Что может быть как ветер. Что такое ветер и откуда он берётся? Какие ветры имеют сезонный и постоянный характер
Темы сочинений 17.3
В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?
В чём заключается своеобразие композиции рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и с флейт – Figaro
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде – духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная – место глухое.
(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)
Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»?
Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».
Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Определение поэзии»?
Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?
Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»?
8. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?
9. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков?
ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
(О.Э. Мандельштам, 1930 г.)
Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения («кандалами цепочек дверных»)?
Укажите размер, которым написано стихотворение «Ленинград» (без указания количества стоп).
Как называется повтор одинаковых слов в начале смежных строф («Петербург! я еще не хочу умирать…» – «Петербург! У меня еще есть адреса…»)?
Как называется обращение, не предполагающее отклика и использованное О.Э. Мандельштамом для создания эффекта диалога с любимым городом: «Петербург! У меня еще есть адреса»?
8. Почему в стихотворении, названном «Ленинград», лирический герой обращается к Петербургу?
9. Кто из русских поэтов обращался к образу города на Неве и как содержание их произведений соотносится со стихотворением О.Э. Мандельштама «Ленинград»?
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
(Б.Л. Пастернак, 1946 г.)
Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.
Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?
Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?
Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку».)?
Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп)?
8. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?
9. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы
героя-одиночки?
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадётся к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаём.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечёсаный растрёпа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
(Б.Л. Пастернак, 1956)
Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).
Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.
1) анафора
2) гипербола
3) неологизм
4) звукопись
5) просторечие
Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?
Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?
8. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?
9. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.
Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся и снова
Меняем позы и места.
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.
Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенье мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.
И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,
И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится всё время мне.
Там волны выше этих веток
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.
А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.
Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магиею пены
И чёрной магией воды.
А волны всё шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.
(Б.Л. Пастернак, 1941)
В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?
- «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?
Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.
1) анафора
3) инверсия
5) гипербола
Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»
8. Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?
9. Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.
(Б.Л. Пастернак, 1931)
Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов – основ; истин – бескорыстен и т.п.)?
К какому роду литературы относится это произведение?
Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).
Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышен шорох снов / И шелест новостей и истин»?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.
1) инверсия
2) метафора
3) анафора
4) сравнение
5) гротеск
8. Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?
9. Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б.Л. Пастернака?
Февраль. Достать чepнил и плaкaть
Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,
Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoю чepнoю гopит.
Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,
Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,
Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь
Eщe шумнeй чepнил и слeз.
Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,
С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся в лужи и oбpушaт
Суxую гpусть нa днo oчeй.
Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,
И вeтep кpикaми изpыт,
И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.
Б.Л. Пастернак, 1912 г.
Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?
Каким термином называют в литературоведении художественный прием преувеличения, использованный Б.Л. Пастернаком в этом стихотворении
«С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся…»?
Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»
8. Какие художественные образы стихотворений Б.Л. Пастернака кажутся вам необычными?
9. Какие русские поэты ХХ века стремились к обновлению поэтических форм?
Гул затих. Я вышел на подмостки*.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня направлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче**,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе***.
Жизнь прожить – не поле перейти.
(Б.Л. Пастернак)
*подмостки – здесь: сцена, театральная площадка
**Авва Отче – обращение к Богу (ср. Господи!)
***фарисейство – здесь: лживость и притворство
Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства и позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет» скрытое сравнение «жизнь – театр»?
Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» образное определение, выражающее субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимся его судьбой.
Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический прием, основанный на повторении однородных согласных звуков:
«Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути...»?
Укажите термин, которым называют краткое изречение, содержащее законченную мысль лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»:
Жизнь прожить – не поле перейти.
Какой художественный прием позволил Б.Л. Пастернаку создать в стихотворении художественный образ многолюдного зрительного зала:
«На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси»?
Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет».
8. Почему стихотворение Б.Л. Пастернака называется «Гамлет»?
9. Какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?
ПРО ЭТИ СТИХИ
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.
Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметёт.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денёк
Откроет много из того,
Что мне и милой невдомёк.
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)
Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).
Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).
Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?
8. В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака?
9. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения близки стихотворению Б. Л. Пастернака?
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде