Этапы эволюции коррупции в мире. История возникновения и развития коррупции
Большой привет постоянным читателям сайта «ХитёрБобёр» и тем, кто открыл наш блог впервые! С вами постоянный автор ресурса – Денис Кудерин.
Тема новой публикации – военная ипотека. Данная статья будет интересна военнослужащим, членам их семей, а также всем, кто желает повысить уровень своего личного образования.
Вы узнаете:
- Каковы условия военной ипотеки в 2016 году?
- В каких банках можно оформить ипотеку военнослужащим?
- Кто может помочь с получением жилья по военной ипотеке?
Итак, приступим.
1. Что такое военная ипотека
Военная ипотека (ВИ) – способ получения жилья военнослужащими по накопительно-ипотечной системе (НИС), действующей на всей территории РФ.
Экономические и социальные принципы ВИ определены и установлены федеральными законами. Программа была принята на государственном уровне более 10 лет назад с целью обеспечения жильём военных, проходящих службу по контракту.
Историческая справка
До 2004 года работала старая система обеспечения военнослужащих специально построенными домами после увольнения по выслуге лет. Данный механизм действовал со сбоями – имелись трудности финансового и технического плана.
В результате на смену несовершенной программе жилищного обеспечения пришла новая система, позволяющая военным обзавестись полноценным собственным жильём уже спустя 3 года после участия в НИС.
Закон о накопительной системе приняли в 2004, что дало старт ипотечному кредитованию для военных. Используя накопительную систему, служащие вооруженных сил России теперь имеют право купить жилье в рассрочку под государственное обеспечение.
Отличия от гражданской ипотеки
Инструмент федеральной поддержки для военных более выгоден, чем обычное (гражданское) кредитование.
Основное преимущество ВИ в том, что деньги по кредиту выплачиваются не из собственного кармана, а из государственного бюджета. Правда, для этого военным нужно служить верой и правдой своей стране около 20 лет.
Прочие отличия военной ипотеки от обычной:
- право на льготное кредитование доступно исключительно военнослужащим, участникам программы НИС;
- долг по ипотеке погашается не заемщиком, а Министерством обороны РФ (эта структура выступает также в роли залогодержателя);
- размер кредита лимитирован и равен 2,2 млн. руб. (если объект стоит дороже этой суммы, то дополнительные расходы оплачивает сам заемщик);
- срок приобретения жилья увеличивается, поскольку средства из Минобороны перечисляются не сразу;
- кредитный договор нужно подписывать раньше, чем договор продажи.
Право на получения жилья по льготным условиям не пропадает даже в том случае, если у военного уже есть квартира или дом. Приобрести объект недвижимости участник накопительной системы может в любом регионе РФ.
Минобороны исключает любые риски в процессе кредитования – организация полностью контролирует процедуру приобретения жилья и вносит первоначальный взнос.
От военных требуется самостоятельно найти застройщика или продавца и выбрать банк с максимально выгодными условиями ипотечного кредитования.
Почему условия ипотеки так важны, если расчет всё равно осуществляет Министерство Обороны? Дело в том, что при досрочном увольнении выплачивать сумму займа и проценты по нему придется самому военному: по этой причине заемщику желательно выбрать самый оптимальный кредитный вариант.
Суть и условия
Краткая схема военной ипотеки озвучена на официальном сайте Росвоенипотеки: «Служил – Копил – Купил квартиру».
Теперь подробнее о том, как именно происходит накопление средств. Участник НИС исправно служит своему государству, а на его ипотечный счет в это время ежемесячно переводятся определенные денежные суммы.
Спустя 3 года после вступления в НИС военный имеет право на покупку жилья по ипотечному кредиту. Из имеющихся средств погашается первый взнос и выплачиваются остальные деньги в установленные банковским учреждением сроки.
На данный момент максимальная сумма кредита по ВИ составляет 2 200 000 руб. Примерно столько или чуть больше будет накоплено на ипотечном счету за 15-20 лет службы. По подсчетам экспертов, этой суммы как раз должно хватить на приобретение жилья площадью 54 м2, достаточной для проживания семьи из 3 человек.
Если у военного 2-3 ребенка, он может приобрести жильё большего размера. Однако если его стоимость будет превышать сумму государственных субсидий, разницу придётся выплачивать из собственного кармана.
Разрешается приобретать недвижимость на вторичном рынке, но при этом жильё не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии.
Подробнее о том, что такое ипотека и каковые её преимущества, читайте в отдельной статье нашего блога.
2. Кто может претендовать на военную ипотеку
В накопительной программе имеют право участвовать все служащие в вооруженных силах России, в рядах МЧС, МВД, ФСБ, сотрудники разведслужб.
Офицеры, прапорщики, мичманы попадают в систему автоматом, а рядовые могут стать участниками только после заключения профессионального контракта.
Официальный список автоматических участников НИС выглядит следующим образом:
- Офицеры, которым 1-е офицерское звание присвоено после 01.01.2005;
- Мичманы и прапорщики с выслугой более 3 лет с 01.01.2005.
Офицеры, мичманы, прапорщики, заключившие контракты и получившие звания до 2005 года имеют право на добровольное членство в ипотечной программе. Рядовые, сержанты, матросы и старшины, заключившие контракты после 1.01.05 года тоже имеют право стать добровольными участниками НИС.
Через 3 года после постановки на учет в программе ВИ военнослужащий приобретает право получить жилищный кредит в размере накопленных на счету средств. Эти накопления вносятся в качестве первичной выплаты по ипотеке.
Сам кредит погашается государством, пока военный продолжает службу. В идеале к выходу на пенсию в 45 лет служащий полностью рассчитывается с долгом и имеет в собственности полноценное жильё.
Если военный увольняется раньше выплаты полной суммы ипотеки, то заём ему придётся погашать самостоятельно вместе с процентами.
Пример
Военнослужащий майор Ковалёв купил квартиру по ВИ за 2 млн. руб. После 5 лет службы государство выплатило 1,2 млн. долга. Майор решил досрочно уволиться из рядов вооруженных сил и заняться преподаванием.
После выхода в отставку за ним остаётся долг в размере 800 000 руб., который ему надлежит выплатить самостоятельно, в противном случае Минобороны имеет право забрать недвижимость в свою пользу.
Орган, который отвечает за военную ипотеку, называется «Федеральное Управление НИС».
Именно эта структура осуществляет:
- учёт накоплений;
- управление средствами (инвестирование и умножение);
- выдачу ресурсов по ипотеке;
- помощь в покупке жилья (консультации, выбор объекта недвижимости).
Размер военной ипотеки не зависит от занимаемой должности и официальной зарплаты военного. Отчисления из федерального бюджета на ипотечный счет одинаковы для всех; их размеры ежегодно пересматриваются с учётом инфляции.
Подробности о том, как купить квартиру по военной ипотеке - в отдельной публикации.
3. Как приобрести жилье военнослужащим по ипотечному кредиту – пошаговая инструкция
Каждый военный, участвующий в НИС больше 3 лет, решает сам, когда ему воспользоваться правом на приобретение недвижимости. Это зависит от жилищных условий, возраста и прочих объективных факторов.
Краткая схема покупки жилья по ВИ выглядит так:
- участник программы решает купить квартиру на накопленные средства и находит застройщика или продавца жилья;
- заручившись согласием на покупку квартиры, военный договаривается с банком о взятии ипотечного кредита;
- при участии Минобороны подписывается договор с финансовой организацией;
- на выданный кредит приобретается квартира.
Насколько такая схема эффективна и удобна, решать самому военному. Из минусов ВИ – необходимость «отрабатывать» долг годами безупречной службы, даже если у человека возникает желание или потребность досрочно уволиться в запас.
И ещё один важный нюанс: забота об оформлении сделки, поиск банка и работа с документацией ведётся непосредственно военным без помощи со стороны, что тоже отнимает силы и время.
А теперь разберём порядок действий пошагово.
Шаг 1. Участие в ипотечной программе
Воспользоваться накоплениями на именном счету могут только те, у кого он имеется. Стать участником НИС можно автоматически, если вы офицер, либо подать соответствующий рапорт начальству.
Участник проекта получает сертификат и право по истечении 3 лет приобрести жильё, заплатив за него из бюджетных средств. Все мероприятия по оформлению кредита и распоряжению накопительным счетом контролируются Федеральным Управлением НИС.
Шаг 2. Поиск застройщика или продавца
Застройщика или владельца жилья, готового продать недвижимость за средства военной ипотеки, участник программы ищет самостоятельно.
В рамках данной программы всё более популярным становится приобретение квартир на стадии стройки. Впрочем, никто не мешает военному купить квартиру на вторичном рынке, если будет найден подходящий объект и банки дадут своё согласие на такое приобретение.
Существует ряд требований, предъявляемых к квартирам и домам:
- расположение на территории РФ;
- наличие отдельной кухни и санузла;
- наличие водоснабжения;
- исправное состояние дверей и окон.
Само здание должно стоять на прочном фундаменте и иметь статус полноценного жилого объекта.
Шаг 3. Поиск банка для получения кредита
Выбрав жильё, военный не может сразу подписать договор купли-продажи. Для начала ему нужно получить право на выдачу целевого жилищного займа (ЦЖЗ) и обратиться с полным пакетом документов в кредитную организацию, то есть в банк.
Примерный список документов:
- Заявление-анкета на выдачу кредита.
- Паспорт.
- Военный билет.
- Документ, удостоверяющий право на ЦЖЗ.
- Бумаги по объекту недвижимости.
С военными ипотечными кредитами работает около 70 финансовых компаний РФ. Выбрать банк, идеально подходящий для целей военной ипотеки, – задача не из лёгких. Учреждения предъявляют определенные требования к самим заёмщикам и предлагают разные проценты по кредитам.
Банк принимает решение после изучения документов и экспертного заключения по объекту недвижимости. Если сотрудников всё удовлетворяет, документы клиента направляются в Минобороны для проверки со стороны государственных органов.
Шаг 4. Оформление целевого займа
В Министерстве документы проверяются ещё раз. Если решение положительное, бумаги подписываются и заверяются печатью.
Главный этап всего процесса – подписание документа на выдачу ЦЖЗ.
В процедуре участвуют 3 стороны:
- Военнослужащий (он же заемщик).
- Организация, представляющее МО России.
- Банк, выдающий кредит.
Когда все подписи поставлены, средства перечисляются с государственных счетов на счет банка в виде первичного взноса по кредиту. После этого банк рассчитывается с застройщиком или продавцом жилья и получает в течение 10-20 лет ежемесячные выплаты из госбюджета.
Шаг 5. Регистрация права собственности
Дело сделано, военному остаётся только зарегистрировать собственность на своё имя и справить новоселье. Стоит, конечно, держать в уме, что рассчитываться за квартиру придётся ещё несколько лет, исправно выполняя свои служебные обязанности.
Минобороны будет платить кредит, только пока заемщик служит в армии или в других военных госструктурах. Если он уволится до выплаты суммы долга, рассчитываться придётся своими личными сбережениями.
4. Какие банки работают с военной ипотекой – ТОП-5 банков с выгодными процентами и условиями
Почти все крупные банки России осуществляют финансовые операции с накопительными средствами. Размеры кредита и проценты рассчитываются каждой финансовой компанией по уникальной формуле, известной только ей.
Я советую выбирать для партнерства известные и надёжные банки:
- Сбербанк;
- ВТБ 24;
- Газпромбанк;
- Связь-Банк;
- Рост-банк.
Эти учреждения предлагают военнослужащим специальные ипотечные продукты и гарантируют полную прозрачность сделок.
Самый надёжный вариант – Сбербанк. Филиалы этой компании есть во всех городах России, а подробная информация по условиям кредита имеется на соответствующей странице официального сайта банка.
В таблице ниже указаны проценты годовых и особенности оформления кредитов в каждом из перечисленных банков:
№ | Банки | Процентная ставка | Особенности |
1 | Сбербанк | 10,5% | Банк не требует страхования сделки, но строго относится к объектам недвижимости |
2 | ВТБ 24 | 8,7% | Можно покупать жильё любого типа, в том числе – частные дома |
3 | Газпромбанк | 10,5% | Высокие требования к жилью и кредитной истории военных |
4 | Связь Банк | 9,5% | В качестве начального взноса банк берет любую сумму, накопленную на счету |
5 | Рост Банк | 9,5% | Допускается приобретение частного дома |
5. Кто может помочь в оформлении ипотеки – профессиональная помощь военным
Выше я уже упоминал об одном из существенных минусов ВИ – необходимости заемщиков самостоятельно искать банки, объекты недвижимости и собирать необходимые документы.
К счастью для военнослужащих, есть компании, готовые прийти им на помощь.
Пример
Одна из таких фирм – «Мортон». Данное учреждение поможет военным найти квартиру в нужном районе Москвы и области и посодействует в оформлении кредита.
Плюсы такого сотрудничества:
- большой выбор квартир в новостройках на стадии строительства;
- возможна выдача дополнительного кредита (до 3 млн.) на срок до 15 лет;
- помощь в повторном получении военной ипотеки;
- помощь в оформлении кредита в любом из крупных банков РФ.
Узнать тарифы и подробно ознакомиться с условиями партнерства можно на сайте компании www.kvartira-voennym.ru.
6. Альтернатива военной ипотеке – получение средств по окончанию службы
Деньги на именном счете военный имеет право использовать с единственной целью – покупка жилья. Наличные деньги на руки военным никто не выплатит.
Однако есть 2 способа потратить накопления:
- Получить жилищный займ спустя 3 года с момента членства в программе.
- Получить полную сумму накоплений по окончанию службы и купить на эти деньги квартиру без многолетнего кредита.
Иными словами, тем военным, у кого нет особых проблем с жильём, торопиться не стоит. Они имеют право использовать всю сумму средств при выходе на пенсию и приобрести квартиру или дом, не связываясь с банковскими ипотечными программами.
Перечислю все обстоятельства, при которых военнослужащий может получить в распоряжение средства, накопленные на именном счету:
- выслуга в размере 20 лет и больше;
- увольнение военнослужащего, прослужившего больше 10 лет и не имеющего жилья (в данном случае размер накоплений будет, естественно, меньше);
- достижение 45 лет;
- выход в отставку по состоянию здоровья или в связи с организационными мероприятиями в структурах Минобороны.
Если перечисленные обстоятельства имеют место, военный может открыть счет в любом банке, работающем с военными государственными накоплениями, и подать рапорт в Росвоенипотеку на получение документа участника.
На открытый счет в течение 90 дней из федерального бюджета поступают накопленные за годы службы средства. На эти деньги военный имеет право купить квартиру или иной жилой объект путём единовременной покупки.
Если средств не хватает, можно использовать накопления в качестве уплаты по кредитному договору, а остальное выплачивать личными сбережениями из пенсии или иных источников доходов.
7. Заключение
Итак, у военных есть возможность приобрести полноценное и комфортное жильё за государственные средства. Однако делать это я советую лишь тем людям, которые бесповоротно решили связать жизнь с армией или другими военными структурами.
Молодым солдатам, служащим по контракту, я советую хорошо подумать, прежде чем подавать рапорт на участие в НИС. Вполне возможно, что им не захочется продлять контракт после его окончания, а долговые обязательства уже будут расписаны на 10 лет вперёд.
Команда портала «ХитёрБобёр» желает своим читателям удачи в покупке квартиры по ипотеке для военных или любым другим способом. Мы также просим вас оценить данную публикацию и оставить свои замечания и комментарии к теме статьи.
Жилье для военнослужащих — проблема актуальная. Потому государством разработана отдельная программа, которая призвана ее решить. Программа позволяет этой категории российских граждан получить жилье на льготных условиях или же бесплатно. В этой статье мы подробно разберем варианты приобретения жилой площади военнослужащими, нормы жилищных метров и прочие детали данной процедуры.
Варианты приобретения жилья военнослужащими
В соответствии с действующим законодательством существует несколько вариантов приобретения семьями военных жилых площадей. О выделении служебного жилья для военнослужащих мы говорить не будем, так как здесь все относительно понятно — в течение 3 месяцев с момента переезда семьи в населенный пункт, в котором военный не имеет собственной жилплощади, ему должно быть предоставлено помещение для проживания совместно с семьей. Никаких прав на полученную квартиру семья не имеет, за исключением основного — права проживания. После окончания контракта или при переводе на другое место службы военнослужащий освобождает занимаемое жилое помещение.
Первый и самый распространенный вариант приобрести квартиру в собственность — это участие в накопительно-ипотечной системе, созданной в 2004 году. Суть программы заключается в том, что с момента поступления на службу по контракту военнослужащий начинает участвовать в такой системе. При этом средства накопления выделяются из федерального бюджета. По истечении 3 лет службы контрактник имеет право воспользоваться накопленным капиталом для приобретения жилого помещения. В этом случае военнослужащий обращается в любой банк, осуществляющий ипотечное кредитование, и договаривается о предоставлении целевого жилищного займа.
Следует сказать, что размер приобретаемой квартиры зависит от состава семьи. Но о нормах жилой площади речь пойдет ниже. А пока нужно отметить, что в случае, когда военнослужащий хочет приобрести более просторную квартиру, он имеет на это право, но исключительно с привлечением собственных финансов.
К особенностям программы нужно также отнести то, что получить ипотеку можно и до начала использования средств, скопленных по программе НИС (до истечения 3 лет с момента поступления на службу по контракту). Но в данном случае ипотека будет выдаваться на общих условиях, а после получения свидетельства о праве на жилищный заем вы сможете использовать скопленные денежные средства на ее погашение.
Особый вариант развития событий предусмотрен для лиц, прослуживших в вооруженных силах в течение 20 и более лет. В этом случае их заем гасится государством, вне зависимости от оставшейся суммы. Гашение ипотеки происходит также в случаях, когда военнослужащий прослужил не менее 10 лет и был уволен в связи с достижением максимального возраста, допустимого для несения военной службы; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными изменениями в его части; а также при наличии семейных обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, гашение ипотечного кредита осуществляется также в случае смерти военнослужащего. Следует отметить, что кредитор не имеет права требовать выплат от членов семьи погибшего военного, отвечать по обязательствам будет государство в лице специальных органов, а вот право собственности приобретут члены семьи.
Не знаете свои права?
Накопительная система и ипотека для военнослужащих
Как уже упоминалось выше, каждый военнослужащий имеет право на участие в накопительной системе. Подчеркиваем: именно право, а не обязанность. Это означает, что для последующего получения средств и их накопления служащему необходимо обратиться с соответствующим рапортом. Через 3 года службы необходимо подать еще один рапорт, в котором заявить о желании получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа. Следует отметить, что с рапортом следует обращаться в штаб своей части. После этого военнослужащему необходимо немного подождать, пока ему выдадут такое Свидетельство. В это время можно заниматься поиском квартиры, которую вы захотите купить, а также кредитной организации, которая занимается ипотечным кредитованием и готова предоставить вам заем на подходящих условиях. Не торопитесь, ищите наиболее благоприятные для вас условия. Помните, что в разных организациях предлагаемые условия могут существенно разниться.
После того как Свидетельство будет получено, а квартира выбрана — необходимо подписать договор жилищного займа с банком и Министерством обороны РФ. Затем нужно заключить договор купли-продажи выбранной недвижимости или заключить договор ипотеки. Далее — зарегистрировать договор в Росреестре и получить выписку из ЕГРН о праве собственности на жилое помещение. Все, с этого момента военнослужащий является счастливым обладателем собственной недвижимости.
Важным отличием специальной ипотечной программы для военнослужащих является то, что сумма выдаваемого займа и его условия никаким образом не зависят от уровня дохода военного или членов его семьи, так как выплата полученного кредита производится не из личных средств, а за счет средств накопительной системы.
Особенности приобретения жилья военнослужащими
Приобретение жилого помещения по программе накопительно-ипотечной системы имеет ряд особенностей:
- В соответствии с действующими нормами права регистрация договора купли-продажи квартиры в рамках НИС происходит в срок, не превышающий 5 рабочих дней (7, если заявление подано через многофункциональный центр).
- Срок кредитования зависит только от возраста потенциального заемщика. Все банки устанавливают предельный возраст кредитования, то есть возраст заемщика, до которого он обязан полностью выплатить задолженность перед кредитной организацией. В большинстве банков этот возраст составляет 60 лет, но вообще варьируется от 55 до 70.
- Первоначальный взнос может быть внесен как за счет личных средств заемщика, так и за счет накопленной суммы. Кстати, некоторые банки рассматривают для себя возможность предоставления жилищного займа и без внесения первоначального взноса. Но будьте осторожны: во-первых, это может негативно сказаться на процентной ставке, а во-вторых — увеличивается срок кредитования.
- Приобрести можно не только готовое жилое помещение, но также площадь в строящемся доме, заключив договор долевого строительства. Но покупка строящегося жилья для военнослужащих чревата некоторыми сложностями, так как обязательным условием является сотрудничество банка с организацией-застройщиком.
- Ограниченный срок действия Свидетельства о праве на получение жилищного займа. До 2011 года выданное Свидетельство действовало всего 3 месяца. С 2011 года этот срок составляет полгода. За это время Вам потребуется подобрать жилье, заключить договор купли-продажи и зарегистрировать имущество в установленном порядке.
Нормы жилья для военнослужащих
При ознакомлении с действующей системой накопления средств возникает закономерный вопрос: а сколько денег будет перечислено? Государство выделяет денежные средства, которых должно быть достаточно для приобретения жилого помещения установленного размера. Узнать положенный размер жилой площади очень просто — для одинокого военнослужащего площадь квартиры должна составлять 33 квадратных метра, для семьи из 2 человек — 42, а при наличии 3 членов семьи и более норма будет браться из расчета 18 метров на каждого.
Как уже отмечалось ранее, данный расчет не ограничивает военнослужащего. Вы вполне можете приобрести квартиру большей площади, но уже с внесением собственных средств в счет недостающей суммы.
Государство ежегодно переводит на накопительный счет военнослужащего установленную Правительством денежную сумму, которая состоит из основной части (то есть твердого размера, установленного на текущий год) и части процентов, которые причитаются военному в связи с инвестированием его накопленных средств. При этом сумма, положенная к выплате, будет выплачиваться равными частями в течение года помесячно. Общая годовая сумма в 2016 году составляет 245 880 руб. Следовательно, в месяц на счет военнослужащего переводилось 20 490 руб. и размер процентов от инвестирования. В 2017 году годовая сумма равна 260 141 руб.
Кстати, законодатель не ограничивает военнослужащих в возможности использования накопительной системы. Стать участников программы могут не только нуждающиеся в жилье граждане, но также военные, уже имеющие в собственности жилое помещение или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Минусы военной ипотеки
Основным минусом такой системы является зависимость военнослужащего от продолжительности срока службы (минимум 10 лет). Дня того чтобы государство списало долг (по выплатам ипотеки), необходимо прослужить в вооруженных силах 20 лет; либо не менее 10, но при наличии определенных оснований (мы о них упоминали выше). С другой стороны, воля законодателя понятна: хочешь получить льготную ипотеку — отдавай долг Родине.
Не стоит забывать и о том, что перечисляемой в год суммы не всегда хватает на внесение ежемесячных платежей, хотя она и покрывает определенную их часть. В этом случае все зависит от места жительства военнослужащего. Конечно, в небольших городах, где покупка жилья более или менее доступна, выделяемых средств будет хватать. А вот в крупных городах без вложения личных средств не обойтись.
Ну и последнее — срок жилищного займа. В рамках действующей ипотечной системы средний срок кредитования составляет 20 лет. Звучит пугающе. С другой стороны, в системе есть и плюсы — больше не нужно ждать, когда будут построены дома для военнослужащих (ожидание порой затягивается на много лет), а можно сразу въехать в свою квартиру и обустраиваться в ней.
Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения:
- - участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм;
- - взятки могут давать не деньгами, а в иной форме;
- - инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели.
Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции:
Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль. В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие «служащие» довольствовались только фиксированным «жалованием». Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей. На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В этот время в римском праве появился специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений. Там, где власть центрального правительства была слабой (например, в Европе в эпоху раннего средневековья), использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России «кормления» воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий. Чем более централизованным являлось государство, тем более строго оно ограничивало самостоятельность граждан, провоцируя чиновников низшего и высшего звена к тайному нарушению закона в пользу подданных, желающих избавиться от строгого надзора. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали почти никакого результата, потому что на место устраненных (разжалованных или казненных) появлялись новые вымогатели взяток. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля за деятельностью чиновников, оно обычно довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления. Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в обществах азиатского способа производства. В странах до колониального Востока, с одной стороны, правители претендовали на всеобщий «учет и контроль», но, с другой стороны, постоянно сетовали на жадность чиновников, которые путают собственный карман с государственной казной. Именно в восточных обществах появляются первые исследования коррупции. Так, автор Артхашастры выделял 40 средств хищений государственного имущества жадными чиновниками и с грустью констатировал, что «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». Коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел только в Западной Европе эпохи нового времени. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалования, начали трактовать как вопиющее нарушение общественной морали и норм закона. Кроме того, обоснованная представителями неоклассической экономической теории идеология экономической свободы требовала, чтобы государство «предоставило людям самим делать свои дела и предоставило делам идти своим ходом». Если у чиновников уменьшались возможности для регулирующего вмешательства, то падали и их возможности вымогать взятки. В конечном счете, в централизованных государствах нового времени коррупция чиновников хотя и не исчезла, но резко сократилась. Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж 19 и 20 веках. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой, рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» - уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов. Так, в Японии и в наши дни политические деятели, помогающие частным корпорациям получать выгодные контракты, рассчитывают на получение процента от сделки. В это же время начала расти самостоятельность внутрифирменных служащих, которые также имеют возможности злоупотреблять своим положением.
Во 2-ой половине 20 в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системной коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отношений между начальником и просителями здесь отпечатались огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием многих сфер жизни. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как «Мистер 10 процентов», поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. Типичной была коррупция «снизу вверх», когда начальник мог свалить всю вину на нижестоящих, но встречалась и коррупция «сверху вниз», когда коррумпированные чиновники высших рангов совершенно не стеснялись открыто брать взятки и даже делиться ими с подчиненными (такая система коррупции существовала, например, в Южной Корее). В «третьем мире» появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось.
Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки». В 1970-е на весь мир прогремел скандал с американской фирмой «Локхид», которая для продажи своих не слишком хороших самолетов давала крупные взятки высокопоставленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и других стран. Примерно с этого времени коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира.
Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда пост социалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах. Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики; в результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы. Таким образом, общие тенденции эволюции коррупционных отношений в 20 в., это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовой коррупции к систематической верхушечной и международной.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Определение понятия «коррупция» и этапы ее развития…………
Глава 2. Истоки коррупции и особенности борьбы с ней в России в XIV-XVII веков………………………………………………………
Глава 3. Борьба с коррупцией в России в советский период времени…
Глава 4. Коррупция в системе государственной службы России в постсоветский период времени (1992-2005гг.)………………………….
Глава 5. Состояние и перспективы преодоления коррупции в России на современном этапе…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Введение
В связи с изданием Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" тема коррупции и способов борьбы с ней вновь стала пользоваться повышенным вниманием в российском обществе. Для России данная тема особенно актуальна, поскольку вызвана она не только потребностью решения текущих проблем экономики, но и необходимостью осмысления российским обществом собственного своеобразия, своей истории, того, как развивается современный мир и какое место в нем займет наша страна.
Коррупция присуща любому современному государству без исключения. Вместе с тем в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один. Тема противодействия коррупции в нашей стране всегда была актуальна, однако сегодня мы можем наблюдать растущую волну как самого явления, так, впрочем, и интереса к его преодолению
Тема дипломной работы является в настоящее время очень актуальной. Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.
Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Только в 2007 году по официальной статистике возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Но это только просто вершина айсберга. Дело в том, что коррупция является не побочным явлением нашего российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги.
Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции метко сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах - больших и малых, богатых и бедных...».
Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.
Многие политики разных стран, в том числе и России, на «борьбе» с коррупцией сделали блестящие карьеры. Десятки журналистов, сотни сотрудников правоохранительных органов и другие государственные служащие за свои расследования в области коррупции заплатили жизнью.
Однако все жертвы и «благие» намерения, заявления, декларации и предвыборные обещания не принесли ощутимых результатов. Коррупция продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем мирового сообщества, а практических сдвигов в борьбе с коррупцией почти нет в мире в целом, в нашей стране в особенности.
Между декларациями и заявлениями властей об их честности, стремлении беспощадно бороться с коррупцией во всех ее проявлениях и практической реальностью существует огромная пропасть, указывающая, по крайней мере, на два важных явления:
во-первых, коррупция развивается и расширяется, несмотря на все принимаемые меры;
во-вторых, она свидетельствует о росте государственного лицемерия.
Проблема коррупции в России и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест.
По оценке фонда «Индем», ежегодный коррупционный оборот в России составляет около 300 млрд. долларов. Причем это, заявил президент фонда Георгий Сатаров, «самая консервативная оценка». «Всесторонние исследования по коррупции в России мы проводим не так часто - это дорогое удовольствие. Последнее было в 2005 году. Но мы отслеживаем ситуацию в текущем режиме, и могу сказать, что с тех пор коррупция продолжала расти в благоприятных для нее условиях», - дополнил Сатаров. . Коррупция демонстрирует полное, циничное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, закону, народу. Она представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных (от французского discretionnaire - зависящий от личного усмотрения лица) полномочий государственных служащих в принятии решений, отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников; полное отсутствие общественного и парламентского контроля за механизмом принятия властных решений и их реализации на практике.
Приступая к аналитическому исследованию проблемы, необходимо основное внимание уделить не количественным показателям. Они, несомненно, важны, отражают фактологический срез, на основе которого возможно исследование проблемы. Важнее рассмотреть те качественные явления, которые присущи коррупции, выйти на закономерности и тенденции в развитии коррупции, определить причины ее постоянной генерации и факторы, воздействующие на ее развитие и расширение.
Это позволит в свою очередь выйти на разработку методологического подхода по выработке мер по предупреждению коррупции и борьбы с ней.
Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений (как способа реализации замыслов преступных сообществ), их сущность, структура, основные элементы и принципы.
Целью исследования является отражение недостатков и пробелов в законодательстве, свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны. Уголовные дела в отношении почти половины должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество, не доходят до стадии судебного рассмотрения. В отдельных случаях страдает и качество судебных решений по этой категории дел.
Нельзя не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а, с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. Давно подтверждено, что криминальная коррупция подрывает устои государственной власти, деформирует, общественное сознание, ложиться тяжелым материальным бременем на россиян.
Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества.
К сожалению, Россия в смысле наличия коррупционных отношений не была и не является исключением из общего правила.
Также Ш. Монтескье отмечал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Соответственно проявления коррупции обнаруживаются как в государствах с тоталитарным, так и демократическим режимом, в экономически и политически слаборазвитых странах и супердержавах. В принципе нет таких стран, которые могли бы претендовать на исключительное целомудрие.
Вопрос 1.
Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей. Коррупция прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе или государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.
Как известно, термин «коррупция» происходит от латинского corruption. В словаре иностранных слов приводятся термины «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами) 1 . Позднее данное слово переводилось и как подкуп, и как порча, и как разложение, и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.
По мнению многих исследователей, дать четкое определение коррупции, которое было бы общепринятым, весьма проблематично в силу различных причин, и прежде всего культурных отличий различных цивилизаций. Например, то, что в одном обществе воспринимается как взятка, в другом не только допускается, но даже и ожидается в соответствии с деловой практикой данной культуры.
Так, по определению Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других 2 . Европейская конвенция 1999 г. шире трактует коррупцию и признает ее наличие в частном секторе. В связи с этим проблема возможности признания подкупа в частном секторе заслуживает отдельного широкого обсуждения и непременно должна приниматься во внимание при определении этого понятия в национальном законодательстве.
В целом международно-правовое определение коррупции, использующееся в документах ООН и СЕ, выглядит следующим образом: коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. Из данного определения следует, что коррупция выходит за пределы взяточничества и охватывает также непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.
Анализ зарубежного опыта показывает, что не во всех государствах термин «коррупция» законодательно закреплен. В национальном законодательстве Австрии, Англии, Дании, Индии, Китая, США, Швейцарии, Финляндии нет четкой законодательной регламентации понятия коррупции.
Вместе с тем в ряде стран термин «коррупция» четко определен в нормативно-правовых актах.