очевидно, не последнюю роль в таком редком таланте Никулина сыграли гены: ведь его отец, Владимир Андреевич, много писал для эстрады и цирка. Демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, он устроился в драматический театр в Демидове (бывшее Поречье) Смоленской губернии. Там же работала актрисой и будущая мама Юрия. Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора, сам ставил спектакли и много играл. 18 декабря 1921 года у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву. В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок». Мать нигде не работала, в основном занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына. Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров.
Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. К тому же в школе, в которой учился Юрий Никулин, его отец вел драматический кружок. Естественно, что участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.
Учился Никулин в очень престижной школе, и надо сказать, учился весьма средне. Поэтому, когда после окончания седьмого класса стали отбирать лучших учеников в восьмой, то его, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять. Таким образом, доучивался Юрий уже в самой обычной школе-новостройке, чему, кстати был очень рад: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».
Судьба же самого Юрия Никулина мало чем отличается от судеб других его сверстников. Он ушел в армию со школьной скамьи, прошел через две войны (финскую и Великую Отечественную), провоевав таким образом с 1939 по 1946 год, горел в танке. Многое из того, что артисту довелось пережить на войне, он потом передаст в образах своих героев - военного журналиста Лопатина в фильме "Двадцать дней без войны" и бойца Некрасова в картине "Они сражались за Родину".
Еще на войне Юрий Никулин думал о том, чем будет заниматься в мирной жизни, и когда пришел с фронта, решил поступать во ВГИК, однако получил отказ, так как комиссия нашла его недостаточно красивым для кино. То же самое произошло и в театральных вузах. Никулин все лето поступал во все подряд театральные училища и институты, но его никуда не приняли, поскольку комиссии не обнаруживали в нем актерских способностей.
Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией. Ему заявили следующее: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт...»
Последовав совету, Юрий Никулин подал документы сразу в два театральных заведения: ГИТИС и училище им. Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий. Отчаянию не было предела… Наконец удача улыбнулась в студии при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов. Но учиться в ней ему пришлось недолго…
В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Он решил рискнуть, и в этом его поддержал отец: «Пусть Юра рискнет, в цирке экспериментировать можно. Работы - непочатый край. Если он найдет себя - выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист».
В отличие от театральных институтов, в цирковую студию Никулин поступил без особенных проблем. И это при том, что экзамены прошли лишь 18 человек из нескольких сот желающих поступить. А 25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом - популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник - Михаил Шуйдин.
Вместе с Михаилом Шуйдиным они создавали замечательные жанровые сценки. Тогда и стали известны знаменитые ботинки Никулина, "всего лишь" на несколько размеров больше, чем его собственная обувь, и полосатые брюки, явно короче, чем носили обычно. При этом он всегда был нарочито интеллигентен и неизменно выходил на эстраду в пиджаке, белой рубашке и галстуке.
За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали "Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и другие. В 1981 году он простился с манежем, но не с цирком, которому отдал 50 лет.
Некоторое время вместе с Никулиным в качестве "подсадной утки" выступала его жена Татьяна. Она как бы играла роль зрителя, который наивно верит во все, что происходит на сцене, а потом и сам участвует в представлении. Кстати, и познакомился Никулин со своей будущей женой во время представления. Позже Татьяна Николаевна стала дрессировщицей и даже переводила с английского. У них сложилась счастливая семья, и жена Никулина любит рассказывать о том, с каким ужасом ее родственники восприняли когда-то сообщение о том, что жених их Тани - клоун в цирке.
Вопреки предсказаниям, которые Юрий Никулин услышал когда-то при поступлении в Институт кинематографии, что его никто никогда не будет снимать, в кино он все-таки пришел. Причем не сам, а его пригласили. Дебют Никулина в кино состоялся в 1958 году, когда он сыграл небольшую роль пиротехника в фильме "Девушка с гитарой", который произносит там всего лишь одну реплику: "Ничего, сейчас вжикнет!". Тогда он чуть было не взорвал не только себя, но и своего партнера по сценке М. Жарова, которому на прощание пообещал, что в следующий раз будет еще лучше.
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно». Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль... В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"
Конечно, в первых ролях режиссеры больше всего использовали комедийный талант Юрия Никулина. Он еще долгое время оставался характерным актером юмористического плана, каким зрители помнят его по фильму 1959 года "Неподдающиеся", в таком же амплуа Никулин выступил и в фильме "Совершенно серьезно", который вышел на экран в 1961 году. Да и в последующих картинах зрители восхищались Юрием Никулиным прежде всего за его умение быть смешным. А смешить он умел как никто. Достаточно вспомнить его роли в фильме 1965 года "Фантазеры" или "Семь стариков и одна девушка", который появился в 1968 году, на следующий год Юрий Никулин сыграл главную роль в знаменитом фильме "Бриллиантовая рука", потом снялся в фильме "Двенадцать стульев".
Но именно это свойство его актерского дарования привело к созданию удивительного комического трио актеров - Вицина, Моргунова и Никулина. Их известность началась практически с первого же фильма "Совершенно серьезно" (новелла "Пес Барбос и необычный кросс") и продолжилась в 1965 году, когда появился другой фильм из этой же серии - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", потом через два года в "Кавказской пленнице". У нас в стране давно уже существует любопытная традиция: как только человек становится популярным, о нем тут же возникают анекдоты. Так и о знаменитой троице уже сложили столько анекдотов, что она может посоперничать с другими народными героями - легендарным Чапаем и его верными сподвижниками Петькой и Анкой и Штирлицем.
