Гравитационные «пушки» средневековья. Для всех и обо всем Пушка средневековая
Пока одни люди строили первые города и крепости, чтобы спокойно спать по ночам, другие тут же начали придумывать различные приспособления, чтобы их разрушить. Самый простой, но в тоже время и самый надежный способ, чтобы пробить стену или ворота и затем начать убивать и грабить мирных горожан таран. По сути, это обычное бревно, на рабочий конец которого насаживалась металлическая болванка. Так как держать на весу его было крайне неудобно, таран ставили на колеса или подвешивали к специальным рамам. Однако осажденные не смотрели молча, как супостат долбит их городские ворота, а лили сверху кипяток и смолу, швыряли увесистые камни. Поэтому тараны стали закрывать защитными крышами из досок, а чтобы их не подожгли, покрывали шкурами или тканью, перед штурмом обильно смоченными водой. Порою такое сооружение было настоящей передвижной избой, с бойницами, иногда даже лавками для отдыха запасной смены «забойщиков», поскольку раскачивать таран дело весьма утомительное.
Если штурм предполагался серьезным, осаждающие часто использовали осадные башни гелеполы многоэтажные сооружения, задача которых состояла в том, чтобы защитить пехоту во время продвижения к стенам и помочь ей взобраться на них.
Но и осаждаемые были не лыком шиты они тоже проявляли находчивость. Например, перед тараном они спускали со стены связку мешков с шерстью или соломой; понятно, что бить бревном в эту подушку было бесполезно. Кое-где со стен внезапно спускались механические крюки или «клещи» (бревна-рычаги с различными захватами), которые цепляли и переворачивали осадную технику противника. Самым известным мастером античной военной техники, как осадной, так и противоосадной, был знаменитый Архимед, один из самых известных «воспитанников» александрийского Мусейона . Его манипуляторы в Сиракузах, как повествуют легенды, приподнимали даже громадные штурмовые корабли римского флота. Впрочем, легенды часто преувеличивают.
Грандиозные мясорубки, в которые превращались сражения древности, уже тогда поддерживались выстрелами из всевозможных метательных орудий. Их использовали для того, чтобы запустить на голову укрывшегося в крепости врага камень или горшок с горящей смесью, разрушить ударами массивных снарядов стены или башни, уничтожить корабль или поразить закованную в доспехи тяжелую пехоту противника.
По конструктивному принципу метательные машины делились на три основных типа. К первому относились тенсионные использующие энергию упругого согнутого плеча. Прародителем этого типа машин был ассирийский гастрафет («брюшной лук»), представлявший собой примитивный арбалет. Для превращения в настоящую метательную машину его поставили на специальную станину и добавили механизм заряжания.
Основой одноплечевых тенсионных машин, таких, как средневековый стреломет спрингалд (Springald), была вертикально укрепленная упругая доска (или пакет досок, скрепленных наподобие автомобильных рессор), которые оттягивались, отпускались и били по хвосту уложенной стреле (их могло быть несколько), запуская их в полет. При всей простоте конструкции хороший спрингалд мог метать тяжелые стрелы на несколько сотен метров.
Но в античном мире более популярными были торсионные машины, использующие энергию скрученного жгута волос или жил. Причем наиболее эффективным считались женские волосы . В Древнем Риме добычей и поставкой этого сырья занималась целая отрасль разумеется, косы срезали не у римлянок, а у рабынь и пленниц. Масштабы производства осадной и метательной технике в Риме были грандиозными.
Торсионные машины могли быть двухплечевыми горизонтальными, наподобие станкового арбалета, только вместо согнутых дуг тетиву натягивали два пружинных блока с рычагами. Такими были римские баллисты, метавшие небольшие каменные ядра, а также скорпионы, стрелявшие специальными большими стрелами или, иногда, маленькими свинцовыми ядрышками. Благодаря своим небольшим размерам они применялись римлянами в полевых сражениях и устанавливались на боевых кораблях.
Кстати, на поле боя метательные машины применял еще Александр Македонский во время войны с Персией, когда выстрелами из них прикрывал переправу своей армии через реку. Со своими катапультами македонцы однажды заявились и в Скифию . Правда, это им не помогло, и наши предки весьма успешно прогнали великого завоевателя.
Вертикальные одноплечевые торсионные машины, такие, как, например, римский онагр , представляли собою раму с мощной пружиной в нижней части, в которой был закреплен один длинный рычаг с чашей или петлей-пращей на конце. В них закладывали камень весом в несколько килограммов или горшок с зажигательной смесью, отпускали рычаг, тот стремительно взмывал вверх, пока не упирался в поперечную перекладину а снаряд по инерции летел дальше.
Римская армия и флот времен империи были просто невозможны без своих скорпионов , баллист и онагров. Однако с падением Рима все эти машины исчезли и сохранились, в основном, лишь в древних чертежах. Экономические и технологические возможности европейских государств эпохи раннего средневековья были более чем скромны. На смену римской армии с огромным парком механической артиллерии пришли феодальные дружины в сотни (в лучшем случае, в тысячи) «штыков», для которых и одна метательная машина была роскошью. Да и большой необходимости поначалу в них не было: укрепления эпохи Меровингов и Каролингов , как правило, были деревянно-земляными и легко уничтожались градом зажигательных стрел. Лишь к началу второго тысячелетия от унылого ожидания конца света христианская Европа перешла к воздвижению огромных каменных храмов, замков и крепостей.
Вот тут уже дружинников с топорами и лестницами для взятия вражеской твердыни стало маловато. Короли, графы и герцоги срочно освобождали из темниц собственных механиков-кулибиных и приглашали чужих, требуя от них создания чудо-оружия.
Воссоздать технику античности удавалось только в виде опытных и не очень удачных единичных экземпляров. Римская военная техника массово строилась за счет огромных ресурсов и, будучи принятой на вооружение в регулярной армии империи, имела определенные стандарты. В Средние же века собрать достаточно ресурсов было проблематично даже королям, поэтому создатели военной техники придерживались принципа строжайшей экономии и простоты. Но, как известно, от простоты до гениальности один шаг.Так появились метательные машины гравитационного типа, известные под французским именем «trebuchet» (требюше). Такую вы могли видеть в фильме Люка Бессона «Жанна д’Арк» .
Они действительно настолько просты, что при желании вы сможете изготовить их у себя в домашней мастерской, используя деревянные брусья, гвозди и веревки. Главная часть требюше рычаг-коромысло, наподобие колодезного «журавля», на короткое плечо которого навешивали груз земная гравитация тянула его вниз, а противоположное длинное плечо, соответственно, вверх. Так и происходил «выстрел».
Прообраз требюше появился в древнем Китае , и оттуда в VI веке пришел на границы Византийской империи . Это была очень простая конструкция: рычаг-коромысло на деревянной раме, к короткому плечу которого привязаны веревки, за которые дружно дергали несколько солдат. В 709 году подобное орудие под именем «манджаник» использовали при осаде Дайбула (современный Карачи) арабы. Во Франции , где оно появилось примерно к началу Х века, орудие получило название ручного требюше, а также «perriere» (перьер), то есть «камнемет».
Современная реконструкция перьера умеет метать камни весом в несколько килограммов на 40-60 метров. Это мало даже для cредневековья. Надо полагать, что в те времена строились более мощные перьеры, однако в этом орудии дальность выстрела зависит во многом от силы, с которой обслуга дергает за веревку. Больше обслуги больше силы, однако существует предел численности коллектива, который может дружно и весело потянуть за канаты, не мешая друг другу.
Поэтому, хотя перьер имел большой плюс (его не нужно было взводить перед выстрелом, натягивая метающий рычаг), его постепенно вытеснила конструкция с противовесом собственно требюше. Хотя «атавизмы» перьера в конструкциях некоторых требюше сохранялись еще довольно долго к их противовесам привязывались канаты, с помощью которых обслуга рывком придавала дополнительный импульс при выстреле.
На длинном конце рычага требюше крепилась праща веревка с кожаным или сетчатым карманом посередине. Она увеличивала дальность полета снаряда при выстреле. Один конец веревки неподвижно крепился к концу балки-рычага, другой заканчивался петлей, которая надевалась на специальный металлический зубец, расположенный на рычаге. Длина пращи составляла примерно 70% длины балки-рычага. При выстреле длинное плечо рычага стремительно поднималось вверх, увлекая за собой пращу с вложенным в нее снарядом. При достижении вертикального положения балка останавливала движение, а праща, по инерции, делала захлест, ее петля срывалась с зубца, праща развертывалась и выпускала снаряд.
Это был очень важный момент: в зависимости от того, когда именно развернется праща, снаряд вылетал по более пологой или крутой траектории, летел дальше или ближе. Все это регулировалось с помощью формы и размеров зубца, который часто был сменным.
Взвод (натяжение) требюше производился с помощью ручных воротов, а в больших машинах с помощью огромных «беличьих колес», внутри которых вместо белок шли, вращая колесо своей массой, несколько человек. Процесс этот занимал от 5 минут до четверти часа ведь на коротком конце рычага находился груз массой в несколько тонн! Требюше делились на машины с фиксированным и подвижным противовесом. Первые, с жестко закрепленным грузом, имели два недостатка: после выстрела балка-рычаг либо превращалась в долго качающийся маятник, либо, если коротким концом ударялась и стопорилась об землю или раму, быстро изнашивалась. Поэтому более удачными были конструкции с подвижным, свободно подвешенным противовесом.
Итак, требюше взведен. Далее в пращу закладывается каменное ядро, которое могло достигать весьма впечатляющего калибра. Во время Столетней войны использовались требюше, метавшие 300-фунтовые (123 кг) и 400-фунтовые (164 кг) каменные ядра. В 1374 году при осаде Кирении (Кипр) генуэзцы изготовили гигантский требюше, якобы метавший тысячекилограммовые снаряды. Впрочем, верится в это с трудом. Но это были немногочисленные рекордсмены. В основном, применялись требюше несколько более умеренных размеров, с противовесами до 10 тонн, стреляли каменными ядрами весом в десятки килограммов в среднем на дистанцию 200-250 метров.
Кроме каменных ядер в качестве снарядов иногда использовали трупы погибших людей и животных, горшки с нечистотами, которые забрасывали в осажденный город или замок, чтобы вызвать там эпидемии или, как минимум, дискомфорт. Особенно увлекался этим литовский князь Корибут, который в 1422 году забросил в замок Каролштейн 2000 телег навоза и экскрементов! Можно посочувствовать не только осажденным, но и солдатам самого князя...
После каждой военной кампании, если требюше не разваливался, его аккуратно разбирали и отправляли на хранение под ответственность назначенных лиц. К сожалению, до наших дней ни один раритет не дожил: два последних средневековых требюше погибли в 1830 году во время пожара в городе Аррас.
Эффективность такого оружия неуклонно падала: в ответ на более мощные метательные машины начали строить более крепкие стены, из-за которых порою велась стрельба из таких же требюше (как это было при осаде города Турне в 1340 году). Появление пороховых орудий ускорило полную отставку требюше и других метательных машин. Последнее применение их в Западной Европе отмечено в конце XV века в Гранаде, а в 1521 году покоряющий Мексику Эрнан Кортес применил наспех сколоченные требюше для осады Теночтитлана. А вот арабские манджаники (перьеры, ручные требюше) использовались в Азии еще довольно долго. В 1810 году кокандские войска обстреливали из них стену занятого бухарцами города Ура-Тюбе.
Однако требюше не были забыты любителями истории средневековья. Еще французский император Наполеон III приказал построить модель требюше, несколько деталей которого он проектировал лично. В наши дни интерес к старинным метательным машинам проявляют отдельные энтузиасты и целые исторические клубы, которые воссоздают их по древним рукописям или рисункам.
Хотя средневековая артиллерия не была реально эффективной до XVI века, ее использовали в битвах и при осадах с 1320 г., и изначально она имела две различные формы: осадные орудия и полевая артиллерия. Осадные орудия XIV-XV вв. были изготовлены путем сварки железных прутьев, тесно связанных вокруг деревянной сердцевины и закрепленных затем путем посадки на обручную сталь, после которой деревянную сердцевину выжигали.
Один конец трубы этой формы был закрыт железной камерой, предназначенной для порохового заряда и находившейся в месте около клина между ней и барьером, который создавал тыльную часть орудия. Эти камеры имели бутылкообразную форму, а их начало присоединялось к казенной части и граничило с отверстием для поджигания заряда.
Средневековые орудия
Многие средневековые орудия имели несколько камер. Так что могла достигаться довольно высокая скорость стрельбы. Около 1430 г. такие орудия изготавливались калибром 25 дюймов, способны были стрелять каменными ядрами весом до 400 фунтов (современный фунт равен 453,6 г, следовательно, вес ядра мог достигать порядка 181,5 кг). Значительная часть этих наиболее крупных орудий заряжалась с дула, конец казенной части блокировался металлической заглушкой.
Небольшие осадные орудия привязывались на сани для стрельбы и транспортировки, а крупные орудия устанавливались на землю, на несущую конструкцию из деревянного бруса, и транспортировались на лафетах, поставленных на железные колеса. На лафеты их поднимали с помощью крана. Небольшие заряжающиеся с дула орудия отливались из меди, и в XIV веке продемонстрировали стрельбу металлическими стрелами.
Средневековые Рибалькины
Другим видом ранней полевой артиллерии были рибалькины - несколько небольших пушек на колесном лафете, способные стрелять одновременно от одного фитиля. Все эти орудия использовали бездымный порох, который приготавливался путем смешивания в небольших количествах для предотвращения взрыва или сегрегации ингредиентов на период транспортировки.
Заряжать порох было достаточно ответственным делом. Человек должен был быть достаточно квалифицирован в этом деле, ведь если порох забивали слишком крепко, он не мог мгновенно воспламениться, а если забивали свободно, то пламя гасло, не успев разгореться. В XV веке бездымный порох был гранулирован для придания ему большей устойчивости, но только литые стволы могли выдержать большую силу нового взрывчатого вещества.
Средневековые орудия из бронзы
Орудия из бронзы начали производить по всей Европе около 1440-го года, и вследствие этого в течение второй половины века значительное количество длинных орудий небольшого калибра, стреляющих металлическими ядрами, были отлиты из бронзы и эффективность их применения против фортификационных сооружений зависела от наибольшей начальной скорости.
Около 1470 г. эти легкие, наиболее мобильные орудия начали отливать с цапфами на каждой стороне, которые позволяли насаживать орудие на колесный лафет и служили в качестве точки опоры, придающей орудию угол возвышения или снижения.
Ручница.
Производным от рибалькины было ручное орудие, небольшая пушка, фиксированная на деревянном ложе, которая получила повсеместное распространение около 1385 г. Первые ручницы были неточными и медленно заряжались. В начале XV века орудия стали изготовляться более маленькими, ложу придали такую форму, что оно могло твердо держаться напротив грудной клетки, и внедрили спусковой крючок для применения медленного зажигательного заряда.
Эта ручница оказалась эффективной при стрельбе залпами на небольшое расстояние, чего не было до введения колесцового замка в середине столетия, когда новшество назвали аркебузой, и оно стало настоящим эффективным оружием и обеспечивало ответные действия против лучников и колонн пикинеров. Роты акребузиров, в основном из Германии, участвовали в большинстве европейских войн второй половины XV столетия.
Между открытием пороха и применением его на войне минули столетия.
Первоначально, он имел мало сторонников в Европе. И потому пороховой джинн был выпущен не жителями, а завоевателями Европы.
Было это в середине ХIII в. Понятие о героическом у монголо-татар сильно отличалось от рыцарских иллюзий Запада. Зная свои недостатки и слабости, как воителей, они стремились, как сказали бы сейчас, «повышать личную эффективность».
Но, тем не менее, вскоре Европе пришлось отказаться от старых принципов и идеалов — слишком налицо были выгоды и достоинства пороха. Причем, как для рядового солдата, стремящегося любой ценой сохранить свою жизнь, так и для полководца, цели которого глобальнее.
Фрагмент фрески в Ораторио деи Дишиплини г. Клузоне, Ломбардия, XV в.
Постепенно, огнестрельное оружие прочно вошло в европейское военное дело. Стволы полевых орудий становились длиннее и дальнобойнее, ручной же огнестрел становился компактнее и точнее.
Стала появляться систематизация, а значит возникли кодексы и арсенальные книги по огнестрельному оружию, призванные упрочить ее в умах. Средневековым пушкам придумывались новые формы. Одной из них стал рибодекин.
Все достоинства средневековых пушек серьезно снижал один серьезный недостаток — малая точность и слабая разрушительная сила снарядов.
Решением этот проблемы для малых полевых калибров стало увеличение числа стволов. Соответственно, вырастала и скорострельность таких орудий. Около середины XV века появляются так называемые «органы смерти» (нем. Totenorgel), первые из которых появились в арсеналах армий Священной Римской империи.
Фрагмент Арсенальной книга кайзера Максимилиана I, Инсбрук, 1502 г.
У изображенного в «Zeugbuch Kaiser Maximilians I» (Арсенальной книге императора Максимилиана I) подобного орудия могло быть до сорока соединенных вместе стволов, установленных на единой станине. Для мобильности она снабжалась колесами.
Залп производился с помощью общей затравки или по отдельности, посредством фитиля. В «Zeugbuch» говорится: «…и ими следует пользоваться около ворот и там, где неприятель готовится к штурму, они полезны также в ».
Оскалившиеся пушки
В чистом поле артиллерийская система типа totenorgel была крайне уязвима.
На помощь пришла античность, которая серьезно влияла на гениев Высокого Средневековья — причем не только в искусстве, но и в военном деле. Многоствольные средневековые пушки стали снабжать косами и лезвиями, на манер античных боевых колесниц.
Так на полях сражений начинают править бал рибодекины (ribaudequins). Количество стволов, при сравнении с «органами смерти» Максимилиана I было уменьшено, зато появился рикошетный щит, а так же всевозможные пики и косы.
Миниатюра из «Инвентарной описи», Инсбрук, 1511 г
Одно из самых ранних упоминаний рибодекина относится к арсенальной книге города Брюгге и датировано 1435 годом. В составе арсенала Брюгге числилось «6 рибодекинов с каморами, выкрашенными в красный цвет».
Сражении при Гавере (1453 г.) началось упоминается артиллерийская перестрелка между бургундскими и гентскими веглерами, рибодекинами и кулевринами, которой началось само сражение.
В 1458 г. арсенал города Лилля насчитывал примерно 194 единицы подобного оружия. В учетных ведомостях Лилльского арсенала на 1465 г. содержится сразу несколько записей, дающих представление о характеристиках рибодекинов:
- «1 200 камней в 2 дюйма, отправленные для нужд армии из Лилля в период с 22 мая 1465 по 27 января 1466, для рибодекинов артиллерии»,
- «4 повозки с рибодекинами, из которых 3 с 2 «флейтами» (flaigeoz) и 1 с 3 «флейтами»», «5 деревянных повозок, называемых рибодекинами, снабженные дышлом, колесами, площадкой и павуа».
Любопытно, что во времена Карла Смелого (1433 - 1477 гг) именно бургундскими войсками рибодекины практически не использовались. Однако в конце XV – начале XVI вв. эти орудия пережили настоящий «ренессанс» и в большом количестве появились в немецко-испанских войсках.
Гигантский рибодекин Монха
Создать на основе рибодекина поистине непобедимую боевую единицу попытался немецкий военный инженер Филлип Монх (Philipp Mönch). Для этого он обратился к любимой германской теме гигантизма.
В своем труде «Kriegsbuch» (1496), Монх изобразил и дал описание чего-то, более всего напоминавшего танк Леонардо да Винчи. Огромный рибодекин, движущей силой которого является не пара пехотинцев, а четверка волов. На себе этот агрегат несет орудия среднего и близкого к главному калибров. А помимо лезвий и пик имеет еще и таран для разрушения преград.
Фрагмент гравюры из «Kriegsbuch» . Philipp Mönch, 1496 год
По задумке Монха, подобный рибодекин должен быть по максимуму автоматизирован. Но в своем кодексе он не дает понять каким именно образом это может быть сделано. И, нет фактов, подтверждающих применение столь огромных средневековых пушек.
Соблазнительная система автономного органного орудия на протяжении четырех столетий не оставляла в покое умы инженеров, обретая довольно разные, зачастую весьма причудливые, виды. Результатом изысканий стало появление во второй половине XIX века митральезы – злобной прабабки современных пулеметов.
Знаменитый «пулемет Гатлинга» из компьютерных игр. Правильное название — скорострельная пушка системы Гатлинга образца 1862 года. По-французски — Mitrailleuse Gatling («митральеза Гатлинга»). Фото из Артиллерийского музея. Санкт-Петербург.
Продолжение следует..
Фото: Дмитрий Якушев и из соц. сети «ВКонтакте»
Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня
Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.
Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.
Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.
1. Броню носили лишь рыцари
Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно - и с течением времени всё сильнее - поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.
Броня для рыцарского поединка, конец XVI века
Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считалось низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.
Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были - часто по закону и декретам - покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие - копьё, пика, лук или арбалет.
Индийская кольчуга XVII века
В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.
В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.
2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах
В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319-1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412-1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа
Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.
Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век
Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.
На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее - императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых момент, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.
4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем - от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.
Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366-1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.
В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.
5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов
Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.
6. Как люди в доспехах ходили в туалет?
Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала
Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.
Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».
Колдстримская гвардия
Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.
8. Кольчуга - «chain mail» или «mail»?
Немецкая кольчуга XV века
Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» - это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.
Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.
9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?
Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.
В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет - это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).
Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.
В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже - императором) Фердинандом I (1503-1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.
10. Детали брони — опора для копья и гульфик
Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.
История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.
11. Носили ли викинги рога на шлемах?
Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина - образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.
Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.
Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).
Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.
12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия
В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.Немецкая пищаль конца XIV века
Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.
13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше
Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.
Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.
Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515-47), или Генрих VIII, король Англии (1509-47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.
Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век
Броня императора Фердинанда I, XVI век
Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503-1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди - 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.
14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.
Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей - правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.
Заблуждения и вопросы по режущему оружию
Меч, начало XV века
Кинжал, XVI век
Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч - прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.
В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем - иногда даже и благородным - по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.
Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей - шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.
Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости - словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.
Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.
Турецкая сабля с ножнами, XVIII век
Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век
У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.
На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».
Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.
На протяжении всей истории человечества люди изобретали и усовершенствовали способы убивать друг друга. В нашем обзоре 15 образцов самого эффективного средневекового оружия, которое можно было бы назвать оружием массового поражения.
1. Бронещит
Бронещит использовался предположительно охраной Генриха VIII в период с 1544 по 1547 годы. В щите была предусмотрена смотровая щель и отверстие, через которое можно было стрелять из пистолета.
2. Мечелом
Этот необычный меч с зубцами по сторонам предназначался для того, чтобы захватить меч противника. Было достаточно одного взмаха руки, чтобы вырвать меч из рук врага.
3. Подпружиненный кинжал
Подпружиненный кинжал с тремя клинками использовали в средневековых поединках. Достаточно было одного нажатия кнопки, чтобы кинжал «выбросил» два дополнительных лезвия.
Чаше всего оружие с романическим названием «Утренняя звезда», представлявшее собой булаву на цепи использовали крестьяне. Но были и дорогие образцы, выполненные мастерами.
5. Требушет
Требушеты, этакие суперкатапульты, позволяли запускать камни и прочие предметы для метания почти на километр. С появлением требушетов замки стали не таким надёжными фортификационными сооружениями.
6. Туши мёртвых животных
Туши мёртвых животных были самыми популярными боеприпасами для требушетов. Они использовались в качестве биологического оружия, поскольку способствовали распространению болезней за стенами замка.
7. Колесница с косами
Из каждого колеса колесницы торчала коса. Такая колесница была предназначена для вырезания вражеского войска.
8. Хунга-мунга
Оружие, названное в честь африканского племени, его использовавшего, использовалось, как бумеранг.
9. Кипящее масло
Кипящее масло выливали с стен замка на тех, кто пытался его захватить. Если масла не было для этих же целей использовалась вода.
10. Палаш
Палаш использовался рыцарями и кавалеристами. С его помощью воин без особых усилий обезглавливал противника или отсекал ему конечность.
11. Вархаммер
С появлением доспехов и кольчуг появилась необходимость вот в таких необычных молотках – тупом оружии, которым можно было наносить сильные удары.
12. Таран
Тараны и сегодня используются полицией, когда нужно открыть ворота. Использовали их в средневековье. Правда, тогда штурмующие замок рисковали получить на головы порцию кипящего масла.
13. Коготь Архимеда
Коготь Архимеда считаю супероружием древности. Его использовали для защиты Карфагена. Работа орудия заключалась в поднятии вражеского тарана с земли на максимальную высоту, откуда он неминуемо падал после раскрытия крюков. Иной раз коготь Архимеда мог работать и по другому принципу: поднимал огромные брёвна и бросал их на вражеские корабли. А мог и вовсе переворачивать корабли.
Сюрикэн с японского переводится как «лезвие, спрятанное в руке». В то время, как европейцы придумывали технологичное оружие, японцы предпочитали наносить смертельные раны исподтишка.
Огненные стрелы
Может показаться, что огненные стрелы в качестве оружия не очень эффективно. Но это не так. Десяток раскалённых стрел не прибавят оптимизма противнику.
Сегодня, похоже, началась новая эра, которая выведет гонку вооружения на новый уровень. могут стать тому подтверждением.