Джуна давиташвили смысл ее картин. Арбатская затворница
"...Джуна собиралась с сыном Вахо в Сидней на конгресс Международной ассоциации традиционной и альтернативной медицины. Её там должен был награждать уже ранее упомянутый лорд Стэнли Кук. Накануне поездки Алла Борисовна Пугачёва пригласила её на день рождения или именины. Джуна, как чувствовала, наотрез отказалась от вечеринки, но Вахо сказал:
-- Мама! Ну съезди, раз она просит. Может, ей плохо, и она хочет, чтобы ты её полечила.
Далее Джуна всегда рассказывала и перечисляла людей, с которыми была дружна и уважала не меньше Аллы Борисовны, оказавшихся там. Это "голосистый" Буйнов и не менее "голосистые" Пресняков и Орбакайте. Не важно, что в любой деревне любая тётя Маша и дядя Паша их могут не только перепить, но и перепеть, главное, лица эти частенько показывали по телевизору, а значит, по традиции СССР, они являлись законными звёздами.
Джуну встретили, как "центровую", и усадили во главе стола. Алла Борисовна была уже, в общем, не совсем трезвой. Она предложила Джуне выпить. Целительнице предстояли трудные дни ответственнейшего для страны лечения иностранцев, и не где-нибудь в Крыму, а во враждебном лагере – в Европе. За её визиты стране платили валютой!
Джуна отказалась пить, что обидело Аллу Борисовну. Она тоже, по всем жаргонным канонам, никогда не была "девочкой пай", поэтому крепко схватила Джуну за волосы на затылке, другой попыталась влить ей в рот насильственным образом стакан водки.
Нет. Эту ситуацию можно представить как угодно – наивной, скандальной, комичной. Но Джуна была драчливой с детства и не дала себя в обиду.
-- А ну-ка пей! – командовала Алла Борисовна, таща гостью за волосы.
Джуна до конца жизни терпеть не могла, когда люди дотрагиваются до её волос. Как только стакан водки оказался у её губ, сработал некий бойцовский механизм самосохранения.
Света! Я не знаю, как, но одной рукой я дала ей под дых, у меня же черный пояс по карате, второй взяла невероятно огромных размеров хрустальную вазу с цветами, как я её цапанула, не знаю, ваза не входила в руку, и она оказалась на голове Аллы. Разбилась, осколками поранив лицо. Все произошло мгновенно, в каком-то инфернальном зверином состоянии защиты. Помню только, что ещё оттолкнула летящую ко мне Кристину. Та вообще обалдела – бросаться на людей с ножом! Тем более на меня! Сумасшедшая! Убить могла! Я не помню всё четко, в руках моих остался обрывок её подвесок каких-то дрянных. Не то бус, не то цепочки. Меня оттащили. Я опомнилась уже в лифте с этой дрянью в руках. Как с военным трофеем... Я никогда не прощу ей, что она так унизила меня перед гостями!
Джуна была последовательна в своей ненависти.
Однажды она показала картину, где изобразила своих врагов. Люди в рубище, держащие камни, их роняли. И камни не долетали до центральной фигуры, в виде, конечно же, Джуны, идущей по зеленому цветочному лугу. Врагов обуревали пороки. Одна из врагинь держала в руке нож, другая – бутылку... Третьи, голубые, были объяты пламенем.
-- Это Алла Борисовна, – показала Джуна на правую фигуру сверху, которая падала со скалы с бутылкою в руках. – А это ее выкормыши-педерасты!
-- Колдуешь?
-- Просто не люблю бл*дей, – ухмыльнулась Джуна и добавила, – и п*доров..."
(Светлана Савицкая "Джуна. Одиночество солнца")
0Позитивная психология 07.12.2018
Джуна Давиташвили. Это имя окутано массой легенд. Ее обожествляют и распинают. Одни вставали в очередь на лечение ее уникальными руками, другие бездарно «обличали». Она оставила после себя множество картин, стихов, песен, прозаических сочинений. Но главное: тысячи благодарных людей, излеченных от тяжелых недугов.