Кадр из фильма "Когда деревья были большими"
Но все-таки Никулин всегда стремился сыграть нечто отличное от его комедийных ролей и проявить себя в другом качестве, отойти от однотипной роли-маски. Драматическое дарование актера в полной мере раскрылось в роли Кузьмы Кузьмича Иорданова в фильме режиссера Л.Кулиджанова "Когда деревья были большими", который вышел в 1962 году. Герой проживает здесь целую жизнь, прошлую и настоящую, частично намечает свой будущий путь. Так на экране реализуется делая гамма тончайших психологических переживаний: от стыда, раскаяния до боли одиночества и радости обретения личного счастья.
Возвращаясь иногда к прежним комедийно-гротесковым персонажам, Никулин играет их с особым чувством лиризма, к которому даже примешивается ностальгия. Он передает чувства человека наивного и трогательного, вызывающего неизменные зрительские симпатии, хотя наш жестокий мир не очень жалует людей не от мира сего, чудаков. Таковы его Семен Семенович Горбунков в "Бриллиантовой руке", Тихон в "Двенадцати стульях" или Мячиков в фильме "Старики-разбойники" .
Кадр из фильма "Старики-разбойники" .
Совершенно особое место в кинематографической карьере Юрия Никулина занимают роль современника, лейтенанта милиции Глазычева, в фильме 1965 года "Ко мне, Мухтар!" и совершенно противоположная по тональности роль монаха Патрикея в "Андрее Рублеве", который был снят в 1971 году. Актера трудно узнать и в фильме "Чучело" (1984), где Никулин сумел полностью перевоплотиться и создать образ глубокого гражданского содержания. Созданные Никулиным роли настолько общественно значимы, что зритель уже не настраивается только на смех, когда видит в титрах фамилию Юрия Никулина. Он стал уже универсальным актером, который умеет смешить, но может и заставить плакать. Трудно себе представить, как Юрию Никулину удавалось успевать везде, совмещая работу в цирке с работой в кино, но он все-таки сыграл в кино около 30 ролей.
В 1982 году Юрий Владимирович Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года - его директором. И тогда началась новая эра в его жизни - строительная. Много сил Никулин отдал реконструкции цирка на Цветном бульваре.
Юрий Никулин заставил и своего сына проявить свои организаторские качества. Максим Никулин, в отличие от отца, никогда не мечтал быть клоуном, справедливо рассудив, что вторым Юрием Никулиным ему не стать. Он закончил факультет журналистики МГУ, работал в "Московском комсомольце", на радио, телевидении. Пробиваться пришлось самому, поскольку отец считал, что сын должен всего добиться сам и быть совершенно самостоятельным. Однако после того, как убили директора-распорядителя цирка на Цветном бульваре, Юрий Владимирович попросил сына занять его место, объяснив ему, что не может рисковать еще чьей-либо жизнью. Так Максим Никулин и проработал целый год, ничего не получая за свой труд.
В последние годы для Никулина основной составляющей его профессии стали анекдоты. Он вел знаменитый телевизионный клуб "Белый попугай", где можно было услышать самые свежие или "с бородой" анекдоты из уст артистов или из писем зрителей. Никулин собрал все эти анекдоты, какие-то придумал сам и выпустил три своих знаменитых сборника анекдотов.
Разностороннее дарование Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, который проявился в его мемуарах "Почти серьезно", где артист с легкой иронией рассказал о прожитом. К своей книге Никулин выбрал такой же ироничный и полный внутреннего смысла эпиграф, которым стали слова Станислава Ежи Леца: "Жизнь у людей отнимает страшно много времени". Особенно если эта жизнь заполнена таким множеством дел, которыми приходилось заниматься Юрию Владимировичу. И тем не менее он находил время, чтобы посмотреть по телевидению свой любимый футбол или хоккей, послушать новости и уделить внимание своей коллекции клоунских фигурок. Началась эта коллекция, как всегда, случайно, а потом то сам Никулин ставил фигурку в своем кабинете, то кто-нибудь привозил в подарок.
Кадр из фильма "Они сражались за Родину".
Так он и жил, каждый день опровергая мнение о том, что в жизни клоун должен быть меланхоликом. Умер Юрий Никулин в 1997 году после срочной операции на сердце. Борьба за жизнь артиста продолжалась 16 дней, и все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…
Немного цитат Юрия Никулина.
* Комедия — дело серьезное!
* Не люблю жадность, ложь и подлость.
* Для меня во мне еще много неясного.
* Я уже свой тайм отыграл, сейчас - дополнительное время.
*Слово «цирк» было для меня реальным, понятным, ощутимым.
*Обычно музеи создают после смерти. А тут музей готов. И нам уже не надо умирать.
*Популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал.
*Каждый по-своему понимает, что такое несчастье. Для меня сейчас — это потеря близких людей.
*Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы.
*Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном.
*Я старался учиться у многих людей. И брать то хорошее, что, на мой взгляд, у них было. Но наибольшее влияние оказали, конечно, родители.
*Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте.
*Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, - вряд ли имеет смысл.
*Судьба, это когда по одной колее ночью из двух городов навстречу друг другу выходят два поезда. Они несутся друг на друга, не зная, что едут по одной колее. И все-таки они не встречаются. А знаете, почему? Не судьба!