Фрида кало биография кратко. Фрида Кало – биография и картины художника в жанре Примитивизм, Сюрреализм – Art Challenge
Любая уважающая себя женщина, всегда следит за состоянием своих рук. Однако, не все знают, что уход за руками, то есть маникюр и покрытие ногтей имеет множество разновидностей. Вот о том, какие бывают виды маникюра и будет тема статьи.
Можно ли делать маникюр самостоятельно
Такой факт известен исключительно тем, кто интересуется этим вопросом и пытается углубиться в тему дизайна, моды и современных новинок.
Многие задаются вопросом о том, можно ли приводить свои ручки в порядок самостоятельно, не посещая мастера ногтевого сервиса?
Конечно же, что это возможно, только нужно уметь определенные навыки в этой сфере.
Какие виды маникюра бывают
Как правило, неосведомленные люди, в особенности мужчины, считают, что накрашенные ногти – это уже маникюр, однако это вовсе не так.
Процедуры наращивания, покрытия гель лаком для них идентичны, а вот отсутствие цветного лака приводит к выводу о том, что маникюр вовсе отсутствует.
Женщины на этот счет более грамотны и могут привести массу аргументов, почему та или иная процедура лучше, какой продукт для ногтей полезнее.
Они даже имеют возможность подробно описать формы ногтей, которые будут модными в следующем году.
Маникюр имеет свои разновидности, а отличается он по:
- технике выполнения;
- видам покрытия;
- дизайну.
Процедуры по уходу или какой маникюр выбрать
Существует медицинская процедура ухода за ноготками, а есть косметическая, подробнее о каждой из них.
Медицинский маникюр
Медицинский – такой вид маникюра мало кому известен, так как делается исключительно в медицинских учреждениях и только специально обученными специалистами.
Посетив любой салон красоты, вам не смогут предоставить там подобную услугу, так как обычные специалисты не знают о специальных умениях, подобающих условий, а также специальных инструментах.
Такая процедура проводится с целью здоровья рук, а не для эстетической красоты. Показанием к медицинской процедуре могут стать некоторые заболевания или поражения рук. Например, грибок или любые другие поражения ногтей.
Некоторые умудряются делать процедуру у себя на дому, самостоятельно, но врачи строго не рекомендуют этого делать, ведь такой факт может привести к плачевным последствиям. Так как, не имея специального образования можно нанести человеческим рукам большой вред.
Косметическая – что это?
Косметический маникюр – такой вид выполняется всегда и всюду, многие учатся на курсах, посещают семинары и повышения квалификации для того, чтобы оттачивать свое мастерство в этом виде деятельности.
Процедура может производится на дому, в парикмахерской или салоне. Единственным различием есть только мастерство специалиста и наличие набора инструментов. А также, техники выполнения.
Цель косметического маникюра заключается в том, чтобы привести в порядок ногти и кожу рук. Существует как мужской, так и женский маникюр, единственное отличие, это то, что в мужской процедуре не наносится покрытие никакими средствами – шеллак, лак и т.д.
Техники выполнения процедур ухода для рук
Перед тем, как нанести покрытие на ногтевую пластину, мастер оценивает толщину кутикулы, количество птеригея, а после подготавливает ноготь. Пластина выравнивается, задается форма, кутикула удаляется вместе с птеригием.
Такой маникюр будет длиться сравнительно недолго по времени выполнения, так как здесь основную роль играет внешний вид рук, после процедуры.
Если же дама против нанесения покрытия на ногти, мастер должен довести их до идеального состояния, чтобы они имели красивый внешний вид и без покрытия.
Общие правила, которые следует соблюдать:
- для выполнения маникюра руки мастера должны быть максимально чистыми, в идеале работать необходимо только в перчатках;
- не нужно выпиливать влажные ногти, это может повредить их структуру;
- полировка ногтей должна выполняться не чаще, чем единожды в неделю.
Разновидности
Среди них выделяют основные, о которых ниже и поговорим.
Обрезной
Эта процедура была знакома еще женщинам при Советском Союзе. Это обычный классический маникюр , который делают специальными кусачками или ножницами, именно так мастера избавляют клиенток от заусениц и лишней кутикулы.
Существует много людей, которые считают такую процедуру вредной, однако ее вредность еще не доказана.
Сегодня выделяют только лишь некоторые недостатки:
- если кожа тонкая, то она может легко травмироваться;
- халатность мастера может привести к занесению инфекционных заболеваний;
- инструменты могут оставить небольшой след возле ногтевой пластины в виде впадинок;
- проводить процедуру нужно часто, примерно раз в полторы недели.
Горячий маникюр
При выполнении подобного процесса используются небольшие ванночки для рук. При этом мастер может добавить: соль, гель, масла, для смягчения и расслабления клиента. Они оказывают максимально положительное влияние на эпидермис рук и ногтей.
После ванночек, следует все же удалить кутикулу и лишний птеригий. После того, как кожа распарена, для удаления «лишней кожицы» вокруг ногтей не понадобятся кусачки, ее можно устранить пушером.
- обрезать ноготь необходимо до того, как помещаете руку в ванночку;
- наносить покрытие можно будет по истечении некоторого времени, чтобы влага полностью ушла из ногтевой пластины.
Аппаратный
Такой метод схож с классическим тем, что на кожу идет механическое воздействие. Однако в этом случае, мастер не использует острых предметов, тут он работает специальным аппаратом, используя дополнительные насадки имеющие названия «фрезы».
Они работают по принципу обычной пилочки , однако это происходит в разы быстрее, безопаснее, а также имеется возможность очистить те участки, в которые ножницами или щипцами проникнуть невозможно.
Европейский
Такая процедура есть еще более безопасной, так как, в ней используются специально предназначенные препараты, имеющие свойства «мягко разъедать» лишнее.
И после этого, остается убрать лишь его при помощи пушера или апельсиновой палочки. Единственный недостаток заключается в том, что грубую кутикулу такой способ не возьмет.
Японский
Это вид маникюра, который подразумевает собой «полировку» ногтя. При такой процедуре, покрытие ногтя декоративными лаками не нужно. Этот метод направлен на лечение ногтевой пластины , а рекомендован он тем, у кого:
- ломкая ногтевая пластина;
- слоение ногтей.
Многие ввели японскую процедуру, как профилактический уход за руками в общем. В него включены несколько этапов.
Сначала необходимо провести диагностику состояния ногтей, далее последует обработка специальным средством, и заключительным этапом есть полировка. После применения метода, обязательным образом необходимо сделать полный массаж рук.
СПА-маникюр
Метод довольно популярный и распространенный в любой стране. Эффект исключительный, ведь техника полезна и красива. Также, как и в японском, СПА имеет поэтапность:
- пилинг рук;
- нанесение увлажняющей маски;
- парафинотерапия;
- придание формы ногтям;
- устранение лишнего птеригия и кутикулы;
- полировка ногтевой пластины;
- общий массаж рук.
Разновидность покрытий ногтевой пластины
В давние времена, покрытие ограничивалось нанесением простого лака, и то с небольшим выбором палитры. Сегодня, все изменилось, потому что существуют различные методики нанесения, виды покрытий и прочего.
Женщины могут воспользоваться долгосрочными покрытиями, однако недостаток тут только один: нужно посещать мастера ногтевого сервиса или приобрести все эти дорогостоящие приспособления для самостоятельного нанесения.
Также, нельзя наносить гель-лак просто так, без определенных знаний и навыков, так как имеется риск повреждения ногтевой пластины.
Обычный лак
Самый непрочный и недолгий вид маникюра. Каждая женщина может нанести его дома, сама.
Разнообразие просто зашкаливает, мало того, что существует огромное множество цветов и оттенков, но и теперь, производитель предлагает нам выбрать структуру и наличие любого элемента уже в самом пузырьке.
Например, магнитные, с блестками, песком, крупными элементами. Дизайн выступает достойным преимуществом. Однако, существуют и недостатки:
- недолгая стойкость;
- жидкая текстура, имеющая свойство растекаться на ногте;
- долгое время ожидания сушки.
Гель-лаки
Каждая женщина, предпочтет долгое ношение покрытия, так как некоторым недостает времени заниматься ногтями дома или часто посещать нейл мастера – это вариант самый лучший.
Вот в этом случае, ей лучше отдать предпочтение гель-лакам. Такой вариант есть отличной альтернативой обычному лаку. Имеет множество преимуществ :
- слой гель-лака укрепит ноготь;
- ноготки будут блестеть и переливаться долгое время после покрытия;
- за счет своей плотной структуры он не будет откалываться от края ногтей;
- нанесение не несет в себе никакого вреда, так как мастер не травмирует ноготь тщательным спиливанием.
Шеллак
Понятие «шеллак» и «гель лак» идентичны между собой, единственное, что гель-лак – это общее название продукции любой фирмы, а вот шеллак – это название определенной компании, которая вывела такое покрытие на мировой уровень.
Остальные компании и производители не имеют права использовать такое название, относя его к своей продукции. Достоинства шеллака:
- стойко носится;
- не боится влаги;
- имеет свойство держаться на ногтях до двух недель, кто-то носит даже больше;
- не затирается.
Также, как и гель-лак, сушиться исключительно при помощи лед или уф-лампы.
Акрил
Все вышеперечисленные способы покрытия несли в себе исключительно поверхностное покрытия, предназначенные для эстетически красивого вида. А вот что касается акрила, то здесь всегда идет моделирование ногтя.
Его мастера используют для укрепления, наращивания, или доращивания ногтя для придания желаемой формы. При работе с акрилатом имеется возможность достичь:
- более узких или широких ногтей;
- крепости и прочности ногтевой пластины;
- коррекции нужной формы.
Для того чтобы придать ногтю плотности, а в последствии уже и красивый эстетический вид, то акрил возможно использовать под гель лак.
