Эстрадная звезда из фильма розовая пантера. Черная кошка, розовая пантера: история самой киногеничной банды XXI века
17 июня 2015 года исполнилось 85 лет со дня основания Сталинградского тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску тракторов. К этому событию мы приурочили небольшой очерк об истории строительства промышленного гиганта.
НАЧАЛО ЭПОХИ
В 1920-е гг. вся страна взяла курс на индустриализацию. На заводах внедрялись усовершенствования, улучшались технологии производства, повсеместно рос объем выпускаемой продукции.
Но все-таки главный курс индустриализации был направлен на развитие металлоперерабатывающей промышленности и, как следствие - машиностроения.
Именно в это время в Сталинграде был намечен курс на реконструкцию заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»; в общей сложности в развитие промышленности Сталинградской губернии в первую пятилетку намечалось вложить 120 млн. рублей.
Однако самым важным из намеченных к строительству в Сталинграде промышленных объектов стал Сталинградский тракторный завод - первый специализированный завод в СССР и крупнейший в Европе.
Говоря о месте расположения будущего завода, часто говорят о пустоши. Согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.
Сначала был забор...
19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский - Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР - выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода:
«...Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».
Здесь стоит отметить, что в дореволюционное время в сельском хозяйстве трактора не применялись: к 1914 году в России было всего несколько десятков тракторов. На заре индустриализации производство тракторов в СССР все такое же низкое: в 1928 году советскими заводами выпущено около 1500 машин при платежеспособном спросе в 50000 тракторов. Крайне недостаточное производство приводит страну в зависимость от иностранных рынков, как в деле тракторизации сельского хозяйства, так и в части снабжения машин запасными частями. Таким образом, первостепенная цель постройки специализированного завода - освобождение от зависимости от импорта.
Кроме того, основной лейтмотив строительства тракторного завода - реализация одной из идей В. И. Ленина - о постройке «Ста тысяч тракторов для среднего крестьянина».
ПОЧЕМУ СТАЛИНГРАД?
Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте - постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». На тот момент на повестке дня наиболее остро стоит вопрос выбора места строительства: обсуждаются 7-9 крупнейших городов страны (в том числе - Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), однако особенно тщательно - три-Сталинград, Таганрог и Сталино.
При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов тот говорит о необходимости строительства новых заводов «ближе к сырью»; также он говорит и о других параметрах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.
Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых - обследование завода "Баррикады") - уже через неделю пребывания - вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что "Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год...»
Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков - это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний - на берегу Волги и верхний - вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.
Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном - вот факторы, сыгравшие свою роль.
СТРОЙКА ВЕКА
12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие - жители города и крестьяне из окрестных сел.
20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе - «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.
Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки - Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан - архитектор-бизнесмен, глава собственной - достаточно крупной - проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.
В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».
Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.
Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.
Сталинградский тракторный завод. Первая смена идет с работы
24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.
В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР
Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.
Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза - перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».
Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых - озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».
Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года - расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.
В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата - конец 1930 года. Позже дата уточняется - 15 июня 1930 года.
Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».
Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года.
Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».
Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».
Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив - поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь - практически на пустом месте - разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.
Виктория Гурьянова
В Волгограде ликвидируется очередное крупное предприятие – тракторный завод. Производственные мощности будут вывезены в другой город, а площади, занимаемые сегодня цехами завода, отдадут под жилищную застройку.
О том, что ООО «Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"» фактически отдается банку ВЭБ за долги, заявил гендиректор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин . Цена этого актива оценивается в четыре миллиарда рублей. По его словам, которые цитирует федеральная пресса, процесс перемещения производственных мощностей ВгТЗ займет около двух лет. В успехе возможной застройки освобождаемой территории господин Болотин не сомневается, подчеркнув, что место для строительства очень хорошее. Он также отметил, что в настоящий момент концерн «Тракторные заводы» ведет переговоры с рядом девелоперских компаний.
Экс-вице-губернатор и бывший председатель совета директоров Волгоградского тракторного завода Владимир Кабанов назвал эту новость ударом «под дых» для всех волгоградцев. Он заявил, что склонен возлагать ответственность за гибель предприятия на федеральный центр, обвинив Москву в безразличии к Волгограду.
«Превращение ВгТЗ в убыточный актив произошло во многом из-за того, что производимые предприятием гусеничные пахотные трактора не выдерживают конкуренции с колесниками, которые, в отличие от гусеничных, могут использоваться круглогодично, и спектр их применения не ограничивается одной только пахотой, – отметил господин Кабанов. – Что же касается военного производства, то мы вполне могли рассчитывать на то, что новые разработки в этой области, вроде противотанковой самоходной пушки «Спрут», бронетранспортера «Ракушки» и так далее, которые начинались и велись здесь, останутся производиться у нас в Волгограде. Однако сейчас, как я понимаю, военное производство переносится в Курган.
Я думаю, что отношение федерального центра к нашему городу должно быть совершенно иным. Вплоть до 80-х годов прошлого века громкие слова об особой роли Волгограда подкреплялись наличием лучшего транспорта и определенным снабжением. И все это делало правительство СССР. Сегодня жизнь немного другая, но разве можно на Сталинграде ставить крест? Посмотрите, что творится с городом. Посмотрите на наши дороги. Закрыт «Химпром», северный район города превращается в крупный рынок, больше серьезных производств там не осталось. Дзержинский район: завод буровой техники, заводы «Ахтуба» и «Аврора» – они тоже превращаются непонятно во что. Закрытие крупных производств становится для Волгограда плохой традицией».
Экс-депутат Волгоградской областной думы Олег Болотин в свою очередь убежден, что потерю очередного завода должны записать себе в «актив» региональные власти.
«При той экономической политике, которую проводит администрация области, уничтожение промышленных предприятий входит в систему, – считает он. – Если оценивать заслуги региональной власти, то один Максюта предпринимал попытки, и довольно удачные, сохранения своего родного завода – судоверфи, однако, на мой взгляд, этим его действия по защите промышленности и ограничились. Если говорить о его преемниках, то политика Бровко и особенно Боженова никоим образом не способствовала сохранению промышленности. Тот же тракторный завод не попал ни в одну федеральную программу.
Нынешний губернатор, на мой взгляд, не отличается в этом вопросе от своих предшественников. Поэтому судьба тракторного завода во многом представляется закономерной.
Винить федеральный центр я бы не стал, потому что регионы, несмотря на общую политику правительства России, развиваются по-разному. Где-то промышленность сохраняется и развивается, а где-то, в таких регионах, как наш, уничтожается. «Химпром», я считаю, был разворован и добит с молчаливого согласия губернатора. Политика концерна «Тракторные заводы» в отношении ВгТЗ, на мой взгляд, проводилась в духе либеральных хозяев: высосать и выбросить, а потом выгодно воспользоваться освобожденной землей. Как бы то ни было, на совести нового посланника Кремля, я считаю, уже два уничтоженных завода. Не слишком ли резвое начало?»
Точку зрения о недостаточности усилий областных властей по спасению волгоградских предприятий разделяет и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской областной думы Владимир Попов .
«Если из Волгограда уходит серьезная промышленность, значит, «неладно что-то в Датском королевстве», – отмечает господин Попов. – «Химпром», гипсовый, тракторный, на очереди завод буровой техники. Складывается впечатление, что областные власти не только не справляются с задачей привлечения инвесторов, но и оказываются не в силе сохранить даже тех, что были. Инвесторы предпочитают идти туда, где им наиболее комфортно, где им предлагают лучшие условия. То есть в данном случае не в Волгоград, а из Волгограда. И тревожит не только то, что вырисовывается негативная тенденция в плане закрытия все новых и новых предприятий, но и принципиальное нежелание власти обсуждать что бы то ни было. Приемов губернатор не ведет, с депутатами, я так понимаю, тоже не встречается. А область продолжает тем временем погружаться в трясину».
Из истории:
В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.
17 июня 1930 года - с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.
С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с.
В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) с двигателем мощностью 52-56 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой - «Гран-При». К 17 июня 1940 года - 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) - более половины тракторного парка страны - сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
В 1939 году И.П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию.
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотряна разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 - ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства.
Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.
В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.
До Т-34 завод производил КВ-1, затем выпуск этих танков шёл какое-то время параллельно, и только после освобождения Сталинграда завод производил только Т-34.
Это КВ-1 Найденный под Ленинградом в пос. Карбусель. Он восстановлен и находится в Музее обороны Ленинграда. Изготовлен на СТЗ в августе 1941 года.
И от меня
Завод действительно легендарный. Поговаривали, что Катаев писал свой роман "Время вперёд!" не только побывав на Магнитке, но и здесь, в степях Сталинграда, когда разворачивалась стройка Тракторного завода. Может и байка, но это был первый крупный завод здесь, построенный уже Советской властью. Баррикады и "Красный Октябрь" это ещё Царицынские заводы. Завод был одним из градообразующих предприятий.
На заводе было много молодых и здесь была создана первая футбольная команда, которая выиграла городское первенство и стала представлять весь город. Называлась она незамысловаито "Трактор", но напор у неё такой и был. После войны комманду восстановили, и она первая вывела город в высшую лигу. Благодаря ей был построен Центральный стадион, который называли "Малые Лужники". Позже, Тракторный стал терять вес, я не знаю всех причин, но на конкурирующих "Баррикадах" оборонка пошла в гору и городскую футбольную команду отдали на баланс другого завода и стала она называться "Ротор", который успешно вывалился из высшей лиги.
И тем не менее, сам Тракторный и Тракторозаводской район играли в городе не последнюю роль. Сама я правда выросла на границе Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов, куда и входил и входит завод Баррикады, так что оба района знаю очень хорошо и Тракторный пожалуй лучше.
Опубликовав эту информацию я прочла, что закрытию и сносу подлежит не весь завод, а какая-то часть, старая, построенная ещё в 30-е года прошлого века. Не знаю, так ли это, но проезжая мимо Тракторного завода, я вижу что разваливаются и превращаются в руины как раз новые цеха, которые были построены перед перед развалом СССР. Т.е. отстроив их завод так и не начал расширяться и здания пришли в негодность. В любом случае, завод переживший трудности первых лет Советской Власти, Великую Отечественную, не пережил современного капиталистического времени. Если что и останется, то как и от многих заводов нашего города, лишь треть или четверть, по типу небольшого ООО, или ЗАО, и играть большой роли они уже не будут. О людях беспокоится нечего глобальные сокращения прошли давно и научный корпус, отстроенный рядом с прходными и заводоуправлением давно отдан в аренду под офисы. Думаю, что и многие цеха тоже давно пусты, а оборудование демонтировано. Хотя ещё в прошлом году была информация о получении Тракторным заводом новых заказов от Оборонного ведомства, однако нынешняя информация новей.
На месте стадиона Трактор давным давно вырос огромный рынок, который строится перестраивается, теперь есть информация, что на месте снесённых цехов тоже будет построен большущий супермаркет "Икея". Кстати, один, на месте как раз научно-испытательного участка, закрытого и снесённого ещё лет 10 назад, уже есть, супермакет "Диамант". Кстати и остановку чаще стали называть не пл. им. Джержинского, а Магазин Диамант. Вот так и продаём помаленьку: сначала идею, потом завод, а дальше? Страну?
Потом удивляемся происходящему на Украине....
Так что я тут не первооткрыватель. Помню, как я был сильно поражен после прочтения его поста, и конечно же, включил поход по Соцгородку в свои сталинградские планы. Только я расширил ареал похода и приезжал на эти места дважды, так как в первый раз, 23 августа, меня застиг там сильный ливень, прямо в середине похода, и пришлось эвакуироваться. Потом приехал на следующий день, 24 августа, после осмотра «Баррикад», «острова Людникова» и «Красного Октября», и побродил ещё. Поэтому и снимки будут разные – одни солнечные, утренние, а другие пасмурные, послеобеденные.
Район этот уникальный: соцгород с индивидуальными квартирами для работников СТЗ – легендарной стройки СССР – был построен в 1930-1933 гг. как единый городской район на севере города, что для тех времен было не очень частым. Это уж потом появились массовые хрущевки, которые обьявили «первым массовым жильём», да и сейчас их часто в таком контексте упоминают. Нет, первыми были соцгорода промышленных гигантов, в том числе и Сталинградского Тракторного.
Потом соцгороду не повезло – он оказался на острие третьего и четвертого больших немецких наступлений в рамках директив фюрера Великогерманского Рейха по взятию этого упрямого города. В конце сентября 1942-го штурмовая волна 6-й армии вермахта дошла до этого района, и бушевала вплоть до 20-х чисел октября, когда немцы нечеловеческими усилиями и огромной кровью все-таки вытеснили войска 62-й армии Василия Чуйкова ближе к Волге, на цеха Тракторного Завода, где тотальная война продолжилась и далее, с невероятным ожесточением. За эти четыре недели дома соцгорода пережили многое, и затем три с половиной месяца принадлежали немцам, подвергаясь, в свою очередь, регулярным точечным ночным атакам «железных ворон» (или «швейных машинок» - так немцы тоже звали ночные бипланы-бомбардировщики По-2) с аэродромов подскока левого берега Волги, превращая жизнь немецких штабов и тыловых частей близ передовой у линии заводов в еженощный кошмар и ужас. 4-й воздушный флот фон Рихтгофена и немецкие зенитные батареи в борьбе с этими бесшумными тихоходными «воронами», как ни удивительно, оказались весьма малодееспособны.
Район этих домов, как и Тракторного Завода, капитулировал последним в Сталинградской битве. Фельдмаршал Паулюс со штабом ещё 31 января 1943-го рано утром , а северная группа войск 6-й армии еще двое суток после этого держалась. Так что советские войска вошли сюда с боями 2 февраля, таким образом освободив город полностью.
В конце 40-х район решили восстановить: на «красной линии» от Тракторного Завода вглубь района построили большие парадные дома (1948-1956), а скромные довоенные 4-этажки Соцгорода остались в глубине квартала. Их тоже восстановили, но израненные тела этих домов и следы снарядов становятся видны, когда отваливается штукатурка или выступают от сильного дождя, как в моей первой прогулке.
Итак, следы боев сентября – октября 1942-го в соцгородке Тракторного Завода Сталинграда. Смотрите.
Идём вдоль бульвара Дзержинского от Тракторного завода, и после кинотеатра «Ударник» заходим в обе стороны квартала в арки больших парадных домов, и исследуем внутренности кварталов.
Типичный 4-этажный дом Соцгорода начала 30-х. Обратите внимание на расположение балконов.
А вот пожалуйста – след от мелкокалиберного снаряда на нём, правей водосточной трубы, где отвалилась штукатурка.
Дом 1930 года постройки. Торцевые окна заделаны для упрочнения конструкции при послевоенном восстановлении дома. Обратите внимание на линию крыши: небольшие артефакты образутся как раз там, где были когда-то разрушения от попадания снарядов.
Дзержинского, 5. Это был один из последних опорных пунктов советских войск в кварталах Соцгорода (КП полка), покинутый штурмовой группой уже в неплотном окружении немцев 14 октября.
Балкон, укрепленный после восстановления конца 40-х и продержавшийся ещё 60 лет.
А вот табличка под этим балконом.
Ещё одна довоенная 4-этажка. Она – с элементами послевоенного «украшательства», которое потом так резко отверг Никита Хрущев, посчитав это лишним и нефункциональным.
Табличка под одним из балконов этого дома. Она уже погрознее, чем предыдущая.
Фрагмент дома: обратите внимание на послевоенное украшение над окном, а также на следы от пуль и пулеметного огня – у окна на втором этаже, а также под отвалившейся штукатуркой ниже подоконника окна 1-го этажа. Отверстие под украшением над окном – не результат боев, а след от крепления одного из элементов декора.
Этот же дом, только с непарадной стороны двора. Тут сейчас ни души, так как хлещет ливень (обратите внимание на поток из водосточной трубы).
А это уже другой квартал, левей бульвара Дзержинского, если смотреть от проходной СТЗ. Обнажившаяся под штукатуркой довоенная кирпичная кладка, со следами повреждений.
Довоенные дома, немного видоизмененные после восстановления после войны.
Фрагмент крупного повреждения кладки, под отвалившейся штукатуркой. Тут «поработали» артиллерийские снаряды более крупного калибра, возможно на излёте траектории. Ниже видны точечные повреждения от более мелких калибров.
Еще дом. Видите пояс (не знаю точно – декоративный или упрочнения)? Если вверху дома он полностью цел, то в нижней части он несколько раз прерывается. Это – места, заделанные от повреждений снарядов.
Вот этот же дом, фрагмент покрупнее. Правей и выше хорошо видны места заделок «пробоин» от артиллерии. Точки и пятна на штукатурке – это «следы» вчерашнего ливня, под который я и попал. Под пятнами и были повреждения военного времени.
Я не мог покинуть этот район, пока не нашел тот самый дом, так сильно поразивший меня в посте у Коли Калашникова. Искал его минут двадцать (Дзержинского, 32). Вся торцевая стена у него с незаделанными пробоинами от снарядов, минометного и пулеметного огня. Сначала он производит впечатление «мемориала», что вроде бы стена оставлена специально. Я обошел его весь, но не нашел никаких табличек или памятных досок. Так что «не специально»...
Верх этого дома со звездой и эмблемой СТЗ.
Утол этого же дома с балконом. В качестве элементов упрочнения вставлены рельсы (сбоку) и стальные балки (снизу). Выше балкона пробоина от снаряда.
Дом 1929 года, один из самых первых. Обратите внимание, что разрушения от неухоженности дома начинаются в местах военных повреждений (верх фронтона и крыши).
Перестроенный после войны довоенный дом на парадной линии бульвара Дзержинского.
Табличка на стене этого дома. Штабу батальона 27 сентября пришлось покинуть место дислокации, тут стала проходить линия соприкосновения войск 6-й немецкой и 62-й советской армий. Линия фронта колебалась внутри кварталов Соцгорода почти до середины октября, пока немцы в ходе четвертого генерального наступления не вышли к Тракторному заводу.
Тыльная сторона (двор) этого же дома и парадная, увитая плющом. Что интересно, выкрашена совсем в другой цвет, чем парадная сторона.
Вот что решил показать из снятого там.
Надеюсь, покажется вам интересным.
ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
Сталинградский тракторный завод
В данный момент разработчики War Thunder работают над созданием танковой локации Сталинградского тракторного завода. Следите за обновлениями , мы обязательно расскажем об этом подробнее.
17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского дал стране первую продукцию - с конвейера сошёл колесный трактор СТЗ-1. На проектную мощность производство было выведено 20 апреля 1932 года: с этого времени конвейер выдавал 144 колесных машин в сутки.
Решение о постройке тракторного завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР в 1926 году. Местом постройки предприятия выбрали Сталинград: была найдена подходящая площадка для строительства в 14 км от центра города. Это был флагман страны Советов - первый тракторный завод СССР. По просьбе трудящихся, предприятию присвоили имя умершего в 1926 году Ф.Э. Дзержинского. ЦИК СССР удовлетворил эту просьбу.
Закладка предприятия состоялась 12 июля 1926 года. Завод был построен в рекордно-короткие сроки - понадобилось всего 11 месяцев. Проектирование и оснащение завода оборудованием осуществлялось приглашенными американскими инженерами. Еще на стадии проектирования и строительства они задавались вопросом, отчего заказчик требует избыточного запаса прочности крановых конструкций. Планирующийся выпуск тракторов весом около 5 т не нуждался в кранах, способных поднимать и перемещать конструкции массой 40-50 т. По-видимому, специалисты из США здраво рассуждали, что тракторный завод должен выпускать тракторы: танки будут строить на танкостроительном предприятии. К тому же избыточные мощности, заложенные в производство, приводят к низкой рентабельности предприятия. Руководство же страны, исходя из неминуемости крупномасштабного военного конфликта, закладывало в отечественные заводы и фабрики возможность быстрого перехода к выпуску продукции военного назначения. Так, макаронные фабрики могли быть переведены на выпуск артиллерийских порохов, а папиросные фабрики - на производство патронов.
С середины лета 1937 года Сталинградский тракторный завод приступил к производству гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). В ноябре этого же года на базе нового гусеничного трактора был налажен выпуск артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ). К 17 июня 1940 года было произведено 25000 гусеничных тракторов. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1938 года трактор АСХТЗ-НАТИ получил высшую награду - «Гран-При».
Сталинградский тракторный завод является и неотъемлемой частью отечественного танкостроения. Работы в этой сфере были начаты на СТЗ в 1932 году, когда в его стенах был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), возглавляемый Н.Д. Вернером. Этот отдел подготовил документацию для серийного производства танков Т-26.
Следующей машиной, освоенной СТЗ, стал КВ-1. В дополнение к этому тяжелому танку, в 1940 году было получено задание об организации серийного производства средних танков Т-34-76 и двигателей В-2. Начать выпуск сталинградцы смогли в январе 1941 года. Помимо дизелей В-2, на Сталинградском тракторном заводе выпускали и карбюраторные двигатели М-17.
После начала Великой Отечественной войны СТЗ продолжал выпуск танков Т-34-76 и КВ-1, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники для советско-германского фронта. В связи с эвакуацией предприятий европейской части СССР, заводу пришлось приступить к самостоятельному выпуску всех комплектующих.
|
Приближение боевых действий, а впоследствии и начавшиеся бои на подступах к городу, не смогли остановить производство: танки Сталинградского танкового завода прямо с конвейера вступали в бой. Зачастую за рычагами боевых машин сидели рабочие предприятия, досконально знавшие свои Т-34 и КВ-1. Так, прорыв частей Вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, когда немцы пытались ударом вдоль реки с севера захватить город, был провален, так как атака была отбита бригадой рабочего ополчения СТЗ. Возглавлял подразделение инженер-технолог Сталинградского тракторного завода Николай Леонтьевич Вычугов. И все же 13 сентября 1942 года конвейер был остановлен - бои шли уже на территории завода…
Почти через два года Сталинградский тракторный завод, разрушенный до основания в ходе грандиозного сражения на Волге, 17 июня 1944 года сумел возобновить производство. Освобожденный Сталинград, как и прежде, поставлял Красной Армии легендарный танк Т-34. В послевоенные годы СТЗ оставался флагманом советского производства. Трактора с его конвейера обрабатывали поля в разных уголках страны.
В последнее время доходят различные слухи о якобы полной ликвидации тракторной компании «ВгТЗ», но эти данные, к счастью, остаются лишь слухами: предприятие получило государственный заказ и продолжает свою деятельность.
Эта аббревиатура означала Т-34 экранированный, Сталинградский тракторный завод.
Присоединяйтесь к команде wiki! Участвуйте в создании качественных статей о технике War Thunder, будьте активны и получайте Золотые Орлы по итогам каждого месяца. Лучшие авторы и редакторы награждаются регулярно!
Нашли ошибку или неточность, хотите полностью переделать статью или добавить новую информацию? Входите в свой игровой аккаунт на War Thunder wiki, жмите [Править] и творите!
СТАЛИНГРАД, СТАЛИНГРАД
Для пуска Сталинградского тракторного завода, построенного по проекту американской фирмы "Альберт Кан инкорпорейтед" и оснащённого американскими же оборудованием, были завербованы специалисты из Детройта. Там на Конгресс-стрит было открыто представительство Тракторостроя по вербовке желающих поехать в Сталинград. Координировал на завершающем этапе всю работу по заказу оборудования и найму людей первый директор СТЗ В.И.Иванов, который посетил одного из самых крупных промышленников САСШ Генри Форда и заручился согласием на вербовку трехсот его работников.
Весной 1930 года группы американцев стали прибывать на СТЗ, некоторые были с семьями. Разместились они в новых домах Нижнего поселка завода. Комнаты были обставлены мебелью. Имелись для иностранцев ресторан, магазин Инснаба, врачебный пункт. Американцам, как гостям, было уделено максимум внимания на производстве и в быту: несколько облегченный режим работы, лекции, концерты, кино, танцы под джаз. Выпускалось к газете "Даешь трактор!" приложение на английском языке "Искра индустрии". Рабкорами были сами американцы.
Так обосновалась у нас самая многолюдная, в 370 человек, самая большая в СССР американская колония. Для разрешения многочисленных вопросов, неминуемо возникающих в чужой для них стране, и для связи с администрацией завода тайным голосованием были выбраны председатель и секретарь, которые руководили всей жизнью колонии. Переводами занимались около семидесяти двадцатилетних девушек. Большинство из них не имело достаточных знаний в области техники, производственной технологии и достаточных навыков в разговорной речи, поэтому вначале было много смешных промахов в работе переводчиц. Был случай, когда из-за неправильного перевода в литейном цехе получился непоправимый брак. Пришлось переводчицам срочно осваивать техническую терминологию. Вскоре оказалось, что и в таком сугубо бытовом деле, как прием пищи, без переводчиц не обойтись. Трижды и более раз в день американцы собирались в своем ресторане. Постоянные недоразумения и даже столкновения с обслуживающим персоналом, который совершенно не понимал иностранцев, а те, в свою очередь, не понимали персонал, привели однажды к неприятному инцидент у: один из американцев выплеснул прямо в лицо нашему официанту тарелку горячего супа. После этого случая переводчицам было предложено питаться вместе с иностранцами, переводить и следить за порядком в ресторане.
Американцев условно можно было поделить на три категории людей:
1.К самой большой по численности принадлежали высококвалифицированные специалисты. Они сами работали на совесть и честно передавали свой опыт и знания советским рабочим. За отличный труд американцы Сваджан и Хоней были награждены орденами Ленина. Хороших специалистов из числа иностранцев назначали начальниками цехов, мастерами. Из числа ударников в январе 1931 года кандидатами в депутаты и депутатами были избраны в городской Совет три, а в районный - семь американцев. Одному кандидату дали отвод за то, что в своем хозяйстве он имел наемных рабочих, т.е. был по тем понятиям эксплуататором. Вступали американцы и в коммунистическую партию, в том числе и американцы русского происхождения.
2.Ко второй, значительно меньшей по численности, категории относились американцы, добросовестно выполнявшие свои обязанности по контракту. Они считали, что обязаны честно работать за получаемую в долларах зарплату. Но тем, что в СССР называлось общественной работой, они не занимались, не высказывались по производственным и общественно-политическим вопросам.
3.К самой малочисленной категории относились те американцы, с которыми за прогулы и пьянки пришлось досрочно расторгнуть контракты и которые с плохими характеристиками были отправлены назад в САСШ. Двое американцев за расовую выходку по отншению к специалисту - негру по национальности были осуждены к высылке из СССР.
Как не была однородна иностранная колония по национальному признаку (были здесь выходцы из Германии, Швеции, Италии и даже с острова Ямайка), так не была однородна и по убеждениям среди колонистов. Уже в мае-июне 1930 года был создан Американский комитет. В него входили антисоветски настроенные американцы. Они и не собирались помогать пустить завод и распускали слухи среди русских рабочих о том, что затея с заводом обязательно провалится. Члены Американского комитета устраивали забастовки, если, к примеру, в магазине Инснаба не было каких-либо продуктов или сигарет. Противоположной по своей направленности была организавция КультТехПомощь СССР. Её члены сознательно помогали советским людям в освоении новейшего оборудования и призывали остальных американцев помочь быстрее пустить конвейер СТЗ. Именно таких американцев уже 17 июня, в день пуска завода, администрация наградила почётными грамотами и ценными подарками. Американский комитет ненавидел членов КТП СССР и часто устраивал с ними драки. но так, чтобы советские люди не видели этой вражды.
Год работы американцев на СТЗ прошел быстро. Им надо было уезжать домой. Дирекция завода решила продлить контракты с небольшой группой специалистов ещё на год. Цехи подавали заявки, отбирая самых лучших и нужных специалистов. Переговоры с американцами начались. По этому поводу в американской колонии началось сильное волнение, сменившееся тревожным ожиданием. Домой никому не хотелось - там безработица. Поэтому соглашались работать уже не за валюту, а за рубли. Одного за другим вызывали к директору завода американцев,заявленных цехами. Они входили в кабинет с плохо скрываемым волнением. Выходя из кабинета директора, эти счастливчики, как их называли свои же земляки, вновь обретали свой важный вид. Для них всё обошлось благополучно, ещё год работы был обеспечен. Для остальных иностранцев Иностранный отдел завода спешно готовил расчёт. визы, характеристики.
Настал день отъезда. Американски ресторан был заполнен людьми. В президиуме - представители дирекции, партийной и профсоюзной организаций, лучшие работники из американцев. Каждому хотелось на прощание сказать хоть пару слов. Американцы благодарили русских, русские в ответ выражали свою признательность американцам. Некоторые специалисты своими фирмами были направлены на строительство Харьковского и Челябинского тракторных заводов. Уехавшие в США писали письма на завод с просьбой позволить ещё раз приехать на СТЗ. Несколько американцев, приняв советское гражданство, навсегда остались в нашей стране.