Как развлекались солдаты. Забавы дембелей: как развлекались старослужащие в советской армии
Истории о таинственных потусторонних созданиях человеко-зверях встречаются в мифологии многих народов мира. О существовании оборотней спорят ученые, у них множество гипотез и объяснений. Узнайте правду об этих созданиях. Как они выглядят и можно ли встретить в их сегодня.
Упоминание оборотней в фольклорах разных народов
Большинство мировых культур имеют сведения о людях, превращающихся в животных. Эти истории схожи. Одинаковы и способы принятия звериной силы. Такие факты позволяют всерьез задуматься, есть ли оборотни.
Перечень легендарных воинов из исторических источников прольёт свет на этот вопрос:
- У древних скандинавов были касты воинов. Известные – берсерки, с медвежьей силой. Они шли в бой без доспехов и не чувствовали боли, издавали звериный рык и считались неконтролируемыми и проблемными в мирной жизни. Известны легенды про ульфхеднаров – «волчьи головы», они были похожи на классических европейских оборотней.
- На Руси бытовали легенды про волколаков. Считалось, что оборачиваться в диких зверей умеют ведьмы и колдуны. Звериный облик – проклятье. Городские легенды, как под волчьей шкурой обнаруживалась человеческая одежда, встречаются и сейчас, особенно в Сибири.
- У ацтеков были воины-ягуары, они облачались в звериные шкуры убитых зверей. Так они перенимали их ловкость и смертоносность.
- В поверьях североамериканских индейцев оборотничество занимает важное место. Определенное животное есть у каждого человека, и способность принимать облик тотемного зверя – высокая степень единения с ним.
- И японские легенды обращаются к оборотням. В них есть существа с человеческим и звериным обликом. К ним относятся кицунэ – девушки-лисицы. Или тануки – человекоподобные еноты с гипертрофированными гениталиями, сулящие удачу.
- Легенды индонезийцев свидетельствуют об умении превращаться в местных обитателей природы, преимущественно в тигров.
У отдельных народностей считается, что в животное сможет обратиться любой человек, снедаемый внутренними противоречиями и горем.
Во многих случаях оборотни связываются с воинским ремеслом, колдовством или проклятиями. Считается, что таким полулюдям свойственна агрессивность и в человеческом облике. Прослеживается связь подобных магических существ с Луной и её циклами.
Оборотни не во всех источниках фигурируют в виде животных. Есть три точки зрения, как проявляется оборотничество.
- В первом случае - классическое полное превращение в зверя. Поверья на Руси указывают на необходимость для этого магических ритуалов – прыжок через воткнутые в пень ножи . Так делали колдуны, чтобы обернуться в волка или иного зверя. Если лезвия вытащить, оборотень не примет человеческое обличье. При превращении такой дикий зверь получает способности животного - острое зрение, феноменальный нюх, и сохраняет человеческую смекалку, ум и хитрость.
- Другой взгляд рассматривает оборотней как чудовищ с чертами человека и зверея.
- Третий же подход рассматривает оборотничество не как полноценное физическое превращение, а изменение состояния сознания. Человек внешне остается собой, но его метаболизм ускоряется, чувства обостряются, а поведение принимает звериные черты.
Легенды описывают эти ситуации в различных контекстах. Возможно – это лишь степени глубины объединения человеческого и животного начал, присутствующие в мире и существующие параллельно.
Есть научное объяснение феномена оборотничества. Ученые уделяли внимание этому вопросу и в античный период. Тогда подражание повадкам зверей считалось признаком меланхолии. Под ней подразумевалось подавленное и апатичное состояние. Лечили кровопусканием, вином и успокоительными.
Три сестры с ликантропией: Савита, 23, Мониш, 19 лет и 15-летняя Савитри
Сейчас ликантропия - это официальная болезнь, она включёна в список психических расстройств согласно международным классификаторам. Подражание звериным повадкам, хождение на четырех конечностях относят к шизофреническим расстройствам. При чрезмерной агрессии и потере сознательного поведения. Клиническая медицина содержит неоднократные упоминания таких случаев.
Проявления ликантропии совпадают с фазами луны. Это делает логичным объяснением феномена оборотней и полнолуния. И подтверждает, что они существуют как минимум в виде несчастных больных людей. Жертвы после приступов и припадков не помнят своего поведения. Потому выводится логичное научное объяснение, почему в Средние века людей находили голыми в неожиданных местах. В те времена подобные факты принимали за прямое подтверждение обращения в дикого животного.
Бесчинства Жеводанского зверя - задокументированный исторический факт, что оборотни были в реальной жизни. Он привлек внимание короля Людовика XV. Жеводанский вервольф с 1760 по 1767 год терроризировал Францию. По разным данным, им убито от 100 до 300 человек. Уничтожить зверя смог набожный охотник Жан Шастель, он выслеживал его много лет. Для убийства понадобились две освященные в церкви серебряные пули.
И сейчас есть свидетельства об боротнях и видеодоказательства. В 2010 году Джейн Мак’Нилли в Шотландии гуляла с собакой по парку. Она заметила гигантскую лисицу. Застыв от страха, девушка ничего не смогла сделать, однако зверь ее не тронул и пошел прочь.
Учитывая популярность историй о мистических существах, огромное внимание массовой культуры, интерес к ним, как и к понятен. Многие хотят найти оборотня. Или самому стать зверем. Поостерегитесь – большинстве историй оборотничество - не дар, а проклятье.
Подозревать в человеке оборотня можно, если он ведет себя неадекватно и агрессивно в безобидных ситуациях. Домашние животные чувствуют таких созданий. Кошки их боятся, а с собаками у волколаков неприязнь. Если подозреваемый постоянно пропадает, особенно в полнолуние, это повод задуматься и относиться к нему осторожнее.
кто такие оборотни и как ими становятся?
- Оборотни - мифические создания, зверь, который днем человек, а при полной луне превращается в зверя, в волка или медведя. Может еще в кого, кролика там...
Можно просто почитать книги про оборотней тут http://xreed.ru/load/knigi_pro_oborotnej/4 так будет интересней. - Потенциально каждый человек является оборотнем.
Под воздействием эмоционального стресса качества цивилизованного человека регрессируют до основных животных инстинктов и могут достичь порогапотенциальных физических изменений.ХАРАКТЕР
Может показаться, что люди, чей повседневный образ поведения грубость и свинство, находятся в приграничном с животными состоянии, и полная трансформаций должна пройти для них относительно легко. Это заблуждение, поскольку неотесанные дубины всегда считают себя людьми высшей исамой что ни на есть благородной формы жизни. На самом деле они почти что животные все время, и стараются не "сорваться с обрыва", ибо это было бы отвратительно.
Тот, кто поднялся до уровня бордюра, не возвратится в сточную канаву. Только высший человек может осуществить метаморфоз, так как его эго позволит пройти ему весь путь до конца. Он знает, что осмотрителен и осторожен большую часть своей жизни. Поэтому переход к животному состоянию может быть осуществлен без сожаления. Доказательств этого феномена более чем достаточно. Самые утонченные личности деградируют больше всего, лишь только представляется подходящая возможность. Нет пьяницы, спивающегося быстрее, чем богатый пьяница. Аналогии бесконечны пьян как лорд, доктор Джекилл и мистер Хайд, граф Дракула, Джек Лондон и т. д. Почти в каждом литературном произведении, пьесе или фильме, ликантроп в своем нормальном состоянии изображается человеком большого душевного тепла, понимания, чувствительностии разума.
Три основных эмоции секс, сентиментальность и ощущение чудесного можно считать спусковыми механизмами, что будет показано нижена примере формулы, используя которую, любой может превратиться из человека в зверя. ..
- Ставятся ими просто- не нужно мыться и нужно пить раствор белого дорвенского лия, 14 раз наклонить голову в сторону Серого Джендрама и встать в позу Сизого Паклая и крикнуть "До паресс Акраенто минетико дос" и но не путать с лиловым пуем - потому что выпив его многие становяться Серыми Джендрами.
- В русскоязычной традиции оборотнем без уточнения обычно называют вервольфа источник? .
Вервольф (волкодлак, ликантроп) оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик.
Кицунэ оборотень-лисица.
Тануки енотовидная собака.
Аниото Люди-леопарды.
Превращение человека в животное очень распространнный сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в Слове о полку Игореве описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное тотема племени является показателем высшего слияния с духом предков. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Всеславьевич оборачивался левом-зверем, рыбой-щучиной, гнедым туром-золотые рога и малым горностаюшком, малою птицей-пташицей и другими животными.В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который мечется человеку под ноги, как предвестник беды. Причм появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран русский оборотень может обратится не только в животных, но и кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьтся о землю. Считалось, что оборотень это дитя, умершее некрещным или вероотступник, душа которого проказит по неволе. На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотня приписывали Домовому и Ведьме 1.
Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявление тмных сил вампирами. Считается, что однин из способов убить вампира укус оборотня. Раны, нанеснные вампиру, оборотнем не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры тоже оборотни. Так в произведении Брема Стокера Граф Дракула граф предстат в нескольких обличиях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чрная собака.
Оборотни бывают двух видов: те, что превращаются в зверей по своему желанию и те, кто болеют ликантропией (болезнью превращения в животных) . Отличаются друг от друга они тем, что одни могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние) и при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.
Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент е наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями обычно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько вс же для озорства (попугать людей для своего веселья) . Не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становится оборотнями в любое время суток.
- ОБОРОТНИ ЭТО ВОЛКИ С ПСИХИЧЕСКИМ ОТКЛОНЕНИЕМ ПРОЖИВАВШИЕ В ТМНЫХ И ГУСТЫХ ЛЕСАХ
- нужно что бы укусил другой оборотень и будешь в полнолуние выть и по лесам бегать уууу
- Оборотень
Мифологическое существо, способное временно менять свой облик магическим путм, превращаясь из человека в другое существо, растение или предмет, или наоборот. В европейском фольклоре наиболее характерным образом оборотня является человек-волк. - Оборотни т. е перевртыши, люди обращающиеся в зверя (не обязательно в волка, собаку)
Становятся ими от рождения
Низший класс, так скажем не чистой силы.. .PS:Лукьяненко в дозорах, описывал именно так.
- ревращение человека в животное очень распространнный сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в Слове о полку Игореве описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался левом-зверем, рыбой-щучиной, гнедым туром-золотые рога, малым горностаюшком, малою птицей-пташицей и другими животными. В русском фольклоре Огненный змей может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.
В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который мечется человеку под ноги, как предвестник беды источник не указан 960 дней. Причм появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран русский оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьтся о землю. Считалось, что подобный оборотень это дитя, умершее некрещным или вероотступник, душа которого проказит поневоле. На Севере оборотня часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме 1. Проклятые и некрещные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.
В славянской мифологии считалось, что оборотень это превращнный колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками источник не указан 788 дней). Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось Господи, помилуй!. Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.
В художественном произведении Брема Стокера Дракула вампир является также оборотнем: граф предстат в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чрная собака.
Считалось, что оборотни могут быть врожднными и обратимыми. Врожднные это те, кто нест родовое проклятие или в случае, если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которого убил волк.
Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.
(надеюсь вам понравилось не забывайте про палец в верх) +_+
- оборотнем можно стать только от укуса оборотня. Их можно убить толь серебром (пулей, колом). Их очень привлекает запах крови, они слышат ее за несколоко киллометров. Вообще это обычные люди, но 1 день, при полной луне, они стают зверями. А что есть какие-то признаки?
- Тоже задаюсь этим вопросом!) Только жаль, что им не стать...
- Съешь собаку. Узнаешь.
- Это одна из моих любимых тем. Я могу написать здесь очень многое, но не думаю, что будет интересно читать гигантский текст, поэтому постараюсь покороче. Оборотень-человек способный перевоплощаться в животное полностью или частично. Есть волки-оборотни, лисы-оборотни, медведи-оборотни ну и т. д. Если вы обычный человек, то шанс есть стать лишь волком-оборотнем. Для этого нужно съесть жареное мясо волка или попить из его следа.Также если вас поцарапает или укусит оборотень, то вы также станете оборотнем. (даже если он будет в человеческом облике.) Есть специальные магические ритуалы. Если ваш предок был оборотнем, то около 14 лет есть шанс стать оборотнем. Как только оборотень попробует кровь или плоть человека, то станет проклятым. Сила и мощь прибавиться, но он станет проклятым т. е. не попадт в рай. После смерти славянский оборотень становиться вампиром. Убить его можно, запустив ему серебро в мозг или сердце. Можно отрубить голову, но нужно его сжечь. Но если не сжечь, то чистокровный регенерирует, а обращнный переродиться в вампирском облике (только у славян) в других мифологиях умирает. Каждый оборотень имеет суперсилу, скорость, острые когти, инстинкты зверя и его способности. В виде человека только инстинкты и органы: слуха, зрения, обоняния.
- Оборотень - мифическое человек - животное. Обычно это человек - волку. Днм оборотень предстат в виде человека, а ночью (обычно после полуночи) становится волком. Волк обычно крупный, даже огромный, ходит как на двух, так и на четырх лапах. Имеет огромные физические возможности, обладает развитым умом, боится растения омелы.
При укусе такого оборотня неизбежно превращение укушенного в оборотня. - Эт откуда же ж такая чушь? И для кого?
- В простонародье его называют оборотень. Особых признаков отличия они не имеют. Но в средние века считалось, что у оборотня обязательно заостренные уши и волосы на ладонях. Во всяком случае, большинство из них не имеет отличительных признаков. И можно всю жизнь прожить рядом с оборотнем, абсолютно не зная о том, что в полнолуние он перестает быть человеком до первых лучей солнца и первого крика петуха. В полнолуние, если они в селе, они собираются на залитых луной пустошах, а если в городе, то на пустырях пользующихся дурной славой. Пронзительной вой оглашает округу, что оборотень вышел на охоту. Большинство людей, которые слышали этот вой, утверждают, что не чего страшнее не бывает. Вой волка переходит в рык голодного льва, но при этом в голосе оборотня сохраняется что-то человеческое, что и является самым ужасным.
Хочу заметить, что не каждый оборотень - это человек, который превращается в волка. Оборотень может превращаться в других созданий. В тех странах, где присутствие волка покажется странным, так как они там не обитают, оборотни превращается в ягуара, змею, крокодила или хищных птиц. Но и там, где волки живут, оборотни предпочитают облик других, более крупных хищников, например медведей.
