Хошимин экскурсия по реке меконг. Экскурсия по реке Меконг
Самая большая река полуострова Индокитай, Меконг, протекающий по территории шести стран, берет свое начало в ледниках тибетского горного хребта Тангла, на высоте примерно 6500 м. Меконг пересекает Юньнаньское нагорье, отроги массива Чыонгшон, плато Корат и Боловен, Камбоджийскую равнину и двумя основными рукавами впадает в . Выход реки из горных ущелий на равнину образует каскад водопадов и порогов, которые получили название Кон. Дельта Меконга в Южно-Китайском море сильно пересечена и заболочена. Питают реку муссонные дожди, а в верховьях ледники и снега Тибета.
История
Первый визит европейца в эти края отмечен 1540 г. Однако португалец Антонио де Фариа вряд ли подходил на роль исследователя - в немногочисленных источниках его называют пиратом. Интерес европейцев к серьезному исследованию бассейна Меконга возник только в 1866 г., когда французский исследователь и дипломат Эрнест Дудар де Лагре (1823-1868) организовал и возглавил Комиссию по исследованию Меконга. Основной целью Комиссии было названо «установление границ древней Камбоджи в соответствии с традиционными сборниками и расположением основных развалин». Однако Де Лагре умер в 1868 г. в Юннане (Китай), не завершив экспедиции. Его помощник Мари Жозеф Франсис Гарнье (1839-1873), исследователь и морской офицер, продолжил экспедицию и по ее итогам в 1873 г. издал книгу «Путешествие исследователя».
Одним из результатов экспедиции, прошедшей от устья Меконга до Юньнаня, стало открытие, что судоходство по Меконгу - сложная задача. Сильное течение, постоянно возникающие новые отмели, множество притоков, в которых трудно ориентироваться, доставили французской экспедиции немало неприятностей.
Известный русский исследователь Центральной Азии Петр Кузьмич Козлов (1863-1935) сделал подробное описание истоков Меконга в Тибете в 1900 г.
Однако в XX в. исследование Меконга было серьезно затруднено военные конфликты в бассейне реки (Индокитайская война 1946-54 гг.; Вторая индокитайская война - 1957-1975 гг.; режим Пол Пота и Йенг Сари в Камбодже 1975-1979 гг.) исключали возможность полномасштабной научной работы.
Только в 1994 г. французский исследователь Мишель Пессель (1937 г.) и его экспедиция нашли исторический исток Меконга, следуя по Черному Меконгу - исторически главному руслу реки. В 2004 г. китайские исследователи сообщили об открытии географического, то есть наиболее удаленного от устья, истока Меконга, лежащего в верховьях Белого Меконга.
А специалисты Всемирного фонда дикой природы в 2008 г. объявили, что за последние десять лет в бассейне Меконга обнаружено не менее 1068 новых видов растений и животных. Эти исследования позволили предположить, что биоразнообразие этого региона сравнимо с природным богатством бассейна Амазонки.
Тысячелетиями река, которую часто сравнивают с легендарным драконом восточных преданий, давала жизнь миллионам людей, живущих в ее бассейне. Сегодня Меконг под угрозой, и государства ее бассейна должны осознать свою ответственность.
Река, от которой зависит сама жизнь обитателей ее бассейна, в том числе и человека, сегодня сама находится в зависимости от способности государств ее бассейна сохранить природный баланс Меконга.
Под эгидой ООН с 1957 г. Камбоджа, Вьетнам, Лаос и Таиланд осуществляют сотрудничество в рамках Комиссии по реке Меконг, которое продолжалось даже в годы войны во Вьетнаме. В 1995 г. этими странами было подписано Соглашение о сотрудничестве по устойчивому развитию бассейна реки Меконг. Однако эти четыре страны не контролируют верховья бассейна реки, а Китай и Мьянма, часть территории которых находится как раз в верховьях Меконга, Соглашение подписать отказались.
В работе Комиссии, созданной в рамках Соглашения на межгосударственном уровне, КНР и Мьянма участвуют как партнеры. Они не принимают на себя обязательств отчитываться в своих действиях по использованию возможностей Меконга перед остальными странами бассейна реки.
Сегодня, весной 2010 г., общественные организации и СМИ стран бассейна реки Меконг назвали причиной катастрофического обмеления реки, угрожающего экологической и экономической катастрофой всему региону, недавно построенные Китаем в верховьях Меконга три гидроэлектростанции. То, что на Меконге практически прервано судоходство, связывают с нежеланием Китая выпустить часть сохраненной в водохранилищах воды. Именно это, по мнению экспертов, приводит к тому, что ниже по течению река высыхает со скоростью, слишком большой даже для жаркого сезона.
