Какие территории нашей страны наиболее заболочены. Почему самыми заболоченными территориями страны являются северные районы
Топографические материалы, являющиеся уменьшенными изображениями участков земной поверхности, подразделяются на карты, планы и профили .
Топографическим планом называют уменьшенное и подобное изображение на плоскости (на листе бумаги) в ортогональной проекции местных предметов и рельефа малых по размеру участков земной поверхности, принимаемых за плоскость (размером 20х20 кв. км). Иногда план составляют без изображения рельефа. В этом случае его называют ситуационным или контурным.
Участки земной поверхности изображаются на плане без учёта её кривизны, так как размеры этих участков малы .
Значительные по своим размерам участки земной поверхности невозможно получить непосредственно на плоскости без существенных искажений, т.е. с сохранением полного подобия. Такие участки проектируют ортогонально на поверхность земного эллипсоида, а с неё в какой-либо картографической проекции, переносят на плоскость. Полученное таким образом уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости называется картой.
Таким образом, картой называют уменьшенное, подобное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в какой-либо картографической проекции.
Участки земной поверхности изображаются на карте с учётом её кривизны вследствие больших размеров этих участков .
Карта, составленная в проекции Гаусса-Крюгера с изображением ситуации и рельефа называется топографической .
Кроме карт и планов к топографическим материалам относят профили.
Профили местности представляют собой уменьшенное изображение вертикального разреза земной поверхности вдоль выбранного или заданного направления. Они являются топографической основой при составлении проектно-технической документации, необходимой при строительстве подземных и наземных трубопроводов, дорог и других коммуникаций.
Масштабы карт и планов
Отношение длины линии на плане или карте к длине горизонтального проложения соответствующей линии местности называется м а с ш т а б о м карты или плана .
Если L - длина линии на местности, а l - длина линии на карте или плане, то масштаб М определяется соотношением
М = l : L .
При l = 5 cм, L = 250 м М = 1: 500 .
Масштаб выраженный дробью, числитель которой - единица, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз уменьшены линии и предметы при изображении их на плане или карте, называется численным масштабом . Например, 1:5000.
Невооружённый глаз человека способен рассмотреть на чертеже с расстояния 20-25 см точку размером 0.1 мм и более. Поэтому длину горизонтального отрезка на местности, соответствующую отрезку 0.1 мм на плане или карте, называют точностью масштаба карты (плана) или предельной точностью.
Для удобства численный масштаб часто записывают в виде именованного масштаба, например, в 1 сантиметре 50 метров.
Численный масштаб может быть представлен в виде линейного масштаба (рисунок 1).
100 50 0 100 200 300
Рисунок 1 - Линейный масштаб 1: 5000
Линейный масштаб представляет собой линию, разделённую на равные отрезки, называемые основанием масштаба. Основание масштаба соответствует определённому числу метров горизонтального проложения на местности. Например, если основание масштаба равно 2 см, то при численном масштабе 1:5000 это соответствует 100 м горизонтального проложения. Левое основание масштаба делится ещё на 10 частей через 2 мм или на 20 частей через 1 мм, что позволяет определять расстояния по карте с учётом точности масштаба. Малое деление основания масштаба называют ценой деления масштаба. Например, для масштаба 1:5000, изображённого на рисунке 1, цена деления масштаба равна 10 м.
Линейный масштаб применяется для измерения длин линии с невысокой точностью. Для более точных измерений применяют поперечный масштаб . Его гравируют на специальных металлических линейках, называемых масштабными. Для построения поперечного масштаба на прямой откладывают основания масштаба, из концов которых восставляют перпендикуляры (рисунок 2).
Рисунок 2 - Поперечный масштаб
Левое верхнее и нижнее основания масштаба и крайние перпендикуляры делят на 10 равных частей и соединяют соответствующие точки прямыми линиями, как показано на рисунке 2. Из подобия треугольников ВДЕ и bde следует de: ДЕ = Вd: BD, или de = DE*Вd / BD. Так как ДЕ = 0.1 АВ, а Вd = 0.1 BD, то de = 0.1AB*0.1BD = 0.01 AB.
Следовательно, наименьшее деление поперечного масштаба соответствует 0.01 основания масштаба.
Номенклатура карт и планов
Для удобства пользования картой размер одного листа принят близким к квадрату со стороной 40-50 см. Границами листа карты служат меридианы и параллели, широты и долготы которых выбраны так, чтобы обеспечивался указанный размер листа.
Деление карт на отдельные листы меридианами и параллелями называется р а з г р а ф к о й. В основе разграфки карт лежит лист карты масштаба 1:1000000. Листы карт этого масштаба получают делением земного эллипсоида меридианами, проводимыми через 6 0 , и параллелями - через 4 0 . После проектирования земного эллипсоида с построенной сеткой меридианов и параллелей на поверхность конуса и разворачивания его в плоскость получим множество листов карт в поликонической проекции масштаба 1:1000000 со сторонами 4 0 по широте и 6 0 по долготе (рисунок 3). При этом каждый лист карты имеет своё обозначение в соответствии с установленной системой.
Дверная коробка - составляющая дверного блока, служит для навешивания на неё дверного полотна и расположения в ней ответной части фиксирующего устройства. Дверная коробка жестко крепится в дверном проеме, составляя с ним единое целое. Наличие коробки в комплекте двери свидетельствует о повышенной степени сопряжения проёма с дверью, для обеспечения лучшей изоляции разделяемых пространств.
Порог - нижняя поперечная часть дверной коробки. Примечателен тем, что может не входить в комплект коробки либо иметь упрощённую конфигурацию.
Притвор - небольшой равномерный выступ по всему периметру полотна или коробки, служащий ограничителем при закрывании, скрывающий зазоры между полотном и коробкой и повышающий изоляционные свойства двери.
Наличники - специальные декоративные планки, которые закрывают шов, соединяющий дверной проем и коробку. В дверях из стали, могут быть выполнены заодно с коробкой, повышая защитные свойства.
71. Что показывается на разрезе здания?
Разрезом называют изображение здания, мысленно рассеченного вертикальной плоскостью. Если мысленно рассечь здание вертикальной секущей и удалить его переднюю часть, а оставшуюся часть здания спроецировать прямоугольно на фронтальную плоскость проекций (параллельно секущей плоскости), то полученное на ней изображение и будет разрезом этого здания. Разрезы делают по наиболее важным в конструктивном или архитектурном отношении частям здания, по лестничной клетке, оконным и дверным проемам. Разрез здания называют поперечным, когда вертикальная секущая плоскость перпендикулярна продольным стенам здания. Разрез здания называют продольным, когда вертикальная секущая плоскость параллельна продольным
стенам здания. Направление секущей плоскости для разреза обозначают на плане первого
этажа разомкнутой линией со стрелками на концах, показывающей направление проецирования и взгляда наблюдателя. Как правило, направление взгляда на плане указывают либо сверху вниз, либо слева направо.
72. Что называется планом здания?
План здания – это изображение разреза здания, рассеченного мнимой горизонтальной плоскостью, проходящей на определенном уровне. План здания дает представление о его форме, взаимном расположении отдельных помещений. Мнимую секущую плоскость разреза располагают в пределах дверных и оконных проемов. Поэтому на плане здания показывают оконные и дверные проемы, стены и перегородки, встроенные шкафы, сантехническое оборудование и т.п.
73. Выбор оптимальных параметров расположения точки зрения в перспективных проекциях.
Чтобы изображение в перспективе хорошо смотрелось, надо учитывать естественный угол зрения человека, поэтому относительное расположение объекта, картины и точки зрения не может быть произвольным. При выборе точки зрения рекомендуется придерживаться следующих положений:
Главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картинной плоскости и делить картину примерно пополам или находиться в средней трети картины. Картиной называется то. что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету;
Угол между основанием картины и сооружением должен составлять 20 е …40°;
зритель должен находиться на таком расстоянии от предмета, чтобы предмет был включен в конус ясного зрения или был бы в поле ясного зрения. Для этого угол между крайними лучами зрения должен быть в пределах 28°.. .37°;
В том случае, когда у сооружения вертикальные размеры больше горизонтальных, зрителю следует отойти на полторы-две высоты от сооружения для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допускаемых границах;
По расположению картинной плоскости относительно объекта перспективы могут быть двух видов: центральная фронтальная перспектива применяется для построения интерьеров, т. е. перспективы внутреннего вида помещений; угловая перспектива применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае картинная плоскость располагается под углом к объекту.
По расстоянию точки зрения от предмета перспективы могут быть разделены на перспективы с острым, резким ракурсом и перспективы с тупым, пологим ракурсом. Ракурсом называется положение изображаемого предмета относительно картинной плоскости, при котором получается резкое укорочение удаленных от переднего плана частей.
При выборе точки зрения необходимым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наилучшее. Намечая точки стояния, мысленно представить, как будет выглядеть здание.
Каждый план имеет свое название, назначение и особенности. Общепринято классифицировать планы по крупности, расположению и смыслу. В рамках данной статьи затрагивается основное деление — по крупности и расположению.
Пожалуй, стоит идти от общего к частному, поэтому начну я с дальнего плана. Существует он для того, чтобы показать место и время действия, причем, человек в кадре занимает ничтожно мало места или вообще отсутствует. Отличным примером для иллюстрации служат кадры из фильмов о дикой природе.
На общем, или, как его еще называют, ростовом плане , человек занимает практически весь кадр в вертикальной плоскости. Как правило, общий план используют для привязки к месту действия или, говоря другими словами, чтобы акцентировать внимание зрителя на обстановке вокруг героя.
За ними следует средний план , который в свою очередь делиться на первый средний и второй средний . Первый средний план кадрируется в районе пояса и представляет собой, по сути, ту картинку, которую мы видим при разговоре с человеком в реальности,второй же план кадрируется в районе ниже пояса, но выше колен, тем самым, позволяя комфортно наблюдать за действиями героя в кадре на небольшом расстоянии.
Последние два плана — это крупный и детальный . И если в крупный план попадают отражающиеся на лице героя эмоции и чувства, то детальный акцентирует внимание на подробностях.
Хочу заметить, что не стоит придавать слишком сильное значение названиям расположения и крупности планов, так как этипонятия в определенной степени расплывчаты и большинство людей расходятся во мнениях, что именно они обозначают, либо используют другие. Так, например, приведенная в этой статье терминология может применяться в одной видеошколе и быть недопустимой в другой. Кроме того, бывают случаи, когда в таких терминах вообще отпадает какая-либо необходимость, например, если герой, на которого в данный момент времени направлена камера — движется.
Выбирая крупность, стоит избегать кадрирования планов по сочленениям ног(Рис. 1). На рисунке я отрезал область ниже колен. Ноги героя выглядят на нем ампутированными. Чтобы избежать подобного эффекта, можно выполнить кадрирование в середине бедра. А если вам нужен более общий план, то можно перейти к ростовому плану и выполнить кадрирование посередине голени(Рис. 2). Такой план создает ощущение, что герой в чём-тостоит. Аналогичная ситуация происходит с кадрированием по щиколотку — эта область считается наименее удачной для кадрирования, поэтому ее стараются всячески избегать.
Несложно выбрать крупность плана, основываясь на том, как требуется преподнести героя, какие отношения и эмоции вы хотите показать в кадре. Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план использовать нецелесообразно. С дугой стороны, если герой кадра говорит или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный, так как он несет в себе личностное значение.
Чтобы наш зритель не заскучал при просмотре фильма, настоятельно рекомендую менять планы. Однако, прибегая к этому приему, не стоит забывать о некоторых правилах:
- Смена кадров должна происходить приблизительно каждые 5 — 10 секунд.
- Обычно, переходы на крупный план с новым героем кажутся зрителю слишком резкими и вызывают подсознательный дискомфорт. Чтобы этого не происходило, нового героя вводят в видеоряд постепенно. Начинать следует с общего плана, затем переход на средний, который сменяется крупным. Постепенное приближение плана воспринимается естественнее, чем резкие переходы с дальнего на общий. Допустимы и варианты, когда при приближении к герою пропускается одна ступень, например, переход с дальнего плана на второй средний и т. п.
Положение видеокамер во время съемки. Сила отождествления.
Большинство сцен между двумя людьми, обычно это диалоги, снимаются видеокамерами, расположенными симметрично относительно друг друга под небольшим углом за спинами героев. Такой план называется — «план через плечо». В идеальном варианте — при видеосъемках, для реализации этой схемы используют четыре видеокамеры: две на уровне плеча каждого героя и две чуть позади — за спиной. Такое расположение видеокамер называется восьмеркой, либо — внутренним и внешним реверсом.
Стандартный шаблон монтажа взаимодействия двух героев — нарезка внешних планов. Когда нужно углубиться в действие, мы укрупняем план и переходим к нарезке внутренних планов. Когда требуется ослабить контакт зрителей с героями, можно снова вернуться к внешним планам.
Все это не так актуально для полупрофессиональной или любительской съемки, так как позволить себе сразу четыре видеокамеры может не каждый. Как правило, столь сложными и дорогостоящими схемами занимается профессиональная съемочная группа. Однако приемы такой съемки рекомендуется иметь в виду и любителям.
