Destiny 2 будет на русском. Реакция русскоязычного сообщества Destiny на локализованный трейлер
На днях вышел первый трейлер Destiny 2 и сразу на шестнадцати языках, в том числе на русском. За почти три года существования первой части, сообщество не раз старалось переводить имена собственные, названия брони, оружия, перков и других терминов. Получалось это, мягко говоря, не очень, зато подобные переводы от сообщества всегда подогревали интерес к вопросу - добавят ли Bungie русский язык во вторую часть?
И вот наконец-то это случилось! Destiny 2 официально выйдет 8 сентября полностью на русском языке - с локализацией текста и полной озвучкой. Первой части удалось собрать невероятно большое и активное русскоязычное сообщество игроков, которые уже третий год подряд запускают Destiny в поисках нового контента и ощущений. Именно они составляют основную базу «хардкорных» игроков, чье мнение Bungie - разработчики игры, ценят больше всего (поверьте, они читают очень много фидбэка).
В этом материале я собрала отзывы людей по поводу нового русскоязычного трейлера и наличия локализации в целом. Ведь игроки, потратившие тысячи часов на одну игру в англоязычной озвучке, обычно наиболее критичные к подобным изменениям.
Появление локализации в Destiny 2 - очень показательный шаг. Activision и Bungie не просто признали российский рынок, а явно верят в его показатели. Да и шильдик о переводе всегда даёт не хилый прирост к продажам. Так что за будущее игры в России можно не беспокоиться. А вот сказать того же о Destiny сообществе не могу. Холивары на тему перевода идут ещё со времён релиза первой части, и подарили шутки про «Ястреблун» или «Боярышник». В Destiny множество крутых имён и названий, которые при адаптации на «великий и могучий» банально потеряют смысл. Я лично не готов отказываться от замечательных голосов Билла Ная, Джины Торрес и конечно же Натана Филлиона. Но работы уже ведутся и как меня заверили - всё будет на высшем уровне. KYKYPY3A_B_KOCMOCE
Полная локализация Destiny 2 на русский язык, это огромный подарок всему русскому комьюнити. Я думаю у многих игроков в Destiny, как и у меня есть друзья, для которых наличие хотя бы субтитров в игре является критичным фактором. На протяжении двух лет работы в русском комьюнити самые частые вопросы возникают из-за непонимания языка. Люди упускают сюжет, упускают лор и мифологию игры, упускают много интересных нюансов. Ванильная Destiny была неким экспериментом для компании. Необычное смешение жанров, необычный кооп, новая франшиза. Эксперимент удался и теперь, с расширением аудитории и выходом франшизы на PC, локализация на русский — правильный шаг для завоевания нашего рынка. Ведь PC гейминг в нашей стране по-прежнему занимает огромную долю, в отличие от того же запада. Правильным курсом идёт компания и наблюдать расширение русской аудитории и вливание новичков для меня будет большой радостью.Владимр R_Glitch Томин
Глядя на трейлер, можно не беспокоится за озвучку. Волнует только как обойдутся с переводом названий оружия и сабклассов. После 2,5 лет у комьюнити сложился свой язык общения, основанный на англоязычных названиях. Сколько нас теперь «Стражами» не называй – мы навсегда Гардианы. Sancho481, Хантер с рождения
Озвучка в целом приятная, хотя и есть недочеты с таймингом анимации в трейлере, переживаю лишь за дословные переводы фракций, рас и снаряжения. P.S. «Стражи» это нонсенс – только Гардианы!Roskoshniy1504, Титан
Так [на английском] уже привыкли. Большинству всё понятно на басурманском, да и голоса оригинальных актеров уже как-то родными стали, но один мой товарищ фонтанировал от счастья, когда узнал, что будет локализация. Все же есть приличное количество Гардианов, которые не знают английского и испытывают серьезные проблемы из-за этого. SL1CK_H3NRY, Титан простой
Вполне за добавление локализации – больше людей смогут играть. Однако озвучкой после полного трейлера оказался очень недоволен, буду искать варианты игры в оригинале. C0ttagCheese_RU, Варлок с альфы
Для меня добавление русского языка значит ровным счетом ничего, я как и играл на английском, так и продолжу. Локализация не очень хорошая, но видимо проблем с названиями не будет, на это указывает хотя бы слово «лут», а не «добыча».Toxic Json
Перевод и озвучка очень даже ничего. Сам трейлер - огонь. Bungie молодцы. Сам буду играть на английском (если это будет возможно, ведь Activision такие Activision). Кайд-6 (Натан-мать-его-Филон:) совсем чуть-чуть не дотягивает. Радует что актеров дубляжа взяли тех же, что дублируют актеров в сериалах и фильмах. Сори - немного сумбурно, но я только перестал кидать деньги в монитор:) Антон, Holyslon Тетааан!
