Все о ренате литвиновой. Биография ренаты литвиновой
Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Выросла в семье врачей. Мама Ренаты очень любила кино, и маленькая девочка частенько ходила вместе с ней в кинотеатр на вечерние сеансы. Именно там она впервые и окунулась в чарующий мир синематографа. Отец Ренаты не жил вместе с семьей, поэтому маме приходилось много и усиленно работать. Рената вспоминает:
Жили мы с мамой вдвоем. Потом к нам прибилась кошка из подъезда, Лора. И, представляете, пережила всех генсеков. Прожила почти 27 лет! Ужасно строгая была, очень много рожала и однажды даже родила у меня на голове своих котят. Я тогда во ВГИКе училась, всю ночь писала рассказ, заснула под утро и чувствую, что на моей макушке что-то теплое шевелится - оказалось, три котенка. Говорят, это хорошая примета.
Училась Рената Литвинова в обычной средней школе, а, будучи в 10 классе, поступила на сценарный факультет одного из самых престижных кинематографических вузов страны – ВГИКА.
Рената Литвинова: С первого же раза я поступила во ВГИК, на сценарный факультет. Очень удобный для меня вуз, потому что находился на расстоянии одной остановки на метро от моего тогдашнего дома. Принимал классик, сценарист Евгений Габрилович. На втором курсе он мне даже предложил написать что-то в соавторстве. А я такая ветреная была, просто засмеялась на такое предложение. Еще были живы все классики советского кино - и Сергей Герасимов, и Тамара Макарова, у которых еще Кира Муратова училась и была их любимой студенткой, между прочим. Это как старый МХАТ, старейшины. Священные монстры. Я именно во ВГИКе стала себя чувствовать счастливой, не как в школе.
Рената произвела колоссальное впечатление не только на однокурсников, но и на педагогов ВГИКА своим нестандартным мышлением и подходом к съемкам. Вместе с Литвиновой на курсе учились Роман Качанов и Аркадий Высоцкий .
Рената Литвинова: Талант - это и есть для меня красота. Тогда на сценарных факультетах было мало девушек. В те годы меня постоянно приглашали сниматься в каких-то фильмах, или играть этюды, или сниматься на фото. Все ухаживали. Я, конечно, вела себя коварно. А как еще, если тебе 17 лет? А я только в 16 первый раз поцеловалась.
Тем не менее, дипломный сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» оценили весьма негативно, даже пришлось его переписывать. Позднее знаменитый кинорежиссер Кира Муратова («Короткие встречи », «Настройщик », «Мелодия для шарманки ») прочитала в альманахе дипломную работу Ренаты и даже хотела снимать фильм. А затем на одном из кинофестивалей Муратова познакомилась с Литвиновой лично, после чего сразу пригласила ту сниматься в кино.
Рената Литвинова: «Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать Кире Муратовой было невозможно».
Рената Литвинова. Творческий путь
В 1994 году Рената Литвинова дебютировала как актриса в фильме «Увлеченья » Киры Муратовой . Известный российский кинорежиссер Валерий Тодоровский впервые прочитал повесть Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать » и решил поставить фильм, который он назвал «Страна глухих ». Картину очень тепло приняли как кинокритики, так и обычные зрители, хотя сценарий к ней Тодоровский написал в соавторстве с другим человеком, не с самой Литвиновой.
Самой Ренате Литвиновой не очень нравится, как по ее романам снимают фильмы.
Постепенно она стала появляться и на телеэкранах страны: в различных развлекательных программах, рекламе. Например, звезда снялась в рекламе колготок, но, по ее собственному признанию, это было сделано исключительно из материальных соображений. Настоящее признание к Литвиновой-актрисе пришло после телесериала знаменитого советского кинорежиссера Александра Митты «Граница. Таежный роман ». Артистка блестяще сыграла роль медсестры, хотя, по словам режиссера, на пробы проходило много актрис, но Рената была вне конкурса.
Рената Литвинова: Мы с Мишей Ефремовым в «Границе...» два таких неформала: он - пьющий, я - сумасшедшая. У многих я так и ассоциируюсь с этой героиней, хотя с такой «репутацией» жить очень вольготно - ты такая, какая есть. Многие же не могут себе позволить «открыть» свое лицо, очень много людей мутных вокруг, вроде бы он добро так улыбается, но нет ему веры. А те, кто не притворяется добреньким, часто и неожиданно в моей жизни совершали благородные поступки.
Лучший актёрский дебют «Кинотавр» за роль в художественной ленте «Увлеченья» (1994). Лучшая женская роль «Кинотавр» за роль в ленте «Мне не больно» (2006).
Литвинова прошла долгий путь: от сценариста к кинорежиссеру, участвовала в телепередачах в качестве ведущей, снимала видеоклипы для своей лучшей подруги – певицы Земфиры . А в 2008 году срежиссировала о ней фильм «Зеленый театр в Земфире».
Первый фильм Ренаты Муратовны – «Нет смерти для меня» (2000) – документальный, был посвящен знаменитым советским актрисам. А в 2004 году вышла картина «Богиня: как я полюбила ».
Рената: Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви… В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств. Но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку x и встретила там человека. И испытала любовь».
С 2004 года на сцене МХТ имени Чехова актриса исполняет роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишнёвый сад». С 2012-го играет Ромэйн в «Свидетеле обвинения».
В 2005 году в свет вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написаная журналистом Алексеем Васильевым и состоящая из диалогов и отрывков прозы актрисы. В произведении также можно увидеть рассуждения и воспоминания Ренаты. В 2007 году издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили сборник Литвиновой «Обладать и принадлежать», где были собраны новеллы и киносценарии.
В 2012 году увиделда свет картина «Последняя сказка Риты », снятая Литвиновой на собственные деньги. В фильме главенствует любимая тема артистки - мотив смерти.
1994: лучший актёрский дебют «Кинотавр» (роль в «Увлеченьях); «Женщина-стиль» приз кинопрессы (роль в «Увлеченьях)
1997: Лучшая женская роль на КФ в Екатеринбурге за роль в к/а «Три истории»; лучшая женская роль второго плана на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале (роль в к/а «Три истории»).
2000: Лавровая ветвь (д/ф «Нет смерти для меня»).
2001: государственная премия РФ (роль в х/ф «Граница. Таёжный роман»); молодёжный грант «Триумф».
2003: лучшая женская роль на РКФ «Литература и кино» в Гатчине (роль в х/ф «Небо. Самолёт. Девушка»); звание заслуженной артистки РФ.
2005: лучшая женская роль на КФ «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге (роль в х/ф «Настройщик»).
2006: лучшая женская роль, «Кинотавр» (х/ф «Мне не больно»).
2007: лауреат нацпремии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.
2008: лучшая российская актриса, «Жорж».
2009: «Серебряная калоша», номинация «Очень нужны деньги, или Кидалово года».
2012: Медаль Пушкина.
2013: «Золотой телец» за кинозаслуги, кинофестиваль Таормина.
Кроме актёрства и режиссуры, Литвинова известна и как телеведущая: «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой», «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» (телеканал «Культура»), «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (НТВ), «Кинопремьеры» и «Синемания» (Муз-ТВ), др.
В 2013-м Литвинова появилась в главной роли в картине «Гена-Бетон » с Аликой Смеховой , Ольгой Арнтгольц , Сергеем Перегудовым и Гошей Куценко , а в 2015-м - в ленте режиссера Анны Меликян с Михаилом Ефремовым и Евгением Цыгановым «Про любовь ».
В феврале 2016-го режиссер, сценарист и актриса приступила к съемкам фантастической истории «Сны Иосифа » о знаменитом поэте Бродском. В ленте, помимо самой артистки, задействованы ее дочь Ульяна Добровская , Яна Сексте , Максим Виторган , др. В том же году вышел киноальманах «Петербург. Только по любви ». Рената выступила как один из семи режиссеров фильма наряду с Натальей Назаровой , Оксаной Бычковой , Авдотьей Смирновой и др.
В январе 2016-го стало известно, что Рената Литвинова наряду с юмористом Сергеем Светлаковым , актером Сергеем Юрским и телеведущим Владимиром Познером была приглашена в жюри девятого сезона популярного шоу талантов Первого канала «Минута славы » - российского лицензионного аналога знаменитого британского проекта Britain’s Got Talent , существующего в более чем четырех десятках стран. Девятый сезон проекта, ведущим которого на этот раз стал Михаил Боярский , приурочили к десятилетию выхода этой программы в эфир. Трансляция шоу началась в феврале 2017-го.
Во время записи эфиров актрисе очень понравилось выступление 11-летней Анфисы Курабцевой из Сергиева Посада. Рената даже пришла за кулисы, чтобы сфотографироваться с участницей шоу, а затем выложила снимок в Instagram, подписав его словами: «моя любимица Анфиса с проекта «Минута Славы».
Рената Литвинова. Личная жизнь
Первый муж актрисы – известный кинопродюсер Александр Антипов . Брак был заключен, когда актрисе исполнилось 17 лет, и просуществовал всего 3 года. Инициативу высказал Антипов, Рената мечтала прострелить его борсетку с документами, которую он всегда носил с собой, и просила у подруг денег, чтобы купить пистолет.
«Мой первый муж был добрый человек, занимался продюсированием картин. Отличные у него были названия проектов: один - «Упырь», а другой - «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь». Прошел год, и… я просто съехала с его квартиры».
Вторым мужем Ренаты стал бизнесмен Леонид Добровский , но в 2009 году они также расстались. От него Рената родила дочь Ульяну в 2001 году. Развод супругов проходил крайне тяжело с судами и сплетнями. Ребенок в итоге остался с актрисой.
«Если нет любви, зачем жить вместе? Есть в женщинах все-таки вбитый наглухо стереотип о том, что надо быть замужем. А зачем? Если есть любовь, мне не обязательны узы брака. Но эта схема моя – может, другим она не подходит? Ведь я работаю, сама зарабатываю, мне ничего ни от кого не нужно. Но очевидцы рассказывают, что бывают же счастливые финалы - живут по пятьдесят лет вместе и никогда не разлюбляют друг друга, и не предают, и не жадничают, а жертвуют. Хорошо бы такую любовь всем пожелать. А ведь такая любовь есть. Я точно знаю. Или мне так хочется знать».
Ренате приписывают отношения с певицей Земфирой , но сама актриса говорит только о хорошей дружбе между ней и известной певицей.
Рената Литвинова часто становится объектом пародий, наиболее известное создание образа актрисы принадлежит Максиму Галкину .
Рената: «Меня как-то изображал Максим Галкин. У него был концерт какой-то. Я вышла на сцену, сказала одну фразу и зал страшно рассмеялся. Я сказала еще одну фразу, а зал – еще больше. Я подумала тогда, может, мне уже выступать как Степаненко».
Дочь Ульяна остается отдушиной и безоговорочно любимым человеком Ренаты Литвиновой , хотя времени на ребенка не всегда хватает, к тому же, ребенок учится во Франции.
«С появлением Ульяны во мне поселился вечный страх за нее. Ребенок мой недавно сказал, что подарит мне цветочный магазин, когда буду старушкой. Так что к цветочным магазинам я теперь присматриваюсь и люблю поболтать с хозяйками. В родителях есть что-то от попугаев, все время повторяешь, что это нельзя, то нельзя, но никто ж никого не слушает. Я сама не слушала. Надо любить ребенка, чтобы он знал, как его любят и как он ценен. Я всего лишь лук, который выпустил в небо стрелу, и вот она уже летит сама по себе. Ну, конечно, надо вкладываться в образование, надо читать книги, надо выбросить телевизор из квартиры навсегда, надо ходить в музеи и надо общаться, общаться».
Рената Литвинова. Фильмография
Актриса- Ну, простите! 2016, короткометражка
Как Большие, 2016, короткометражка
Сны Иосифа, 2016, короткометражка
День моей смерти, 2016, короткометражка
Петербург. Только по любви , 2016
Последний человек Атлантиды, 2015, озвучка
Лестница Родченко, 2015, короткометражка
Случай в Мадриде с госпожой К, 2015, короткометражка; роль: Госпожа К.
Волшебный кубок Роррима Бо 3D, 2015; роль: старшая вожатая
В девяностые годы на телеэкранах стала все чаще появляться загадочная и странная блондинка с оригинальной манерой говорить и специфической мимикой. Она стала постоянным объектом сплетен и обсуждений. Неординарная личность не оставляла равнодушным никого. Однако в этой статье пойдет речь не о персонаже светской хроники, а о талантливой актрисе, режиссере, сценаристе и телеведущей, имя которой - Рената Литвинова. Биография этой творческой личности занимает важную позицию в современной российской культуре.
Рената родилась в Москве, в семье врачей. В детстве будущая сценаристка читала запоем, с увлечением смотрела художественные фильмы, но совсем не любила школу. О ней, как о чем-то вызывающем тоску и одиночество, впоследствии вспоминала актриса Рената Литвинова.
Биография
Семья отца принадлежала к старинному татарскому княжескому роду. Ренатой телеведущую родители назвали в честь деда-аристократа. Однако отца девочка видела довольно редко, хотя и рассказывает о нем всегда с огромной нежностью и любовью. Этот человек ушел из семьи спустя год после того, как на свет появилась одна из самых экстравагантных личностей современности. О том, как ей не хватало отцовской любви, нередко вспоминает Рената Литвинова.
Биография этой необыкновенной женщины всегда чрезвычайно интересовала журналистов. О детстве телеведущая рассказывает с удовольствием. Но на вопросы о бывших мужьях и подробностях личной жизни отвечает довольно осторожно Рената Литвинова.
Биография, национальность, студенческие годы, ее первая влюбленность - все эти моменты являются предметом пристального внимания неутомимых работников светской прессы. Белые пятна в жизни выдающейся фигуры отечественного кинематографа нередко восполняются домыслами журналистов. Сама же о своем детстве говорит как о периоде, когда большую часть времени она была предоставлена самой себе: на зарплату врача прожить было непросто, и мать работала сверх смены.
Несмотря на то что отца телеведущая видела не так часто, как хотела бы, о детстве и своих родных хранит только лучшие и приятные воспоминания Рената Литвинова. Биография, личная жизнь и карьера ее матери сложились так, как и у миллионов советских женщин. После развода она так и не вышла замуж, и единственное, что составляло смысл ее жизни, - счастье единственной дочери. Мать Литвиновой большую часть времени проводила на работе. По профессии она хирург. На благосостояние семьи, впрочем, высокая трудоспособность женщины не особенно влияла - денег хронически не хватало.
Бабушка
Каникулы Рената обычно проводила у бабушки по материнской линии. Эта женщина была оригинальной личностью, не лишенной творческой жилки. В роду бабушки были поляки и украинцы, стало быть, в жилах Литвиновой течет русская, татарская, украинская и польская кровь.
О бабушке с удовольствием рассказывает Биография, характер и происхождение этой женщины отличали ее от большинства советских людей. Об отце она говорила немного, но известно, что был он белым офицером. Вела она весьма активную общественную жизнь и потому имела немало врагов. Также писала стихи и отслеживала дедушку, который, несмотря на преклонный возраст, пользовался успехом у женщин. Нрав бабушки был чрезвычайно необузданным, а внешность - необыкновенно яркой. Возможно, в формировании личности будущей актрисы и телеведущей эта женщина сыграла значительную роль.
Гадкий утенок
Каникулы у бабушки были счастьем. Пребывание в школе - беспросветным одиночеством. Как и многие будущие красавицы, довольно нескладную фигуру имела в переходном возрасте Рената Литвинова.
Биография, рост, вес, присутствие каких-либо внешних недостатков скандальных светских львиц являются предметом изучения представителей желтой прессы. Рената Литвинова не относится к женщинам, в карьере которых важную роль сыграла внешность. Но все же стоит сказать, что и красотой природа ее не обделила. Хотя, по ее же воспоминаниям, в детстве она была слишком высокой, угловатой, неловкой. Сегодня параметрам телеведущей позавидует, пожалуй, любая женщина (рост - 170 см, вес - 58 кг).
Одиночество
В детстве Рената почти всегда была одна - слушала дома радиоспектакли, читала рассказы Бунина, повести Гоголя и даже интересовалась медицинской литературой, которой в доме, в силу профессиональной принадлежность матери, было много. Что касается поэзии, то будущей сценаристке ближе всего были стихотворения Лермонтова, в которых лейтмотивом служит тема одиночества.
Детские увлечения
Актриса Рената Литвинова, биография которой содержит довольно любопытные для журналистов факты, в своих интервью предпочитает предаваться яркому художественному изложению детских воспоминаний. Она ездила несколько раз в неделю в музыкальную школу, которая находилась неблизко от дома. Дорога была нудной и утомительной. Рената посещала танцевальный ансамбль, где научилась лишь хореографическим движениям народного Также она занималась легкой атлетикой. В спорте, по признаниям самой Литвиновой, она не проявила особенных достижений. Но именно он воспитал в ней такие качества, как воля, трудолюбие и целеустремленность.
Под псевдонимом Рытхэу
Стоит перейти к следующему вопросу, который напрямую касается не девочки из обычной советской семьи, а известной и яркой личности по имени Рената Литвинова. Биография, личная жизнь, семья и детские увлечения - это темы, которые уже были или будут рассмотрены в этой статье. Но с чего же началось творчество? И почему вдруг дочь хирурга решила заняться сочинительством?
В подростковом возрасте Рената начала писать небольшие рассказы. Но отчего-то, читая их своим подругам и одноклассницам, стеснялась называть имя настоящего автора. И потому использовала псевдоним Рытхэу. Его Рената заимствовала у одного чукотского писателя. Смогли ли слушатели оценить литературный дар начинающего автора, о том нам неведомо. Известно лишь, что после окончания школы Рената решила поступать во ВГИК, на сценарный факультет, дабы обучиться писательскому мастерству у профессионалов. Стать студенткой одного из самых престижных вузов страны ей удалось с первого раза.
Студентка Рената Литвинова
Биография, личная жизнь, фото и тайны звезд - все это журналистские материалы, которые всегда будут пользоваться спросом. Людям интересно знать, что собой представляет известная личность в частной жизни. Чем больше секретов, тем, как правило, более безумными фантазиями обрастает биография звезды. И для того чтобы понять, что собой представляет Рената Литвинова в обычной жизни, лучше послушать ее собственные признания, нежели читать бесчисленные скандальные статьи.
«Талант - это красота», - так однажды высказалась Рената Литвинова. Биография, фильмография и деятельность на телевидении этой личности будут еще рассмотрены ниже. Но стоит сказать несколько слов о той Литвиновой, которой когда-то не интересовался никто, кроме ее родных. О той студентке, которая была самой юной на курсе и смотрела на своих однокурсников и педагогов восторженными глазами девочки, вчера окончившей школу. Одним из ее преподавателей был известный режиссер ставший впоследствии ее другом и как раз в тот период готовящийся к съемкам культового фильма «Асса». Однокурсниками - Сергей Баширов, Иван Охлобыстин, Аркадий Высоцкий. Все они были значительно старше Ренаты. И именно на первом курсе ее покинуло чувство одиночества, от которого она так страдала в детстве.
Средняя школа - это учреждение, в котором талант может проявиться, однако так бывает нечасто. Здесь не приветствуется неординарность и непохожесть на других. А потому в школе одаренный ребенок чувствует себя нередко угнетенно. Такие ощущения испытывала в детстве и Литвинова. И совсем по-другому она стала себя чувствовать в кругу творческих, талантливых людей. Можно с уверенностью заявить, что биография Ренаты Литвиновой - человека, который внес определенный вклад в отечественный кинематограф, - началась именно в стенах института кинематографии.
Красота - это талант
Первое, что пришло в голову новоиспеченной студентке, когда она впервые бросила беглый взгляд на присутствующих в аудитории, это мысль «Какие же они старые и некрасивые». Очень быстро девушка поменяла свое мнение, потому как красотой для нее стал талант. Она восхищалась эрудицией и способностями своих новых друзей и стремилась не отставать от них.
О первой влюбленности Рената Литвинова не любит говорить, поскольку полагает, что эта тема слишком интимная, да и любовь может быть лишь одна. Любить много раз невозможно. Любовь - это не всегда радость и блаженство, но также и боль. Но без нее человек - никто. Такова позиция Ренаты Литвиновой относительно главного человеческого чувства.
Личная жизнь
Первый штамп о семейном положении в паспорте Литвиновой появился тогда, когда ей было двадцать девять. Ее мужем стал кинопродюсер Александр Антипов. О нем, как и о втором супруге, никогда не позволяла себе отзываться плохо Рената Литвинова. Биография ее включает множество знаковых встреч и знакомств, но ни об одном человеке в своей жизни сценаристка не отзывается негативно.
Брак с Антиповым длился недолго. И вскоре Литвинова съехала с его квартиры и снова начала вести независимый образ жизни, в чем имела, следует сказать, уже немалый опыт. Сразу же после окончания школы Рената Литвинова жила отдельно от матери, на съемной квартире. А потому и развод восприняла с завидной стойкостью, без лишних переживаний и хандры.
Несколько лет после первого неудачного замужества Рената прожила в очередной съемной квартире, в полном одиночестве. Если не брать в расчет огромную крысу, которая делила с ней кров и вела себя достаточно бесстрашно. Один из коллег сказал однажды сценаристке, что иметь в доме подобного «домашнего питомца» - очень хорошая примета, и что Литвинова непременно станет известной и богатой. Отечественный кинематограф в те годы находился в весьма плачевном состоянии. Но предсказание все же сбылось. Одной из самых известных и высокооплачиваемых личностей в российском кинематографе стала Рената Литвинова.
Биография ее содержит информацию о еще одном браке, рождении дочери. Что касается достижений на профессиональном поприще, то эта женщина написала более десяти сценариев, сыграла тридцать четыре роли в кино. В разное время Литвинова была задействована в театре, на телевидении, режиссировала музыкальные клипы.
Фильмография
К самым известным кинокартинам, в съемках которых приняла участие Литвинова, относятся:
- «Граница. Таежный роман».
- «Берлинский экспресс».
- «Небо. Самолёт. Девушка».
- «Мне не больно».
- «Отдамся в хорошие руки».
- «Последняя сказка Риты».
Судьбоносной для Ренаты Литвиновой, которая вовсе не помышляла об актерской карьере, стала встреча с Кирой Муратовой. Режиссеру приглянулась девушка с нестандартным поведением, и она пригласила ее на пробы. Но даже после того, как Рената провалила «кастинг», Муратова не сдалась и написала специально для молодой актрисы роль. Но настоящую известность Литвиновой принес сценарий к фильму «Страна глухих».
Родилась она 12 января 1967 года в Москве. Её родители были врачами. Отец умер уже давно. Мать, которую зовут Алисой Михайловной, все ещё продолжает работать хирургом. Имя Рената получила в честь родного дяди. Хотя имя татарского дяди, если уж точно, было Ринат.
Отец Ренаты не жил с ними. Дочь вспоминала его, как очень красивого мужчину. И рассказывала что помнит, как она, когда приглашала подруг к себе в дом, вешала при входе что-то из мужского гардероба, кепку или пальто, для того чтобы подружкам казалось, что у неё есть отец.
Мать Ренаты очень любила кино. Она ходила постоянно, не забыв прихватить с собой дочку, на вечерние киносеансы. Тогда эти взрослые фильмы Ренате казались скучными, и мама с собой носила для неё яблоки в пакете. Так, девочкой, сидела в кинотеатре, продолжая кушать яблоки.
В итоге Рената очень полюбила кино, ей прямо-таки передалась мамина киномания. До сих пор, признается она, что может смотреть фильмы день напролет. Она настолько неравнодушна к кино, что вспоминает, как однажды разбила молотком кассету. И случилось это только потому, что скандальный фильм, записанный на ней, показался её невероятно омерзительным.
Рената свои школьные годы вспоминать не любит. Она говорит, что об этом времени у неё воспоминания некой беспросветности, детского одиночества. Она всегда спешила быстрее домой, подальше от учителей и учеников.
Рената читала много и всё подряд. Произведения Гоголя её нравились больше всего. Невероятно любила она листать большую медицинскую энциклопедию, принадлежавшую её маме. Рената вспоминает, что между страниц этой толстой книги как учебное пособие лежали гибкие грампластинки. «Например "Шизофренический бред"… Вот все это я обожала изучать", - говорит Рената.
Учеба во ВГИКе
Решение о поступлении на сценарный факультет было принято в 10 классе. Цели Рената преследовала разнообразные: любовь к кино требовала самовыражения, и она уже тогда начала писать, немаловажным оказалась и близость ВГИКа к дому, где она жила. Литвинова взяла свои, немного необычные рассказы и отнесла их во ВГИК.
Евгений Гаврилович, присутствовавший на экзаменах, оказался в восторге от Ренаты, и она быстро и без проблем была принята с первого раза.
Надо понимать, что на факультете кинематографии сложно увидеть случайных людей, таких как Рената, было явное меньшинство. Зато наблюдалось много детей довольно известных и даже знаменитых родителей. На одном курсе с Литвиновой учились Роман Качанов и Аркадий Высоцкий, который в итоге так и не стал заниматься кино. А вот Качанов известен написанием сценария к фильму «ДМБ».
Ее манеры и жестикуляция сначала поражают и кажутся ненатуральными, но на самом деле это вполне естественный способ держаться, присущий именно Ренате. Резкость Литвиновой тоже славилась на факультете, когда была необходима обстоятельная критика, Рената предпочитала уходить от обсуждения со словами: - Было бы что обсуждать. Хотя сейчас сложно найти человека, который более корректен по отношению к работам, которые не только не вызывают чувства восхищения, но провоцируют настоящее раздражение.
Сергей Соловьев познакомился с творчеством Ренаты Литвиновой еще в те времена- он руководил казахской мастерской во ВГИКе.
Проза Ренаты очень своеобразна, это яркие личности, незабываемые манеры, а уровень мастерства был уже тогда выдающимся. Я пытался подтолкнуть ее к написанию оригинальных произведений для кино.
Несмотря на это, дипломный сценарий Литвиновой был воспринят негативно, ее даже обвинили в неумении говорить по-русски. Он назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» и многое пришлось переписывать.
А вот стажировку Рената проходила уже у Соловьева, в объединении «Круг» и ее сценарий «Нелюбовь» сразу же заинтересовал и даже поразил режиссера. Одними из первых были запущены "Анна Карамазофф" Рустама Хамдамова и та самая "Нелюбовь" Валерия Рубинчика. Так и началась творческая жизнь необычного и талантливого сценариста - Ренаты Литвиновой.
Среди богем в кино, Рената с первого раза произвела огромное впечатление. А ведь там видели многое! Про Ренату уже в начале 90-х стали писать влюблённые в неё журналисты. Хотя, по сути, она ещё ничего не сделала. Собственно говоря, Рената Литвинова - сама по себе личность интересная.
Она стала интересным персонажем, что не стоит путать с популярностью. До популярности Ренате было ещё очень далеко. Пока что она была известна только в узких кругах, среди мастеров искусства и пера.
Ренатой Литвиновой был написан сценарий для фильма "Трактористы - 2". Фильм должен был быть успешным, но честно говоря, оказался неудачным. Хотя Рената Литвинова до сих пор утверждает, что братья Алейниковы. которые его создали, обладают большим талантом.
Юрий Грымов - специалист по созданию клипов, считающий себя законодателем мод, который не пропускает мимо себя ни одну гламурную штучку, где-то увидел и прочёл повесть, написанную Ренатой Литвиновой "Третий Путь". Благодаря этой повести, Грымов нашёл свою дорогу на большие экраны. Свою работу он назвал "Мужские откровения" и удивил всех рекламной компанией, которую он организовал для своей короткометражной картины. Однако фильм оказался неудачным. Может быть, это произошло из-за того, что Грымов собственноручно писал свой сценарий, к тому же добавил несколько собственных сцен. Короче говоря, про его кино забыли быстро, а вот Ренату Литвинову - нет.
В конце 80-х годов режиссёр Кира Муратова прочла в издании "Киносценарии" дипломную работу Ренаты Литвиновой под названием "Принципиальный и жалостливый взгляд". Она была так поражена, что хотела по этой работе снять фильм. Но это не произошло, однако на одном из многочисленных кинофестивалей Кира Муратова познакомилась с Ренатой Литвиновой. - Именно в тот момент, когда происходило наше знакомство,- говорит Литвинова, - начали запускать праздничные салюты, и мы друг друга не слышали. Поэтому решили встретиться в баре. После окончания разговора она сказала, что я ей понравилась. Вспоминаю, меня удивила такая фраза.
Литвинова и кино.
Звонок Киры Муратовой раздался рано утром. Рената, спросонья, смутно поняла, о чем речь: кинопробы, номер телефона, что-то пробормотала в ответ и снова сладко заснула.
Когда Рената, наконец, поднялась, то восприняла случившееся, как сон.
Надо же, Муратова на пробы пригласила. Но увидев, на столе бумажку с коряво записанным номером телефона, поняла, что это случилось на самом деле.
Пробы оказались неудачными, Литвинова мало соответствовала роли, но Муратова не хотела ее отпускать. Тогда возникла идея о разделении роли на двух человек с одним и тем же текстом. Но Литвинова ее не оценила: «Я в состоянии сама написать слова», таким образом, и родился непонятный персонаж - медсестра с большими странностями и удивительными диалогами.
Ренату Литвинову уже приглашали на съемки, но она считала, что ее образ никак не вяжется с ипостасью актрисы, да и особенного таланта за собой не чувствовала. Однако отказать Кире Муратовой не смогла.
Уже позже Рената написала несколько новелл специально для Муратовой и одно из ее произведений Кира все-таки выбрала. Это была «Офелия, недавно утонувшая», из-за которой многие стали считать Литвинову маньячкой. Муратова сняла фильм «Три истории», в который включила еще два произведения других сценаристов. Именно тогда Литвинова навсегда вписалась в историю кино, громко заявив о себе.
Повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать» понравилась режиссеру Валерию Тодоровскому. История про глухую девушку привлекла его внимание, но соавтором для написания сценария он выбрал совсем другого человека, было внесено немало изменений.
Нетронутым остался только образ самой Яи, девушки с нарушением слуха и речи, которую блистательно сыграла Дина Корзун. Фильм «Страна глухих» полюбился зрителям во многом благодаря ее исполнению.
Сама Рената не очень приветствует фильмы и постановки, сделанные по ее произведениям. Сергей Соловьев считает, что Литвинова, как автор, сама должна этим заниматься.
Сколько раз я предлагал ей сделать самостоятельную работу, приглашал под свою ответственность. Она соглашается, но пока так и не рискнула воплотить в жизнь свои замыслы.
Телевидение
Со временем зрители все чаще могли увидеть Ренату Литвинову на экране своего телевизора. Практически все телевизионщики были уверенны в том, что если на экране телевизора будет что-то говорить Рената, то зрители канал точно не переключат. Кое-кто будет ругать эту непревзойденную блондинку, но все же канал не переключит.
Леонид Парфенов затевал длинный проект по сверх новейшей истории. Этот проект должен был пройти на НТВ. Ренату Литвинову пригласили поучаствовать в этой затее. Она была одним из главных комментаторов. В данном проекте наша героиня была единственной женщиной. Она постоянно выглядела очень эффектно, тем более, что на ее фоне постоянно находились лысые мужики вроде Караганова и Гайдара. Но, все же, многим журналистам не понравилась такая роль Ренаты. Они считали, что Литвинова выглядит слишком комично. Также было много зрителей, которым не очень нравилась манера интонации и ломкая пластика нашей героини.
В то время практически у всех были большие проблемы с деньгами. И Рената – это не исключение. Это заставило ее сниматься в рекламе. Литвинова рекламировала даже колготки.
Первый ее рекламный опыт состоялся еще в далеком девятом классе. Тогда ее ангельская внешность идеально сочеталась с драгоценностями. Именно их наша героиня и рекламировала. Первый гонорар Ренаты был в размере 20-ти рублей. По истечению кое-какого времени Литвинова чисто случайно попала на просмотр в Дом моделей на Кузнецком мосту. Туда Ренату привела ее подружка. Тогда еще никому не известная девушка решала испробовать свои силы. Интересно то, что у нее это получилось. Литвинову приняли, но она отказалась. Связано это с тем, что Литвинова на тот момент уже поступила в ВГИК.
Эпизод с показами припомнил Тимофеевский. - Я переодевался с ними в одной комнате. – У Ренаты были очень красивые формы. – На ее фоне все формы остальных моделей были некрасивыми.
"Граница. Таежный роман"
Настоящую славу и известность Ренате Литвиновой принесла роль гарнизонной медсестры в киноромане «Граница. Таежный роман». Но, со слов Александра Митты, известно, что роль медсестры не была написана специально под Литвинову, на нее проходили пробы многие актрисы.
Александр Митта не мог не нарадоваться работой актрисы, она в рабочем процессе вела себя очень хорошо, слушала режиссера. Позже Митта говорил – «Я не буду снимать кино без участия Ренаты. Она может стать звездой международной». В начале лета 2002 года актриса Литвинова за хорошую роль в киносериале «Граница. Таежный роман» удостоена Государственной премии.
Бытует мнение, что Рената во многих картинах играет саму себя. На это известный Соловьев сказал – «Сильная женщина. Рената имеет свою тайну и однозначно, она ее не намерена раскрывать в чужих фильмах. Она в картинах раскрывает свою личность, свое виденье образа. Роль своих героинь Литвинова показывает грамотно, дозировано, не позволяя ничего вольного."
Загадочная, странная, для многих непонятная, но всегда притягивающая внимание, Рената Литвинова - та актриса, чей образ на экране каждый раз непредсказуем.
Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Ее родители - врачи. Мама, Алиса Михайловна, до сих пор практикующий хирург. Отец, татарин по национальности, с семьей не жил.
Мама Ренаты обожала кино, часто ходила в кинотеатр и брала с собой дочку. Постепенно эта киномания передалась Ренате. В детстве Рената была довольно замкнутой и одинокой. Помимо кино очень любила читать все книги подряд. К окончанию школы она решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Уже тогда она пробовала писать рассказы.
Стажировку Рената проходила в творческом объединении «Круг» режиссера Сергея Соловьева. В 1991 году ученик Соловьева режиссер Валерий Рубинчик снял по сценарию Литвиновой драму «Нелюбовь».
Следующей работой стал сценарий к фильму «Трактористы-2» (1992), своеобразному римейку старой советской ленты, затем режиссер Юрий Грымов снял фильм «Мужские откровения» (1995) по повести Ренаты «Третий путь».
Тем временем Литвинова начинает проявлять себя и как актриса. В 1994 году она снимается в драме «Увлеченья», поставленной мастером авторского кино Кирой Муратовой. С этого начинается их тесное творческое сотрудничество. В 1996 году Муратова по сценарию Ренаты ставит фильм «Принципиальный и жалостливый взгляд», а в следующем году снимает «черную» криминальную комедию «Три истории», состоящую из трех новелл. В одной из них, по своему же сценарию, Литвинова сыграла медсестру-убийцу. Эта роль вызвала много домыслов, но привлекла внимание критики. Фильм был номинирован на награду Берлинского кинофестиваля и премию «Ника».
Из богемной личности в широко известную актрису Рената превратилась благодаря участию в популярном телефильме «Граница. Таежный роман» (2001). Литвинова сыграла второстепенную роль медика в гарнизоне пограничников, но запомнилась всем зрителям манерой говорить, двигаться и общей «нестандартностью». Фильм был удостоен Государственной премии РФ.
В 2002 Литвинова по мотивам классической картины 1967 года «Еще раз про любовь» вновь пишет сценарий-римейк для фильма «Небо. Самолёт. Девушка.», где исполняет и главную роль. За эту работу актриса номинируется на премии «Ника» и «Золотой орел».
В 2004 Литвинова дебютирует как кинорежиссер с криминальной драмой «Богиня: как я полюбила», в которой также играет главную роль.
В 2006 году известный режиссер Алексей Балабанов (автор фильмов «Брат», «Война», «Морфий») выбрал Ренату на одну из главных ролей в мелодраме «Мне не больно», за которую актриса была вновь номинирована на «Золотого орла», Нику» и кинонаграды «MTV-Россия».
В этом же году Литвинова после пяти лет брака развелась со своим вторым мужем, бизнесменом Леонидом Добровским. Их дочь Ульяна, родившаяся в 2001 году, по решению суда осталась с матерью. Про первого мужа, кинопродюсера, актриса никогда не позволяет себе никаких высказываний.
В 2009 году готовится к выходу очередной фильм с Ренатой Литвиновой «Поколение П» снятый по роману модного писателя Виктора Пелевина. Книгу тривиальной не назовешь, судя по всему, и кино окажется нетипичным. Как и сама Литвинова.
Фильмография
- Поколение П, 2009
- Красная шапочка, ТВ, 2009
- Приключения Аленушки и Еремы, 2008
- Сезон дождей, 2008
- Догнать брюнетку, 2008
- Два в одном, 2007
- Лягушачий рай, 2007
- Жестокость, 2007
- 9 месяцев, 2006
- Мне не больно, 2006
- Жесть, 2006
- Жмурки, 2005
- Богиня: как я полюбила, 2004
- Диверсант, 2004
- Настройщик, 2004
- Чемоданы Тульса Люпера. Часть 3: Из Сарка до конца, 2003
- Апрель, 2002
- Небо. Самолёт. Девушка., 2002
- Граница. Таежный роман, 2001
- Право на выбор 2000
- 8 1/2$, 1999
- Три истории, 1997
- Увлеченья, 1994
- Две стрелы. Детектив каменного века, 1989
Литвинова Рената (родилась 12.01.1967) – российская актриса кино и театра, телеведущая, певица, сценарист, режиссер. Является Заслуженной артисткой Российской Федерации. Благодаря таланту и яркой индивидуальности считается дивой российского кинематографа, иконой стиля.
Детские годы
Рената появилась на свет в Москве, в семье докторов Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Девочку назвали в честь ее дяди Рената. Алиса Литвинова вынуждена была поднимать дочь одна, когда муж ушел из семьи. Она была хирургом и много времени проводила на работе. Девочку помогали воспитывать бабушка и дедушка.
С самого детства она отличалась от своих сверстников. Проявлялось это не только во внешности: Рената была очень высокой, за что ее прозвали «Останкинской телебашней». Над Литвиновой часто подшучивали, не понимая ее особое мировоззрение и считая немного сумасшедшей. Из-за этого у девочки почти не было друзей, и много времени она проводила в одиночестве, занимаясь чтением и написанием рассказов. Особенно ей нравились произведения Гоголя и медицинская энциклопедия.
Обучаясь в средней школе, Литвинова посещала музыкальный класс и секцию по легкой атлетике, хотя особого интереса к спорту не испытывала. Школьные годы актриса вспоминать не любит, они вызывают у нее неприятные эмоции. Любовь к кино Ренате передалась от матери, которая часто водила ее в кинотеатр. В старших классах девушка впервые снялась в рекламе, представляя ювелирные изделия. Окончив школу в 1984 году, она с первого раза поступила на сценарно-киноведческий факультет ВГИКА. Тогда интерес к истории кино и сценарной работе у нее был выше, чем к актерскому мастерству.
Студенческие годы и первые работы
В институте Литвинова оказалась среди будущих знаменитостей, в числе которых был Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Аркадий Высоцкий, Рашид Нугманов. Здесь она нашла, наконец, единомышленников и друзей. В процессе обучения она много писала и играла в работах других студентов. Сценарий-диплом – «Принципиальный и жалостливый взгляд» – потерпел неудачу. Рецензенту работа не понравилась, и автору пришлось трижды переписывать сценарий.
Стажировка проходила в объединении «Круг» под руководством режиссера Сергея Соловьева. Он достаточно высоко оценивал творческие способности Литвиновой, считал ее прозу своеобразной, но талантливой. Первым ее сценарием, по которому сняли фильм, была работа «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча». Также к ранним работам Литвиновой-сценаристки относятся «Нелюбовь», «Ленинград. Ноябрь». Эти работы обратили внимание общественности и критиков на начинающую артистку.
В амплуа актрисы Рената впервые появилась в эпизоде картины «Две стрелы. Детектив каменного века»(1989) А. Суриковой. Однако, едва появившись в кинематографическом обществе, она произвела фурор. Журналисты и коллеги были впечатлены особой манерой разговора Ренаты и ее жестикуляцией. В 1992 году Литвинова создала сценарий для комедии «Трактористы-2», но фильм не имел успеха.
Литвинова становится успешной актрисой и сценаристкой
Первое предложение Ренате поработать в качестве актрисы сделала режиссёр Кира Муратова. Она собиралась снять фильм по дипломной работе Литвиновой, но та отказалась сниматься, считая свою внешность неподходящей для этих целей. Однако через несколько лет режиссер все-таки убедила Ренату сыграть роль загадочной медсестры в фильме «Увлеченья». Картина оказалась успешной и получила в 1995 году две премии «Ника» и приз «Кинотавра». Затем Литвинова написала несколько повестей, одна из которых была использована Муратовой в фильме «Три истории». Рената сыграла главную роль в части «Офелия».
Сценарий Ренаты «Третий путь» был несколько изменен и взят Юрием Грымовым в 1994 году за основу короткометражного фильма «Откровения», который не стал успешным. В 1995 году был снят фильм по диплому Литвиновой режиссером Александром Сухочевым, работа получила неоднозначные отзывы критиков. Наконец, повесть «Обладать и принадлежать», рассказывающая о двух девушках, одна из которых лишена слуха, привлекла внимание режиссера Валерия Тодоровского. По ее мотивам он в 1997 году снял картину «Страна глухих», имевшую успех. Затем Литвинова сыграла роль в фильме «Право на выбор» (1999). По сценариям Ренаты было снято 14 фильмов.
Литвинова успела приобрести известность, но в 2000 году с выходом многосерийной картины «Граница. Таежный роман» к актрисе пришла народная слава. Роль утонченной медсестры Альбины и история ее любви с Вадимом принесли Ренате популярность. На нее все чаще стали обращать внимание телевизионщики и журналисты, посыпались приглашения на передачи, интервью, в рекламу. Считалось, что зритель, увидев Литвинову в кадре, не будет переключать канал.
Режиссерская деятельность
Первой режиссерской работой стал в 2000 году телефильм документального жанра «Нет смерти для меня», повествующий о судьбе пяти советских актрис: Самойловой Т., Мордюковой Н., Смирновой Л., Окуневской Т., Васильевой В. В 2001 году Рената сыграла в картинах «Апрель», «Черная комната», «Берлинский экспресс», а также в музыкальном клипе на песню «Речной трамвайчик» А. Пугачевой.
В 2002 году вышел в прокат фильм Литвиновой, в котором она была актрисой, продюсером и сценаристом – «Небо, самолет, девушка». Такая многогранная работа не смутила Ренату, позже вышло еще несколько фильмов под ее началом. В 2003 году она получила приглашение от европейского режиссера Питера Гринуэя для участия в проекте с мировыми звездами «Чемоданы Тульса Люпера». Однако идея, на которую возлагались большие ожидания, не нашла своего завершения. Всего актриса снялась более чем в тридцати фильмах. Была удостоена звания Заслуженной артистки в 2003 году.
В качестве режиссера художественной картины Литвинова дебютировала в 2004 году с работой «Богиня: как я любила», где также была продюсером, актрисой и автором сценария. Она сняла семь фильмов, среди которых есть короткометражки, мелодрамы и фильмы-концерты о популярной российской певице Земфире.
Достижения Ренаты Литвиновой:
Фестиваль/ премия | Категория | Год |
«Кинотавр» | Лучший актерский дебют («Увлеченья») | 1994 |
«Окно в Европу» | Творческой группе («Увлеченья») | 1994 |
«Кинотавр» | Лучшая женская роль («Увлеченья») | 1994 |
«Лавровая ветвь» | Лучший документальный фильм («Нет смерти для меня») | 2000 |
«Триумф» | Молодежная премия | 2001 |
Государственная премия в области литературы, искусства | Творческому коллективу («Граница. Таежный роман» | 2001 |
Государственная премия | - | 2002 |
«Золотой орел» | 2003 | |
«Литература и кино» | Лучшая женская роль («Небо. Самолет. Девушка») | 2003 |
«Виват, кино России!» | Лучшая женская роль («Настройщик») | 2005 |
«Олимпия» | Победа в номинации «Арт-стиль» | 2006 |
«Кинотавр» | Лучшая женская роль («Мне не больно») | 2006 |
«Жорж 2008» | Лучшая российская актриса | 2008 |
Медаль Пушкина | За заслуги в области искусства | 2012 |
Другие творческие направления
Театральный дебют состоялся в 2004 году в МХТ им. Чехова, спектакль «Вишневый сад». Литвинова продолжает служить в этом театре, играя также в постановках «Свидетель обвинения» и «Шага».
Рената принимала участие во многих телевизионных проектах. Комментировала документальную передачу Л. Парфенова «Намедни» с 1997 до 2003 года. В 2003 году была ведущей программы о стиле на НТВ, в 2006 – ведущей сразу нескольких проектов о кино на канале «МУЗ-ТВ». Четыре года на «СТС» в паре с Тиной Конделаки вела программу «Детали». На канале «Культура» в 2011-2013 годах Литвинова выпустила два проекта об истории моды и красоте.
Известный журналист Алексей Васильев написал книгу «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой» (2005). В издании собраны диалоги и выдержки из неопубликованных произведений. В 2007 году издательства представили книгу «Обладать и принадлежать», куда вошли сценарии и новеллы Литвиновой.
Рената славится неповторимым стилем, манерами говорить и двигаться. Тема моды ей была близка и интересна всегда. Сотрудничает в качестве дизайнера с фирмой Zarina, выпустила под собственной маркой линию одежды.
Известна своим неприятием расистских и фашистских настроений, гомофобии. Участвовала в фотографическом проекте «Я против!» (2012), а также в кампании против гомофобии «Будь сильнее» (2013).
Личная жизнь
Литвинова выходила замуж два раза. С первым мужем Александром Архиповым, продюсером, брак продлился один год. В 1997 году супруги развелись. Актриса не любит комментировать эти отношения.
Второй раз Рената стала женой в 2001 году, заключив брак с Леонидом Добровским, бизнесменом. Спустя шесть лет совместной жизни последовал тяжелый развод. Среди возможных причин – повышенное внимание прессы к дружбе Литвиновой и Земфиры, агрессивное поведение супруга. В этом браке родилась дочка Ульяна (26.07.2001), которая осталась на попечении матери и получает образование во Франции. Рената не планирует создание новой семьи, считает эту сферу своей жизни закрытой.