Д.И. Бурылин
Любимый, но непутевый Геннадий Диодорович, отцовских надежд не оправдал, и дед всю свою любовь перенес на внуков Николая и Дмитрия, приобщая их к делам.
Кстати, в 1864 году небольшое наследство оставила внукам бабушка Евдокия Михайловна. В завещании говорилось. «Имущество мое заключается, земля с лесом двадцать десятин, в Вознесенском посаде, ...в Березовиках представляю в полную собственность внучатам моим Николаю и Дмитрию Геннадьевичам Бурылиным, по равной части... Со слов заявительницы за неимением ее грамотности писал ее духовное завещание и по ее личной просьбе подписался Костромской губернии Нерехтского уезда села Писцова крестьянин собственник Александр Ефремов Косарев».
Но главное, надо было удержать родовое дело, которое основательно запустил Геннадии Диодорович. Старший, Николай, взялся за ситценабивную фабрику. Дмитрий управлял небольшой фабрикой-заваркой, которую еще в 1846 году построил дед. В 1876 году городская Управа разрешила Дмитрию Геннадьевичу сломать эту деревянную заварку, а вместо нее поставить каменную и построить двухэтажное здание красильно-набивной фабрики.
Братья Бурылины были полны природного ума, энергии, способностей, трудолюбия, инициативы. И все это помогало им удерживаться «на плаву» в нелегких экономических условиях рубежа веков.
Так, в 1901 году Д. Г. Бурылин в письме министру финансов России сообщает: «Состоя с 1876 года владельцем фабрики хлопчатобумажных изделий в г. Иваново-Вознесенске, я в течение 25 лет постоянно и неукоснительно стремился к развитию избранной мною отрасли промышленности, в виду чего мною применены на фабрике самые новейшие способы производства».
В чутье на новое Дмитрию Геннадьевичу отказать было нельзя. В течение всей своей предпринимательской деятельности он вел строительство фабричных пристроек, новых корпусов, получал и брал в аренду производственные помещения у других фабрикантов, проявляя деловую сметку.
В мае 1877 года купцам Н. Г. и Д. Г. Бурылиным Иваново-Вознесенская управа разрешила сделать пристройку к каменному корпусу ситценабивной фабрики на Александровской улице (ныне проспект Ленина), а фасад пристройки выходил на Ивановскую улицу (ныне ул. Батурина). Тут же были возведены различные надворные службы.
Через два года Д. Г. Бурылин приобрел большой участок земли на Александровской улице. Часть его предназначалась для нового здания реального училища (ныне здесь размещаются областной художественный музей и химико-технологический техникум), а ближе к Уводи в 1880 году были построены два каменных двухэтажных корпуса механической ситцепечатной фабрики (в настоящее время учебный корпус Ивановского государственного университета). Фабрика имела паровое отопление, освещалась керосиновыми лампами, вырабатывала ластик, миткаль, саржу, жаккардовые ткани. Красильно-отделочное производство часто работало по суровью заказчиков. Товар сбывался в Москве и на различных ярмарках.
В 1882 году у Д. Г. Бурылина появилось новое имение в центре Иваново-Вознесенска, против Приказного моста возле Крестовоздвиженской церкви (ныне пл. Революции). Приобрел он его с публичных торгов у бывшего здешнего купца И. И. Шавина. На небольшой территории тут находилась каменная трехэтажная красильно-аппретурная фабрика, на которой работало всего около 50 рабочих. Выполнялись на ней крашение и отделка хлопчатобумажных тканей - трико и миткаля, поступавших из Москвы, Петербурга и Вичуги.
Фабричное дело Д. Г. Бурылина крепло, развивалось, приобретало известность, и уже в 1882 году в Москве на Всероссийской промышленно-художественной выставке ему вручили похвальный отзыв на фабричное производство.
Но тут его поджидал жестокий удар: 11 июня 1883 года от взрыва котла на красильно-аппретурной фа6рике случился пожар. У стен Крестовоздвиженского храма падали бревна и кирпичи, стекла в церковных окнах были разбиты. На фабрике не обошлось без человеческих жертв.
Несколько лет Дмитрию Геннадьевичу пришлось вести восстановительные работы. В конце 1886 года он подает прошение в губернское правление с просьбой разрешить вместо красильно-аппретурной открыть ткацкую фабрику. Но поскольку она располагалась возле храма, прихожане Крестовоздвиженской церкви воспротивились. Они обратились через Владимирского архиерея в губернское правление с протестом против размещения здесь ткацкого производства, так как ткацкие станки будут своим шумом мешать богослужению, да и существовала опасность повторного взрыва котла. Была создана комиссия, которая, изучив положение, все-таки разрешила фабриканту установить ткацкие станки, но с условием, что двигателем будет не паровой котел, а локомобиль.
Условие это было выполнено. В 1887 году на фабрике работали уже два отделения: красильно-аппретурное и ткацкое, для которого был построен специальный двухэтажный корпус. В нем сначала установили 40, а затем, к 1890 году, уже 200 ткацких станков, а также безопасный паровой котел системы Генвеля. Работало на фабрике более 500 человек. На работу принимали с 15 лет, рабочий день для всех был 13 часов, а средняя зарплата для мужчин - от 8 до 15 рублей в месяц, для женщин и малолетних детей - 6 рублей.
Сам хозяин производства получал по его желанию 6 тысяч рублей в год. К его личным доходам относилась также квартплата от жильцов, проживающих в принадлежащих Бурылиным домах на улицах Александровской, Покровской (ул. 10-го Августа), Мельничной (ул. Академика Мальцева), Грачевской (ул. Боевиков). Некоторые дома сдавались в аренду различным учреждениям. Кроме того, в Нижнем Новгороде у Д. Г. Бурылина имелась кирпичная двухэтажная лавка с подвалами, где продавались ткани не только бурылинских фабрик, но и других иваново-вознесенских предприятий.
Но беда не ходит одна. В 1893 году Бурылина снова подстерегло несчастье, сгорела его новая ткацкая фабрика. Снова пришлось выкручиваться из создавшегося положения. Он узнает, что министр финансов России С. Ю. Витте предложил развить в стране хлопкоочистительное производство для снабжения сырьем пороховых заводов, изготовлявших пироксилин. До этого такое сырье в виде хлопчатобумажных концов в Россию поставляла только Англия.
Дмитрий Геннадьевич ухватился за эту идею. Он незамедлительно выехал в Англию. В Манчестере познакомился с хозяином небольшой фабрики по очистке хлопчатобумажных концов господином Митчелом и его братом - владельцем большой хлопчатобумажной фабрики. Производство свое они держали в секрете и предложили поставлять продукцию в Россию Д. Г. Бурылину, который должен был ее реализовывать.
Однако Дмитрия Геннадьевича это не устраивало. По-видимому, ему кое-что у Митчелов удалось узнать, в частности, что для работы хлопчатобумажной фабрики необходимо было иметь или льняную кудель, или отходы хлопчатобумажных прядильных и ткацких фабрик. В Иваново-Вознесенске это сырье имелось в достатке, поэтому Бурылин отправился к министру Витте с предложением создать такое производство в Иваново-Вознесенске. Тот его с интересом выслушал и поддержал, и в 1895 году рядом с ткацкой фабрикой на Вознесенской улице Д. Г. Бурылин оборудовал хлопкоочистительную фабрику, способную обрабатывать до 60 тысяч пудов хлопчатобумажных концов. По объему производства она стала самой крупной в России. Вся выработанная продукция поставлялась на пороховые заводы военно-сухопутного и военно-морского ведомств. В начале 1897 года Главное артиллерийское управление дало заказ Бурылину на три года ежегодной поставки 25 тысяч пудов хлопчатобумажных концов.
Чтобы максимально усовершенствовать производство, Бурылин пригласил в Иваново-Вознесенск господина Митчела. Он приехал с сыном и одиннадцатью рабочими-англичанами. Перед ними была поставлена задача организовать работу хлопкоочистительной фабрики, как на подобных английских производствах. Кое-что они сделали, в частности специальное устройство для очистки поступавшей на фабрику речной воды, загрязненной нефтью и другими отходами. Но Митчел плохо ладил с рабочими, непомерно высоки были его требования к вознаграждению, да и продукция, поставляемая на Казанский пороховой завод, часто браковалась. А тут еще в августе 1898 года на фабрике произошли взрыв и пожар. Напомним, что рядом были другие фабрики, реальное училище. Все это возбудило общественное беспокойство, и с большим трудом Дмитрию Геннадьевичу удалось вновь пустить фабрику. От англичан он избавился, заменив технический персонал русскими мастерами и рабочими. К этому времени на фабрике работало более тысячи человек, а обороты достигли 244 тысяч рублей в год.
Бурылин неустанно продолжал вводить новшества на своих предприятиях. В начале 90-х годов он наладил производство шелковой ткани, применяемой в артиллерии на зарядные картузы. Эти ткани изготовлялись из очесов, получаемых при расчесывании коконного вещества, производимого шелковичными червями, и поставляемых из Средней Азии и Японии.
В 1904 году 52-летний Дмитрий Геннадьевич отмечал 40-летие трудовой деятельности. 28 лет из 40 он самостоятельно управлял производством. Пройденный путь был трудным и даже трагичным. Пожары на фабриках приносили громадные убытки. Но из всех испытаний Д. Г. Бурылин выходил с честью. Помогало то, что он всегда был решительным и дальновидным новатором, в полной мере понимал пользу технического прогресса. Развитие и усовершенствование фабричного производства осуществлялись им благодаря упорному труду и знанию всех тонкостей текстильного дела. Не случайно изделия его фабрик получали золотые и серебряные медали на международных и всероссийских выставках: Москва (1882 г.) - похвальный отзыв; Чикаго (1884 г.) - бронзовая медаль и диплом; Нью-Орлеан (1885 г.) - золотая медаль; Екатеринбург (1886 г.) - серебряная медаль; Москва (1891 г.) - золотая медаль; Париж (1894 г.) - золотая медаль; Новгород (1896 г.) - серебряная медаль; Париж (1897 г.) - золотая медаль.
Поставки необходимых армии товаров в годы русско-японской войны принесли Д. Г. Бурылину большую прибыль. Особым спросом пользовались хлопчатобумажные концы, марля, вата, шелковые ткани для зарядных артиллерийских картузов. Дмитрий Геннадьевич приглашался на ответственные конференции по поводу военных заказов, которые утверждались военным советом России.
Однако после окончания войны заказы для армии сократились наполовину. Нужно было искать новые пути поддержания производства. В 1906 году Д. Г. Бурылин взял в аренду ситцепечатную фабрику Н. Н. Новиковой (в настоящее время на этом месте находится швейный завод №3), а позднее приобрел ее в собственность.
1 июля 1907 года в доме Д. Г. Бурылина собрались его родственники и ближайшие друзья. На этом совещании они решили построить фабрику в Шуйском уезде близ села Егорьево Сергеевской волости на реке Тезе, на даче, принадлежавшей титулярному советнику А. С. Романову - брату первой жены Д. Г. Бурылина. В 1908 году фабрика была построена.
Начался новый этап в предпринимательской деятельности Д. Г. Бурылина, хорошо понимавшего преимущества объединения капиталов. В марте 1909 года правительством был утвержден устав «Товарищества мануфактур Д. Г. Бурылина». В нем говорилось:
«Для продолжения и развития действий принадлежащей Иваново-Вознесенскому первой гильдии купцу Потомственному почетному гражданину Дмитрию Геннадьевичу Бурылину мануфактуры бумажных изделий, находящейся во Владимирской губернии Шуйского уезда в городе Иваново-Вознесенске, а равно для торговли изделиями означенной мануфактуры и товарами других фирм и выполнения казенных подрядов и поставок учреждается Товарищество на паях под наименованием «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина в городе Иваново-Вознесенске».
Учредитель Товарищества первой гильдии купец Потомственный Почетный гражданин Д. Г. Бурылин. Основной капитал Товарищества определяется в 750000 рублей, разделенный на 750 паев по 1000 рублей каждый. Правление Товарищества состоит из трех директоров, избранных общим собранием пайщиков. Правление распоряжается всеми делами и капиталами Товарищества.
30 мая 1909 года в доме Д. Г. Бурылина открылось собрание лиц, изъявивших согласие участвовать в «Товариществе». Председателем был избран Дмитрий Геннадьевич.
Перед открытием первого собрания пайщиков Дмитрий Геннадьевич представил заявление о своем согласии передать в собственность учрежденного Товарищества все, что принадлежит ему по купчим крепостям: недвижимое имущество, находящееся в городе Иваново-Вознесенске по Вознесенской и Александровской улицам и заключающееся в трех участках земли в три десятины 875 сажен со всеми фабричными и прифабричными строениями и жилыми домами, а также всю указанную в инвентаре движимость, товары, материалы, топливо и все записы, находящиеся при принадлежащих ему фабриках. Он также передал «Товариществу» награды, полученные им за фабричное производство на международных и Всероссийских выставках.
1 июня 1909 года учредитель «Товарищества» Д. Г. Бурылин обратился к пайщикам: «Милостивые господа! Имею честь известить Вас, что 30 мая сего года последовала передача всех моих фабричных, торговых и промышленных предприятий учрежденному мною «Товариществу мануфактур». Пользуюсь случаем поблагодарить Вас за оказанное мне доверие и вместе с тем позволю себе надеяться, что доверие и внимание, коим пользовался и при личном ведении фабричного и торгового дела, будут перенесены Вами и на учрежденное мною Товарищество. С совершенным почтением Потомственный почетный гражданин Д. Г. Бурылин».
Летом 1909 года в Казани на Всероссийской промышленной выставке были представлены изделия фабрик «Товарищества мануфактур Д. Г. Бурылина». А 5 октября этого же года было получено извещение от министерства Торговли и Промышленности о том, что «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина» удостоилось золотой медали за ситец и хлопчатобумажные концы.
С 1912 года «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина» стало предприятием с миллионными оборотами. В книге-справочнике «Фабрично-заводские предприятия России», изданной в Петрограде в 1914 году, дается краткая характеристика фабрично-заводским предприятиям государства:
«Бурылина Д. Г. Товарищество мануфактур в городе Иваново-Вознесенске... Основной капитал 1.500.000 рублей. Отделения фабрики, ситце-печатное, заварочно-красильное, ткацкое, прядильное, отбельное. Изделия пряжа узорная и из шелковых очесов, суровые бумажные ткани, шелковые ткани, концы хлопчатобумажные, ситцевы ткани. Годовая производительность 2.500.000 рублей...
Гарелина Ивана с сыновьями Товарищество мануфактур... Отделения фабрики: ситце-набивное, ткацкое, отбельное. Основной капитал 4.500.000 рублей. Годовая производительность 15.000.000 рублей...
Куваевской ситценабивной мануфактуры города Иваново-Вознесенска Товарищество. Основной капитал 5.000.000 рублей... Отделения фабрики: отбельное, красильное, ситце-набивное, аппретурное. Изделия: ситец, сатин, летние ткани и другие. Годовая производительность 20.000 000 рублей».
Эти данные свидетельствуют, что в промышленности Иваново-Вознесенска дело Д. Г. Бурылина занимало одно из ведущих мест.
1 августа 1914 года началась первая мировая война Предприятия всех отраслей промышленности стали перестраивать свою работу на военный лад. В Москве открылось особое совещание по вопросу о положении хлопчатобумажной промышленности центрального района в связи с обстоятельствами военного времени. В совещании приняли участие 34 представителя от общества фабрикантов хлопчатобумажной промышленности разных городов центрального района России, среди которых были из Иваново-Вознесенска Д. Г. Бурылин и И. Д. Бурылин, Н. П. Дербенев, а из Вичуги - А. И. Коновалов. Совещание дало направление работы хлопчатобумажным фабрикам, которые должны были обеспечивать армию необходимыми в военное время тканями и материалами.
«Товарищество Д. Г. Бурылина» по договорам с Главным управлением кораблестроения поставляло армии толстую ткань из шелковых очесов, выполняло заказы Главного Артиллерийского управления на изготовление шелковой ткани для зарядных картузов, в большом количестве выпускало марлю, вату, хлопчатобумажные концы для пороховых заводов.
В 1915 году «Товарищество Д. Г. Бурылина» поставляло шелковые ткани в Польшу лодзинским фирмам «Кваснер» и «Линдфельд».
Прибыли пайщиков увеличились, появилась возможность для дальнейшего расширения производства. В апреле 1917 года было решено построить еще один ткацкий корпус. Но революционные события 1917 года не дали осуществить задуманное.
Дмитрий Геннадьевич Бурылин - фабрикант, меценат и коллекционер из Иваново-Вознесенска
Мы знаем немало имен российских меценатов конца XIX – начала XX века, но в основном столичных. Однако бескорыстные благотворители и меценаты были повсюду. Помню, еще в советские времена я слышал в Иванове легенды об основателе главного местного музея Дмитрии Геннадьевиче Бурылине. Книг и вообще публикаций о нем тогда не было, власти не хотели популяризировать личность выдающегося мецената-фабриканта. Вот и передавались из уст в уста рассказы, частью правдивые, частью фантастические. Толковали о подземном ходе между домом Бурылина и музеем; о египетской мумии, которую по заданию Бурылина тайно вывез из Египта какой-то студент, чуть ли не под койкой в каюте, а потом скончался от загадочной болезни; о спрятанных где-то бурылинских сокровищах. Не все о нем известно до сих пор.
Дедовская закваска
|
22 февраля 1860 года Диодор Бурылин вез знаменитые ивановские ситцы на ярмарку в Ростов. Густые леса обступали дорогу. Скрипели полозья саней. Обоз с натугой взбирался в гору. Впереди ехал хозяин в легких санях, на подъемах он намного опережал обоз и скрывался из виду за горой. Стар уже был Диодор Андреевич по ярмаркам мотаться, за семьдесят перевалило, да что ж поделаешь? На сына Геннадия давно надежды не было, а внуки еще малы. Старообрядцы Бурылины из села Иванова Шуйского уезда были крепостными графа Шереметьева и с давних пор занимались ткачеством. Потом освоили набойный промысел, то есть «набивали» рисунок с резной доски на льняной холст, затем и на хлопчатобумажную ткань. Диодор смолоду все умел делать сам – работал и набойщиком, и резчиком, и красковаром, сам изобретал «красочные секреты». После московского пожара 1812 года, когда сгорели почти все мануфактуры, дела ивановских набойщиков пошли в гору. Ситец был тогда материалом новым, модным, а узоры радовали глаз. Из ситца шили одежду люди всех сословий, он употреблялся на платки и скатерти, шел и на мебельную обивку. Его закупали и дворяне, особенно для восстановления усадеб после наполеоновского нашествия. Село Иваново и Вознесенский Посад постепенно превращались в «русский Манчестер» – будущий город Иваново-Вознесенск. Диодор Бурылин построил каменную ситценабивную фабрику, затем и заварку – производство красок. Доходы росли, и в 1831 году крепостной мужик Бурылин получил, наконец, вольную от графа Шереметьева – выкупил себя с семьей за огромные по тем временам деньги, свыше 20 тысяч рублей! «Русский Манчестер» поднялся на раскольничьей закваске. Все почти «ситцевые короли» были староверами, да и многие рабочие на их фабриках крестились двумя перстами. Позднее фабриканты строили для них добротные общежития, открывали дешевые столовые, предоставляли разные льготы. Православные не всегда выдерживали конкуренцию с раскольниками. Трудолюбие старообрядцев тесно переплеталось с их убеждениями: они верили, что Божью благодать можно заслужить добросовестным трудом, он признавался священной обязанностью человека, сотрудничеством Богу, вечному Творцу. Кроме того, староверы в подавляющем большинстве не курили и в рот не брали хмельного. В промышленно развитых районах раскольники прекрасно вписывались в индустриальное общество, зачастую и лидировали во многих отношениях.
|
Диодор Андреевич совершенствовал производство, сбывал товар на ярмарках в разных городах и в самой Москве. Росли бурылинские капиталы, появился у него каменный дом с садом. Но не только о выгоде радел Диодор – он принимал участие в создании народного театра, вместе с другими купцами и промышленниками выстроил Единоверческую Благовещенскую церковь (своего рода уния старообрядчества и православия). Позднее пристроил рядом с церковью богадельню для престарелых бедняков и полностью содержал их. В своем сословии купцов и промышленников Диодор Андреевич был выдающимся человеком: имел небольшую библиотеку, выписывал газеты и журналы, собирал старинные книги и другие редкости. Если и была страсть у этого старообрядца, так это коллекционирование. И он с удовлетворением замечал, как горят глаза у внука Дмитрия при виде собранных им древностей. А вот сын… Кутежи, скандалы, долги. Лодырь и гуляка – такая редкость в старообрядческой семье! Геннадий сам уже отец пятерых дочерей и двоих сыновей, а вот поди ж ты! Видно, утомился Господь на Бурылиных - тружениках и решил отдохнуть на Геннадии. На внуков одна надежда, мальчишки славные: Николаю шестнадцать, Дмитрию четырнадцать, а оба уже работают на фабрике простыми набойщиками. Как он, с азов дело постигают. Для них бы капитал сберечь… Диодор Андреевич крепче обнял ларец с деньгами и ценными бумагами и уснул под скрип полозьев и мерный звон бубенцов. Он не видел, как на дорогу из-за сугроба выскочили разбойники. Один схватил лошадей под уздцы, другой свалил ямщика ударом дубины. Атаман рванул ларец из рук седока, да не тут-то было – старик держал его цепко. Просвистел разбойничий кистень, гирька ударила в седой висок… Когда подоспели обозники, Диодор Андреевич Бурылин был уже мертв.
Последнее наставление
Кроме обычного завещания, дед оставил потомкам наставление. Внук часто перечитывал его и всегда со слезами на глазах. «Жить не от нас зависит, а хорошо жить от нас зависит», – писал дед. И пояснял, что означает «хорошо жить»: «Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества. Доверчивость качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии. Надежда на Бога есть лучшая подпора в жизни. Несчастия научают нас благоразумию». Дмитрий Бурылин всю жизнь следовал дедовским заветам. И вот он уже сам в возрасте деда Диодора. Он доверял людям, сделал им много добра. Его часто обманывали – и люди, и судьба. Бурылин, бывало, гневался, однако был отходчив, всем прощал. Но теперь он кругом обманут. Его фабрики теперь ему не принадлежат. Его город теперь для него чужой, непонятный, жестокий. Он чувствовал, что скоро и в созданный им музей будет входить по билетику, как обычный посетитель. Бурылин всегда был некрепкого здоровья, несколько раз писал «духовную», то есть завещание, так что мысли о смерти стали для него привычными. «Жить не от нас зависит», – помнил он. Ныне ему предстояло подготовиться к загробной жизни, «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Он все чаще останавливался у саркофага с египетской мумией, перебирал знаки масонских лож, вчитывался в тексты старопечатных церковных книг и в древние рукописи. Решение пришло само собою…
Три дороги к храму
В судьбе Дмитрия Геннадьевича Бурылина тесно переплелись три вида деятельности. Он был крупным промышленником. Он был щедрым благотворителем и горячим патриотом своей малой родины Иваново- Вознесенска. Но больше всего он известен как коллекционер и меценат. При этом, в отличие от большинства меценатов, он не просто инвестировал, как теперь говорят, в культуру, но и сам осуществлял свои проекты: организовывал выставки, строил музей. «Музей – это моя душа, а фабрика – источник средств для жизни и его пополнения», – говорил Бурылин. Именно Дмитрию досталась собранная дедом коллекция. Но надо было в первую очередь позаботиться об источнике, который после краткого хозяйствования отца, непутевого Геннадия Диодоровича, почти иссяк. Молодые, инициативные братья Николай и Дмитрий принялись спасать родовое дело. Поначалу старший брат Николай управлял ситценабивной фабрикой, а Дмитрий – заваркой, производившей краски. Но вскоре Николай женился на дочери крупнейшего ивановского фабриканта Куваева и стал совладельцем и управляющим еще более мощного предприятия. С этих пор в руках Дмитрия сосредоточилось все бурылинское дело. Он непрерывно строил и переоснащал производство, брал в аренду и выкупал новые фабрики. Наконец он построил и оснастил современным оборудованием ткацкую фабрику, замкнув тем самым полный цикл производства и окрашивания тканей. Техника ручной набойки тканей сменилась печатными машинами. И тем не менее, дело иногда было на грани краха: в 1880 году взорвался котел на красильной фабрике, возник пожар, почти полностью уничтоживший ее; через десять лет сгорела новая текстильная фабрика; еще через пять произошел взрыв и пожар на хлопкоочистительной фабрике. Несмотря на огромные убытки, Бурылин вновь отстраивал и оснащал производства, осваивал изготовление новых видов тканей, в том числе трикотажа и шелка. Изделия его фабрик постоянно получали золотые и серебряные медали на всероссийских и международных выставках.
Условия работы на бурылинских фабриках были не лучше и не хуже, чем на других иваново-вознесенских мануфактурах. На работу принимали с 15 лет, рабочий день для всех был 13 часов, зарплата для мужчин колебалась от 8 до 15 рублей в месяц, для женщин и детей – 6 рублей. В числе первых промышленников Бурылин понял выгоду военных поставок и начал производить хлопчатобумажное сырье для пороховых заводов, шелк для артиллерийских зарядных картузов, марлю и вату длягоспиталей. После окончания русско-японской войны прибыли фабрик Бурылина значительно сократились, усиливалась конкуренция с другими иваново-вознесенскими текстильщиками. Бурылин объединил семейные средства и в 1909 году создал «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина» с основным капиталом 750 тысяч рублей. Дмитрий Геннадьевич передал в собственность Товарищества не только фабрики, но и приобретенные в разное время дома и участки земли в городе и за его пределами. Естественно, он стал и учредителем, и председателем совета директоров Товарищества. Незадолго до Первой мировой войны основной капитал Товарищества составлял уже полтора миллиона рублей, а годовая производительность – два с половиной миллиона. Рост впечатляющий, но при этом Д.Г.Бурылин был далеко не самым богатым фабрикантом Иваново-Вознесенска. Товарищество Ивана Горелина с сыновьями, например, превосходило бурылинское в три раза по основному капиталу и в шесть раз по годовой производительности. Однако никто так много не отдавал на благоустройство города, на помощь нуждающимся, на духовные потребности сограждан, как Дмитрий Бурылин.
Надеждой Харлампиевной прославились благотворительностью, построенная ими Куваевская больница была в числе лучших в провинции. Супруги первыми стали почетными гражданами города из купеческого сословия, а Надежда Харлампиевна к тому же первой среди женщин удостоилась такого звания. Двадцать восемь лет подряд Дмитрий Геннадьевич Бурылин избирался гласным городской думы Иваново-Вознесенска, был попечителем больниц, училищ и гимназий – вплоть до сельской церковно-приходской школы. И не только попечительствовал, но и постоянно жертвовал немалые средства. Не отказывал и единичным просителям – художникам, ученым и вовсе незнакомым людям. Вот запись Бурылина1915 года: «Пожертвовано разным лицам –2065 рублей». Доверие к нему было столь велико, что его просили быть душеприказчиком, заведовать наследственными капиталами, осуществлять опеку над сиротами. Всего он занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Один, на собственные средства устроил в центре города бульвар, где по воскре сеньям играл духовой оркестр. Был одним из спонсоров и попечителей нового реального училища. Благодаря хлопотам Бурылина сохранилась деревянная Успенская церковь, построенная еще в XVII веке, которую городские власти захотели снести. Перенос церкви на другое место, ее реставрация и строительство школы при ней – все это было сделано на средства Бурылина. Д.Г. Бурылин первым начал собирать материалы по истории Иваново-Вознесенска и развитию местной про мышленности. Он мечтал издать книгу о родном городе. Заключил договор с учеными разных специальностей, выплатил авансы, предоставил редкие материалы, но… Только историк Токмаков усердно трудился, остальные коллеги не выполнили своих обязательств. Книга так и не была издана. И все равно, Бурылин безотказно знакомил всех интересующихся со своей коллекцией, предоставлял печатные материалы. Многие пользовались полученными у него сведениями, но мало кто упоминал источник.
Первая мумия
Дмитрий Геннадьевич Бурылин не получил образования, кроме уроков домашних учителей. Но его огромная любознательность, природный ум и интуиция помогли ему разбираться в истории, археологии, искусствоведении – не по учебникам, а, так сказать, на практике. Ему все было интересно, поэтому его собрание составилось из множества коллекций: этнография, живопись и скульптура, прикладное искусство, оружие, монеты и медали, старинные книги и рукописи. В каждой были и подлинные шедевры; некоторые из коллекций – например, масонская и, разумеется, текстильная– уникальны в целом. Бурылина еще при жизни упрекали за такое разнообразие интересов, зато потомки должны быть ему благодарны: он создал «музей обо всем», что особенно важно для провинциального города, где музеев не так много, как в столице. Он собирал свои коллекции и в России, и за границей: побывал почти во всех странах Европы, в Турции и Египте. Там, в Каирском археологическом музее он и приобрел мумию в саркофаге. Оформление сделки и доставка мумии были поручены гиду и переводчику в этой поездке – студенту Киевского университета Александру Левину. Вопреки расхожим легендам, приобретение и транспортировка мумии были осуществлены законным путем, хотя и с большими трудностями. Но сам экспонат был настолько экзотичным, что породил множество домыслов. В то время это была единственная египетская мумия, доставленная в Россию. Для пополнения собрания и консультаций Бурылин встречался и переписывался с выдающимися личностями, например с директором Исторического музея князем Н.С.Щербатовым, с меценатом и владельцем литературно-театрального музея А.А.Бахрушиным, с основателем Музея изящных искусств в Москве профессором И.В.Цветаевым, с историками Г.В.Вернадским и В.Е.Тарле. Позже он советовался с Л.Н.Толстым об устройстве читальни в Иваново-Вознесенске, не раз посылал в Ясную Поляну ткани для бедных детей. В отличие от многих собирателей, которые занимаются коллекционированием «для души», но исключительно собственной, Бурылин изначально собирал свой будущий музей для всех. Еще в 1896 году он завещал свое собрание родному городу: «Означенное собрание впоследствии должно быть достоянием города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нуждой и трудами)». Последние слова – не преувеличение, домочадцы Бурылина действительно порой затягивали пояса из-за очередного приобретения отца. Он даже просил у родных прощения за свои непомерные расходы, устно и в завещаниях, но, слава богу, семья разделяла благородные устремления Дмитрия Геннадьевича.
Поначалу экспонаты хранились в подвале его большого дома. С 1887 года Дмитрий Геннадьевич начал принимать участие в различных выставках: в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Чикаго. Трижды на его выставках побывал император Николай II и с похвалой отозвался о деятельности иваново-вознесенского мецената. Проходили выставки и в родном городе, интерес к ним был такой большой, что Бурылин открыл для посещения подвал собственного дома. Разумеется, помещение было не приспособлено для музейных целей. Дмитрий Геннадьевич решил строить здание музея – на собственном участке земли, напротив своего дома. Дом и музей, действительно, соединил подземный переход, он не был причудой хозяина, это было чисто практическое решение. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 года. Было произнесено немало торжественных речей, прозвучало много горячих благодарностей. Но –музей открылся для посетителей, и Бурылин остался один на один со всеми музейными трудностями и, как прежде, с огромными тратами. С одной стороны, его труды были оценены по достоинству: он стал потомственным почетным гражданином города, получил золотые и серебряные медали, орден святого Станислава 2-й степени. Однако помощников как не было, так и не появилось. Только «вечный студент» Тарабукин самоотверженно трудился рядом с Бурылиным с 1892 года, пока его не призвали на Первую мировую войну, а в 1915 году он погиб.
Награда от большевиков
Бурылины не вмешивались в политику. Потомки раскольников уже давно не были оппозиционной силой, но и любить власть им было не за что. Все, чего они добились, было нажито своим трудом, не благодаря, а часто вопреки существовавшим порядкам. Большинство фабрикантов-старообрядцев терпимо относились к рабочему движению: они признавали право трудящихся обсуждать и отстаивать свои интересы. А ведь в то время в России даже профсоюзы были запрещены. Забастовок и стачек фабриканты не одобряли, но и к властям не обращались, старались сами договариваться миром. Может быть, эти исключительные для России отношения между хозяевами и рабочими стали питательной средой для возникновения первых Советов
Музей Бурылина Иваново
Проект герба Иваново-Вознесенска.
В недавнем очерке о поэте Николае Рубцове («Совершенно секретно, №2) я писал, что русское представление о смерти сродни древнеегипетскому: важно, чтобы что-то осталось – тело, гроб, могила, крест: тогда возможна иная жизнь. Я тогда не предполагал, что найду подтверждение этому в судьбе Бурылина. Благотворитель и меценат, так много сделавший для своего города и земляков и потерявший все, рассчитывал только на посмертное воздаяние. Но, обманутый и оклеветанный, мог ли он рассчитывать, что не будут разграблены и осквернены его могила, гроб, тело? Ивановский ученый А.М.Беневоленский считал, что в последние годы жизни Д.Г.Бурылин всерьез интересовался способами сохранения тела нетленным. Беневоленский был первым исследователем египетской мумии, хранящейся в музее, переписывался с дочерью Д.Г.Бурылина и будто нашел подтверждение такой версии. Однажды из глухого сибирского села Бурылину привезли гроб-колоду, своего рода саркофаг, выстеленный травами, на них лежала мумия – это была женщина, явно славянка. Доставивший мумию человек рассказал, что в их краях есть люди, знающие секрет «нетленности». Вскоре к Бурылину приехали два сивых мужика, они привезли колоду из ствола сибирской лиственницы и травы. Они готовили для Бурылина особые травяные отвары, старик пил их и почти ничего не ел. В последние дни он словно светился изнутри. Мужики вырыли в тайном месте глубокую, как колодец, могилу. Туда и опустили две колоды – одну с умершим Д.Г. Бурылиным, другую с мумией славянки.
А кого же похоронили на кладбище? Давний друг нашей семьи, известный ученый и писатель Станислав Григорьевич Смирнов, не раз встречался и подолгу беседовал с бывшим чекистом А.Х. Медниковым. Он признался, что слухи о «бурылинских миллионах» не давали ему покоя. И он почему-то решил, что Бурылин унес с собой в могилу бриллианты – проглотил или спрятал в гробу. Чекист добился эксгумации. Когда же колоду вскрыли, обнаружили не бриллианты для диктатуры пролетариата, а тряпичную куклу вместо трупа. Правда, нет ли? Если правда, то всеми обманутый Бурылин на этот раз обманул всех, кроме самых близких, посвященных в его тайный замысел. Бесспорно одно: жизнь Бурылина продолжается в жизни его музея. В ней тоже были невосполнимые потери. Некоторые экспонаты утрачены, другие уничтожены, как, например, бронзовые бюсты российских императоров. Часть коллекций была отправлена в другие музеи: масонская– в Эрмитаж, восточная – в московский Музей искусств народов Востока, античная – в музеи Крыма, разрушенные и разграбленные нацистами во время войны. Все это обеднило бурылинский музей, но не умалило его огромного культурного значения. Наконец, и знаменитая мумия вместе со всей египетской коллекцией были переданы в Художественный музей города Иваново. Исследования мумии на этом прекратились. Достоверно было установлено лишь, что это мумия египтянки. Однако сотрудники музея рассказывают, что на самом деле Д.Г.Бурылин приобрел и вывез из Египта две мумии, одна была в хорошем состоянии, пригодном для экспонирования, другая значительно хуже. Ее спрятали в специальном хранилище, вход со временем был замурован. Эта тайна еще ждет своего исследователя.
Искатели - Мумия из Иваново!
Прошли десятилетия, и музей вернул себе имя создателя, теперь это Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г.Бурылина. В вестибюле посетитель вновь может прочесть памятную надпись, сделанную в 1915 году. Музей промышленности и искусства собран i е древностей и редкостей Построенъ Дмитр i ем Геннадьевичемъ Бурылинымъ для общаго пользован i я в память его дедушки Диодора Андреевича Бурылина По правде говоря, следовало бы вернуть музею экспонаты и целые коллекции, розданные по произволу чиновников в другие музеи. Эрмитаж и московские музеи не обеднеют, музеи Крыма давно восстановлены и пополнились собственными археологическими редкостями, а целостность собрания Д.Г.Бурылина будет восстановлена. Если мы настойчиво требуем Источники -
Исторические и биографические сведения предпринимателя
Дми́трий Генна́дьевич Буры́лин - ивановский (иваново-вознесенский) фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX - начале XX века. Старообрядец.
Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился в 1852 г. в селе Иванове, а точнее, в Вознесенской слободе, в доме деда Диодора Андреевича Бурылина, купца третьей гильдии. Родословная коренных ивановцев, крепостных крестьян Бурылиных, велась с XVII века. В 1831 г. крепостной графа Шереметева Диодор Бурылин выкупился из крепостной зависимости. В Ведомостях Шуйской городской Думы в числе купцов, объявивших свой капитал на 1836 год, числился и Диодор Бурылин. В 1839 г. Д. Бурылин на свои средства строит Единоверческую церковь в селе Иванове. С 1848 г. он выступал одним из основателей Вознесенского Посада, принимал участие в постройке торговых рядов, Дмитровского моста, в создании Ивановского народного театра. В 1860 г. Диодор Андреевич Бурылин был убит по дороге на Ростовскую ярмарку. Фабрика переходит к его сыну Геннадию Бурылину. В фабричных и торговых делах он испытывает большие затруднения, сокращает производство. В 1879 г. Г. Д. Бурылин умирает, по воспоминанию внучки, "...растратив нажитое отцом состояние и оставив 5 детей без средств". Но к этому трудному периоду жизни были подготовлены его сыновья Николай и Дмитрий, которые принадлежали уже к седьмому поколению Бурылиных. Еще при жизни отца они по существу руководили работой фабрики. А наследство, полученное от отца, делить не стали.
Николай Геннадьевич в 1875 г. женился на Н. X. Куваевой, дочери ивановского фабриканта X. И. Куваева, а после смерти родителей жены учредил "Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры". Дмитрий продолжал дело своего отца, и только спустя 5 лет производство окрепло и стало развиваться. Дмитрий Геннадьевич Бурылин получил "домашнее" образование, но имел большую страсть к учению и всю жизнь учился самостоятельно. По своим способностям он был настоящим русским самородком. Пытливый ум, кипучая энергия, трудолюбие и инициатива были главными движущими силами его деятельности. В результате, в 1909 г. в Иваново-Вознесенске создается "Товарищество мануфактур Д. Г Бурылина" и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры". Учредителем и основателем их был Д. Г. Бурылин. Руководя таким громадным торгово-промышленным делом, он принимал активнейшее участие в общественной жизни Иваново-Вознесенска и в различных научных обществах Москвы и Санкт-Петербурга. Его общественная деятельность была направлена на оказание помощи в благоустройстве родного города, на организацию благотворительных акций. Заботясь о просвещении ивановцев, он организовал в своем доме четырехклассное училище, попечителем которого был долгие годы. Своих собственных девятерых детей Дмитрий Геннадьевич воспитывал в труде и сделал все возможное, чтобы дать им образование. Все дети стали настоящими людьми, достойными своего отца.
С 14 лет вместе со своим братом Николаем руководил работой ситценабивной фабрики, доставшейся в наследство от деда. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его музей переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нём, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем. Усадьбу Бурылину так и не возвратили. Более того, ложно обвинили его в сокрытии и расхищении музейных ценностей и в 1924 году отстранили от должности музейного хранителя.
13 сентября 1924 года Бурылин скончался. Первоначально он был похоронен на Благовещенском кладбище при Благовещенской церкви, но в 1969 году перезахоронен на кладбище "Балино".
Сейчас имя Бурылина носит краеведческий музей, на котором установлена мемориальная доска в честь основателя музея.
Вид предпринимательской деятельности
В 1876 Дмитрий Геннадьевич Бурылин вступил в купцы 2 гильдии. В 1877 он женился на дочери Шуйского лесопромышленника С. В. Романова Марии Степановне. В том же году Д. Бурылин строит на месте семейной деревянной фабрики-заварки каменную, а рядом - двухэтажное здание красильно-набивной фабрики. В 1870 Дмитрий Геннадьевич приобрел большой участок земли на Александровской ул. Часть его предназначалась для нового здания реального училища (сейчас в нем размещаются областной художественный музей и химико-технологический техникум), а ближе к Уводи в 1860 были построены 2 каменных двухэтажных корпуса механической ситцепечатной фабрики (ныне корпус Ивановского государственного университета). Фабрика имела паровое отопление, освещалась керосиновыми лампами; вырабатывала ластик, миткаль, саржу, жаккардовые ткани. Товар сбывался в Москве и на различных ярмарках. В 1882 у Бурылина появилось новое имение в центре Иваново-Вознесенска, возле Крестовоздвиженской церкви (ныне пл. Революции). Здесь находилась каменная красильно-аппретурная фабрика. К 1890 на фабрике работало более 500 человек. Сам хозяин получал жалования 6 тысяч руб. в год (средняя зарплата мужчин на его фабрике - 15 руб. в месяц, женщин и детей - 6 руб.).
В 1893 Д. Г. Бурылин решил освоить хлопкоочистительное производство. В 1895 рядом с ткацкой фабрикой на Вознесенской ул. он оборудовал хлопкоочистительную, способную обрабатывать до 60 000 пудов х/б концов. (Перед ее строительством Дмитрий Геннадьевич ездил в Англию, чтобы познакомиться с новым для него делом.) По объему производства фабрика стала самой крупной в России. Вся выработанная продукция поставлялась на пороховые заводы военно-сухопутного и военно-морского ведомств. Изделия фабрик Бурылина получали золотые и серебряные награды на международных и всероссийских выставках: Москва (1882) - похвальный отзыв, Чикаго (1884) - бронзовая медаль и диплом, Ныо-Орлеан (1885) - золотая медаль, Екатеринбург (1886) - серебряная медаль, Москва (1891) - золотая медаль, Париж (1894) - золотая медаль, Новгород (1896) - серебряная медаль, Париж (1897) - золотая медаль.
Дмитрий Геннадьевич трижды встречался с императором Николаем II (1896, 1912 и 1913 гг.). Он был представлен Его Императорскому Величеству, удостоился беседы по поводу его (Бурылина) коллекций старинных ситцев, первоначальной в России выработки, которые государь с семейством осматривал. В юбилейные дни Отечественной войны 1812 г. Д. Г. Бурылин поднес на выставке музея 1812 г. дочерям императора шелковые платки, сработанные на его фабрике по редчайшему оригиналу-гравюре эпохи 1812 года.
Особые доходы Бурылиным принесли поставки необходимых товаров в годы русско-японской войны. Большим спросом пользовались х/б концы, вата, марля, шелковые ткани для зарядов артиллерийских картузов. В 1906 и 1908 гг. в собственности Д. Бурылина оказались еще две фабрики - одна в Иваново-Вознесенске, другая - в Шуйском уезде. В марте 1909 был утвержден устав "Товарищества мануфактур Д. Г. Бурылина", Учредитель - купец I гильдии (с 1899), потомственный почетный гражданин Д. Г. Бурылин. Основной капитал - 750 тыс. руб. В 1909 продукция Товарищества была удостоена золотой медали (на выставке в Казани). С 1912 Товарищество - предприятие с миллионными оборотами.
В 1876 году вступил во Вторую купеческую гильдию. В том же году построил каменное здание красильно-набивной мастерской.
В 1899 году стал купцом Первой гильдии.
В 1909 году основал "Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина в Иваново-Вознесенске" с капиталом в полмиллиона рублей и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры".
Благотворительность (меценатская деятельность)
В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях.
1902 году получил звание Потомственного Почётного гражданина города Иванова-Вознесенска.
Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.
Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда - старинные книги, монеты, редкие вещи... Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны - в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.
В апреле 1903 года коллекция Бурылина впервые была показана публике в здании женской профессиональной школы.
В 1913 году Бурылин привёз из Египта древнюю мумию, которая сейчас является экспонатом Ивановского художественного музея (древнеегипетский саркофаг XXI династии).
В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея, которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: "Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения".
Всё собранное Дмитрием Бурылиным состояло из следующих самостоятельных коллекций:
· Археологическая коллекция
· Этнографическая коллекция
· Нумизматическая коллекция
· Коллекция курительных трубок
· Коллекция чернильниц
· Коллекция игральных карт
· Коллекция одежды
· Коллекция женских украшений
· Коллекция икон
· Коллекция редких книг
· Коллекция часов
· Коллекция картин и гравюр
Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую "масонскую коллекцию", в которой были масонские знаки разных стран, символические одежды, рукописи, книги, а также оружие и предметы для посвящения в рыцари. В 20-х годах XX века эта коллекция была передана в Эрмитаж, где и хранится.
Для детей небогатых родителей Бурылин организовывал за свой счёт благотворительные бесплатные обеды и выделял средства для оказания помощи беднякам, а детям из приютов на Новый год закупал подарки.
В 1904 году по инициативе Бурылина была сохранена деревянная церковь XVII века. На свои личные средства он перенёс её на Успенское кладбище, где она стоит до сих пор.
В 1912 году построил подпорную стенку с решёткой в виде волны и посадил липовую аллею вдоль нынешних ивановских проспекта Ленина и улицы Батурина.
Но едва ли не главным делом жизни стало для Дмитрия Геннадьевича создание музея своего края. "Музей и работа в нем, - признавался Бурылин, - это моя душа, а фабрика - лишь необходимость". Любовь к старине заметила в нем его бабушка, Евдокия Михайловна, и передала внуку в 1864 году библиотеку славяно-русских книг, коллекцию монет и другие вещи деда Диодора Андреевича. Эти предметы явились основанием будущей уникальной коллекции. Сбор редких вещей стал жизненной страстью Дмитрия Геннадьевича. С этой целью он выезжал в различные города России, в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию. И часто в поездках его сопровождали дочери, владевшие иностранными языками. Он вел большую переписку с различными русскими и зарубежными коллекционерами и антикварами в поисках наиболее интересных и редких вещей. Идея создания музея становится смыслом его жизни, и в 1904 г. он открывает двери родового дома для желающих посетить его музей, расположенный в нижнем этаже. В августе 1912 года состоялась закладка нового здания музея братьями Бурылиными.
17 декабря 1914 года музей был открыт, а 25 декабря по инициативе Д. Г. Бурылина в нем начала работу с благотворительной целью первая в Иваново-Вознесенске художественно-промышленная выставка. Средства собирались в пользу раненых. До конца жизни Д. Г. Бурылин был предан своему музею и родному городу. После Октябрьской революции по рекомендации М. В. Фрунзе, бывшего в 1918 г. председателем Иваново-Вознесенского губисполкома и губкома партии, он работает в музее главным хранителем. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю бывшего фабриканта при советской власти, Д. Г. Бурылин принимает участие и в общественной жизни города. Так, например, в 1918 году он состоит членом комитета по учреждению Иваново-Вознесенского политехнического института. В 20-е годы уже больной Дмитрий Геннадьевич собирал новые экспонаты для музея, принимал участие в археологических экспедициях. 13 сентября 1924 года Д. Г. Бурылина не стало. Все свои собрания, всего более 24000 произведений искусства, и здание музея Бурылин завещал родному городу. В дальнейшем богатейшего бурылинского собрания хватило на организацию трех музеев: краеведческого, художественного и музея ивановского ситца, а библиотека, около 60 тысяч книг, легла в основу городской публичной библиотеки.
Бурылинская библиотека - редчайшее и богатейшее собрание книг и печатных изданий, представляющая большую ценность не только для города Иванова, но и для всей России. Она обязана своим появлением энергии и неутомимой деятельности иваново-вознесенскому фабриканту, собирателю редкостей и древностей - Дмитрию Генадьевичу Бурылину. Библиотека была торжественно открыта одновременно с "Музеем промышленности и искусства" 26 декабря 1914 года. Ей был отдан один из лучших залов музея. Библиотека предназначалась для общественного пользования посетителей, была бесплатной и работала с 10 утра до 10 вечера ежедневно, кроме церковных праздников. При ней имелся читальный зал, который также использовался для проведения публичных чтений и лекций. Коллекция книг Д. Г. Бурылина содержала литературу на разных языках по различным отраслям знания. В настоящее время, книжное собрание Д. Г. Бурылина лишено своей целостности и распылено по музеям, библиотекам, учебным заведениям, частным коллекциям нашего города, а возможно и других городов. Основная цель воссоздания библиотеки - соединить разрозненные части коллекции в единое целое, пополнить ее, изучить, сохранить, популяризовать. Число томов библиотеки Бурылина Д. Г.- более десяти тысяч экземпляров. Для них построено отдельное здание, которое располагается на территории музея ивановского ситца и находится в комлексе построек усадьбы Д. Г. Бурылина. В здании библиотеки предусмотрены: хранилище для библиотечного музейного фонда, фондохранилище редкой книги, хранилище для альбомов с образцами отечественных и иностранных тканей 19 - нач.20 веков, кабинет для работы специалистов текстильного дела, читальный зал с оргтехникой, обеспечивающей доступ к электронным каталогам.
При жизни Д. Г. Бурылин пользовался почетом и уважением в городе и сам сделал для Иваново-Вознесенска немало. 28 лет подряд избирался он гласным Городской думы, с 1872 года занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Политика его не интересовала, к партиям относился нейтрально, зато был истинным меценатом и благотворителем. В 1883 года иваново-вознесенский голова сообщил Бурылину, что он избран в комиссию по постройке нового здания реального училища; по окончании строительства Бурылин стал его попечителем. Он был также среди попечителей механического училища, женской гимназии, женской торговой и профессиональной школ, церковноприходской школы при Успенской церкви. 37 лет он возглавлял попечительский совет второго земского училища, 21 год был членом попечительства школы колористов. В 1914 года его единогласно избрали попечителем церковноприходской школы крестьяне села Афанасово. В 1900 году императрица Мария Федоровна определила Дмитрия Геннадьевича почетным членом Шуйского уездного попечительства детских приютов. За деятельность и пожертвования в пользу учреждений министерства просвещения Бурылин императорским указом был награжден золотой медалью со Станиславской лентой. В 1910 году на собственные средства Дмитрий Геннадьевич устроил бульвар на Александровской улице напротив собственного дома. Для этого из Риги привезли 224 липки и 1000 кустов боярышника. Бульвар существует по сей день и носит название проспекта Ленина. В 1918 году "Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина" перечислило в фонд устройства обсерватории и метеорологической станции 50 тысяч рублей. В том же году все было национализировано, Дмитрий Геннадьевич остался без средств к существованию.
В 1912 году исполнилось 100 лет промышленной и общественной деятельности рода Бурылиных. Эту дату Бурылин ознаменовал закладкой здания будущего музея. Строительство музея по проекту архитектора П. А. Трубникова завершилось в 1915 году. При этом был благоустроен низкий и сырой берег реки Уводи. В здании музея разместилась школа рисования. В одном из лучших залов Дмитрий Геннадьевич и его супруга устроили библиотеку и читальный зал, на что было пожертвовано 200 тысяч рублей. Бурылиным здание музея было задумано как городская достопримечательность. Большую роль он отводил внешнему декору строения. В деревянных ящиках до окончания строительства хранились мраморные фигуры античных богов, предназначенные на его фронтоны. У лучших мастеров были заказаны кованые двери. Из Италии привезли цветную плитку и мозаику для пола, мрамор для парадной лестницы. Здание было оснащено лифтом и вделанными во фронтон часами с ночной электрической подсветкой.
Начало коллекции Дмитрия Геннадьевича было положено еще его дедом Диодором. С 14 лет Дмитрий стал сам собирать монеты, оружие, книги. Он коллекционировал на протяжении своей жизни все или почти все, что можно подвести под понятие редкостей. Его собрание еще при жизни коллекционера во многом определило культурную жизнь Иваново-Вознесенска, а позднее стало катализатором создания целой семьи музеев и музейных экспозиций, сделавших Иваново одной из самых богатых в этом отношении территорий России. Увлеченный собирательством, испытывавший радость от обладания не только старинными вещами, Бурылин несколько наивно, наверное, полагал, чтo его музей может стать хранилищем, не знающим границ. Отсюда обилие разнохарактерных предметов, составивших его коллекцию. На свою коллекцию Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства, порой в ущерб семье. Для приобретения предметов он выезжал в различные города России, а также в Англию, Австрию, Германию, Грецию, Египет, Италию, Польшу, Турцию, Францию, Финляндию, Бельгию, Швейцарию. В 1913 году в Египте он даже приобрел древнюю мумию.
Большим разнообразием отличались этнографические коллекции, из которых самой большой была русская коллекция. В этнографических коллекциях были представлены предметы быта, посуда и утварь, одежда, головные уборы, оружие, военное снаряжение, орудия труда и огромная коллекция образцов тканей (более миллиона), преимущественно местного производства, начиная от старинных ручных набоек 17-18 веков, а также ткани и из Японии, Китая, Персии, Западной Европы. Большую ценность представлял отдел Востока и Средней Азии. Уникальной была коллекция предметов буддийского культа - подобной в дореволюционной России не было.
Уже в 1885 году только нумизматическая коллекция насчитывала до 100 тысяч монет, орденов и медалей 16-19 веков из 236 государств и городов. В 1883 году Бурылин был избран действительным членом Московского нумизматического общества, членом географического отделения императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, хотя и получил только домашнее образование. Одной из лучших в России была масонская коллекция. В ней находились редчайшие масонские знаки всех стран, всех масонских лож, символические одежды, рукописи и книги, оружие, ключи, все предметы для посвящения в рыцари. Описание масонской коллекции Бурылина вошло в двухтомное издание "Масонство в его прошлом и настоящем". Большой интерес представляли коллекции: курительных трубок русской и западноевропейской работы; русских металлических чернильниц 17 века; игральных карт различных времен - около 100 колод русских, японских, китайских, французских, немецких. Дмитрий Геннадьевич собирал также иконы, духовные книги, гравюры, фарфор.
Значительными были разделы русской, восточной и западноевропейской металлической посуды 17-19 веков; изразцов 17-19 веков; серебряных филигранных изделий русской работы 19 века. Интересной была коллекция часов, в которой были представлены часы деревянные с деревянным механизмом русской работы, часы песочные, солнечные, каминные, настольные, английской работы 18-19 веков. Гордостью владельца были часы работы парижского механика Альберта Биллета, изготовленные в 1873 году - уникум мирового значения: 95 циферблатов показывали астрономическое, хронологическое и географическое время, продолжительность дня и ночи, отмечали, который час в Лондоне и Берлине, Париже и Лиссабоне, Москве и Петербурге, Пекине и Бомбее. Коллекция изобразительного искусства (более 500 полотен) содержала работы Айвазовского, Верещагина, А. Бенуа, Маковского, Поленова, Шишкина, а также западноевропейские гравюры.
В археологической коллекции находились памятники культуры и искусства Древней Греции, Рима, Египта. Отличалась богатством коллекция старопечатных книг и рукописей ("Апостол", 1564; "Псалтирь" с гравюрами Дюрера, 1521). Дмитрий Геннадьевич собирал сочинения по юриспруденции, начиная с 16-17 веков, редкие книги медиков 16-18 веков, древние рукописи. Много в коллекции было рукописей на арабском, персидском, тибетском, армянском, грузинском языках, на санскрите. Д. Г. Бурылин встречался с Л. Н. Толстым, вел с ним переписку, в день смерти великого писателя находился в Астапове, привез оттуда посмертную маску Толстого. В музее Бурылина много вещей было связано с Львом Николаевичем (портреты, бюсты, фотографии, публикации о великом писателе). До 1919 года Дмитрий Геннадьевич вел переписку с Софьей Андреевной Толстой. Первые коллекции Бурылина можно было увидеть на выставке в Москве, организованной в 1887-1888 годах Российским историческим музеем и Антропологическим музеем Московского университета. Историческому музею Бурылин подарил большой живописный портрет царя Алексея Михайловича, а Антропологическому музею - собрание рукописей в 16 томах. В 1891 году на Среднеазиатской выставке в Москве, проходившей также в историческом музее, экспонировалась коллекция азиатских и восточных монет, на которую обратил внимание император Александр III. Первую выставку из "собрания древностей и редкостей" Дмитрий Геннадьевич организовал в Иваново-Вознесенске в апреле 1903 году.
Еще до революции Бурылин передал музей в полное владение городу, так что формально его и не пришлось национализировать. В 1920-х годах из коллекции Бурылина в Эрмитаж была передана масонская часть. В 1930-х годах более половины восточной коллекции ушло в Московский музей восточных культур. После Великой Отечественной войны археологическая часть коллекции была передана в Херсон и Керчь. В Иванове из остатков бурылинской коллекции был организовано три музея: краеведческий, художественный и музей ивановского ситца, а библиотека, около 60 тысяч книг, стала основой городской публичной библиотеки. В постсоветские годы Государственному объединению историко-краеведческих музеев города Иванова присвоено имя Д. Г. Бурылина.
Дмитрий Геннадьевич хотел написать книгу по истории города Иваново-Вознесенска, собрал много фактического материала, в частности, по истории текстильной промышленности в крае. В 1911 году для составления книги был заключен договор с историком-археологом, надворным советником, действительным членом статистических комитетов и ученых архивных комиссий многих губерний России Иваном Федоровичем Токмаковым, автором интересных и подробных исторических описаний сел, городов, монастырей, церквей, фабрик, заводов России. Бурылин вел переписку и с И. В. Цветаевым, уроженцем Владимирского края. Для работы над книгой Дмитрий Геннадьевич привлек многих людей - ученых, историков, филологов из Москвы, ивановских художников и ученых. Но настоящим помощником был только Токмаков. Книгу предполагалось выпустить в 1915 году, но осуществить замысел так и не удалось.
При жизни Д. Г. Бурылин пользовался почетом и уважением в городе и сам сделал для Иваново-Вознесенска немало. 28 лет подряд избирался он гласным Городской думы. С 1872 занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Политика его не интересовала, к партиям относился нейтрально, зато был истинным меценатом и благотворителем. В 1883 иваново-вознесенский голова сообщил Бурылину, что он избран в комиссию по постройке нового здания реального училища; по окончании строительства Бурылин стал его попечителем. Он был также среди попечителей механического училища, женской гимназии, женской торговой и профессиональной школ, церковноприходской школы при Успенской церкви. 37 лет он возглавлял попечительский совет второго земского училища, 21 год был членом попечительства школы колористов. В 1914 его единогласно избрали попечителем церковноприходской школы крестьяне седа Афанасово.
В 1900 г. императрица Мария Федоровна определила Дмитрия Геннадьевича почетным членом Шуйского уездного попечительства детских приютов. За деятельность и пожертвования в пользу учреждений министерства просвещения Бурылин императорским указом был награжден золотой медалью со Станиславской лентой. Имел он и другие награды. В разные годы он получил серебряную медаль на Андреевской ленте, учрежденную в память Коронования императора Николая II; золотую медаль на Владимирской ленте; медаль Красного Креста, учрежденную в память участия в обществе Красного Креста во время русско-японской войны; серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте; светло-бронзовую медаль, учрежденную в память 300-летия царствования дома Романовых; был пожалован Кавалером императорского ордена св. Анны 5 степени. В 1910 на собственные средства Дмитрий Геннадьевич устраивает бульвар на Александровской улице против родового дома. Для этого из Риги привезли 224 липки и 1000 кустов боярышника. Бульвар существует по сей день и носит название проспект Ленина. Еще в 1918 "Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина" перечислило в фонд устройства обсерватории и метеорологической станции 50 000 руб. В том же году все было национализировано, Дмитрий Геннадьевич остался без средств к существованию.
Список литературы
1. Исторические и биографические сведения предпринимателя
Дми́трий Генна́дьевич Буры́лин - ивановский (иваново-вознесенский) фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX - начале XX века. Старообрядец.
Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился в 1852 г. в селе Иванове, а точнее, в Вознесенской слободе, в доме деда Диодора Андреевича Бурылина, купца третьей гильдии. Родословная коренных ивановцев, крепостных крестьян Бурылиных, велась с XVII века. В 1831 г. крепостной графа Шереметева Диодор Бурылин выкупился из крепостной зависимости. В Ведомостях Шуйской городской Думы в числе купцов, объявивших свой капитал на 1836 год, числился и Диодор Бурылин. В 1839 г. Д. Бурылин на свои средства строит Единоверческую церковь в селе Иванове. С 1848 г. он выступал одним из основателей Вознесенского Посада, принимал участие в постройке торговых рядов, Дмитровского моста, в создании Ивановского народного театра. В 1860 г. Диодор Андреевич Бурылин был убит по дороге на Ростовскую ярмарку. Фабрика переходит к его сыну Геннадию Бурылину. В фабричных и торговых делах он испытывает большие затруднения, сокращает производство. В 1879 г. Г. Д. Бурылин умирает, по воспоминанию внучки, "...растратив нажитое отцом состояние и оставив 5 детей без средств". Но к этому трудному периоду жизни были подготовлены его сыновья Николай и Дмитрий, которые принадлежали уже к седьмому поколению Бурылиных. Еще при жизни отца они по существу руководили работой фабрики. А наследство, полученное от отца, делить не стали. Николай Геннадьевич в 1875 г. женился на Н. X. Куваевой, дочери ивановского фабриканта X. И. Куваева, а после смерти родителей жены учредил "Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры". Дмитрий продолжал дело своего отца, и только спустя 5 лет производство окрепло и стало развиваться. Дмитрий Геннадьевич Бурылин получил "домашнее" образование, но имел большую страсть к учению и всю жизнь учился самостоятельно. По своим способностям он был настоящим русским самородком. Пытливый ум, кипучая энергия, трудолюбие и инициатива были главными движущими силами его деятельности. В результате, в 1909 г. в Иваново-Вознесенске создается "Товарищество мануфактур Д. Г Бурылина" и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры". Учредителем и основателем их был Д. Г. Бурылин. Руководя таким громадным торгово-промышленным делом, он принимал активнейшее участие в общественной жизни Иваново-Вознесенска и в различных научных обществах Москвы и Санкт-Петербурга. Его общественная деятельность была направлена на оказание помощи в благоустройстве родного города, на организацию благотворительных акций. Заботясь о просвещении ивановцев, он организовал в своем доме четырехклассное училище, попечителем которого был долгие годы. Своих собственных девятерых детей Дмитрий Геннадьевич воспитывал в труде и сделал все возможное, чтобы дать им образование. Все дети стали настоящими людьми, достойными своего отца.
С 14 лет вместе со своим братом Николаем руководил работой ситценабивной фабрики, доставшейся в наследство от деда.В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его музей переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нём, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем. Усадьбу Бурылину так и не возвратили. Более того, ложно обвинили его в сокрытии и расхищении музейных ценностей и в 1924 году отстранили от должности музейного хранителя.
сентября 1924 года Бурылин скончался. Первоначально он был похоронен на Благовещенском кладбище при Благовещенской церкви, но в 1969 году перезахоронен на кладбище "Балино".
Сейчас имя Бурылина носит краеведческий музей, на котором установлена мемориальная доска в честь основателя музея.
2. Вид предпринимательской деятельности
В 1876 Дмитрий Геннадьевич Бурылин вступил в купцы 2 гильдии. В 1877 он женился на дочери Шуйского лесопромышленника С. В. Романова Марии Степановне. В том же году Д. Бурылин строит на месте семейной деревянной фабрики-заварки каменную, а рядом - двухэтажное здание красильно-набивной фабрики. В 1870 Дмитрий Геннадьевич приобрел большой участок земли на Александровской ул. Часть его предназначалась для нового здания реального училища (сейчас в нем размещаются областной художественный музей и химико-технологический техникум), а ближе к Уводи в 1860 были построены 2 каменных двухэтажных корпуса механической ситцепечатной фабрики (ныне корпус Ивановского государственного университета). Фабрика имела паровое отопление, освещалась керосиновыми лампами; вырабатывала ластик, миткаль, саржу, жаккардовые ткани. Товар сбывался в Москве и на различных ярмарках. В 1882 у Бурылина появилось новое имение в центре Иваново-Вознесенска, возле Крестовоздвиженской церкви (ныне пл. Революции). Здесь находилась каменная красильно-аппретурная фабрика. К 1890 на фабрике работало более 500 человек. Сам хозяин получал жалования 6 тысяч руб. в год (средняя зарплата мужчин на его фабрике - 15 руб. в месяц, женщин и детей - 6 руб.).
В 1893 Д. Г. Бурылин решил освоить хлопкоочистительное производство. В 1895 рядом с ткацкой фабрикой на Вознесенской ул. он оборудовал хлопкоочистительную, способную обрабатывать до 60 000 пудов х/б концов. (Перед ее строительством Дмитрий Геннадьевич ездил в Англию, чтобы познакомиться с новым для него делом.) По объему производства фабрика стала самой крупной в России. Вся выработанная продукция поставлялась на пороховые заводы военно-сухопутного и военно-морского ведомств. Изделия фабрик Бурылина получали золотые и серебряные награды на международных и всероссийских выставках: Москва (1882) - похвальный отзыв, Чикаго (1884) - бронзовая медаль и диплом, Ныо-Орлеан (1885) - золотая медаль, Екатеринбург (1886) - серебряная медаль, Москва (1891) - золотая медаль, Париж (1894) - золотая медаль, Новгород (1896) - серебряная медаль, Париж (1897) - золотая медаль.
Дмитрий Геннадьевич трижды встречался с императором Николаем II (1896, 1912 и 1913 гг.). Он был представлен Его Императорскому Величеству, удостоился беседы по поводу его (Бурылина) коллекций старинных ситцев, первоначальной в России выработки, которые государь с семейством осматривал. В юбилейные дни Отечественной войны 1812 г. Д. Г. Бурылин поднес на выставке музея 1812 г. дочерям императора шелковые платки, сработанные на его фабрике по редчайшему оригиналу-гравюре эпохи 1812 года.
Особые доходы Бурылиным принесли поставки необходимых товаров в годы русско-японской войны. Большим спросом пользовались х/б концы, вата, марля, шелковые ткани для зарядов артиллерийских картузов. В 1906 и 1908 гг. в собственности Д. Бурылина оказались еще две фабрики - одна в Иваново-Вознесенске, другая - в Шуйском уезде. В марте 1909 был утвержден устав "Товарищества мануфактур Д. Г. Бурылина", Учредитель - купец I гильдии (с 1899), потомственный почетный гражданин Д. Г. Бурылин. Основной капитал - 750 тыс. руб. В 1909 продукция Товарищества была удостоена золотой медали (на выставке в Казани). С 1912 Товарищество - предприятие с миллионными оборотами.
В 1876 году вступил во Вторую купеческую гильдию. В том же году построил каменное здание красильно-набивной мастерской.
В 1899 году стал купцом Первой гильдии.
В 1909 году основал "Товарищество мануфактур Д.Г.Бурылина в Иваново-Вознесенске" с капиталом в полмиллиона рублей и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры".
3. Благотворительность (меценатская деятельность)
предприниматель бурылин меценат благотворительность
В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях.
году получил звание Потомственного Почётного гражданина города Иванова-Вознесенска.
Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.
Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда - старинные книги, монеты, редкие вещи... Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны - в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.
В апреле 1903 года коллекция Бурылина впервые была показана публике в здании женской профессиональной школы.
В 1913 году Бурылин привёз из Египта древнюю мумию, которая сейчас является экспонатом Ивановского художественного музея (древнеегипетский саркофаг XXI династии).
В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея, которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: "Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения".
Всё собранное Дмитрием Бурылиным состояло из следующих самостоятельных коллекций:
Археологическая коллекция
Этнографическая коллекция
Нумизматическая коллекция
Коллекция курительных трубок
Коллекция чернильниц
Коллекция игральных карт
Коллекция одежды
Коллекция женских украшений
Коллекция икон
Коллекция редких книг
Коллекция часов
Коллекция картин и гравюр
Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую "масонскую коллекцию", в которой были масонские з
Дмитрий Геннадьевич Бурылин - иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер из купеческой династии Бурылиных. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX - начале XX века. Старообрядец.
Детство
Родился 16 февраля 1852 года в Вознесенской слободе в семье вознесенского промышленника Геннадия Диодоровича Бурылина.
Получил домашнее образование. С 14 лет вместе со своим братом Николаем руководил работой ситценабивной фабрики, доставшейся в наследство от деда.
Помимо фабрики, дед Диодор оставил в наследство сначала своему сыну, а потом и внуку, лист бумаги со следующим наставлением:
«Жить не зависит от нас, а хорошо жить от нас зависит. Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества. Доверчивость, качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Тщетно суетный и развращенный свет старается делать её смешною, опасность её предпочтительнее несчастий, следующих за противным ей пороком. Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии. Надежда на Бога есть лучшая подпора в жизни. Несчастия научают нас Благоразумию.»
Фабричная деятельность
В 1876 году вступил во Вторую купеческую гильдию. В том же году построил каменное здание красильно-набивной мастерской.
В 1899 году стал купцом Первой гильдии.
В 1909 году основал «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина в Иваново-Вознесенске» с капиталом в полмиллиона рублей и «Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры».
Общественная деятельность
В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях.
В 1902 году получил звание Потомственного Почётного гражданина города Иваново-Вознесенска.
Коллекционная деятельность
Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.
Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда - старинные книги, монеты, редкие вещи… Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны - в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.
В апреле 1903 года коллекция Бурылина впервые была показана публике в здании женской профессиональной школы.
В 1913 году Бурылин привёз из Египта древнюю мумию, которая сейчас является экспонатом Ивановского художественного музея (древнеегипетский саркофаг XXI династии).
В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея (изначально экспонаты хранились прямо в доме Бурылиных), которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: «Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения».
Всё собранное Дмитрием Бурылиным состояло из следующих самостоятельных коллекций:
- Археологическая коллекция
- Этнографическая коллекция
- Нумизматическая коллекция
- Коллекция курительных трубок
- Коллекция чернильниц
- Коллекция игральных карт
- Коллекция одежды
- Коллекция женских украшений
- Коллекция икон
- Коллекция редких книг
- Коллекция часов
- Коллекция картин и гравюр
Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую «масонскую коллекцию», в которой были масонские знаки разных стран, символические одежды, рукописи, книги, а также оружие и предметы для посвящения в рыцари. В 20-х годах XX века эта коллекция была передана в Эрмитаж и впоследствии распылена по нескольким музейным собраниям, среди которых Музей религии в Петербурге.
Благотворительная деятельность
Для детей небогатых родителей Бурылин организовывал за свой счёт благотворительные бесплатные обеды и выделял средства для оказания помощи беднякам, а детям из приютов на Новый год закупал подарки.