Несомненно хорошо, что Bungie решили локализовать Destiny 2 на русский язык. Но не стоит забывать о его тонкостях и особенностях, а также о звучании. Зная как часто на это забивают локализаторы, я немного опасаюсь за Destiny 2 в плане названий мест, оружия и конечно же игры слов (шутки тоже попадают в эту категорию). Vadim_342, Hunter до мозга костей
В основном все хардкорные игроки не против локализации, хотя всё-таки предпочитают оригинальную озвучку. И неспроста переживают по поводу перевода оружия и брони - по данным DestinyDB первая часть игры насчитывает около 3000 предметов брони, 1175 единиц оружия, 160+ кораблей, более 230 различных расходных материалов, почти 250 эмблем, 115 шейдеров и т.д. Для того, чтоб качественно перевести такое количество уникальных названий, нужен не просто талант и огромный опыт, а ещё и невероятная любовь к своему делу и понимание желаний сообщества игры. Надеюсь, Bungie сможет найти такого человека, ведь в разделе открытых вакансий на сайте разработчика всё ещё открыта позиция переводчика на русский язык.
Лично я, как казуальный игрок в Destiny, с нетерпением жду выхода именно русскоязычной версии и после озвученного трейлера верю в качество локализации. Единственное за что опасаюсь - несоответствие названий популярного оружия среди людей, которые будут играть на разных языках. Ведь охота за экзотическим оружием и предметами будет чуть ли не основной целью в Destiny 2. Игроков ждут странствия по загадочным неисследованным мирам нашей Солнечной системы ради обретения нового оружия и мощных боевых способностей.
P.S. Если вы на протяжении последних лет хотели начать играть в Destiny, но не знали с какой стороны подойти к этой игре, самое время задуматься о сиквеле и стать частью уютного сообщества ТГ. Вступить туда можно по следующим ссылкам.
Свершилось. Слухи и затаённые ожидания многих подтвердились: Destiny 2 не просто выйдет на ПК, но будет также полностью переведена на русский язык - и голос, и текст, и субтитры. Как считает Gmbox, два фактора помешали стать первой части супер-хитом в России: исключительно консольный релиз и полное отсутствие локализации. То ли описание пушек, брони и “квестов” (kill ‘em all) было слишком сложным, то ли просто поднялась волна народного бунта против басурманского языка, но все форумы полнились постами “русского нет ни куплю”.
Activision решила не повторять свои ошибки, и адаптировать игру для большего количества рынков и характерных для них платформ. Вот, взгляните хотя бы на русскоязычный трейлер:
А теперь на тизер:
Знаем, знаем, у вас возникает резонный вопрос: “Пререндеренная графика - это, конечно, круто. Но где геймлей!?”. Сейчас мы ответим вам и на этот, и на все другие актуальные вопросы.
Где геймплей!?
Будет, причём достаточно скоро, и во внушительных количествах. Bungie и менеджер сообщества, DeeJ (кто играл в первую Destiny, наверняка знает этого кадра), обещают не просто трейлер, а полноценный и достаточно продолжительный лайвстрим. Дата: 18 мая.
Когда выйдет сама игра?
Тут всё крайне просто. И Gmbox, и российские, и зарубежные издания были уверены: это произойдёт в сентябре. Почему? Потому что и первая Destiny, и крупнейшие дополнения к ней выходили именно в первом месяце осени. Полноценный сиквел не стал исключением. Дата релиза: 8 сентября.
На каких платформах выйдет Destiny 2?
На PS4, Xbox и - фанфары!!! - ПК. Да, именно на ПК. Видимо, корифеи маркетинга и отдела продаж Activision провели совместный брейнсторм, проанализировали статистику главного конкурирующего продукта - The Division от Ubisoft - и поняли: а зря мы упускаем персональные компьютеры, это ж дополнительная прибыль! Конечно, важной частью Destiny всегда было ПвП, и на ПК вас сразу окружит толпа читеров, но это уже совсем другая история…
Кстати, как и в первой части, в сиквеле будет временно-эксклюзивный контент для PS4. Холопы вперёд бояр лезут - где это видано!?
Приставки не ненавижу, язык знаю, в первую Destiny наиграл хренову тучу времени. Будет ли перенос прогресса?
С этим всё немного печально. Но, по крайней мере, хоть с точки зрения лора объяснили. Стратег Кабалов и предводитель Красного Легиона, Гоул, оказался чуть более гениальным, чем Вал’Арун. Вместо того, чтобы лупить из автоматического гранатомета по двум выходам из узкого коридорчика, он взял, да и разрушил центральный арсенал Стражей. Так что все ваши Гьяллархорны были, да сплыли.
По конкретике: перенести можно любого героя, прошедшего квест Black Garden, но пушек и брони у него не будет. По сути, Bungie просто экономит вам время в редакторе персонажа. Ну и те 3 часа, которые уходят на прокачку обычных - а не “световых” - уровней.
Можно ли как-то поиграть до сентября?
Да, и вы сами догадываетесь, как. Бета за предзаказ, который уже доступен. Бета-тестирование должно пройти летом, когда именно - Bungie впоследствии уточнит. Бета будет доступна абсолютно всем, оформившим заказ. Но если вы сгораете от желания выделиться среди серой массы, купите себе такое вот эксклюзивное издание с сумкой и солнечной USB-зарядкой для ноутбука:
Будет ли адекватная история?
Это наболевший вопрос всех фанатов первой части. Путешественник, Призраки, Стражи, Башня, Спикер (верхней палаты парламента!?) - в Destiny было столько напыщенной лабуды, что даже знатоки английского языка в конце концов уставали следить за сюжетом и начинали просто истреблять инопланетян. Весь реальный лор был на карточках, на сайте Bungie, но не в самой игре!
Если судить по трейлерам и заявлениям самой компании, Activision и Bungie исправят эту ошибку, сделав историю более близкой и понятной. Судя по всему, одно из ключевых мест в повествовании займёт робот-юморист Cayde 6, а высокопарная бредятина командира Титанов, Завалы (Завала, Завала, завали е….), отойдёт на второй план. И не обвиняйте нас в невежестве: мы любим научную фантастику, если она реализована грамотно, как в Mass Effect. А сказочки на ночь (мы смотрим на тебя, первая Destiny) - это ни к чему.
Изменится ли геймплей?
Должен. Причём в лучшую сторону. Первая часть была (да и остаётся) даже не просто лоскутным одеялом, а скопищем мелких песочниц, разделённых бесконечными экранами загрузки. Все социальные хабы являются отдельными локациями. То есть берёшь квесты и… ждёшь на космическом экране loading перед сугубо ПвЕ’шным инстансом. Загрузки, загрузки - сплошные загрузки. И ни одного торговца или NPC в поле. Это начисто убивало погружение в игровой мир.
Но такого больше быть не должно. Инсайдеры утверждают: Bungie в этот раз строила всё на концепции play-in destinations (внутриигровые направления). Причём якобы помогают в этом не кто нибудь там, а новые коллеги по цеху: Blizzard. Именно у специалистов по WoW разработчики Destiny 2 учились делать по настоящему открытые миры.
То есть теперь можно будет распродать лут, набрать свежих квестов, выйти за стены поселения и продолжить приключения без всяких экранов загрузки. Хотим подчеркнуть: это не официальные данные, а “сливы” на форуме NeoGAF. Activision и Bungie пока что не подтверждали, но и не опровергали их. Ждём большого лайвстрима от разработчиков 18-го мая.
Что с мультиплеерными активностями?
В первой части весь высокоуровневый контент был, по сути, закрыт для рандомов. В самые сложные миссии и рейды можно было пойти только с заранее созданной “пачкой” товарищей. Bungie сделала это для того, чтобы геймеры не разочаровывались от постоянных провалов со случайными попутчиками. Ну а обратная сторона медали заключалась в том, что многие фанаты Destiny так и не увидели почти половину игры.
Не вдаваясь в подробности, Bungie пообещала всё это исправить во второй части. На наш взгляд, самое простое - это ввести матчмейкинг и уровни сложности рейдов. Как на самом деле разработчик подошёл к решению проблемы? Поживём - увидим.
Не будет ли дефицита контента?
Bungie планирует применить к Destiny 2 модель ММО. То есть новые квесты, оружие, лут - и может даже локации - будут появляться регулярно, а не только вместе с крупнейшими именными DLC, как это было в первой части. Такой подход не может не радовать всех ветеранов Destiny.
Резюмируя: ПК-версия, русский текст и озвучка, адекватная история с юмором (вместо квази-мистических потуг), относительно бесшовный мир, регулярные обновления, эпические рейды для всех и каждого. Похоже, в этот раз Activision решила взяться за геймеров всерьёз. В том числе - и за российских.
Появится в продаже уже 6 сентября, и по хорошей традиции BUNGIE перед релизом представила консольную бета-версию. Игроки могут оценить первую сюжетную миссию, пройти страйк и попытать силы в двух мультиплеерных режимах на двух картах.
Создание персонажа в бета-версии ограничено. После выбора класса мы сразу попадаем в игру - без возможности сменить расу.
Начало игры в красках демонстрирует нападение Красного легиона расы Кабал на Башню. Большинство сцен поставлено на движке игры и идет в реальном времени, выдавая поразительной красоты пейзажи, мощные эффекты и детализированных персонажей. Некоторые сцены созданы в виде CG-роликов. Прорываясь сквозь обломки укрепления землян, мы знакомимся с обновленной игровой механикой, параллельно рассматривая до боли знакомые места, правда в разрушенном виде.
Основы с первой части кардинально не поменялись - мы точно так же можем переключаться между тремя видами оружия, бьем противников вблизи, бросаем гранаты и совершаем двойные прыжки с возможностью планировать в воздухе. Однако без новшеств не обошлось. В к каждому классу добавилась третья абилка, а все супер-способности стали абсолютно другими.
У варлока вместо сабкласса Sunsinger теперь Downblade , основной способностью которого является метание огненных волн из горящего меча. У титана вместо Defender - Sentinel , его уже прозвали “Капитан Америка”, потому что во время “супера” титан вооружается круглым щитом и может прицельно его бросать и бить врагов вблизи, а также прикрываться им от выстрелов. У охотника Bladedancer заменяется на Arcstrider - под этой ультой он овладевает электрическим посохом и может прыгать на врагов сверху, создавая ударные волны.
Старые суперы у сабкласов Voidwalker, Gunslinger и Striker у варлока, охотника и титана соответственно тоже поменялись. У Voidwalker - Nova Bomb теперь преследует врага, огибая предметы на карте. Gunslinger под ультой может делать больше выстрелов, однако урон от них будет меньше, чем в первой части. Striker прыгает и бьет кулаком об землю несколько раз подряд, при том радиус ударной волны у него снизился. Добавились и новые виды гранат.
После статичной первой части, Destiny 2 Beta очень радует динамикой происходящих на экране событий. Уже знакомые с оригинала персонажи, предводители фракций, бок о бок с игроком обороняют Башню и непосредственно участвуют в перестрелках и событиях, которые происходят прямо во время геймплея. Это не только позитивно сказывается на игровом разнообразии, но и весьма оживляет историю.
Сценарии игровых ситуаций регулярно меняют декорации, и это не может не радовать. В первой миссии мы побываем как в развалинах внутри самой Башни, так и на знакомой нам площади, откуда видно странника, и в торговом переулке, а кульминацией станет штурм одного из челноков Красного Легиона, который кружит над Последним Городом во время проливного дождя.
Только после этого мы попадаем на орбиту, где у нас появляется выбор между страйком и PvP -активностями.
События представленного страйка разворачиваются на планете Нессус - там мы должны расследовать причину появления Красного легиона. Художники BUNGIE в очередной раз демонстрируют свой талант в создании невероятно зрелищных инопланетных пейзажей. Красные растения, которые живописно вьются по горам, величественные постройки расы Vex , огромный водопад, в котором вместо воды - машинное масло роботов - выглядит все это просто потрясающе. Продвигаясь с боем до самого конца миссии, мы пройдем даже сквозь массивную буровую установку Кабалов, которая разрезает грунт, вращая своими лопастями прямо над нашими головами. Это превращает игру в платформер, где вам необходимо вовремя прыгать по уступам и прятаться за горной породой - действительно впечатляет.
Битва с боссом приятно удивила не только отсылкой к оригинальной трилогии Звездных Войн , но и необычным решением по части изменения структуры арены, не говоря уже о способности босса подбрасывать игроков в воздух и расстреливать из огромной пушки.
Во всем видно желание разработчиков угодить фанатам динамичных шутеров и максимально дистанцироваться от статичного дизайна оригинального проекта.
PvP в бета-версии представляет вашему вниманию два режима - “Быструю игру ” и “Соревновательную игру ”. В первом варианте доступен измененный режим Control . Во-первых, как уже было известно, масштабность была сокращена - в сиквеле в боях участвует две команды по четыре человека, что несколько снижает разнообразие развлечений, рассчитанных на два отряда. В то же время представленные карты стали компактнее, за счет чего каждый матч, даже с уменьшенным числом участников, оказывался напряженным и динамичным.
Во-вторых, правила тоже изменились. В начале матча точки, близкие к респаунам команд, уже захвачены, а количество игроков в зоне флага не влияет на скорость ее захвата. Патроны для тяжелого оружия отныне может взять только один игрок, а не вся команда, а для специального оружия их и вовсе нет на карте - они выпадают с игроков. По первым впечатлениям все эти изменения сильно поменяли восприятие PvP . Теперь оно ощущается более соревновательным - в матчах стало больше тактики и меньше тупого мяса с градом специальных эффектов от спама слишком сильных способностей. Причем динамика от этого ощутимо не пострадала - по крайней мере на представленной карте.
Второй режим сильно похож на Trials of Osiris из первой части. Игрокам дается шесть раундов, и раунд заканчивается как только игроки полностью убивают команду друг друга, либо минируют одну из точек. Представленная здесь карта показалось даже слишком просторной - приходилось иногда долго бегать, чтобы встретить врага. Маневра для тактики в данном режиме намного больше. Несмотря на то, что напарники могут воскрешать друг друга, здесь гораздо больше дорожат жизнью героя.
Играя в эти PvP и PvE режимы, можно выбить два сета одежды и около 5-6 предметов вооружения. В бета-версии сеты по характеристикам не отличаются. Нам удалось посмотреть один новый вид оружия - гранатомет. Он убивает врага с двух гранат, точно попавших в цель, и имеет обойму на четыре выстрела.
Слоты под оружие теперь делятся на оружия с кинетическим уроном, элементальным и силовое оружие в третьем слоте, куда входят не только привычные для него ракетницы, но и дробовики.
Локализация в целом оставляет смешанные впечатления. Некоторые названия режут глаз - переводчики используют странные описания и неожиданно называют те или иные предметы. Часть вещей переведена адекватно, но иногда попадается полный бред в названиях оружия, сетов одежды и персонажей. Озвучка в целом вызывает уважение (попадаются приятные на слух “странник пустоты”, “клинок зари” и так далее), но за пару дней с момента старта бета-версии словосочетания “защищай наше ущелье ” и “кооперативный налет ” стали настоящим мемом. Не говоря уже о “Злопасной маске, чтобы делать взы-взы ” и “Глашатая ” в роли Спикера. К тому же в некоторых местах русский шрифт тяжело читается из-за скачущего размера и несоответствия расстояния между буквами, но надеемся это исправят к релизу.
Несмотря на странную локализацию, бета-версия оставляет крайне положительные впечатления. Судя по представленным эпизодам, разработчики приняли во внимание критику оригинала и создали действительно интересные сюжетные уровни. Нововведения приятно освежили базовую механику, а привычные вещи хорошо обновились. Нам остается дождаться только полную версию, чтобы убедиться, что игра не сбавит темпа, и сюжетная кампания будет по-настоящему увлекательной для всех любителей атмосферных и динамичных шутеров, а количество контента не разочарует фанатов MMORPG .
редактирование - SkyerIst .