Если учесть, что КНР планирует построить всего восемь ГЭС на своем участке реки, четвертая из которых начнет работать уже в 2010 г., то тревога соседних стран видится вполне обоснованной. Уже есть мнение, что последнее обмеление - самое страшное за десятки лет.
Однако китайская сторона в лице заместителя министра иностранных дел КНР Ху Чжангуя заявила, что «китайские ГЭС не могут быть основной причиной обмеления Меконга». Китайская позиция объясняется тем, что только 13% воды Меконга приходит с территории Китая, а остальной сток формируется за счет дождей, собираемых притоками Меконга на территориях стран, расположенных ниже по течению реки, чем КНР.
Международная Комиссия по Меконгу в марте 2010 г. заявила, что обмеление Меконга вызвано необычно сильной засухой в Таиланде и Лаосе. Но есть экспертное мнение, что в сезон, когда дождей в Таиланде, Лаосе, Камбодже и Вьетнаме мало, именно вода из Китая становится крайне необходимой для нормального функционирования Меконга. В любом случае странам бассейна Меконга придется найти взаимоприемлемые решения, поскольку разделить их интересы невозможно. Ведь Китай заинтересован как в сохранении прибрежной торговли, так и в урожаях риса у своих соседей, немалую часть которых он покупает.
Общая информация
Официальное название: Меконг, самая крупная река полуострова Индокитай.
Исток: хребет Тангла на Тибетском нагорье.
Главные притоки: Мун, Тонлесап, У, Тхэн, Сан.
Страны, по территории которых протекает Меконг: Китай, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Таиланд.
Основные порты: Вьентьян, Хуайсай (Лаос), Пномпень (Камбоджа), Сымао (Китай), Луангпхабанг (Лаос), Чианг-Сен (Таиланд).
Важнейшие аэропорты: Таншоннят - международный аэропорт Хошимина (Вьетнам), международный аэропорт Луангпхабанг (Лаос), международный аэропорт Ваттай (Вьентьян, Лаос), международный аэропорт Пномпень (Камбоджа), международный аэропорт Удонтхани (Таиланд).
Крупнейшее озеро бассейна реки: Тонле Сап.
Цифры
Площадь бассейна:
810 000 км 2 .
Население:
250 000 000 чел.
Плотность населения: 308.6 чел./км 2 .
Этнический состав: более 90 народностей.
Длина реки: 4500 км.
Площадь дельты:
70 000 км 2 .
Среднегодовой сток:
475 км 3 .
Экономика
■ Сельское хозяйство, орошение рисовых полей.■ Рыболовство, ежегодный улов примерно 2,5 млн тонн.
■ Гидроэнергетика (преимущественно в Китае).
■ Судоходство - до 1600 км в половодье. Однако в последние годы судоходство затруднено ввиду обмеления реки.
Климат и погода
Субэкваториальный муссонный.Средняя температура : от +25ºС до +30ºС.
Сезон дождей : с мая по октябрь, сухой сезон с ноября по апрель.
Количество осадков : до 2000 мм в год.
Достопримечательности
■ Водопад Куангси ;■ Хошимин : пагода Нефритового императора, пагода Зак Вьен, собор Нотр-Дам, Исторический музей;
■ Луангпхабанг : королевский храм Ват-Хиенг-Тонг, Дворец-Музей, храм Пу-Си;
■ Вьентьян : Большая ступа Пха Луанг, храмы Ват Тат Луанг Неу и Ват Тат Луанг Тай;
■ Удонтхани : буддийские храмы;
■ Пномпень : храм-гора Ват-Пром, Национальный музей, Серебряная пагода, Королевский дворец.
Любопытные факты
■ Королевский балет Камбоджи признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Вызывающее восхищение хореографическое искусство кхмеров появилось благодаря выразительным народным танцам. Барельефы храмов Ангкора сохранили для нас многочисленные изображения музыкантов и «небесных танцовщиц» - апсар. Теперь представления Королевского балета нередко проходят на фоне храмов Ангкора. Сегодня процесс обучения искусству кхмерского балета длится 10 лет и каждого ученика готовят к одной конкретной роли.■ В бассейне Меконга живут около 430 видов млекопитающих, 1200 видов птиц, 520 видов рептилий, 280 видов амфибий и 1200 видов рыб. Флора региона - около 20 тыс. различных видов растений. При этом ученые находят все новые, до сих пор неизвестные виды флоры и фауны.
■ В 2008 г. в долине реки Меконг было открыто 163 новых вида флоры и фауны. Как сообщил Всемирный фонд дикой природы, ученые обнаружили 100 ранее неизвестных растений, 28 рыб, 18 рептилий, 14 земноводных, двух млекопитающих и одну птицу. Так, в восточном Таиланде была обнаружена клыкастая лягушка, а в северной части Вьетнама - леопардовый геккон.
■ Река Меконг - одно из пяти мест в мире, где водятся знаменитые пресноводные дельфины иравади. Когда-то здесь жили тысячи дельфинов. Однако сегодня этот вид находится под угрозой полного исчезновения из-за загрязнения реки. В список исчезающих животных они внесены уже с 2004 г. По мнению ученых, сейчас в Меконге осталось не более нескольких десятков дельфинов.
■ Одна из особенностей дельты Меконга - деревни на воде и плавучие рынки. Многие семьи просто живут в своих лодках, более зажиточные строят рядом с берегом дома на сваях. Такое жилище позволяет разводить рыбу прямо рядом с домом, отгородив небольшое речное пространство частоколом из бамбука. Плавучие рынки образуются из скопления лодок торговцев, между которыми также на лодках передвигаются покупатели в поисках нужного товара.
Река Меконг – великая река Юго-Восточной Азии, главная артерия Вьетнама. Если будете в Хошимине, обязательно найдите возможность побывать на Меконге, проплыть по ее неспешным зеленовато-желтым водам и посмотреть, как живут люди на многочисленных островках и на берегу реки.
Цена экскурсии по реке Меконг
Если нет времени на неторопливый обзор и путешествие по Великой реке можно взять экскурсию в Хошимине по реке Меконг – на 1 день, два или три. Мы брали экскурсию на день. Я бы рекомендовала взять экскурсию в одном из туристических агентств на улице .
Цена за экскурсию на человека включая
- поездку на автобусе до реки и обратно,
- услуги гида,
- путешествие по великой реке,
- заезд на кокосовую фабрику,
- обед,
- воду в автобусе,
- посещение деревень, которые живут на реке,
- в общем целый день впечатлений – 7 (семь) долларов.
Правда гид будет говорить по-английски, и весь автобус будет набит иностранцами. Зато никто не будет бухать, орать и материться. Стоимость такой же экскурсии с русским гидом встанет в десятки раз дороже. Что неудивительно.
Дорога из Хошимина до реки Меконг
Автобус забирает вас буквально у порога гостиницы, гид рассказывает кратко чем будет занят день и минут сорок автобус едет до вьетнамской фабрики, где изготовляют потрясающе красивые традиционные вьетнамские вещи – чаши, картины, мебель и украшения. Работают работники практически там же, где и продают. Кто-то покупает сувениры, кто-то просто отдыхает. Минут через 30 все опять загружаются в автобус и едут на речной порт.
В речном порту туристы пересаживаются на речные трамвайчики и едут к одному из каналов. Там нужно пересесть в маленькие узкие лодчонки. Честно говоря, плыть в них было страшновато. Лодочки узкие, раскачиваются, под тобой мутная, желтая вода, плавают обломки веток, растения нависают над водой. Так и кажется, что из воды лениво выплывет крокодил, с веток свесится змеюка, а из чащи выпрыгнет Рэмбо.
Но доплыли все без приключений до деревушки, где можно было посмотреть, как живут местные и тоже прикупить у них вещи, сделанные вручную.
Кокосовая фабрика во Вьетнаме
Дальше путь лежал на кокосовую фабрику. Фабрика – это, правда, слишком громкое название. В печи, которые были еще наверное лет 300 назад, пылали кокосовые стружки, в котле что-то бурлило, пахло вполне вкусно. Вьетнамские девушки угощали сделанными вручную конфетками из орех кокоса и предлагали купить мыло, сделанное вручную. Конфеты были действительно вкусными, а мыло красивым и ароматным. Стоило все дешево. Но, повторюсь, мы были с иностранцами с гидом-вьетнамцем. Сколько это все стоит для русских – не знаю, подозреваю, что дороже, чем обычно.
Пчелиная деревушка у реки Меконг
После кокосовой фабрики держим путь в другую деревушку. Там жители занимаются разведением пчел. Туристам устраивают целое представление. Национальный вьетнамский ансамбль в традиционной одежде и с невиданными инструментами поют старинные песни. Звуки инструментов и голоса, которыми мужчины исполняют песни, ну очень необычны для европейских ушей. Я ничего красивого не смогла расслышать. Но я и не специалист в музыке, да и со слухом у меня туговато, если честно. Но слушая вьетнамские напевы можно выпить чая и сока и поесть фруктов и мед, которые любезно предоставили жители деревушки. (Да, и это тоже входило в семь долларов)
.
После концерта можно было побродить по деревне, сфотографироваться с ленивой змеюкой и посмотреть, как отбирают мед у вьетнамских пчел.
Вьетнамский обед на экскурсии по Меконгу
А затем – обед. На большом острове туристов высадили у кафешки. Обед состоял из тарелки риса, рыбы, салата и чая. Можно было заказать уже за дополнительную плату блюда из меню и пиво. Но мы наелись и тем обедом, который входил в цену. Рядом находилась небольшая крокодиловая ферма, сад, прудик с лотосами и музей.
Мы еще погуляли по этому очаровательному местечку около часа, перед тем как отправились обратно в Сайгон – сначала на лодках, потом на автобусе, на этот раз без остановок.
Меконг — величественная и опасная, пугающая и манящая одновременно, самая большая во Вьетнаме и Юго-Восточной Азии река длиной 4350 км. Исток ее находится в южной части Тибетского нагорья и, согласно легенде, охраняется могучим драконом. Особый интерес для сотен тысяч туристов, ежегодно посещающих Вьетнам, представляет река Меконг.
Дельта Меконга — это, со слов гидов и экскурсоводов, «маленькая Азия», ведь только здесь можно увидеть:
- вспаханные крепкими буйволами рисовые поля;
- плавучие домики местных жителей;
- ароматные фруктовые плантации;
- лачуги, построенные из соломы;
- храмы, которым исполнилось уже не по одной сотне лет и т.п.
Дельта мощного Меконга заселена множеством народностей, например, китайцами, кхмерами, чамами и др. Одних только вьетнамцев здесь проживает порядка 17 млн. человек, ведь основная территория дельты проходит по землям Вьетнама. Все они исповедуют разную религию — ислам, буддизм, католицизм… В дельте нет дорог, как таковых — жители перемещаются между домами и районами по воде, на небольших лодках.
Экскурсия в дельту Меконга
Дельта реки Меконг является настоящим магнитом для многих туристов, поэтому экскурсии в этот район Вьетнама пользуются огромным спросом. Во время путешествия по дельте экскурсантов провозят по притокам и рукавам реки, где все желающие могут познакомиться с местным населением, понаблюдать за их бытом и работой. К примеру, здесь можно увидеть, как изготавливаются кокосовые конфеты или рисовые лепешки, как вырезаются оригинальные сувениры из древесины кокосовых деревьев, а также увидеть изготовление кокосового мыла и при желании приобрести его по низкой цене.
Путешествие по фруктовым садам — любимая часть экскурсии, ведь здесь можно отведать настоящие фрукты, многие из которых являются экзотикой для туристов из России или Европы. После поедания фруктов можно послушать пение местных жителей, игру на самодельных музыкальных инструментах. Затем экскурсия на полчаса перенесется на фабрику, где путешественники смогут понаблюдать за изготовлением картин, мебели, посуды, украшений и т.п.
В дельте Меконга во Вьетнаме можно своими глазами увидеть, как местное население изготавливает сумки и прочие принадлежности из кожи питонов, крокодилов, змей. После вкусного обеда туристов ждет поездка на змеиную ферму. Этих животных здесь выращивают ради получения кожи и яда, использующегося в медицинских целях. Яд, собранный у кобр, идет на изготовление такого средства, как «Кобратокс» — отличная мазь при болях в суставах. Из жира огромных питонов производят великолепный состав, быстро заживляющий ожоговые пятна.
Экскурсия по дельте самой большой реки Вьетнама — Меконгу — затрагивает и поездку на пчелиную ферму. Гостям предлагают отведать вкусный, свежий мед, выпить душистый чай, полакомиться фруктами или фруктовыми соками. Общая протяженность дельты от одного края до другого составляет примерно 600 км, она выдается далеко вперед, в глубины Южно-Китайского моря.
Чем интересен Меконг?
Явление, которому до сих пор нет объяснения — выброс огненных, светящихся шаров из воды, улетающих ввысь. Такое «представление» Меконг устраивает своим жителям раз в год, заставляя их удивляться неповторимым сюрпризам природы. Огромная водная стихия привлекательна и тем, что его воды считаются самыми заселенными подводными обитателями, причем, многие из них водятся только здесь и не встречаются больше нигде в мире.
Так, в реке Вьетнама Меконг можно встретить морских крокодилов, мягкотелых черепах-исполинов, огромных пресноводных дельфинов и т. д. К сожалению, при всем многообразии подводного мира понаблюдать за жизнью обитателей реки почти невозможно. Во-первых, водоем опасен для погружений из-за участков с очень быстрым течением — скорость на некоторых из них превышает 20 км/ч. Во-вторых, воды Меконга довольно мутные из-за постоянно бурлящей, поднимающей со дна ил и песок воды.
Опасность представляют и крутые пороги реки, которые делают невозможным прохождение по ней судов. Ежегодно река Меконг уносит с собой сотни человеческих жизней — результат паводков, крутых порогов и скалистых выступов. Меконг считается хранилищем сокровищ, покоящихся на его дне уже более века. Вот такой он, Меконг — река, входящая в десятку самых крупных рек во всем мире. Как говорят местные жители, Меконг может, как легко дать жизнь человеку, так легко и забрать ее.
Огромный лабиринт проток, островов, болот и мангровых зарослей предваряет встречу великой реки с Южно-Китайским морем. Площадь крупнейшей речной дельты Юго-Восточной Азии достигает 40 000 км², что составляет территорию 19 провинций Вьетнама. Пересекая границу Вьетнама и Камбоджи, Меконг разветвляется на девять больших рукавов, заслужив у вьетов прозвище Кыулонг - «Река девяти драконов». Крупнейшими «драконами» являются реки Хаузянг и Тьензянг. Ближайший к Хошимину город дельты называется Мито (My Tho). К востоку от него лежит город Канто (Can Tho), а между двумя этими пунктами расположен Виньлонг (Vinh Long) - сердце дельты, славящееся клейкими сортами риса неп, без которых невозможно приготовление столь любимых вьетнамцами рисовых «пирожков» с начинками.
Уникальность дельты Меконга состоит в том, что длительное соседство с огромным городом очень мало отразилось на образе жизни ее аборигенов. Дельта - исключительно сельский регион, живущий в условиях почти полного бездорожья. Основное средство передвижения здесь - лодка, которая зачастую служит и домом, и лавкой. Берега узких проток здесь соединяют хлипкими бамбуковыми мостками, которые часто состоят из одного бревнышка и одним своим видом вызывают у новичка коленную дрожь. Прогулки по таким «обезьяньим мосткам» - популярный туристический аттракцион дельты. Оторванность от внешнего мира позволила местным жителям сохранить в неприкосновенности многие черты традиционного деревенского быта. Незаселенные уголки дельты - царство водоплавающих птиц, которые находят здесь обильную пищу и безопасные гнездовья. Несколько таких участков являются заповедными.
Что посмотреть
Город Мито, восточная граница дельты, находится в 2 часах езды от Хошимина на автобусе по шоссе № 1. Между городами существует паромное сообщение (суда отправляются с сайгонского причала Бать-данг), однако четкого расписания не существует, а дорога занимает более чем вдвое больше времени. В самом городе нет ничего примечательного, за исключением фруктового рынка на берегах канала Баодинь (Bao Dinh). Мито - это ближайшее к Хошимину место, откуда можно совершить лодочную прогулку по протокам дельты.
Многие туристы посещают близлежащий городок Бенче (Ben Tre, или Бамбуковая гавань), расположенный в 30 мин плавания на пароме к югу от Мито. Этот городок находится в стороне от основных автодорог и не имеет регулярного автобусного сообщения с Хошимином. В то же время сельские фабрики кокосовых сладостей кео зыа, расположенные здесь, включены во все экскурсионные маршруты дельты. Сладости, изготовленные на основе кокосового молока, - предмет гордости местных жителей.
Кео зыа делают из молока, смешанного с большим количеством сахара и уваренного до состояния густой карамели. Во время варки в молоко могут добавляться орехи или кусочки фруктов. Из горячей массы формуются длинные узкие полоски, которые затем нарезают на маленькие квадратные кусочки - готовые конфеты. Эта простая с виду работа требует сноровки и опыта: застыв, кокосовый сироп становится твердым и колким. Кстати, не стоит торопиться покупать сладости «от производителя»: в Хошимине те же самые сладости стоят вдвое дешевле. Другая разновидность кокосовых сладостей называется бань зыа. Это пирожные из местного клейкого риса, замешенного с сахаром и кокосовым молоком и завернутого в листья. Рис должен вымачиваться исключительно с полуночи до 4 часов утра, а всю работу по замешиванию «теста» надлежит заканчивать не позднее 7 часов. После этого наступает очередь варки, которая продолжается пять часов.
Помимо кокосовых конфет, в окрестностях Мито производят мед и традиционное рисовое вино.
На западе дельты, на реке Хаузянг, лежит город Канто (также расположен на шоссе № 1). Это крупнейший город дельты с населением более миллиона человек и пятый по счету город центрального подчинения (после Ханоя, Хошимина, Хайфона и Дананга). Из Хошимина сюда можно добраться на автобусе примерно за 4 часа. Канто - центр густонаселенной сельской местности, главной достопримечательностью которой служат плавучие рынки. Таковых в окрестностях города два - в Кайранге (Cai Rang) и Фонгдьене (Phong Dien). Первый находится на расстоянии около 5 км от города, собирает на водное торжище до 4 тысяч лодок и особенно оживлен с 8 утра до полудня. Второй располагается значительно дальше (в 20 км), занимает меньшую площадь и начинает постепенно расходиться (вернее, расплываться) уже после 8 утра. Иноземец - гость на этом празднике жизни, которая идет своим повседневным чередом, отнюдь не воспринимая туриста как объект бизнеса.
Турагентства Хошимина предлагают разнообразные программы посещения дельты в составе групп, сопровождаемых англоязычными гидами. Простейший 1-дневный трип с посещением Мито и Бенче обойдется в 7 USD. 2- и 3-дневные программы с посещением Канто и города Тяудок на границе с Камбоджей стоят 18 и 28 USD соответственно. Посещение Тяудока (Chau Doc) включает экскурсию на священную гору Шам (Nui Sam, 6 км к юго-западу от города), на склонах которой находятся многочисленные живописные храмы.
Плавучий рынок около ФонгдьенеИз Канто шоссе № 1 уходит на юго-запад, чтобы завершиться в городке Намкан (Nam Can) в провинции Камау, в 2301 км от своего начала. Провинция занимает южный выступ Индокитайского полуострова и составляет часть небольшого западного побережья Вьетнама, обращенного к Сиамскому заливу. Здесь находится крайняя южная точка страны - мыс Камау (Mui Са Май, 8°37" сев. широты, 104° 43" вост. долготы). Это отдаленное место находится примерно в 125 км от провинциального города Камау. Жители ближайшей к мысу деревни Датмуй (Dat Mui) и других населенных пунктов побережья занимаются рыболовством и выращиванием креветок в изолированных от моря лагунах. В 16 км к югу от мыса Камау находится островок Хонхоай (Hon Khoai) с маяком, построенным в 1904 г.
Побережье провинции Камау особенно богато манграми: из 400 тыс. гектаров мангровых лесов Вьетнама 300 тыс. находятся здесь. Обычные мангры здесь соседствуют с зарослями авицении, которые здесь называют мам, или черные мангры. Окрестности мыса Камау объявлены национальным парком, который сохраняет около 200 видов фауны и 60 видов растений.
Отправившись из Канто в северо-западном направлении, можно добраться до города Ратьзя (Rach Gia, 114 км от Канто). Это крупнейший вьетнамский порт на побережье Сиамского залива, который поддерживает регулярное морское сообщение с островом Фукуок.
Ратьзя небогат достопримечательностями, однако в 92 км к северу от него находится интересный город Хатьен (На Tien). От границы Камбоджи его отделяют всего 8 км. Некогда эта территория принадлежала кхмерскому государству, однако в 1708 г. город был добровольно сдан Вьетнаму губернатором-китайцем Ма Кыу. Клан Ма правил Хатьеном в течение двух столетий, их фамильное кладбище - одна из интереснейших достопримечательностей города. В городе и его окрестностях есть несколько храмов, в том числе две пагоды XVIII в. и пещерное буддийское святилище Тать Донг (Tach Dong, 4 км к северу от Хатьена).
На побережье имеется несколько привлекательных пляжей, а в пределах 30 км к югу находятся две группы живописных гротов Мосо-Хангтьен (Mo So-Hang Tien) и остров Футу (Phu Tu), который называют «Халонгом Юга». В ясную погоду из Хатьена виден остров Фукуок, куда также можно добраться морским путем.
Один из самых больших рукавов Меконга - Шонг Тьен (Sông Tiền) в районе г.Митхо
Кратко о великой реке
По-английски название реки пишется Mekong, по-вьетнамски - Me Cong или Cuu Long (Кыу Лонг). Последнее в переводе означает «девять драконов» (хотя «девять» по вьетнамски правильно будет «тин»). Имеются в виду девять проток Меконга, непосредственно выносящих воды в море. На самом же деле в настоящее время их восемь. Одна, самая узкая протока, несколько десятилетий назад заилилась и исчезла.
Меконг находится на 11-м месте по длине и на 12-м - по полноводности среди рек мира. Длина реки около 4500 км. Она протекает по территории нескольких стран Юго-Восточной Азии и впадает в Южно-Китайское море. Исток находится в Тибетском нагорье в Китае. Затем Меконг течет по Лаосу, Камбодже и Вьетнаму. На большом
протяжении Меконг образует естественную границу между Лаосом и Таиландом.
Один из многочисленных узких каналов Меконга
Река Меконг является самой большой рекой Вьетнама и всей Юго-Восточной Азии.
В средние века дельта Меконга принадлежала Камбодже, этот регион является колыбелью кхмерской цивилизации. При кхмерах дельта была заболочена и покрыта лесами. Вьетнамцы постепенно переселялись сюда и стали основной национальностью. Короли династии Нгуен организовали строительство ирригационных и транспортных каналов. Сейчас кроме вьетов здесь живут кхмеры, китайцы, и чамы. Это обусловило и разноцветье здешних религий: буддизм, католицизм, каодаизм, хоахао и ислам.
Кто побывал в дельте Меконга, может смело сказать, что видел Азию, потому что здесь сконцентрировано все, что в нашем представлении связано с Азией: буйство тропиков, желтая вода реки, самая большая плотность населения в мире, одна из самых больших мировых житниц риса. Здесь же и очаги распространения птичьего гриппа и лихорадки Денге, других болезней. Это неудивительно, так как на берегах Меконга в его нижнем течении по Камбодже и Вьетнаму проживают десятки миллионов человек, которые содержат множество домашних животных и птиц. Во Вьетнаме в дельте Меконга проживает более 17 млн. человек (без 7-миллионного г.Хошимина, который хотя и находится рядом, но, стоит на реке Сайгон и не относится к дельте Меконга).
Дельта Меконга
Дельта реки начинается еще в Камбодже, ниже Пномпеня. Большая же ее часть проходит по югу Вьетнама. Площадь дельты Меконга - 70 тыс.кв.км. Во многих местах она заболочена.
В дельту Меконга входит 4 больших рукава шириной по несколько километров каждый и бесчисленное множество мелких и мельчайших проток. В океан впадает восемь их них. Во время разливов река затопляет обширные пространства. Отступая затем, она оставляет на полях плодородный ил. На берегах Меконга часто случаются оползни, ежегодно уменьшающие сельскохозяйственные земли в этом регионе на сотни гектаров.
Меконг кормит рыбой немалое число людей во всем мире - здесь находится 90% мирового производства рыбы пангасиус, который часто ошибочно называют Морским языком.
Наряду с дельтой Красной реки на севере Вьетнама, дельта Меконга является огромной житницей риса. Конфигурацию Вьетнама часто сравнивают с коромыслом с двумя корзинами с рисом. Одна из них - дельта реки Меконг, вторая - дельта реки Красной. Дельта Меконга дает 95% вьетнамского экспортного риса.
Кроме риса, выращиваются кукуруза, овощи и тропические фрукты, батат, бобовые, маниок, кокосы. Многие фрукты для россиян экзотичны. Кроме рисовых и кукурузных полей в этом регионе много фруктовых садов. Крестьяне собирают фрукты и отвозят их на лодках на плавучие рынки, где сдают оптовикам. Широко развито на местных мини-фабриках производство конфет из кокосов.
В настоящее время в верхнем течении Меконга в Китае и в среднем течении в Лаосе начинается строительство каскада гидроэлектростанций. Меконг будет перегорожен плотинами в более чем десяти местах. Это уменьшит приток воды в дельте. Вьетнам опасается, что последствия будут катастрофическими для природы и экономики региона дельты.
Климат
Климат в дельте Меконга муссонный субэкваториальный. Среднегодовая температура воздуха 26-27 С и в течение года она отклоняется от этих цифр незначительно.
Отчетливый влажный сезон продолжается мая по август, когда выпадает наибольшее количество осадков.
В последнее десятилетие стали более заметны, чем когда либо ранее последствия изменения климата. Уровень моря повышшается, хотя и немного. Но, в данной низменной части Вьетнама это заметно. Все чаще случаются обвалы берегов и наводнения, вызванный нагоном морской воды.
Города и провинции в дельте Меконга
Дельта Меконга - одно из самых густонаселенных мест в мире. Деревни и городки здесь переходят друг в друга, но незаметно из-за сплошной тропической растительности. Вместо дорог в дельте часто используются каналы. Это не означает, что там нет автомобильных дорог с твердым покрытием, просто часто удобнее переехать самому или доставить груз именно по воде. Берега каналов соединены так называемыми «обезьяньими мостами» (по-вьетнамски «Cau Khi»). В прежние времена их строили из бамбука и шириной они были меньше метра. Теперь эти деревенские мосты укрепляют и расширяют так, что по ним иногда можно проехать даже на автомобиле.
Река Меконг (если включать отводные каналы) протекает по 12-ти южным провинциям Вьетнама: Лонг Ан (Long An), Тиен Зянг (Tien Giang), Бенче (Ben Tre), Донг Тхап (Dong Thap), Ан Зянг (An Giang), Винь Лонг (Vinh Long), Киен Зянг (Kien Giang), Хау Зянг (Hau Giang), Ча Винь (Tra Vinh), Канто (Can Tho), Шок Чанг (Soc Trang), Камау (Ca Mau).
«Столицей» дельты Меконга является город Кан То (Can Tho). Он находится в 170 км от Хошимина (Сайгона) . В нем проживает 220 тыс. жителей. В Кан То есть аэропорт, который после окончания модернизации станет международным. В Кан То построен 16-ти километровый мост через одну из двух самых широких рукавов Меконга. В сентябре 2007 года во время строительства один пролет моста рухнул и несколько десятков рабочих погибли. Во время тура в Кан То посещают плавучий рынок Кай Ранг. В районе города Кан То самая плодородная земля во всей дельте.
Из г.Хошимина в Кан То можно добраться машиной, автобусом, самолетом, но для туриста лучше всего отправиться катером. Большой катер на 50 пассажиров
отправляется в 8.00 с речного терминала на Ton Duc Thang Avenue в г.Хошимине и прибывает в Кан То в 11.30. Стоимость - $13. Обратно из Кан То в г.Хошимин катер отходит в 13.00. Во время этой речной и морской прогулки виды более впечатляющие, чем из окна машины или автобуса.
Ближайшим же от Хошимина городом дельты Меконга является Митхо (My Tho). Но, он находится еще в промышленной зоне Сайгонской агломерации. Поэтому туристы обычно ездят в другой ближний город - Бенче (Ben Tre). В январе 2009 г. около г.Бенче был открыт 3-километровый мост через левый рукав Меконга и эта провинция стала еще доступнее. Однодневные туры есть еще в города Кай Бе с Винь Лонгом, остальные туры в дельту - больше одного дня.
Достопримечательности и развлечения
Одна из главных туристских достопримечательностей дельты Меконга - плавучие рынки: здесь торговля производится с лодок. На плавучем рынке прилавки расположены прямо в лодках. Покупатели тоже передвигаются на лодках от продавца к продавцу. Продавцы торгуют тем, что растет на полях в дельте Меконга. Плавучие рынки работают с 05.00 до 11.00 утра. Почти на всех лодках установлены моторы, чаще всего японские, легкие и экономичные. На Меконге в лодках торгуют, плавают и живут. Другие строят дома или, даже хижины, на берегу. Большинство старается строиться ближе к воде. При строительстве используются разные материалы. Под домами, построенными на сваях часто разводят рыбу, отгораживая пространство от реки частоколом из бамбука.
Незабываемое впечатление производят также катание на моторных лодках по узким каналам, где с обоих берегов обступают тропические растения, прогулки по естественным паркам, посещение маленьких зоопарков с крокодилами, обезьянами и другими обитателями здешних джунглей. Местные гиды и жители расскажут о других достопримечательностях, а затем приведут на обед в кафе или ресторанчик, сделанный в стиле вьетнамского деревенского дома. В меню обычно креветки, салаты, блюда из свинины или говядины, свежий кокосовый сок, зеленый чай. Живая музыка. Музыканты исполняют как вьетнамскую, так и западную музыку, в том числе под заказ. Некоторые могут исполнить «Катюшу» или «Миллион алых роз» А.Пугачевой, остающейся популярной во Вьетнаме.
Исторические достопримечательности связаны с древними государствами кхмеров, которые господствовали здесь до прихода вьетов. Они находятся в дельте Меконга на границе с Камбоджей, в основном, в провинции Киен Зянг (в которую входит и остров Фукуок).
Планирование тура в дельту Меконга
Планируя на Меконг тур, надо отводить 1-2 дня в пределах стандартных двух недель путешествия по югу Вьетнама. В результате введения в строй больших шестиполосных мостов через самые широкие протоки Меконга время на дорогу значительно сократилось.
Выезжают из города Хошимина рано утром, когда уличное движение еще не такое интенсивное как днем. В Хошимине на Меконг тур можно приобрести за $8-10 (без учета отеля и еды). Расстояние от центра города Хошимина до ближайшего рукава дельты составляет 70 км. Учитывая небольшую скорость передвижения по дорогам Вьетнама и большое время на то, чтобы выбраться из мегаполиса, доехать до Меконга можно за 3 часа. Другим вариантом является пассажирский катер.
Чтобы попасть через дельту Меконга на остров Фукуок надо доезжать до городов Ха Тьен или Рач Зья на побережье моря, а из них - на судне на остров.