Художник николя де сталь картины. Сталь николакартины и биография
Родился в местности Сэнт Клод – северном предместье Парижа, потянувшемся вдоль берега Рэйна. В юности получил классическое музыкальное образование по классу гитары, с десяти лет занимаясь в парижской Академии Музыки. Уже в подростковом … Читать всё
Николя де Анжелис является ярким представителем французской школы романтической гитары, а также одним из вдохновителей последней волны нового французского романтизма.
Родился в местности Сэнт Клод – северном предместье Парижа, потянувшемся вдоль берега Рэйна. В юности получил классическое музыкальное образование по классу гитары, с десяти лет занимаясь в парижской Академии Музыки. Уже в подростковом возрасте, будучи признанным самым многообещающим романтическим гитаристом, играл в парижских музыкальных кафе, аккомпанируя звездам эстрады Сильвии Вартан и Жулиану ле Клерку.
Принимал участие в записи музыки к кинофильмам в содружестве с такими признанными инструменталистами, как Мишель Легран и Жан Клод Пети. Записывался в качестве сессионного гитариста в составах Ива Монтана, Шарля Азнавура, Нильды Фернандеса, ЭнцоЭнцо и Сильвии Вартан.
Успех сопровождал и собственное творчество композитора – его дебютный альбом “Quelgues Noyes Por Anna”, изданный в 1981 году, через месяц был признан «золотым».
Отец Николя де Сталя (Николая Владимировича Гольштейна) был комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге до 1917 года.
После революции семья была вынуждена в 1919 году эмигрировать в Польшу. Родители Николя де Сталя там и умерли.
Осиротев, де Саль при посредничестве своей крёстной матери был усыновлён в 1922 году католической семьёй, жившей в Брюсселе.
В Брюсселе он учился в Королевской академии изящных искусств, где открыл для себя классическое искусство, знакомясь с работами Рембрандта, Вермеера, Хальса, Геркулеса Сегерса.
В тридцатые годы де Сталь много путешествует по Европе, живёт в Париже в 1934 году и Марокко в 1936 году. В Марокко он познакомился со своей будущей женой - Жаннин Гийу, тоже художницей.
В 1939 году де Сталь вступил в Иностранный легион, но в 1941 году был демобилизован.
Николя де Сталь в мастерской, 1940-е
После этого де Сталь поселился в Ницце, где он встретился с Альберто Магнелли, Жаном Арпом, Соней и Робертом Делоне, которые и вдохновили его на первые абстрактные картины. Прежде в своём творчестве он уже успел пережить влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина…
В 1943 году, во время нацистской оккупации де Сталь вместе с женой Жанни вернулся в Париж.
В 1943 году де Сталь встретился с Браком. А первая же выставка, проведенная в 1944 году совместно с Кандинским и Магнелли, прошла с большим успехом и привлекла к де Сталю внимание критики.
В октябре 1946 года, благодаря дружбе художника с Андре Ланским, с которыми он встречался в 1944 году, де Сталь заключил контракт с Луи Каре. Последний согласился покупать все картины, которые де Сталь писал.
В 1946 году умирает Жанни. Через несколько месяцев после её смерти де Сталь женился на Франсуазе Шапутон (Chapouton), от которой имел двух детей - Лоуренса и Джерома.
К январю 1947 года де Сталь с новой семьёй переехал в большое помещение, чему способствовала растущая популярность живописца. В начале 1950-х о де Стале узнают также в США и Великобритании и это ещё более способствует признанию художника.
Николя де Сталь. В мастерской, 1954 год.
В 1953 году под влиянием депрессии де Сталь скрывается ото всех на юге Франции. 16 марта 1955 года во время очередного кризиса он неожиданно кончает жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна своей студии. Творческое наследие художника включает более 1000 работ.
Николя де Сталь. Натюрморт с трубкой, 1941
Николя де Сталь. Композиция, 1949
Николя де Сталь. Композиция бежевого, белого и зелёного1950
Николя де Сталь. Футболисты, 1952
Николя де Сталь. Пейзаж, 1952
Николя де Сталь. Фигуры, 1953
Николя де Сталь. Агридженто, 1953
Николя де Сталь. Бутылки, 1954
Николя де Сталь. Заснеженный Марсель, 1954
Николя де Сталь. "Обнаженная в голубых тонах", 1955
В 1932 году де Сталь поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, открыл для себя творчество Рембрандта, Вермеера. Путешествовал по Европе, жил в Париже, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась первая выставка его работ, близких к традициям византийской иконописи. В начале своей творческой карьеры де Сталь находился под сильным воздействием абстрактных произведений Жоржа Брака. Большинство ранних работ де Сталя представляли собой чистые абстракции. С обретением внутренней творческой независимости художник стал создавать работы, в которых поэтика абстрактных образов была тесно связана с мотивами, навеянными реальностью.
Последующие годы Никола де Сталь жил в Ницце, где познакомился с Жаном Арпом, Соней и Робером Делоне. Под их влиянием де Сталь обратился к абстрактному искусству и, уже пережив прежде влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина, вполне самостоятельно синтезировал теперь выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В 1943 он вернулся в Париж, где познакомился с Жоржем Браком, в 1944 выставлялся вместе с Василием Кандинским в галерее Жанны Бюше, на следующий год там состоялась его персональная экспозиция. Абстрактные композиции художника тех лет выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса ("Композиция", 1949, Париж, Национальный музей современного искусства; "Тяжкая жизнь", 1946, частное собрание).
Около 1949 года композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем ("Праздничный день", 1949, Париж, частное собрание; "Композиция", 1950, Лондон, галерея Тейт; "Композиция", 1951, частное собрание). В картине "Крыши Парижа" (1952, Париж, Музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками ("Музыканты", 1953, Париж, Музей современного искусства; "Большая оранжевая обнаженная", 1953, Париж, частное собрание; "Коллаж на зеленом фоне", 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ ("Агридженто", 1953, Цюрих, Кунстхаус). В 1948 де Сталь подружился с живущим в Париже художником немецкого происхождения Джонни Фридлендером. В начале 1950–х годов к де Сталю приходит известность в США и Великобритании, он иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Его палитра светлеет, он частично возвращается к фигуративности. Творческий путь художника Никола де Сталь уместился в пятнадцать лет, при этом его творческое наследие составило свыше 1000 работ.
Картина Никола де Сталь "Красные бутылки".
Богатством фактуры и цвета фон сопоставим с изображением сосудов, словно плавающих в его драгоценной мерцающей субстанции. Есть что-то вневременное в этом натюрморте, исполненном совершенного покоя – в равновесии абстрактного и изобразительного мотивов. Художник словно управляет напряженным взаимодействием разных но интенсивности пятен красного, вибрирующих, взаимопроникающих сквозь стенки сосудов. Изысканная тональная гамма картин
де Сталя – источник их лирического звучания. Излюбленными темами фигуративных
композиций зрелого периода творчества де Сталя являются музыканты, атлеты,
обнаженная натура и натюрморты. Вскоре после создания этого натюрморта в Антибе, в 1953 де Сталь переживает тяжелый нервный кризис и
укрывается на юге Франции, где неожиданно кончает жизнь самоубийством, выбросившись из
окна своей мастерской 16 марта 1955 года. После самоубийства художника его
творчество, преодолевшее антиномию абстракции – фигуративности, получило широкое признание.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении