Какие модули лучше ставить на ис. Тяжелый танк ис
ИС является тяжелым советским танком седьмого уровня и одной из самых популярных машин на своем уровне в игре World of Tanks . Связано это с тем, что ИС находится в ветке, которую завершает ИС-7. Большинство новичков стремятся первым прокачать именно этот танк десятого уровня, поэтому поиграть на ИСе им придется обязательно.
В целом, ИС не сильно отличается от своего предшественника КВ-1С. Схожая динамика (максимальная скорость у ИСа ниже, зато чуть больше удельная мощность), орудия отличаются только скорострельностью, все также плохой обзор для своего уровня и слабая, но довольно рикошетная броня. Если вы хорошо играли на КВ-1С, то и ИС для вас не будет проблемой.
Надо сказать, что ИС можно открыть также с КВ-13, среднего советского танка седьмого уровня. В таком случае придется привыкать к долгой перезарядке. Хотя из ИСа можно сделать и своеобразный средний танк. На него есть возможность установить орудие калибром 100 мм и средним разовым 250. В таких случаях игроки в ворд оф танк обычно оставляют и стоковую башню, которая поворачивается заметно быстрее топовой.
В целом, это играбельный вариант, хотя большинство игроков отдают предпочтение топовому орудию калибром 122 мм с разовым уроном 390. Конечно, 390 разового урона на седьмом уровне не так много, как на шестом. Но это все еще максимальное значение, если не брать в расчет фугасные снаряды.
Проблемой может быть только посредственное пробитие обычным снарядом в 175 мм. Если на КВ-1С этого хватало с лихвой, то на ИСе вы уже можете испытывать серьезные проблемы. Даже Тигра, вставшего ромбом, пробить получится не всегда. Здесь есть два решения.
Во-первых , можно использовать в критических ситуациях подкалиберные снаряды с пробитием в 217 мм.
Во-вторых , можно изменять тактику. Хорошая динамика позволяет исполнять на ИСе роль среднего танка. Особенно это актуально в боях с восьмыми и, тем более, девятыми уровнями, которые ИС в лоб будет пробивать с большим трудом. В боях же с одноуровневыми противниками можно отыгрывать роль и обычного тяжелого танка.
Одним из серьезных недостатков ИСа является посредственный обзор (350 метров у топовой башни). На открытых пространствах танк может быть абсолютно беззащитным против более «глазастых» машин. Да и ужасная «точность» не позволят эффективно перестреливаться на больших дистанциях.
Зато на картах городского типа, в узких проходах и ущельях ИС является грозным противником. Размен по ХР для него является выгодным из-за высокого разового урона. На перезарядку нужно обязательно закатываться за укрытие, чтобы не получить лишний урон. На ИСе неплохо работает и обратный ромб. Его, кстати, желательно хорошо освоить, так как обратный ромб очень эффективен на ИС-3, следующем танке ветки.
Из оборудования обычно ставят досылатель (он никогда не бывает лишним), усиленные приводы наводки (долгое сведение является слабым местом ИС) и стереотрубу. Последнюю нередко заменяют улучшенной вентиляцией. Но нужно сказать, что в ворлд оф танкс после патча 0.8.6 ИС нередко попадает по противникам, которые находятся на значительном расстоянии, поэтому иногда можно реализовывать и засадную тактику, а для нее незаменимой является стереотруба.
Из снаряжения обычно берут стандартный набор: ремкомплект, аптечка, огнетушитель. Горит ИС не очень часто, но потерять весь запас прочности из-за пожара бывает очень обидно. Набор навыков и умений для членов экипажа стандартен для тяжелого танка: безусловно, необходим ремонт. Шестое чувство для командира не так актуально из-за ориентированности ИСа на ближний бой. Для механика-водителя и наводчика будут полезны умения плавный ход и плавный поворот башни.
В целом, ИС является достаточно простым в освоении танком: избегайте открытых пространств, навязывайте противникам ближний бой, а соперников выше уровнем обходите с фланга.
В заключение небольшой видео гайд-обзор по ИС с ютуба (не мой)
Введение
Советский тяжелый танк восьмого уровня. Согласно официальной статистике это самый популярный танк за всю историю . Ни один бой 8-10 уровня в рандоме не обходится без «деда». Универсальность и тактическая гибкость снискали ему славу среди новичков и матерых танкистов.