Отличить оборотня от простого волка просто, это можно сделать по трем признакам:
1. Оборотень намного крупнее;
2. Оборотень намного хитрее и разумнее;
3. У оборотня задние "ноги" выгнуты коленями вперед;
Чаще всего оборотни сбиваются в стаи. Но бывают и одиночки. Это зависит от личных качеств человека. Так же оборотни от волков отличаются тем, что волки убивают, чтобы прокормиться, а оборотням это доставляет удовольствие и только людей. И некоторые из них сводят счеты с обидчиками в обличие волка, но опят же не все.
Существуют несколько вариантов того, кто, как и почему становятся вервольфами. Вариант первый: добровольное превращение в волка. Здесь есть два "рецепта" так сказать "славянский" и "европейский". Но так как я уверена, что вы оборотнями стать не хотите, то описание ритуала вам не к чему. Если вы все же хотите узнать его, обращайтесь в кабинеты учителей и заходите в мой кабинет. Только следует добавить, что процесс превращения человека в оборотня очень болезненный. Трещат кости, суставы и сухожилия меняя форму, зудит кожа, потому что из-под не вылезает шерсть. И стать оборотнем может только тот человек, внутри которого по-настоящему сидит "зверь". То есть люди жестокие с нечеловеческой, "волчьей" натурой.
Существует и второй вариант. Это те, кто просто прирожден, стать оборотнем. У таких людей кто-то в семье уже был оборотнем. Говорят, что давно существовали целые семьи, которые из поколения в поколение сохраняли способность к оборотничеству. Так же под подозрение попадали дети, которые при рождение имели густые волосы на голове и на позвоночнике, а так же у них сразу имелись зубы, а ещ те, кто родились в праздники рождества и почему то те, кто рыжие. Но например врожденное оборотничетсво проявлялось, только с 13 лет.
И третий вариант: укушенный оборотнем до крови, тоже становится оборотнем. Если, конечно им повезло при этом уцелеть. Но и в том случае, если человек обращен, его можно спасти. Если оборотень в течении 9 лет не будит убивать и потреблять вообще какое либо мясо, и если кто-то будит за него молится, то он будит спасен. Хотя и бывают такие случае, когда человек-оборотень просто сходит с ума.
И на последок я расскажу, как убить оборотня. Это довольно сложно. Обычным оружием его не убьешь. Даже самые сильные раны почти мгновенно заживают. Настоящий вред оборотню может принести только серебро. Так как шкура у вервольфов очень толстая, то эффективнее использовать серебряные пули. Ещ оборотни, как практически любая нечисть боятся распятия и при виде его сразу обращаются в бегство. Так же святая вода наносит им серьезные ожоги. И самое ужасное, что после смерти оборотни превращаются в людей, что осложняет борьбу с ними. Так как потом, практически не возможно доказать, что был убит вол - А тебе зачем? У нас итак нечести хватает.
Публичные дома для немцев были во многих оккупированных городах Северо-Запада России.
В годы Великой Отечественной войны многие города и поселки Северо-Запада были оккупированы фашистами. На передовой, на подступах к Ленинграду, шли кровопролитные бои, а в тихом тылу немцы обживались и пытались создать комфортные условия для отдыха и досуга.
«Немецкий солдат должен вовремя покушать, помыться и снять половое напряжение», — так рассуждали многие командиры вермахта. Для решения последней проблемы были созданы публичные дома в крупных оккупированных городах и комнаты свиданий при немецких столовых и ресторанчиках, а также разрешена свободная проституция.
Денег девушки обычно не брали
В борделях работали в основном местные русские девушки. Иногда дефицит жриц любви восполнялся из жительниц Прибалтики. Информация о том, что нацистов обслуживали только чистокровные немки, — миф. Проблемами расовой чистоты была озабочена только верхушка нацистской партии в Берлине. Но в военных условиях никто не интересовался национальностью женщины. Ошибочно также считать, что девушек в борделях заставляли работать только под угрозой расправы. Очень часто их туда приводил лютый военный голод.
Бордели в крупных городах Северо-Запада, как правило, располагались в небольших двухэтажных домах, где посменно работали от 20 до 30 девушек. В день одна обслуживала до нескольких десятков военнослужащих. Публичные дома пользовались небывалой популярностью у немцев. «В иной день у крыльца выстраивались длинные очереди», — писал один из нацистов в своем дневнике. За сексуальные услуги женщины чаще всего получали натуральную оплату. Например, немецкие клиенты банно-прачечного комбината в Марево Новгородской области частенько баловали излюбленных славянок в «бордель-хаусах» шоколадными конфетами, что тогда было почти гастрономическим чудом. Денег девушки обычно не брали. Буханка хлеба — плата гораздо более щедрая, чем быстро обесценивающиеся рубли.
За порядком в публичных домах следили немецкие тыловые службы, некоторые увеселительные заведения работали под крылышком немецкой контрразведки. В Сольцах и Печках нацистами были открыты крупные разведывательно-диверсионные школы. Их «выпускники» засылались в советский тыл и партизанские отряды. Немецкие разведчики здраво полагали, что «колоть» агентов легче всего «на женщине». Поэтому в Солецком борделе весь обслуживающий персонал был завербован Абвером. Девушки в приватных беседах выясняли у курсантов разведывательной школы, насколько они преданы идеям Третьего рейха, не собираются ли перейти на сторону советского Сопротивления. За такую «интимно-интеллектуальную» работу женщины получали особые гонорары.
