"Чем вы их мажете?": так ли нетленны святые мощи. Как разделяют (раздробляют) мощи
В день соборного почитания первосвятителей московских предлагаем нашим читателям кратко вспомнить их великие деяния и мысленным взором посетить места упокоения их честных мощей. Все они находятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре, которая неотделима от бед и горестей, радостей и побед нашего Стольного града.
18 октября Святая Церковь вспоминает собор московских святителей, всех прославленных в лике святых иерархов, бывших на Московской кафедре, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.
1. Успенский Патриарший кафедральный собор Московского Кремля
Успенский собор был усыпальницей Московских митрополитов на протяжение трех веков от начала его строительства и до Синодального периода в истории Русской Церкви. В Успенском соборе покоятся мощи шести первоиерархов, прославленных в лике святых.
В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, носившим титул митрополита Киевского. В 1459 г. соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482 – 1563) . В 1547 и 1549 гг. созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, в связи с чем под руководством митрополита составлены жития святых – Великие четьи-минеи. При нем, в 1551 г., состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507–1568) . Открыто обличал царя Иоанна Грозного за учреждение опричнины и казни невинных людей, за что был неправедно судим, сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где и убит Малютой Скуратовым.
В 1586 г. избран митрополитом Московским, а в 1589 г. провозглашен находившимся в Москве Константинопольским патриархом Иеремией II первым патриархом на Руси. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. отказался признать законность власти Лжедмитрия, оклеветан и изгнан из Москвы. Святитель Иов вернулся в престольный град 14 февраля, был встречен с почетом и 20 февраля в Успенском соборе простил и благословил свою бывшую паству. Таким образом состоялось примирение патриарха с народом, который всего полтора года тому назад в той же самой церкви попустил клевретам самозванца низвергнуть и оскорбить пастыря.
Вскоре после этого события, 19 июня 1607 г., патриарх Иов скончался, окруженный попечениями своего почитателя, архимандрита Старицкого Успенского монастыря Дионисия, того самого, который в смутное время правил Троице-Сергиевой лаврой.
Был ярым противником Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Умер в заточении от голода, не дожив до освобождения Москвы.
2. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Вплоть до 1920-х годов мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи на телеге в Успенский собор Кремля.
14 октября 1947 г. в 5 часов 40 минут утра мощи святителя Алексия, Московского чудотворца были доставлены протоиереем Николаем Колчицким в Елоховский собор и встречены патриархом Алексием I.
Святитель Алексий, митрополит Московский (между 1292/1305 – 1378) . Ради исторической правды следует отметить, что святитель Алексий еще носил титул митрополита Киевского и всея Руси, однако во всех церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, святитель Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях. В 1366 г. он начал строительство каменного Кремля. Митрополит пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Святителем Алексием в Москве был основан в честь Нерукотворного Образа Спасителя Андроников монастырь, начато возведение каменного храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и при нем Чудова монастыря.
Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 г, освящен в 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 г. Заново отстроен и освящен в 1994–2000 гг.
Фасады храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом Московским.
9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.
Митрополит Филарет был одним из образованнейших людей своего времени. Неслучайно ему пришлось стать главным участником великих исторических событий в жизни не только Церкви, но и всей Российской Империи. Так митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Еще в июле 1823 г. по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 г. манифест был утвержден и, спустя 11 дней, получен святителем в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». При подготовке крестьянской реформы в России и освобождения крестьян от крепостной зависимости император Александр II настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана митрополитом Филаретом.
Еще в Санкт-Петербургской Духовной академии святитель положил начало труду всей своей жизни – переводу на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако только в 1856 г. Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.
Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении было основано девять новых монастырей и четыре скита, в том числе и единоверческие. Святитель прилагал немалые заботы об обращении старообрядцев из раскола к Православию. С благословения святителя Филарета в Московской епархии открыты три православных монастыря в местах расселения старообрядцев, было утверждено чинопоследование по «старым обрядам» с поминанием действующей Церковной иерархии – единоверие, что по мысли святителя, должно было убрать препятствия для желающих достигнуть церковного единства староверов.
4. Троице-Сергиева лавра
10–14 октября 1994 г. были произведены раскопки к югу от храма Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 гг. В результате раскопок были обретены честные мощи святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия. Мощи святителя Иннокентия ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1880–1881 гг. подвальная часть Успенского собора была перестроена в крипт, где освящен храм в честь всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь покоятся многие иерархи, в их числе и Святитель Макарий Московский (Невский). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9.00 и 12.00) и раздается освященное масло.
В 1868 г. после блаженной кончины Святителя Филарета Московского Святейший Синод определил управлять столичной кафедрой епископу с противоположного конца империи, буквально с обратной стороны земного шара, уроженцу Сибири, миссионеру, епископу Камчатскому Иннокентию. Нелегко было взойти на Московскую кафедру после столь блистательного архиерея, каким был святитель Филарет (Дроздов). Кротость и смирение нового московского митрополита расположила сердца москвичей, которые искренне полюбили своего пастыря.
Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.
Святитель Иннокентий отошел ко Господу в Великую Субботу, 31 марта 1879 г. и похоронен в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.
Святитель Макарий – последний Московский митрополит – находился на Московской кафедре с 1912 по 1917 гг. до Поместного собора, на котором был избран патриарх Московский и всея России святитель Тихон. Последний год жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких в 1926 г. Похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Как и Святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский) прославлен в лике святых за апостольские труды по просвещению народов России и за ее пределами.
5. Донской Монастырь
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Ныне святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925), первый после восстановления патриаршества в России.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий ; патриарший местоблюститель с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в конце 1936 г. (Петр Федорович Полянский 1862–1937).
Отдельно необходимо сказать о священномученике митрополите Петре. Место его захоронения неизвестно. Он был расстрелян 10 октября 1937 г. под Магнитогорском Челябинской области и погребен в одной из безымянных братских могил, где покоятся другие расстрелянные НКВД заключенные. Митрополит Петр принял управление Церковью в самый ураган гонений от безбожной власти, даже известие о его кончине было ложным.
Почти 20 лет назад советские ученые, исследовав многие останки святых угодников Киево-Печерской лавры, неожиданно "открыли" тайну феномена нетленности: оказалось, что в мощах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, способствующих процессам разложения. Однако в то атеистическое время такую сенсацию боялись предать широкой огласке. И только недавно мне посчастливилось получить неоспоримые документальные свидетельства из рук одной киевлянки, дочери кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой (ныне покойной). В 80-е годы прошлого века Тамила Решетникова работала в составе государственной комиссии по исследованию мощей, сотнями лет покоившихся в нашей Лавре. Полностью с этим уникальным научным исследованием Тамилы Решетниковой "Современные исследования святых мощей" можно ознакомиться в читальном зале библиотеки музея-заповедника Киево-Печерской лавры. В советские годы эта научная работа была издана очень маленьким тиражом.
***
Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского, за свою святость сподобившегося явления Бога, и почившего в 1533 году
О жизни этого подвижника, о чудесах от его мощей Вы можете прочитать на сайте Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря - www.svirskoe.ru
***
Мощи против радиации
Феномен святых мощей давно приковывал к себе внимание множества "следопытов". В документальном фильме Николая Ильинского "Тайны Киево-Печерской лавры" есть видеозапись о спелеологах, пытавшихся обнаружить место захоронения основателя этого монастыря - преподобного Антония. По всей вероятности, они не знали (или не признавали) завещания старца о том, чтобы никто не тревожил его прах. После того как вырвавшийся из-под земли необжигающий огонь дважды преградил им путь, все исследования были немедленно прекращены. И тогда за дело принялись ученые...
В своем труде "Современные исследования феномена святых мощей" кандидат биологических наук Тамила Решетникова детально описала биофизико-химическую природу останков печерских подвижников и их влияние на живые объекты: "Объектами исследований были семена и семи-девятидневные ростки пшеницы сорта Мироновская-808. Содержание химических элементов в семенах определяли методом пламенной фотометрии на атомно-абсорбционных спектрометрах "Сатурн" (СССР) и "АА-1" (ГДР). Погрешность приборов по стандартам составляла 1-2 процента, число вариантов в пробирках - от 5 до 10. Ошибка исследований не превышала 3 процента при уровне вероятности 0,950-0,997... Во всех случаях, независимо от продолжительности временной экспозиции, эффект был один: семена, побывавшие возле мощей, отличались повышенными на 15-20 процентов всходами и ускоренным развитием... Результаты химических анализов показали, что даже после кратковременного пребывания возле мощей в сухих семенах изменяется состав некоторых химических элементов. Так, например, под воздействием мощей святого Агапита-целителя количество цинка (вредного для растения - В.К.) уменьшилось на 18 процентов, а кальция и калия - увеличилось на 11 и 4 соответственно... Можно предположить, что первопричиной обнаруженных изменений в семенах являются процессы трансмутации, то есть взаимопревращения атомов одних химических элементов в другие".
Но больше всего Решетникову поразило другое: "благословенные" зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе. Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 года), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 рентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, "воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи"...
Они... живые?!
По мнению многих экспертов, работавших вместе с Тамилой Решетниковой, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей.
После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии. Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в Православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде безпрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти.
Удивляет еще один факт, не поддающийся объяснению с научной точки зрения: тела священномучеников сохранились намного лучше, чем тела прочих святых, умерших естественной смертью. Но больше всего поражают результаты анализов, полученные еще в декабре 1988 года во время химического анализа мощей, взятых из чаш с мироточивыми главами, которые на языке ученых именовались "образцами №4, №9 и №20". Именно тогда три светила медицины - профессоры Бобрик и Концевич вместе с лауреатом премии имени академика Палладина профессором Хмелевским составили уникальный отчет, в котором черным по белому было написано: "Химический анализ образцов был исполнен в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута.
Результаты анализа показали: все образцы являются высокоочищенными маслами, не содержащими в себе высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования... В образцах не обнаружены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ... Исследованиями установлено, что образец №20 имеет 20 мг белка в 100 мл, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 70 мг. Данный показатель присущ только живому организму..."
Преподобный Илья Муромец родился калекой
Рентгено-флуоресцентный и атомарно-абсорбционный анализы позволили установить в мощах преподобного Алипия-иконописца, краски которого считались чудотворными, чрезвычайно высокое содержание цинка, рубидия, железа, меди, свинца, ртути, брома и марганца, а в мощах преподобного Агапита-врача - большую концентрацию марганца, брома, цинка и свинца. Скорее всего, это связано с их профессиональными занятиями - частым контактированием с красителями и лечебными препаратами, изготовленными на основании упомянутых химических элементов.
С помощью антропометрических исследований удалось определить и физические данные печерских подвижников. К примеру, по методу ученого Герасимова было установлено, что возраст Нестора-летописца составлял 60-65 лет, рост - 163-164 сантиметра, Илии Муромца - 40-45 лет и 177 сантиметров соответственно. Кстати, последний действительно обладал огромной силой (у него была очень развита мускульная система). Но первые "тридцать лет и три года", как и повествует предание, он вообще не мог ходить: смолоду страдал заболеваниями хребта, что привело к некоторым функциональным перестройкам организма (утолщение черепа, увеличение размеров кисти по сравнению с длиной плеча...). Вдобавок ко всему былинный богатырь имел несколько переломов ребер и правой ключицы, проникающее ранение левой руки, а смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом (копьем?). (Этот вывод ученых как будто вступает в противоречие с житием святого. Ведь, насколько известно, былинный богатырь умер в монастыре, а не на поле битвы. Но можно предположить, что он погиб, защищая обитель от набега кочевников. Или же рана все-таки оказалась не смертельной. А может быть, и данные науки оказались неточны, что нередко случается - ред.).
На теле преподобного Тита-воина тоже обнаружено немало боевых травм, в первую очередь в черепной коробке: в левой темечковой кости зафиксировано сквозное ранение веретеноподобной формы размером 4х1,5 см. От переднего края этого повреждения отходит линия сросшегося перелома в виде небольшой борозды - это свидетельствует о том, что полученная рана не привела к моментальной гибели. Как известно, в своей предсмертной "епитафии" Тит говорит, что он "бывши на брани, поражен был во главу оружием, едва смертным, и сего ради оставил воинствование; мало нечто возмог, приидя в монастырь Печерский".
Сравнительный анатомический анализ показал, что физическое развитие почившей братии было довольно хорошим: святые иноки в основном являлись людьми среднего и высокого роста, имели правильное и крепкое телосложение. Большинство из них умерли в зрелом и "пенсионном" возрасте: от 40 до 60 лет. В зависимости от рода занятий у святых подвижников были развиты определенные группы мышц: у преподобного Марка-печерника прекрасно развиты нижние и верхние конечности, у Григория-иконописца - правая рука, шея и спина. Это лишний раз доказывает, что в монастырь уходили не только хилые и престарелые мизантропы, но и настоящие богатыри...
Каждый преподобный по-своему благоухает
Во время посещения Лавры игумен дальних пещер иеромонах Василий благоговейно открыл передо мной раки нескольких святых и даже позволил прикоснуться губами к их высохшим рукам. И - о чудо! Оказывается, наши богоносные и преподобные отцы, столетиями почивающие в тихих монастырских обителях, продолжают излучать тепло. Температура их мощей примерно такая же, как у живого человека!
Медленно продвигаясь по узким проходам дальних пещер Киево-Печерской лавры, мы восхищались духовными подвигами святых отцов. От замурованных в стене мощей преподобного Кассиана-затворника повеяло удивительным, неземным ароматом. В этом дыхании вечности чувствовалась глубокая мистика, способная вывести человека за пределы обычного рассудка.
По мнению лаврских монахов, к нетленным мощам нужно относиться с особым почтением и благоговением. В случае святотатства грешнику не избежать жестокого наказания. Об этом свидетельствуют записи Митрополита Киевского Петра Могилы, составленные по словам многих очевидцев. В частности, меня впечатлил рассказ о немецком отроке Генрихе Мансвеле: находясь в лаврских пещерах со своими родителями, он втайне оторвал палец от руки одного из святых. По дороге в Киев его разум так сильно помутился, что окружающие взволнованно спрашивали: "Кто ты и почему ходишь как сумасшедший?". Сознавшись в содеянном, он был вынужден вернуться в Лавру и положить оторванный палец на место. И только после этого Генрих почувствовал душевное облегчение.
***
- Православная Церковь и сектанты. Церковь небесная: почитание святых, молитвенное призывание святых, почитание Божией Матери, почитание святых ангелов - протоиерей Дмитрий Владыков
- Симфония на жития Святых - Игнатий Лапкин
- Какие бывают святые - Фома
- Аура или нимб? Можно ли измерить сияние святых? - Фома
- Свидетели Христа - Андрей Виноградов
- Почему Церковь почитает святых? - игумен Игнатий Душеин
- О вопросах канонизации - иерей Максим Максимов
- Церковное почитание святых и самочинные канонизации - Алексей Зайцев
- Молитвенное общение со святыми - протоиерей Михаил Помазанский
- Чем святой отличается от "чудотворца"-оккультиста - Валерий Духанин
- Святые дураки - Дмитрий Ребров
- Во времена гонений юродивые стали миссионерами - игумен Дамаскин Орловский
- Святость в Православии - диакон Максим Пляткин
- Открывающие небо (О значении подвига российских новомучеников и о работе по канонизации новопрославляемых святых) - игумен Дамаскин Орловский
- Ошибались ли святые? - иерей Димитрий Моисеев
- Первое похвальное слово святому первомученику Стефану - святитель Григорий Нисский
- Второе похвальное слово Святому Стефану первомученику - святитель Григорий Нисский
***
Говорят, каждый святой по-своему благоухает, однако различить эти запахи может лишь тот, кто не просто обладает хорошим обонянием, а неустанно стремится к своему духовному совершенству. Трижды в год святые мощи почивающих в Лавре угодников Божиих наряжаются в одинаковые цвета: от начала Великого поста до Пасхи их переодевают в черные церковные одеяния, от Пасхи до Святой Троицы - в красные, от Святой Троицы до начала Великого поста - в зеленые. В порядке исключения мне также разрешили зайти в "святая святых" - своеобразный подземный шкаф, на полках которого хранятся специальные сосуды с мироточивыми главами. Впервые в жизни я не только увидел, но и смог приложиться к честной главе священномученика - это был небольшой потемневший и полый череп Климента Римского, одного из учеников Апостола Павла, жившего еще в первом веке. А вот узнать имена остальных угодников, к сожалению, так и не удалось: записи о них были утеряны в результате долгих лет атеистических гонений и частых разрушений Лавры... Из нескольких десятков глав, показанных нам в Дальних пещерах, сегодня мироточат лишь семь. Многие монахи связывают этот факт с оскудением истинной веры и расцветом западных сект в нашей Православной стране.
Когда после долгих лет гонений нашу Лавру снова открыли, главы Божиих угодников мироточили так обильно, что за день один сосуд мог наполниться наполовину, - говорит отец Василий. - Это свидетельствует об истинности Христианства: многие святые, предвкушая вечные блаженства, прославляются не только на небесах, но и на земле. Их нетленные мощи необходимы для духовного подкрепления каждого человека: через молитвы к нашим преподобным люди получают исцеления и утверждаются в Православной вере.
Говорят, что в темных пещерах преподобные и богоносные отцы читали священные книги, пользуясь светом... собственных рук. В замурованных келиях, где обычный (мирской) человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для собственной психики: чем дольше они там жили, тем больше чувствовали себя счастливыми и тем сильнее становился их дар провидения, а сила их разума только возрастала.
Современный вид 950-летней Киево-Печерской лавры ("малого Иерусалима") окончательно сформировался в 1718 году после грандиозного пожара, во время которого сгорели все деревянные постройки. Лавра занесена в список 360 архитектурных шедевров мира: в лаврских фондах хранится 62 тысячи единиц редчайших произведений искусства, в Дальних пещерах насчитывается 48 мощей святых, в Ближних - 74.
Сказано: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все ». Также видно, что тело святого оказалось подвержено тлению - земли предадеся , а оставшиеся кости именуются святыми мощами, но при этом сообщается, что мощи его целы все .
Нетленность мощей
Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовались святыми мощами. Так Иероним Блаженный писал что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла - в виде костей. Особенно это касается останков древних святых в большинстве своем принявших мученическую смерть, часто состоящую в сожжении и растерзании зверями . Хотя, как отмечает профессор Е. Е. Голубинский , составители житий святых об обретении их мощей позволяли себе свободу в показаниях относительно состояния мощей.
Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи» ).
Факт нетления мощей стал оказывать влияние на решение вопроса о канонизации святых в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской церкви. Профессор И. В. Попов так пишет о нетлении мощей:
|
Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается.
Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению , это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в их акафистах). Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные средства (например, воскомастика - специальный состав, которым покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках ; при освящении храмов мощи помазывают миром ; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество.
Почитание
Мощи в Ветхом Завете
И взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии. И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его
. И сохранили кости его и кости пророка
, который приходил из Самарии.
|
История почитания мощей
Процессия с мощами святого Доната
Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мёртвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников , а места погребения их становились святилищами , где отправлялось христианское богослужение: «Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа ». Многие истории о выкупе останков святых попали в их жития. Например, в житии святого Вонифатия рассказывается, что он был направлен праведной Аглаидой на Восток с целью выкупить и привести в Рим останки мучеников, но пострадал сам и его тело было выкуплено его спутниками за 500 золотых монет.
Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви » о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа » и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни ». Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Однако в конце III - начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор ( -419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей » и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических » должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием ». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания ».
Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)
Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум , миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. . Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона , почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.
Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка , хранящиеся в Венеции , были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Аналогичны истории с перенесением мощей святителя Николая из города Миры в Бари в 1087 году (в честь перенесения Русской православной церковью установлено празднование 22 мая (9 мая по старому стилю)) и святителя Спиридона из Константинополя на остров Корфу в 1456 году . Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение - оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма , в котором находятся реликвии.
В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов , пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням. Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова , которая вела в Сантьяго-де-Компостела , где упокоился апостол . Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .
Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги , которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром . Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба , в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.
Святые отцы о почитании мощей
Литургическое значение мощей
Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю », литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором , определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою ».
Формы хранения мощей
Рака святой Бригитты Шведской
«Под спудом» - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.
Мощи помещались и в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: например, у некоторых архиереев в панагию , крест или перстень вложена частица мощей того или иного святого. Святые реликвии усиливали в глазах средневековых людей эффективность оружия. К примеру, рукоять Дюрандали - меча эпического героя Роланда , также была мощехранилищем. Она вмещала, как гласит «Песнь о Роланде », кровь святого Василия, нетленный зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского , божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии . После того как рыцарь погиб, его сюзерен бросил лезвие меча в реку, чтобы оно не досталось больше никому, а вот рукоять забрал с собой.
Благочестивое отношение к мощам выразилось в сугубо русской традиции их ежегодного омовения после часов Великой Пятницы . В соборах Московского Кремля этот чин продолжал совершаться вплоть до революции 1917 года . Чин омовения мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре мощи; освящалась вода и ею омывались мощи. После окончании обряда воду, оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню раздавали священнослужителям и знатным лицам, а верующие, присутствующие в храме, окроплялись ею.
Разделение мощей
По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии . Практика отделения от мощей частиц была уже развитой к V веку .
Иоанн Златоуст так писал о разделении мощей на части:
Частица мощей святой Пусинны
Тем не менее, разделение мощей привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. Например, десницу Иоанна Крестителя показывают сразу в Черногории , Турции и коптском монастыре святого Макария.
В западной церкви восточный обычай разделения мощей не был распространён до VIII века . Причиной его внедрения в церковную жизнь стало ограждение мощей от разграбления варварами. Так в Риме впервые гробы с мощами мучеников были открыты и мощи внесены внутрь городских стен в 537 году при осаде города Витигесом .
Стоит отметить, что с обычаем разделения мощей были согласны не все священнослужители: после смерти св. Франциска Ассизского его ближайшие последователи и друзья францисканцы похоронили его в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи , замуровав вход, чтобы воспрепятствовать разделению тела своего друга и распространению его останков по Европе. Эта крипта была обнаружена только 400 лет спустя, в 1818 году .
Критика почитания мощей
Почитание мощей среди христиан отрицается протестантами , толстовцами , а также исчезнувшей сектой богомилов .
В Россию значительное число мощей было привезено греческим духовенством в XVII в. В их числе были и подделки . В Русской церкви факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году : при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению. Однако несмотря на это её почитание как святой было восстановлено в 1909 году .
Существует точка зрения (свойственная, в частности, сторонникам материализма), что сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными, или какие-либо сообщения об исцелениях и т. п., следует рассматривать в том же русле критики, что и всю концепцию религиозного культа.
Вскрытие мощей в России
Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого). Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно (например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского ). Мощи, как артефакты , затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского , изъятые в 1921 году , были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века , что объясняется действием климатических условий места его погребения. Только в период 1919-1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены или серьёзно пострадали.
Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:
Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова , который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты. Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем . Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность.
См. также
- Почитание и канонизация преподобного Серафима Саровского
Сноски и источники
- Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
- Преподобный Иустин (Попович) . Святые мощи . // Портал Слово
- Мощи // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
- Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
- Братья Стругацкие .
- Огарков В. В. Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность
- По отношению к останкам святых в богослужебных текстах слово мощи используется и без эпитетов честные или святые .
- Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук . - СПб., 1836. - Т. IV. - С. 156
- Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия (глава 17) // Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 23, произведения 1879-1884. - С. 60-303 .
- Голубинский Е. Е. Богословский вестник , 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 74
- Голубинский Е. Е. . - М., 1903. - С. 35
- Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви . М., 1903. - С. 297-298
- Собрание русских летописей. - Т. VI. - С. 195
- Лисовой Н. Н. Мощи - от слова «мощь» // Нескучный сад, 30.10.2006. - №6 (23)
- Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97
- Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 95
- Илья Басин И. Миф мощей преподобного Серафима Саровского // Богословие. Культура. Образование. - М., 1997. - Т. 2. - Вып. 3. - С. 385
- Протоиерей Пётр Иванов (д.и.н. , в.н.с. )К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского // Московские епархиальные ведомости, 2003. - № 4-5
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей . - Киев, 1913. - С. 272
- Мощи // В. М. Живов . Святость. Краткий словарь агиографических терминов
- Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97-98
- Th. Ruinarti, monachi benedictini, Acta sanctorum sincera, 1, 48
- Житие святого Вонифатия
- Петренко В. И. Богословие икон. Протестантская точка зрения . - С-Пб., 2000. - C. 46 .
- Святоотеческая хрестоматия / Сост. протоиерей Николай Благоразумов. - М., 2001. - С. 58 .
Одной из важнейших причинканонизации является превращение тела человека в мощи. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления
Мощи святых Матроны, Спиридона, Луки, Дмитрия Солунского и чудеса от них
В Православной Церкви за долгие века канонизировано множество святых в разных чинах. Прославлено множество святых угодников, каждый в своем лике, то есть ранге, в котором человек канонизирован: это мученики и страстотерпцы, преподобные, праведники, святители, юродивые, благоверные и равноапостольные - обычно правители, князья. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления.
Одной из важнейших причин и немаловажным критерием канонизации является превращение тела человека в мощи.
Что такое мощи
Это большая святыня. Мощи представляют собой тело человека, от которого исходит множество доказанных чудес по свидетельствам людей. Сначала знамения случаются по молитве к еще не прославленному человеку - и оказывается, что он с Небес помогает, даруя исцеление, облегчение в трудных обстоятельствах и иную помощь. Затем тело эксгумируют, ставят в раку (ковчег для мощей в виде красиво сделанного гроба) и люди прикладываются (целуют) к самим мощам или ко стеклу гроба.
Так происходило с рядом святых. С некоторыми бывало и иначе: люди не знали или забывали, где могила святого, мощи чудесно обретали (внезапно находили) и уже найденные, они начинали творить чудеса.
Нетленные мощи
Интересно, что мощи могут быть нетленными - мощи, например, святого Александра Свирского и многих угодников Киево-Печерской лавры выглядят так, как будто эти люди уснули, - а могут оставаться в виде скелета с частью плоти (как мощи святого Сергия Радонежского или святителя Спиридона Тримифунтского), в виде только костей и черепа.
В Греции, на Афоне, например, традиционно очень почитают полностью, до костей истлевшие мощи. На Святой Горе Афон монахов хоронят на монастырском кладбище, затем через три года выкапывают, и если на костях умершего осталась плоть, о его упокоении усиленнее молятся.
Все это лишь традиции почитания, и самое важное - это свидетельства о помощи Божией и святых через мощи.
Многие миряне и даже духовенство могут не знать, как выглядят те или другие мощи - например, преподобного Сергия, они лежат под вышитым парчовым покровом. А некоторые мощи, например, преподобного Александра Свирского открыты и видны каждому
Многие мощи святых были «вскрыты» при советской власти. Безбожники хотели «доказать», что мощи - обман. Но главное в мощах не нетление, а те чудеса, которые происходит по молитвам перед ними к святым, великая помощь Божия через эти святыни.
Мощи святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу
Одни из древнейших мощей - мощи святителя Спиридона Трмифунтского. Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая Мирликийского. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается. В Москве хранится великая святыня, зримо показывающая посещение святым людей всего мира - башмачок с мощей святителя Спиридона.
Спиридон Тримифунтский жил в IV веке после Рождества Христова, был современником Николая Чудотворца. Однако во все последующие века он помогал людям с Небес.
Он родился в семье простых крестьян, но настолько любил Бога, любил молитву и сострадал нуждающимся людям, что стал священником, чтобы утешать всех, приходящих к нему. Жена его рано умерла, и на свою маленькую семью - себя и дочь Ирину - он работал сам. В то же время он был настолько хорошим священником, что люди просили его стать во главе духовенства города Тримифунт. До смерти он разводил скот и возделывал землю, чтобы прокормиться, а пожертвования на Церковь оставлял на строительство и храмов и раздавал нуждающимся. Он был словно отец для всех горожан, и когда не мог помочь сам - обращался к Богу. По его молитвам люди исцелялись, бедняки выходили из нужды, нескольких человек святитель даже воскресил молитвой.
Будучи прост душой, он совершил множество чудес, даже превратил змею в золото для одного разорившегося человека. Святой продолжается творить чудеса и все они имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр.
Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они - знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.
Необязательно ехать на Корфу, чтобы стать свидетелями чуда: в Покровском храме Данилова монастыря в Москве находится вышитая туфля с мощей святого, подаренная Русской Церкви митрополитом Элладским Нектарием в 2007 году.
Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.
Прикоснуться к мощам великого чудотворца Спиридона Тримифунтского можно в церкви Воскресения Словущего в Москве. Здесь хранится частица мощей святителя и две его старинные иконы.
В двух столицах России - Москве и Петербурге - есть храмы Спиридона Тримифунтского. Московский храм стоит в Брюсовом переулке, а петербургский храм - в Ораниенбауме. Кроме того, в Петербурге, на Васильевском острове есть часовня Спиридона Тримифунтского, где постоянно совершаются молебны с акафистом святому. Петербуржцы часто используют ее как ориентир и перевалочный пункт в паломничестве к Ксении Блаженной - ее мощи находятся совсем недалеко, на Смоленском кладбище, по прямой от Спиридоновой часовни.
В Ялтинском поселке Кореиз и в Донецке рядом с храмами на пожертвования почитателей святого сооружены статуи Спиридона Тримифунтского.
День памяти святителя Спиридона Тримифунтского празднуют единожды в году – 25 декабря (12 декабря по старому стилю). Он выпадает на день зимнего солнцестояния: на Руси его называли «Спиридоновым поворотом».
В материальных трудностях, бедах с деньгами, проблемах с жильем молятся к святителю Спиридону Тримифунтскому - как понимающему все материальные трудности святому, ведь он прожил всю жизнь в бедности и всегда помогает
- В нехватке денег;
- При финансовом неблагополучии;
- В поддержке бизнеса и торговли;
- В аренде, поиске хорошей квартиры, продаже и приобретении жилья;
- В работе, хорошей вакансии, трудоустройстве на достойную должность с хорошей зарплатой;
- О мире, благополучии и материальном достатке;
- О духовных нуждах - в тоске, отчаянии, невозможности преодолеть вредные привычки и зависимость.
Конечно, молитва ваша будет услышана вне зависимости от времени суток или вашего местопребывания, пола и возраста. Молитесь, даже если многие говорят вам, что проблема пустяковая: молитва никогда не приходит зря, вы призовете благодать Божию в свою жизнь. Лишь искренне обращаясь к святому, с верой и надеждой, вы узнаете, что такое молитва: даже научные исследования подтвердили, что при молитвенном обращении к Богу, Божией Матери и святым изменяются процессы, происходящие в мозгу. То есть молитва - коммуникация с незримыми Силами, Господь Сам ответит нам в нашем сердце.
Древние мироточивые мощи великомученика Дмитрия Солунского
Этого древнего святого называют также Дмитрием Мироточивым: его мощи источали миро, особую чудесную жидкость, состав которой не знает никто на земле.
Будущий святой был сыном римского правителя греческого города Фессалоники, правившего во времена первых христиан и императора Максимиана - гонителя христиан. Святой получил пост градоправителя после смерти своего отца и сразу открыто исповедовал Христа, призывал своих горожан и друзей к жизни по вере Христовой - так было крещено множество людей. Император заключил его в темницу, а затем устроил гладиаторские представления, где заставлял христиан бороться с воинами-профессионалами. Однако по благословению и молитве святого Дмитрия Солунского один из христиан по имени Лий победил всех гладиаторов. Разгневанный император казнил его вместе со святым Димитрием: святой молился в темнице и был казнен путем пронзения несколькими копьями.
Тело святого было тайно похоронено христианами, а его окровавленная одежда и перстень сохранены. Верный слуга святого давал их для поклонения христианам - люди при прикосновении к этим святыням получали исцеления.
С признанием христианства как официальной религии Византийской империи мощи святого были обретены. Долгие века они источали благоуханное чудесное миро: ароматную жидкость, которая появляется на святых иконах и мощах. В храме, построенном буквально через несколько десятилетий после гибели святого, была устроена даже особая раковина для сбора мира. Только после завоевания Византии мусульманами и превращения Дмитриевского храма в мечеть, мощи прекратили источение мира, целебные свойства которого признавали даже иноверцы.
Частицы мощей и миро от великомученика находятся в разных странах, есть частица мощей святого и в России. Особо почитается она в Санкт-Петербурге: здесь, в Коломягах, находится храм Дмитрия Солунского, который никогда не закрывался и где хранится частица мощей святого.
- Святому Дмитрию молятся как воину-защитнику, покровителю военных и мирных людей на войне: он помогает обрести терпение, мужество, смелость и отвагу.
- Святой помогает в болезнях глаз, трудностях со зрением.
- Икона Дмитрия Солунского помогает защитить дом и семью от недоброжелателей и злых воздействий.
Мощи преподобного Александра Свирского
Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в XVI веке, в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.
Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь. Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» - святыми мощами. Обе обители, основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей - «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.
С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей - Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.
Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро - благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).
Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного - у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля - день обретения мощей святого в XVII веке.
Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.
- К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях - молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.
- Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости - молитесь ему о смирении и мире.
- Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.
- Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь - о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.
- Молятся ему и сами родители будущих монахов - о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.
Мощи святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)
Этот святой официально канонизирован Церковью как святитель Лука Крымский, поскольку свой земной путь он закончил в сане епископа Симферопольского. Однако православные люди зовут его по фамилии: святитель Лука Войно-Ясенецкий. Это объясняется тем, что по сей день еще живы многие люди, знавшие святого лично и звавшие по фамилии, ведь епископ Лука был и врачом, и служителем Церкви.
Множество святых есть в Православной Церкви, но святитель Лука особо выделяется в их сонме. Подвиги его совершались совсем недавно - он скончался уже в 1960-х годах, он лечил раненых Великой Отечественной войне и, пожалуй, единственный из всех священников тогда мог не снимать рясы никогда, даже во время операция нося ее под халатом. Талант его как хирурга был признан даже советской властью, давшей ему, находившемуся в сане, Сталинскую премию - единственный и беспрецедентный случай за всю советскую историю. Впрочем, и епископ-хирург, пожалуй, существовал один во все века. Духовный талант епископа Луки - его святость - являла себя и в его архипастырском служении, и в его чудесах, совершаемых благодатью Божией.
После смерти святого множество людей вышло на улицы города, чтобы проводить его в последний путь. В то же время, власти пытались запретить «слишком массовые» похороны - а люди ложились под колеса разворачиваемого автобуса с гробом владыки, чтобы процессия прошла по основным улицам. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был обретены мощи святого, то есть вскрыта его гробница, а тело, ставшее нетленными чудотворными мощами, перенесено в серебряную раку - особый большой ковчег для мощей. Ее подарили святителю Луке и всем симферопольцам, чтущим память доброго архипастыря и целителя, клирики Православной Церкви Греции: в этой стране также как чудотворец почитается святой Лука Крымский.
Мощи пребывают в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя. В обитель можно совершить паломничество, остановиться в монастыре, чтобы посещать богослужения некоторое время, исповедоваться и причаститься, исцелиться по молитвам к святителю перед его мощами. Также в Симферополе есть прекрасный памятник святителю Луке; его же именем назван медицинский университет.
Память святителя Луки отмечается всей Православной Церковью дважды в год:
- 18 марта, в день преставления святителя ко Господу,
- 11 июня, в день обретения мощей святителя Луки в Симферополе.
Многие истории чудесных исцелений ежегодно рассказывают люди в дни памяти святителя Луки. Особенно удивительны истории, когда молящимся кажется, что после молитвы во сне они… подвергаются умелой и четкой операции.
- Есть несколько свидетельств, как после операции в видении люди исцелялись от ушных болезней, мигреней, опухолей.
- Многие женщины излечивались от бесплодия по молитвам к святому, легко протекали беременность и роды.
- Святителю Луке молятся об исцелении от глазных болезней, ведь сам он на склоне лет страдал от слепоты.
- Как исповеднику веры, прошедшему через многие ссылки и тяготы тюрьмы, святому Луке Крымскому молятся о помощи в странствиях, укреплении веры среди жизненных тягот.
- Просят его и об исцелении заболеваний, требующих хирургического вмешательства: есть множество свидетельств чудесных исцелений, когда казавшаяся злокачественной опухоль перерождалась в доброкачественную или исчезала.
- Как человека, перенесшего тяготы вдовства, святителя Луку просят о мудрости и поддержек при смерти близких, в разводе, вдовстве.
- По молитвам к святому исчезали кисты и грыжи, которые требовали срочного оперативного вмешательства, поэтому в случае появления таких образований нужно также молиться святителю Луке.
Мощи Матроны Московской
Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.
Она появилась на свет абсолютно слепой, родители хотели даже оставить ее в приюте, но во сне ее мать увидела слепую белую птицу, севшую к ней на грудь, и решила, что это знак от Господа. С раннего детства она много времени проводила в храме, на богослужениях и в свободное время, и уже в юности у нее открылся дар прозорливости. Господь открывал ей прошлое, будущее и настоящее - так, однажды ночью она внезапно сказала о смерти крестившего ее священника, жившего в соседней деревне и действительно скончавшегося в это время.
Слава о маленькой святой разошлась по многим губерния России, к ней приезжали многие, но были и завистники: в 17 лет у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила Матронушка - Господь попустил это по злобе одной женщины. Однако святая, словно взамен от Господа, получила дар целительства.
После революции святая вместе с подругой поехала в Москву, где много лет скиталась, живя у добрых людей, скрываясь от гонителей Православия и принимая всех, просящих ее помощи. Каждый день к ней приходили за помощью около 40 человек, ночью она проводила в молитве, дремала лишь изредка. Со смирением она несла тяжелый крест телесных немощей и не роптала, а принимала волю Божию о себе. Она принимала многих, помогала всем пророческим советом, а ночью молилась обо всех. Умерла она в 1952 году.
По традиционным меркам святая Матрона Московская была канонизирована вскоре после смерти - в 1999 году. Почитание святой Матроны благословила Церковь. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 марта 1998 года были обретены ее святые мощи, которые находятся в Покровском монастыре Москвы и к которым ежедневно люди стоят в очереди, зная о чудесах от святыни. Матронушка была канонизирована в лике блаженных.
Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.
Дни празднования памяти святой блаженной Матроны - это дни, когда особо торжественно читаются молитвы ей за Литургией, поются молебны с акафистом:
- 2 мая - день преставления ко Господу (смерти);
- 8 марта в обычный год и 7 марта в високосный год - день обретения мощей;
- последнее воскресение перед 8 сентября - в соборе Московских святых.
Блаженная Матрона, действительно, помогала и помогает в любых скорбях и нуждах. Сегодня ей молятся при самых разных бедах:
- В трудностях с жильем,
- Сложностях с деньгами,
- В тяжести душевной, депрессии, скорби,
- При семейных ссорах, расставаниях, распаде семьи,
- При потере работы, сложностях трудоустройства и ссорах в коллективе,
- В болезнях, при тяжелых заболеваниях или ранениях,
- О здоровье и хорошем воспитании детей.
Молиться о помощи можно Матроне Московской:
- у ее мощей в Покровском монастыре у Покровской заставы в Москве,
- на Даниловом кладбище Москвы, где она была первоначально похоронена,
- в любом храме вашего города около ее иконы - возможно, в образ будет вделана частица мощей блаженной,
- дома перед иконой Матронушки или даже без нее, стоя у икон Спасителя и Божией Матери.
Известно, что существуют справочные сайты о святой Матроне, однако записки и комментарии в интернете не являются истинными письмами святой. Посещение храма монастыря, где пребывают мощи Матроны, станет вашим паломничеством, небольшим трудом в знак вашего желания быть услышанным.
Мощи святой находятся в Покровском монастыре у Покровской (Абельмановской) заставы в Москве. Это место также известно как храм или монастырь Матроны Московской на Таганке. Проехать к обители можно на наземном транспорте или на метро.
Есть традиция идти за помощью к Матронушке с цветами - живым приношением ей, свидетельством искренности вашей молитвы и любви к святой. Вы обязательно почувствуете, что Матрона Московская становится вам словно родной, как и для многих людей - вот почему ее называют ласково Матронушкой. В Покровском монастыре вокруг раки (гробницы) со святыми мощами блаженной всегда множество букетов живых цветов. Часто священники благословляют брать цветы, положенные другими людьми, тяжко страдающим и болящим как подарок от самой Матроны Московской.
- Приобретите по возможности нечетное число роз - их святая любила при жизни, - положите у образа или у мощей.
- Приобретите церковные свечи и перед образом блаженной в храме прочтите молитву по тексту ниже. Поговорите с ней, как с живой - так она просила сама.
- Перед молитвой или после зажгите свечу от других свечей в подсвечнике, поставьте, перекреститесь дважды, поклонитесь и поцелуйте изображение святой в руку или край одежды, вновь перекреститесь и поклонитесь.
- Можно приобрести в храме икону Матронушки для домашней молитвы и церковные свечи, которые вы будете зажигать во время молитвы дома. Сама Матронушка советовала приходить к ней и разговаривать, прося помочь. То есть вы можете просить святую о помощи своими словами, в любое время.
- Еще одна традиция - писать записки святой. Их кладут у мощей или в любом храме за икону блаженной.
- Пишите от души, пишите святой Матроне как своей бабушке или матери - как живой, ведь на Небесах она слышит каждого из нас.
Приходить - означает не только посещать мощи Матроны, но и мысленно приходить с молитвой к ней. Однако в составленных и благословленных Церковью молитвах есть полнота просьб - вы можете забыть еще о каких-то нуждах, а в молитве содержатся и просьбы, о которых вы даже не думали. Поэтому стоит читать церковные молитвы Матроне
Да хранит вас Господь молитвами всех святых!
В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю — пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад. Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам "навестить его могилу через 75 лет". После этого он погрузился в медитацию и умер, "уйдя в нирвану". Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии. С тех пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу своего духовного учителя.
У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь, его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи. Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: "Откройте секрет — чем вы их мажете?"
Не все то свято, что нетленно
"У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека стала почитать православная церковь. Есть огромное количество свидетельств, не связанных со святостью, о телах, не разложившихся по физическим или каким-то таинственным причинам. Однако основной импульс к прославлению человека в лике святых — это, прежде всего, народное почитание", — подчеркивает ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" в сети "Елицы" иеромонах Макарий (Маркиш).
По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации. Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось тлению. "Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно, так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось. И только личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление Серафима Саровского в лике святых все же состоялось", — отмечает иеромонах Макарий.
Личность важнее тела
Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке. Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.
А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского, хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников. Святой Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам. Умер святитель в преклонном возрасте во время молитвы.
"Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь материальными носителями, представителями этих людей", — подчеркивает представитель Русской православной церкви.
Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых, умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала нетленность его останков.
Чудо или химия?
В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков, как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.
"Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть довольно древняя традиция — делать восковые маски святых. Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений", — предостерегает директор информационной службы католической епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
По его словам, есть несколько католических святых, тела которых действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария. За 11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас и хранятся нетленные останки святой.
А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала уйти в монастырь. В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской конгрегации "Дочери милосердия" и посвятила жизнь заботе о стариках. Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.
Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто спящим.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде