Как разобрать патрон от перфоратора метабо. Как осуществляется замена патрона на перфораторе? Мы проведём разбор перфоратора фирмы Bosch
Ремонт перфоратора сложен из-за компоновки узлов с механическим сопряжением и энергетическим блоком. Все детали имеют микронные допуски и выверенную последовательность выполнения действий. Поэтому нужно обеспечить должный уход и техническую эксплуатацию инструмента в соответствии с требованием инструкции, тем самым продлив межремонтный период.
Устройство перфоратора
Немного найдётся пользователей инструмента, изучивших не только порядок нажатия рычагов и кнопок, но понимающих, что происходит в механизме в результате полученной команды. Не зная взаимодействия узлов, невозможно выполнить даже самый мелкий ремонт перфоратора.
Есть признаки неполадок, которые относятся к силовой части, а иногда происходит механический износ или поломка деталей.
Электрические схемы и оборудование сосредоточены в одной части и представлены в разрезе на фото.
Признаками неисправности, требующие замены деталей или ремонта перфоратора по силовой части могут быть следующие:
- при включении прибора срабатывают сетевые предохранители;
- аппарат не включается;
- при работе появляется дым с едким запахом;
- при работе аппарат искрит;
- обороты не регулируются.
Найти причину, почему не включается прибор можно с помощью тестера. Искать нужно разрыв в схеме, от простого к сложному. Проверять подключения, зачищать контакты. Самой сложной и дорогостоящей деталью, вышедшей из строя, может быть якорь перфоратора. Это сердце двигателя, составленное из медных катушек, соединённых между собой и скреплённых ламелями. В случае пробоя изоляции между проводами в любом месте происходит короткое замыкание, и весь коллектор нуждается в перемотке или замене.
Определить, что якорь на перфораторе неисправен, можно визуально по подгорелой обмотке, следам задымления ламелей, или тестированием на короткое замыкание. Исключить повреждение можно своевременным уходом, очисткой частей от пыли, которая является первопричиной всех неприятностей. Если искрение идёт от двигателя, якорь нужно очистить спиртовым тампоном или обычной школьной резинкой удалить графитовый налёт с коллектора.
Второй важной частью двигателя являются угольные или графитовые щетки. Именно через подвижные контакты поступает электрический заряд на сердечник, создавая наведённой ЭДС крутящий момент. Щетки для перфоратора являются контактом, соединяющим вращающийся коллектор с источником энергии.
Два элемента всегда работают в паре. К коллектору прижимается угольная или графитовая пластинка. В результате постоянного трения о вращающийся коллектор пластинки истираются и контакт нарушается. Признаком неисправности станет искрение в коллекторе, возможно, двигатель не развивает обороты. В независимости от состояния износа меняют одновременно обе пластины. В большинстве моделей инструментов имеются сигнализаторы износа щёток, предупреждающие пользователя заблаговременно.
Обороты перфоратора могут не регулироваться из-за неисправности УУД, тогда его требуется заменить, ремонту устройство не подлежит.
Механические неисправности и их устранение
Чтобы найти ту или иную неисправность, до нужного узла необходимо добраться. Любая из последовательно снятых деталей внимательно осматривается на наличие:
- трещин;
- сколов;
- заусениц или царапин.
В большинстве модели разбирают на две половины, но при этом каждый из перфораторов имеет особенности. Как правильно выполнить ремонт перфоратора своими руками, посмотрите видео:
Признаком поломки может стать:
- отказ от выполнения функции;
- посторонние звуки внутри механизма и чрезмерный нагрев корпуса;
- не переключаются режимы;
- течёт смазка.
Каждый из признаков может быть следствием поломки любой из деталей, которые извлекают в последовательности, указанной на схеме. Собирают инструмент в обратном порядке. Запчасти для следует приобретать согласно спецификации в инструкции по обслуживанию.
Одной из причин механических поломок зачастую становится недостаточное техническое обслуживание агрегата, работающего в тяжёлых условиях. Профилактические мероприятия не сложны, а срок жизни инструменту удлинят значительно. По правилам эксплуатации положено:
- каждые полгода обновлять смазку редуктора;
- через 6 месяцев проводить осмотр и очистку щеток, и прилегающей части коллектора;
- по окончании рабочего дня чистить перфоратор пылесосом;
- не забывать наносить смазку на хвостовики долбёжной оснастки для уплотнения от пыли и предотвращения выработки гнезда.
Не прикладывайте физических усилий при работе с перфоратором, изнашивается боёк и уплотнители, наступает усталость и раздражение у оператора.
Цели и задачи смазки инструмента
Зачастую причиной поломки инструмента становится отсутствие, недостаток или неподходящая смазка. Абразивный износ уменьшается, если все зазоры и полости покрыты слоем антифриза, а чистка проводится своевременно.
Тип смазки редуктора отличается от состава для хвостовиков. Каждый производитель рекомендует использовать определённую смазку для перфоратора, указанную в инструкции, с нужной периодичностью.
Имеются общие рекомендации, касающиеся всех перфораторов. Редукторы должны получать масло жидкой консистенции, заливаемое в специальное отверстие. Для всех агрегатов без сомнения можно использовать смазку Bosh и Makita, предназначенную для редукторов, что и делают в сервисных центрах.
Неправильно подобранная или залитая с избытком смазка может привести к перегреву редуктора.
Для смазывания хвостовиков рабочей оснастки перед тем, как вставить в патрон, применяется смазка более густой консистенции, тех же производителей. В этом случае предохраняется от выработки узел крепления хвостовика в патроне и боёк. Заполнение всех зазоров смазкой защищает узел от попадания пыли.
Смазывать необходимо места, указанные в инструкции. И уж точно, вредно добавлять смазку в муфту сцепления. В случае внезапного обнаружения отсутствия смазки в редукторе можно использовать отечественный состав, Литол-24 Люкс, но для аккумуляторных перфораторов смазка не подходит, даже временно.
Устройство рабочего узла и оснастка перфоратора
Перфоратор имеет патрон, в который закрепляются рабочие инструменты. Для профессиональных тяжёлых перфораторов патроны SDS max принимают только хвостовики диаметром 18 мм с пятью продольными канавками, которые устанавливают в гнездо патрона соответствующего профиля.
Легкий и средний инструмент оснащен патроном SDS plus, что позволяет использовать долбёжный инструмент с четырьмя продольными канавками и сечением 10 мм. Патрон для перфоратора выполнен так, чтобы он мог принимать только инструменты, для него предназначенные. Если вставить неподходящую оснастку, она не войдёт в гнездо, или установится боком. При попытке работать разрушится узел крепления. Но свёрла не имеют хвостовик с канавками. Используется приставной патрон, который устанавливают в SDS профиль. Но при этом инструмент удлиняется. Патрон для перфоратора под сверло может быть быстрозажимным или ключевым. Адаптер используется только с SDS+ патроном, так как более мощный перфоратор функции сверления без удара не имеет.
Перфоратор – инструмент многофункциональный. Он может использовать режимы:
- ударный;
- ударный со сверлением;
- сверления, если имеется специальный патрон.
Для работы в ударном режиме существует много приспособлений, применяемых для облегчения ручного труда.
Удар со сверлением выполняется только с применением насадок для перфоратора:
- полая коронка;
- лопатка для штробления.
Называют инструмент, имеющий хвостовик специального профиля, рабочую часть, представляющую собой винт и наконечник, выполненный из специальной стали с центрующим острием. Разрушение материала происходит не соскабливанием, а скалыванием, породы. Одновременно происходит удар с поворотом, вследствие чего сколотые кусочки удаляются по винтовой поверхности рабочей части.
Сверла для перфоратора устанавливают при работе в безударном режиме. С этим инструментом лёгкий перфоратор может работать, как обычная дрель по дереву. При необходимости аппарат можно использовать для закручивания крепежа, если предусмотрена функция реверса.
Полая коронка нужна пря проделывания сквозных проходов для кабельной проводки или для создания выемок в теле конструкции для установки приборов. Коронка создает кольцевой проход, оставляя столбик в середине. Так как у насадки специальный зубчатый профиль, металлическая арматура в бетоне приведёт резаки в негодность.
Выемки в стене можно делать специальной лопаткой для штробления, но отверстия будут выглядеть не так аккуратно, как выполненные коронкой.
Бучарда издавна считался инструментом скульптора. Мастера использовали ковальные и крестовые бучарды. Это ударный инструмент, напоминающий молоток, боек которого зубчатый. Ковальной бучардой скульптор отсекал от каменной глыбы всё лишнее, а крестовой придавал форму камню.
При использовании одного ударного режима пользуются с насадками:
- лопатка или плоское зубило;
- пика;
- канальное зубило;
- бучарда.
Лопатка для перфоратора предназначена для выравнивания поверхности из твёрдого материала. С помощью этой оснастки можно снять со стен кафель, снять неровности с поверхности застывшего бетона. Исправление некоторых огрехов при установке проёмов в многоэтажном строительстве ведут с помощью этого инструмента. Зубило для перфоратора, используемое по бетону, может иметь различную ширину, в зависимости от выполняемых задач. Подходит оснастка для всех перфораторов. Применяют и специально созданные, узконаправленные насадки – стамеску, пластину для трамбовки или растворный резец.
При демонтаже строительных конструкций требуется создать усилие разлома. Для разрушения стены или перегородки, сосредоточенное в одной точке, ударное воздействие пики обеспечивается мощью перфоратора.
Бучарда представляет насадку, полученную методом литья, очень прочную кувалду. Зубья на бучарде твердосплавные, выдерживают большие ударные нагрузки. Убрать со стены, отбить слой бетона, сбить слой ржавчины с металла – это область применения бучарды. Если перед штукатуркой стены обработать этим инструментом, не потребуется армирование. Нельзя применять бучарду для перфоратора в режиме с прокручиванием инструмента. Неизбежным последствием станет заклинивание.
Правила, которые необходимо соблюдать
При работе, перфоратор быстро нагревается. Чтобы надолго сохранить работоспособность инструмента, необходимо после 20-30 минут работы делать перерыв не менее чем на 10 минут.
В процессе работы, при прокручивании вхолостую инструмент, нужно удалять крошки и пыль, очищать пробиваемое отверстие, чтобы облегчить работу инструменту. При бурении отверстий большого сечения, вначале забуриваются тонким сверлом, потом средним, делая отверстие в три приёма. Сквозные длинные проходы нужно сверлить сначала короткими насадками, постепенно заменяя их более длинными.
После работы необходимо привести в порядок пробойник и использованные насадки. Инструменты должны быть очищены от пыли, и сухими уложены в контейнер.
Видео о самостоятельном ремонте перфоратора
Исправно работающий перфоратор является прекрасным помощником в хозяйстве и на производстве. Этот универсальный инструмент, обладающий множеством функций, позволяет комфортно решать даже самые сложные задачи. Если перфоратор сломался, вовсе не обязательно сразу нести его в ремонт. Домашний мастер может самостоятельно разобрать и починить этот инструмент. Как отремонтировать перфоратор своими руками?
Устройство перфоратора и его механизм
В отличие от дрели, а также ударной дрели, перфоратор обладает усиленной ударной функцией, что ставит его на порядок выше в тех ситуациях, когда необходимо применение значительного механического воздействия на обрабатываемые материалы.
Достигается это конструктивными особенностями устройства перфоратора. Прибор снабжён самостоятельным механизмом генерирования мощного пневматического толчка рабочего инструмента, и эта его способность освобождает мастера от применения физических усилий при сверлении и долблении бетона и камня.
Ударный механизм перфоратора в разрезе
Преобразование вращательного движения электродвигателя в поступательное колебание ударного механизма выполняется за счёт создания компрессии между поршнями. Это движение передаётся на ударник. Боёк, изготовленный из стали высокой прочности, в свою очередь, отправляет энергию сжатого воздуха непосредственно на рабочий инструмент - бур, зубило или лопатку. Такое устройство агрегата позволяет повысить мощность удара до огромной разрушительной силы - 20 кДж.
Перфоратор с вертикальным расположением двигателя («бочка»)
В зависимости от расположения двигателя различают дрелеобразные и бочковые виды перфораторов.
- Первый тип устройств похож на дрель, в них мотор расположен в одной оси со сверлом.
- У перфораторов второго типа двигатель установлен перпендикулярно оси сверления.
Бочковые перфораторы отличаются большими габаритами, но при этом имеют более совершенную систему охлаждения, что позволяет эксплуатировать инструмент длительное время без остановок. Приборы в виде дрели гораздо компактнее, они удобны при работе в стеснённых обстоятельствах, когда доступ к объекту ограничен.
Диагностика неисправностей перфоратора
Если в процессе эксплуатации становятся очевидными неполадки в работе перфоратора, следует отключить его от электропитания и произвести наружный осмотр. Если внешние признаки поломки не найдены, придётся разбирать корпус и искать проблему внутри.
Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре. В этом случае двигатель перфоратора не включается. Для его диагностики надо тщательно осмотреть кабель, соединяющий инструмент с сетью. Он не должен быть повреждённым, переломанным или оплавленным. Исправный сетевой шнур остаётся холодным во время работы. Если провод не в порядке, его следует заменить на равноценный. Сечение токопроводящих элементов должно соответствовать потребляемой инструментом мощности.
Универсальный диагностический прибор для электрических цепей
Условно все неисправности перфоратора можно разделить на две категории - механические и электрические.
Сбои в механической части: коронка не вытаскивается из ствола, бур не долбит, сверло не вращается и другие
- бур не долбит;
- сверло не вращается;
- коронка не вытаскивается из ствола (заклинивает);
- зубило не держится в патроне (выскакивает);
- слышны посторонние звуки внутри механизма, скрежет, вибрация.
Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок
О проблемах с электрической частью перфоратора свидетельствуют следующие признаки:
- мотор при включении не вращается;
- усиленно искрят щётки на коллекторе;
- от корпуса исходит запах горелой изоляции;
- из инструмента во время работы идёт едкий дым.
Для того чтобы выяснить и устранить причину всех этих явлений, перфоратор необходимо разобрать.
Порядок разборки и сборки устройства
Самостоятельно приступать к разборке следует только при наличии соответствующих инструментов и оборудования. Для ремонта перфоратора своими руками понадобятся:
- отвёртки с разными шлицами;
- тиски;
- гаечные и торцовые (шестигранные) ключи;
- съёмники для подшипников.
Кроме того, нужны будут запасные детали для замены, резиновые сальники и прокладки. Для смазывания шестерней механизмов понадобятся:
- густая смазка;
- ветошь;
- очищающий растворитель.
В случае самостоятельного ремонта электродвигателя кроме мультиметра потребуются:
- запасные угольные (или графитовые) щётки;
- медный провод необходимого сечения;
- шаблон для перемотки катушек.
Снятие патрона
Разборка перфоратора начинается со снятия патрона. Как правило, это патрон системы SDS-plus, который разбирается при помощи отвёртки с плоскими шлицами. При этом в патроне не должно быть бура или зубила.
Бывают случаи, когда бур заклинивает и достать его не так просто. Тогда нужно при помощи резинового молотка аккуратно обстучать патрон по окружности и залить несколько капель смазки типа WD-40 внутрь. По истечении нескольких минут повторить попытку, бур должен легко извлечься. После этого можно приступать к разборке самого патрона. Порядок действий:
- Оттянуть пластиковую юбку вниз.
- Отвёрткой снять резиновый защитный пыльник.
- Разжать и извлечь стопорное кольцо, находящееся за пыльником.
- Снять пластиковый пыльник, пружину, стопорящие пластины и шарики.
- Очистить все детали от старой смазки и сложить в чистом месте.
Принципиальная схема устройства SDS патрона
Видео: как извлечь застрявший в патроне бур
Демонтаж переключателя режимов
Чтобы снять переключатель режимов работы, необходимо:
- Перевести тумблер в положение «удар» (пиктограмма с изображением молотка) и провернуть его ещё примерно на 1 см ниже.
- Освободить рычаг из гнезда.
- Вытянуть рычаг на себя.
Переключатель вынимается в положении ниже «ударного»
Как проверить кнопку пуска и щётки
Чтобы добраться до щёток коллектора и кнопки управления пуском, необходимо снять заднюю крышку. Для этого из пластмассового корпуса откручиваются (в зависимости от модели) два или три шурупа.
Если причина неисправности крылась в износе щёток, можно устранить её, установив новую пару. Рабочая длина щётки должна быть не менее 8 мм. Трущаяся поверхность - без следов окалины или сколов.
Отсоединение угольных щёток от коллектора
Кнопка пуска проверяется при помощи мультиметра. Нужно помнить, что система регулировки оборотов двигателя также расположена внутри пускового механизма. Если на корпусе кнопки видна оплавившаяся пластмасса, её следует сменить целиком, так как исправно функционировать она уже не будет.
После замены кнопки необходимо установить крышку корпуса на место, не забыть надёжно закрутить винты. Только после этого можно проверять работу перфоратора.
Как разобрать электродвигатель
Чтобы разобрать электродвигатель, необходимо отсоединить корпус электромотора от редуктора. Между собой они крепятся четырьмя винтовыми шурупами. Если их открутить, механическая часть легко отделяется от пластмассового кожуха. Ротор мотора при разборке вынимается из направляющей втулки, освобождая доступ к редуктору. Соответственно, появляется возможность обследовать электротехнические детали двигателя.
Крепёжные винты соединяют две части корпуса
Мотор состоит из подвижного ротора и жёстко закреплённого статора. Ротор вращается под действием электродвижущей силы, возникающей на обмотках, состоящих из витков медного проводника. Осмотр обмоток заключается в том, чтобы определить целостность изоляции, отсутствие короткого замыкания между витками. Это делается при помощи мультиметра путём последовательных измерений сопротивления на ламелях. В случае обнаружения межвиткового замыкания якорь подлежит замене либо ремонту. Обмотки статора возможно перемотать самостоятельно в домашних условиях, используя специальный шаблон.
Статор, коллектор и щётки
Якорь же, как правило, меняется целиком, вместе с подшипниками и воздухозаборной пластиной.
Якорь электродвигателя (ротор) заменяется целиком
Как разобрать и проверить редуктор: как снять пластиковый корпус, вынуть «пьяный подшипник» и другие элементы
Для того чтобы определить неисправность редуктора, его нужно полностью разобрать. Для этого снимается пластиковый корпус, редуктор тщательно очищается от старой смазки. От корпуса редуктора отсоединяются:
- плавающий подшипник;
- ведущий шестерёночный вал;
- растровая втулка;
- гильза с поршнем.
Редуктор перфоратора в разрезе
Плавающий подшипник, именуемый также «пьяным подшипником», крепится в алюминиевом корпусе редуктора с помощью скобы, которую необходимо отжать при помощи плоской отвёртки. Освобождённый подшипник вынимается и при необходимости заменяется. Кроме того, следует обратить внимание на то, что внутри «пьяного подшипника» расположен игольчатый подшипник, на котором вращается шестерёнка привода. При работе перфоратора в режиме удара он испытывает большие нагрузки, и поэтому часто выходит из строя. Новый подшипник приобретается отдельно либо в сборе с промвалом.
Пьяный подшипник передаёт на инструмент ударный импульс
Растровая втулка содержит в себе ударный болт, который крепится внутри при помощи металлического стопорного кольца. По бокам втулки имеются два технологических отверстия, через которые осуществляется доступ к стопорному механизму. После снятия фиксации кольца ударный болт свободно вываливается из втулки. Внутри него находится непосредственно ударник, выполненный из высоколегированной стали.
При ремонте или замене ударного болта необходимо заменить также и уплотнительные резиновые втулки, которые обеспечивают герметичность механизма. Все детали ударника подлежат обильному смазыванию специальной смазкой.
В пластмассовом кожухе редуктора на выходе растровой втулки имеется ещё один игольчатый подшипник, который должен быть хорошо смазан.
Видео: как починить перфоратор и заменить ударный болт
Возможные неисправности, причины их появления и способы устранения
Чтобы отремонтировать перфоратор своими руками, следует сначала определить внешние проявления неисправностей.
Перфоратор не бьёт
Если перфоратор при переключении в режим удара перестал бить, но при этом бур вращается, наиболее вероятно, что повреждён плавающий подшипник. Решением проблемы будет замена его новым.
Вторая возможная причина - нарушение работы ударного механизма. Часто при перегрузках в работе раскалывается стальной боёк, это приводит сначала к ослабеванию удара, а затем и к полному его отсутствию. Боёк необходимо заменить.
Третий вероятный повод - износ или поломка поршневой группы перфоратора. Заменить следует гильзу и поршень.
Перфоратор не крутится и не сверлит
Если при нажатии кнопки пуска патрон в режиме сверления не вращается, предварительно причину можно определить по звуку. Если электромотор гудит, но не крутит патрон, скорее всего, что-то не даёт ротору вращаться внутри редуктора. Что случилось с двигателем, придётся выяснять, разбирая механическую часть инструмента.
Если же при включении двигатель не гудит, более вероятно, что произошла поломка мотора. Вскрыв крышку прибора, необходимо определить, что именно привело к такому явлению. Это может быть обрыв цепи питания, поломка кнопки пуска или короткое замыкание в обмотках катушек. При помощи тестера определяется конкретная причина и делается соответствующий ремонт.
Бур не держится в патроне и вылетает
Недержание оснастки перфоратора может случиться в процессе длительной эксплуатации. Бур или зубило, вставленное в патрон, не держится и вылетает во время работы. Таким инструментом не только невозможно продолжать долбление, это ещё и очень опасно - вылетевшее зубило может нанести травму.
Причина недержания оснастки кроется в износе или поломке патрона. Патрон необходимо разобрать и определить, в чём заключается проблема. Возможно, деформировались шарики, появилась выработка на ограничительном кольце или просела фиксирующая пружина. Обычно после замены испорченной детали патрон снова начинает функционировать нормально.
Видео: почему вылетают свёрла из перфоратора
Искрят щётки
Искрение щёток - довольно распространённое явление при работе инструментом в условиях повышенной запылённости. Как правило, искрение является следствием выработки материала самих щёток. Исправить ситуацию поможет замена последних на новые, искры вылетать больше не будут.
Если же нет, причину нужно искать в обмотках статора или ротора. Вполне возможно, что большое количество пыли, проникающей в двигатель, привело к истиранию защитного лака, покрывающего медные проводники. А это влечёт за собой короткое замыкание. Наличие межвиткового замыкания проверяется электротехническими приборами (мультиметром).
Измерение сопротивления между ламелями производится мультиметром
Профилактическое обслуживание инструмента: замена щёток, смазка подшипников рабочего вала ротора и дополнительное покрытие лаком обмоток на катушках снизят вероятность поломок.
Кроме того, следует учитывать, что пыль может налипать на смазку подшипника, находящегося рядом с коллектором. Чтобы это предотвратить, коллектор обезжиривают при помощи тампона, смоченного в спирте или растворителе.
Перфоратор сильно греется
Если перфоратор во время работы чрезмерно нагревается, это явный признак нарушения нормальной работы электродвигателя. Прежде всего для предотвращения перегрева надо соблюдать режим эксплуатации прибора:
- делать паузы через определённые промежутки времени;
- после нагрузок давать инструменту возможность поработать на холостом ходу.
Если же температура корпуса не снижается, то нужно сделать ревизию электромотора. Ощутив характерный запах из-под кожуха инструмента, нужно немедленно прекратить работу и отключить прибор из сети. Разбирать его можно только после полного остывания.
Перфоратор не держит патрон
Иногда бывает ситуация, когда на работающем перфораторе слетает патрон вместе с оснасткой. Это происходит вследствие износа крепления корпуса патрона на конце растровой втулки, которое представляет собой стопорное кольцо. При его поломке фиксация нарушается и во время толчка слетает резиновый пыльник, за которым следуют пружина и шарики.
Восстановить нормальную работу патрона можно установкой нового стопорного кольца. Делается это быстро и не требует никаких дополнительных приспособлений кроме обычной отвёртки.
Замена основных узлов перфоратора
Замену ключевых элементов лучше всего производить до того, как деталь приходит в негодность. Это предохранит инструмент от более тяжёлых повреждений, исправление которых обойдётся дороже и отнимет больше времени. Наиболее часто приходится выполнять замену:
- подшипников;
- кнопки пуска;
- щёток;
- патрона.
Как сменить подшипники
Если во время профилактического осмотра на подшипнике заметны потёки смазки, он трещит или хрустит при прокручивании вручную, это значит, что его пора заменить. Демонтаж подшипника производится при помощи специального съёмника, состоящего из винтовой части и приспособления для захвата корпуса гильзы подшипника. Затяжка резьбы создаёт усилие, которое снимает подшипник с вала.
Съёмник приводится в действие вращением резьбовой штанги
Установка нового подшипника на рабочее место производится с набивкой резиновым или деревянным молотком. При установке важно не допустить перекоса оси подшипника относительно оси вала. Смазка на деталь наносится после установки.
Как меняется кнопка пуска
Чтобы заменить кнопку пуска, необходимо снять крышку, закрывающую электрооборудование перфоратора. Затем следует отсоединить контакты проводников, подключённых к ней, и вытащить корпус кнопки из посадочного места. На это место установить новую кнопку, подсоединить контакты и собрать всё в обратном порядке.
Кнопка включает мотор и регулирует его обороты
Как вытащить и поменять щётки
Замена угольных щёток коллектора осуществляется электромонтажной отвёрткой. Если открутить крышку, появится доступ к щёткам. Каждая деталь поочерёдно извлекается из гнёзд щёткодержателя. В некоторых моделях различается устройство прижимного механизма, как правило, это спиралевидная пружина, которую надо во время замены снять.
Процедура замены патрона понятна из описанного выше порядка разборки перфоратора.
Особенности в ремонте бочкового перфоратора
Все описанные процедуры по сборке и разборке механизмов перфораторов справедливы и для бочковой его разновидности. Однако существуют несколько нюансов, которые надо учитывать при его ремонте. Вертикальное расположение двигателя под прямым углом к ударному механизму несколько меняет порядок разборки. Так, для получения доступа к редуктору и поршню необходимо снять пластмассовую крышку, расположенную в верхней части кожуха инструмента. Это облегчает ремонт механической части прибора, если вдруг пропадает функция удара.
Доступ к электротехнической части такого перфоратора осуществляется после снятия нижнего кожуха. А замена щёток упрощена, так как по бокам стакана есть отверстия, через которые они легко снимаются.
Следует отметить, что многие профессиональные бочковые перфораторы не имеют режима сверления. Так как их предназначение в большей степени состоит в бурении и долблении тяжёлых бетонных поверхностей, они оборудованы патроном SDS-max с хвостовиком 18 мм. Принципиального отличия в устройстве патрона SDS-plus нет, но заметно отличаются размеры. L-образные перфораторы признаны более надёжными в эксплуатации и относятся к рангу профессионального инструмента.
Видео: как отремонтировать перфоратор с вертикальным расположением двигателя
Повседневный уход и хранение перфоратора
Для того чтобы инструмент служил долго и исправно, нужно соблюдать простые правила.
- Перед началом работы провести беглый осмотр технического состояния инструмента. Ни в коем случае не игнорировать признаки неисправности, если таковые обнаружатся.
- По окончании работы очистить перфоратор от пыли и мусора. Желательно продуть струёй воздуха из пылесоса.
- При транспортировке в холодное время года перед началом работы дать прибору не менее 20 мин на «акклиматизацию» прибора. Смазка должна оттаять и стать эластичной.
- Работать с соблюдением норм эксплуатации, описанных в техническом паспорте инструмента.
Хранить перфоратор следует в сухом и тёплом месте. При длительной консервации рекомендуется упаковывать в полиэтиленовый мешок и картонную коробку. Не допускать попадания влаги на электрические детали, в том числе и конденсата из воздуха.
Кейс - лучшее место для хранения перфоратора
Осведомлён - значит, вооружён. Зная тонкости устройства механизма перфораторов, можно отремонтировать инструмент самостоятельно и в самые сжатые сроки. Однако если своевременно заглядывать под кожух перфоратора, чистить и смазывать механизмы, то вполне возможно, что к ремонту вовсе не придётся прибегать. Регулярное техническое обслуживание прибора поможет продлить срок его службы.
Перфоратор, как и любой электрический инструмент, требует к себе бережного отношения, правильной эксплуатации и проведения своевременной профилактики. Если пренебрегать этими нормами, то аппарат может выйти из строя, не выработав свой ресурс. Ремонт перфоратора при некоторых неисправностях можно произвести своими руками, а для устранения поломок, связанных с электрической частью двигателя, потребуется помощь специалиста.
Все неисправности агрегата можно разделить на 2 группы: механические и электрические.
Механические поломки
Если в перфораторе появляется какая-либо механическая неисправность, то наличие ее можно определить на слух (повышается шум, появляется скрежет).
Также вы можете ощущать повышенную вибрацию или неприятный запах, исходящий из корпуса агрегата.
Итак, к механическим поломкам можно отнести следующие:
- поломка переключателя режимов работы устройства;
- изношенные резинки ударника и бойка;
- выход из строя ударного механизма;
- выход из строя ствола агрегата по причине износа;
- поломка зубьев шестеренок;
- поломка зажимного патрона, в результате чего вылетает бур.
Электрические неисправности
Неисправности, связанные с электрической частью перфоратора, также могут сопровождаться неприятным запахом из корпуса аппарата, искрением. Также вы можете заметить, что двигатель быстро греется и гудит , не вращаясь, или из него появляется дым.
К электрическим поломкам аппарата можно отнести такие, как:
- аппарат не включается;
- поломка пусковой кнопки;
- износ щеток;
- засорение коллектора;
- нарушение электрических контактов;
- перегорание обмотки статора или ротора электрического двигателя.
Алгоритм разборки перфоратора
Для устранения механических и электрических неисправностей (за исключением поломки электрической вилки) без разборки корпуса агрегата не обойтись. Наибольшей популярностью среди мастеров, как домашних, так и профессиональных, пользуются марки перфораторов Bosch, Makita, Интерскол, Энергомаш. Конструкция агрегатов разных производителей примерно одинакова, поэтому и способы разборки аппаратов будут похожими. Но не следует разбирать аппарат полностью, поскольку собрать его обратно будет сложно. На фото ниже показано, как выглядит полностью разобранный перфоратор.
Демонтаж патрона
Разборку агрегата для поиска неисправностей следует проводить аккуратно, с осмотром каждой снятой детали. Чтобы сборка не вызывала затруднений, процесс разборки лучше фотографировать. Если вы не обнаружили внешних дефектов на аппарате, то его разборку рекомендуется начать с патрона.
Разбираем корпус
Если требуется разборка корпуса агрегата, то сначала нужно снять переключатель режимов работы.
Разборка электрической части перфоратора
Чтобы добраться до электрической части аппарата, если возникли подозрения, что именно здесь может быть поломка, необходимо выполнить следующие действия.
Если требуется разобрать бочковой перфоратор, с вертикальным расположением электропривода, то сначала снимается ручка, а затем откручиваются болты, удерживающие двигатель.
Замена щеток электродвигателя
Главным признаком того, что пора менять щетки – это образование повышенного искрения в области коллектора электромотора, быстрый нагрев держателей щеток, а также запах гари. Когда щетки не изношены, то искру можно увидеть только под ними. В противном случае, искру видно по всему кругу коллектора.
Наличие искры по кругу коллектора при неизношенных щетках является признаком износа подшипников, нарушения изоляции ротора или статора, прогорания пластин коллектора, перегорания статора или ротора.
Еще одним признаком того, что сгорел статор, можно назвать наличие искр только под одним электродом. Если у вас есть тестер, то им можно проверить статор и ротор : замерьте поочередно сопротивление на роторе и статоре. Если оно одинаково на обеих обмотках, значит, со статором все в порядке. Если вы заметили у вашего перфоратора явные признаки проблем с ротором или статором, то придется нести аппарат в сервисный центр для ремонта. Что касается щеток, то их можно поменять самостоятельно.
Чтобы добраться к месту, где установлены щетки, потребуется разобрать корпус, в котором установлен двигатель, или просто снять заднюю крышку. Открыв крышку, вы увидите щетки, закрепленные в специальных держателях. На фото ниже показано, как выглядят данные детали.
Щетки, которые устанавливаются на двигателях перфораторов, бывают 3-х видов.
- Графитовые – отличаются долговечностью, но поскольку они очень твердые, то притирание их к коллектору происходит не идеально, что негативным образом сказывается на последнем.
- Угольные – легко притираются к коллектору, обеспечивая хороший контакт, но быстро изнашиваются.
- Угольно-графитовые –идеальный вариант, так как являются смесью 2-х компонентов, которые дополняют друг друга.
Очень важно не дожидаться, пока двигатель заискрит, а уже после этого менять щетки. Замена нужна уже после их износа на 1/3 от номинала (8 мм). Даже если одна щетка износилась меньше, чем другая, то все равно нужно менять обе.
Обращайте внимание на состояние пружины в новых щетках и крепление контакта. Если пружина слетит во время работы двигателя, то он получит значительные повреждения. Также, если пружина слабая, то хорошего контакта она не сможет обеспечить.
Обязательно перед тем, как поменять щетки, нужно хорошо прочистить ротор и статор от остатков графитовой или угольной пыли. Почистить данные детали можно с помощью технического или медицинского спирта.
Далее, следует закрепить электроды в держателях и притереть их к коллектору. Для этого положите кусок наждачной бумаги мелкой зернистости на коллектор и вращательными движениями в разные стороны произведите притирку электрода . Притирка продолжается до тех пор, пока контактная площадь электрода слега не закруглится. Это обеспечит лучшее его прилегание к пластинам коллектора и, соответственно – лучший контакт.
Схема устройства ударного механизма, его неисправности и ремонт
Ударные механизмы перфораторов отличаются по своей конструкции, в зависимости от того, к какому семейству принадлежат аппараты. Поэтому и ремонт данных механизмов будет происходить по разным принципам.
Бочковые перфораторы
Перфораторы с вертикальным расположением двигателя обычно имеют ударный блок на основе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Ниже приведена схема ударного механизма такого типа.
На следующем фото показан аппарат в разрезе, где можно увидеть место расположения КШМ.
Ударный механизм агрегата с вертикальным двигателем может иметь следующие неисправности. У шатунного механизма имеется отдельный подшипник, который установлен на кулачке колеса с эксцентриком, но иногда он может быть расположен в основании шатуна. В некоторых моделях перфораторов на этом месте может быть установлен подшипник скольжения (вместо подшипника качения), требующий постоянного наличия смазки. Если ее нет, или она уже застарелая, то этот узел изнашивается. При ремонте придется полностью заменить шатун и эксцентриковый бочонок.
Еще одна распространенная проблема — сломался боёк . Данную неисправность можно вычислить, если вы заметили, что на вашем перфораторе больше нет удара. Чтобы добраться до бойка, потребуется полная разборка ствола устройства. Делается она следующим образом.
В данном случае боёк целый. Но если он сломан, то замените его на новый. Также следует обращать внимание на уплотнительные резинки и на сальники в корпусе ствола. Если они изношены, то подлежат замене.
Перфораторы пистолетного типа
Устройство ударного механизма у агрегата пистолетного типа немного отличается от такого же по назначению механизма, установленного в аппарате бочкового типа.
Главное его отличие в том, что поршень приходит в движение не при помощи шатуна, а от качающегося (“пьяного”) подшипника. Поэтому, самая частая поломка данного узла – это износ “пьяного” подшипника, который требуется заменить.
На следующем фото показан разрушенный “пьяный” подшипник, который является причиной того, что перфоратор перестал долбить.
Снимается качающийся подшипник с помощью плоской отвертки, которой нужно подцепить скобу, и извлечь ее. После этого, подшипник легко отделяется от корпуса редуктора.
При замене развалившегося подшипника следует хорошо промыть редуктор , так как именно в его корпусе могут остаться осколки сломанной детали.
После прочистки и установки нового подшипника, следует нанести жирный слой смазки в этот блок.
Также причиной того, что устройство не бьет, может послужить сломанный боек. Чтобы его достать, нужно снять стопорное кольцо, которое видно в отверстии.
Возьмите маленькую отвертку, подцепите ею кольцо, и сместите его вправо (по направлению к шестерне).
Те же действия проделайте и с другой стороны детали. Далее, вставьте отвертку в отверстие детали и продавите снятые внутренние части механизма.
После данного действия легко достанется стопорное кольцо, и корпус, в котором находится сломанный ударный боёк.
Если разобрать данный корпус, то вы увидите “виновника” неисправности, по причине которой перфоратор не долбит.
При сборке ударного механизма не забудьте обильно нанести смазку на все его части.
Прочие механические поломки и их устранение
Кроме поломок, связанных с ударным механизмом, в перфораторе могут возникать и другие механические поломки.
Переключатель режимов
Бывают случаи, когда выходит из строя переключатель режимов агрегата. В основном, это происходит из-за засорения пылью данного узла. Чтобы починить переключатель, потребуется отсоединить его от корпуса (как это сделать см. выше) и прочистить от загрязнений. Если вы обнаружите какие-либо поломки пластмассовых частей переключателя, то его придется заменить.
Шестерни с косым зубом
Причина того, что аппарат перестал нормально работать, а именно, перестал сверлить и долбить, может крыться в износившихся зубьях на валу ротора.
Если это произошло, то зубья будут изношены и на промежуточной косозубой шестерне.
Данная проблема возникает при заклинивании инструмента или неисправно работающей муфте сцепления. Поломка устраняется заменой промежуточной шестерни и ротора двигателя.
Бур не держится в патроне
Причиной того, что перфоратор не держит бур, кроется в поломке патрона и износе входящих в его состав деталей:
- произошла деформация шариков;
- износилось ограничительное кольцо;
- дала просадку фиксирующая пружина.
Потребуется разобрать патрон и заменить проблемные детали.
Бур застрял в перфораторе
Причины того, что бур застрял в патроне аппарата, могут быть следующие.
- Перед установкой оснастки, вы не нанесли на ее хвостовик смазку. Потребуется отодвинуть уплотняющую резинку патрона и впрыснуть в место посадки инструмента WD-40.
- Под шарики попала пыль. Выполните ту же операцию, что и в пункте выше.
- Если вы использовали в перфораторе обычное сверло, вставленное в переходник, то также обработайте его жидкостью WD-40 , подождите пару минут, и, слегка постукивая молотком по поверхности зажима, расшатывайте в разные стороны оснастку. Обычно после этих действий зажимные кулачки разжимаются и позволяют извлечь сверло.
- Хвостовик инструмента расклепался. Потребуется сначала залить жидкость WD-40 и попробовать вытащить бур. Если ничего не получается, то нужно разобрать патрон и выбить оснастку. Также можно воспользоваться советами, как достать застрявший в аппарате инструмент, из этого видео .
Выбирая патрон для перфоратора, покупатель должен разбираться в конструкции такого зажимного приспособления. Это позволит сразу решить вопросы о том, с каким инструментом в комплекте можно будет использовать перфоратор и какие виды обработки выполнять при помощи такого оборудования. Кроме того, владение сведениями об устройстве патрона перфоратора позволяет не только самостоятельно выполнять замену зажимного приспособления, но и осуществлять его несложный ремонт, если в этом возникает необходимость.
Как устроены патроны для перфораторного оборудования
Чтобы эффективно использовать различные насадки для перфоратора, необходимо обеспечить их надежную фиксацию. Для этого и применяется специальный патрон. Первые его модели стали разрабатываться еще в 30-х годах прошлого века, когда на рынке появились перфораторы, серийное производство которых освоила всемирно известная компания Bosch.
Такое ручное устройство, как перфоратор, практически сразу было по достоинству оценено потребителями, поскольку с его помощью можно совмещать сверление с импульсным долблением, что значительно повышает эффективность выполняемой обработки. Основной недостаток первых моделей перфораторов был связан именно с тем, что наиболее слабым звеном в их конструкции был патрон, быстро приходящий в негодность под воздействием ударных нагрузок.
В результате длительных разработок производители перфораторов и патронов пришли к следующему выводу: чем более простой является конструкция зажимного устройства, тем более надежным в эксплуатации оно является.
В итоге было создано три основных типа патронов для перфораторов, которые в свою очередь подразделяются на подтипы.
Зубчато-венцовые (ключевые)Существуют патроны, рабочая насадка в которых фиксируется при помощи специального ключа, приводящего в действие кулачки, надежно зажимающие хвостовик используемого инструмента. Наиболее значимым достоинством патронов данного типа является то, что они обеспечивают надежное крепление инструмента, используемого в комплекте с перфоратором. Между тем, чтобы выполнить замену рабочего инструмента в таком патроне для перфоратора, потребуется потратить значительно больше времени, чем при использовании зажимных устройств других типов.
Быстрозажимные (БЗП)Рабочая насадка перфоратора может фиксироваться на нем и посредством быстрозажимного патрона (БЗП), который приводится в действие только за счет усилия, создаваемого руками оператора. В зависимости от конструктивного исполнения, патроны данного типа могут быть одно- или двухмуфтовыми, принципы действия которых также различаются.
Более простыми в использовании являются одномуфтовые патроны, но использовать их можно только в комплекте с дрелями, на которых предусмотрена возможность автоматической блокировки рабочего вала. Для приведения в действие такого патрона достаточно усилий одной руки. Для того чтобы воспользоваться двухмуфтовым зажимным устройством, необходимо одной рукой удерживать его заднюю муфту, а второй – вращать переднюю.
Что такое SDS
SDS (СДС) – это аббревиатура, составленная из первых букв слов Steck, Dreh, Sitzt, которые в переводе с немецкого означают «вставь, поверни, закреплено». Именно по такому простому, но в то же время гениальному принципу работает SDS-патрон, разработанный инженерами компании Bosch в 80-х годах прошлого века. На сегодняшний день этими простыми в использовании устройствами, обеспечивающими высокую надежность фиксации рабочего инструмента, оснащается 90% всех производимых перфораторов.
СДС-патроны часто называют быстрозажимными, но при этом не следует путать их с устройствами, в которых зажим обеспечивается за счет вращения муфт. В отличие от традиционных быстрозажимных патронов, СДС-фиксатор не надо вращать, чтобы закрепить инструмент: его достаточно просто придерживать рукой.
Чтобы понять устройство патрона перфоратора данного типа, а также принцип его действия, достаточно взглянуть на хвостовик инструмента, который предназначен для фиксации в таком устройстве, или переходник SDS. На таком хвостовике имеется 4 паза, два из которых являются открытыми с торца хвостовика, а два остальных – закрытыми. Открытые пазы выполняют функцию направляющих, они обеспечивают правильное положение инструмента при его вхождении в патрон. Закрытые пазы в свою очередь обеспечивают фиксацию хвостовика в патроне перфоратора.
Во внутренней части СДС-патрона есть специальные шарики, которые выполняют одновременно две функции. В тот момент, когда инструмент только вставляется в перфоратор, шарики, по которым перемещаются направляющие пазы, обеспечивают его правильное положение. После того как инструмент вставлен до упора, такие шарики фиксируют его, для чего его необходимо немного провернуть до того момента, пока шарики не войдут в закрытые пазы хвостовика. Чтобы использовать СДС-патрон было еще легче, хвостовик инструмента рекомендуется не только тщательно очищать после каждого использования, но и смазывать.
Следует иметь в виду, что из-за особенностей конструкции СДС-патронов инструмент, который в них зафиксирован, подвержен небольшому радиальному биению на холостом ходу, что нисколько не влияет на точность выполняемой обработки. Между тем наличие небольшого люфта между хвостовиком и внутренней поверхностью патрона защищает последний от ударного воздействия, которому подвергаются буры и сверла в процессе работы перфоратора.
Типы и сферы применения СДС-патронов
В зависимости от диаметра хвостовика, которым оснащен инструмент или адаптер для его фиксации на перфораторе, СДС-патроны подразделяются на пять основных типов: обычные SDS-патроны, модели категорий SDS-top, SDS-quick, а также патроны SDS-plus и SDS-max. Наиболее популярными являются патроны категории SDS-plus, которые предназначены для фиксации в них инструмента с диаметром хвостовика 10 мм. Хвостовик инструмента, адаптированного под фиксирующие устройства категории SDS-plus, входит в них на глубину 40 мм. При этом диаметр рабочей части инструмента, который фиксируется в патронах SDS-plus, может находиться в интервале 4–26 мм.
Максимальная длина инструмента, который может фиксироваться в патронах категории SDS-plus, составляет 1 метр, а его наиболее распространенные рабочие диаметры находятся в диапазоне 6–12 мм. Устройства, предназначенные для фиксации в них хвостовиков SDS-plus и соответствующих переходников для перфораторов, используются для оснащения оборудования легкой и средней категории, масса которого без учета веса инструмента составляет от 3 до 5 кг. Именно такие перфораторы, которые рассчитаны на ударную нагрузку до 5 Дж, наиболее популярны у домашних мастеров и небольших ремонтных бригад.
Патроны SDS-max, диаметр посадочного отверстия в которых составляет 18 мм, используются для оснащения тяжелых профессиональных перфораторов, вес которых начинается от 5 кг. Такие перфораторы, которые могут использоваться в комплекте с инструментом с рабочим диаметром, доходящим до 6 мм, в состоянии создавать ударную нагрузку до 30 Дж. Чтобы обеспечить точную и надежную фиксацию инструмента в таком серьезном оборудовании, на хвостовиках категории SDS-max предусмотрен дополнительный направляющий паз.
Патроны SDS-top и SDS-quick являются промежуточными вариантами оснащения перфораторов и используются значительно реже вышеописанных моделей. Между тем конструкция устройств SDS-quick, которые были разработаны инженерами компании Bosch в 2008 году, стоит того, чтобы рассмотреть ее подробнее. Инструмент в патроны серии SDS-quick вставляется не при помощи пазов, а посредством выступов на хвостовике. Особенности конструкции патронов SDS-quick позволяют фиксировать в них инструмент, хвостовик которых имеет шестигранную форму и размер четверть дюйма.
Как самостоятельно разобрать и собрать патрон
Чтобы выполнять техническое обслуживание и ремонт патрона перфоратора своими руками, важно правильно снимать и разбирать это устройство. Зная, как разобрать патрон перфоратора (или как разобрать патрон для дрели), вы сможете самостоятельно выполнять осмотр, чистку и даже мелкий ремонт его внутренних элементов, что позволит вам всегда поддерживать свой инструмент в технически исправном состоянии. Несложная конструкция СДС-патронов позволяет снимать и разбирать их даже тем людям, которые не ладят с техникой.
Итак, разборка классического СДС-патрона перфоратора выполняется в следующей последовательности.Шаг первый
С патрона отодвигают пластиковую часть и снимают резиновый уплотнитель.
Шаг второйИспользуя отвертку, снимают фиксирующее кольцо, а затем и фиксирующую шайбу.
Шаг третийКогда фиксирующая шайба снята, под ней можно увидеть второе кольцо, которое также необходимо снять при помощи отвертки.
Шаг четвертыйПосле того как все кольца и шайбы извлечены, можно приступать к разборке SDS-механизма, состоящего из шайбы, шарика и пружины. В первую очередь из такого механизма необходимо извлечь шарик, затем шайбу и только после этого пружину.
Ответ мастера:
Для тех, у кого основным рабочим инструментом является перфоратор, наверняка не составляет труда самостоятельно заменить патрон на нём.
А вот если, инструмент забарахлил в руках домашнего умельца, который пользуется им от случая к случаю и не знает, что патрон обязательно подлежит замене, если сверло начало проворачиваться, да и перемещается еле-еле зубчатый обод… Что делать?
Сначала определите, какой патрон в вашем перфораторе. Патроны выпускаются трёх видов – быстрозажимные, цанговые SDS, кулачковые. Чаще всего инструмент оснащается кулачковым патроном, в котором закрепление сверла происходит с помощью ключа. А вот патрон быстрозажимной обходится без ключа. Кстати эти патроны также подразделяются на 1 и 2-гильзовые. Одногильзовые патроны легки в эксплуатации за счёт простой операции по смене сверла. Легко повернув патрон можно заменить сверло и в популярном цанговом SDS патроне.
Итак, разберёмся с процедурой снятия с перфоратора патрона.
Чаще всего патрон удерживается шпинделем, но бывает и крепление его посредством винтового стержня. Раскрутить винт легко, достаточно открыть зажимной патрон и открутить винт отвёрткой. В случае крепкой фиксации патрона, когда сниматься он никак не хочет, орудуя молотком, простучите головку винта, и снова попытайтесь открутить отвёрткой. Начните вращать рукой шпиндель, а поскольку вместе с ним начнёт вращаться патрон, просто придержите сам патрон ключом, либо зафиксируйте его в тисках с пластиковыми губками.
Может оказаться так, что под рукой нет срезов под ключ для выкручивания патрона. В этом случае рекомендуется, сняв с перфоратора крышку, удерживать шпиндель изнутри дрели. Конечно, это трудоёмкий способ, но он хорош тем, что в полевых условиях вполне годится.
Хочется добавить напоследок, что вам можно для тех или иных видов работ иметь разные патроны. Например, для частой смены свёрл и насадок приобретите патрон быстрозажимной.
А при работах с большими сверлами резонно запастись ключевым патроном. Когда надобно произвести замену, прежний патрон снимите, выкрутив винт. А потом установите новый патрон.
Патрон для перфоратора – ремонт своими руками
Патрон для перфоратора, на сегодняшний день, практически не имеет недостатков. От его правильного и надежного функционирования зависит работоспособность инструмента. Прежде, чем начать использовать электроаппарат, вы должны обязательно усвоить устройство патрона перфоратора, знать, как проводить его ремонт своими руками.
Из чего состоит патрон
про перфоратор
Не секрет, что инструменты имеет различную мощность. Для перфораторов с большой мощностью необходим патрон с надежным креплением бура либо сверла.
В строительстве существуют ключевые и быстрозажимные патроны. В ключевых – насадку (сверло, бур, фрезу) необходимо зафиксировать с помощью специального ключа, который разводит пальчики. В быстрозажимных – фиксация насадок будет производиться вручную.
Как снять их с перфоратора и выполнить ремонт своими руками? Об этом спрашивают многие обыватели.
Для того, чтобы снять цанговый или быстрозажимной зажим с электроинструмента достаточно всего лишь провернуть сверло. Вы должны усвоить, как разобрать патрон перфоратора своими руками.
Если насадка крепко зафиксирована, то удалить зажим с электроинструмента очень трудно, а иногда почти невозможно. Как снять патрон с перфоратора в таком случае?
Сделать это необходимо с помощью молотка, ключа и отвертки. Процесс разборки будет производиться в следующем порядке:
- Для начала постучите по головке винта для того, чтобы ослабить фиксацию.
- Затем постепенно начинайте откручивать насадку с помощью отвертки.
- После откручивания зажмите патрон в тисках и начинайте прокручивать шпиндель.
Если после снятия вы обнаружили, что патрон пришел в негодность, то его необходимо заменить. Для того, чтобы поменять зажим на перфораторе, произведите следующие манипуляции:
- Наверните патрон на дрель до упора.
- Затем вставьте винт в гнездо.
- После вставки постепенно закручивайте винт с помощью отвертки до упора.
Не забывайте время от времени разбирать и чистить перфоратор. Это поможет вам в дальнейшем избежать существенных неполадок. Также иногда есть необходимость произвести небольшой ремонт патрона своими руками, например, заменить пружинку.
Переключение режимов перфоратора
Для нормального использования инструмента, вы должны усвоить, что существует несколько режимов работы:
- Первый из них – сверление. Во время работы в таком режиме необходимо:
- переключить тумблер выбора режимов перфоратора напротив метки сверла;
- затем вставить бур и включить электроинструмент.
Если вы не знаете, как вставить сверло в перфоратор, то мы вам объясним.
Для установки бура в кулачковое или цанговое устройстве достаточно утопить в него сверло. Затем вставить ключ в специальное отверстие на внешней части патрона и прокрутить до полного зажима бура.
Во время работы не нужно сильно нажимать на насадку.
Совет. При использовании патрона в режиме сверления, ни в коем случае не переключайте тумблер на «вращение против часовой стрелки», так как это может привести к повреждению насадки.
Для предотвращения ударов у перфораторов предусмотрена функция блокировки.
Обычно её используют, если сверлят отверстия в древесине или металлических конструкциях.
Желательно перед тем, как вставить сверло в перфоратор надо дать пару минут поработать перфоратору на холостом ходе. Обязательно проверьте редуктор. Он не должен издавать посторонние шумы и стучать. В противном случае проведите его ремонт.
- Следующий режим называется сверление с ударом. Как работать перфоратором в этом режиме? Ответ прост – с включенным тумблером сверла и молотка.
Во время работы тщательно следите за буром:
- нельзя допускать его перекоса;
- держать перфоратор во время данного режима следует крепко, однако не сильно придавливая.
Помните, что при сверлении бетона вы можете наткнуться на куски арматуры, поэтому заранее займите удобное положение, чтобы не потерять контроль над инструментом.
- Последняя разновидность – режим удара. Как правило, он используется для долбления или отбойных работ. Иногда его применяют для штробления.
Перед тем, как начать работу, тумблер перфоратора переключите на метку с изображением молотка. Помните, что в данном режиме инструмент необходимо удерживать очень крепко.
Совет. Перед тем, как включить электроинструмент, перенесите его в нужное для удара место.
Как пользоваться перфоратором правильно
про работу с перфоратором
Для правильной работы с электроинструментом вы должны запомнить следующие приемы:
- Обязательно используйте средства индивидуальной защиты.
А именно: очки, перчатки, беруши. Непосредственно перед работой уберите все посторонние предметы, которые может намотать бур.
- Не давите сильно на инструмент, иначе вы можете его испортить.
- Не забывайте, как правильно работать перфоратором. Не «гоняйте» его вхолостую более 4-5 минут. В этом случае вы подвергаете большому износу механизмы патрона.
- Если вы работаете с пористыми либо рыхлыми материалами – надежней будет работать в режиме безударное сверление.
- В случае, если вы проводите бурение с материалами, у которых высокие показатели твердости, используйте специальную смазку либо машинное масло.
- Не забывайте про жидкостное охлаждение, если работаете с твердыми материалами. В качестве жидкостей можно использовать всевозможные эмульсии либо пластичную смазку.
- Если вы работаете с длинными бурами – в целях экономии начинайте работать более короткими сверлами того же диаметра.
- Чтобы инструменту не понадобился ремонт, через каждые 100-150 отверстий обязательно смазывайте густой смазкой хвостовики буров. Но не забывайте о предварительной чистке их от пыли и загрязнений.
- Периодически давайте перфоратору остывать. Иногда опускайте буры в воду либо масло.
- При работе обращайте особое внимание, нет ли перегрева редуктора. Если вы заметили нагрев – сделайте небольшой перерыв в работе. Однако, не следует опускать электроинструмент в воду – ударит током.
- Не забывайте, как пользоваться перфоратором. Ухаживайте за перфоратором до, и после работы. Помните, что от качества ухода зависит срок работы инструмента. Очищайте электроинструмент от строительной пыли с помощью пылесоса. Для защиты бура можно надеть на него специальный щит, который можно изготовить даже из пластиковой бутылки. Обязательно соблюдайте режим работы и отдыха инструмента. Желательно через каждый полчаса работы делать 10 минутный перерыв.
- Внимательно следите за вентиляционным отверстием перфоратора.
- Раз в месяц разбирайте перфоратор и делайте профилактический осмотр редуктора.
Мы рассмотрели основные вопросы, задаваемые читателями. Надеемся наши советы помогут понять, как провести ремонт перфоратора самостоятельно.
Как разобрать патрон перфоратора? Учимся делать простые вещи, избегая ошибок
Для чего бывают нужны знания, как разобрать патрон перфоратора? В том случае, если довольно дорогостоящий инструмент поломается, не проще ли его просто отнести в ремонтную мастерскую? Однако обращаться туда, как показывает практика, стремится далеко не каждый пользователь (то ли, порой, из-за нехватки времени, то ли из-за неимения достаточного количества дополнительных средств, ведь ремонт иногда может стоить довольно дорого и вылиться в цену, за которую можно купить половинку нового инструментария).
Поэтому, некоторые и предпочитают разборку осуществлять самостоятельно, своими руками. Ведь понятно, что если устройство вдруг перестает работать по ряду причин, то самым предсказуемым решением будет его разобрать и устранить проблему.
Как разобрать патрон перфоратора так, чтобы затем во вновь собранном виде инструмент продолжил свое функционирование после устранения найденной поломки? Но не обязательно это делать только в тех случаях, когда неприятность уже произошла. Еще знать, как вещь, такая как перфоратор, разбирается, нужно и для проведения профилактики и смазки. Так что, по любому, знания могут пригодиться практически каждому, у кого в хозяйстве находится подобный прибор.
Снимаем патрон
Сперва следует определить его конструкцию, а они, кстати, бывают разные. Кулачковый – различные буры вставляются и заменяются при помощи специального ключа. В цанговом – достаточно лишь провернуть деталь, а ключи для этих целей не потребуется. В быстрозажимном (одно- или двух- гильзовом) – другая конструкция. В общем, на различных устройствах сверла могут быть закреплены по-разному, и данный фактор тоже следует учесть.
Многие новички зачастую спрашивают: зачем надо такое количество видов?
Все дело в том, что сами инструменты бывают с большой или малой мощностью. И если устройство достаточно мощно, то необходимо всерьез задуматься о надежности креплений для сверл и насадок, иначе трагедии не избежать!
В некоторых случаях деталь снимается довольно легко, а в некоторых – придется повозиться. Изучаем крепления самого патрона. Деталь обычно удерживается в рабочем положении при помощи шпинделя или же – стержней винтовых (редко наблюдаем более цепкую фиксацию, в зависимости от фирмы-производителя, и тогда потребуются новые приложенные усилия).
Но в самом распространенном своем варианте патрон можно снять при помощи трех несложных инструментов: отверткой, ключом и небольшим молотком.
Устройство патрона перфоратора – что прячут производители?
Нужно молоточком постукивать по голове винта, слегка ослабив фиксирование. Затем – скрутить винт, действуя при помощи отвертки. Зажать патрон в тисках или ключе и прокрутить шпиндель.
Изучаем детали
Не станем рассматривать более редкие и старые модели. Сегодня многие современные перфораторы – достаточно универсальны и незаменимы в выполнении некоторых работ при ремонте и строительстве. Соответственно, для такого инструмента существует множество насадок и переходников в соответствии с поставленными задачами. А основой конструкции все же является патрон.
Кстати, профессионалы советуют держать под рукой сменный патрон на запас: при достаточных сильных нагрузках единственный может поломаться, а у вас не будет, чем его сменить. Специалисты отмечают, что для разного труда необходимо использовать различные по действию патроны: с ключом (для габаритных буров), быстрозажимный (для быстрой смены переходников и сверл во время исполнения работ).
Очень важно: если ранее сверло крепилось на подвижных кулачках, то сегодня прогресс уже давно ушел вперед – в SDS патроне, к примеру, бур удерживается при помощи направляющих клиньев и специальных стопорных шаров (обычно, по 2 или 3). Такой тип крепления выглядит и быстрым и, главное, очень надежным.
Значительно упрощается и замена насадок. Достаточно лишь вставить выбранную в гнездо, надавить до щелчка.
Как осуществить разборку своими руками
Наиболее распространенными в нынешнее время устройствами являются модели некоторых известных брендов. Мы расскажем, как выполнить разборку перфораторного патрона на примере Bosh.
- Отодвигаем часть из пластика и снимаем уплотнитель из резины.
- Используя отвертку, поддеваем кольцо для фиксации. Далее – аналогичную шайбу. Действовать нужно как можно аккуратней, без резких движений, при которых возможен срыв и отскок этих небольших деталей.
- За шайбой находится еще одно кольцо. Его необходимо поворачивать и тоже снять, поддевая, к примеру, отверткой.
- За пластиком будет зажим SDS, который состоит из пружинки, шара и шайбы. Вынимаем шар, после – поддеваем шайбу и вытаскиваем пружину.
Надо сказать, что патрон обычно разбирается с различными задачами, среди которых произведение ремонтов или замена вышедших из строя деталей, очищение, смазывание частей. А патроны от современных перфораторов других моделей (к примеру, Makita) разбираются приблизительно с той же последовательностью, что и Bosh. Иногда встречаются, правда, нюансы конструкций, но это бывает довольно редко.
Сборка патрона и его замена
После проведения запланированных работ по ремонту, восстановлению или профилактике, патрон требуется правильно собрать. Сделать это будет достаточно просто, следуя предыдущим инструкциям, выполненным в обратном порядке: начиная с последнего этапа и заканчивая первым.
Как уже было указано, при выборе запасного патрона помните, что не любой подходит на каждую основу. Это обстоятельство следует учитывать, подбирая деталь той же фирмы, что и все остальное, или хотя бы соблюдая основные параметры патрона.
При установке нового нужно выполнить несколько этапов: навернуть деталь на дрель до упора, вставить в гнездо фиксирующий винт, закрутить его отверткой до самого упора. После – проверяем, как закреплены детали, и можно приступать к выполнению ремонтных работ при помощи этого необходимого инструмента.
Итоги: В общем, как видите, ничего сложного, если знать, как разобрать патрон перфоратора или его заменить. Справиться с поставленными задачами может любой человек, который умеет с этим инструментом достаточно хорошо управляться. Следует не забывать и о том, что при частых сменах сверл или насадок вам лучше купить быстрозажимный патрон, а если применяете большого размера сверла – ключевой. А желательно будет, в идеале, иметь различные патроны, подходящие для вашего перфоратора (особенно, если инструмент используем часто). Именно в этих целях научиться снимать и разбирать патроны – насущно необходимая задача.