Она всегда была в окружении множества людей, но оставалась одинокой. Особенно, после того как потеряла сына. Почти никого, за редкими исключениями, не подпускала слишком близко. Пожалуй, лучше всех ее знала Светлана Савицкая. Космонавт тесно общалась с целительницей в последние годы ее жизни, написала о ней проникновенный очерк и столь же сердечную, и в то же время удивительно правдивую книгу.
Савицкая сумела разглядеть главное, сокровенное: «Свою душу она нам щедро подает, точно ведро колодезной воды. Захочешь – пригуби. Всё одно до дна не выпьешь! Ведь вода эта – жизнь. А сколько раз дано ей обновляться в колодце вечности?»
Давайте и мы с вами, дорогие читатели блога, прикоснемся к этому живительному источнику, обратимся к удивительным фактам биографии Джуны Давиташвили. Попытаемся понять ее и как яркий феномен, и как мужественного человека, и тонко чувствующую женщину.
Откуда что взялось?
Что дало Джуне право впоследствии называть себя ассирийской царицей? Поищем корни явления в ее происхождении, детских годах.
Ее официальное имя: Евгения Ювашевна Саркисова (Давиташвили). Родилась в Краснодарском крае 22 июня 1949 года. В ее родном селе Урмия проживала группа потомков выходцев из ассирийского народа. Напомню: Ассирия была одним из великих государств древнего Междуречья. Располагалась, в основном, на территориях, ныне принадлежащих Сирии и Ираку.
Ее отец Юваш Саркисов прибыл по делам в СССР из Ирана еще до войны. Здесь завел семью и остался навсегда. Уже будучи взрослой, Джуна узнала настоящую фамилию отца: Бит-Сардис. Она отсылала к предкам, знаменитому роду царей и жрецов.
Многие биографы целительницы считают, что эмигрант Юваш и казачка Анна - приемные родители Евгении. Отец, как уверяют все знавшие эту семью, очень любил девочку, одним из первых заметил ее дар и поддержал. С матерью отношения были сложнее: она не понимала и не принимала ни своенравности, ни «странностей» дочери, которые проявлялись с раннего детства.
Большое влияние на нее оказала прабабушка, у которой были явные экстрасенсорные способности. В деревне по тем временам ее величали попросту ведьмой, хотя она и умела лечить. Именно от прабабушки Джуна переняла метод бесконтактного массажа, то есть, лечения энергетическим посылом, пасами рук, не касаясь тела пациента. И сама еще в детские годы принялась врачевать окружающих и предсказывать события.
Что там, за чертой…
Странный сон явился 4-летней Жене: она увидела девочку, лежащую в могиле. На вопрос, кто она, сверстница из сна ответила загадочно: «Я – это ты. А ты – это я!» Евгения рассказала о сновидении родителям, и они отвели ее на погост. Показали место, где похоронена ее сестра. Девочка с тем же именем умерла 4 года назад, ей было 4 годика…
Помнится, подобная сюрреалистическая история приключилась в детстве и с Сальвадором Дали. А ведунья потом нередко будет использовать в разных ситуациях магическую восьмерку (сумму двух четверок).
Есть в ранней биографии Джуны Давиташвили еще один случай, имевший на нее сильное влияние. Случилось это тоже в дошкольном возрасте (ей было 4-5 лет). Ее младший брат заигрался и упал в колодец. Евгения, ни секунды не сомневаясь, бросилась спасать его.
Сбежались селяне, достали братишку, и на радостях… забыли о девочке. Братишка сам напомнил взрослым о ней. Женя каким-то чудом оказалась жива, даже воды в легкие не попало. Потом она вспоминала, что в те страшные минуты в колодце ей представилось звездное небо, необъятный космос, который звал, манил к себе. Именно после этого случая у нее и начали проявляться способности к лечению.
Между детством и взрослостью
Это потом напишут книги о Джуне Давиташвили. А пока нескладная и непокорная Евгения наравне с взрослыми с 12 лет трудилась в колхозе. Училась в восьмилетке, особо не блистая успехами на этом поприще.
Дальше и в рассказах самой нашей героини, и в хрониках ее биографов много белых пятен, разночтений и загадок. То ли она обучалась в Ростовском техникуме кино и телевидения, но не довела учебу до аттестата. То ли получала азы профессии в Ростовском медтехникуме. Есть и иные версии того, где она продолжила образование.
Но есть в ее судьбе некоторые моменты, о которых Джуна предпочитала не рассказывать. Позже жители села Урмия поведали журналистам, что юная Евгения вышла замуж за односельчанина и родила девочку, которая очень скоро умерла. Это стало причиной разрыва молодых родителей, и отъезда будущей знаменитости в Ростов. По другой версии, дочку она родила в 1967 году, уже будучи студенткой ростовского техникума.
Тбилиси. Первое признание Дара
Параллельно училась медицине в народном университете, была в те годы подобная «экзотическая» форма заочного обучения. Диплом такого «университета» был достаточно условным, он не давал права на официальную работу в больнице. Зато Джуна не раз потом рассказывала, как на экзамене она поразила комиссию, руками «склеив» края раны пациента.
Потом Евгения оказалась сотрудницей одного из профилакториев этого благодатного края. Поначалу трудилась горничной. Окончив курсы массажа, получила шанс проявить свои уникальные способности на практике. В элитном санаторном учреждении Тбилиси и проявился ее дар, она впервые смогла каждый день демонстрировать, какой волшебной силой обладают ее руки.
Поначалу о чудесах, творимых массажисткой, говорили полушепотом. В 1979 году эта информация о необычной врачевательнице стала достоянием общества. Более того, в журнале «Техника молодежи» прозвучали данные о ее сотрудничестве с такими достаточно закрытыми учреждениями как Звездный городок и Дипломатическая академия МИД СССР.
Журнал «Огонек» тогда же рассказал о международном симпозиуме «Бессознательное», что прошел в Тбилиси. Там, на глазах изумленной публики, Джуна лечила людей. СМИ взахлеб описывали и еще один фантастический эксперимент: Джуна смогла засветить кинопленку, лежавшую в запечатанном конверте. Этот опыт никак нельзя было объяснить внушением или гипнозом, хотя подобные объяснения ее деятельности не раз звучали раньше и будут преследовать целительницу всю оставшуюся жизнь.
Грузинская семья
В 1974-м она вышла замуж за Виктора Давиташвили. Встретились они в том самом санатории. Виктор Ираклиевич, как уверяла сама Джуна, был офицером КГБ, служил в команде тогдашнего 1-го секретаря компартии республики Шеварднадзе.
Много лет спустя она поведает о жизни в грузинской семье как о непрерывном унижении. Была на правах прислуги, жила, «не поднимая головы». И это - гордая и независимая Джуна, так ее уже называли в те времена.
Не раз она признавалась, что с мужем у них не было ни душевной близости, ни даже особой эмоциональной привязанности. И даже сын Вахтанг, ее любимый Вахо, по всей видимости, был плодом иной, запретной любви. Есть данные, что отец помогал Вахтангу всю его недолгую жизнь, но никогда не открывался, и Джуне тоже успешно удавалось хранить в тайне его имя.
Семья Давиташвили дружила с самыми влиятельными, властными кланами Грузии того времени. Но пришло время, и они же «сосватали» Джуну в столицу. В 1980-м Джуна Давиташвили и ее сын были отправлены в Москву.
Душа, воплощенная в творчестве
Но прежде чем я перейду к повествованию о столичном периоде ее жизни, о становлении легенды, хочу остановиться на другом, творческом амплуа нашей героини. Помните, как страстно, яростно пела Ирина Понаровская эти строки:
Знаю - любил. Знаю - берег.
Это был жизни первый урок.
Знаю - забыл. Знаю - не ждешь.
Все это было, все это ложь.
Немногие знают: песня написана на стихи Джуны. Это отголосок тех чувств, что бушевали в душе поэтессы, когда ей пришлось покинуть ставший родным Тбилиси и отправиться в пугающую неизвестностью Москву. Позицию мужа, «сдавшего» ее на милость сильных мира сего, она посчитала предательством.
Предлагаю вместе вспомнить этот эстрадный шедевр незабываемых 80-х.
Ее песни исполняли (а некоторые поют до сих пор) и другие звезды шоу-бизнеса: Марина Капуро, Владимир Мигуля, Валерий Меладзе.
Но самое сильное впечатление производят философские притчи и необычная поэзия, чаще всего, в жанре белого стиха. Особенно пронзительны строки, посвященные дочери Юне. Выше я уже говорила, что жизнь девочки оборвалась рано. О ней Джуна очень редко вспоминала вслух. Но наедине с чистым листом бумаги она была предельно искренна:
«Мама», – зовет меня дочь,
Что страшнее беззвучного крика?
Вновь на груди я ее ощущаю ручонки.
«Мама», – кричит моя дочь.
А глаза ее смотрят с укором
Из глубины моей скорби и боли моей бесконечной…
Отдельного внимания заслуживают картины Джуны Давиташвили. Их можно посмотреть здесь .
А это - выставка картин Джуны, видео снято уже после ее ухода в мир иной.
Все, кто приходил в ее гостеприимный дом, могли видеть часть этих произведений, развешенных по стенам квартиры. В них целительница запечатлела свой внутренний мир. Свое видение красоты, предназначения человека в этом мире. Тут и прекрасные фигуры людей, и фантастические животные, и идеалистические пейзажи. Чем-то эти полотна напоминают картины Святослава Рериха с его глубоким философским видением мира…
Позволю себе еще одну цитату из книги Светланы Савицкой «Джуна. Одиночество солнца»: «Я поведаю правду с любовью. С любовью о ней не только лишь как о целительнице, но прежде всего о романтической поэтессе, искренней певунье, оригинальном, имеющем собственное лицо в искусстве художнике, наивной выдумщице, прекрасном поваре, гостеприимной хозяйке, дарительнице, исследователе и ученом, умнице и капризнице одномоментно, гибком и талантливом скульпторе, верной матери и черствой жене, послушной дочери, гневливой старухе, хрупкой беззащитной девочке, сумасшедшей хулиганке…»
Вот и мы с вами, дорогие друзья, вспомнили эту неординарную и неоднозначную женщину с любовью. И оставили ее на середине пути, у входа в манящий, но таящий множество опасностей мир. Дальше будет самоутверждение в столице СССР, изнурительная, бесконечная борьба за признание ее дара. Но об этом - в следующей статье.
Опустела без тебя земля... Памяти Дмитрия Хворостовского
Мода на голословное отрицание феномена «Д» (так сегодня называют в научных статьях загадку Джуны) прошла. Сегодня ведущие ученые страны высказываются в поддержку серьезного изучения биоэнергетики. Это огромный шаг вперед. Сделать его официальной науке помогла Джуна. До нее никому не удавалось преодолеть холодный академический скепсис. По сути, то что она совершила, это психологический перелом в сознании целого поколения ученых.
Иногда мне кажется, Джуна ищет себе все новые и новые увлечения (стихи, живопись, музыка) потому, что ей скучно жить на свете, дабы она все знает о себе и о своей будущей жизни. В ее способности к ясновидению мне приходилось убеждаться не однажды. Как-то я привел к ней своего знакомого, у которого украли из дома шкатулку с драгоценностями жены. О чем он и сообщил Джуне.
— У вас нет с собой фотографии жены? — спросила она.
— Есть, — ответил мой знакомый и достал снимок. На нем его молодая супруга была в тех самых серьгах, которые тоже пропали.
Джуна взяла фото, долго смотрела на него, потом закрыла глаза и попросила нас помолчать. Прошло минуты две-три, и вдруг она начала описывать квартиру моего приятеля, где никогда не была.
— При входе слева я вижу какое-то желтое пятно, это картина... Нет, плакат. На другой стене висит детский велосипед... Коридор очень длинный, в него выходят три двери... Комната, из которой украли драгоценности, самая дальняя... Шкатулка стояла на полке слева, среди металлических ваз... Тот, кто ее взял, носил бороду, он лысоват... Борода и остатки волос седые и курчавые... У него кривой нос, большой череп... ходит он в джинсовой куртке...
— Стойте, стойте! — закричал мой знакомый. — Я его узнал. Он действительно приходил к нам в тот день вместе с целой компанией...
— Если вы хотите вернуть свои вещи, — сказала Джуна, — то поспешите. Этот человек скоро эмигрирует...
В краже драгоценностей он, конечно, не сознался, а вскоре действительно уехал в Америку...
Кинорежиссер Эльор Ишмухамедов, снимавший Джуну в фильме «Юность гения», рассказывал мне, как она в Самарканде в мавзолее, где похоронен Тамерлан, очень удивила всех, кто был с нею, сказав, что под каменным надгробием не «видит» останков тела. Кто-то улыбнулся скептически, кто-то стал с нею спорить. Но подошедший экскурсовод сообщил, что Джуна права. Тамерлан похоронен не здесь, а в глубоком подземелье, куда ведет длинная лестница.
...Вернувшись из Болгарии, где мне посчастливилось встретиться со знаменитой ясновидящей Вангой, я пришел к Джуне и стал ей рассказывать, как Ванга поведала мне о том, что скоро болгарские археологи раскопают курган в Свештарах, найдут там следы древней цивилизации, а на одной из каменных плит обнаружат письмена, в которых зашифровано будущее человечества. Я стал описывать со слов Ванги внутреннее устройство еще не раскопанного кургана: «Вход в подземелье закрыт плитой с рельефным орнаментом, на котором изображено дерево, кроной вниз...»
И вдруг Джуна перебила меня:
— Подожди, дальше я расскажу сама... За входом начинается длинный узкий коридор, его стены отделаны каменными прямоугольными плитами... Коридор ведет к просторному помещению, где найдут много скульптур... на его потолке сохранилась красивая фреска.
Я даже вскрикнул от неожиданности — настолько описание Джуны совпадало с предвидением Ванги. Замечу, что они никогда не встречались...
Сбудутся ли эти предсказания? Давайте подождем. Болгарские археологи уже начали исследование Свештарского кургана, и уже найден длинный коридор, ведущий в большой зал с рядами изваяний и красивой фреской под потолком...
Джуна дарит картину Папе Иоанну Павлу II
Рассматривая очень простые, даже в чем-то наивные, по-моему, картины Джуны (птички, лани, женщины), я подумал — как все-таки вовремя она явилась на свет. Люди слишком далеко зашли в своей ненависти, равнодушии, нежелании понимать друг друга. В нашем запутанном, сверхусложненном мире людям так трудно добраться до сути...
А суть ее многих картин — не является ли она своеобразным ясновидением талантливого человека который заглядывает в глубины души в поисках вечной истины?
Картина Джуны - Сын Вахо
Я - дочь Космоса. Джуна
Огромные печальные глаза, так часто повторяющиеся на ее картинах, как бы просят: не спеши, человек, загляни другому в душу, прикоснись к его боли...
Бабочка с крыльями из двух флагов, нарисованная Джуной, стала символом нового, дружеского периода в отношениях между Америкой и Россией.
Такие люди, как она, редко испытывают удовлетворение от достигнутого. И вот потому в одном из своих стихотворений она мечтает:
Для духа оболочка тела мне слишком тесной кажется.
Лишь малая песчинка судьба моя в сравненьи с миром звезд.
Но я хотела б стать хоть краткой вспышкой живого света.
Мне бы в полный рост на миг лишь распрямиться и коснуться рукою неба...
Но разве она уже не близка к этому?
