Грибы познание в старшей группе. Конспект нод "грибы в осеннем лесу"
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений детей о многообразии растительного мира, развитие познавательного интереса, навыков в художественном творчестве.
Задачи
Образовательные: расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения; учить сравнивать и систематизировать предметы (съедобные и несъедобные грибы).
Воспитательные: закреплять знания правил поведения в лесу; прививать любовь к природе; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
Развивающие: развивать активный словарь детей (названия грибов); совершенствовать навык работы с нетрадиционным и традиционным художественным инструментом – поролоновым «тычком» и кисточкой; формировать композиционные умения, умение расположить части изображения в необходимом месте; развивать творческое воображение, фантазию.
Предварительная работа: чтение стихотворений и отгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций с изображением грибов, исследование их муляжей, составление изображения гриба из частей на плоской поверхности.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, шляпа для «грибника», комплект картинок с изображением съедобных (белый гриб, лисички, опята, подосиновик) и несъедобных (мухомор) грибов – по 1 комплекту на каждого ребенка; листы бумаги, простые карандаши, краски, кисточки, поролоновые «тычки» — по количеству детей; стенд для рисунков.
Ход НОД
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети стоят с воспитателем посередине комнаты, на экране слайд 1)
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день для прогулки, и я предлагаю вам пойти в лес в лес! Хотите?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Дети, а можете ли вы пойти в лес сами, без взрослых?
Дети: — Нет.
Воспитатель: — Вы правы, одни мы пойти не можем, поэтому сегодня с нами пойдет сказочный провожатый. А вот и он (показывает на экран, звучит музыка, воспитатель читает стихотворение).
(Щелчок — раздаются звуки леса, на экране появляется Лесовичок, щелчок – звуки затихают)
Стихотворение «Старичок-лесовичок»
На лесной опушке
В маленькой избушке
Поживает старичок,
Старичок-Лесовичок.
Много дел у старичка,
Старичка-Лесовичка.
День-деньской он всё хлопочет,
Лес красивым сделать хочет.
Если детки в лес идут,
Старичок наш тут как тут:
Всё в лесу покажет,
Обо всём расскажет.
Воспитатель: — Теперь мы готовы идти в лес вместе с Лесовичком.
(Звучит музыка, дети с воспитателем делают импровизированный круг по комнате и садятся на ковер в кружок.)
ІІ. Основная часть.
1. Беседа «Какие бывают грибы»
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку привел нас Лесовичок.
(Слайд 2)
Воспитатель: — Посмотрите, а что растет на этой полянке?
(щелчок – появляются грибы)
Дети: — Это грибы.
Воспитатель: — Верно, мы нашли с вами грибную полянку. Сколько здесь грибов?
Дети : — Много!
Воспитатель: — Давайте посмотрим поближе, какие же грибы растут в лесу.
(Слайд 3)
Воспитатель:
Белый гриб растет под елкой,
Любит прелые иголки.
Загляни под елку смело –
Там растет грибочек белый!
— Ребята, посмотрите, вот он какой – белый гриб. Это съедобный гриб, он очень вкусный, не зря его называют царем грибов. У гриба есть ножка и шляпка (показывает на слайде). Какого цвета шляпка у белого гриба? (коричневая) А ножка? (белая). Посмотрите, какая она крепкая, толстая.
(Слайд 4)
— А вот еще один съедобный гриб. Он называется лисичка, потому что похож на лису. Как вы думаете, почему? (похож по цвету)
(Слайд 5)
— Нет грибов, дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу!
— Как называются эти грибы? Это опята. Они небольшого размера и всегда растут дружной семейкой на пеньках. Какая у них ножка? (тонкая) А какого цвета шляпки? (коричневые)
(Слайд 6)
— Какие красивые разноцветные шляпки у этих грибочков! Это сыроежки, тоже съедобные и вкусные грибы.
(Слайд 7)
— А эти грибы всегда растут под деревом – осиной, поэтому называются подосиновики. Посмотрите, какие у этих грибочков симпатичные небольшие красные шапочки и крепкие ножки.
(щелчок)
— Есть еще гриб – подберезовик. Как думаете, возле какого дерева он растет? Верно, подберезовик растет под деревом березой.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему эти грибы называют съедобными?
Дети: — Потому что их можно есть, готовить из них разные блюда.
