Что такое фольклорные образы. Что такое фольклор? Фольклор - это гармония внутреннего мира
Введение
Произведения, созданные народом несколько столетий назад, передают мудрость, талант, прозорливость самого народа. Сказки, пословицы, поговорки - все эти средства литературной выразительность, которые народ создавал на протяжении веков, являются не только интересными произведениями, за которыми можно провести не один час, но и также является нравственным источником народа.
В первой части моей работы будут рассмотрены жанры фольклора, а так же его подвиды. Вторая часть роботы содержит материал об образах нечистой силы в национальных фольклорах разных народов. Третья часть моей работы подразумевает сравнение схожих образов нечистой силы.
Данная работа посвящена изучению особенностей национального фольклора, а также в ней будут рассмотрены некоторые наиболее известные образы нечистой силы. На примере некоторых выбранных мною героев фольклора я попытаюсь рассмотреть, какой путь развития прошла литература, а так же остановлю свое внимание на том, во что верили люди, чему поклонялись. В своей работе я затрагиваю проблему интересов современного общества к фольклорному творчеству, а также актуальность народного творчества в современной литературе.
Я выбрал эту тему, так как она достаточно интересна и познавательна, так же весьма интересным в данной теме мне показалось то, что предстоит работа в основном с народными сказками, а работа с текстами, в особенности со сказками, - это всегда увлекательный и занимательный процесс. Также весьма интересным мне показалось то, что сейчас люди практически не обращают внимания на образы нечистой силы в литературе.
Данная тема достаточно актуальна в наше время. Ведь в последнее время утрачивается интерес к нереальному, выдуманному, сказки в наше время стремительно отодвинуты на задний план. Их редко читают, если только детям, а о глубоком подтексте содержания вообще додумываются редко.
Гипотезой моей работы является то, что люди стали «уходить» от сказок, а, следовательно, и от героев, которые в них присутствуют.
В работе мною поставлена следующая цель: обобщение и сравнение образов нечистой силы в национальном фольклоре.
В связи с этим задачи реферата:
Рассмотреть и обобщить материал о значении и особенностях устного народного творчества.
Изучить образы нечистой силы в славянском, русском и латышском фольклоре
Провести анкетирование на тему: «А каких героев национального фольклора знаешь ты?»
Что такое фольклор?
Фольклор (англ. folklore- народная мудрость) - это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У.Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось. Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции. Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, как гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие. Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности (древнейшие виды фольклора) В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.). Ко времени русской православной гимнографии (1) фольклор имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности.
Фольклор является народным творчеством, зародившимся в глубокой древности, -- историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры). Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.
Фольклор делится на две группы -- обрядовый и необрядовый . К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.
К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).
Фольклор - это разновидность отображения народного сознания. И это отличает его от других форм языкового искусства, в том числе и от литературы, в которой выражается одинокой личностью автора. также может отображать сугубо личностное восприятие окружающего, в то время как фольклор объединяет собирательное, общественное видение. Современное литературоведение все чаще обращается к феномену массовой литературы и особенностей ее функционирования в пределах России. Авторы XXI века в последнее время проявляют тенденцию к активной интерпретации добычи традиционной культуры. Рост популярности массовой литературы обеспечивается с помощью использования писателями способности читателя воспроизводить на подсознательном уровне уже известные ему образы и сюжеты, представленные в произведении. Очень часто такой «базой» является фольклор.
Фольклорные мотивы
Фольклорные мотивы рано или поздно используют все писатели как массовой, так и элитарной литературы, разница заключается в их функции на данном уровне. В массовой литературе фольклор - это прежде всего «фактор образования национальной литературы», то есть гарант соотнесенности текста с общепринятыми стандартами литературы, которую готов потреблять читатель. При таких обстоятельствах литературоведы пытаются определить: что такое фольклор в литературе, как взаимодействуют фольклорные мотивы с произведениями массовой литературы и каковы особенности их влияния на авторский текст, а также трансформации, которые испытывает фольклорный текст по мере его включения в плоскость современного литературного произведения и изменения его традиционных значений. Исследователями устанавливаются пределы вхождения фольклорного текста в текст литературный и прослеживаются трансформации универсальных фольклорных архетипов. Одной из главных задач будет выяснить, что такое фольклор в литературе, исследовать их взаимовлияние и связи в произведениях массовой литературы.
Традиционный фольклор
Авторы массовой литературы главной задачей при написании произведения ставят заинтересовать читателя. Для этого прежде всего они стремятся к мастерскому изображению интриги. Зофья Митосек в статье «Конец мимезиса» пишет, что «строительство интриги - это игра традиций и инноваций». И если под понятием традиций иметь в виду «передачу от одного поколения к другому традиционных форм деятельности и общения, а также сопутствующих им обычаев, правил, представлений, ценностей», то для читателя фольклор является достойным представителем традиции в литературе. В современном обществе необходимо прививать подрастающему поколению необходимость изучения традиционного фольклора.
Школьная программа: литература (5 класс) - жанры фольклора
Пятый класс - важная фаза в развитии языкового образования школьников. Обращение к произведениям с применением фольклорных материалов обусловлено необходимостью самоутверждения, существенной восприимчивостью учеников пятого класса к народному творчеству, соответствию фольклора как устного слова к активной речи ребенка, находящегося на стадии постоянного развития. Такую образованность в средней школе дает ученику урок литературы.
Жанры фольклора, которые должны изучаться в современной школе:
Обрядовое творчество
- Календарно-обрядовая поэзия.
- Народная драма.
- Героический эпос.
- Думы.
Баллады и лирические песни
- Баллады.
- Семейно-бытовые песни.
- Общественно-бытовые песни.
- Стрелковые и повстанческие песни.
- Частушки.
- Песни литературного происхождения.
Сказочная и несказочная историческая проза
- Народные сказки.
- Легенды и предания.
Народная паремиография
- Пословицы и поговорки.
- Загадки.
- Народные поверья.
- Басни.
Фольклор - «генетический» элемент мироощущения
Художественное действо в сюжете произведений литературы чаще всего простое и понятное, призвано отвечать обыденному сознанию читателя. Фольклор является «генетическим» элементом мироощущения и, как правило, закладывается в сознание с первыми песнями, сказками, загадками с самого детства. Так, в школе особенности фольклорных произведений дает ученику урок литературы (5 класс). Фольклор делает мир понятнее, пытается объяснить неизвестное. Поэтому при взаимодействии функций фольклора и литературы создается мощный ресурс для влияния на сознание реципиента, при котором текст способен мифологизировать человеческое сознание и даже вызвать трансформацию рациональной сферы мышления человека. Ответ на вопрос "что такое фольклор в литературе" определяется целым направлением неотъемлемого творческого осмысления и использования. В произведениях фольклора идеи творчества часто раскрываются на грани пересечения с литературой. Возможно, на это влияет и исконный обрядовый фольклор. Литература (5 класс) в современной школе все чаще возвращается к актуальной сегодня теме духовного и культурного возрождения, в первооснову бытия нашего народа, одним из главных носителей сведений о которых есть фольклор.
Традиция анализа
В наше время появилась уже определенная традиция анализа того, что такое фольклор в литературе, согласно которой приравнивание творчества к стандартам считается неуместным: несмотря на ярлык «массовости» романов, они имеют свой стиль, творческую манеру и, самое главное, тематику произведений. Они «регенерировали» из глубин души вечные темы, интерес к которым дремал у читателя с начала новой эпохи. Любимыми темами древних авторов есть село и город, историческая связь поколений, мистические истории с любовно-эротической окраской. На устоявшихся исторических образах выстраивается современная манера «прямого» описания событий, традиционная культура подается в модифицированном варианте. Герои произведений характеризуются широтой постижения жизненного и психологического опыта, описания их характеров подчеркиваются реминисценциями к истории и культуре нашего народа, которые чаще всего проявляются в авторских отступлениях и ремарках.
