Итоговые диктанты по русскому языку за первое. Правописание слов с частицами не и ни
А.С.Пушкин «Пущину»
Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.
Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища. "Снежная королева" Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.
В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.
Вспомним другого литературного героя - Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.
В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе - прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.
Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.
А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах - Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них - Люся - всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.
Взаимоотношения главных героев романа « » - классический пример настоящей дружбы. Д"Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
5 класс
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит около красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.
Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.
А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.
(125 слов.) (По И. С. Тургеневу.)
Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. С утра в степи было повесеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршалпрошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картинно рисовалась нагоризонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, OJ~,!Iадевая душой, наполняя еечувством радости.
За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.
Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. «Время его,
подумал Я,- навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей». (141 слово.)
Медвежонок
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на. черной земле уже росли блестящие листики брусники. Накраю были заросли малины. Собирал я малину, а впереди какой-тозверь шел, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенек и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, чтоя его не увижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал По(;крипывать о пенек, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как вмалиннике сучья трещат, «Шутки плохи», - подумал я. - Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел».
Итоговый контрольный диктант
5 класс
Грибной поход
В конце лета мы отправились в окрестный лес за грибами. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили березки. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёзы разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжелыми полными корзинами и ведрами.
Ветер играл березовыми и сосновыми верхушками. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы. (90 слов)
(По В. Тетюреву)
Грамматические задания
1. Произвести морфемный разбор слов
1 вариант: Обступили, подосиновики, местных
2 вариант: Подберезовики, срезали, окрестных
2. Произвести фонетический разбор слов
1 вариант: березы
2 вариант: здесь
3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
1 вариант: Грибы мы срезали…
2 вариант: Ветер играл …
Итоговый контрольный диктант
Каждый год возвращаются журавли из далеких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.
Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдаленных местах устраивают свои гнезда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.
Весной журавли водят веселые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Они быстро вырастут и будут летать.
(По И.Соколову – Микитову) (78 слов)
Грамматические задания
1. Определить количество букв и звуков.
1 вариант - крыльями
2 вариант - свою
2.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - морями, собираются, маленькие
2 вариант - камышом, выведутся, далеких.
1 вариант: болото (1 предложение)
2 вариант: камышом (3 предложение)
4. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
1 вариант - Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой.
2 вариант - Скоро выведутся у них маленькие журавлята.
Итоговый контрольный диктант
Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.
Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.
Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.
Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.
Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке.
(По Г. Скребицкому) (100 слов)
Грамматические задания
1.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - тропинках, искристый, смотрю
2 вариант - зверьков, серебристыми, сажусь
2. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
1 вариант - Я сажусь на пенёк и смотрю на залив
2 вариант - И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.
3. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант: на полянке (2 предложение)
2 вариант: на залив. (3 предложение)
Итоговый контрольный диктант
6 класс
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (110 слов)
(По И. Соколову- Микитову)
Грамматические задания
1. Выписать местоимения, определить разряд
1 вариант: 1 абзац
2 вариант: 2, 3 абзац
2. Произвести морфологический разбор
1 вариант: сидел (Первое предложение)
2 вариант: покрывают (Последнее предложение)
1 вариант: Днем они спят, а ночью выходят на охоту.
2 вариант: Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами
Итоговый контрольный диктант
« Ну и гроза же будет после такой жары», - говорили все.
И гроза наконец пришла. Она приближалась медленно, и мы следили за ней с самого утра. Небо затянулось дымом. За ним проступали клубы черной, как будто окаменевшей ваты. Это просвечивала сквозь дым грозовая туча.
Мертвая тишина стояла вокруг. Замолчали лягушки и птицы, перестала плескаться рыба. Наконец свежо и протяжно вздохнула земля.
Первый гром прокатился через леса и ушел далеко на юг по зашумевшим от ветра хлебам. Потом все завыло и засвистело. Заскрипели столетние липы. Желтая мгла помчалась над самой землей. Посыпались стекла. По шумящим вершинам прокатился желтый огненный шар. Он трещал и дымился, а потом взорвался с сухим грохотом.