И сыт и доволен
В некоторых столовых и ресторанах, где обедали немецкие солдаты, были так называемые комнаты свиданий. Официантки, посудомойки помимо основной работы на кухне и в зале дополнительно оказывали сексуальные услуги. Есть мнение, что в ресторанах знаменитой Грановитой палаты в Новгородском Кремле располагалась такая комната свиданий для испанцев «Голубой дивизии». Об этом говорили в народе, но официальных документов, которые подтверждали бы этот факт, нет.
Столовая и клуб в небольшой деревне Медведь получили известность среди солдат вермахта не только «культурной программой», но и тем, что там показывали стриптиз!
Свободные проститутки
В одном из документов 1942 года мы находим следующее: «Так как имевшихся во Пскове публичных домов для немцев не хватало, то они создали так называемый институт санитарно-поднадзорных женщин или, проще говоря, возродили свободных проституток. Периодически они также должны были являться на медицинский осмотр и получать соответствующие отметки в особых билетах (медицинских удостоверениях)».
После победы над фашистской Германией женщины, которые обслуживали нацистов в годы войны, подверглись общественному порицанию. Люди обзывали их «немецкими подстилками, шкурами, б...». Некоторым из них брили головы, как падшим женщинам во Франции. Однако ни одного уголовного дела по факту сожительства с врагом не было заведено. Советское правительство смотрело на эту проблему сквозь пальцы. На войне — особые законы.
Дети любви .
Сексуальное «сотрудничество» во время войны надолго оставило память о себе. От оккупантов рождались ни в чем не повинные малыши. Трудно даже посчитать, в каком количестве появились на свет белокурые и голубоглазые ребятишки с «арийской кровью». Сегодня запросто можно встретить на Северо-Западе России человека пенсионного возраста с чертами чистокровного немца, который родился не в Баварии, а в какой-нибудь далекой деревушке Ленинградской области.
Прижитого в годы войны «немчонка» женщины далеко не всегда оставляли в живых. Известны случаи, когда мать собственноручно убивала младенца, потому что он «сын врага». В одном из партизанских воспоминаний описан случай. За три года, пока в деревне «столовались» немцы, русская женщина прижила от них троих детей. В первый же день после прихода советских войск она вынесла свое потомство на дорогу, положила рядком и с криком: «Смерть немецким оккупантам!» разбила всем головы булыжником...
Курск .
Комендант Курска генерал-майор Марсель издал «Предписание для упорядочения проституции в г. Курске» . Там говорилось:
«§ 1. Список проституток.
Проституцией могут заниматься только женщины, состоящие в списках проституток, имеющие контрольную карточку и регулярно проходящие осмотр у специального врача на венерические болезни.
Лица, предполагающие заниматься проституцией, должны регистрироваться для занесения в список проституток в Отделе Службы Порядка г. Курска. Занесение в список проституток может произойти лишь после того, как соответствующий военный врач (санитарный офицер), к которому проститутка должна быть направлена, дает на это разрешение. Вычеркивание из списка также может произойти только с разрешения соответствующего врача.
После занесения в список проституток последняя получает через Отдел Службы Порядка контрольную карточку.
§ 2. Проститутка должна при выполнении своего промысла придерживаться следующих предписаний:
А)…заниматься своим промыслом только в своей квартире, которая должна быть зарегистрирована ею в Жилищной конторе и в Отделе Службы Порядка;
Б)…прибить вывеску к своей квартире по указанию соответствующего врача на видном месте;
В)…не имеет права покидать свой район города;
Г) всякое привлечение и вербовка на улицах и в общественных местах запрещена;
Д) проститутка должна неукоснительно выполнять указания соответствующего врача, в особенности регулярно и точно являться в указанные сроки на обследования;
Е) половые сношения без резиновых предохранителей запрещены;
Ж) у проституток, которым соответствующий врач запретил половые сношения, должны быть прибиты на их квартирах особые объявления Отдела Службы Порядка с указанием на этот запрет.
§ 3. Наказания.
1. Смертью караются:
Женщины, заражающие немцев или лиц союзных наций венерической болезнью, несмотря на то что они перед половым сношением знали о своей венерической болезни.
Тому же наказанию подвергается проститутка, которая имеет сношения с немцем или лицом союзной нации без резинового предохранителя и заражает его.
Венерическая болезнь подразумевается и всегда тогда, когда этой женщине запрещены половые сношения соответствующим врачом.
2. Принудительными работами в лагере сроком до 4-х лет караются:
Женщины, имеющие половые сношения с немцами или лицами союзных наций, хотя они сами знают или предполагают, что они больны венерической болезнью.
3. Принудительными работами в лагере сроком не менее 6 месяцев караются:
А)женщины, занимающиеся проституцией, не будучи занесенными в список проституток;
Б) лица, предоставляющие помещение для занятия проституцией вне собственной квартиры проститутки.
4. Принудительными работами в лагере сроком не менее 1 месяца караются:
Проститутки, не выполняющие данное предписание, разработанное для их промысла.
§ 4. Вступление в силу.
Подобным же образом регламентировалась проституция и на других оккупированных территориях. Однако строгие кары за заражение венерическими болезнями приводили к тому, что проститутки предпочитали не регистрироваться и занимались своим промысом нелегально. Референт СД в Белоруссии Штраух в апреле 1943-го сокрушался: «Вначале мы устранили всех проституток с венерическими болезнями, которых только смогли задержать. Но выяснилось, что женщины, которые были раньше больны и сами сообщали об этом, позже скрылись, услышав, что мы будем плохо с ними обращаться. Эта ошибка устранена, и женщины, больные венерическими болезнями, подвергаются излечению и изолируются».
Общение с русскими женщинами порой кончалось для немецких военнослужащих весьма печально. И не венерические болезни были тут главной опасностью. Наоборот, многие солдаты вермахта ничего не имели против того, чтобы подцепить гонорею или триппер и несколько месяцев перекантоваться в тылу, - все лучше, чем идти под пули красноармейцев и партизан. Получалось настоящее сочетание приятного с не очень приятным, но зато полезным. Однако именно встреча с русской девушкой нередко заканчивалась для немца партизанской пулей. Вот приказ от 27 декабря 1943 года по тыловым частям группы армий «Центр»:
«Два начальника обоза одного саперного батальона познакомились в Могилеве с двумя русскими девушками, они пошли к девушкам по их приглашению и во время танцев были убиты четырьмя русскими в гражданском и лишены своего оружия. Следствие показало, что девушки вместе с русскими мужчинами намеревались уйти к бандам и таким путем хотели приобрести себе оружие».
По утверждению советских источников, женщин и девушек оккупанты нередко насильно загоняли в публичные дома, предназначенные для обслуживания немецких и союзных солдат и офицеров. Поскольку считалось, что с проституцией в СССР покончено раз и навсегда, партизанские руководители могли представить себе только насильственное рекрутирование девушек в бордели. Те женщины и девушки, которым пришлось сожительствовать с немцами, после войны, чтобы не подвергаться преследованиям, также утверждали, что их заставляли спать с вражескими солдатами и офицерами.
Сталино (Донецк, Украина)
В газете "Комсомольская Правда в Украине" за 27 августа 2003 г. по теме "Бордели для немцев в Донецке". Вот отрывки: "В Сталино (Донецке) фронтовых борделей было 2. Один назывался "Итальянское казино". 18 девиц и 8 человек обслуги работали только с союзниками немцев - итальянскими солдатами и офицерами.Как говорят краеведы, находилось данное заведение р-не нынешнего донецкого Крытого рынка...Второй бордель,предназначенный для немцев, располагался в старейшей в городе гостиннице "Великобритания". Всего в борделе трудилось 26 человек(это считая девиц, технич.работников и руководство). Заработки девиц составляли примерно 500 рублей в неделю (сов.рубль ходил на этой терр. параллельно с маркой, курс 10:1). Распорядок работы был таким: 6.00 - медосмотр;9.00- завтрак (суп,сушёный картофель,каша,200 гр.хлеба; 9.30-11.00-выход в город;11.00-13.00 - пребывание в гостиннице,подготовка к работе;13.00-13.30-обед(первое блюдо,200 гр.хлеба);14.00-20.30- обслуживание клиентов;21.00-ужин. Ночевать дамам разрешалось только в гостиннице. Солдат для посещения борделя получал у командира соотв. талон (в течении месяца рядовому полагалось их 5-6 штук),проходил медосмотр,по прибытии в бордель регистрировал талон,причём корешок сдавал в канцелярию воинской части,мылся (регламентом предполагалась выдача бойцу куска мыла,маленького полотенца и 3-х презервативов)...По сохранившимся данным в Сталино посещение борделя обходилось солдату в 3 марки(вносились в кассу) и продолжалось в среднем 15 мин. Бордели существовали в Сталино до августа 1943 г.
В Европе.
Во время боевых действий в Европе у вермахта не было возможности создать публичный дом в каждом крупном населенном пункте. Соответствующий полевой комендант давал согласие на создание подобных учреждений только там, где дислоцировалось достаточно большое количество немецких солдат и офицеров.
Во многом о реальной деятельности этих борделей остается только догадываться. Полевые коменданты брали на себя ответственность за оборудование публичных домов, которые должны были соответствовать четко определенным гигиеническим стандартам. Они же устанавливали цены в борделях, определяли внутренний распорядок публичных домов и заботились о том, чтобы в любой момент там было достаточное количество доступных женщин.
В борделях должны были иметься ванные с горячей и холодной водой и обязательный санузел. В каждой «комнате для свиданий» должен был висеть плакат «Половые сношения без противозачаточных средств — строго запрещены!». Любое применение садомазохистской атрибутики и приспособлений строго преследовалось по законам. Но на торговлю эротическими картинками и порнографическими журналами военное начальство смотрело сквозь пальцы.
В проститутки брали не каждую женщину. Чиновники министерства тщательно отбирали кандидатуры для секс-обслуживания солдат и офицеров. Как известно, немцы считали себя высшей арийской расой, а такие народы, как, к примеру, голландцы или финны, — по определенным критериям, родственными арийцам. Поэтому в Германии очень строго следили за кровосмешением, и браки между арийцами и приближенными не приветствовались. О неарийцах и говорить не приходилось. Это было табу. В гестапо существовал даже специальный отдел «этнического сообщества и здравоохранения». В его функции входил контроль «за семенным фондом рейха». Немца, вступившего в половую связь с полькой или украинкой, могли отправить в концлагерь за «преступное разбазаривание семенного фонда рейха». Насильники и гуляки (конечно, если они не служили в элитных войсках СС) выявлялись и наказывались. Этот же отдел следил зa чистотой крови проституток в полевых борделях, и поначалу критерии были очень жесткими. В офицерских публичных домах имели право работать только истинные немки, выросшие во внутренних, исконно германских землях Баварии, Саксонии или Силезии. Они должны были быть ростом не ниже 175 см, обязательно светловолосые, с голубыми или светло-серыми глазами и обладать хорошими манерами.
Врачи и фельдшеры из воинских подразделений должны были обеспечивать публичные дома не только мылом, полотенцами и дезинфицирующими средствами, но и достаточным количеством презервативов. Последние, кстати, до конца войны будут централизованно поставляться из Главного санитарного управления в Берлине.
Лишь воздушные налеты мешали незамедлительным поставкам подобных товаров на фронт. Даже когда в Третьем рейхе стали возникать проблемы со снабжением, а для отдельных отраслей резина предоставлялась по особому графику, нацисты никогда не скупились на презервативы для собственных солдат. Кроме как в самих борделях, солдаты могли приобрести презервативы в буфетах, на кухнях и у ответственных за снабжение.
Но самое поразительное в этой системе даже не это. Все дело в пресловутой немецкой пунктуальности. Немецкое командование не могло позволить, чтобы солдаты пользовались сексуальными услугами, когда захотят, а сами жрицы любви работали под настроение. Все было учтено и подсчитано: для каждой проститутки были установлены «нормы выработки», причем брались они не с потолка, а научно обосновывались. Для начала немецкие чиновники поделили все бордели по категориям: солдатские, унтер-офицерские (сержантские), фельдфебельские (старшинские) и офицерские. В солдатских публичных домах по штату полагалось иметь проституток в соотношении: одна на 100 солдат. Для сержантов эта цифра было снижена до 75. А вот в офицерских одна проститутка обслуживала 50 офицеров. Кроме этого, для жриц любви был установлен определенный план обслуживания клиентов. Чтобы получить в конце месяца зарплату, солдатская проститутка должна была обслужить в месяц не менее 600 клиентов (из расчета, что каждый солдат имеет право расслабиться с девочкой пять-шесть раз в месяц)!
Правда, такие «высокие показатели» возлагались на тружениц постели в сухопутных войсках. В авиации и флоте, которые в Германии считались привилегированными родами войск, «нормы выработки» были намного меньше. Проститутке, обслуживавшей «железных соколов» Геринга, ежемесячно нужно было принять 60 клиентов, а по штату в авиационных полевых госпиталях полагалось иметь
одну проститутку на 20 летчиков и одну на 50 человек наземного обслуживающего персонала. Но за тепленькое местечко на авиабазе нужно было еще побороться.
Из всех стран и народов, участвовавших в войне, немцы наиболее ответственно подходили к сексуальному обслуживанию своих солдат.
Расцвет дедовщины в Советской армии пришелся на 1970-1980-е годы. В это время окончательно сформировалась неофициальная солдатская иерархия, состоящая из «молодых» и «дедов». Эти две группы, в свою очередь, делились на подгруппы. Самой привилегированной кастой были дембеля, срок службы которых подходил к концу. Демобилизация, то есть увольнение в запас, породила ряд ритуалов, ставших неотъемлемой частью армейской субкультуры.
Откуда корни
Дембельские ритуалы являются важной составляющей дедовщины – неуставных взаимоотношений, построенных на превосходстве «дедов» над «молодыми» на основании срока службы. Считается, что корни этого явления уходят еще в царское время. В Советской армии случаи неуставных взаимоотношений начали фиксироваться в Великую Отечественную войну, когда в войска стали призывать уголовников, привнесших в армейскую среду элементы тюремной субкультуры.
Серьезное влияние на формирование дедовщины в вооруженных силах страны советов оказала реформа 1967 года: срок службы призывников был сокращен в армии до двух лет и до трех – на флоте. Новобранцы, прибывшие в войска по «сокращенке», вызывали ненависть у старослужащих. «Деды» принялись вымещать на них злобу, стараясь испортить жизнь рядовых абсурдными приказами и распоряжениями, да или просто поглумиться над несчастным.
Уменьшение срока службы совпало с демографическим провалом, вызванного последствиями войны. Из-за этого пополнять войска стали бывшими уголовниками. Все эти факторы привели к формированию дедовщины и связанных с ней ритуалов. Пожалуй, самые оригинальные из них возникли в дембельской среде.
Стодневка
«100 дней» – один из самых главных дней для старослужащих. «Деды» праздновали сто дней до выхода приказа министра обороны об увольнении военнослужащих-срочников. Как правило, приказ выходил в одно и то же время из года в год, поэтому солдаты легко могли вычислить дату нового.
С момента выхода приказал «дед» считался «дембелем», а значит переходил на высшую ступень неформальной армейской иерархии. Срок оставшейся службы при этом зависел от успехов солдата в боевой и политической подготовке, его заслуг и личных качеств. Лучшие, как правило, уходили в первой партии.
В «сто дней до приказа» любой уважающий себя старослужащий должен был брить голову «под ноль», то есть налысо. Также «деды» отдавали масло «молодым» (мол, на гражданке наедимся). Кроме того, в некоторых частях был распространен ритуал бросания мала в потолок.
С началом «стодневки» связан также ритуал «сигарета под подушкой». Каждое утро будущий «дембель» должен был находить под своей подушкой приятный сюрприз – сигарету. На ней специально назначенный для этой цели рядовой писал количество оставшихся до приказа дней. Высшим пилотажем считалось положить сигарету под подушку так, чтобы не разбудить старослужащего. Однако даже если такое случилось, то проступком не являлось. За выполнение ритуала будущие «дембеля» отдавали салагам масло.[С-BLOCK]
А вот отсутствие сигареты считалось очень серьезным «косяком». За это «молодой» мог быть подвергнут серьезному наказанию.
Когда половина «стодневки» истекала, «деды» на один день менялись ролями с «молодыми». Последние становились полновластными хозяевами казармы, а старослужащие должны были исполнять все их приказы. Теоретически, «дедам» могли отдавать какие угодно команды, но каждый солдат помнил, что на следующий день все вернется на круги своя, а значит придется расплачиваться за излишнюю наглость и смелость.
Другой ритуал – «дембельские вопросы». Старослужащие задавали «молодым» самые разные вопросы: о размере ноги «дедов», про масло и, самое главное, – про выход приказа об увольнении. Рядовой должен был всегда помнить количество дней до этого события. Забывчивость солдата могла обернуться для него серьезными проблемами, ведь старослужащие рассматривали это как признак неуважения.
После выхода приказа о демобилизации, наступало время для «читки» – особо почетного ритуала зачитывания опубликованного в «Красной звезде» текста. На роль глашатая выбирался новобранец. Друг на друга ставились несколько табуреток, на них залезал солдат и садился на корточки. Необходимо было, чтобы его голова оказывалась прямо под потолком. Солдат во всеуслышание читал текст приказа, а после окончания один из «дедов» выдергивал нижнюю табуретку с криком «Вот и конец стодневке!». Затем новоиспеченные «дембеля» употребляли спиртное, которое кровь из носа должны были достать «молодые». С этого момента начинался последний и самый легкий этап срочной службы.
Это просто лафа, когда мы «дембеля»
Один из главных дембельских ритуалов – так называемая колыбельная. Исполнялась она солдатом-первогодкой после отбоя. В зависимости от рода войск содержание текста могло отличаться. Один из ее вариантов таков: «Масло съел – и день прошел, старшина домой ушел. Дембель стал на день короче, всем «дедам» спокойной ночи».
Другим популярным ритуалом был «дембельский поезд». Новобранцы играли массовку, а «дембеля» – пассажиров, которые едут домой. В процессе сего действа салаги раскачивают кровать старослужащего, создавая имитацию движущегося поезда. Для пущей убедительности стоящие рядом с кроватью «молодые» используют фонарик и ветки деревьев, изображая пролетающий за окном поезда пейзаж с лесами и полустанками.
Со скорым увольнением в запас связано и изменение приказа «рядовой, ко мне»: в дембельской среде он трансформировался в команду «Один!». Старослужащий громко отдает приказ, который должны услышать находящиеся рядом «молодые». После этого одному из новобранцев необходимо было очень быстро (в течение 1-3 секунд) подбежать к «дембелю» и представиться.
Смысл ритуала заключался в скорости его выполнения. Если рядовой исполнил приказ недостаточно быстро, он возвращается обратно, после чего «дембель» вновь давал аналогичную команду. В случае, если никто из солдат не спешил явиться к старослужащему по его команде, то наказать могли все подразделение.
По этой же теме:
Игры «дембелей»: как развлекались старослужащие в Советской армии Игры «дембелей»: забавы старослужащих в Советской армии Посвящение в «деды» в Советской армии: главные ритуалы