Десакрализация фольклора
Акценты делаются на визуализацию картин, которая осуществляется с помощью повышенной динамичности изложения событий и эффекта недосказанности, что стимулирует читателя к творческому «сотрудничеству». В каждом романе герой существует в собственноручно созданном автором мире, с собственной географией, историей, мифологией. Но при прочтении реципиент воспринимает данное пространство как уже известное, то есть он проникает в атмосферу произведения с первых страниц. Такого эффекта авторы достигают благодаря включению различных фольклорных схем; то есть речь идет об «имитации мифа не мифологическим сознанием», согласно которой фольклорные элементы выступают под своим традиционным контекстом и приобретают другое смысловое значение, но в то же время выполняют функцию идентификации читателем уже известных ему древних смыслов. Таким образом, в текстах массовой литературы происходит десакрализация традиций и фольклора.
Феномен модификации прошлого и настоящего
Феномен модификации прошлого и настоящего прослеживается даже в характере построения почти всех произведений. Тексты изобилуют пословицами и поговорками, что позволяет в сжатой, сконденсированной форме передать многовековой опыт народа. В произведениях главным является то, что они выступают как элементы монологов и диалогов героя - чаще всего в этом используются персонажи носители мудрости и морали. Приметы и поговорки выполняют также функцию намека на трагическую судьбу героев того времени. Они несут глубокий смысл, одна примета может рассказать обо всем героя.
Фольклор - это гармония внутреннего мира
Итак, определенная мифологизация и отнесенность к фольклору в произведениях является естественной и такой же неотъемлемой частью созданного мира, как специфика крестьянства, этнический колорит и живое, настоящее вещание. Массовая литература строится на «базовых моделях» сознания читателя данного народа (в основе которых лежат «начальные интенции»). В произведениях такими «исходными интенциями» являются именно фольклорные элементы. С помощью фольклорных мотивов происходит близость к природе, гармонии внутреннего мира, а остальные функции фольклора отходят на второй план, происходит упрощение сакральности.
2.1 Персонажи русского фольклора
В фольклоре русского народа много персонажей, есть персонажи, которые появляется в одном или двух сказаниях, но есть герои, которые характерны практически для всех произведений русского народа. Такие герои, как правило, помогают совершить то, или иное действие/принять решение, которое сильно повлияет на судьбу персонажа. Такими «кочующими героями» как правило, являются:
Баба Яга (первоначально - Яга Баба) - один из наиболее архаичных, а потому самых сложных и многоплановых образов русского фольклора. Образ Бабы Яги совпадает по внешним признакам с образом ведьмы (см. Ведьма) - неопрятной, безобразной злой старухи с длинным крючковатым носом и седыми космами. Но на этом сходство заканчивается.
Бессмертный Кощей (кащей)- Всегда сугубо отрицательный персонаж, довольно часто состоит в союзе с другими отрицательными героями, как правило, смерть злодея находится в яйце, яйцо находится в утке, утка находится в зайце, заяц находится в орле, а орёл сидит в ларце, что бы злодей умер нужно сломать иглу.
Баба (бабка, старуха) - один из самых добрых, душевных образов народной поэзии. Баба нигде не встречается без деда (мужика), это образ исключительно парный. Если мужика (деда) нет, то из сильной, сметливой, говорливой, иногда вздорной и глупой, но неизменно работящей и неунывающей, она сразу превращается в горькую вдову, сиротинку
«Жили-были дед и баба…» - типичный зачин русской сказки.
Дед и баба вместе решают бытовые, семейные, морально-нравственные и даже вселенские проблемы, поистине деля все пополам.
Леший-- сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок. Это главный хозяин леса у славян, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Место жительства духа -- глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», -- считали крестьяне, -- «лешие с лесом расстаются». В этот день (17октября) дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует.
Кикимора (шишиммора, сусемдка, мамра)-- персонаж славяно-угорской мифологии, а также, один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу). Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными.
Эти герои являются, как правило главными, а также встречаются в каждой сказке, былине.
Древнерусская литература
Понятие древнерусская литература обозначает в строгом терминологическом значении литературу восточных славян XI-XIII вв. до их последующего разделения на русских, украинцев и белорусов. С XIV в. отчетливо проявляются особые книжные традиции...
Жанр детектива в английской неоромантической литературе
Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди...
Жанр экспериментального романа в творчестве Джона Фаулза на примере романов "Волхв" ("The Magus") и "Женщина французского лейтенанта" ("The French Lieutenant’s woman")
Персонажи - вымышленные фигуры, продвигающиеся вместе с сюжетом, обладают весьма проблематичным существованием по сравнению с реальными людьми. Будучи составлены из слов, а не из плоти и крови, они ведут целиком выдуманную жизнь, и...
Образы нечистой силы в национальном фольклоре
Ведьма - один из известнейших образов славянской демонологии, сочетающий в себе черты реальной женщины и злого духа. Слово «ведьма» образовано от древнерусского «ведать» - знать. Первоначально оно не имело зловещего смысла (ср. ведунья...
Образы нечистой силы в национальном фольклоре
Ведьма - это латышско-литовское магическое существо, обычно- девушка. Иногда называют Laume vai Spоnaga. В сказках и былинах обычно вредит людям. В сказках и былинах у ведьм несколько функций. Обычно умеют летать на метлах...
Образы нечистой силы в национальном фольклоре
Система образов в романе "Герой нашего времени"
Сравнительный анализ "Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А.Н. Толстого
Персонажи у А.Н. Толстого обрисованы ясно и определенно, как в народных сказках. Они и берут истоки из народных сюжетов, эпических и драматических. Буратино в чем-то близок бесшабашному Петрушке из народного театра...
Судьба России и русского крестьянства в контексте изучения творчества И.А. Бунина в школе
Трагедия Шекспира "Гамлет"
Образ Гамлета раскрывается во всей полноте во взаимосвязях со всеми персонажами. Ведь каждый второстепенный персонаж имеет свою задачу, свою судьбу и освещает какую-то грань характера главного героя...
Фольклорные начала в романе Т. Толстой "Кысь"
Талант писателя опреде-ляется значимостью его литературных открытий. Бес-смертно то, что не повторяет и неповторимо. Природа литературы не терпит вторичности. Писатель создает свой образ реального мира...
Фольклорные традиции в лирике А.С. Пушкина
Исследуя взаимоотношения книжной и народной лирики, нельзя забывать о сложности характера их связей, которые были обусловлены спецификой развития литературы и народного поэтического творчества в тот или иной период национальной истории...
Фольклорные традиции в произведениях Гоголя
РЕВОЛЮЦИИ
На правах рукописи
ГОЛУБ МАРИНА ЛЕОНИДОВНА
УДК 7. 01."(398.0)
[иссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
09-00-04 - ЭСТЕТИКА
Диссертация выполнена в Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко на кафедре этики, эстетики 1 теории культуры философского факультета.
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профес
сор Бычко А. К.
Ведущая организация: Институт искусствоведения, фольк
лора и этнографии им. М. Т. Ры льского АН УССР
Защита состоится 28 ноября 1991 г. в 15 часов на заседанш Специализированного совета Д 068.18.23 в Киевском государ ственном университете им. Т. Г. Шевченко по адресу: 252000 ГПС-1, ул. Владимирская, 60, a¿yд. 267.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко
Ученый секретарь Специализированного совета
Русин М. Ю.
кандидат философских наук, доцеш Гумешок Татьяна Константиновна.
Д. Ю. КУЧЕРЮК
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи
ГОЛУБ МАРИНА ЛЕОНИДОВНА
■ УДК 7. 01 (398.0)
СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ФОЛЬКЛОРЕ
яссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
09-00-04 - ЭСТЕТИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. Рост национального самосознания связанный с демократизацией общественной жизни, способствует возрождению интереса к культурному наследию народа, его нравственным и эстетическим ценностям, наиболее полно воплощенных в фольклоре. Фольклор, будучи творческим выражением глубинных народных интенций, способом этражения духовных ценностей парода и его мировоззренческих поисков, входит важным компонентом в духовную жизнь общества-
Таким образом, философское исследование проблемы фольклора как социально обусловленной и исторически развивающейся художественной деятельности, основополагающей категорией которого является художественный образ, - мы считаем актуальным, поскольку именно в нем аккумулируется в.ссь духовный опыт народа, формируются универсалии, лежащие в основе духовной и практической жизни народа.
Степень разработанности проблемы. Фольклор как социально обусловленная и исторически развивающаяся художественная деятельность народных масс тесно связан с духов-юй жизнью народа. Однако отсутствие фундаментальных разработок, которые привели бы к созданию общей теории фольклора, а также неразработнность не только понятийного аппарата теории фольклора, но и неопределенность самого понятия «фольклор»- приводит к необходимости теоретического анализа этой проблемы. По-прежнему, в искусствоведческой и эстетической литературе, существует целый спектр очек зрения на фольклор как на свод определенных обрядов, кодекса нравов, собрание обычаев и суеверий. Также нет единства и относительно подходов к изучению фольклора. Ни один из существующих подходов - археологический, исторический, психологический или литературоведческий -не могут дать ответ на вопрос: что такое фольклор и в чем его специфика.
Вычленение составных элементов фольклора, а именно, словесных, музыкальных, игровых - способствует накоплению эмпирического материала, но не может дать целостного представления об этом феномене художественной деятельности.
Можно выделить несколько концептуальных парадигм в определении специфики фольклора. Так, господство в 30-е годы гносеологических трактовок феномена искусства, признание образной природы сказалось и на понимании особенностей фольклора как формы искусства. Недостаточность гносеологической модели природы искусства, по нашему мнению, состоит в следующем: во-первых, гносеологизм сводит все многообразие форм человеческого мировосприятия, к которым несомненно принадлежит и искусство, к познаватело-ному отношению человека к миру. Тем самым искусство рассматривается сквозь призму характеристики познания, что ведет к утере его специфики™ как формы духовно-практического освоения мира. Во-вторых, «прописка» искусства по гносеологическому ведомству, хотя и несет в себе эвристический потенциал, однако сужает возможности его рассмотрения со стороны духовно-практического, предметного мироотноше-ния, ограничивая искусство лишь отражательной функцией. В-третьих, гносеологизм, страдая излишней приверженностью к абстракции, не учитывает, что смыслы, порождаемые практическим сознанием, не могут быть деперсонифицированы, в противном случае они не могут служить основанием для духовно-практического способа отношения человека к миру, не могут сопровождать практические действия индивида. Далее, схема, которая применяется гносеологизмом к знанию, автоматически накладывается на сознание, в котором знание является только одним из компонентов. И, наконец, закрепление за искусством познавательных функций обусловлено рассмотрением его в качестве мыслительной сущности, а не формы духовно-практического отношения к миру. Это отразилось и на рассмотрении художественного образа, который стал предметом теоретического исследования лишь в 50-е годы (А. Н. Дремов. 3. С. Паперный и др.).
Вторым важным этапом в понимании специфики искусства является эстетический подход к объединению его природы, основной характеристикой которого является признание за
скусством способности к восприятию окружающей действи-:льности в развитых формах человеческой чувственности, тановление данного подхода связано с исследованиями. А. Бурова, который видел специфику искусства не в обрати структуре, а в его эстетических качествах. В работах. В. Палиевского, Б. М. Рунина показана сущность худо-ествеи.ного образа как связь познания и оценки действите-
В рамках данного подхода исследование художественного Зраза осуществлялось в следующих аспектах: во-первых, "тем накопления его содержательных характеристик, новы-}