Можно свободно использовать планы разной крупности для каждого героя. Тут стоит отметить следующий момент — зритель отождествляет себя с тем героем, план которого в данный момент крупнее. Поэтому, ели вы хотите акцентировать внимание на ком-то, просто меняйте планы с общего на крупный. Только не забывайте про правила переходов с плана на план, о которых я писал выше.
Другим способом управления силой отождествления зрителя с героем, является изменение расстояние видеокамеры от линии общения двух героев. Чем ближе камера находится к линии общения, тем сильнее мы вовлекаем зрителя в происходящее между героями, будь то сцена венчания в храме или обычный диалог на улице. Для еще большей персонализации камеру можно придвинуть вплотную к линии взгляда(Рис. 3).
Чтобы избежать мини скачков, в случае, когда на «съемочной площадке» присутствует несколько операторов, снимающих одного и того же героя или сцену(подобную ситуацию можно частенько встретить на свадебных торжествах), крупность подаваемых планов, при переходах после монтажа, должна ощутимо отличаться. Хорошей приемом, при этом, является использование разных углов съемки, которые должны быть не меньше 20 градусов, а при идеальном раскладе — 45 градусов.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: дать представление о размещении, особенностях, происхождения и значения озёр, болот, подземных вод, многолетней мерзлоты.
Задачи:
Образовательные:
- Проверить полученные знания о реках России;
- Актуализировать знания об озёрах как составной части гидросферы;
- Выявить происхождение, особенности и географию озёр России;
- Сформировать представление у учащихся о типах болот и причинах их происхождения и важности сохранения;
- Охарактеризовать подземные воды как важнейший природный ресурс страны;
- Получить представление о распространении многолетней мерзлоты на территории России, влиянии на природу и хозяйственную деятельность человека;
- Познакомиться с особенностями покровных и горных ледников.
Развивающие:
- Развить географическое мышление.
Воспитательные:
- Способствовать формированию представлений о красоте, богатстве и разнообразии природы России;
- Воспитать бережное, рациональное отношение к внутренним водам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта России, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (творческое домашнее задание, тестовые задания).
Ход урока
I. Орг. Момент .
II. Проверка домашнего задания .
- Показать по карте реки бассейна Тихого океана, Северного Ледовитого, Атлантического океана.
- Повторить термины: речная система, исток, устье реки, бассейн, падение, уклон реки, водораздел реки, паводок, половодье.
- Тестовые задания.
Главная река со всеми ее притоками – это:
А) речная система; б) режим реки; в) бассейн реки
Превышение истока над устьем – это:
А) уклон реки; б) падение реки
Место где река берет начало, называется:
А) исток; б) устье
Внезапный подъем уровня воды в реке:
А) паводок; б) половодье; в) наводнение
Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
А) твердый сток; б) годовой сток; в) расход воды
Наиболее низкий уровень воды в реке – это:
А) половодье; б) межень; в) паводок
Большинство рек России имеют питание:
А) дождевое; б) ледниковое; в) снеговое; г) смешанное
От климата зависит:
А) режим реки; б) скорость течения; в) направление течения
Причинами половодья являются:
А) весеннее таяние снега на равнине; б) выпадение ливневых дождей
Чем больше падение реки, тем:
А) больше скорость течения реки; б) больше годовой сток; в) больше площадь бассейна
III. Изучение нового материала.
Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, отгадайте загадку:
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нём все отражается...
Как это зеркало называется?
Скажите, сегодня на уроке о чём мы будем разговаривать? (Об озёрах )
Озёра, так же как и реки являются внутренними водами. Кроме рек и озёр что ещё относят к внутренним водам? (Болота, ледники, подземные воды, многолетнюю мерзлоту )
Сформулируйте нашу сегодняшнюю тему урока. («Озёра, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота» ) (слайд 1 )
Давайте вспомним из курса 6 класса, что такое озеро? (варианты ответов учеников) (слайд 2)
Известный русский поэт А. Блок передал нам своё восприятие озера так:
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
(«Над озером»)
Такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира, 3 млн озёр. (Слайд 3) Они неравномерно размещены по территории нашей страны. С чем это связано? (расположение озёр зависит от типа климата, расположения водоупорных пластов, геологического строения ).
Наибольшее количество озёр сосредоточено на Северо-Западе Русской равнины, на низменностях Средней и Северо-Восточной Сибири, а так же на юге Западной Сибири.