Прибегая к помощи акрила или геля, поверхность ногтя становится ровной, форма красивой и правильной. А также, бонусом есть то, что такие ногти носятся еще дольше, чем обычный гель лак.
Дизайн
Для любительниц красивых ногтей, дизайн имеет немаловажное значение, поэтому разновидностей его огромное количество. Однотонное покрытие – это скучно и частенько надоедает. Ведь что хорошего может быть в однообразии?
Поэтому стилисты разработали всяческие стили маникюра. Самыми распространенными на сегодняшний день, являются:
- стемпинг;
- нанесения дизайна с помощью аэрографа;
- инкрустация камнями, стразами;
- дизайн фольгой, кружевами, слайдерами;
- рисунки кистью;
Выбор огромен, а главное, есть из чего присмотреть для себя какой-то вариант. Когда подбираете его, то главное найти что-то «свое», или же пробовать каждый раз что-то новенькое.
Французский маникюр
Эти ногти, своего рода классика, неизменная и непоколебимая. Он отлично будет сочетаться с любым нарядом и останется самым известным по всему миру, и это навеки. Даже когда на его смену приходит что-то новое, френч не становится менее популярным.
Выглядит он следующим образом: весь ноготь покрывается натуральной базой, нежным розовым, бежевым цветом, имитируя натуральный ноготь, а кончик ногтевой пластины вырисовывается белым цветом в форме «улыбки».
Если набить руку и иметь несколько навыков, то его без труда можно сделать и в домашних условиях, самостоятельно. Сейчас, френч делают любым цветом, ярким или спокойным, уже неважно, но название остается то же.
Лунки
Многие называют такой дизайн оборотным французским маникюром, так как тут выделяется цветом не внешний край ногтя, а именно внутренний, который прилегает к основанию ногтя.
Вырисовывается тот же полукруг, иногда он заполняется определенным цветом, а в некоторых случаях — нет. Выполнить лунки самостоятельно значительно труднее, чем френч, многие не справляются с этой задачей, так как пачкают кутикулу.
Градиент
Дизайн выполняется исключительно при помощи специального приспособления, имеющего название – аэрограф. Им работают нейл мастера в салонах красоты.
В домашних условиях, такой дизайн возможно сделать при помощи обычной губки, на нее наносится несколько цветов, вперемешку, и промачивают этой смесью на губке ноготь или половину. В результате, получается множество цветов, которые плавно переплетаются друг с другом.
Такой метод менее сложный, нежели нанесение рисунка кисточкой. Если делать градиент на короткий ноготь, то лучше расположить все линии диагонально, для того чтобы визуально ноготь казался длиннее.
Дизайн при помощи кружева
Такие ногти делают невестам на самый важный день в их жизни. С этим дизайном ногтевая пластина обретает красивый внешний вид, который красиво подходит к роскошному наряду.
Нежный дизайн возможно сделать наложив тонкое кружево, однако такой материал не стоит приобретать в магазинах фурнитуры, так как, ткань очень плотная.
Производители позаботились об этом и разработали специальное кружево для мастеров ногтевого сервиса. Кружево накладывают на ноготь, и наносят топовое покрытие, для того чтобы убрать неровности.
Вам также может быть интересно
Сегодня маникюр перестал быть простой обработкой кутикулы и покрытием ногтей. В современных салонах процедур по уходу за ногтями великое множество. Современный маникюр состоит из 4-х основных процедур: гигиенической процедуры, ухода за кожей рук, моделирования формы ногтей, дизайна.
Основные разновидности маникюра
Современный маникюр подразделяется на две основные категории:
- Медицинский маникюр
- Косметический маникюр
Медицинский маникюр выполняется специалистом медицинского профиля в стерильных условиях медицинского кабинета для процедур. Обработка ногтей производится в медицинских и профилактических целях. Покрытие ногтей при таком маникюре производится не декоративными, а лечебными средствами.
Косметический маникюр можно сделать в салоне. Обработка рук и ногтей производится современными косметическими средствами, в зависимости от ваших пожеланий.
Виды косметического маникюра
Современное разнообразие средств и инструментов по уходу за ногтями диктует разнообразие видов маникюра. Сегодня популярны следующие виды маникюра:
- Классический обрезной маникюр
- Европейский маникюр (необрезной)
- Аппаратный маникюр
- Японский маникюр
Нередко в салонах применяют: «Французский маникюр», «Испанский маникюр», «Американский маникюр», «Арт-френч» и др.
В чем особенности того или иного маникюра
Красивые и ухоженные руки - главное украшение любой женщины. Выбрать косметическую процедуру в соответствии с особенностями каждой клиентки, посещающей салон красоты или самостоятельно ухаживающей за ногтями, поможет подробное описание выполнения маникюра. Мастер салона должен внимательно изучить ногти клиентки, степень ухода, и предложить свой, оптимальный в конкретном случае вариант маникюра.
Классический маникюр
Нужно сразу сказать, что обрезной классический маникюр может быть небезопасным. В Европе его прозвали «хирургическим». Кутикула при такой процедуре обрезается щипчиками или ножничками. Неаккуратная обработка инструмента для обрезного маникюра или ранение кожи может грозить тяжелыми последствиями.
При выполнении данного маникюра применяют ванночки с размягчающим раствором. Следует учесть, что влажный ноготь нельзя подпиливать, поэтому форма ногтевой пластине придается в первую очередь.
Европейский маникюр
Многие сегодня отдают предпочтение европейскому маникюру. Это хороший маникюр, позволяющий бережно относиться к своим рукам. Суть гигиенической процедуры заключается в том, что ороговевшую ткань вокруг ногтевой пластины аккуратно удаляют стеклянной палочкой. Кутикула отодвигается деревянной лопаткой. На ноготь наносится фруктовое масло. Такой вид маникюра совершенно безопасен, его просто выполнить дома. Чем чаще производить процедуру, тем быстрее ваши ноготочки запомнят «правильную» форму и перестанут «зарастать». При работе с кутикулой пользуйтесь качественными размягчителями. При работе с апельсиновой палочкой или кюреткой с маленькой ложечкой проявите осторожность: можно повредить тонкую кожу кутикулы.
Данный вид маникюра не исключает процедуру «мацерации» (замачивания ногтей) при надобности, применяемую в классическом маникюре.
Для проведения процедуры европейского маникюра вам понадобятся: пилка для опила свободного края ногтей, гель для размягчения и удаления кутикулы «Garra Rufa Gel», масло для кутикулы.
Аппаратный маникюр
Самый распространенный вид маникюра, популярный на сегодняшний день в салонах красоты - аппаратный. Этот маникюр делается с применением специального устройства для маникюра, оснащенного различными насадками. В зависимости от необходимости, мастер маникюра применяет насадки с разной степенью абразивности: от удаления ороговевших тканей до щадящей полировки кожи. Такой маникюр позволяет ногтям надолго сохранить красивый и ухоженный вид.
Японский маникюр
Японский маникюр, это комплексный уход за ногтевой пластиной, направленный на стабилизацию роста, укрепление и выравнивание ногтей. Процедура включает в себя несколько шагов:
- Опил свободного края
- Очищение ногтевой пластины с помощью средства для размягчения и удаления кутикулы
- Нанесение пасты Ni и пудры Hon
Паста и пудра втираются в ногтевую пластину, за счет этого происходит укрепление и выравнивание ногтей. При этом появляется яркий блеск. Ногти приобретают здоровый ухоженный вид. - Для завершения процедуры необходимо воспользоваться закрепительными сыворотками. Сыворотка наносится как базовое покрытие для предотвращения вымывания пасты и пудры с ногтевых слоев.
Какому бы маникюру вы не отдавали предпочтение, завершающим его моментом является нанесение на ногти декоративного покрытия. Самый приятный момент в маникюре - выбор лака. Проявите фантазию, доставьте себе удовольствие, выбрав новинки арт-дизайна: Celebrate Red with Pat, Sceptre, Crisp от MASURA, и вы будете неотразимы!
Давайте разберемся и рассмотрим основные и наиболее распространенные виды маникюра, чтобы, придя в салон, вы не растерялись от обилия предлагаемых услуг. Уже давно прошло время, когда ухоженные ногти у женщин и мужчин были редкостью и приковывали к себе удивленные взгляды. В современном обществе недоумение и неприязнь вызовет скорее обладательница небрежно отстриженных ногтей, не уделяющая своим рукам должного внимания.
Ведь ни для кого не секрет, что красивые, ухоженные руки с аккуратным маникюром — это не просто еще один из способов выглядеть привлекательнее, но и обязательная гигиеническая процедура.
Маникюр De-lux
В запасе у профессионалов имеется целый арсенал средств, которые помогут восстановиться деформированным и поврежденным ногтям. De luxe — это комплексная интенсивная терапия для ногтевой пластины, и является усложненной версией классического маникюра.
Перед тем, как придать ногтю форму и удалить кутикулы, мастер проводит сеанс массажа с втиранием в ноготь эфирных масел и парафина, сеанс обертывания, наносит лечебные маски и сыворотки, препятствующие старению кожи рук.
Отдельного внимания заслуживает такая процедура, как «запечатывание» ногтя. Это углубленное воздействие на ногтевую пластину, настоящее спасение для запущенных и слабых ногтей: объединенные свойства витаминов и порошков минералов (перламутра, кварца, малахита), входящих в состав лечебных средств укрепляют ногти и дарят им вторую жизнь.
Достаточно повторять процедуру запечатывания раз в месяц, и вы забудете о проблемах с ногтями.
А-ля натурель
Французский маникюр, или, как его еще называют — — мало когда уступал место в борьбе за популярность. Ногтю придают форму. На основу наносят лак натуральных оттенков — нежно-розовый, светло-бежевый, в каких-то салонах обходятся прозрачным лечебным средством.
Кончики ногтя красятся в белый цвет — в этом и состоит изюминка классического френча. Но вы можете включить фантазию, и украсить свои ногти, например, креативным, «голливудским» или fun-френчем — видов маникюра, основанного на классическом французском, очень много.
В любом салоне красоты вам окажут услуги по уходу за ногтями, но это вовсе не значит, что нужно полностью исключить домашний уход. Обязательно делайте укрепляющие ванночки и используйте питательный крем или масло.
Необрезные виды маникюра: европейский и аппаратный
Виды маникюра, при которых кутикулу не обрезают, а смягчают и отодвигают, набирают всю большую популярность, так как они более безопасны.
Выполняется на сухих ногтях и занимает совсем немного времени. Специальное устройство обладает несколькими насадками, которые вращаются на высокой скорости (10-12 тысяч оборотов), и выполняет все необходимые процедуры.
Мастер при этом лишь контролирует процесс подпиливания, шлифования и полировки ногтя. Казалось бы, что такой способ, особенно при относительно небольшой цене машинки, идеально подходит для домашнего применения, однако алмазные и сапфировые наконечники при такой скорости вращения могут нанести серьезные травмы.
Поэтому прежде, чем приступать к использованию этого способа дома, рекомендуем пройти соответствующие курсы.
Ни в коем случае не совмещайте два вида маникюра: обрезной и аппаратный! Использование таких агрессивных методов на мокрой поверхности может привести к неприятным последствиям.
Если вы добросовестно следите за состоянием ваших ногтей и регулярно посещаете салоны красоты, европейский маникюр обеспечит вам поддерживающий эффект: кутикула не обрезается, а лишь размягчается гелями с фруктовыми кислотами, а затем отодвигается деревянной палочкой.
Разные виды маникюра
Мягкой щеточкой убирается грязь под ногтем, а использование скраба при этом виде маникюра обеспечит легкий пилингующий эффект. В конце сеанса ногти покрываются основой или лечебным лаком. Однако, если вы не всегда находите время, чтобы ухаживать за своими ноготками, обратите внимание на следующий вид.
Релакс по полной программе: спа-маникюр
Здесь объединены европейский и обрезной виды маникюра, по желанию клиента мастер может оставить либо обрезать кутикулу и наросшую кожицу. Обработанные руки подвергаются химическому пилингу для того, чтобы удалить омертвевшие клетки кожи.
Эффекта омоложения добиваются за счет нанесения на кожу составов с молочными и AHA-кислотами и сеанса акупунктурного массажа, во время которого мастер воздействует на активные точки, тем самым улучшая ваше общее состояние.
Японский маникюр
Вечно молодая японка Масако Мидзутани тратит на уход за лицом по пять часов в день, и в 43 года выглядит на 20. Уверены, что и за руками она ухаживает так же скрупулезно и обстоятельно, тем более предусматривает применение более двадцати составов и препаратов, но и это не все!
Мастер маникюра проводит диагностику для каждого ногтя по отдельности, нанося реагенты и просвечивая специальными лампами. После этого пишет персональный перечень лечебных средств по уходу за ногтями, и даже советует сесть на диету и пересмотреть свой образ жизни, если находит состояние ногтей неудовлетворительным.
После руки и ногти массируют с применением кератинового лосьона, обезжиривают, и заполняют микро трещинки на поверхности ногтя специальной минеральной основой, которая выравнивает пластинку.
В конце процедуры ноготь покрывают жемчужным порошком и наносят цветной лак.
Расцвет классики
Классический маникюр также называют мокрым, и он входил в список стандартных услуг советских парикмахерских.
- Перед тем, как приступить к удалению кутикулы и заусенцев, мастер очищает ногтевые пластины от остатков лака, если таковые имеются.
- Далее ногтям придается нужная форма, исходя из ваших пожеланий и рекомендаций специалиста. Подпиливание ногтей проводится песочной или стеклянной пилочкой. Использование металлической пилочки крайне нежелательно, потому что это может привести к расслоению и разрушению ногтевой пластины, это нужно запомнить в первую очередь обладательницам тонких ноготков!
- После того, как ногтям придали желаемую форму, руки распариваются. При желании в воду можно добавить эфирные масла или солевую бомбочку — это дополнительно смягчит кожу.
- После распаривания как следует высушиваем руки, и можно приступать к их дальнейшей обработке: удаление кутикулы и заусенцев. Именно этому этапу обрезной маникюр и обязан своим названием. В ходе процесса на кутикулу (кожу, находящуюся у основания ногтя) наносят средство с размягчающим свойством, после чего безжалостно удаляют кусачками или маникюрными ножницами.
Это не только довольно болезненно, но еще и опасно: через открытые ранки, которые остаются после обрезания кутикулы, в кровь легко может попасть инфекция, особенно если мастер недобросовестно отнесся к стерилизации инструментов.
При распаривании в процессе классического обрезного маникюра можно полностью заменить воду на горячий масляный состав, с добавлением витаминов и эфирных масел.
Тогда обычный сеанс маникюра превратится в настоящую ароматерапию: пока мастер трудится над внешним видом ваших рук, вы отдыхаете душой, наслаждаясь ароматами роз, пачули и иланг-иланга.
Здесь представлены основные виды маникюра, надеемся, что среди них каждый выберет свой. Удачи!
Как считается рейтинг◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Фриды Кало
Фрида Кало де Ривера (Магдалена Кармен Фрида Кало) – мексиканская художница.Детство и юность
Фрида появилась на свет в пригороде Мехико Койоакане 6 июля 1907 года. Много позже художница самовольно поменяла год своего рождения на 1910 – год, когда произошла Мексиканская революция.
Отцом Фриды был Гильмеро Кало, фотограф из Германии. Ее мама Матильда Кальдерон была мексиканкой по происхождению с индейскими предками. Фрида была третьим ребенком супругов. Она росла болезненной девочкой. В возрасте шести лет малышка перенесла полиомиелит, из-за чего она всю жизнь хромала, а правая ее нога была заметно тоньше левой (этот свой недостаток Фрида скрывала под длинными пышными юбками). Несмотря на слабое здоровье, девочка была очень активной и целеустремленной. Она обожала заниматься спортом, особенно был ею любим бокс.
В 15 лет Фрида стала ученицей Национальной подготовительной школы «Препаратории». Профилем Кало выбрала медицину. «Препаратория» считалась одной из лучших школ Мексики. Далеко не все могли туда поступить, особенно девочки. Из 2000 учащихся лишь 25 из них были женского пола. Фрида с первых же дней пребывания в стенах школы стала авторитетом среди соучеников. Она создала закрытую группу «Качучас» и стала ее главой. В школе Фриду знали как эпатажную и яркую девушку.
Авария
17 сентября 1925 года в жизни 18-тилетней Фриды произошла трагедия. Она попала в автокатастрофу во время поездки на городском автобусе. Автобус столкнулся с трамваем. Фрида получила ужасные травмы – тройной перелом позвоночника в области поясницы, перелом ключицы и ребер, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, вывих и раздробление правой стопы, вывих плеча, прокол живота и матки…
После страшной аварии Кало целый год была прикована к постели. Проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Фрида перенесла не один десяток операций, не один месяц она пролежала в больнице. Из-за повреждения матки Фрида стала бесплодной.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Творческий путь
Лежа в постели после аварии и не имея возможности просто быть, существовать привычным образом, юная Фрида Кало начала рисовать. Она попросила отца купить ей кисти, краски и холсты. Для Фриды соорудили специальный подрамник, благодаря чему она могла творить в положении лежа. Под балдахином кровати Кало закрепили большое зеркало. Фрида могла ежесекундо видеть себя. И первой же картиной, вышедшей из-под ее кисти, был автопортрет. Во многом именно эта ситуация – одиночество, уединение с самой собой – и определило все направление творчества Фриды Кало. Однажды она сказала: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Жанр автопортрета был преобладающим в творчестве Фриды. Ее работы – это символическое описание ее жизни, ее видения мира, наполненное фетишами и аллюзиями.
В 1928 году Фрида Кало вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1930-х годах Фрида на какое-то время поселилась в США, где работал ее муж (о нем будет сказано ниже). Пребывание в Америке еще больше укрепило во Фриде любовь к родной Мексике, к ее родной культуре. С той самой поры Кало пристрастилась к национальным мексиканским костюмам, которые она носила в повседневной жизни, и коллекционированию старинных произведений мексиканского прикладного искусства.
В 1939 году Фрида Кало поехала в Париж на выставку мексиканского искусства. Одно из ее полотен было куплено «Лувром». Для Фриды это стало очень высокой оценкой ее стараний. В 1940-х годах картины Кало появлялись на крупных художественных выставках. В то же самое время у Фриды начались проблемы с душевным равновесием. Наркотические препараты, которые она принимала по назначению врача для уменьшения болей, оказали негативное влияние на ее психологическое здоровье. И эти же самые годы критики считают самыми продуктивными в плане творчества Кало.
В 1953 году, уже на закате жизни Фриды Кало, состоялась первая персональная выставка художницы в ее родном Мехико. На открытие выставки Кало принесли на больничной койке в лежачем положении – к тому моменту она уже не могла ходить…
Последние месяцы жизни и смерть
Вскоре после выставки в Мехико доктора ампутировали Фриде Кало правую ногу ниже колена. У художницы началась гангрена, приостановить развитие которой можно было только таким способом.
Здоровье Фриды ухудшалось с каждым днем. Кало готовилась к смерти. В своем дневнике она написала: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». 13 июля 1964 года ее страдания закончились. Официальная причина смерти Фриды – воспаление легких. Некоторые близкие знакомые Фриды поговаривали, будто бы женщина покончила с собой, намеренно приняв слишком большую дозу лекарств. Но вскрытия тела не проводилось, так что ни доказать, ни опровергнуть эту теорию невозможно.
Прощание с эпатажной художницей состоялось во Дворце изящных искусств в Мехико. После тело Фриды Кало было кремировано. Урну с ее прахом поставили в доме-музее ее имени в Койоакане.
Личное
Фриду Кало современники запомнили яркой женщиной, живой и раскрепощенной. Она позволяла себе сквернословить, много курила, пила, не скрывала от публики свою бисексуальность и всегда была открыта новому.
Еще в «Препаратории» Фрида Кало познакомилась с мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году, уже после трагической аварии, они поженились. Фриде на тот момент было 22 года, Диего – 43. Их брак был бурным и ярким – как и они сами. Диего изменял Фриде, Фрида изменяла Диего, оба страдали от этого, дико ревновали, но все равно продолжали страстно любить друг друга.
В 1937 году у Фриды Кало был роман с советским революционером
Текст: Мария Михантьева
До конца апреля в Санкт-Петербурге проходит ретроспектива Фриды Кало - великой мексиканской художницы, ставшей душой и сердцем женской живописи во всём мире. О жизни Фриды принято рассказывать через историю преодоления физической боли, однако, как это обычно бывает, это лишь один из аспектов сложного и многогранного пути. Фрида Кало была не просто женой признанного живописца Диего Риверы или символом душевной и физической силы - всю жизнь художница писала, отталкиваясь от собственных внутренних противоречий, сложных отношений с самостоятельностью и любовью, рассказывая о том, кого знала лучше всего, - себе.
Биография Фриды Кало более-менее известна всем, кто смотрел фильм Джули Теймор с Сальмой Хайек: беззаботные детство и юность, страшная авария, почти случайное увлечение живописью, знакомство с художником Диего Риверой, брак и вечный статус «всё сложно». Боль физическая, боль душевная, автопортреты, аборты и выкидыши, коммунизм, любовные романы, всемирная слава, медленное угасание и долгожданная смерть: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь», - спящая Фрида улетает в вечность на кровати.
Был ли сам уход удачным, мы не знаем, но первые двадцать лет после него казалось, что желание Фриды исполнено: о ней забыли везде, кроме родной Мексики, где почти сразу открылся дом-музей. В конце 1970-х на волне интереса к женскому искусству и неомексиканизму её работы начали изредка появляться на выставках. Тем не менее в 1981 году в словаре современного искусства The Oxford Companion to Twentieth-Century Art ей отвели всего одну строчку: «Kahlo, Frida. See Rivera, Diego Maria».
«В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего», - говорила Фрида. Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью.
«Фрида и Диего Ривера», 1931
Быть сильной пришлось научиться ещё в детстве: сначала помогая отцу пережить приступы эпилепсии, а затем справляясь с последствиями полиомиелита. Фрида занималась футболом и боксом; в школе входила в шайку «качучас» - хулиганов и интеллектуалов. Когда руководство учебного заведения пригласило для выполнения стенной росписи Риверу, тогда уже признанного мастера, она натёрла мылом ступени лестницы, чтобы посмотреть, как этот человек с лицом жабы и телосложением слона поскользнётся. Она считала девичьи компании банальными, предпочитала дружить с мальчиками и встречалась с самым популярным и умным из них, который к тому же учился на несколько классов старше.
Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях. Она могла буквально преследовать объект своей страсти, забрасывая письмами, обольщая и манипулируя, - всё для того, чтобы затем играть роль верной спутницы. Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Они оба изменяли, расходились и сходились вновь, но, если верить воспоминаниям друзей, Фрида чаще уступала, стараясь сохранить отношения. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, - вспоминала одна из подруг. - Он с ней - как с любимой вещью». Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, - и это не Фрида.
Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Под влиянием мужа менялись и её картины: если самые первые портреты Фрида писала, подражая художникам Возрождения из альбомов по искусству, то благодаря Диего в них проникли воспетые революцией национальные традиции Мексики: наивность ретабло , индейские мотивы и эстетика мексиканского католичества с его театрализацией страдания, сочетающей изображение кровоточащих ран с пышностью цветов, кружев и лент.
«Алехандро Гомес Ариас», 1928
Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной». Этот образ был начисто лишён какой-либо аутентичности, поскольку Фрида комбинировала одежду и аксессуары разных социальных групп и эпох, могла надеть индейскую юбку с креольской блузой и серьгами работы Пикассо. В конце концов её изобретательность превратила этот маскарад в отдельный вид искусства: начав одеваться для мужа, она продолжила создавать уникальные образы ради собственного удовольствия. В своём дневнике Фрида отмечала, что костюм - тоже автопортрет; её платья стали персонажами картин, а теперь сопровождают их на выставках. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами », на котором место юбок и лент занял мужской костюм - в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего.
Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение. Фрида металась. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я », получить в своё распоряжение «маленького Диего». С другой - Фрида понимала, что рождение ребёнка привяжет её к дому, помешает работе и отдалит от Риверы, который был категорически против детей. В первых письмах к другу семьи доктору Лео Элоиссеру беременная Фрида спрашивает, какой вариант нанесёт меньший вред её здоровью, но, не дождавшись ответа, сама принимает решение сохранить беременность и уже не отступает. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа.
К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда » - одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. Пожалуй, это был первый случай в истории искусства, когда художница с предельной, почти физиологической честностью рассказывала именно о женской боли, да так, что ноги подкашивались у мужчин. Спустя четыре года организатор её парижской выставки Пьер Колле даже не сразу решился выставить эти картины, посчитав их слишком шокирующими.
Наконец та часть жизни женщины, которая всегда была стыдливо скрыта от посторонних взоров, была явлена
в произведении искусства
Несчастья преследовали Фриду: после смерти ребёнка она пережила смерть матери, и можно только догадываться, каким ударом для неё стал очередной роман Диего, на этот раз с её же младшей сестрой. Она, тем не менее, винила себя и готова была прощать, только бы не стать «истеричкой» - её соображения на этот счёт до боли похожи на извечный тезис о том, что « ». Но в случае с Фридой покорность и умение терпеть шли рука об руку с чёрным юмором и иронией.
Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов ». «Я всего лишь ткнул её несколько раз», - говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказма работу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа - намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение.
Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды - это «салонная живопись». Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. Она всегда была критически настроена по отношению к собственному творчеству, не стремилась водить дружбу с галеристами и дилерами, а когда кто-либо покупал её картины, нередко сетовала на то, что деньги можно было потратить с большей выгодой. В этом была доля кокетства, но, откровенно говоря, трудно чувствовать себя уверенной, когда твой муж - признанный мастер, работающий сутками напролёт, а ты - самоучка, с трудом выкраивающая время для живописи между хлопотами по хозяйству и медицинскими операциями. «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», - было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938); «малютка Фрида» - так называл её автор публикации в TIME. К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет.
«Корни», 1943
Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», - говорила Фрида, и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. Женщины, позировавшие Диего, превращались на его фресках в безымянные аллегории; Фрида же всегда была главным героем. Эта позиция усиливалась за счёт удвоения портретов: она нередко писала себя одновременно в разных образах и ипостасях. Большое полотно «Две Фриды » создавалось во время бракоразводного процесса; на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье, истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». На картине «Моё рождение », созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто.
Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. Она впервые ощутила свою самостоятельность: в одиночку поехала в Нью-Йорк, знакомилась, получала заказы на портреты и заводила романы не потому, что муж был слишком занят, а потому что ей так нравилось. Выставку приняли в целом благосклонно. Конечно, нашлись критики, заявившие, что картины Фриды чересчур «гинекологичны», но это был, скорее, комплимент: наконец та часть жизни женщины, о которой столетиями рассуждали теоретики «женского предназначения», но которая всегда была стыдливо скрыта от посторонних взоров, была явлена в произведении искусства.
За нью-йоркской выставкой последовала парижская, устроенная при непосредственном участии Андре Бретона, который считал Фриду видным сюрреалистом. На выставку она согласилась, но от сюрреализма аккуратно открещивалась. На полотнах Фриды много символов, но нет намёков: всё очевидно, как иллюстрация из анатомического атласа, и при этом сдобрено отменным юмором. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали, их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени [несчастного случая] я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза, и больше ничего». «У неё нет иллюзий», - поддакивал Ривера.
корни , стебли и плоды , а в дневниковых записях рефрен «Диего - мой ребёнок».
Быть мужу родной матерью стало невозможно после череды операций на позвоночнике и ампутаций: сначала пары пальцев на правой ноге, затем - всей голени. Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Тем не менее она храбрилась: собираясь на операцию, надела одно из лучших платьев, а для протеза заказала ботинок из красной кожи с вышивкой. Несмотря на тяжёлое состояние, зависимость от наркотических обезболивающих и перепады настроения, готовилась к 25-летней годовщине первой свадьбы и даже уговорила Диего отвезти её на коммунистическую демонстрацию. Продолжая работать из последних сил, в какой-то момент задумалась о том, чтобы сделать свои картины более политизированными, что казалось немыслимым после стольких лет, потраченных на изображение личных переживаний. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. Но пневмония, подхваченная на той самой демонстрации, оборвала жизнь художницы 13 июля 1954 года.
«За двенадцать лет работы исключалось всё, что не исходило от внутренней лирической мотивации, которая заставляла меня писать, - объясняла Фрида в заявке на грант фонда Гуггенхайма в 1940 году, - Поскольку моими темами всегда были собственные ощущения, состояние моего рассудка и ответные реакции на то, что вкладывала в меня жизнь, я всё это часто воплощала в образе себя самой, что являлось наиболее искренним и настоящим, так я могла выразить всё, что происходит во мне и во внешнем мире».
«Моё рождение», 1932