Наконец обрушился ливень. Сплошные беспросветные потоки лились на соседний парк. (По К.Г. Паустовскому) (117 слов)
Грамматические задания
1. Выполнить фонетический разбор слов
1 вариант - жёлтая
2 вариант - землей
2.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - просвечивала, грозовая, вершинам
2 вариант - засвистело, огненный, дымом
3. Составить схемы предложений
1 вариант - 1 предложение
2 вариант - 3 предложение
4. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант - приближалась (3 предложение)
2 вариант - вздохнула (9 предложение)
Итоговый контрольный диктант
(6 класс)
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (109 слов)
Грамматическое задание
1. Определить количество букв и звуков
1 вариант - прояснилось
2 вариант - раздается
2.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - утреннем, прилегает, звуками
3. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант - расстилается (3 предложение)
2 вариант - видишь (6 предложение)
4. Составить схемы предложений
1 вариант - Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением
2 вариант - Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Итоговый контрольный диктант
7 класс
Весенняя песня
Далеко-далеко разносилась весенняя песня жаворонка по полям, по лугам и по глухим лесным трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки.
Вылез из норы и толстый ленивый барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери, и птицы, и крохотные букашки слушали песню жаворонка. И все думали о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было ее и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые весенние дни.
А жаворонок все пел, поднимаясь все выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, рожденной самой землей. (130 слов) Г. Скребицкий
Итоговый контрольный диктант
(7 класс)
Весенняя песня
Далеко–далеко разносилась весенняя песня жаворонка по полям, по лугам и даже по лесным чащам.
Заслышав эту весеннюю песню, из своих норок, из щелок и трещинок вылезли все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки, выбравшиеся на солнышко, грелись и расправляли крылышки, усики и ножки.
Вылез из норы барсук, и даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери, птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка. Они думали об одном, что уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться. Они радовались тому, что наступили светлые весенние дни.
А жаворонок все пел, поднимаясь всё выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, рожденной самой землей. (123 слова)
(По Г.Скребицкому)
Грамматическое задание
1.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - заслышав, слушали, зимнего, крылышки
2 вариант - вылез, наступили, серенькой, паучки
1 вариант – выбравшиеся (3 предложение)
2 вариант – рожденной (9 предложение)
3.
1 вариант - А жаворонок все пел, поднимаясь всё выше и выше.
2 вариант - Все звери, птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка
Итоговый контрольный диктант
7 класс
В птичьем заповеднике
Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окруженные несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой зеркально-спокойного залива. Яркое солнце по-весеннему отражалось в золотившейся глади.
Круг окружавших нас птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.
Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья, отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. А лебеди, напоминающие сказочные корабли, находились невдалеке от нас.
В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника. (119 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматические задания
1. Произвести морфемный разбор слов
1 вариант: золотившейся, справа, упираясь, сходился
2 вариант: окружавших, слева, находились, отражаясь
1 вариант: напоминающие
2 вариант: окружавших
3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
1 вариант: Круг окружавших нас птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой.
2 вариант: Над самой гладью залива, раскинув крылья, отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны.
Итоговый контрольный диктант
8 класс
(По М. Гумилевской)
Грамматические задания
2. Произвести морфологический разбор слов
3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
Итоговый контрольный диктант
(8 класс)
Незнакомая усадьба
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (130 слов)
(По А. П.Чехову)
Грамматическое задание
1.Выполнить морфемный разбор
1 вариант - шелестела, липовую, направо, скользя
2 вариант - пряталось, длинную, тихо, посаженных
2. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант – цветущей (2 предложение)
2 вариант – заходившее (12 предложение)
3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
1 вариант - Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу.
2 вариант - Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам.
Итоговый контрольный диктант
8 класс
Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звезды - это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, но мы не замечаем этого движения. (135 слов)
(По М. Гумилевской)
Грамматические задания
1. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.
Определите вид подчинительной связи между словами.
1 вариант: простым глазом, составили карты, появилась недавно.
2 вариант: небесного свода, кажутся точками, образуют фигуры.
2. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант: видимых (Первое предложение)
2 вариант: блестящими (Пятое предложение)
3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений
1 вариант: Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
2 вариант: Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.
Итоговый контрольный диктант
8 класс
Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звезды - это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. (156 слов.)
Итоговый контрольный диктант
8 класс
Певец русских лесов
Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после лесной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи. Современники называли Шишкина лесным богатырем. В этих словах была и дружеская шутка, и почтительное восхищение. Действительно, никто из русских пейзажистов, кроме Шишкина, не мог с таким размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. Его картины волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе. Пейзажист замечает и красные шапочки грибов, спрятавшихся в траве, и круги на спиленном срезе дерева, веточки засохшей хвои. Он постигает красоту самых как будто обыкновенных вещей и предметов. Живописный язык шишкинских пейзажей предельно точен и прост. Его картины воскрешают впечатления и образы, которые хранятся в нашей памяти всю жизнь.
