Какие органы чувств есть у моллюсков. Урок «Тип Моллюски
На этом уроке мы продолжим изучение метод решения систем уравнений, а именно: метода алгебраического сложения. Вначале рассмотрим применение этого метода на примере линейных уравнений и его суть. Также вспомним, как уравнивать коэффициенты в уравнениях. И решим ряд задач на применение этого метода.
Тема: Системы уравнений
Урок: Метод алгебраического сложения
1. Метод алгебраического сложения на примере линейных систем
Рассмотрим метод алгебраического сложения на примере линейных систем.
Пример 1. Решить систему
Если мы сложим эти два уравнения, то y взаимно уничтожатся, и останется уравнение относительно x.
Если же вычтем из первого уравнения второе, взаимно уничтожатся x, и мы получим уравнение относительно y. В этом и заключается смысл метода алгебраического сложения.
Мы решили систему и вспомнили метод алгебраического сложения. Повторим его суть: мы можем складывать и вычитать уравнения, но при этом необходимо обеспечить, чтобы получилось уравнение только с одним неизвестным.
2. Метод алгебраического сложения с предварительным уравниванием коэффициентов
Пример 2. Решить систему
Член присутствует в обоих уравнениях, поэтому удобен метод алгебраического сложения. Вычтем из первого уравнения второе.
Ответ: (2; -1).
Таким образом, проанализировав систему уравнений, можно увидеть, что она удобна для метода алгебраического сложения, и применить его.
Рассмотрим еще одну линейную систему.
3. Решение нелинейных систем
Пример 3. Решить систему
Мы хотим избавиться от y, но в двух уравнениях коэффициенты при y разные. Уравняем их, для этого умножим первое уравнение на 3, второе - на 4.
Пример 4. Решить систему
Уравняем коэффициенты при x
Можно сделать иначе - уравнять коэффициенты при y.
Мы решили систему, дважды применив метод алгебраического сложения.
Метод алгебраического сложения применим и при решении нелинейных систем.
Пример 5. Решить систему
Сложим эти уравнения, и мы избавимся от y.
Эту же систему можно решить, дважды применив метод алгебраического сложения. Сложим и вычтем из одного уравнения другое.
Пример 6. Решить систему
Ответ:
Пример 7. Решить систему
Методом алгебраического сложения избавимся от члена xy. Умножим первое уравнение на .
Первое уравнение остается без изменений, вместо второго записываем алгебраическую сумму.
Ответ:
Пример 8. Решить систему
Умножим второе уравнение на 2, чтобы выделить полный квадрат.
Наша задача свелась к решению четырех простейших систем.
4. Заключение
Мы рассмотрели метод алгебраического сложения на примере решения линейных и нелинейных систем. На следующем уроке рассмотрим метод введения новых переменных.
1. Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. - М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
1. Раздел College. ru по математике.
2. Интернет-проект «Задачи» .
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» .
1. Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 125 - 127.
Нужно скачать поурочный план по теме » Метод алгебраического сложения ?
Моллюски, или мягкотелые, объединяют около 130 тыс. видов животных, обитающих в пресной и соленой воде, ряд видов приспособились к жизни на суше. Первичноротые, вторичнополостные животные.
Животные типа объединяются в несколько классов: класс Брюхоногие (Gastropoda), класс Двустворчатые (Bivalvia), класс Головоногие (Cephalopoda). Для животных этого типа характерны следующие морфофизиологические особенности:
Внешнее строение. Двусторонне-симметричные животные, но некоторые виды становятся асимметричными из - за спирального закручивания тела. Метамерия сохраняется только у ряда примитивных видов, у остальных образуется несегментированное тело, состоящее у большинства из головы, туловища и ноги;
Вторичнополостные животные, в полостях целома находятся сердце и гонады. Туловище образует мантию, в мантийной полости находятся органы дыхания, в нее открываются выделительная, половая и пищеварительные системы;
На спинной стороне обычно располагается защитная раковина, в глотке большинства моллюсков имеется радула, терка для размельчения пищи;
Нервная система. Центральная нервная система разбросанно - узлового типа.
Кровеносная система н езамкнутая, имеется сердце, состоящее из желудочка и предсердий, иногда появляются дополнительные сердца.
Дыхательная система. Органы дыхания - жабры или легкие.
Выделительная система. Органы выделения представлены одной или двумя почками метанефридиального типа.
Размножение. Многие моллюски раздельнополы, но встречаются и гермафродиты. Развитие прямое или с превращением, личинка у низших - трохофора, у большинства остальных - личинка велигер.
Филогения. Появились моллюски в конце протерозойской эры от неспециализированной группы многощетинковых червей. Основные ароморфозы, которые привели к появлению типа Моллюски, следующие:
1. Сегменты сливаются в небольшое количество отделов тела, каждый из которых обеспечивает определенные функции.
2. Произошла дальнейшая концентрация нервной системы - образование крупных нервных узлов в различных отделах тела.
3. Появилось сердце, увеличившее скорость кровообращения, что существенно повысило интенсивность метаболических процессов.
4. Возникли пищеварительные железы, обеспечившие более быстрое и полное переваривание пищи.
5. Образовались раковины, выполняющие функции наружного или внутреннего скелета и защищающие моллюсков.
Строение и жизнедеятельность
На голове находятся ротовое отверстие, органы чувств. Сильно утолщенная брюшная сторона образует различные типы ног. Нога, как орган передвижения, может иметь различную форму: у плавающих форм превращается в широкие лопасти или в жгуты - "руки", у ползающих - в плоскую подошву.
© Полость тела. Внутренние органы находятся внутри тела в паренхиме, но имеются полости, заполненные жидкостью. Вторичная полость частично редуцировалась, в остатках целома находится сердце (в перикарде) и половые железы (в полости гонад). Таким образом, полость тела образована остатками первичной полости и сильно редуцированным целомом. Такая полость называется смешанной полостью, или миксоцелью.
© Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки. В глотку открываются протоки слюнных желез, в среднюю кишку открываются протоки печени.
© Органы дыхания у большинства видов представлены жабрами, у наземных представителей и у форм, вторично перешедших к водному образу жизни - легкими. Жабры и легкие - видоизмененные участки мантии, в которых очень много кровеносных сосудов. Для вентиляции легочной полости моллюски, живущие в воде (прудовики, катушки), периодически поднимаются к ее поверхности.
© Кровеносная система незамкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце находится в околосердечной сумке перикарде и состоит из одного или нескольких предсердий и одного желудочка. От желудочка отходят артерии, сосуды, по которым кровь течет от сердца ко всем органам. Часть пути кровь проходит не по сосудам, а по полостям между внутренними органами. Затем кровь по венозным сосудам течет к жабрам или легким, происходит газообмен и обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце.
© Органы выделения. Почки, представляющие собой видоизмененные метанефридии. Каналец каждой почки начинается воронкой в околосердечной сумке (в целомической полости), а другим концом открывается в мантийную полость.
© Нервная система у большинства моллюсков представлена несколькими парами нервных узлов, которые расположены в различных частях тела и связаны комиссурами, от них отходят нервы к различным органам. Нервная система такого типа называется разбросанно - узловой. Помимо рефлекторной деятельности нервная система выполняет функции регуляции роста и размножения путем выделения различных нейрогормонов. Из органов чувств - органы химического чувства и равновесия, они встречаются у всех представителей, у многих видов имеются глаза.
© Размножение. Размножаются моллюски только половым способом. Большинство из них раздельнополые, у гермафродитных форм (легочные моллюски) оплодотворение перекрестное. Из яйца выходит личинка - трохофора, которая по строению очень похожа на личинку кольчатых червей. У некоторых видов из этой личинки или минуя ее, образуется другая личиночная стадия - велигер (парусник), из которой развивается взрослая форма. Среди моллюсков также встречается прямое развитие (многие пресноводные и наземные моллюски, головоногие моллюски). В этом случае из яйца выходит маленький моллюск, похожий на взрослого.
Представители. Наиболее распространенные моллюски относятся к трем классам: Брюхоногие (Gastropoda), Двустворчатые (Bivalvia), Головоногие (Cephalopoda).
Животных, основная часть которых обитает в морях и океанах. К ним относятся такие животные как перловица, беззубка , слизень полевой, виноградная улитка и другие. Все они имеют мягкое тело, выделяющее много слизи и покрытое раковиной или её остатками. Характерными органами моллюсков являются мантия и нога.
Строение мягкотелых
Эти животные обладают значительно более сложным строением, чем черви . Они появились на планете позже червей и по своему происхождению связаны с ними.
Раскрыв обе створки раковины, можно увидеть, что по бокам тела моллюска свешиваются две складки кожи. Они охватывают с боков все тело, напоминая этим старинную одежду – мантию. Поэтому упомянутые складки и назвали мантией. Края мантии переходят в раковину.
Пространство между телом и мантией носит название мантийной полости. Тело мягкое. Поэтому таких животных называют мягкотелыми, или моллюсками. В мантийной полости находятся внутренние органы моллюска. Их можно рассмотреть, лишь отвергнув мантию.
С задней части моллюска створки раковины не прилегают плотно друг к другу. Не мыкаются плотно в этом месте и половинки мантии. Между ними остаются два отверстия. Через нижнее вводное отверстие свежая вода поступает в мантийную полость. Через верхнее выводное отверстие она попадает наружу. Постоянное движение воды поддерживается непрерывными колебаниями многочисленных мерцательных ресничек, покрывающих внутренние органы животного.
Хотя моллюски и отличаются большим своеобразным строением, они имеют немало признаков, указывающих на их происхождение от древних червей, в частности от кольчатых червей. Эти признаки наиболее ярко выражены во время зародышевого и послезародышевого развития моллюсков и кольчатых червей.
Маленький (до 5 см) речной моллюск дрейссена речная имеющий раковину треугольной формы, причиняет значительный вред судоходству. Целыми гроздьями, поселяясь на днищах барж и пароходов, дрейссены замедляют их ход, и суда приходится специально очищать от них. Эти моллюски засоряют также трубы речных водопроводов и турбинные решетки гидроэлектростанций. В морях, в частности в Черном море, живут моллюски древоточцы, повреждающие деревянные суда и портовые сооружения.
Виды
Обыкновенный прудовик – лат. Limnaea stagnalis. Особенностью обыкновенного прудовика, как и всех представителей семейства прудовики, является своеобразное плавание в воде.
Гигантская тридакна или треуголка – лат. Tridacna gigas. Гигантская тридакна является одной из самых крупных двустворчатых моллюсков.
Урок биологии в 7 классе. «_____»_____________________ 20____ г.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа.
Цель. Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.
Задачи.
Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.
Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»
Метапредметные.
Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса БрюхоногиеКоммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
Личностные.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования
Ход урока.
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты. (слайд 1)
1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.
2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.
3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.
4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.
5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг - первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.
Про каких животных говорится?
(Моллюски) (слайд 2,3)
Моллюски - от латинского слова «molluskus», что в переводе означает - мягкий. И Действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных - малакология.
Изучение новой темы.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд 4)
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.
Моллюски - трёхслойные двустороннесимметричные животные. Однако у некоторых моллюсков, например, у катушки, прудовика, в связи со смещением внутренних органов, тело асимметрично. (слайд 5)
Тело моллюсков подразделяется на голову, туловище и ногу. У некоторых моллюсков отсутствуют голова или нога. Нога представляет собой непарный вырост брюшной стенки тела. У некоторых двустворчатых моллюсков нога отсутствует, например у мидий.
У головоногих моллюсков нога преобразована в щупальца.
Кожная складка вокруг туловища образует мантию. Между мантией и туловищем имеется пространство - мантийная полость.
Тело большинства моллюсков прикрыто раковиной.
Снаружи раковина покрыта рогоподобным веществом, а изнутри перламутром и состоит из углекислого кальция.
Наука, изучающая раковины моллюсков — конхиология.
У таких моллюсков как кальмары, осьминоги, корабельный червь раковина отсутствует. (слайд 6)
Внутреннее строение моллюсков сходно с другими изученными беспозвоночными животными, но имеет и свои особенности.
Например, в процессе индивидуального развития у моллюсков вторичная полость тела, подвергается редукции, образуя остатки целома, окружая сердце и половые железы.
(слайд 7) Пищеварительная система моллюсков состоит из передней, средней и задней кишки.
У многих моллюсков в глотке имеется радула или тёрка с зубчиками, с помощью которой измельчается пища.
Глотка переходит в пищевод, который переходит в желудок. Далее расположен кишечник. В пищеварительной системе имеются пищеварительные железы - слюнные, печень. У моллюсков, питающихся взвешенными частицами, например у мидии, в пищеварительной системе отсутствуют глотка, тёрка и слюнные железы.
(слайд 8) Кровеносная система у представителей типа незамкнутая. Кровь незамкнутой кровеносной системы движется между внутренними органами. Сердце моллюсков состоит из предсердия и желудочков.
(слайд 9) Дыхательная система беззубки состоит из жабр, а виноградной улитки из лёгкого.
Почему у этих моллюсков разные органы дыхания? Различие в органах дыхания зависит от среды обитания моллюска. Виноградная улитка обитает в наземно-воздушной среде, а беззубка - в водной.
(слайд 10) Нервная система у моллюсков узловая: три пары нервных узлов с отходящими нервами. Наиболее сложное строение нервной системы у Головоногих моллюсков.
(слайд 11) Выделительная система усложняется по сравнению с кольчатыми червями.
Она образована парными почками, соединенными с околосердечной сумкой.
(слайд 12) Развитие органов чувств связано с образом жизни моллюска. У быстро плавающих моллюсков хорошо развиты глаза.
У кальмаров и осьминогов строение глаза схоже с глазом млекопитающего животного.
У моллюсков развиты органы химического чувства, равновесия и осязания.
Размножение.
Большинство моллюсков - раздельнополые (двустворчатые, головоногие)
Брюхоногие - гермафродиты.
Оплодотворение - наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
Развитие : прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)
Первичное закрепление знаний.
(слайд 13)
Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”
Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)
Задание:
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
в) найдите выпуклую часть раковины - вершину;
г) найдите изогнутые линии - годичные кольца;
д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
Форма.
Окраска.
Наличие годичных колец на раковине.
Наличие оборотов на раковине.
Прочность раковины.
Значение раковины.
Блиц- опрос. (слайд 14,15,16)
1. Среда обитания моллюсков:
Моря, пресные водоёмы, суша.
2. Симметрия тела большинства моллюсков:
Двустронняя.
3. Тело большинства моллюсков защищено:
Раковиной.
4. Тело покрыто кожной складкой:
Мантией.
5. Между телом и мантией находится:
Мантийная полость.
6. Тело большинства моллюсков состоит из:
Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.
7. Кровеносная система:
Незамкнутая.
8. Органы дыхания:
Лёгкое или жабры.
9. В пищеварительной системе появляются органы:
Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
10. Органы выделения:
Почки.
11. Нервная система:
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
12. Органы чувств:
Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
13. По способу размножения моллюски:
Раздельнополые и гермафродиты.
Итоги урока. Рефлексия.
. Что нового сегодня узнали на уроке.
. Как оцениваете свою работу на уроке
Домашнее задание.
§11, сообщение о любом представителе типа
В презентации использованы слайды из презентации учителя биологии Щирской Виктории Петровны и презентации с сайта «Инфоурок
Моллюски
представляют собой один из многочисленных типов животных, к ним относится около 130 тыс. видов.
В подавляющем большинстве моллюски - типичные водные животные, они населяют моря, океаны, пресные водоемы. Сравнительно немногие (легочные моллюски) приспособились к жизни на суше. Большинство моллюсков - донные животные.
Наиболее общими характеристиками моллюсков можно считать отсутствие сегментации и билатеральную симметрию. Следует, однако, отметить, что у разных их групп тело становится асимметричным в результате смещения или неравномерного роста различных органов. Особенно ярко асимметрия выражена у брюхоногих моллюсков вследствие торсии и возникновения турбоспиральной раковины.
Тело
не имеет метамерного строения и разделяется на три отдела: голову
(отсутствует у двустворчатых моллюсков), туловище
(у многих в виде внутренностного мешка) и ногу
.
Большинство моллюсков имеет раковину. Форма раковины изменчивая. Она обычно состоит из трех слоев: наружного - периостракума , среднего - остракума (фарфоровидный) и внутреннего - гипостракума (перламутровый). Два внутренних слоя построены из карбоната кальция, который откладывается поверх органического матрикса. Раковина - продукт выделения мантии. Мантия (паллиум) - спинная складка покровов. Эпидермис мантии секретирует слизь, белок, соли кальция.
Между мантией и телом находится мантийная полость. Органы, расположенные в мантийной полости (жабры, органы химического чувства осфрадии) или открывающиеся в нее (отверстия почек, задней кишки, полового аппарата), составляют мантийный комплекс органов. Тело покрыто однослойным эпителием со слизистыми и белковыми железами. Мускульный мешок отсутствует, развита специализированная мускулатура.
Моллюски - вторичнополостные животные, с неметамерным остаточным целомом. Целом представлен околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены паренхимой.
Пищеварительная система
состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки
. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке языка с теркой
(радулой). Радула служит для захвата и перетирания пищи. Пищеварительными железами являются слюнные и печень. Слюнные открываются в глотку, они секретируют слизь, которая обволакивает пищу, некоторые секретируют ядовитые вещества. Протоки печени открываются в желудок. Органы выделения - почки
. Воронки почек открываются в перикардиальную полость, выделительное отверстие - в мантийную полость.
Органы дыхания - жабры, или ктенидии . Ктенидии состоят из осевой пластинки и лепестков. Жаберные лепестки покрыты мерцательным эпителием. У большинства моллюсков имеется одна пара ктенидиев, реже две пары или больше. Органом дыхания сухопутных моллюсков является легкое. Кожное дыхание характерно для большинства моллюсков.
Кровеносная система
моллюсков незамкнутая. Кровь течет не только по сосудам, но и лакунам и синусам, расположенным между органами. Имеется сердце, состоящее чаще из одного желудочка и двух предсердий.
Нервная система примитивных моллюсков лестничного типа, представлена окологлоточным нервным кольцом и продольными стволами , связанными комиссурами. Ганглии слабо дифференцированы или отсутствуют. У высших форм нервная система разбросанно-узлового типа. Ганглии обособлены, расположены в разных частях тела моллюска, соединены между собой коннективами. Органы чувств разнообразные: глаза, осфрадии, обонятельные ямочки, статоцисты, сенсорные клетки.
Моллюски размножаются только половым путем . Большинство из них - раздельнополые животные, но много и гермафродитов. Типы дробления яиц : полное равномерное или полное неравномерное, дискоидальное. Развитие прямое или с метаморфозом. Имеются одна или две личинки.
У животных различают два типа симметрии тела: лучевую (радиальную) и двустороннюю (билатеральную) . Лучевая симметрия тела свойственна водным малоподвижным или прикрепленным животным. Она выражается в наличии у них органов, многократно повторяющихся по радиусам вокруг продольной оси их тела. Поэтому через продольную ось тела можно провести несколько продольных плоскостей, разделяющих тело на ряд зеркально повторяющихся частей. Двусторонняя симметрия характерна для животных, активно передвигающихся в водной, наземной или почвенной средах. Через их тело можно провести только одну продольную плоскость, делящую его на левую и правую зеркальные части. У таких животных различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны. Передний конец тела преобразован в головной отдел с расположенными на нем органами чувств (зрения, обоняния и др.) и ртом. Благодаря комплексу органов чувств, расположенных на переднем конце тела, активно передвигающееся животное быстро ориентируется в среде обитания. Этот тип симметрии имеет подавляющее большинство животных.
Тип моллюсков (Mollusca) подразделяется на два подтипа: подтип боконервные (Aculifera) и подтип раковинные (Conchifera).
Подтип боконервные моллюски . Наиболее примитивная группа моллюсков. Характерные признаки: цельная раковина отсутствует. Раковина представлена пластинками или шиповатой кутикулой с известковыми спикулами на дорзальной стороне тела. отсутствуют глаза, щупальца и статоцисты; внутренностный мешок не развит; челюсти отсутствуют; нервная система лестничного типа; личинка - трохофора.
Подтип Aculifera включает надклассы: Polyplacophora - панцирные хитоны) и Aplacophora - беспанцирные (бороздчатобрюхие, ямкохвостые).
Подтип раковинные моллюски.
Наиболее характерные признаки:
раковина цельная, двустворчатая, отсутствует у некоторых представителей; покровы без кутикулы; внутренностный мешок часто хорошо развит; голова у большинства представителей обособлена;
на голове располагаются глаза, щупальца. Имеются статоцисты;
челюсти имеются; нервная система обычно разбросанно-узлового типа;
развитие прямое и с метаморфозом. Личинок две - трохофора и парусник.
К подтипу относятся моллюски 5 классов: моноплакофоры, брюхоногие моллюски, лопатоногие моллюски двустворчатые, головоногие моллюски.
Класс брюхоногих моллюсков подразделяется на подклассы: переднежаберных, заднежаберных и легочных. Подкласс легочные включает два надотряда: стебельчатоглазые и сидячеглазые.
Класс двустворчатых моллюсков подразделяют на два подкласса: первичножаберные, жаберные.
Класс головоногих подразделяют на два подкласса: Tetrabranchia и Dibranchia, в состав которого входят отряды: каракатицы, кальмары и восьминогие