9 июня 2015, 07:37Первая часть здесь - http://www..
Мерилин Монро
как это ни странно, но невыполнимой миссией оказалось найти в сети рисунки авторства Мерилин Монро. В 2012 году вышла книга "Мерилин Монро. Девушка которая ждет", в которой было представлено собрание ее рисунков и стихов.
Одна
Мерилин Менсон
«Я начал делать это (заниматься живописью) для себя, и временами я рисовал портреты своих друзей в качестве подарков. Люди то и дело говорили мне: „Ты должен устроить выставку“. У меня никогда не было мыслей из серии „Я знаменитость, и я собираюсь попробовать сделать деньги и на картинах тоже“, потому что я начал рисовать задолго до того, как стал петь. И рисую я, возможно, лучше, чем пою, по мнению некоторых людей». В 2007 году в Москве проходила его выставка.
Картины ММ (также как и музыка) довольно спецфичны, поэтому на ваш суд представляю не все что нашла.
Неурожай
Винсент Галло
Дита
Дочь без матери и мать без дочери
Лили Белая
А этот мужик похож на писателя Алана Эдгара По
Сильвестр Сталлоне
Герой боевиков американский актер Сильвестр Сталлоне помимо актерской деятельности увлекается рисованием картин. Сталлоне занимается живописью более 35 лет. Актер пишет полотна в стиле импрессионизма и экспрессионизма еще со времен учебы в колледже. Как говорит сам Слай, он чувствует, что больше художник, чем актер. "Я думаю, что я больше художник, чем актер. Искусство позволяет мне реализовать себя, делать, то, что я хочу, а не то, чего хотят другие. Когда ты играешь роль, ты не можешь сказать так много, как хочешь. А герои так вообще мало говорят". Свои картины известный актер выставляет на показ в самых разных галереях мира, так его работы видели в России, Швейцарии, США и Франции.
Женщина (Джоан Кроуфорд).
Боксерские перчатки
Супермен
Рокки
Часы Геракл
Майкл Джексон
Городской пейзаж
Смерть друга
Боб Дилан
Большинство картин знаменитого исполнителя были созданы на основе зарисовок и эскизов, которые он сделал в период с 1989 по 1992 годы. В 1994 году наброски Дилана увидел директор музея в городе Хемниц в восточной Германии и убедил певца обновить рисунки и добавить им цвет. По мнению специалистов, работы музыканта по своему стилю напоминают манеру импрессионистов и постимпрессионистов, таких, как Винсент Ван Гог, сообщает. Однако сам шестидесятисемилетний певец отрицает, что пытался сознательно подражать великим мастерам прошлого. "Я не обучался в академии, где учат, как писать в стиле Дега или Ван Гога, или как копировать да Винчи. У меня нет объектов для копирования, - признался Боб Дилан. - Если бы я имел возможность писать, как эти ребята, было бы видно сходство, но этого нет. Если все-таки проступает что-то общее в манере, то это просто случайность, нечто инстинктивное". Выставка в одной из крупнейших галерей Лондона стала первой масштабной публичной экспозицией музыканта.
Эта картина изображает квартиру в Нью-Йорке.
Женщина на постели
Женщина в пабе "Красный лев"
Железнодорожная колея
Мужчина на мосту
Джеймс Франко
Арт - самая хаотичная из областей творчества Франко. Сам он требует в первую очередь считать себя перформансистом: с этой точки зрения вся его карьера выглядит как один большой перформанс. Один из его любимых проектов - участие в мыльной опере «General Hospital», в которой он сыграл художника Франко. Летом 2010 года вымышленный Франко проводит выставку в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, а реальный Джеймс в это время в том же самом музее провел выставку про свой опыт работы с мыльной оперой. Другие его выставки, включая зимнюю «Gay Town» в Берлине, посвящены преимущественно трем предметам: мужчинам, сексу и самому Джеймсу Франко.
4 года назад на Сплетнике был пост с работами Франко - http://www..
Джуна