Историческая справка
Как только первые покинули заводские корпуса в 1944 году, конструкторы сразу же решили усовершенствовать новый танк прорыва. Для создания конкуренции производственное задание было распределено между заводом №100 и Челябинским Кировским заводом.
На отработанное шасси установили новую башню, а корпус получил характерный «щучий нос» (расположенные под углом плиты верхней лобовой части). Перекомпоновка коснулась и внутреннего пространства. За счет сокращения радиста-стрелка с курсовым пулеметом удалось нарастить броню и увеличить объем боевого отделения.
Вопреки распатроненному мнению, танки ИС-3 не успели поучаствовать во Второй мировой войне. Первая партия смогла только продефилировать на Берлинском параде союзных войск, наводя ужас на иностранных военных атташе. А вот после эти монстры засветились во всех значимых региональных конфликтах, начиная с подавления Венгерского восстания и заканчивая арабо-израильскими войнами.
Игровые характеристики
Несмотря на то, что в реальности ИС-3 не встретился на поле боя с равными противниками, игра дала ему шанс поквитаться с монстрами Второй мировой.
Защита
Броня - сильная сторона этого танка. Особенно выделяется на этом фоне башня - 249 мм во лбу, да еще под рациональным углом. Маску орудия после перевода в HD-качество пробить нереально. Единственный минус - раньше башня была бронирована по кругу, но с последними обновлениями борта стали 172, а тыл - 100 мм. Также ее можно пробить в крышку люка, правда, попасть туда сложно.
Корпус бронирован намного хуже (110 мм - лоб, 90 мм - борта, 60 мм - тыл), хотя и тут имеются свои нюансы. «Щучий нос» практически избавляет вас от необходимости ромбовать, ведь броневые листы и так находятся под углом. Самое интересное - фальшборта, за которыми находится обратный угол бронелиста. Если довернуть всю эту красоту под острым углом, то приведенная толщина брони будет в районе 600 мм - без шанса на пробитие любой пушкой.
Огневая мощь
Стоковых пушек у «деда» много, но нас интересует последнее топовое орудие - 122-мм БЛ-9 . Это самое лучшая советская пушка на уровне. Ее базовый снаряд пробивает 223 мм брони при времени наводки в 3,4 секунды, при разбросе 0,4 м на 100 м и при разовом уроне в 390 единиц. Минусы орудия: длительная перезарядка, скорострельность и углы вертикальной наводки.
Динамика
Все привыкли, что тяжелые танки мощные, но медлительные. Так вот, это не про ИС-3 . При всей своей броне он летает как птица. Этому способствует топовый движок В-2-54ИС мощностью в 700 л.с. Переход от стоковой ходовой к гусеницам ИС-3М тоже дает прибавку к подвижности: разворот - плюс три градуса в секунду, грузоподъемность увеличивается на более чем три тонны.
Обнаружение и связь
А вот тут у нас все печально. Обзор - всего 350 метров, что хуже аналогичных показателей у «одноклассников». Рацию можно прокачать от 10РК (440 метров) до топовой Р-113 (730 метров) - это более чем приемлемый показатель.
Прокачка и оборудование
Для начала - все модули можно ставить на танк со стоковой ходовой. Но это вовсе не обязательно. Первым делом вы должны пройти все круги ада и приобрести топовую пушку 122-мм БЛ-9 . С ней игрок перестанет чувствовать себя мальчиком для битья. Затем берем башню от ИС-3М - увеличивает бронирование и запас прочности. И только потом смотрим на движок и ходовую. В последнюю очередь изучаем радиостанцию, так как она не критична с нашим обзором.
Экипаж качаем для прорыва, поэтому первым делом стоит разблокировать всем членам «Ремонт», иначе будете стоять «на гусенице» целую вечность. На втором уровне можно вкачать командиру «Шестое чувство», а остальным танкистам -спецнавыки на выбор. Третий уровень - «Боевое братство». В таком варианте ИС-3 будет наиболее эффективен на передовой.
Спецоборудование закупаем следующее: «Досылатель» и «Стабилизатор». Это обязательно для танка первой линии. В третий слот можете поставить «Вентиляцию» - дает бонус к характеристикам экипажа - или «Ящик с инструментами», если хотите быстро выходить из сломанного состояния.
Расходники - «Малая аптечка» и «Малый ремкомплект». Огнетушитель можно не брать, так как поджигают «деда» очень редко. Вместо него можно взять «Дополнительный паек».
ИС-3 - уникальный танк прорыва, поэтому он должен всегда быть на острие атаки. Но не стоит отрываться от основной массы союзников - такое может случиться благодаря отличной динамике. Стаи средних танков - наши главные враги. Один «дед» - это сила, а два - катастрофа для врага. Формируйте взводы. Действуйте кучно, слаженно, и прорыв фронта гарантирован.
Ваша прочность (1500 единиц) позволяют спокойно выходить на размен с любым одноуровневым противником, но не стоит этим увлекаться. Когда находитесь в прицеле, не стойте как памятник - ерзайте взад-вперед, но не ромбуйте. Если есть куда спрятать корпус, сразу меняйте диспозицию и по возможности танкуйте башней.
Многие идут в клинч на ИС-3 , но это не всегда правильно. Приземистость советских машин может сыграть с вами злую шутку - более высокий противник может без проблем прострелить крышку люка. Лучше держите дистанцию и сближайтесь только для того, чтобы закаруселить и критануть двигатель.
Есть один хитрый прием, который известен всем опытным танкистам на ИС-3 . Если играете в городе или на холмах, подкатываетесь к углу, сдаете назад и выезжаете под острым углом к противнику. Главное - не показывать свой каток и часть лобовой брони корпуса. Обычно у оппонента сдают нервы, и он стреляет в гусеницы или фальшборт. После этого выкатывайтесь, и, пока враг судорожно перезаряжается, наносите урон. Прием повторять до полного успеха.
Когда «дед» попадает в самый низ списка (а это нередко случается), сильно огорчаться не стоит. В отличие от других машин уровня, танк может пригодиться даже в компании десяток. Танковать получится хуже, зато в роли полутяжелого среднего танка ИС-3 просто божественен. Держитесь позади своих бронированных товарищей, ждите момента и заходите с фланга и тыла. Броня, запас прочности и подвижность не дадут вам сложиться в первые секунды маневра, а это главное.
Обзор слабых и сильных сторон танка. Итоги
Плюсы :
- Хорошее бронирование
- Высокий разовый урон
- Отличная скорость и динамика
- Тактическая гибкость
Минусы :
- Неточное и медленное орудие
- Маленький обзор
- Плохие углы вертикальной наводки
- Низкий фарм и дорогой ремонт
ИС-3 - это самая популярная машина в World of Tanks после канувшего в небытие «Кваса». Если вы качаете советскую ветку тяжелых танков, ИС-3 просто обязан быть в вашем ангаре. Только на нем вы сможете ощутить всю прелесть восьмого уровня, независимо от причуд балансера и ВБР.
Удачи в бою!
Отдавая предпочтение советской ветке тяжёлых танков, игроки часто сталкиваются с выбором, какому тяжеловесу отдать предпочтение: или ИС-7? Если проанализировать статистику, выбор в пользу последнего делает львиная доля танкистов. Попробуем разобраться, чем вызван такой интерес.
ИС-7 гайд
Итак, начнём с азов. Для ИС-7 предусмотрена весьма комфортная к прокачке ветка развития. Соответственно, добираясь до главного приза, игроки знакомятся с довольно интересными машинами. Например, КВ-85.
Этот танк появился в игре сравнительно недавно, сменив на боевом посту легендарного «тащера» 6-го уровня КВ1-С. Техника быстро осваивается новичками, приносит много приятных ощущений опытным игрокам.
В этой же ветке находится абсолютная имба 8-го уровня , и его старший собрат Т-10. Обе машины также удобны в освоении, обладают отличным для своего уровня уроном, и дают возможность подготовиться к приобретению ИС-7.
Если говорить о ветке , всё выглядит не так радужно. Здесь имеется единственный заслуживающий внимания танк СТ-1. Возможно, кто-то скажет, что привлекательно выглядит КВ-4, но на этом танке новички познают боль и страдания медлительных тяжей.
Основным критерием для выживания тяжёлых танков в рандоме является запас прочности и толщина приведённой брони. Первым параметром ИС-7 похвастаться не может: 2 150 ХП, это далеко не лучший показатель на уровне. Зато в плане бронирования, советский тяж может дать фору любому танку в игре.
Кроме этого, «семёрка» обладает большей скоростью, лучшей динамикой и манёвренностью, что позволяет менять направления атаки в зависимости от складывающейся ситуации.
Разумеется, что легендарный и привлекательный для многих ИС-7 не лишён недостатков. В частности, боеукладка находится в передней части танка, соответственно пробитие щёк может привести к критическому повреждению и взрыву.
Поговорим о вооружении. На этом фронте у седьмого ИСа не всё так радужно и безоблачно. Итак, на технику устанавливается 130-миллиметровое орудие С-70. Бронепробитие базовым снарядом составляет 250 мм, разовый урон – 490 единиц
. Скорострельность пушки вполне приемлемая на уровне: танк может раздавать до 2 150
единиц урона в минуту. В принципе, показатель не феноменальный, однако, вполне соответствует своему классу техники. Стоит отметить, что характеристики орудия позволяют обходиться без голды, но для большей уверенности и комфорта, десяток подкалиберных снарядов лишним не будет.
Что действительно вызывает недовольство – это точность, стабилизация и долгое время сведения. При стрельбе на дальних дистанциях, танк будет откровенно мазать. В этом плане, ИС-4 выглядит несколько привлекательнее, хотя помимо точности, орудие «четвёрки» уступает в пробитии и разовом уроне.
Отдельной строкой идут некомфортные углы вертикального наведения. Ствол опускается вниз всего на 6 градусов, что препятствует эффективной игре от рельефа.
Куда пробивать ИС-7
Итак, лобовая проекция башни ИС-7 имеет толщину брони в 240 мм, что с учётом маски орудия и правильного расположения броневых плит обеспечивает надёжную защиту от любого орудия в игре. Передняя часть корпуса закрыта 150-миллимитровым бронелистом. Показатель не впечатляющий, однако, танк является счастливым обладателем «щучьего носа», который не даёт пробивать «семёрку» под прямым углом. При этом НЛД и щёки остаются уязвимыми, если танк пытается танковать ромбом, и опытные игроки обычно без труда находят зоны пробития. Поэтому в ближнем бою и клинче необходимо постоянно «танцевать», увеличивая шанс рикошета.
Борта не отличаются хорошей бронёй, зато прикрыты узеньким экраном, который хорошо гасит попадания куммулятивов и подкалиберов. Поэтому частенько даже топовые тяжи не пробивают ИС-7 голдой. Если продолжить аналогию с ИС-4, то этот танк пробивается опытными игроками в лоб без особого труда, что часто служит поводом для недовольства. При этом критики забывают про один нюанс: «четвёрка» комфортно пробивается только под прямым углом. Лёгкий доворот корпуса, и танк уверенно танкует бортом перед противниками любых уровней. Поэтому ИС-7 кажется более привлекательным: пробить тяжа под прямым углом практически невозможно.
Оборудование на ИС-7
Из дополнительного оборудования однозначно устанавливаются досылатель и стабилизатор наводки. Последний слот заполняется вариативно, но лучше сделать выбор в пользу улучшенной вентиляции, чтобы комплексно улучшить все характеристики.
Для боевых расходников выбора нет, поэтому загружаем автоматический огнетушитель, большой ремкомплект и аптечку. Такой набор снаряжения существенно повысит шанс на выживание машины. Если наблюдаются проблемы с серебром, премиумные расходники можно заменить базовыми.
Экипаж ИС-7
Прокачка умений экипажа для ИС-7, мало отличается от стандартного набора любого тяжёлого танка в игре. Поэтому придерживаемся такой последовательности:
Кроме этого, мехводу «семёрки» будет полезно освоить навык «Король бездорожья», что поможет значительно улучшить ходовые характеристики машины. Важно помнить, что один из заряжающих совмещает свою специализацию с обязанностями радиста, поэтому можно освоить навык радиоперехвата. К обязательным перкам относится боевое братство и маскировка.
Как играть на ИС-7
Обзор мы начали со сравнения двух топовых тяжей советской ветки развития. Так вот, ИС-7 является танком прорыва, который может рашить направление, уверенно отбивая бронёй случайные попадания. ИС-4 – это машина обороны, способная уверенно отдефить любую городскую улицу или подставляя под удар врагов борта, сдержать натиск возле своей базы.
Говоря об ИС-7, основной задачей танка является планомерное выдавливание противника на выбранном направлении. При этом, машина также может защищать любой из флангов, который бросили сокомандники.
Итак, пользуясь внушительными параметрами приведённой брони, «семёрке» нужно спрятать НЛД
и принимать башней любые попадания. Стоит отметить, что лобовая броня хорошо держит снаряды, выпущенные ПТ-САУ 10-го уровня, поэтому чисто теоретически, ИС-7 при правильной постановке вполне способен в одиночку сдержать атаку противника.
Если полностью спрятать НЛД не получается, используем любое укрытие, чтобы выезжать на противника подставляя щёки. Здесь бронеплиты расположены под хорошими углами, что даёт высокий шанс на рикошет. Таким образом, можно выглядывать из-за углов зданий, уничтоженной техники. Противник видит только часть башни и корпуса, что не даёт ему наносить урон. Хотя редкие попадания всё же могут заходить в нижний бронелист, но от этого никуда не денешься: полностью спрятать танк на открытых картах не получиться.
Важно понимать, что в одиночестве лучше не оставаться. Против нескольких противников, которые наваливаются скопом, не устоит ни один танк в игре, поэтому в идеале, ИС-7 должны прикрывать 1-2 сокомандника, которые не дадут обойти тяжа с боков.
Помните, что «семёрка
» обладает неплохой динамикой, поэтому вполне успевает занимать выгодные позиции, менять направления атаки или возвращаться для защиты своей базы.
Встречая в рандоме скорострельных противников, лучше сходиться с ними в клинч. Так мы нивелируем преимущество орудия врага, не даём ему выйти из противостояния. Сойдясь в упор, нужно постоянно наводить прицел на орудие противника, мешая ему выцеливать уязвимые зоны. Механика игры устроена таким образом, что выстрел в ствол бронебойным снарядом не причиняет урона, а фугасный заряд становится опасным уже для стреляющего. В клинче не стоит «танцевать» с противником, подставляя уязвимые щёки. ИС-7 вполне может смотреть на противника в лоб, ловя непробития и нанося урон.
ИС-7 вывод
ИС-7 выглядит привлекательно для новичков и опытных танкистов. Танк уверенно чувствует себя на передовой, вскрывая оборону противника как консервную банку. При этом машина не требует привыкания и может тащить даже в неопытных руках. Продолжая сравнение отметим, что ИС-4 больше подходит для опытных игроков, которые могут быстро освоить тонкости игровой механики на этом тяже. Поэтому решая какой тяж выкачивать вначале, чаша весов определённо склоняется в пользу грозного ИС-7.
ИС-7 видео
Появление Советского танка 8 уровня ИС-М не является каким-то удивлением для игроков World of Tansk. Ведь уже давно говорили разработчики что плодотворно занимаются подбором . Предлагаем рассмотреть основные моменты по ТТХ, бронированию и подготовили краткий вывод по танку.
В историческом плане, танк ис м предполагался как глубоко переработанная модификация тяжёлого танка . Проект был предложен конструктором Шашмуриным в 1944 году. Для машины предполагалось усиление брони, перенос моторного отсека в переднюю часть корпуса, а на расположенную в корме башню, установка 122-миллиметрового длинноствольного орудия.
Были подготовлены чертежи, однако проект не получил дальнейшего развития. Выбор был сделан в пользу Объекта 252 (), как более перспективного варианта. Отметим, что вариация этой машины: ИС-2Ш уже появилась в виртуальной вселенной танков, правда, в мобильной версии WoT Blitz. Здесь танк представлен в качестве премиумной техники, в полномасштабной версии игры, он будет введён в прокачиваемую ветку.
ИС-М: тактико-технические характеристики
Начнём с того, что ИС-М имеет вполне достойный запас прочности в 1 500 единиц, и крайне некомфортный обзор в 350 метров. Разумеется, что способность засвечивать противника не является приоритетной задачей для тяжа, но даже с учётом этой особенности, разработчики явно обделили машину дальнозоркостью. ИС-М — 8 уровень ТТ ветки СССР
Вес машины 55 тонн, что отрицательно влияет на динамику и подвижность. Кроме этого, махина приводится в движение 750-сильным двигателем, что позволяет разгоняться до 35 км/час.
Вполне ожидаемо, что техника получилась крайне неповоротливой, зато имеет вполне приемлемый коэффициент незаметности в 11% для неподвижной машины. До показателей маскировки ПТ-САУ это значение не дотягивает, но на фоне большинства одноклассников выглядит вполне достойно.
В качестве топового вооружения, игрокам предлагается 122-миллиметровое орудие Д-25БМ, с показателем бронепробития бронебойным снарядом в 212 мм. Зарядив голду, значение можно увеличить до 240 миллиметров и вполне уверенно раздавать увесистые оплеухи даже «десяткам».
Достойным выглядит и разовый урон в 390 единиц, что, впрочем, уже традиционно для машин этой серии. Скорость перезарядки составляет 12 секунд, что в совокупности с альфой, даёт ДПМ порядка 2 00о единиц.
Добавим, что сводится орудие за 3 секунды и обладает традиционно плохой точностью: разброс составляет 0.42 на 100 метров. Про отрицательные углы склонения лучше не говорить: этот параметр никогда не являлся сильной стороной советских тяжей, а с учётом кормового размещения башни, ствол опускаться не будет вообще.
В плане защищённости, ИС-М wot смотрится вполне достойно. Наиболее крепкой частью лобовой проекции является литая башня: 250 мм, дополненные маской орудия.
Выступающих элементов и огромных командирских лючков на колижен-модели не наблюдается, поэтому можно смело предположить, что танк вполне уверенно сможет танковать башней против противников любого уровня. Борта и корма башни имеют 140 и 120 мм соответственно, что выглядит вполне достойно.
Лобовая часть корпуса также не выглядит уязвимой. Здесь мы имеем ВЛД с толщиной брони в 120 миллиметров с расположенным под хорошим углом бронелистом. Толщина нижней лобовой детали варьируется в пределах 150 мм, и в положении ромбом вполне может держать удары одноклассников. Толщина бортовых пластин составляет 120 мм, кормовых – 80.
Краткий вывод
ИС-М танк довольно интересный и защищённый, способный оказывать достойное сопротивление даже высокоуровневым противникам. Однако игрокам, которые впервые столкнулись с машинами класса «тапок» эта техника доставит немало неприятных минут.
Танк вполне достойно сможет танковать на городских картах, удерживая направление и раздавая неплохой урон. На открытых локациях, геймплей обычно привязан к рельефу, поэтому техника часто будет подставляться под снаряды противника, не имея возможности нормально прицеливаться на холмистой местности.
Добавим, что переднее расположение трансмиссии добавляет процент вероятности к возгоранию двигателя: 120 мм верхней лобовой детали не являются серьёзной преградой для мощных орудий «десяток», однако, хороший угол наклона всегда оставляет шанс на рикошет.
Напоследок выразим неодобрение явно издевательским радиусом обзора: 350 метров считается худшим показателем на уровне, и добавим, что приведённые характеристики не являются утверждёнными, поэтому ТТХ на момент релиза могут измениться.
ИС-М фото
ИС -Советский ТТ 7уровня. Обладает отличными характеристиками ходовой и мощным вооружением.Довольно частый гость на 7-8 лвл.Популярен у играков именно за 122ммД-25т. Могу сказать что начало легендарной ветки ИСов началось именно с него.Об остальном в гайде ниже.
→Прокачка✮
При грамотной игре на ИС-1 вы с легкостью заработаете опыт и серебро и быстро прокачаете свой танк.Итак начнем с тюнинга танка.
Первое что стоит прокачать это шасси тем самым увеличиваем грузоподъемность и маневренность танка.
Во вторых мы прокачаем башню увеличиваем обзор и у нас появляется возможность поставить топовые орудия.
В третих ставим двигатель тем самым увеличиваем мощь нашей машины на 100л.с
Время выбора орудий:
- 100 мм Д-10Т -точное и скорострельное для начала нам подойдет
- 85 мм Д-5Т-85Б -орудие уступает практически всем остальным по характеристикам так что прокачивать его не рекомендуется + к тому-же точность хромает.
- 122 мм Д2-5Т -предтоповое орудие обладает по параметрам уступает только скорострельности орудию 122 мм Д-25Т будет открыта если вы ее прокачали на кв1с.
- 122 мм Д-25Т -Топовое орудие -мощность,скорострельность те самые черты которые необходимы ИСу.К тому же орудие пробивает Т-29 ,Тигр в легкую если знать куда стрелять но с пробитием танков могут быть проблемы.Кроме всего есть еще одна плюшка при прокачке этого орудия мы получаем статус "ПРЕМИУМ танк" что облегчит прокачку экипажа и т.д
Из остального нам остается прокачать рацию 12РТ-625м -дальность связи. ТТ не должен оставаться без связи с союзниками.
Итак, после глобальной прокачки. Перед нами появляется ИС-1 ТОП
ИТОГ за прокачку:
- Потраченно серебра:360590*
- Потраченно опыта:86425*
*модули были прокачены по моему методике что описанно выше.
→Тактика боя✮
- Тактика игры на танке ИС напоминает игру на КВ-1С или на Pz.Kpfw.VI Tiger(P). Но у КВ1С нет – 120 мм наклонной лобовой брони, которая спасает при перестрелках рикошетами от вас.При топовой пушки стоит знать слабые места своих врагов так как бронепробитие у Топ орудия не лучшее. Пушка наша не очень точная, так что попасть в эти точки будет атруднительно но если прицеливаться чуть-чуть выше то все невозможное возможно. Вес самой машины(47,5т)позволяет использовать тактику таранов, ломая противников, но бстоит быть осторожней пр таране того-же ИС-4 урон нанесете себе,а не ему. Стоит всегда использовать свое примущество в лобовой броне(не стоит вставать боком или задней частью к противнику). Благодаря своей маневренности и проходимости ИС можно использовать на участках локации с наибольшим количеством укрытий в виде домов, камней, подъемов местности и т.д.
- Стиль игры зависет полностью от состояния танка и нахождения в списке.
- Мы в стоке- Если вверху списка то прорываемся по флангу но делаем это осторожно,при этом не забываем про урытия.Стоит помнить что вы ведете команду,а не она вас.Вперед вас может ехать только светляк.В картах с полностью открытым пространством,едем ао флангу через кусты.Засветив врага не стоит делать глупости ввиде нападения тараном.Стоит найти укрытие и начать перестрелку.
- Если мы в конце или в середине списка -Тут у нас выбор невелик или охраняем базу или поддерживаем союзников.
- Поддержка союзников на ИСе -с самого начала боя ищем тот танк союзника который сможет укрыть от вражеского обстрела.Так-же стоит взглянуть на его стату через "оленеметр" .После чего согласовываем действия с союзниками и взаимодествуем друг с другом.При обноружении врага мы взаимодействуем следущим образом
- Союзник-выстрел.
- Союзник перезарядка-Вы выстрел по противнику.
- Вы перезарядка-Союзник выстрел по противнику.
- В таком порядке мы уничтожаем врага.
- Мы в топе - В Топ компликтации мы выступаем основной силой,заранее продумываем маршрут прорыва(ни в коем случае это не открытая местность -в картах где есть городские лабиринты едем именно в них.Так как арта не дремлет и попытается нас сбить на открытой местности.При перестрелке с врагом мы учитываем его слабые места (опишу ниже)-Сбиваем гусеницу и разбираем врага тем самым отправляя его пить чай в ангар.В серединке и в конце списка мы поддержка или охрана арты (если она конешно есть)
Наши зоны пробития
скрытый текст
→Дополнительно.❂
Из дополнительного оборудования на танк стоит установить-
досылатель:-10% к времени перезарядке тем самым уменьшаем на чуть-чуть время перезарядки ТОП орудия.
Усиленные приводы наводки:увеличиваем скорость сведения.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны