Городские шаманы мист страшн истории. Непридуманная история «страшной шаманки
От 6-12-2016, 13:07
Я живу в городе Якутске, на севере страны, и эта история произошла летом прошлого года. Живём мы с братом в двухкомнатной квартире построенной в 70-х годах. Владу 24, он работает продавцом-консультантом в местном магазине бытовой техники. Вообще, он молодец, хорошо зарабатывает и этих денег хватает на нас двоих с лихвой. Я же нигде не работаю, сижу дома обычно. Убираю, готовлю и пишу. Брежу славой писателя-мистика и поэтому частенько ищу материалы для своих рассказов в интернете, посещаю места с дурной славой в нашем городе и его окрестностях, иногда знакомые из соцсетей рассказывают о своих встречах с неопознанным. В последнее время частенько задумываюсь о том, что пора заявить о себе и намереваюсь пойти в редакцию. Родители наши жили отдельно с младшими сестрой и братом, которые еще в школу ходили. А теперь перейдём непосредственно к самой истории.
Как в любых городах у нас тоже есть свои легенды и вот недавно мне рассказали про одно место в лесу. От города это место находилось не так далеко, жил там когда-то шаман один. Уж не знаю, что у него произошло, но душа и сердце этого человека стали темнее самой тьмы. Он творил злые дела, всё хотел подчинить народы севера своей воле и сильным был очень. Потом собрались другие шаманы и таки одолели его, убили. Как они это сделали мне неведомо, у шаманов свои секреты. Люди ураhа* шамана того сожгли и обходили стороной после того случая. Поговаривали, что место это охраняют злые духи, а кто осмелиться прийти - будет проклят. Именно туда я собиралась сходить, проверить мифы и заодно найти вдохновение, а если не найду ничего, то просто хорошо провести время с друзьями на природе.
Леса у нас опасные, живности полно всякой. Водятся медведи, а встреча с этим лесным богатырём чревата последствиями. По этой причине я взялась уговаривать своих друзей, брату решила не говорить ничего. Идти никто не хотел, все боялись, но всё же кое-кого уговорила составить мне компанию, с собой мы взяли ножи, ружья, еду, спички, фонарики и палатки. Мы собирались провести в лесу неделю. На следующий день, с утра, встретились в условленном месте и пошли в лес. Погода была жаркая, яркое солнце лениво пробивалось сквозь листву деревьев. Единственным минусом была надоедливая мошкара. Лёгкий ветерок игриво трепал листья деревьев и нежно перебирал мои волосы. Карты у меня с собой не было и место, где обитал тот шаман пришлось искать довольно долго. К счастью, мы знали приблизительное место расположения. Я всё время подкалывала своих друзей и мы весело смеялись. Тогда мне казалось, что все эти байки созданы, чтобы отпугнуть любопытных подростков. Вообще во все эти россказни о шаманах я не шибко верила.
Скептиком я конечно никогда не была и знала, что шаманы действительно существуют и довольно сильны в магии, но многие разговоры о них воспринимала как детские страшилки. Место, где стоял ураhа, не принесло ничего интересного, если это было оно. Чувствовалось незримое присутствие чего-то потустороннего и порой я замечала какие-то "тени". Однако, меня это не пугало: "тени" я видела с детства и с духами уже встречалась в своей жизни. Немного побродив там, мы всей нашей шумной компанией из пяти человек пошли дальше в лес на наше излюбленное место. Шли долго и делали привалы лишь, чтобы перекусить, либо останавливались на ночлег и добрались на "нашу" полянку без приключений. Всё было как всегда, но смущало одно обстоятельство - рядом мы обнаружили захоронение какого-то шамана, которого здесь раньше никогда не было.
Вообще, захоронения бывают разные, всё зависит от самих шаманов. Некоторых закапывают в землю под шаман-деревом, у каждого оно своё. Это может быть любое дерево толще дуба раза в два. Само дерево уже мёртвое, но еще довольно крепкое. Некоторых сжигают и прах развеевают по ветру, некоторых хоронят на дне реки, а некоторых привязывают к деревьям на высоте до 20 метров от земли. В последнем случае всё зависит от того насколько силён был шаман при жизни. Конечно, само тело перед этим кладут в деревянный короб оббитый мехом животных и тогда уже хоронят. Вместе с телом кладут книгу, бубен, посох и украшения. В общем, хоронят во всеоружии. Говорят, что без магии не обходиться даже здесь и на месте захоронения проводят какой-то своебразный ритуал, оно из-за этого словно блуждает, то есть появляется в разных местах. Мы наткнулись на одно из таких захоронений. Естественно в россказни о перемещении последнего пристанища я не верила и решила, что это свежее.
Место, где находилось это захоронение, по какой-то причине было мрачным, яркие цвета сменились блеклыми красками. Вокруг захоронения стоял туман, белый словно молоко, и вокруг была мёртвая тишина. Не слышалось щебета птиц и жужжания насекомых, лишь время от времени, ветер зловеще шелестел листьями в кронах деревьев. Мне даже показалось, что кто-то смотрит на нас и ждёт. Я в буквальном смысле чувствовала этот злобный взгляд на себе и по спине от этого пробегали мурашки, размерами со слона. Теперь подходить ближе совершенно не хотелось, но и выглядеть трусихой перед друзьями я не собиралась. Мне не нужна была слава готессы, которая боится захоронений и духов, несмотря на то, что сама же и затеяла всё это. Да, я испугалась из-за резкого перепада: позади светит солнце и поют птицы, а здесь тишина и мрак. Я никак не могла объяснить это явление, кроме как одним словом - чертовщина. Мои друзья отказались подходить ближе и решили подождать меня неподалёку, а я пошла. Каждый шаг давался с трудом, по вискам стекали капельки холодного пота и липкие щупальца страха всё глубже проникали в моё сознание. Воображение услужливо рисовало различных монстров, которые разрывали всех, кто осмеливался приблизиться к захоронению. Как же мне хотелось в тот момент оказаться дома, далеко от этого места, как хотелось, чтобы это всё было лишь страшным сном...
Наконец я увидела само захоронение: между деревьев на высоте 20 метров от земли висел деревянный короб, оббитый мехом. Он был привязан к ветвям деревьев. Ветви были довольно толстыми и от них легко было дотянуться и до самого короба. Я залезла на дерево и подобралась ближе, чтобы внимательно изучить это захоронение. Не знаю почему, но мне захотелось взять себе что-то на память. Конечно, у нас каждый знает, что этого делать нельзя и пугают местью усопшего. Якобы придут духи, служащие покойному шаману, и поглотят душу того кто осквернил захоронение или что-то оттуда забрал. Мне это всё всегда казалось смешным, ну, что может сделать дух, если я не надругалась над телом, а всего лишь взяла сувенир, уже не нужный мёртвому.
Я открыла короб и посмотрела, что внутри. Первое, что бросалось в глаза - это скелет. Его украшения были надеты на то, что осталось от тела, в руке он сжимал посох, на его груди лежала книга, а в другой руке был бубен. Помню, мелькнула мысль о том, что всё это странно, ведь захоронение явно не первой свежести и ранее его совершенно точно там не было. Меня чуть не стошнило и желание побыстрее уйти оттуда стало еще сильнее, но мне уж больно захотелось взять что-то. Я остановила свой выбор непосредственно на книге. Обложка её была деревянной, оббитой кожей, страницы сделаны из бересты, а на них написаны тексты на староякутском языке. Вообще тексты в таких книгах написаны от руки, естественно, никаких чернил никто не использует. Обычно их вырезают или пишут золой, в этой книге текст был написан кровью.
Я, преодолевая омерзение и тошноту, взяла книгу, спрятала "трофей" в рюкзак и тут же поднялся сильный ветер, злобно расшатывавший кроны деревьев, и я поспешила слезть с дерева. Уже оказавшись на земле, краем глаза заметила чёрные силуэты. Их было всего трое. Я чётко ощущала на себе их пристальный и недобрый взгляд. Вот тут мне стало совсем не по себе, еще и атмосфера вокруг напрягала. Эти силуэты были темнее тьмы и от них чувствовалась злоба. Казалось, они сейчас набросятся на меня и разорвут... Тут мои нервы не выдержали, я истошно заорала и бросилась бежать. Не помню как преодолела всё расстояние от захоронения до условленной поляны, мне уже было плевать кто и что подумает. Я поддалась паническому ужасу и мысленно молила Айыы*, защитить меня. Друзья и не думали смеяться, они лишь успокоили и попросили рассказать, что меня так сильно испугало. Я поведала им всё, кроме того, как взяла книгу. Естественно, мы ушли подальше от того жуткого места и разбили лагерь на другой поляне, где чудесно провели несколько дней.
По возвращении домой я надёжно спрятала книгу у себя в комнате, но пока не читала, лень было разбирать тексты. С того дня меня начали мучать кошмары по ночам, от чего я стала плохо спать. Эти силуэты словно преследовали меня и мерещились повсюду. Я могла увидеть их в толпе людей на улицах города, в отражении зеркала или в магазине. Дома слышались странные звуки по ночам. Я списывала это на богатое воображение и на то, что еще нахожусь под впечатлением от того похода. Потом эти призраки, вроде перестали преследовать меня, но поведение брата стало меняться. И с моими родными творилось что-то странное. Сначала младшая сестра стала увядать на глазах. Мама водила её к врачу, но девочка была абсолютно здорова. За два месяца она сильно похудела, кожа приобрела восковой оттенок, взгляд стал мутным и вскоре она умерла. Спустя какое-то время, то же самое начало происходить и с младшим братом. Не успели мы оклематься от смерти моей сестры, как умер и он, затем мать и отец. Всех их словно что-то сжирало изнутри, но врачи лишь разводили руками. Причина каждый раз была одна и та же - истощение. Между смертями перерыв был два-три месяца.
Теперь я перестала общаться с друзьями, замкнулась в себе. Из моих родных остался лишь Влад, но это был словно не он. Какой-то чужой стал и злой, казалось всех ненавидит. Я списывала его поведение на стресс от потери самых дорогих нам людей, ведь сама очень горевала из-за этого. Брат будто не замечал изменений в своём поведении и день ото дня всё больше грубил мне, всё злее становился. Я начала плохо себя чувствовать, хоть и была абсолютно здорова. Это проявилось не сразу, а спустя месяц после смерти папы. У меня слабость какая-то появилась, аппетит пропал, как будто кто-то вытягивал из меня всё жизненные силы. Из весёлой и жизнерадостной девчонки я постепенно превращалась в печальную старуху. Сначала мне казалось, что это от недосыпа и переживаний, на нервной почве, но с каждым днём мне становилось всё хуже и хуже, чувствовалось приближение смерти. Это всё пугало, ведь я хотела жить и безумно любила жизнь. Пришло понимание того, что виной всему мой поступок. Я бросила писать и часто плакала, когда была дома одна. Если бы я не взяла ту книгу, все мои родные были бы живы и брат не стал бы таким жестоким. Если бы...
Я долго искала выход из сложившейся ситуации, а времени у меня оставалось всё меньше и меньше. Вот тогда я пошла в лес, к шаману, которого в нашей семье хорошо знали, поэтому найти его ураhа оказалось не так сложно. Это был моложавый мужчина лет 60 с хвостиком, его взгляд был добрым и внимательным. Звали его Аан Уххан Тойон. У его глаз залегли морщинки, указывавшие на то, что в молодости он был очень весёлым человеком, да и сейчас мужчина часто улыбался. Я рассказала Аан Уххан Тойону всё, что произошло в последнее время и о походе в лес не забыла. Рассказала как нашла захоронение, взяла книгу на память, которую принесла с собой и показала ему. Именно с ней я связывала всё происходящее в последнее время. Шаман внимательно слушал меня и хмурился, но ни разу не перебил. Он сказал найти захоронение и вернуть книгу, но перед этим прочитал нараспев алгыс*, сжигая какие-то травы. В воздухе витал сладковатый запах дыма и голос Аан Уххан Тойона успокаивал. Казалось, что всё будет хорошо, всё наладится. Затем он помазал мне лоб золой от сожженных трав и я отправилась домой собираться и обзванивать друзей.
К счастью, среди них оказались те кто имели свободное время и отправились со мной. На следующий день мы отправились в путь, а спустя два дня пришли на то место, где я нашла захоронение, но его там не было. Меня охватило отчаяние, слёзы наворачивались на глаза, тем более я уже едва ходила. Так хотелось плюнуть на всё и лечь на землю, просто опускались руки. Друзья поддерживали меня как могли и не позволили сдаться. Не буду описывать сколько мы скитались по лесу и как искали это захоронение, но книгу я всё же вернула и, сама не знаю зачем, попросила прощения у покойного. Затем мы вернулись в город и я постепенно пошла на поправку. Аан Уххан Тойон еще долго работал с Владом, в которого, по его словам, вселился дух покойного с целью вновь обрести тело. Уж не знаю, каким образом шаман изгонял тот дух из тела моего брата, но спустя какое-то время он снова стал собой. Я рассказала Владу о книге и он был очень зол на меня за это, ведь по моей вине умерли все дорогие нам люди, но всё же меня простил. Теперь я верю во всё, что говорят и больше не считаю это суевериями или страшилками, потому что сама столкнулась с этим. Вы можете мне не верить, но не повторяйте мою ошибку, прошу вас.
ураhа [ураса] - сооружение на подобие палатки, сшитое из шкур животных, в котором обитают шаманы.
Айыы - всевышние, добрые духи обитающие в верхнем мире.
алгыс - благословение.
Эту историю я вспомнила благодаря рассказу Kate “Армейская любовь” (спасибо!) от 24 ноября 2011г.
В 2006 году, осенью прибыло новое пополнение солдат в нашу учебку. Среди них был один бурят, имя, к сожалению, я не запомнила. Еще в эшелоне он бился в истерике и что-то орал благим матом по-бурятски, впрочем, вполне художественно разбавляя свой ор русским трехэтажным. В казарме цирк продолжился. Причина такого поведения – нежелание служить, потому как он “избран для красного дела”. Кроме того, что он не выполнял абсолютно никакие приказы, не подчинялся никому, реагировал на все истерическими визгами, он еще и пытался “косить” по всем фронтам. Пил воду с хлоркой из ведра, предназначенного для мытья помещений, объявлял голодовку, вешался, резал вены и регулярно “бегал” (самовольно покидал часть, перелезал через забор и несся куда глаза глядят). За пару месяцев измучил всю часть. И умудрился переругаться со всеми сослуживцами, которые и так особой симпатии к нему не питали, особенно после имитации эпилептических припадков (мыла нажуется и вперед) или ночного недержания. В общем, устроил и себе и окружающим просто райскую жизнь.
В конце ноября он в очередной раз сбежал. Искали несколько суток, уже думали, что замерз где-нибудь под кустом, ночью морозы до -35 бывали. Наконец, было решено отправить командира роты к нему домой. Поехал офицер в Бурятию, в какую-то глухую деревушку. Выяснилось, что дед этого бегуна – бо (бурятский колдун), и именно по его решению внук служить не желает и не будет, так как его дело – принять дар бо. В общем, накричали на командира, оскорбили, всей толпой вилами до машины гнали. Вернулся офицер и сразу на доклад, дураком себя чувствует, про колдунов и дар рассказывая, но приказ есть приказ. А дело все громче, того гляди до прокуратуры дойдет и тогда всем не поздоровится. Собрали группу из трех офицеров, чтоб этого солдатика в часть вернуть всеми правдами и неправдами. Колдун он там или кто, но живет на территории РФ, значит служить обязан. Приехали, силой из дома выволокли, в машине сидят, а уехать не могут: вокруг жители деревни столпились, не по людям же ехать. И тут выходит из толпы этот дед, в окошко машины постучал и говорит: “Это наследник дара бо. Он не воин. Вы не доедете. Он вернется”. Толпа разошлась, офицеры уехали и солдатика увезли. Через 150 км от деревушки на пустой и ровной дороге автомобиль, перевернувшись несколько раз, падает в кювет. Командир роты, сидящий за рулем, погиб сразу. Остальные офицеры госпитализированы. На солдате – ни царапины.
Очевидцы из машины, что ехала за ними, говорили, что “автомобиль будто споткнулся, будто на стену налетел”. На капоте машины действительно вмятина, как от столкновения со столбом бывает.
Не знаю, совпадение это или проклятие этого бо. Но солдат этот сразу из госпиталя вернулся в свою деревню и, наверно, принял дар своего деда. У погибшего офицера осталась жена и двое малолетних детей. Второй офицер всю жизнь будет прикован к инвалидной коляске, у него перелом позвоночника. У третьего – ампутирована правая рука по локоть и сильно изуродовано лицо. В часть они так и не вернутся. Все что сказал колдун – все сбылось.
22 мыслей про ““Он не воин” ”
насколько я помню, шаман – это духовный отец и покровитель какого либо селения (общества); он добр, справедлив, готов помочь любому и вообще довольно положительный персонаж.
а Бо – злой. Антипод шамана, так что ли… потому и зовется колдуном.
в общем ни с одним из этих представителей своего дела я лично не знакома, только по рассказам и объяснениям других людей. возможно вы правыLiZavet, возможно, терпеть было нельзя. Колдуны обычно знают, когда умрут, и, может быть, дед отошел бы в мир иной раньше, чем внук вернулся бы из армии… И, если права Ekata, которая говорит, что Бо – это “шаман со знаком минус”, то человеческие жертвы прибавили деду очков у его покровителей…
Auriel, спасибо за разъяснение. Деду, конечно, очков прибавили, но погибших семьям и детям не вернуть.
Представляю такую ситуацию: старый шаман набивает себе репутацию на офицерах, а предположим, бабка одного из служивых ещё более сильная, чем этот дед. И пойдёт “око за око”. Вот их “покровителям” потеха будет.
А если серьёзно – страшно осознавать, что рядом с тобой живёт и здравствует вот такая темнота со знаком минус…
Интересно было читать, так как я и сама из Бурятии.
Ну я бы наверное поправила: может быть не колдун, а шаман???))
Просто если кто, заведомо дар должен получить от своих отцов, дедов, бабушек, тот действительно как-будто с ума сходит пока дар не примет, а если откажется так навсегда, может, дураком останется, а может вообще всю жизнь мучится будет и счастья не будет у него никогда. Потому что, якобы, дар, который по наследству передается очень сильный, и духи не дают покоя этому человеку, а чтобы дар этот получить надо еще целый обряд делать!!
За историю +10, жизненно. Жалко, конеш, тех офицеров! Видать, этих духов разозлили, что парня хотели увезти…неувезли
Благодарю за историю,от меня +10.
С даром или без внучку придётся собирать камни,что дед разбросал,да и сам старик будет после смерти колбаситься.
Офицеры,если бы были единобожниками врядли так жестоко посрадали.
В общем счастье – не оказаться в ненужном месте в ненужное время.
Уж пора бы привыкнуть, а я читаю и не перестаю удивляться!)Метался этот офицер как меж двух огней, не выполнишь приказ командира -не поздоровится,а выполнил так ещё хуже некуда, самого дорогого лишился-жизни, да и других покалечил.+10
А мальчишка-то смерти, получается не боялся, резал вены, вешался…Был уверен, что с ним ничего не случится, раз он такой великий наследник! Спасибо за историю! +10
Н-да…дар, конечно – дело важное, но при чём здесь люди, которые исполняли свой долг? Как будто погибшие и покалеченные офицеры по своей воле и жгучему желанию ехали непонятно куда за этим истеричным бегуном.У них тоже семьи были,дети и родители…Крайне жестокая история. Насколько мне известно, в таких случаях не церемонятся – белый билет в зубы и домой. А тут нянькались до трагедии…Да и самим зачинщикам истории – неужели два года потерпеть нельзя было с передачей дара? На крайний случай откупиться от службы в армии.
В любом случае – автору +, история интересная:)
Видите ли, тут все не так просто. Если солдат не желает служить, но находится при это на территории части, то его просто комисуют. Найдут предлог и распрощаются, т.к. головная боль никому не нужна. Тут вы правы. Но если солдат сбежал, то за это надо кого наказать. Причем нескольких людей лишить выходного, либо денег, либо выговор влепить – все это малоприятно. Потому и решено было его сначала вернуть, а уж потом решать вопрос о комисации.
И как сказал мудрейший Лао Цзы, «Небо и Земля не милосердны - люди для них - лишь соломенные псы».
В наших краях есть место с которым связано много легенд. На горе, по преданиям, стоял когда-то замшелый камень, указывавший дорогу путникам. «Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь - женатым будешь», - такие слова были высечены на нем.
Понятно, что из трех вариантов мы все выбирали последний. Но попадали странники не в древний загс, а в селение, где их встречала пропавшая девушка. Дочь местного воеводы, ставшая жертвой проклятия. Как и многие после нее. Заклятие действует до сих пор! Я сам убедился...
Помоги-ите! Есть тут кто- нибудь! Ау-у! - надрывался девичий голосок.
- Что случилось? Заблудилась?
Я подскочил к девушке. Зареванная барышня сидела, прислонившись к стволу дерева. Дорога пролегала совсем близко, а незнакомка утверждала, что не может выбраться из леса. Я с рюкзаком за спиной догонял ушедшего вперед приятеля - собирались порыбачить на лесном озере, но вместо водоема заметил голубую куртку незнакомки.
- Пойдем! Чего ты? Ногу подвернула?
Ноги в порядке. Я выйти не могу, - заявила девушка - Дорогу не найду, все время в одно и то же место возвращаюсь. Словно леший водит.
- Ерунда все это, - успокоил я ее. - Никаких леших не бывает...
- И ты меня не выведешь, - бормотала она, - вместе со мной пропадешь. Это проклятие действует!
Не обращая внимания на ее болтовню, я уверенно шел вперед. Вот там - поворот тропы, увитое плющом дерево, потом мимо овражка и - спуск к озеру. Много раз тут бываю, каждое лето...
Но никаких знакомых ориентиров что-то не попадалось. Лес вокруг был чужим, он становился все темнее и гуще.
- Давай отдохнем, - подала голос моя спутница.
Присев на поваленный ствол, я перевел дух. Уже и сам понял - что-то здесь не так. Вроде бы иду прямо, а получается, забираю куда-то вбок, петляю, как заяц. Словно и вправду неведомая сила направление указывает.
- Как тебя зовут? - обратился я к девчонке.
- Женя, - шмыгнула та носом.
О каком проклятии ты говорила? Фантастики начиталась?
- Если бы... Тут реально проклятое место. Я прагматичный человек, студентка, на историка учусь, - рассказала она. - Читала об этой местности. Тут уже сотни лет девушки пропадают.
- И их не находят?
- Нет... Не веришь?
Я помотал головой.
- Слушай тогда...
Женя поведала такую историю.
Когда-то, возвращаясь из похода, стояли тут половецкие отряды. Грозный хан, обложивший местность данью, потребовал от воеводы подарить ему в наложницы собственную дочь. Тот отказался, просил забрать взамен пшеницу, скот и золото. Хан настаивал на своем, угрожая уничтожить окрестные селения. Утром к нем у должны были привезти пленницу.
- Беги скорее в лес, спрячься, - велел девушке испуганный отец.Ночью пришел шаман.
- Вместо того чтобы отдать хану, отпусти красавицу с нами, с воинами, - предложил он. - Так для нее будет лучше, она сможет выбрать себе мужа и избежит позора. Захочет я на ней женюсь.
- Ни за что! - закричал воевода. - Никому из вас моя девочка не достанется, лучше пусть умрет.
- Так и случится, увидишь ее мертвой, - произнес шаман.
Он рассердился и сказал, что дочка местного воеводы из лесу не выберется. Отныне каждый год в этих местах будут пропадать девушки. И вообще люди, которых он наметит в жертвы, даже бывалые мужчины, попав в чащу, заблудятся и оттуда не вернутся. Через три дня дочь воеводы нашли на дне лесного оврага. Несчастная скончалась от голода и холода...
В этот лес мы совершили вылазку с другом. Порыбачить в озере, искупаться. И так случилось, что потерял я его из виду. Он ушел вперед, я замешкался, а когда оглянулся - чудеса: ни тропы, по которой мы пошли, оставив машину на просеке у въезда в лес, ни спины Олега с большим рюкзаком на ней. Тогда я и услышал жалобный плач девчонки. Она от подруг отстала. За ягодами пошла и меня встретила. Время словно остановилось. Мобильные не работали, не было видно ни жилья человеческого, ни тропинок, ни просек, ни песчаных противопожарных полос, оставляемых лесниками. Никаких следов цивилизации. Хоть бы голоса людей, костерок - ничего. И озера нет, а ведь оно должно тут быть.
Я не разу еще не сбивался с дороги! Огляделся. Попробовал кричать, звать приятеля - без ответа. Самое интересное, что простое «ау» словно повисало в воздухе, эха не слышно. Может, тут аномалия какая-то, звуки поглощаются? Думать о законах физики не было времени. Я присмотрел дерево, удобное для подъема, скинул рюкзак на землю и начал взбираться, вспомнив занятия в школьном спортзале - не зря физрук заставлял лазить по канату. Сейчас пригодилось.
- Что там? Что видно? - приплясывала внизу спутница.
- Лес, деревья, где гуще, где реже, - перечислял я. - Дороги, озера, поселения какого-нибудь нет и намека. И мобильный на высоте не заработал. Надо успокоиться и двигаться дальше, - сказал я, спустившись.
Попробовал определить стороны света - и не смог. Решил идти на восток, там по моим представлениям находился город. Преодолевая бурелом двинулся в ту сторону откуда утром встало солнце. Идти было трудно, да еще начал накрапывать дождь. Сумрачно, неуютно, под ногами хлюпает. Женька снова носом зашмыгала, что-то запричитала.
- Ой, смотри! - придушенным голосом пискнула она.
Видим - словно бы фигура какая-то меж деревьями мелькает. В длинной меховой дохе или тулупе, хотя зима давно закончилась, высокой шапке, с бородой.
- Это тот самый шаман, древний! - прошептала моя спутница.
Она вдруг кинулась на колени, прямо в жидкую грязь:
- Шаманчик, миленький, не погуби, выведи нас отсюда, - запричитала она. - Ты девушек молодых ищешь для себя и для своих воинов, я знаю. Я не выйду за тебя замуж, ты уже старенький, сотни лет назад жил, я выйду за молодого, деток ему рожу, сказки про тебя буду рассказывать...
Девчонка бормотала тоном сказительницы, словно впав в безумии. Фигура шамана исчезла и вдруг появилась в другом месте - чуть дальше от нас.
- Скорее идем за ним, он меня услышал, он выведет нас! - обрадовалась Евгения.
Вскочила, растрепанная, мокрая, и побежала за призраком. Долго мы бродили, а вышли снова к кривой березе, где впервые «шамана» увидели. И вдруг услышали зловещий смех. Я так и не смог определить происхождение звука. А Женя расплакалась. Призрак нас обманул - привел на то же место. Смеется теперь над нами. Значит, надежды нет...
Но я был настроен решительно - мы современные люди, нас не запугать древнему колдуну. Объявлять ему войну конечно, не надо, навредить себе можно, а вот схитрить, договориться или задобрить стоит попробовать...
- У тебя какие-нибудь украшения есть? - спросил я у Евгении. И сам скривился от собственной глупости: ну кто же в лес будет побрякушки надевать?
- Есть колечко, простенькое, но с бирюзой. Ты хочешь его задобрить? - догадалась она.
Чувствуя себя персонажем дьявольской пьесы, я положил колечко на пенек, повернулся лицом в тут сторону, где растаял в воздухе, призрак, и тихонько сказал:
- Шаман, ты хороший. Ты тут хозяин. Ты меня испугал и победил. Очень тебя прошу, выпусти нас, у нас еще много дел не сделано дома. Вот колечко тебе в подарок. За девушку не беспокойся. Она без жениха не останется, я сам на ней женюсь...
- Что?! - вскинулась Женя, услышав мои слова.
А мне словно что-то подсказывало, что следует говорить именно так.
Вспомнил, что рассказывал дед моего друга детства Саньки, работавший лесником. Когда я школьником гостил в селе у бабушки, мы любили приходить к нему и слушать байки. Чтобы обмануть лешего, который водит по лесу, надо правый сапог надеть на левую ногу и наоборот. И куртку наизнанку вывернуть.
Так его можно с толку сбить. На нас с моей спутницей были кроссовки.
- Быстро переобувайся! - скомандовал я.
Неудобно, но идти можно! Куртки перекинули навыворот.
- Обманываем его, а он обидится и совсем нас заморочит, еще хуже будет,- завела было девушка.
- Не обидится, мы ж его попросили оба и подарок оставили.
Я бросил взгляд на пенек и глазам не поверил. Колечко исчезло!
- Наш дар принят. Пойдем, - решительно сказал ей.
Чтобы перехитрить лешего, или, в нашем случае, шамана, надо идти наугад, как говорится, куда глаза глядят. А еще - думать одно и делать другое.
- Вот сейчас до той поваленной березы дойду, - бормотал я себе под нос и, не дойдя до намеченной цели, резко менял направление - шел к другому ориентиру. Спутница еле за мной поспевала.
- Поверну налево, - говорил я вслух, а сам поворачивал вправо. Получалось, что я шел не так, как подсказывал здравый смысл, а словно все делал наоборот. Но в этом и оказалось спасение от нечистой силы. Физически ощущал, что лес не желает нас отпускать.
Не раз я падал, но все же шел и уставшую девушку за собой тянул. Так мы двигались довольно долго. В лесу начинало смеркаться, нас поедом ела мошкара. Замаячила реальная перспектива здесь заночевать... И тут я почувствовал, что с каждым шагом становится легче. Цепкие лапы отпускали меня. Впереди мелькнуло светлое пятно, мы вышли к просеке. Лес вокруг раздвинулся и стал привычным, без бурелома. А вот и тропинка, протоптанная людьми! За деревьями замаячила синяя машина приятеля, На радостях Евгения повисла у меня на шее.
Мы отвезли Женю домой, а через день я снова с ней встретился. Зареванная, уставшая, перепуганная, искусанная комарами замарашка из леса в городе превратилась в прекрасную леди.. Я невзначай намекнул - что-то там она говорила шаману, мол, замуж выйдет за молодого. Да и сам ведь договаривался с колдуном что женюсь. Ну что ж, придется выполнять свое обещание.
Мистические способности якутских шаманов ассоциируются с многочисленными внешними «артефактами». Среди прочего есть понятие «ойуун маhа» (шаман-дерево). Однозначно сказать, что это такое, сложно, так как каждый источник выдвигает свой вариант объяснения. Основных версий три: а) это дерево, куда шаман заключает часть своего могущества, чтобы в случае чего восстановить силы от него; б) это дерево, где гнездится родительский зверь шамана (если он является птицей); в) это некий особенный «артефакт», присущий только хищным шаманам. В общем, ясности в вопросе нет. Известно только, что шаман-дерево не является каким-то особенно заметным деревом и чаще всего располагается в дремучем лесу, словно шаманы пытались своё дерево скрыть и сделать неприметным. При этом считается, что шаман-дерево сохраняет мистические свойства даже после смерти самого шамана. Нижеописанная история связана именно с этим понятием.
Дело было в советское время, в 70-е годы. Стояла осень, и одна сельская семья выдвинулась в лес собирать бруснику. Так как окрестные поляны все уже были разработаны жителями их села, то они решили углубиться подальше в лес в надежде найти плодородное место. Приехали по грунтовой дороге на своём «ГАЗике» в глухой лес, вышли из машины и стали разбредаться. Глава семейства, Алексей, как и все, с вёдрами и ковшом-«комбайном» пошёл искать ягоды. Время от времени люди перекрикивались, чтобы не потеряться. Алексей вскоре понял, что место попалось неплодородное, и что нужно ехать дальше. Уже собираясь вернуться к машине, он всё-таки сделал ещё несколько шагов, прошёл буквально десяток метров и едва не вскрикнул от удивления: под ногами земля просто краснела от спелых ягод, причём таких крупных, каких он в жизни не видел. Алексей присел, провёл «комбайном» пару раз по ягодным кустикам, и ковш сразу стал наполовину полон. Крикнув своим, чтобы они поскорее бежали к нему, глава семейства стал увлечённо собирать ягоды.
Ведро наполнилось до краёв буквально через пять минут. Довольный Алексей сел закурить, ещё раз кликнув членов своей семьи. Сидел, курил, радовался удаче и обратил внимание, что на краю плодородного местечка растёт лиственница. Дерево как дерево - большое, старое, ветвистое. Заинтересовало Алексея то, что в дереве было дупло, и оттуда выглядывала голова какой-то птицы. Алексей встал, присмотрелся и понял, что это не живая птица, а игрушка в форме птицы, вырезанная из дерева. Алексей удивился, откуда в лесу взялась такая штука, но особого значения этому не придал. Тут ему захотелось справить нужду, и он, недолго думая, помочился на ту самую лиственницу, так как ягоды портить не хотелось. Покончив с этим делом, Алексей прислушался, не подходят ли уже члены семьи - но нет, было тихо. Он громко позвал жену: «Ма-а-аш!». Жена тут же отозвалась, её голос раздался совсем близко. Понять, что именно она сказала, Алексей не смог и переспросил: «Чего?». Жена что-то опять произнесла из-за ближайших деревьев, но снова очень неразборчиво, да и не видно было её. Алексей позвал сына: «Валера!». Не успел закрыть рот, как прямо над его ухом сын буркнул: «Да здесь я, обернись». Алексей обернулся - никого, только деревянная птица в дупле изменила своё положение и теперь смотрела прямо на него. Вот тут-то Алексей почувствовал, как по спине побежали мурашки. Забыв о ведре и «комбайне», он бросился бежать. Долго блуждал по лесу, едва не заблудился, но наконец услышал крики своих и вышел к ним. Жена, сын и дочь сказали, что они никаких выкриков не слышали - мол, он просто в какой-то момент перестал им отвечать, они уж сами забеспокоились и пошли его искать. Алексей устыдился своей паники и не стал им ничего говорить про чертовщину - лишь сказал, что нашёл плодородное место. Все стали искать то самое «поле чудес», ходили целый час туда-сюда, но ничего и близко похожего не нашли. Расстроились из-за потерянного ведра и ковша, но что поделать - уехали в другое место.
Вскоре после этого Алексей стал страдать от сыпи неясного происхождения. Красная сыпь покрыла всё его тело от макушки до пяток, вызывая мучительный зуд. Алексей ходил по больницам, врачам, знахарям - всё без толку. Зимой к сыпи добавилось истощение - Алексей едва мог встать с постели самостоятельно, потерял десятки килограмм. В конце концов, по совету друзей он вызвал на дом из соседнего села человека, который слыл «разбирающимся». Тот приехал, внимательно осмотрел его и сказал буквально следующее: «Ты где-то нарушил линию - побывал там, где быть не следовало, сделал то, чего делать не стоило». Стал расспрашивать о том, что происходило с Алексеем за последний год. Вот тут-то Алексей и вспомнил о странном случае в лесу. Человек очень заинтересовался этим инцидентом и высказал предположение, что Алексей наткнулся на шаман-дерево и ненароком оскорбил его - может быть, тем, что начал бесцеремонно наживаться добром, выросшим под ним, может быть, тем, что помочился на него - а может быть, дерево попалось само по себе «злое». «В любом случае, - сказал он, - тебе нужно вернуться в то место, найти дерево и извиниться перед ним, поднести дары». Причём Алексею следовало это сделать в одиночку - если он будет искать дерево в компании, то никогда его не найдёт.
И вот в январские морозы больной Алексей сповадился по несколько раз в неделю ездить в зимний лес. Беда была в том, что он не помнил место точно, да и шаман-дерево запросто могло не дать себя отыскать. Но Алексей не бросал попытки до конца зимы - исходил лес возле дороги вдоль и поперёк. А весной он скончался от истощения, так и не найдя то загадочное место. Шаман-дерево не явилось ему во второй раз. Не простило.
Бабку Аксинью все в деревне считали ведьмой и побаивались. Увидев ее скрюченную в три погибели фигуру с клюкой, и стар и млад рассыпались по сторонам – от греха подальше. А если не удалось избежать встречи, не дай бог пройти мимо, не поговорив с ней. Все как огня боялись ее проклятий. Никто толком не знал, сколько ей лет, она появилась в селе уже будучи старой. Бабка давным-давно жила одна. Судьба у нее, по рассказам старожилов, была действительно трагической. Когда-то, еще будучи молодой женщиной, она поругалась с односельчанином, а тот в пылу гнева страшно ее проклял: мол, желаю тебе пережить всех своих родичей и остаться одной-одинешенькой на белом свете. Аксинья в ответ только рассмеялась. Тогда у ней было то ли восемь, то ли семь детей, муж работал в сельсовете – по тем временам большая шишка, родители тоже были живы-здоровы, дом – полная чаша. И слова какого-то старикашки для нее ничего не значили, тем более она тогда была активисткой в колхозе, участвовала в самодеятельности и высмеивала людское суеверие, веру в абаасы и прочих злых духов.
Между тем старик тот был не простой, в молодости шаманил и, говорят, был шаманом средней руки: в засуху мог вызвать ливень, заговорить болезни и прочее. Новая власть в лице Советов приказала перестать дурачить народ: никаких абаасы нет, бога тоже нет, есть только товарищ Ленин и коммунистическая партия. Что делать, пришлось свернуть шаманскую деятельность и вступить в колхоз. Но люди все равно не забывали о том, что он шаман, и никогда не спорили со стариком. И только недалекая и легкомысленная Аксинья из-за какой-то мелочи затеяла с ним ругань и получила сполна.
Когда она переехала в это село, была уже практически одна: муж и старшие сыновья не вернулись с войны, остальные дети умерли – кто во время военного голода, кто от болезней. Осталась в живых одна дочь, и та умерла от послеродовой горячки, от нее остались двое детей, те тоже умерли, не дожив даже до тридцати лет. А самой Аксинье ничего не делалось, наоборот, после каждой смерти она как бы набиралась сил, да и теперь ведь живет одна, как-то рубит-колет дрова, чтобы топить печь, воду таскает. Она, конечно, давно раскаялась в том, что когда-то поругалась с шаманом, будь он неладен, но сам виновник ее горя давно в могиле, а проклятье его живо по сей день. Видать, сильно провинилась бедняга пред шаманом, что сделалась сама живой абаасы: пока не сживет кого-нибудь со свету, не успокаивается. Таким образом, говорят, проклятые продлевают свою опостылевшую, никчемную жизнь и на тот свет уходят только тогда, когда получают прощение у проклявшего или же как-то искупают свою вину. Аксинья «съела» всю родню и принялась за односельчан. Правда, в основном это те, кто в какой-то мере сам виновен в своей судьбе – пьющие, без царя в голове, бесшабашные или те, кто каким-то макаром не угодны самой старухе.
Новость отредактировал Оляна - 1-03-2012, 16:54