На пейзажах Шишкина природа России представлена в ее каждодневном, привычном и естественном обличии. (165 слов)
Итоговый контрольный диктант
8 класс
На озере
За придорожным кустарником поднимался смешанный лес
По левую руку время от времени поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину таинственного леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.
Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.
Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться на счет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.
Вода началась в шагах пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми плотно заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде прохладные цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного стекла, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров. (175 слов)
По В. Солоухину
Итоговый контрольный диктант
9 класс
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам. И вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, буpьян, молочай, дикая конопля – всё, побуpевшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (155 слов)
(По А.П. Чехову)
Грамматические задания
1. Выписать из предложения
1 вариант: Солнце уже выглянуло… словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
2. вариант: И вдруг вся широкая степь… словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Найти в тексте
1 вариант: предложения с обособленными определениями и подчеркнуть их.
2 вариант: предложения с обособленными обстоятельствами и подчеркнуть их.
3. Сделать схему сложного предложения, определить вид придаточного, тип подчинения .
1 вариант: Сначала далеко впереди…
2 вариант: Едешь-едешь и никак….
Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.
Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка 4
. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.
Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос 1
соловья. Как красиво он поёт! Пришла 3
настоящая весна
3 .
Вокзал-это большой вход в город. Собрался человек уехать из города. На вокзале ему всё расскажут. Там в справочном бюро дают справки. Когда поезд? Какой это поезд – местный или дальнего следования? Где купить билет? Куда сдать багаж? Где находится багажный вагон? Где можно укрыться от яростного ветра и ненастной погоды? Здесь объявляют приезд и отъезд поездов. Здесь много радостных встреч!
Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом. Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В траве прыгали кузнечики. Прожужжали мохнатые шмели. Мы решили отдохнуть у берёзы. Она встретила нас зелёным шумом.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине. Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни. Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Была война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала. Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.
Наступила чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.
В полдень 1 оживает лесная 3 полянка 4
. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денёк посидеть на пенёчке. Птичье пение ласкает слух.
Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она не закрыла солнце. Пошёл дождь. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжёло ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые берёзки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нём бурная жизнь. Тает снег. Всё больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянах появляются проталины, когда ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники .
Много услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчёлы.
(По Соколову Микитову)
Грамматические задания.
Книга для учителя. «Просвещение» 2001 год.
Итоговый контрольный диктант.
Два деревца.
В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место. Днём у её корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»
В том же лесу на опушке красовалась стройная зелёная ёлочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Ни от чьих глаз не ускользала красавица-ёлочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце».
Грамматическое задание:
1.
1 вариант. Предмет – тяжёлый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил.
2 вариант. Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается путаный кустарник.
2. Синтаксический разбор словосочетаний.
1 вариант. Вызывают удивление, неожиданно разносится.
2 вариант. В этих домах, освободили от оков.
3. Морфемный разбор слов.
1 вариант. Восторженный, выигрыш, разгорелась.
2 вариант. Привокзальный, бессмыслица, перенеслась.
Литература:
«ВШК. Сборник контрольных заданий». /для директоров и завучей школы/
Итоговый диктант за год.
9 класс.
Материнское счастье.
Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая, и всякий раз, когда я подношу ко рту первый кусок, мне кажется, что совершаю святой обряд. Хлеб этот хоть и тёмного цвета, и немного клейкий, словно бы испечённый из жидкого замешенного теста. Но ни с чем на свете несравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух, пахнет он солнцем, молодой соломой и дымом…
Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнёрских рук – свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб, его держал в своих комбайнёрских руках мой сын. Это был народный хлеб – тех, кто вырастил его, тех, кто работал в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней.
(По Ч. Айтматову)
Грамматические задания:
1. Синтаксический разбор предложений.
1 вариант. Мы стояли на дикой вырубке, с которой отдельные изуродованный деревья смотрят на зарю.
2 вариант. А туман до того затопляет окрестность, что хоть лодку бери и плыви по нему .
2. Выписать из текста словосочетания со всеми видами связи, указать их.
3. Разобрать слова по составу:
1 вариант. Приходилось, сладковатый, гордостью.
2 вариант. Испечённый, подумала, материнское.
Литература:
«ВШК. Сборник контрольных заданий» /для директоров и завучей школы/