(Слайд 8)
Воспитатель: — Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них супы и другие вкусные блюда.
2. Подвижная игра «Собирали мы грибы»
(Слайд 9)
Воспитатель: — Дети, Старичок-Лесовичок, приглашает нас поиграть.
С помощью считалочки воспитатель выбирает грибника и дает ему шляпу – отличительный знак.
Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
(Музыка запускается по щелчку, во время игры нужно делать звук громче или тише. Щелчок – переход на следующий слайд)
3. Ознакомление с несъедобными грибами.
Воспитатель: — Ребята, а какие еще грибы, кроме съедобных, вы знаете? (Ответы детей)
— Верно, есть еще грибы, которые ни в коем случае нельзя есть! Они называются несъедобные грибы. Давайте узнаем, как они выглядят.
(Слайд 10)
— Это грибы – мухоморы. Какого цвета у мухомора шляпка? (красная, с белыми точками) А ножка? Посмотрите, какой он яркий и красивый, его видно в лесу издалека. Но трогать его, а тем более есть, ни в коем случае нельзя! Мухомор — ядовитый гриб, им можно очень сильно отравиться и серьезно заболеть.
(Слайд 11)
— А это гриб – поганка. У него даже название говорит о том, что он плохой и несъедобный, и тоже очень ядовитый.
— Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные, вот как эти – ложные опята.
(Слайд 12)
(щелчок)
— Посмотрите, похожи они с настоящими опятами? Чем? (похожи, тоже растут на пеньках, с тоненькими ножками). Только опытные грибники знают, как отличить съедобный гриб от несъедобного. Поэтому, дети, самим грибы нельзя собирать и даже трогать руками, иначе можно очень сильно заболеть!
(Слайд 13)
4. Игра «Какой гриб лишний»
(Слайд 14)
Воспитатель: — Ребята, перед вами лежат картинки, на них нарисованы грибы. Посмотрите, какой гриб здесь лишний? (мухомор) Почему вы так думаете? (он несъедобный и ядовитый). Давайте его уберем и поставим вместо него хороший съедобный грибочек. (щелчок)
— Какой гриб мы сюда можем поставить? (щелчок) Проверьте, все ли грибы у вас теперь съедобные? Молодцы!
5. Слушание песни «Мухоморы»
Воспитатель: — Хоть мухомор и несъедобный гриб, но о нем есть очень веселая песенка, давайте ее послушаем.
(Слайд 15)
6. Рисование мухомора в лесу.
Воспитатель: — Дети, давайте, чтобы лучше запомнить, что мухомор никогда нельзя трогать руками, мы его с вами нарисуем. А для начала разомнем наши пальчики.
(Слайд 16)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Загибают каждый пальчик.
Мы идём грибы искать
Указательный и средний палец правой руки “шагают” по левой ладони.
Этот пальчик в лес пошёл
Этот пальчик гриб нашёл
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик всё съел
Загибают каждый пальчик
От того и потолстел.
Показывают большой палец.
Воспитатель: — Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб мухомор (шляпка и ножка). Какого цвета шляпка у мухомора? (красная, с белыми точками). Мухомор мы с вами нарисуем с помощью шаблона, сначала обведем по контуру простым карандашом, а затем раскрасим с помощью поролонового «тычка». Каким цветом раскрасим ножку? (белым) А шляпку? (Красным). А чем можно поставить белые точечки на шляпке? – посмотрите на столе, что подходит для этого? – правильно, кисточка. А еще нужно нарисовать травку – мухомор ведь растет на лесной полянке.
(Воспитатель сопровождает слова показом)
Практическая деятельность детей.
В ходе работы детей воспитатель наблюдает за тем, как рисуют дети, контролирует, чтобы дети не набирали слишком много краски на «тычки» из поролона, тогда отпечаток будет иметь воздушно-окрашенную поверхность.
7. Подведение итогов.
Воспитатель: — Какие красивые грибы у вас получились! Чем вы их нарисовали? (красками, тычками, кисточкой). Давайте еще раз скажем, как же они называются. (мухоморы). Можно ли их брать руками, если такие грибы встретятся нам в лесу? Почему?
— А теперь поставим ваши чудесные рисунки на стенд, чтобы наши гости могли ими тоже полюбоваться. И попрощаемся с Лесовичком, поблагодарим его за интересную прогулку на грибную полянку!
Дети: — До свидания, спасибо!
Светлана Гудиева
НОД в старшей группе «Грибы»
"Грибы "
Цель :
Познакомить детей с грибами ;
Закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы ;
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;
Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов .
Задачи :
Закрепить знания о ядовитых грибах .
Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование :
Картинки и фотографии грибов , силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.
1. Загадка :
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб )
Д.: Это - гриб .
В.: Правильно, молодцы!
В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба ) . Что есть у грибов ? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница . Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки . Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами , называют грибниками . Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем , так можно повредить грибницу , тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки . Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа : «Гриб и его дом » .
(Воспитатель, рассказывая о грибе , выставляет картинку с его изображением.)
В.: У каждого гриба есть свой дом , где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат , а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются ? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной ?
Д.: Под осиной нашли подосиновик.
В.: Правильно, а под берёзой?
Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.
В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся ) . А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами . Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы . Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб ?
Д.: Это мухомор!
В.: Да. Когда мухомор состарится , края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы , ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные , а какие – ядовитые.
3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик» .
В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.
Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Д.: (Предположительные ответы : нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб , не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взгляд)
Мы на небо посмотрели :
(Смотрят вверх)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу)
Под кусточком посидим.
(Приседают)
4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
Воспитатель называет грибы , которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.
5. Сбор грибов называют «тихой охотой» . Почему, как вы думаете? (Ответы детей) . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем . На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами . Зачем, знаете? (Ответы детей) . Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего? (Ответы детей) . Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы не бывать новым грибам .
6. Пальчиковая гимнастика «Грибы »
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать .
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
7. Правила сбора грибов :
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;
3. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть , не покрытая листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части ;
5. Собирать только известные грибы ;
6. Не срывать старые и очень маленькие грибы .
7. Срезать грибы аккуратно ножом , а не срывать их- можно повредить грибницу .
8. Игра «Чего не стало?»
В.: – Я положила на стол 4 гриба . Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
9. Загадки о грибах :
Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне .
Разве грибы на деревьях растут ?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Гриб )
Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет. (Гриб )
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
У кого одна нога,
Да и та без башмака? (У гриба )
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я? (Подосиновик)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб )
Нет грибов дружней , чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
9. Игра Какие грибы "
Цель : учить образовывать отглагольные прилагательные.
Если грибы сварить , то они будут. вареные;
А если грибы пожарить , тогда они будут. жареные;
Если засолить, они будут. соленые;
Если замариновать, они будут. маринованные;
Если засушить- сушенные.
10. Физкультминутка «За грибами »
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы » .
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы » .
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы »
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. Топают правой ногой.
11. Игра "Посчитай"
Цель : согласование числительных с существительными
1 гриб ,. 3. , 5.
1 лисичка, 3. , 5.
1 опенок, 3. , 5.
Итог :
В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!
Понравилось вам путешествие?
Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
Конспект НОД «Грибы» для средней группы.
Цель:
Знакомство с грибами.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о грибах(названии, строении);учить различать съедобные и несъедобные грибы.
Развивающие:
Развивать активный словарь детей (белый гриб, подберезовик, лисички, сыроежки, опята и т.д.)
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе,
воспитывать умение соблюдать правила безопасности при собирании грибов.
Воспитатель.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А вот куда мы пойдем гулять, вы узнаете, если посмотрите на картинку.
3 слайд.
Что изображено? (Лес)
Что вы видите в лесу? (деревья, птицы, цветы,)
Я хочу загадать вам загадку, отгадка спряталась на картинке.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Воспитатель.
Правильно, это гриб, кто из вас видел настоящий гриб?
Где вы видели грибы? (в лесу)
Какие вы знаете грибы?(ответы детей).
А хотите познакомиться с грибами поближе?
4 слайд.
У каждого гриба можно выделить две основные части – шляпку и ножку.
Какой формы шляпка, на что похожа? А ножка какой формы? (ответы детей)
Ребята, давайте отгадаем загадку.
Кто, скажите, по лесам
Ходит, кланяясь грибам?
Собирает их в корзину
И приносит к нам в квартиру?
А вы знаете отгадку? Как называют человека, который ходит в лес за грибами?
5 слайд.
Его называют грибником. Грибник идёт по лесу не спеша, смотрит внимательно по сторонам.
Ребята, хотите отправиться в лес за грибами? Помните, в начале занятия я приглашала вас на прогулку.
Слайд 6
Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(наклоны)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(потягивания – руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь –
Дети сели отдохнуть.
(приседают).
Воспитатель.
Как вы думаете, все ли грибы можно собирать? (нет, только съедобные)
Слайд 7
Правильно, грибы бывают съедобные и несъедобные, собирать и употреблять в пищу можно только съедобные грибы. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 8
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я подосиновик
На опушке три сестрички -
Ярко рыжие лисички.
Шляпки в капельках росы,
Три сестренки - три лисы.
Где березовая роща,
Гриб найти намного проще.
Под березками сидят
Подберезовики в ряд!
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
От дождя немного влажный,
Белый гриб - большой и важный.
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы-опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня.
Поглядите-ка, спросонок
Лезет из земли маслёнок!
У него, как и у папы,
Жёлтая изнанка шляпы.
Он родню собрал в кружок…
– Ох, и скользкий ты, дружок!
Подосиновик, подберёзовик, лисичка, маслёнок, опята, белый гриб - всё это съедобные грибы.
А ещё есть грибы несъедобные, которые нельзя собирать и употреблять в пищу, они очень опасны для жизни.
Слайд 9
Красный, в пятнышках, убор.
Гриб зовётся мухомор.
Замечательный на вид.
Жаль, что очень ядовит,
В жаркий полдень на полянке
Истомились две поганки,
Очень бледные от зноя.
Обходи их стороною.
Рядом с ягодой брусничной
Гриб, по виду симпатичный.
Но не будь грибник беспечным,
Этот гриб зовется желчным.
Старый ясень скрип-скрип…
Вырос сатанинский гриб!
Ядовитый, точно змей.
Ты в корзинку к нам не смей!
Мухомор, бледная поганка, желчный гриб, дождевик – несъедобные грибы, их собирать нельзя!
А теперь я хочу проверить как вы запомнили съедобные и несъедобные грибы.
Игра «Сбор грибов».
Перед детьми разложены карточки с изображением грибов, они должны собрать в корзинку только съедобные.
Воспитатель.
Молодцы, хорошо справились с заданием! Надеюсь, что теперь вы сумеете отличить съедобный гриб от несъедобного.
Конспект НОД по познавательно - экологическому развитию для средней группы «Мы сегодня грибники».
Описание материала: Конспект подходит для организации познавательной образовательной деятельности с детьми 3-5 лет. Данный конспект будет полезен для педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, память, внимание, связную речь, умение анализировать делать выводы, мелкую моторику.
2. Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Уточнить знания о внешнем виде грибов.
4. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в лесу и безопасности при собирании грибов.
Материал:
- Группа оформлена в виде лесной полянки: ёлочки, пенёчки, на полу цветы.
-Мягкая игрушка Белочка
- Картинки с изображением грибов
- Фишки: красные - «мухоморы», разноцветные - «съедобные грибы».
- 2 корзинки
- Раскраска «Мухомор»
- Цветные карандаши
Предварительная работа
: беседа о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассматривание наглядно - дидактического материала на тему: « Грибы». Беседа о правилах поведения в лесу.Воспитатель:
Доброе утро, ребята! Я рада вас всех поприветствовать! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! Ребята. Послушайте, пожалуйста, мою загадку и отгадайте её.
Загадка
Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам ёлки.
На земле сорвёт грибок.
И в дупло с грибочком – скок! (Белка).
Дети: Белка.
Воспитатель:
В гости к ребятам пришла Белочка. У неё в лапках очень интересный конвертик.
Воспитатель:
А что же в нём может быть?
Дети: Письмо.
Воспитатель:
Ребята, а хотели бы вы послушать, что в нём написано.
Дети: Дают свои ответы.
Воспитатель:
Вы послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить.
По тропинке в лес пришла,
Белый гриб у пня нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Дальше я пошла леском –
Вижу рыжик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
Много я грибов нашла.
И скорей домой пошла.
Дети: О грибах
Воспитатель
: Правильно, значит, Белочка предлагает нам поговорить о грибах. Скажите, а кто-нибудь из вас собирал грибы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
А можно ли ходить в лес одним?
Дети: Нет. Потому, что можно заблудиться.
Воспитатель
: А можно ли собирать грибы самостоятельно?
Дети: Нет. Потому, что можно сорвать несъедобный гриб.
Воспитатель:
Конечно. Собирать грибы можно только с теми, кто в них очень хорошо разбирается. А как можно назвать такого человека?
Дети: Грибник.
Воспитатель
: Совершенно верно. Ребята, а Белочка предлагает вам отправиться к ней в гости в лес. Там она для нас приготовила много интересных заданий и игр, с которыми мы с вами должны справиться. Давайте, мы сегодня побудем грибниками и попробуем разобраться в грибах.
Воспитатель:
Ну, а прежде, чем отправиться в лес в гости к Белочке, нам необходимо повторить правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу:
Дети: - Нельзя ломать ветки.
- Ни траву, не цветы, не листья зря не рвать.
- Грибы не топтать.
- Птиц и зверей не пугать.
- Громко не кричать, не шуметь.
- Мусор после себя не оставлять.
- От взрослых далеко не отходить.
(Дети вместе с Белочкой отправляются в лес).
Воспитатель
: Ребята, посмотрите какой красивый лес перед нами. Идем спокойно друг от друга не отстаём, идём по узенькой тропинке друг за другом. Посмотрите, цветочная полянка, на цветочки не наступаем, мы можем ими только полюбоваться. Молодцы!
Воспитатель:
Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите сколько пенёчков в лесу, давайте мы на них присядем и немного отдохнём.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы узнать больше о грибах?
Дети: Да.
Воспитатель:
Белочка, приготовила для нас картинки, на которых нарисованы грибы.
Воспитатель:
Грибы бывают съедобные и несъедобные. Посмотрите на картинку: это белый гриб. У него толстая ножка и толстая коричневая шляпка. Этот гриб съедобный.
Это подберезовик. Его так назвали, потому что он растёт возле корней березы. Он тоже съедобный.
Это опята. Они растут на отмершей древесине и пнях. Растут они дружной семьей. Они тоже съедобные и их можно употреблять в пищу.
Подосиновик. Этот гриб отличается красивой оранжево-красной шляпкой. И растет он под осиной. Его тоже можно есть. Он съедобный.
Это маслята. Растут они в еловых лесах. Их шляпка шоколадного цвета. Маслята съедобные грибы.
Шампиньон. У маленького гриба шляпка округлая, но когда гриб вырастает, она выпрямляется и становится более плоской. Этот гриб белого цвета. Он очень вкусный и ароматный. Он съедобный.
Лисички. Красивые желто-оранжевые грибочки. Их очень любят, за яркий внешний вид. Это съедобные грибы.
Это груздь. Он встречается в лиственных и смешанных лесах. Может вырасти достаточно крупным. Он имеет слегка желтоватый цвет. Шляпка у груздя гладкая. Он съедобный.
Волнушка. Это съедобный гриб. У волнушки розовая шляпка. Поверхность ножки покрыта пушком.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие съедобные грибы вы запомнили?
Дети: Груздь, опята, белый гриб и т.д.
Воспитатель: А теперь я вам хочу рассказать о несъедобных или ядовитых грибах, которые в пищу нельзя употреблять. Посмотрите на картинку и скажите кто - нибудь, знает, как называется этот гриб? Что это за гриб?
Дети: мухомор.
Воспитатель: правильно, это мухомор. Его внешний вид обманчив, яркая красная шляпка с белыми крапинками очень красивая и привлекает внимание. Сверху ножку обрамляет «юбочка». Собирать мухоморы нельзя, они очень опасны. Ими можно отравиться. Этот гриб несъедобный.
Этот гриб называется бледная поганка. Гриб бледная поганка - один из самых смертельно опасных и ядовитых грибов. Он несъедобный.
Ложные опята. Ложные опята отличаются яркой шляпкой, желтой или красной, без чешуек. У ложных опят нет «юбочки» на ножке как у настоящих съедобных опят. Они тоже несъедобные.
Гриб желчный. Он имеет толстую подушковидную шляпку. Шляпка бывает светло – жёлтого или серо – коричневого цвета. Этот гриб тоже несъедобный
Воспитатель : Теперь давайте повторим, о каких несъедобных грибах вы сегодня узнали?
Дети: перечисляют.
Воспитатель : Молодцы. Скажите, а вы любите собирать грибы?
Дети: Да.
Физминутка: «Грибочки». (Дети выполняют движения по тексту).
Мы в лесок пойдём (шагают по группе).
Мы грибок найдем (наклоны, имитируют, что собрали гриб).
Мы в лесок пришли (шагают по группе).
Мы грибок нашли (наклоны, имитируют, что собрали гриб).
Маленький, да складный в шапочке нарядной (приседают, встают, мотают головой).
Дети: Да
Воспитатель: Теперь и мы готовы отправиться в лес за грибами.
Игра «Собери грибы в корзинку».
Воспитатель : Представьте, что перед вами выросли грибы. На полу расставлены фишки: красные - «мухоморы», разноцветные - «съедобные грибы». «Съедобные грибы» двое детей собирают в корзинку. А остальные следят, чтобы ни один красный «мухомор» не попал в корзинку.
(Дети по очереди играют в игру).
Воспитатель: А сейчас Белочка приготовила, для вас раскраски, и просит вас раскрасить один гриб. Угадайте, какой гриб вы будете раскрашивать.
Загадка
Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный…
Дети: (Мухомор)
Воспитатель: наши пальчики тоже хотят собирать грибочки. Приготовьте пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу).
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца).
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Воспитатель : Правильно. Белочка приготовила для вас шаблоны мухоморов, чтоб вы их раскрасили и запомнили какой это гриб.
(Детям раздаются шаблоны мухомора для раскрашивания).
Воспитатель : Возьмите нужный цвет карандаша и раскрашивайте гриб, не выходя за линию. Вспомните, каким цветом шляпка у мухомора. А свои рисунки вы покажите своим родителям и расскажите, где мыс вами сегодня были и что нового узнали.
Дети раскрашивают.
Воспитатель : Ребята, мы свами загостились у Белочки в лесу. А ведь нам нужно возвращаться обратно в группу. Давайте попрощаемся с Белочкой, поблагодарим её за гостеприимство.
(Дети через лесную полянку возвращаются обратно).
Воспитатель : о чем мы сегодня говорили?
Дети: о грибах
Воспитатель : какие бывают грибы?
Дети: съедобные и несъедобные
Воспитатель : правильно, что еще мы сегодня узнали?
-А как называется человек, который умеет собирать грибы?
Дети: Грибник.
Воспитатель: Спасибо за работу.
Конспект НОД в старшей группе по изобразительной деятельности: «Осенний урожай грибов»
Образовательные области
Познание, коммуникация, художественное творчество
Задачи
Обучающие
*расширять знания детей о грибах
*закрепить знания цветов (грибов – желтый, красный, коричневый, умение сочетать их при разукрашивании.
*расширять интерес к нетрадиционной технике рисования
*учить на листе бумаги обрисовывать ладони простым карандашом
Развивающие
*развивать наблюдательность
*развивать мелкую моторику рук
*развивать связную речь
*развивать чувство композиции
Воспитательные
*
вызвать чувство радости и удовлетворения от полученной работы
* воспитывать уважительное отношение к миру природы
Оборудование: альбомные листы белого цвета, простой карандаш, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением грибов.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.
Воспитатель читает детям стихотворение «Грибы»
Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, о чем говорится в стихотворении?
- Дети:
- О грибах.
Воспитатель:
- А о каких грибах?
Дети называют и находят знакомые грибы на картинке.
Воспитатель:
- Ребята, какие грибы мы еще не называли? Вспомните их названия.
Воспитатель предлагает детям выбрать, какие пять грибочков они хотели бы нарисовать из своих пальчиков. Уточняется их цвет и форма.
Воспитатель:
- Теперь мы проведем небольшую разминку.
По дорожке шли – (Дети идут по кругу, останавливаются и разводят руками.)
Боровик нашли.
Боровик боровой
(Приседают и закрывают руками голову.)
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли
(Встают и врассыпную разбегаются.)
Хорошо, что тихо шли.
Дети приступают к работе, обводят свою руку простым карандашом. Дорисовывают шляпки, корзину и раскрашивают красками. Потом дорисовывают фон вокруг корзинки с грибами.
По окончанию работы воспитатель с детьми рассматривает работы, дает положительную оценку и загадывает ребятам загадки.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
(Гриб.)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... ( боровик )
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... ( опята )
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... ( сыроежка )
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... ( лисички )
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик ).
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде