Тяжелый танк ис 3. Тяжелые танки ссср в послевоенный период
Приказ о создании нового танка под индексом ИС-3 был получен руководителями челябинских заводов 16 декабря 1944 года. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин. Танки изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились
Задачи ставила война
Единожды раскрученный маховик создания новых танков в конструкторских бюро (далее – КБ), созданных при советских заводах тяжёлого машиностроения, к концу Второй мировой войны набрал бешеные обороты. Конструкторы, работавшие на Урале, в Сибири и Поволжье, значительно опередили как своих коллег, работавших на предприятиях стран-противников, так и инженеров стран-союзников. Из цехов Челябинского Кировского завода (далее – ЧКЗ) только выезжали первые серийные танки ИС-2, а КБ ЧКЗ и КБ опытного предприятия №100, также размещавшегося в Челябинске, постановлением №5583 Государственного Комитета Обороны от 8 апреля 1944 года обязали разработать новый тяжёлый танк ИС-3. В начале 1944 года анализ боевых повреждений танков ИС-2 показал, что литые лобовые листы их корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушек немецких «тигров» с дистанции 1000–1200 метров, а 75-мм снарядами «пантер» – с дистанции 900–1000 метров. Таким образом, требовалось существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не пробивались немецкими снарядами.
КБ ЧКЗ, возглавляемое конструкторами Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи, принялось за работу. Их «конкуренты» из КБ опытного завода №100, где созданием нового танка руководили ведущие инженеры Г.Н. Москвин и В.И. Таротько, тоже не сидели сложа руки.
Соперничество челябинских «танкоградов»
Ситуация, сложившаяся в челябинском танкостроении в первой половине 40-х годов, заслуживает отдельного освещения. Решение развернуть танковое производство на базе Челябинского тракторного завода (далее – ЧТЗ) приняли ещё до начала Великой Отечественной войны. 19 июня 1940 года постановлением Центрального Комитета партии и правительства СССР руководство ЧТЗ обязали развернуть производство «танков типа КВ» конструкции Ленинградского Кировского завода (далее – ЛКЗ). На предприятии создали специальный танковый отдел, в который, помимо местных инженеров, вошли и специалисты, командированные из Ленинграда. В августе в Челябинск прибыл опытный экземпляр танка КВ и его чертежи, во второй половине 1940 года завод произвёл все комплектующие машины, а 31 декабря был собран первый опытный экземпляр. Тогда же началось строительство корпуса танкосборочного цеха.
Летом 1941 года началась война, и вскоре в Челябинск потянулись эшелоны эвакуируемых предприятий. 12 сентября ГКО принял решение о вывозе сюда харьковского дизель-моторного завода №75, а 6 октября 1941 года в Челябинск пошли вагоны со станками и специалистами ЛКЗ. В этот же день приказом наркома танковой промышленности СССР «ЧТЗ имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске». Его директором назначили бывшего руководителя эвакуированного ЛКЗ И.М. Зальцмана, а главным конструктором – бывшего главного конструктора ЛКЗ Ж.Я. Котина.
Кроме указанных предприятий, в Челябинск эвакуировали оборудование и специалистов харьковского станкостроительного завода им. Молотова, московского станкостроительного завода «Красный пролетарий», завода шлифовальных станков и цеха завода «Динамо». Позже, в 1942 году, сюда прибыла и часть оборудования Сталинградского тракторного завода им. Дзержинского (полностью завод эвакуировать не смогли, так как во время эвакуации на территорию цехов уже ворвались немецкие танки), а также Воронежский завод резино-паронитовых изделий.
Эти ресурсы, свезённые практически со всего СССР, позволили создать в Челябинске огромную производственную базу, получившую негласное название «Танкоград». Вместе со станками и рабочими сюда прибыли конструкторские умы, создавшие лучший танковый двигатель Второй мировой войны – дизель В-2, которым оснащались все тяжёлые танки, средние танки и САУ, выпускавшиеся в СССР. Кроме того, в Челябинск почти в полном составе переправили ленинградскую команду инженеров, сконструировавших КВ-1 – лучший тяжёлый танк начального этапа войны.
Ж.Я. Котин – в 1941–43 годах главный инженер ЧКЗ, в 1943–49 годах – директор и главный конструктор Опытного танкомоторного завода (позднее – завод №100 Наркомата танковой промышленности)
Новый главный конструктор ЧКЗ Ж.Я. Котин, любивший независимость в работе, используя все свои связи в наркомате, в марте 1942 года инициировал создание на базе опытного производства ЧТЗ Опытного завода №100, который возглавил он сам, и куда перешла часть инженеров с основного предприятия (при этом многие из конструкторов продолжали работать в помещениях ЧКЗ). В результате были искусственно созданы два конкурирующих между собой конструкторских коллектива, соперничество которых не позволяло обоим КБ спокойно почивать на лаврах.
Трудный путь к совершенству
Весной 1944 года они параллельно включились в работу над одним и тем же заданием. На заводе №100 решили не слишком отходить от конструкции танка ИС-2 (своей предыдущей разработки), изменив лишь верхнюю лобовую деталь новой машины. Теперь она формировалась не из одного, а из двух броневых листов толщиной 110 мм, сваренных вместе по центру, сильно наклонённых к вертикальной плоскости и повёрнутых в плане под большим углом. Сверху они накрывались крышей, наклонённой к горизонту под углом 7°. Такая конструкция верхней лобовой бронедетали у инженеров завода получила название «нос с горбинкой», но в результате прижилось другое название – «щучий нос». Конструкция заставляла рикошетить снаряды противника, поскольку, помимо угла по вертикали к траектории снаряда, бронированный лист находился и под углом по горизонтали.
Конструкторы завода №100 отказались от использования крупных литых деталей в корпусе танка, что объяснялось как достижениями в разработке новых методов электросварки в эвакуированном на Урал киевском институте Патона, так и загруженностью литейного производства ЧКЗ, производившего башни для серийных танков ИС-2. Кроме того, катанные бронелисты обладали лучшей бронестойкостью в сравнении с литыми бронедеталями.
В проекте Кировского завода главной особенностью стала башня оригинальной приплюснутой сферической формы, разработанная конструктором Г.В. Крученых. В ней разместили ту же 122-мм пушку Д-25, что устанавливалась и на ИС-2. Толщина бронирования башни по периметру достигала 110 мм в верхней её части и 200 мм – в нижней. Рациональные углы наклона стенок башни (до 60°) значительно увеличивали вероятность рикошета. Кроме того, днище нового танка имело оригинальную корытообразную форму, что позволяло немного уменьшить высоту бортовой брони снизу (в наименее поражаемой части), тем самым снизив массу машины.
В обоих прототипах инженеры отказались от курсового пулемёта и места стрелка-радиста, а высвободившееся пространство и вес использовали для улучшения бронирования машины и повышения комфортности в отделении управления.
На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А. Малышеву поступили два самостоятельных проекта (два варианта одного танка). Первый представляли директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор КБ ЧКЗ Н.Л. Духов, второй – директор и главный конструктор Опытного завода №100 Ж.Я. Котин.
Первоначально на заводские испытания 28 октября 1944 года поступил прототип от Опытного завода №100. Его пробег по Бродокалмакскому тракту выявил несколько крупных недоработок в ходовой части, и танк вернули на завод для «доводки». Повторный 1000-километровый марш в ноябре показал, что выявленные ранее проблемные места в конструкции двигателя и трансмиссии разработчиками устранены не были.
Н.Л. Духов – в 1943–48 годах главный инженер ЧКЗ, разработчик прототипа «Кировец-1»
Второй прототип получил заводское обозначение «Кировец-1», хотя директор ЧКЗ И.М. Зальцман планировал назвать детище своего предприятия громким именем «Победа». Однако армейцы были далеки от столь высоких материй, поэтому испытуемую бронемашину в документах указывали просто и незатейливо – «Образец А». Её испытания проходили с 18 по 24 декабря 1944 года, и в целом результаты устроили военных приёмщиков, хотя те и рекомендовали конструкторам доработать новый танк.
Но доработка машины вылилась в её полную переделку, так как параллельно с испытанием челябинских прототипов проводился анализ их проектов в Институте металлургии и брони (ЦНИИ-48), который после эвакуации работал в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Специалисты ЦНИИ-48 предложили взять лучшие инженерные решения, применённые в каждом из проектов, и реализовать их в одной машине. Из проекта завода №100 предлагалось позаимствовать конструкцию верхней лобовой бронедетали – «щучий нос», а из проекта ЧКЗ – сферическую в поперечном разрезе башню, которую в продольной проекции предлагалось вытянуть, придав ей форму эллипса. Кроме того, на новый танк «перекочевала» корытообразная форма днища. У танка новой конструкции теоретическая пробиваемость корпуса 88-мм снарядами снижалась до 34% против 39,5% у корпуса производства завода № 100 и 44,1% – у корпуса производства ЧКЗ.
Конструкция корпуса танка ИС-3. 1,7 – верхние наклонные листы, 2 – бонки для крепления запасных траков, 3 – бонка для крепления прибора ночного видения, 4 – бонки для крепления фар и сигнала, 5 – защелка, 6 – буксирный крюк, 8 – левое переднее крыло, 9 – нижний наклонный лист, 10 – нижний вертикальный лист, 11– кронштейн кривошипа направляющего колеса, 12 – цапфа, 13 – упор, 14 – кольцо, 15 – блок подвески, 16 – верхний наклонный лист, 17 – крыло, 18 – кронштейн крепления наружных топливных баков, 19 – защитная планка
Приказ №729 о создании нового танка был получен руководителями обоих заводов 16 декабря 1944 года. ЧКЗ обязывали произвести сразу опытную партию нового танка в количестве десяти машин. Название «Победа» за машиной не закрепили, но утешением для Зальцмана могло служить то, что индекс разработки танку присвоили по нумерации ЧКЗ – 703-й (у опытного завода №100 индексы машин начинались на 200), так что формально в конкурсе на конструирование нового танка победил коллектив ЧКЗ. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин.
Вскоре новый танк получил «боевой» индекс ИС-3. Несмотря на то, что его конструкция во многом была сходной с танком ИС-2, новые машины изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились.
ИС-3: технические характеристики
ИС-3 имел классическую компоновку. Его ходовая часть не претерпела особых изменений по сравнению с ИС-2 – на борт приходилось по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, а также по три поддерживающих катка. При этом использовался цевочный принцип зацепления гусеницы. Заднее расположение двигателя и трансмиссии предопределяло привод на заднюю пару ведущих колёс, которые снабжались съёмными венцами на 14 зубьев каждый. Направляющие ленивцы, полностью идентичные и взаимозаменяемые с опорными катками, располагались спереди. Траки достигали в ширину 650 мм, и каждая гусеница набиралась из 79–86 траков цевочного зацепления длиной 160 мм.
Конструкция подвески танка ИС-3. 1 – блок подвески; 2, 10 – гусеницы; 3 – торсионные валы; 4 – кривошип; 5 – натяжной механизм; 6 – упор; 7 – фланец; 8 – балансир; 9 – поддерживающий каток; 11 – опорный каток; 12 – ведущее колесо
Корпус, как и планировалось, спереди был снабжён «щучьим носом» и имел корытообразное строение днища. Сдвигавшийся в сторону пятиугольный люк механика-водителя монтировался в крыше отделения управления, накрывавшей сверху «щучий нос». В люке монтировался триплекс, который снимался в случае, если механик-водитель покидал танк. За спиной у механика-водителя в днище монтировался ещё один запасной эвакуационный люк.
Верхней части бортов, имевшей толщину 90 мм, был придан обратный наклон, что уменьшало вероятность их пробития и позволяло вместить широкий погон башни. Кормовой лист корпуса сделали откидным для упрощения доступа к двигателю и агрегатам трансмиссии.
Основной особенностью, визуально отличавшей танк от всех предыдущих моделей, стала полусферическая башня. По странному стечению обстоятельств она была лишена командирской башенки, хотя к тому времени такими башенками снабжались все танки, изготавливаемые в СССР. Приборы наблюдения за полем боя устанавливались на створках, вырезанных в большом башенном люке танка. На правой створке устанавливался смотровой прибор заряжающего (МК-4), на левой – смотровой прибор командира (ТПК-1). Еще один прибор МК-4 (для наводчика) устанавливался в верхней части башни, слева по ходу. Башня поворачивалась при помощи электропривода, а максимальная скорость поворота составляла 12 град/сек.
В боевом отделении размещались три члена экипажа – командир танка, наводчик и заряжающий. Основное вооружение танка осталось таким же, как и на ИС-2 – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года. Полуавтоматический горизонтальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа обеспечивал скорострельность на уровне всего 2–3 выстрелов в минуту. Боекомплект по-прежнему состоял из 28 выстрелов, 10 из которых были бронебойными, а 18 – осколочно-фугасного действия. Благодаря телескопическому прицелу ТШ-17 прицельная дальность стрельбы танка прямой наводкой составляла 5000 м, а ведение гаубичного огня с использованием панорамы Герца – 15000 м. На крыше башни на специальной турели устанавливался зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, боекомплект которого составлял 300 патронов – 6 лент по 50 патронов в каждой. Монтируемый вместе с орудием в орудийной маске, 7,62-мм курсовой пулемёт ДТ обеспечивался боекомплектом в 945 патронов – 15 магазинов по 63 патрона в каждом.
Боевое отделение танка ИС-ЗМ:
1 – аппарат ТПУ А-1 командира, 2 – блок настройки антенны, 3 – электрораспределительный щиток башни, 4 – танковый перископ командира ТПК-1, 5 – аппарат ТПУ А-2 наводчика, 6 – электродвигатель механизма поворота башни, 7 – прицел ТШ-17, 8 – внутренний стопор пушки «по-походному», 9 – аппарат ТПУ А-3 заряжающего, 10 – прибор наблюдения заряжающего МК-4, 11 – спаренный с пушкой пулемет ДТМ, 12 – лотковая снарядная укладка, 13 – сидение заряжающего, 14 – пушка Д-25Т, 15 – сидение командира, 16 – стопор башни, 17 – маховичок ручного привода механизма поворота башни, 18 – контроллер, 19 – блок питания радиостанции и ТПУ, 20 – приемопередатчик Р-113, 21 – разгрузочная тяга
В моторно-трансмиссионном кормовом отделении размещалась 12-цилиндровая 4-тактная дизельная силовая установка В-11-ИС-3, обладавшая мощностью 520 л.с. при 2200 об/мин. Трансмиссия танка состояла из главного многодискового фрикциона сухого трения и 8-скоростного КПП с демультипликатором и двухступенчатыми планетарными механизмами поворота. Танк оснащался плавающими ленточными (чугун по стали) тормозами, а бортовые передачи имели понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.
Внутри танка располагались четыре бака общей ёмкостью 450 литров – по два с каждого борта. Кроме того, машина снабжалась четырьмя наружными цилиндрическими баками ёмкостью по 90 литров каждый, которые крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и сообщались с внутренними. На случай возгорания баки снабжались механическим приспособлением для сброса – защелками с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.
Танки ИС-3 снабжались радиостанциями 10-РК-26 и танковыми переговорными устройствами ТПУ-4бис-Ф.
20 февраля 1945 года эталонный образец ИС-3 №2 отправился для участия в государственных испытаниях на полигон Научного исследовательского испытательного института бронетанковой техники в Кубинке. Испытания проводились в период с 23 марта по 12 апреля 1945 года и в целом завершились успешно. К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.
В воинские подразделения новые машины стали поступать довольно поздно, поэтому ни в боевых действиях против Третьего Рейха, ни в боях с Японией они не участвовали из-за отсутствия подготовленных экипажей.
Второй опытный образец танка ИС-3 на испытаниях на полигоне НИБТ в Кубинке, март 1945 года
Первый официальный «показ» ИС-3 состоялся 7 сентября 1945 года во время военного парада в Берлине, проведённого союзниками в честь окончания Второй мировой войны. По Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Иностранные наблюдатели были потрясены наличием у «советов» настолько передовой и мощной бронетехники. Во многом последующая истерия европейских и заокеанских СМИ, всерьёз опасавшихся советских танков на берегах Ла-Манша, была вызвана этой демонстрацией силы, проведённой СССР в ответ на американские атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки . В Советском Союзе танк ИС-3 впервые показали публике на параде 1 мая 1946 года в Москве.
Парад Победы союзных войск в Берлине, посвященный окончанию Второй мировой войны, 7 сентября 1945 года
Однако новые танки имели целый ряд недочётов, которые пришлось исправлять в авральном порядке в первые послевоенные годы. Особенно уязвимым был двигатель, мощности которого не совсем хватало для машины массой 46,5 тонны, а также трансмиссия. Кроме того, нарекания вызывал малый боекомплект танка, раздельное заряжание орудия и, как следствие, его низкая скорострельность. С учётом ещё и низкой скорости, танк военных не устраивал, поэтому летом 1946 года его производство было остановлено. Всего было произведено 2310 единиц ИС-3 при средней стоимости 267 000 рублей за единицу.
Танки ИС-3 прошли несколько модернизаций. В 1948 году конструкторы усилили крепление двигателя, изменили крепление КПП и конструкцию главного фрикциона, вместо радиостанции 10-РК установили радиостанцию 10-РТ, а ручной маслоподкачивающий насос заменили электрическим. Стоимость работ по модернизации одного танка в среднем составила от 190 до 260 тыс. рублей, но надёжность ИС 3 так и не была доведена до уровня, необходимого заказчику.
В начале 50-х годов над конструкцией ИС-3 снова провели работы по её усовершенствованию – жёсткость корпуса увеличили путём добавления рёбер жёсткости на кормовой лист и раскосов в днище. Главные изменения коснулись двигателя, который заменили на модернизированный вариант В-54К-ИС мощностью 520 л.с., снабжённый воздухоочистителем ВТИ-2 с двойной степенью очистки воздуха и эжекционным способом удаления пыли. Для более глубокой посадки КПП в днище под ней вырезали технологическое отверстие, которое снаружи внахлёст заварили латкой – таким образом, получилась ниша, позволившая улучшить крепление коробки. Произошли некоторые изменения и в вооружении танка – пулемёты ДШК и ДТ были заменены на модернизированные модели ДШКМ и ДТМ.
Четыре 90-литровых навесных бака заменили на два 200-литровых, механик-водитель получил новый прибор ночного видения ТВН-2, было изменено уплотнение вращающегося колпака командирского люка. В систему электрооборудования ввели двухпроводную цепь дежурного освещения, а на корме смонтировали штепсельную розетку внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменили электрическими, на машины были установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Модифицированные танки получили обозначение «ИС-3М».
В Красной Армии (с 1946 года – Советской Армии) ИС-3 использовались, прежде всего, для комплектования подразделений тяжёлых танков Группы войск в Германии и странах Восточной Европы.
Боевое крещение
Первыми боевыми действиями, в которых приняли участия танки ИС-3, оказались венгерские события осени 1956 года. На территории Венгрии располагался советский воинский контингент, использовавшийся для поддержания связи с войсками, находившимися на территории Австрии. В 1955 году войска из Австрии вывели, но в мае того же года Венгрия присоединилась к блоку стран Организации Варшавского договора, поэтому советский контингент остался на её территории уже в качестве союзных войск, получивших название «Особый корпус». В его состав входили 2-я и 17-я гвардейские механизированные дивизии, 195-я истребительная и 172-я бомбардировочная авиадивизии, а также вспомогательные части. В пределах венгерской столицы Будапешта советских войск не было.
По штату 1954 года в состав механизированной дивизии, помимо трёх механизированных полков, входили танковый полк и тяжелый танкосамоходный полк. Количество тяжёлых танков в составе каждой такой дивизии должно было достигать 46 единиц. В середине 50-х годов наиболее распространёнными тяжёлыми танками в Вооружённых силах Советского Союза (далее – ВС СССР) оставались ИС-2 и ИС-3.
23 октября 1956 года в Будапеште прошла 200-тысячная манифестация, изначально носившая мирный характер. Венгры требовали сменить непопулярных руководителей страны, проводивших социально-экономическую политику, навязанную Москвой.
ИС-3, подбитый на улице Будапешта (район кинотеатра «Корвин»). В результате взрыва боезапаса с танка сорвало башню. Октябрь 1956 года
Под прикрытием манифестаций, которые носили ярко выраженный прокоммунистический характер, выступили группы, цели которых были радикально антисоветскими. Начались столкновения с силами охраны правопорядка, в центре города линчевали людей, обвинённых в принадлежности к венгерским органам госбезопасности, появились антиправительственные лозунги. Вечером вспыхнуло вооружённое восстание.
В тот же день в 23:00 начальник Генерального штаба ВС СССР маршал Советского Союза В.Д. Соколовский по телефону ВЧ отдал приказ командиру Особого корпуса генералу П.Н. Лащенко о введении подчинённых ему войск в Будапешт для ликвидации «контрреволюционного мятежа» (план «Компас»). Ночью советские подразделения вошли в город.
В столице Венгрии начались тяжёлые бои, в результате которых восставшим удалось удержать только несколько центральных районов города. Танки и бронетранспортёры, введённые на улицы, были уязвимы для гранат и бутылок с зажигательной смесью, которыми пользовались восставшие, а также противотанковой артиллерии, бившей по ним в упор из подвалов жилых домов. В результате потери советской бронетехники оказались значительными.
Два танка ИС-3, подбитые в районе кинотеатра «Корвин». На заднем плане – ИС-3 с сорванной башней, 30 октября 1956 года
31 октября в связи с требованием правительства Имре Надя вывести советские войска из Будапешта все подразделения ВС СССР оставили город и закрепились в 15–20 км от него. Вокруг Будапешта восставшие начали возводить оборонительный рубеж, на котором оборудовались позиции для противотанковых и зенитных орудий, а также капониры для танков, число которых достигало 100 единиц. В ответ советское командование разработало операцию «Вихрь», в результате которой механизированные дивизии особого корпуса и другие подразделения должны были освободить Будапешт от восставших. Операция началась 4 ноября 1956 года в 6:00. К 7:30 подразделения 2-й гвардейской механизированной дивизии захватили мосты через Дунай, парламент, здания ЦК партии, министерств внутренних и иностранных дел, госсовета и вокзала Нюгати. 87-й тяжелый танкосамоходный полк подполковника Н.Т. Никовского, на вооружении которого были и танки ИС-3, захватил арсенал в районе Фот, а также разоружил венгерский танковый полк.
Советские танки, принимавшие участие в венгерских событиях 1956 года. Впереди ИС-3, за ним Т-34/85, и на заднем плане – плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков
5 ноября части 33-й гвардейской механизированной дивизии генерала Г.И. Обатурова после мощного артиллерийского налета, осуществлённого 170-ю орудиями и минометами, штурмом взяли последний укрепленный опорный пункт повстанцев в кинотеатре «Корвин». Зачистка города продолжалась до 6 ноября включительно, а 7 ноября было сформировано новое венгерское правительство.
По официальным данным, за время боёв ВС СССР потеряли 26 танков, из них один ИС-3, три Т-55 и 22 Т-34–85. Стала известной фотография одного уничтоженного танка ИС 3 с сорванной взрывом башней – у него сдетонировал боекомплект. Рядом с ним на фото можно увидеть и второй подбитый ИС-3 с восставшими венграми возле него. По-видимому, второй танк был отбит обратно во время ноябрьского штурма, восстановлен и потому в список безвозвратно потерянной техники не вошёл.
Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР. После модернизации, проводившейся вплоть до 1960 года, танки ИС-3М эксплуатировались в войсках до конца 70-х годов, после чего отправлялись на хранение или же, по окончании срока эксплуатации – на списание. При списании машины шли на переплавку или могли использоваться на танковых полигонах в качестве мишеней. Часть ИС-3 использовалась в укрепрайонах на советско-китайской границе в качестве неподвижных огневых точек. Полностью они были сняты с вооружения уже российской армии в 1993 году вместе с другими тяжёлыми танками ИС-2 и Т-10.
Страны Варшавского договора ИС-3 не производили, и на вооружение их армий он не поступал. Два ИС-3 были переданы для ознакомления танковым подразделениям Войска Польского, однако дальнейшие поставки не осуществлялись, а имевшиеся танки принимали участие только в парадах. Впоследствии одна из этих машин использовалась как учебная, пока не была утилизирована, а вторая оказалась в Высшей офицерской школе танковых войск имени С. Чарнецкого, где до сих пор экспонируется в музее при этом учебном заведении.
Один ИС-3 был передан вооружённым силам Чехословакии. После окончания войны в Корее часть танков ИС-3 была передана правительству КНДР, из которых были сформированы два полка этих машин.
Боевая «карьера» ИС-3 на Ближнем Востоке
В конце 50-х годов танки ИС-3 начали поставляться Республике Египет, и уже 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Всего до 1967 года Египет получил около сотни танков этой модели.
Во время Шестидневной войны, начавшейся 5 июня 1967 года, египетские ИС-3 вместе с другой поставленной СССР бронетехникой приняли на себя основной удар бронетанковых сил Израиля.
Танки ИС-3 находились на вооружении 7-й пехотной дивизии армии Египта, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис–Рафах. Ещё 60 танков ИС-3 состояли на вооружении 125-й танковой бригады, которая занимала боевые позиции близ Эль-Кунтиллы. ИС-3 были очень медленными и неповоротливыми для современного танкового боя, отличались низким темпом огня, а их двигатели быстро перегревались в условиях Синайской пустыни. Кроме того, ИС-3 не могли вести огонь с хода, так как их башенные орудия не были снабжены стабилизаторами. И все же основными факторами, приведшими к разгрому египетских танковых подразделений, оказались не недостатки техники, а низкий морально-боевой дух египетских танкистов и их плохая подготовка.
Ни базуки израильских десантников, ни другое противотанковое вооружение, ни «Ишерманы» (израильская модификация американских танков М-50 «Шерман», вооружённые 105-мм французскими орудиями CN-105-F1), не пробивали лобовую броню ИС-3. Только «Магах-3» (модернизированные американские М-48А2 «Паттон-III», также вооружённые 105-мм танковыми пушками) с трудом могли поразить эти танки на приемлемых боевых дистанциях, поэтому все израильские машины этой модификации использовались на Синайском полуострове против египетской армии.
С танками ИС-3 израильтянам пришлось столкнуться уже в первый день войны в ходе штурма Рафахского укреплённого района. Здесь египетская армия создала мощный оборонительный рубеж с траншеями, рвами, минными полями, противотанковыми и противопехотными заграждениями. Оборону на рубеже занимала 7-я пехотная дивизия, в состав которой входил один батальон танков ИС-ЗМ. На Рафах наступала моторизованная бригада израильских парашютистов при поддержке танкового батальона «Магах-3» под командованием полковника Ури Барома.
Первой успеха добилась рота лейтенанта Эйн-Гиля, сражавшаяся на южном участке Рафахского укрепрайона. С шестью египетскими ИС-3 на встречных курсах завязали бой четыре «Магах-3», а ещё пять израильских танков вышли к египтянам в тыл. Ведя огонь сзади с дистанции 1000 метров, израильтяне подбили два ИС-3М, а потом ещё три, когда остававшиеся танки пытались сменить позицию.
Египетский танк ИС-3 после боя с ротой лейтенанта Эйн-Гиля на южном участке Рафахского укрепрайона
Четыре «Магах-3» другой роты батальона, которой командовал капитан Дани, столкнулись с пятью контратаковавшими их ИС-ЗМ. Израильтян выручила быстрота их танков и скорострельность башенных орудий. В течение нескольких минут все пять ИС-ЗМ были подожжены, но новые подошедшие ИС-3 завязали бой на дальней дистанции, на которой советские танки с их мощным лобовым бронированием и 122-мм пушками обладали преимуществом. В результате боя от всей израильской роты осталось только четыре танка.
В бою под Рафахом произошел боевой эпизод, который упоминается практически во всех источниках, посвящённых боевому применению ИС-3 за рубежом. Израильтянам удалось уничтожить один тяжёлый танк, забросив гранату внутрь боевого отделения через открытый люк. Многие зарубежные источники утверждают, что египетские танкисты панически боялись не успеть покинуть танк в случае, если он будет подбит, и сгореть заживо, а потому держали люки своих танков открытыми. На самом деле, при атаке израильских десантников механик-водитель египетского ИС-3М открыл люк, чтобы лучше сориентироваться на местности. С расстояния в 40 метров один из израильских парашютистов умудрился попасть в открытый люк из гранатомёта, и граната взорвалась в боевом отделении. Два танкиста погибли на месте, ещё двое, объятые пламенем, успели покинуть танк.
6 июня танковая группировка генерала Ариэля Шарона вышла к Нахле, где обнаружила множество брошенных танков 125-й египетской танковой бригады, среди которых было более тридцати практически новых ИС-ЗМ с почти нулевым пробегом на спидометрах. Всего за шесть дней боевых действий израильтяне подбили и захватили в виде трофеев 820 танков противника, из которых 73 составляли тяжёлые танки ИС-3М. На часть захваченных ИС-3М израильтяне установили двигатели В-54 с подбитых или трофейных танков Т-54А, меняя одновременно с двигателем и крышки моторно-трансмиссионных отделений. Советские тяжёлые танки находились на вооружении ЦАХАЛа до начала 70-х годов, часто принимая участие в военных парадах.
Египетский танк ИС-3М, захваченный израильтянами, на параде в Иерусалиме, 1968 год
Два танка ИС-3 использовались израильтянами в ходе Войны на истощение 1969–70 годов в качестве неподвижных огневых точек в укрепленном пункте «Темпо» («Окраль») на так называемой «Линии Бар-Лева», находившемся в десяти километрах к югу от Порт-Саида. На танках была демонтирована трансмиссия и силовая установка, а высвободившееся пространство использовалось для размещения дополнительных снарядов и зарядов. Еще две такие огневые точки установили в укрепленном пункте «Будапешт», созданном на берегу Средиземного моря в двенадцати километрах к востоку от Порт-Саида. Интересно, что во время Войны Судного дня 1973 года эти машины были отбиты у израильтян прежними хозяевами. К этому времени у египтян ещё оставался полк танков ИС-3М, но подробности его участия в боевых действиях автору неизвестны.
В начале 80-х годов египетская армия официально сняла с вооружения ИС-3 и ИС-3М – танки были отправлены на переплавку или проданы в различные музеи бронетанковых войск.
С постамента – в бой
Летопись боевого применения ИС-3 пополнилась новыми страницами уже в наше время. Летом 2014 года военные формирования самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, оборонявшие города Славянск и Константиновка от подразделений Вооружённых сил Украины (далее – ВСУ) и добровольческих батальонов, мобилизовали танк, установленный в Константиновке в качестве памятника. Силовая установка ИС-3 была отремонтирована, и машина покинула постамент своим ходом. Так как к его 122-мм орудию Д-25Т подходят выстрелы для 122-мм гаубицы Д-30, проблем с боезапасом не возникло.
По данным ДНР, ИС-3 использовался для ведения огня по блокпостам ВСУ, в результате чего несколько военнослужащих ВСУ было убито и ранено. Танк успешно избежал ответного огня и был оставлен ополченцами целым и невредимым, когда они отступали из Славянска и Константиновки в Донецк. Сейчас этот танк экспонируется в киевском Музее вооружённых сил Украины.
ИС-3
ИС-3
ИС-3 создавался на основе огромного опыта, который к 1944 году накопился у СССР. И этот опыт дал о себе знать, танк получился, по меньшей мере, внушительным. Он не был супер большим, скорее наоборот, он не был супер тяжёлым, скорее наоборот, но мощь этой боевой машины чувствовалась издалека. И мощное орудие и ставший знаменитым "щучий нос" надолго врезались в память.
ИС-3 – танк военного периода и создавался именно для Второй Мировой. А это означает, что он сделан в кротчайшие сроки и надёжность некоторых частей танка была явно слабой. Просто потому, что не было времени всё досконально проверить и доработать. Это стандартная проблема почти всех «военных» танков – лучше иметь 100 ненадёжных танков, чем 3 надёжных и доработанных. Но, не смотря на этот недостаток, танк исправно служил несколько десятков лет.
Боевое применение:
Первое применение танка, пусть и совсем не боевое – Берлинский парад победителей в 1945 году. Если союзники ограничились довольно лёгкой техникой, то СССР выкатил на главную улицу Берлина пятьдесят новейших тяжёлых ИС-3. Сказать, что танк произвёл хорошее впечатление – ничего не сказать. Ещё лет десять все тяжёлые танки в мире проектировались по принципу «что бы смог противостоять ИС-3».
Боевые операции же начались для ИС-3 с Венгерского восстания 1956 года. Так же танк воевал в «Шестидневной войне» между Израилем и арабскими странами. Обычно эту войну приводят как яркий пример, показывающий слабость ИС-3. Действительно, из 110 танков 73 были с позором слиты. Но если присмотреться, сразу становиться видно, что виноват не танк, а экипажи. Более половины танков было просто брошено вообще без всяких повреждений. Вообще арабские армии в арабо-израильских войнах – неиссякаемый источник фейспалмов. Что не фейл, то лажа.
Кроме того, есть некоторые данные о применении Египтом оставшихся ИС-3 в «Войне Судного дня» (1973 год) и достоверные данные о применении израильтянами нескольких ИС-3 в качестве огневых точек в «Войне на истощение» (1967-1970).
Внезапно, ИС-3 успел принять участие в гражданской войне на Украине. Ополченцы ДНР сняли с постамента(!) и использовали по прямому назначению. Орудие, конечно, использовать было не возможно, но танк, простоявший десятилетия на постаменте, 2014 смог вернуться в строй, что во многом характеризует и сам танк и советское танкостроение в целом.
Модификации и различные машины на базе ИС-3:
ИС-3М - модернизированная версия ИС-3 с рядом мелких и средних улучшений.
ИС-3К - командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией, но с меньшим количеством снарядов.
ИС-3МК - командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.
Машины на базе ИС-3 (см. соответствующие статьи):
● ИС-3 изображён на петличном значке танковых войск Российской федерации.
● «Щучий нос» предсказуемо дал танку прозвище среди танкистов – «Щука».
● Танков ИС-3 сохранилось очень много. Только в России их 83, а всего в мире их 142.
● Заводские названия танка: «Объект 703» и «Кировец-1»
1944 год
Масса: 46,5 тонн
Вооружение: 122мм пушка + 12,7мм пулемёт + 7,62мм пулемёт.
Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.
Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
46,0 - 46,5 т |
Размеры: | |
длина |
6900 мм |
ширина |
3150 мм |
высота |
2450 мм |
Экипаж |
4 человека |
Вооружение |
1x122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ |
Боекомплект |
28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
120 мм |
лоб башни |
250 мм |
Тип двигателя |
В-11-ИСЗ |
Максимальная мощность | 520 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/час |
Запас хода |
340 км |
Из истории создания
Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.
Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, "обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков "Тигр" и "Пантера" со всех дистанций". Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.
С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 ("Кировец-1"). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ "Шершень" и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.
В итогах отчета по испытаниям было сказано:
"Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км - не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете"
.
При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный "щучий" нос.
На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.
Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении "по-походному" и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.
Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.
Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.
Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.
30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал "добро" на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.
20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 ("Объект 703") № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.
К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.
Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.
Военную карьеру танка ИС-3 нельзя назвать успешной и разнообразной. Повоевать во время Второй мировой ИС-3 так и не пришлось, но его первый выход на «сцену» был очень эффектным. 7 сентября 1945 г. в Берлине состоялся большой военный парад в честь окончания войны. В параде участвовали отряды оккупационных войск СССР, США, Англии и Франции. На почётной трибуне присутствовали главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Г.Жуков, командующий 3-й американской армии генерал Джордж С. Паттон, другие высшие офицеры союзников. По расчищенному от завалов Шарлоттенбургскому шоссе прошли колонны бронетехники. Первыми двигались 32 лёгких американских танка М24 «Чаффи» и 16 бронеавтомобилей М8 из 705-го танкового батальона армии США, за ними - французские танки, бронетранспортёры и бронеавтомобили. Английские бронетанковые войска были представлены машинами 7-й танковой дивизии - 24 танка «Комета» и 30 бронеавтомобилей.
Завершали парад советские тяжёлые танки совершенно неизвестного союзникам типа, вооружённые пушками большого калибра. Это были ИС-3. Колонна состояла из 52 машин - сводный отряд, созданный на базе 71-го гвардейского полка тяжёлых танков 2-й гвардейской танковой армии.
На родине ИС-3 впервые были продемонстрированы на военном параде в Москве 1 мая 1946 г.
В отличие от своего предшественника - ИС-2, который широко использовался армиями многих стран мира, ИС-3 экспортировался за рубеж в очень ограниченных количествах. Вскоре после окончания войны Польше передали две машины (серийные номера 703.604А81 и 703.605А58) для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. Вероятно, предполагалось, что Войско Польское примет танк ИС-3 на вооружение.
Первый из этих двух танков попал в Офицерскую школу танковых войск в Познани. В течение многих лет машина служила для подготовки курсантов, а затем заняла место в экспозиции музея Высшей школы танковых войск им. С.Чарнецкого.
Второй экземпляр направили в Военно-техническую академию в Варшаве, где его использовали в качестве учебного пособия при подготовке военных инженеров. В1950-х гг. этот ИС-3 часто принимап участие в военных парадах. В начале 1970-х гг. танк отвезли на полигон в Ожише. Там, частично разукомплектованный, он почти двадцать лет использовался в качестве наблюдательного пункта. В начале 1990-х гг. машину доставили обратно в Варшаву. Теперь этот танк хранится в экспозиции Музея тяжёлого вооружения Войска Польского в Чернякувском форте.
Танки ИС-3 4-й египетской танковой дивизии на параде в честь Дня независимости. Каир, 23 июня 1956 г.
ИС-3 - трофей «Шестидневной войны» участвует на параде в Иерусалиме. 1967 г
Один ИС-3 направили в Чехословакию. Первое время танк участвовал в военных парадах. Ныне экспонируется в Пражском военном музее.
Значительно большее количество ИС-3 получила КНДР. В 1960-е гг. в двух северокорейских танковых дивизиях находилось по одному полку тяжёлых танков.
Впервые участие в боевых действиях ИС-3 приняли в 1956 г. в составе советского Особого корпуса при оказании Венгрии военной помощи силами стран Варшавского Договора.
27 сентября 1955 г. между СССР и Египтом было подписано соглашение о поставках советского оружия для оснащения египетской армии.
К лету 1956 г. взятые нами обязательства были выполнены. Кроме танков Т-34-85, самоходных установок СУ-100, бронетранспортёров БТР-152 египтяне получили партию танков ИС-3 (сообщалось о 25 единицах). 23 июня того же года на военном параде в Каире в честь национального праздника «Дня Независимости» прошли и тяжёлые ИС-3.
После того, как 26 июля 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала и ввёл в зону канала египетские войска, на Ближнем Востоке «запахло порохом». 5 ноября англо-французские соединения провели десантную операцию «Мушкетёр», в результате которой был захвачен Порт-Саид и проведён рейд в глубь территории Египта вдоль Суэцкого канала.
Планируя операцию, объединённое командование считалось с наличием у египтян ИС-3.
Уничтоженный советский ИС-3 на улицах Будапешта, 1956 год
В состав ударной группировки специально ввели 6-й танковый полк с танками «Центурион», вооружёнными 20-фунтовыми пушками, поскольку мощность пехотной противотанковой 17-фунтовой пушки против ИС-3 была признана недостаточной. Английские экипажи прошли даже дополнительную подготовку, которой руководил полковник Э.Оффорд из Экспериментального отдела известного Центра в Бовингтоне. Однако опасения англичан и французов оказались тогда напрасны - в зоне боевых действий ИС-3 не оказалось. Вероятно, египтяне держали их в резерве, да и экипажи их были ещё недостаточно обучены.
Поставки танков ИС-3 в Египет продолжались в 1962 - 1967 гг. Всего сюда было отправлено более 100 машин. Вместе с ними прибыли и советские инструкторы, а египетские офицеры проходили подготовку на специальных курсах, организованных в Академии танковых войск в Москве.
Танки ИС-3 считались в египетской армии мощными машинами поддержки и составляли парк нескольких танковых батальонов (по 20 - 30 единиц в каждом). Батальоны придавались пехотным и моторизованным дивизиям, а также некоторым танковым бригадам, входящим в состав танковой дивизии. Так, батальон ИС-3 входил в состав 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис- Рафах. Ещё 60 танков имела в своём составе 125-я танковая бригада, позиции которой находились близ Эль-Кунтиллы.
5 июня 1967 г. Израиль начал на Синайском полуострове боевые действия, вошедшие в историю как «Шестидневная война». Главную роль в наземных сражениях тогда сыграли танковые и механизированные войска Израиля, основу которых составляли американские танки М48 «Паттон III». Изначально они были вооружены пушками калибра 90 мм, но часть машин израильтяне успели перевооружить 105-мм.
Танк ИС-3 в атаке
Израильские танкисты считались с угрозой, исходящей от тяжёлых египетских танков, вооружённых мощными пушками и защищенных толстой броней. Однако в условиях манёвренного боя ИС-3, как оказалось, проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались низкий темп ведения огня и устаревшая прицельная система 1940-х гг., которая позволяла вести огонь на поражение только во время Остановок, в то время как на М48А2 стояли оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор.
Израильские пехотные и воздушно-десантные части сталкивались со значительными трудностями во время боев с ИС-3, поскольку ни базуки, ни другое противотанковое вооружение израильской армии не могло пробить их лобовую броню. Многие израильские танки, особенно различные модификации «Шермана», также не могли успешно противостоять ИС-3. Особенно эффективно действовали египетские машины из засады.
Только более современные танки, например М48А2 «Паттон», могли с трудом поразить ИС-3 на нормальных боевых дистанциях.
Встретиться с ИС-3 израильтянам пришлось уже в первый день войны в ходе штурма Рафахского укреплённого района. Здесь египетская армия создала мощный оборонительный рубеж с траншеями, рвами, минными полями, противотанковыми и противопехотными заграждениями.
Египетский танк ИС-3, уничтоженный в ходе боя с израильской ротой лейтенанта Эйн-Гиля на южном участке Рафахского укрепрайона. 1967 г.
Оборону занимала 7-я пехотная дивизия и с ней батальон танков ИС-ЗМ. На окопавшихся в Рафахе египтян наступала моторизованная бригада израильских десантников-парашютистов, поддержанная танковым батальоном Т-01 под командованием полковника Ури Барома на танках М48А2 «Паттон».
Первой добилась успеха рота «паттонов» под командованием лейтенанта Эйн-Гиля на южном участке Рафахского укрепрайона. Заметив два египетских танка, спускавшихся с холмов, Эйн-Гиль приказал четырём «паттонам» встретить неприятеля. Оставшиеся пять машин должны были выйти им в тыл, сократив дистанцию до 1000 м. Выехав на холм, чтобы иметь лучший обзор, лейтенант увидел шесть танков противника.
Когда находившиеся в тылу египетских танков незамеченные ими израильские машины открыли огонь, то первыми же снарядами им удалось подбить два ИС-ЗМ. Экипажи других «исов» пришли в замешательство и попытались сменить позицию. Однако израильтяне подожгли ещё три танка.
Другая рота танкового батальона Т-01 под командованием капитана Дани продвигалась в северном направлении, сопровождая батальон парашютистов Z-1 из бригады S. Девять «паттонов» Дани атаковали оборону арабов и, расширив прорыв, устремились вперёд, но египтяне отсекли парашютистов. Затем танки наткнулись на египетские противотанковые пушки, которые прикрывали два Т-34 и самоходка СУ-100. В скоротечном бою капитан Дани подбил «тридцатьчетверку», а другой экипаж - самоходку. Чуть позже четыре «паттона», прикрывавшие тыл батальона, обнаружили пять ИС-ЗМ, неожиданно появившихся на поле боя. Дело решили быстрота и точность стрельбы. Капитан Дани успел подбить крайний справа ИС-ЗМ. Он вспыхнул, испуская жёлтый дым, и на какое-то время израильтянам даже показалось, что командир египетского танка пытается прикрыться дымовой завесой.
В течение нескольких минут все пять ИС-ЗМ были подожжены. Но к «паттонам», стремясь блокировать их в низине, быстро приближались новые ИС-ЗМ. Они готовились стрелять с большей дистанции, на которой их мощная 122-мм пушка имела преимущество. Сражение продолжалось, действия участников артиллерийской дуэли стали более продуманными, чёткими, и вскоре в роте Дани осталось только четыре машины.
Позднее оказалось, что на левом фланге Рафахского перекрёстка египтяне бросили в бой батальон тяжёлых ИС-ЗМ и отрезали от танков батальон парашютистов Z-1. Здесь произошёл уникальный боевой эпизод, часто упоминаемый в различных изданиях, когда израильтянам удалось уничтожить один ИС-3, забросив ручную гранату внутрь боевого отделения через открытый люк. Некоторые авторы считают его типичным для «Шестидневной войны», объясняя, что египетские танкисты панически боялись не успеть выбраться из танка в случае пожара и поэтому обычно шли в бой, не закрывая люков.
В действительности всё произошло несколько иначе. Когда парашютистам показалось, что они полностью захватили египетские укрепления, неожиданно появился ИС-ЗМ, устремившийся прямо на них. Гранаты, которыми его с расстояния всего 150 м обстреливали из базуки парашютисты, не причиняли ему никакого вреда. Танк угрожал раздавить гусеницами штаб израильского батальона, но, когда водитель открыл люк, чтобы лучше сориентироваться, один из солдат прицелился из гранатомёта в открытый люк и выстрелил с расстояния 40 м. Граната попала в боевое отделение. Два члена экипажа танка погибли, двое успели выскочить, объятые пламенем.
В тот же день под Шейк-Зувейдом среди высоких дюн израильские танки «Шерман» танковой бригады полковника Менахема Авирама завязали бой с более чем двадцатью ИС-3, поддержанными большим количеством Т-34-85. Во время напряжённого боя арабы потеряли все свои танки.
6 июня главнокомандующий египетской армии генерал Амер приказал оставить Синай, после чего египтяне, побросав тяжёлое вооружение, откатились на запад.
На следующий день, когда танковая группировка генерала Шарона вышла к Нахлу, то обнаружила там немало брошенных танков из 125-й египетской танковой бригады, среди которых было более тридцати ИС-ЗМ, практически новых, почти с нулями на спидометрах.
После окончания «Шестидневной войны» израильтяне объявили, что им удалось подбить и захватить 820 танков противника, в том числе 73 тяжёлых ИС-ЗМ. Потери Израиля составили 120 машин. Большинство из захваченных ИС-ЗМ было доставлено в ремонтные мастерские и приведено в рабочее состояние. Некоторым из них заменили двигатели В-54К-ИС на двигатели В-54, снятые с трофейных Т-54.
Трофейные ИС-3 часто участвовали в военных парадах по случаю государственных праздников Израиля. Армия обороны Израиля эксплуатировала их до начала 1970-х гг.
В ходе «Войны на истощение» в 1969 - 1970 гг. несколько танков ИС-3 превратили в опорные пункты так называемой «Линии Бар-Лева» - укрепленной линии обороны вдоль Суэцкого канала. С танков сняли двигатели и трансмиссии, а на освободившемся месте разместили дополнительный боекомплект.
Во время «Войны Судного дня» в 1973 г. египтяне располагали, по крайней мере, одним полком тяжёлых танков ИС-ЗМ, но данных о его
участии в боевых действиях не имеется.
ИС-3, установленный в качестве огневой точки на линии израильских укреплений вдоль Суэцкого канала на «Линии Бар-Лева». 1970 г.
В 1980-х гг. египетская армия официально сняла с вооружения танки типа ИС-3, а уцелевшие машины списали и сдали на слом. Несколько машин купили танковые музеи разных стран мира. Так, ИС-ЗМ имеются в экспозиции музея на Абердииском полигоне в США, в музее в Бельгии. Что касается танка ИС-3, то он сохранился только в польском городе Познань, в музее Высшей офицерской школы танковых войск.
В период обострения советско-китайских отношений, особенно после инцидента на острове Таманский в 1969 г., устаревшие к тому времени танки ИС-ЗМ вместе другими «старичками» - Т-44, Т-54, ИС-4 - были отправлены на Дальний Восток для усиления охраны советско-китайской границы. В основном эти машины находились в боксах танковых парков с полным боекомплектом и залитыми топливными баками и по боевой тревоге имели задачу занять заранее подготовленные позиции. Часть из них была оставлена на ходу и действовала в режиме боевого дежурства.
Другие танки использовались для сооружения укреплённых пунктов на советско-китайской границе на всей протяжённости от Дальнего Востока и Забайкалья до Средней Азии - их зарывали по башню в землю, превращая в своеобразные доты.
_________________________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" 3-10
Советский исследуемый тяжёлый танк восьмого уровня World of Tanks — ИС 3. По своим тактико-техническим параметрам, ИС-3 считается тяжёлым танком прорыва.
Для более углубленного понимания советского тяжа ИС-3 необходимо разобрать полностью обзор всех возможностей. ИС 3 имеет неплохую для тяжа динамику, сокрушительный урон за выстрел — 390 единиц , отличное бронирование и экранированные борта.
Эти особенности позволяют комфортно чувствовать себя в любых ситуациях на полях сражений. В зависимости от позиции в списке команды, танк можно использовать по-разному. С одноклассниками – ИС-3 может прорывать направление, уверенно вытанковывая урон.
С высокоуровневыми противниками танк может поддерживать атаку сокомандников. Кроме этого, тяж может быстро менять фланги, выполняя функцию среднего танка.
Разумеется, что даже знаменитый «щучий нос», который является визитной карточкой третьего ИСа, не лишён недостатков. При постановке ромбом, повышается риск пробития ВЛД. Кроме этого, нарекания вызывают запас прочности, небольшой радиус обзора — 350 метров и слабые углы вертикального наведения орудия.
Экипажа танка ИС 3 состоит из 4 человек. Выбор выкачиваемых перков для ИС-3, характерен для любого тяжёлого танка в игре. Из персональных навыков, можно использовать такой набор:
«Шестое чувство» — обязательный навык для командира.
«Плавное вращение башни» — пригодится наводчику.
«Король бездорожья» — поможет механику-водителю.
«Бесконтактная боеукладка» — идеально подходитзаряжающему.
Среди обязательных перков выкачиваются следующие умения: «Скорость ремонта», «Боевого братства», «Маскировки». Обратите внимание, что к выбору умений нужно относиться рекомендательно.
Например, вместо «Маскировки» для механика-водителя можно выкачать перк «Король бездорожья». Это сделает танк более заметным, зато повысит параметры проходимости по сложным грунтам.
Чтобы скрыть недостатки машины, необходимо правильно подобрать дополнительное оборудование. Основная задача игроков на ИС-3 – это максимально реализовать наносимый урон, который, кстати, составляет 390 единиц за выстрел.
Кроме этого, не нужно забывать о посредственной точности, не самом хорошем времени сведения и стабилизации. Поэтому оптимальный набор модулей будет выглядеть таким образом:
- Досылатель.
- Вентиляция.
- Стабилизация вертикального наведения.
Нужно уточнить, что некоторые игроки предпочитают ставить усиление приводов наводки, сокращая время сведения, против улучшения всех характеристик машины. Однако такой выбор зачастую неоправдан.
Дело в том, что вентиляция даёт дополнительный бонус ко всем характеристикам, в том числе и скорости сведения. Если выкачать всем членам экипажа навык «Боевого братства», то получается полноценный бонус, равносильный использованию дополнительного пайка. Кроме того, это сокращает время перезарядки орудия, что позволяет уверенно ощущать себя в ближнем бою.
Выбор снаряжения
Здесь тоже всё выглядит довольно стандартно для этого класса техники. В частности, выбор для ИС-3 будет следующим:
- Огнетушитель (ручной).
- Ремкомплект (малый).
- Аптечка (малая).
Вместо огнетушителя можно сделать выбор в пользу доппайка, чтобы получить дополнительный бонус к навыкам танкистов.
Самый главный вопрос новичков, куда проще всего пробить ИС 3 в бою. Всё очень просто, щучий нос легко пробивается если знать значения пробития своего ордуия, на изображении ниже представлено детальное обозначения зон пробития ИС 3.
Основные места, нижний броне лист, стрельба в ВЛД желательна только если пробитие больше 205 мм. И главное не попасть в закрепленный гусеничный трак, ведь он добавляет 20 мм бронирования.
Как играть на ИС 3
Для определения тактика ведения боя на ИС 3, начать следует с того, что машина очень легко осваивается даже неопытными игроками. Кроме того, не будем забывать, что «тройка» – это машина первой линии, поэтому не нужно настреливать дамаг по чужому засвету скрываясь в зелёнке.
Танк должен находиться впереди, максимально пользуясь мощью своего орудия. При этом, бросаться в гордом одиночестве в кучу врагов явно не стоит: светляки и ст запросто «заклюют» любого тяжа. Кроме этого, характерная для «советов» низкая точность и долгое сведение не способствуют перестрелкам на расстоянии. Поэтому идеальные условия для ИС-3 – это городские карты.
Чтобы полностью насладиться высоким потенциалом техники, необходимо научиться грамотно играть от брони: держаться в укрытии, подставлять башню и танковать бортовыми экранами. Кстати, экраны гасят попадания не только от одноклассников, но и высокоуровневых противников.
Если появляется необходимость покинуть укрытие, не стоит выезжать ромбом, надеясь на рикошет. В таком положении, ВЛД встаёт плоскостью, соответственно при попадании гарантированно будет пробитие.
ИС-3 один из немногих танков в игре, который ловит рикошеты под прямым углом: «щучий нос» выполняет свою функцию. При этом не нужно забывать о танце: отклонение корпуса из стороны в сторону под углами в 5-10 градусов. Этот приём затрудняет выцеливание слабых мест, повышает вероятность непробития и даёт время на перезарядку орудия.
ИС-3 хорошо чувствует себя в клинче, но только с противниками, равными по силуэту. Сходясь с высокими машинами, ИС подставляет крышу башни, где всего 20 мм брони. Всегда помните один важный нюанс: любой танк хорошо танкует с полным запасом прочности. Поэтому отсиживаться в кустах на такой машине со 100% здоровья будет просто верхом безумия.
ИС 3 видео