Большинство озёр России – это пресные, сточные озёра, из которых вытекают реки, но есть и солёные, например, Баскунчак, Эльтон, Чаны, Каспийское море-озеро. Эльтонское озеро – самое большое и известное соляное озеро; оно известно своими целебными свойствами. Люди, приезжавшие сюда на костылях, через некоторое время возвращались домой, оставив костыли в местном санатории. (слайд 4)
Как вы уже сказали, озеро – это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Давайте вспомним, какие различают озёра по типу котловин.
Тектонические озера (слайд 5)
Каспийское озеро – самое большое на Земле, в прошлом оно соединялось с океаном, и было морем. За размеры и состав воды его называют морем. В результате тектонических движений, произошло медленное опускание обширных участков земной коры, т.о. возникла котловина Каспийского озера.
Котловина Байкала образовалась в результате опускания участков земной коры по разлому. Байкал самое глубокое озеро мира (1642 м.)
Ледниковые озера (котловины были образованы под действием силы тяжести древнего ледника) расположены на северо-западе русской равнины. Самые крупные из них Ладожское, Онежское, Имандра.
Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на п-ве Камчатка. При извержении такое озеро выкипает.
Термокарстовые озера (слайд 6) образуются на территориях с многолетней мерзлотой. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии много таких озер. Самое известное – озеро Неджели.
Карстовые озера образуются в том случае, если имеется распространение растворимых в воде горных пород (известняков, гипсов, доломитов).
Лиманные озера (слайд 7)
На низинных берегах Черного, Азовского и некоторых других морей широко распространены лиманные озера – продукт взаимодействия реки и моря: затопленное морем устье реки постепенно отчленяется от моря косой, воздвигающейся между морем и рекой, и превращается в лиман. Лиманные озера узкие и неглубокие, в очертаниях сохраняют извилистость затопленных речных долин.
Озера-старицы
По долинам рек разбросаны пойменные озера. Это старицы – оставленные рекой русла, узкие и длинные, усиленно зарастающие тростником и камышом.
Завальные или запрудные озера
В особую группу выделяются завальные, или плотинные, озера, Образующиеся в результате обвалов в горах. Загромождая узкие долины горных рек, обвалы часто создают высокие прочные плотины, выше которых по реке начинается образование озера. Много таких озер на Кавказе и в других горных районах страны.
Водохранилища созданы на крупных российских реках для накопления и хранения воды в целях ее использования в хозяйстве. Например, Камское, Куйбышевское, Рыбинское, Красноярское, Братское.
Ребята, каково значение озёр в природе и жизни человека? (слайд 8)
Запись в тетради:
- Озёра влияют на климат, охлаждая и увлажняя воздух летом на побережье.
- Озёра питают реки.
- Озёра изменяют рельеф (создают дно и берега, обрывы и террасы и т.д)
- Способствуют поднятию грунтовых вод.
- Пресные озёра – источники питьевой воды.
- В озёрах ловят рыбу.
- Озёра – транспортные пути.
- Озёра – замечательные места отдыха.
Но кроме положительных моментов, есть ещё и отрицательные, так например, создание водохранилищ приводит к разрушению берегов, затоплению лесов, с\х угодий, деревень, дорог (пример – строительство целого каскада водохранилищ на Волге привело к исчезновению многих населённых пунктов и приведению в непригодность полей и пастбищ).
IV. Физкультминутка.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Вспомните, как на физической карте обозначаются болота? Какие места на территории России наиболее заболочены? (Западная Сибирь, Северо-Запад Русской равнины, юг Дальнего Востока ).
А сейчас мы выслушаем доклад на тему «Болота». (слайд 9)
Кроме рек, озёр и болот к внутренним водам относятся ледники, подземные воды и многолетняя мерзлота. О них мы послушаем следующие сообщения, подготовленные вашими одноклассниками. (Зачитываются сообщения на темы «Ледники и многолетняя мерзлота», «Подземные воды»)(слайд 10, 11, 12)
V. Закрепление.
Фронтальный опрос:
Какие типы озёрных котловин есть в нашей стране? Где и почему они размещаются?
Какие территории нашей страны наиболее заболочены? Почему?
Какое значение для жизни человека имеют подземные воды?
В каких районах России сосредоточены ледники?
Назовите причины образования многолетней мерзлоты, районы её размещения, влияние мерзлоты на природу и деятельность человека.
VI. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Оценивание, выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
(слайд 13)
§13; обозначить на контурных картах границу многолетней мерзлоты, наиболее крупные озёра страны; творческое задание наиболее сильным ученикам (